Георгий рерберг биография личная жизнь

Георгий рерберг биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Рерберг.

Георгий Иванович Ре́рберг (28 сентября 1937, Москва – 25 июля 1999[1], Москва) – советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), народный артист РСФСР (1988). Имел репутацию соавтора режиссёров в построении художественной реальности.

Биография[править | править код]

Род Рербергов имеет шведские корни. Отцом Георгия был художник И. Ф. Рерберг (1892-1957), матерью – виолончелистка Галина Козолупова, дочь народного артиста С. М. Козолупова.

В 1960 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). Работал на киностудии «Мосфильм».

Дебютная работа в 1965 – картина «Первый учитель». Уже в этом чёрно-белом фильме выявились его творческие особенности: строгость изобразительного решения, композиционная чёткость, документальность стиля[2].

В 1967 году снял чёрно-белый фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Однако в прокат фильм вышел только 20 лет спустя. В 1989 году за работу в этом фильме Г. Рерберг номинировался на премию «Ника» за лучшую операторскую работу, а в 1990 году в числе создателей фильма был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

В цветном кино проявился его талант пейзажиста и портретиста. В фильме «Дядя Ваня» сопоставление чёрно-белых и цветных кадров приобретает драматический характер. Этот приём получил развитие в «Зеркале», где ирреальность и конкретность снов передаётся в чёрно-белых сценах, а в цветных – красота и одухотворённость мира детства, драматизм его утраты. Различные операторские приёмы (репортажная съёмка, рапид, внутрикадровое движение камеры, высококонтрастное освещение) реализуют замысел, создают образную структуру фильма.

Во время съёмок «Сталкера» между Рербергом и режиссёром А. Тарковским сложилась конфликтная ситуация из-за испорченной плёнки «Кодак», на которую снимали фильм[3]. По требованию режиссёра Рерберг был отстранён от съёмок, практически весь фильм был переснят заново оператором А. Княжинским. Об этом конфликте рассказывает документальная лента Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона “Сталкера”» (2008)[4].

На Венецианском кинофестивале 1981 года Рерберг удостоен Специального упоминания жюри за свою работу в фильме «Звездопад» режиссёра Игоря Таланкина[5].

В 1977-1984 годах читал курс лекций по операторскому мастерству на Высших курсах сценаристов и режиссёров[6][7][8].

В 1990-е годы всё меньше снимал кино, сосредоточившись на рекламе для телевидения. Снял большинство роликов цикла «Всемирная история, Банк Империал»[9].

Был женат на актрисе Валентине Титовой, которая во время съёмок фильма «Отец Сергий» ушла к нему от своего мужа, режиссёра Владимира Басова[10].

Скончался от разрыва сердца. Похоронен на Введенском кладбище рядом с отцом и матерью (19 уч.).

Фильмография[править | править код]

