Георгий рерберг биография личная жизнь и дети фото

Георгий рерберг биография личная жизнь и дети фото thumbnail

Биография

В съемочном процессе одним из главных участников является оператор — человек, строящий художественную реальность и смотрящий на мир сквозь объектив. Признанным мастером работы с кинокамерой считался Григорий Рерберг, в 1970–1980-х годах ставший обладателем призов Венецианского кинофестиваля и почетных государственных наград за фильмы, созданные совместно с режиссерами Игорем Таланкиным и Андреем Кончаловским.

Детство и юность

Григорий Иванович Рерберг родился в довоенное время, начало биографии пришлось на 1937 год. Предки, носившие шведско-датскую фамилию, были представителями интеллигентных творческих профессий.

Семья гордилась подданными Российской империи, проектировавшими здания и писавшими портреты аристократов. Отец Григория, Иван Федорович Рерберг, став профессиональным художником-оформителем, пошел по стопам талантливых мужчин.

Оператор Георгий Рерберг

Мать Галина Семеновна Козолупова, получившая академическое образование, пела и играла на струнных инструментах, также она была известна как организатор литературно-музыкальных вечеров.

Гриша, интересовавшийся всем, что происходило в доме, научился разбираться в живописи. В юном возрасте он попал под влияние представителей голландской и итальянской школы и самостоятельно создал ряд вполне зрелых картин.

В среднем учебном заведении Рерберг вызывал восхищение преподавателей. Подросток увлекался искусством и чтением классических книг. Получив аттестат зрелости, будущий оператор, ни минуты не сомневаясь, подал документы во Всероссийский государственный институт кинематографии. Прославленный педагог Борис Израилевич Волчек с удовольствием взял подающего надежды студента в мастерскую и научил его обращаться с камерой.

Фильмы

В молодости Георгий Иванович работал стажером на «Мосфильме». Применив на практике знания, полученные во ВГИКе, он получил право на съемки дебютного фильма. В тандеме с режиссером Андреем Кончаловским оператор оживил произведение Чингиза Айтматова «Первый учитель», рассказывавшее о тяготах жизни после гражданской войны.

В черно-белой 100-минутной картине проявились индивидуальные особенности начинающего мастера, стремившегося к строгости изобразительных решений, документальности стиля и композиционной четкости. В 1966 году лента, представленная на Венецианском фестивале, получила ряд престижных призов в Италии, Франции и России.

Успех вдохновил недавних выпускников лучших творческих мастерских столицы взяться за создание «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967 г.). Отличительной особенностью проекта, 20 лет пролежавшего в архивах из-за провокационного подтекста, было отсутствие профессиональных актеров и превалирующий натурализм.

С подачи Рерберга в киноленте тщательно отрепетированные сцены сочетались с живыми рассказами обитателей нижегородской деревни, ставшей домом для главных героев. Именно оператор предложил снимать непрофессионалов с нескольких ракурсов одновременно, а затем синхронизировать с пленкой отдельно записывавшийся звук.

От экспериментов пришлось отказаться в процессе работы над экранизацией классики. В фильме «Дворянское гнездо» Георгий обошелся эффектными крупными планами и за счет этого попытался передать черты далеких эпох. Эксперты раскритиковали киноленты за излишнюю эстетичность и отсутствие психологизма и души. По их мнению, в яркой, детально прорисованной картинке, затмевавшей образы персонажей, на первом плане неожиданно оказался вещизм и неуместный символизм.

После выхода артхаусного проекта Андрея Тарковского «Зеркало» (1974 г.) злые языки замолчали. Историю, в которой нашли отражение события советской действительности, авторитетные люди, присутствовавшие на премьере, назвали вершиной режиссерского и операторского мастерства. Правда из-за сюжета, местами противоречивого и сложного для понимания, массовую демонстрацию запретили. Проект был показан в кинотеатрах весьма ограниченным тиражом.

Андрей Тарковский и Георгий Рерберг

По-другому дело обстояло с лирической комедией «Здравствуйте, я ваша тетя!», авантюрным фарсом «12 стульев» и драмой «Безымянная звезда». Рерберг всерьез отнесся к проектам легких жанров, потому что разнообразие сцен, ракурсов и планов давало шанс свободно творить.