  • 1965 – Первый учитель (реж. Андрей Кончаловский)
  • 1966 – История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (реж. Андрей Кончаловский)
  • 1969 – Дворянское гнездо (реж. Андрей Кончаловский)
  • 1969 – Золотые ворота (реж. Юлия Солнцева)
  • 1970 – Дядя Ваня (реж. Андрей Кончаловский)
  • 1970 – Пёс, сметана и труба (реж. Ирина Елисеева)
  • 1970 – Обыкновенная история (реж. Галина Волчек)
  • 1971 – Ехали в трамвае Ильф и Петров (реж. Виктор Титов)
  • 1972 – Дирижирует Евгений Мравинский (документальный)
  • 1973 – Иркутская история (реж. Борис Ниренбург, Евгений Симонов)
  • 1974 – Зеркало (реж. Андрей Тарковский)
  • 1975 – Здравствуйте, я ваша тётя! (реж. Виктор Титов)
  • 1975 – Лес (реж. Инесса Селезнёва, Игорь Ильинский)
  • 1976 – Мелодии белой ночи (реж. Сергей Соловьёв)
  • 1977 – 12 стульев (реж. Марк Захаров)
  • 1978 – Безымянная звезда – сорежиссёр (с Михаилом Козаковым) и оператор-постановщик (снял своё имя из титров)
  • 1978 – Отец Сергий (реж. Игорь Таланкин)
  • 1980 – Адам женится на Еве (реж. Виктор Титов)
  • 1981 – Звездопад (реж. Игорь Таланкин)
  • 1981 – Золотые рыбки (короткометражный в киноальманахе «Полоса везения»)
  • 1982 – Вновь я посетил… (реж. Александр Прошкин) – Смоктуновский читает стихи Пушкина
  • 1983 – Любовь Орлова (документальный, реж. Григорий Александров, Елена Михайлова)
  • 1983 – Время отдыха с субботы до понедельника (реж. Игорь Таланкин)
  • 1984 – Иона, или Художник за работой (короткометражный, реж. Александр Кайдановский)
  • 1984 – Беседы с Мравинским (документальный)
  • 1985 – Испытатель (короткометражный, реж. Иван Дыховичный)
  • 1985 – Маскарад (фильм-балет, реж. Феликс Слидовкер)
  • 1986 – Плюмбум, или Опасная игра (реж. Вадим Абдрашитов)
  • 1989 – Две истории Альфреда Шнитке (музыкальный фильм, реж. Святослав Чекин, Наталья Павлова-Арбенина)
  • 1990 – Я сюда больше никогда не вернусь (реж. Ролан Быков)
  • 1991 – Лосев (реж. Виктор Косаковский)
  • 1993 – Октябрь (реж. Абдеррахман Сиссако
  • 1996 – Прибытие поезда, новелла «Дорога» (реж. Владимир Хотиненко)
  • 1997 – Олег Каган. Жизнь после жизни (реж. Андрей Хржановский)
  • 1999 – Катерина Ивановна (реж. Валерий Зеленский, Светлана Врагова)

Награды и номинации[править | править код]

  • 1979 год – Всесоюзный кинофестиваль – Приз за изобразительное решение фильма (фильм «Отец Сергий»).
  • 1981 год – Венецианский кинофестиваль – Специальное упоминания жюри (фильм «Звездопад»)[5].
  • 1989 год – номинация на премию «Ника» за лучшую операторскую работу (фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»)
  • 1990 год – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»)[11].

Отзывы[править | править код]

«Его дебютный фильм “Первый учитель” – совершеннейшее откровение по форме, по стилистике (…) Бесспорное по художественным достоинствам, совершенное по цвету, композиции произведение “Дворянское гнездо”. Это чудо световых ситуаций, мастерского использования рисующего и рефлексного света». – Вадим Юсов[11]

«О фильме “Зеркало” написано много, но восхищение от этого не становится меньше. Восхищает всё: драматургически точное световое решение пространства в интерьерах и декорациях, природа в состоянии солнечного, пасмурного, грозового дня и ночи, переданная на экране с предельной выразительностью, портреты героев в различных световых состояниях». – Вадим Юсов[11]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 352. – 640 с. – 100 000 экз.

Ссылки[править | править код]

  • Георгий Рерберг. «Если чувства не воспитаны, толку не будет». Последняя беседа. «Киноведческие записки», №48 (2000). Дата обращения: 17 февраля 2013.
  • Острова. Георгий Рерберг. ТВ «Культура». Дата обращения: 17 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  • Всего одна жизнь. Рерберг в воспоминаниях кинематографистов (рус.) // Искусство кино : журнал. – 2000. – № 8.

Источник

Как говорится, кино снимают не только в кадре, но еще и за кадром. Ведь то, что мы видим на экране, лишь вершина айсберга. А на съемочной площадке точно также кипит жизнь – творческий процесс, оживленные споры, ссоры, интриги и, конечно, романы.

Читайте также:  Батыр биография личная жизнь

Валерий Тодоровский в своем сериале «Оттепель» очень хорошо показал не только жизнь кинематографистов, но и богему того времени во всей своей красе так, что еще долго проводили параллели и не утихали споры, кого же именно из звезд 50-х изобразил у себя в картине режиссер.

Главный герой «Оттепели» – своеобразный оператор, мастер своего дела, Виктор Хрусталев (в исполнении Евгения Цыганова). Многие считали прототипами героя и Александра Княжинского, и отца режиссера Петра Тодоровского, который также начинал свою карьеру за камерой.

Но большинство увидело в нем черты гениального, но в то же время и скандального оператора Георгия Рерберга. Давайте о нем и поговорим…

Георгий Рерберг. Фото: архивы киностудий Евгений Цыганов в сериале «Оттепель» (2013)

Рерберг окончил операторский факультет во ВГИК, поэтому можно сказать, что сразу окунулся в мир московской богемы и «золотой молодежи» того времени. Ведь чаще всего именно это учебное заведение предпочитали дети советской творческой элиты.

Да и у него самого происхождение было очень интересное – аристократ со шведско-датскими корнями, в роду известные архитекторы, музыканты, художники. Он и сам в юности рисовал. Правда, большинство работ уничтожил. Такой был сложный характер, перфекционизм во всем.

Кстати, о характере его слагали легенды! В одном лишь сходились те, кто с ним работал, Рерберг – гений! Андрей Кочаловский как-то сказал о нем (источник статья Сергея Соловьева, kinoart.ru):

Это же дикий, не всегда трезвый мустанг. Будешь его объезжать – сомнет, раздавит, вышвырнет из седла.

Да и называли его по-разному. Как в том самом фильме: Георгий Иванович, он же Гоша, он же Гога, он же, со слов Тарковского, «нечеловеческое чудище».

И с Кончаловским, и с Тарковским Рерберг плотно сотрудничал в те годы. На съемках фильма «Солярис» между режиссером и оператором разгорелся большой конфликт. По официальной версии это были разногласия в творческом процессе, но впоследствии выяснилось, что была еще одна причина – жена Тарковского Лариса Кизилова. Нет, у Рерберга не было с ней романа. Она просто не получила роль, которую сыграла в фильме Алиса Фрейндлих, и обвинила во всем оператора. Якобы он сделал неудачные пробы.

Два гения совместную работу прекратили. Собственно, как говорили многие, потерял в этом во всем только советский кинематограф.

Георгий Рерберг и Андрей Тарковский. Фото: 1tv.ru

Конечно, женщины любят плохих парней, а потому романов у Рерберга было много. Причем, с самыми красивыми женщинами страны!

Известно о его отношениях с красавицей Марианной Вертинской, в которых проявился весь его бурный нрав – он ее ревновал, устраивал сцены, сопровождал на съемки.

А один раз даже спас от гибели. На съемках у нее от софита вспыхнуло и загорелось платье, Рерберг вовремя сбил пламя. Но терпеть его было невыносимо, они разошлись. А Вертинская потом встречалась с его извечным соперником оператором Александром Княжинским.

Марианна Вертинская. Фото: kino-teatr.ru

Но Рерберг долго один никогда не был. К нему ушла от Владимира Басова Валентина Титова, с которой они прожили 20 лет в браке. Ушла, конечно, «из огня да в полымя».

Но он сразу предупреждал, что будет пить, скандалить и изменять. Тем не менее, Титова смогла впервые в его жизни создать вокруг него атмосферу семьи и заботы, за что он всегда был ей благодарен.

И все-таки они развелись.

Георгий Рерберг и Валентина Титова. Фото: kino-teatr.ru

Одним из последних увлечений любвеобильного оператора называют молоденькую студентку Ренату Литвинову, которая говорит сейчас в интервью, что в том, кем она стала, во многим обязана именно его подсказкам. Скорее всего, это были платонические отношения.

Умер Георгий Рерберг в 1999 году от разрыва сердца. К тому времени он уже был очень одинок.

Источник

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Из Википедии – свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Рерберг.

Георгий Иванович Рерберг (28 сентября 1937 – 28 июля 1999) – советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), народный артист РСФСР (1988). Имел репутацию соавтора режиссёров в построении художественной реальности.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5

    Просмотров:

    58 824

    1 691

    9 086

    14 403

    2 864

  • ✪ Наедине со всеми – Гость Марианна Вертинская. Выпуск от 13.03.2017

  • ✪ “Лебединое озеро”. Серия 2. Н.Бессмертнова, А.Богатырев. Swan Lake. Bessmertnova. Bogatyrev (1983)

  • ✪ И.Тургенев. Нахлебник. Серия 1. МХАТ. М.Яншин, А.Вербицкий, В.Беляков, Г.Стецюк (1971)

  • ✪ А.Островский. Лес. Серия 1. Постановка И.Ильинского. Малый театр (1975)

  • ✪ “Лебединое озеро”. Серия 1. Н.Бессмертнова, А.Богатырев. Swan Lake. Bessmertnova. Bogatyrev (1983)

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Фильмография
  • 3 Призы и награды
  • 4 Критика и отзывы
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Ссылки

Биография

Род Рербергов имеет шведские корни. Отцом Георгия был художник И. Ф. Рерберг (1892-1957), матерью – виолончелистка Галина Козолупова, дочь народного артиста С. М. Козолупова.

В 1960 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). Работал на киностудии «Мосфильм». Дебютная работа в 1965 – фильм «Первый учитель». Уже в этом чёрно-белом фильме выявились его творческие особенности: строгость изобразительного решения, композиционная чёткость, документальность стиля.

В 1967 году снял чёрно-белый фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Однако в прокат фильм вышел только 20 лет спустя. В 1989 году за работу в этом фильме Г. Рерберг номинировался на премию «Ника» за лучшую операторскую работу, а в 1990 году в числе создателей фильма был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

В цветном кино проявился его талант пейзажиста и портретиста. В фильме «Дядя Ваня» сопоставление чёрно-белых и цветных кадров приобретает драматический характер. Этот приём получил развитие в «Зеркале», где ирреальность и удивительная конкретность снов передаётся в чёрно-белых сценах, а в цветных – красота и одухотворённость мира детства, драматизм его утраты. Различные операторские приёмы (репортажная съёмка, рапид, внутрикадровое движение камеры, высококонтрастное освещение) искусно реализуют замысел, создают неповторимую образную структуру фильма.

Во время съёмок «Сталкера» между Рербергом и режиссёром А. Тарковским сложилась конфликтная ситуация из-за испорченной плёнки «Кодак», на которую снимали фильм[1]. По требованию режиссёра Рерберг был отстранён от съёмок, практически весь фильм был переснят новым оператором А. Княжинским. Об этом конфликте рассказывает документальная лента Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона ”Сталкера”»(2008)[2].

На Венецианском кинофестивале 1981 года Рерберг удостоен Специального упоминания жюри за свою работу в фильме «Звездопад» режиссёра Игоря Таланкина[3].

Был женат на актрисе Валентине Титовой, которая ушла к нему от кинорежиссёра Владимира Басова.

Г. Рерберг умер от разрыва сердца. Похоронен на Введенском кладбище рядом с отцом и матерью.

Читайте также:  Лотяну биография личная жизнь дети фото

Фильмография

  • 1965 – Первый учитель (реж. Андрей Кончаловский)
  • 1966 – История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (реж. Андрей Кончаловский)
  • 1969 – Дворянское гнездо (реж. Андрей Кончаловский)
  • 1969 – Золотые ворота (реж. Юлия Солнцева)
  • 1970 – Дядя Ваня (реж. Андрей Кончаловский)
  • 1970 – Пёс, сметана и труба (реж. Ирина Елисеева)
  • 1970 – Обыкновенная история (реж. Галина Волчек)
  • 1971 – Ехали в трамвае Ильф и Петров (реж. Виктор Титов)
  • 1973 – Иркутская история (реж. Борис Ниренбург, Евгений Симонов)
  • 1974 – Зеркало (реж. Андрей Тарковский)
  • 1975 – Здравствуйте, я ваша тётя! (реж. Виктор Титов)
  • 1976 – Мелодии белой ночи (реж. Сергей Соловьёв)
  • 1977 – 12 стульев (реж. Марк Захаров)
  • 1978 – Безымянная звезда – сорежиссёр (с Михаилом Козаковым) и оператор-постановщик (снял своё имя из титров)
  • 1978 – Отец Сергий (реж. Игорь Таланкин)
  • 1980 – Адам женится на Еве (реж. Виктор Титов)
  • 1981 – Звездопад (реж.Игорь Таланкин, по Виктору Астафьеву «Звездопад», «Сашка Лебедев», «Ода русскому огороду»)
  • 1981 – Золотые рыбки, к/м (в киноальманахе «Полоса везения»)
  • 1982 – Вновь я посетил… (реж. Александр Прошкин) – Смоктуновский читает стихи Пушкина
  • 1983 – Иона, или Художник за работой, к/м (реж. Александр Кайдановский)
  • 1983 – Любовь Орлова
  • 1983 – Время отдыха с субботы до понедельника (реж. Игорь Таланкин)
  • 1985 – Испытатель, к/м (реж. Иван Дыховичный)
  • 1985 – Маскарад (фильм-балет Ф. Слидовкера на музыку А. Хачатуряна, с Н. Долгушиным в роли Арбенина – ТО «Экран», Союзтелефильм)
  • 1986 – Плюмбум, или Опасная игра (реж. Вадим Абдрашитов)
  • 1989 – Две истории Альфреда Шнитке (музыкальный фильм, реж. Святослав Чекин, Наталья Павлова-Арбенина – студия «Форум», ВПТО «Видеофильм»)
  • 1990 – Я сюда больше никогда не вернусь (реж. Ролан Быков)
  • 1993 – Октябрь
  • 1996 – Прибытие поезда, новелла «Дорога» (реж. Владимир Хотиненко)
  • 1997 – Олег Каган. Жизнь после жизни (реж. Андрей Хржановский)

Призы и награды

  • 1979 – Всесоюзный кинофестиваль – Приз за изобразительное решение фильма (фильм «Отец Сергий»).
  • 1981 – Венецианский кинофестиваль – Специальное упоминания жюри (фильм «Звездопад»)[3].
  • 1990 – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»)[4].

Критика и отзывы

«Его дебютный фильм “Первый учитель”- совершеннейшее откровение по форме, по стилистике (…) Бесспорное по художественным достоинствам, совершенное по цвету, композиции произведение “Дворянское гнездо”. Это чудо световых ситуаций, мастерского использования рисующего и рефлексного света». – Вадим Юсов[4]

«О фильме “Зеркало” написано много, но восхищение от этого не становится меньше. Восхищает все: драматургически точное световое решение пространства в интерьерах и декорациях, природа в состоянии солнечного, пасмурного, грозового дня и ночи, переданная на экране с предельной выразительностью, портреты героев в различных световых состояниях». – Вадим Юсов[4]

Примечания

Источники

  • «Кино. Энциклопедический словарь» Москва, «Советская энциклопедия», 1986.

Ссылки

  • Георгий Рерберг. «Если чувства не воспитаны, толку не будет». Последняя беседа. «Киноведческие записки», №48 (2000 год). Дата обращения 17 февраля 2013. Архивировано 27 февраля 2013 года.
  • Острова. Георгий Рерберг. ТВ «Культура». Дата обращения 17 февраля 2013. Архивировано 27 февраля 2013 года.
  • Всего одна жизнь. Рерберг в воспоминаниях кинематографистов. // Искусство кино : журнал. – 2000. – № 8.

Источник

Их секс-тайны намного скандальнее, чем у Виктора Хрусталёва из «Оттепели»

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

* Гога Рерберг сражал окружающих наповал огромным членом

* Тарковский бил оператора головой о стену за то, что тот хотел показать его дочери порнуху

* Последней любовью прототипа героя Цыганова в «Оттепели» стала Рената Литвинова

В новогодние каникулы в эфир Первого канала (освежив на редкость скучное телеменю) ворвался повторный показ сериала «Оттепель». История о жизни советских кинематографистов 60-х годов ожидаемо возглавила рейтинги. А на минувшей неделе в гостях у программы «Кино в деталях» на СТС побывал мегапопулярный актер Евгений ЦЫГАНОВ, сыгравший в «Оттепели» главную роль – оператора Виктора Хрусталева. Женя выразил мнение многих, что режиссеру Валерию ТОДОРОВСКОМУ удалось воссоздать истории сразу нескольких культовых персонажей советского кинематографа и при этом никого не обидеть.

Знатоки кино уверены: в персонаже Хрусталеве переплетены и узнаваемы судьбы сразу нескольких легендарных операторов – Вадима Юсова, Александра Княжинского, Павла Лебешева и Петра Тодоровского, знаменитого отца режиссера «Оттепели», который начинал карьеру именно за камерой и памяти которого посвящена лента. Но главным прообразом Хрусталева, конечно, стал оператор от Бога Георгий Рерберг. Такой же немногословный, харизматичный, любвеобильный, никогда не расстающийся с сигареткой, как герой Цыганова.

– Когда я учился в Московской киношколе, Рерберг приходил к нам преподавать, – поделился Евгений с Федором Бондарчуком в передаче «Кино в деталях». – Ему ставили коробку из-под пленки, в которую он целый день стряхивал пепел.

И вот спустя много лет Цыганову и его коллегам, чтобы показать нравы богемы 50-летней давности, точно так же приходилось в кадре смолить одну цигарку за другой.

Про брутального Хрусталёва герои «Оттепели» отзывались хлёстко: характер – дерьмо, сам – гад и сволочь, но при этом безоговорочно признавали его кинематографический талант

Ревнивец грозил ножом

Актрису Марианну Вертинскую с Рербергом и его коллегой Княжинским связывает личная история. Старшая дочь великого шансонье была музой и возлюбленной одного, а потом другого.

– Я очень полюбила «Оттепель», – призналась мне Марианна Александровна. – У Жени Цыганова потрясающе получилось передать дух той эпохи. Да и другие человеческие типажи, характеры в ленте невероятным образом перекликаются с 60-ми годами. Я, например, разглядела в Викторе Хрусталеве больше черт оператора Саши Княжинского, хотя многие говорят, что больше он на Рерберга похож. Но мне показалось, что по скупости в выражении своих эмоций это все-таки больше Александр…

С Княжинским Вертинская познакомилась в 1965 году на съемках детской сказки «Город мастеров». Она играла прекрасную леди Веронику, он стоял за камерой.

В очередной раз наводя фокус на обворожительную актрису, будто сошедшую с полотна Боттичелли, Александр поймал себя на мысли, что теряет голову. Юная богиня, получившая первые уроки любви от Андрона Кончаловского и оттачивавшая мастерство сводить с ума мужчин с женатым Андреем Тарковским, ответила оператору взаимностью.

Их страсти хватило на два года, но расстались Вертинская и Княжинский друзьями. Спустя четверть века Александр пригласил Марианну сняться в эпизоде, как потом оказалось, проходного фильма «Женщина у моря». Зато в кадр уже немолодая актриса, доверившись мастерству бывшего любовника, согласилась войти полностью обнаженной!

Знаменитые шестидесятники: Геннадий ШПАЛИКОВ (как и Костя Паршин из сериала, покончил с собой), Наталья РЯЗАНЦЕВА (его первая жена) и Александр КНЯЖИНСКИЙ

К тому моменту за плечами у Марианны остались еще несколько потрясающих романов, в том числе с оператором-донжуаном Гогой Рербергом.

– Георгия в самом деле очень любили женщины, – делится Вертинская. – Такие интересные, красивые и талантливые люди всегда привлекают внимание.

Большим минусом для Марианны оказалось то, что великолепный Гоша оказался очень ревнивым. Неизменно следовал за любимой на съемки под предлогом проверить камеру и свет. Хотя для него и в самом деле было важно, насколько хорошо и гармонично его музу снимет кто-нибудь другой.

Читайте также:  Олежка александр биография личная жизнь

На картине «Капитан Немо» он спас Вертинскую от гибели. Она случайно задела фатой раскаленный софит. Одежда на актрисе моментально вспыхнула. Но Рерберг сориентировался и смог сбить пламя.

Пётр ТОДОРОВСКИЙ начинал кинокарьеру за камерой, сняв такие хиты, как «Весна на Заречной улице» и «Два Фёдора»

Вот только разговаривал вспыльчивый и тоталитарный Георгий в приказном тоне и легко мог поднять на женщину руку. А уж когда узнал, что Марианна втайне от него начала встречаться с Борисом Хмельницким, грозился убить или себя, или ее, бегая по московским улицам с ножом для рубки мяса.

Сложный характер не раз играл против Рерберга. В киномире многие наслышаны о его конфликте с Тарковским, закончившимся взаимными оскорблениями и практически рукопашной. Самолюбивые творцы, которые в паре гениально сняли «Зеркало», так и не смогли вместе работать над «Сталкером». По официальной версии – из-за творческих разногласий.

По иронии судьбы, когда столкнулись амбиции этих двух бывших любовников Марианны Вертинской, им на помощь пришел третий ее кавалер – Княжинский, который заново переснял то, над чем начинал работать Рерберг. Кстати, основной причиной пикировок Тарковского и Рерберга вполне могла быть исполнительница главной роли в «Зеркале» Маргарита Терехова. Молоденькая Рита нравилась обоим.

Марианну ВЕРТИНСКУЮ хотели все мужчины в СССР

– Да, ее перехватил у отца замечательный оператор Рерберг, – несколько лет назад призналась в интервью «Экспресс газете» Ольга Тарковская, приемная дочь режиссера. А следом выдала не менее скандальное откровение про нашего героя-оператора: – Помню, как-то мы с Рербергом ехали в машине и он предложил мне посмотреть «клубничку» – видимо, порнуху. Когда я рассказала об этом папе, он стал орать на Рерберга и даже бил его головой о стенку.

На съемках «Зеркала» ТАРКОВСКИЙ увлёкся Маргаритой ТЕРЕХОВОЙ

Одинокий гений умер от разрыва сердца

– Лично я не была знакома с Рербергом, о его любвеобильности и магическом влиянии на женщин могу судить по мемуарам, – пожимает плечами одна из сценаристок «Оттепели» Алена Званцова. – В кино всегда работало много брутальных и привлекательных людей. Наш Хрусталев, образ которого соткан из различных фантазий авторов, получился героем со множеством достоинств и недостатков…

Как бы там ни было, после расставания с Вертинской Рерберг серьезно увлекся актрисой Валентиной Титовой, которая до этого была женой Владимира Басова. Валя и Гога познакомились на съемках фильма «Отец Сергий», а позже сблизились и поженились.

– В течение десяти лет Рерберг сидел без работы, перебиваясь случайными заработками. Все это время я его кормила, лелеяла, воспитывала, не переставая при этом бесконечно уважать, – призналась в интервью Титова. – Он предупредил, что в отношениях с женщинами его, как правило, хватает на пару месяцев. Я в ответ осмелилась предположить, что наш случай – исключение из правил… В итоге мы прожили вместе более 20 лет… Гуляка, забулдыга – все что угодно можно было о нем сказать, но его заботу, его нежность я чувствовала постоянно…

РЕРБЕРГ не готов был идти на компромиссы ни в творчестве, ни в жизни

Режиссер и сценарист Александр Александров незадолго до смерти выдвинул в интервью нашему обозревателю Борису Кудрявову собственную версию – почему Рерберга так любили дамы:

– Думаете, случайно, что ли, красавица актриса Валя Титова сбежала к Гоше от прославленного Басова? – размышлял Александров. – Из-за чудовищного, невероятной длины члена! Приехал Рерберг как-то ко мне домой. Звонок. Открываю дверь. Стоит в дупелину пьяный Гога со спущенными штанами и вертит членом, как змеем. И тот аж до ягодиц достает! Таким коронным номером Гога демонстрировал свою мужскую силу. Я был в ужасе от увиденного. Мы вместе тогда снимали картину «Утоли моя печали». На которой после этого случая и расстались…

Рербергу удавалось сражать барышень наповал даже на исходе жизни. Оказывается, перед его чарами не устояла даже 17-летняя Рената Литвинова. Увидев ее – тогда еще полненькую и с нелепой прической – на показе курсовой работы Ивана Дыховичного, Георгий Иванович принялся трогательно и очень романтично ухаживать за девушкой и убедил ее найти собственный стиль.

– Если дарил цветы, то это было двадцать букетов – самых изысканных, которые он расставлял в вазах вокруг меня! – вспоминала однажды Литвинова.

По словам Ренаты, она стала очевидцем самого последнего трагического периода жизни оператора:

– Мы с компанией зашли к нему, он был совсем один… Отчаянно одинок… Просил не уходить, не оставлять его… Через день меня охватило нехорошее предчувствие, и я стала звонить ему, но его телефон не отвечал… В конце концов было принято решение сломать дверь в квартиру Рерберга. Там его нашли мертвым. Как сказали врачи, он умер от разрыва сердца…

Георгий прожил с Валентиной ТИТОВОЙ больше 20 лет

Бурные вечеринки

– Сейчас многие пытаются распределить операторов, прототипов нашего Хрусталева, по их каким-то характеристикам, – говорит сценарист Алена Званцова. – Мол, Рерберг-красавец был несказанно любим женщинами. Вспоминая, что Лебешев прекрасно готовил, все кивают на «знаменитые хрусталевские щи» в сериале. Юсов еще чем-то знаменит. При этом забывают, что это были одержимые своей работой люди, большие мастера своего дела. Наш Хрусталев – талантливый оператор, это он взял от них, вместе взятых. Хотя, когда в первой серии герой Цыганова снимает сцену и его камера стоит под поездом, это реальная история о Петре Тодоровском.

Правда, Тодоровский взял за смертельно опасную работу бутылку водки, а герой Цыганова в «Оттепели» потребовал целый ящик коньяка. Такой же «Москвич», на котором гоняет оператор Виктор из сериала, был у Тодоровского-старшего. А еще он мог день напролет просидеть в приемной у начальства, чтобы обратить внимание на заинтересовавший его сценарий.

По словам Миры Тодоровской, вдовы Петра Ефимовича (мамы режиссера Валерия Тодоровского), ее сын с детства видел мир кино и Марьяну, возлюбленную Хрусталева, в какой-то мере списал с нее.

– Я так одевалась в молодости, как героиня Ани Чиповской, – улыбается Мира Григорьевна. – Обожала носить такую же красную юбку с белым кружевным подъюбочником… Сюжет «Оттепели» Валера сам придумал и сделал его похожим на нашу жизнь. И выпивали многие, и любовные истории бурные случались. И Петр Ефимович выпивал и с женщинами романы до меня крутил, но потом остепенился. Валера с пеленок наблюдал за нашими бурными вечеринками и все это перенес на экран.

Источник