Самой яркой работой 1970-х считалась драма Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи». В ходе производства Георгий Иванович, получивший от коллег прозвище Гога, демонстрировал чудеса операторской работы, несмотря на нехватку качественного оборудования. Когда половина картины была снята, выпускник ВГИКа неожиданно ушел в запой.

Автор советско-японской мелодрамы в интервью рассказывал, что коллега превратился в настоящее чудовище. Он ругался, бросал камеру в руки ассистентов и уходил из павильона, полного иностранных актеров и актрис.

Истории об этом не становились достоянием общественности, поэтому о них быстро забывали. На репутацию Рерберга наложил отпечаток конфликт с Андреем Тарковским, произошедший во время работы над фантастической кинопритчей «Сталкер». Оператор обвинил режиссера в намеренной порче дефицитной пленки фирмы Kodak из-за неудовлетворенности материалом, и фильм переснимал его коллега Александр Княжинский.

Более гладко протекала работа над картинами «Отец Сергий», «Адам женится на Еве», «Золотые рыбки» и «Звездопад», принесшими премии и награды. После этих премьер сотрудники «Госфильмофонда» вспомнили об «Истории Аси Клячиной…». Давний эксперимент Рерберга и Кончаловского оценили в конце 1980-х. Однако перед публичной демонстрацией картину пришлось восстановить.

В 1990-х оператор пополнил фильмографию кинолентами «Я больше сюда не вернусь», «Лосев», «Олег Каган. Жизнь после жизни» и «Катерина Ивановна». Были отсняты знаменитые видеоролики из рекламной серии Тимура Бекмамбетова «Всемирная история. Банк “Империал”».

Личная жизнь

Женщины страстно любили Георгия Ивановича за брутальную внешность, мужественные поступки и способность удивлять. Однако гений, в глубине души жаждавший счастья в личной жизни, на самом деле был сердцеедом, не привязывавшимся ни к кому и ни к чему.

О многочисленных романах свидетельствовали архивные фото и воспоминания очевидцев. Жертвами мэтра советского кинематографа были Марианна Вертинская и молодая Рената Литвинова. Артистка балета Нина Тимофеева родила от кинооператора ребенка, но девочку по имени Надежда по стечению обстоятельств воспитывал другой человек.

Георгий Рерберг и Валентина Титова

Posted by Olga Galitskaya on Sunday, February 5, 2017

Георгий Рерберг и Валентина Титова

Дольше других Рерберга терпела обворожительная Валентина Титова. Звезда фильмов «Опасный поворот», «Дни Турбиных», «Отец Сергий» и «Петровка 38» стала законной женой Георгия Ивановича в начале 1990-х годов.

До этого пара жила в гражданском браке, никого серьезно не тяготившем. Для творческих людей было важно чувство свободы, поэтому у них не было детей.

Смерть

Причиной смерти Георгия Рерберга в 1999 году стал разрыв сердечной мышцы. Признанного мастера похоронили в могиле на Введенском кладбище в присутствии коллег и близких друзей. Незадолго до трагедии, узнав о кончине актера и режиссера Александра Кайдановского, оператор сказал:

«По поводу меня. Никаких Союзов, никаких панихид. Отпеть в переулке. На выносе — слева и справа — заказать по одному из отличных, класснейших джаз-оркестров. С выносом не торопиться — пусть поиграют. И никаких речей…».

Фильмография

  • 1965 — «Первый учитель»
  • 1966 — «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»
  • 1969 — «Дворянское гнездо»
  • 1970 — «Дядя Ваня»
  • 1974 — «Зеркало»
  • 1975 — «Здравствуйте, я ваша тётя!»
  • 1977 — «12 стульев»
  • 1978 — «Безымянная звезда»
  • 1980 — «Адам женится на Еве»
  • 1986 — «Плюмбум, или Опасная игра»
  • 1990 — «Я сюда больше никогда не вернусь»
  • 1999 — «Катерина Ивановна»

Источник

Как говорится, кино снимают не только в кадре, но еще и за кадром. Ведь то, что мы видим на экране, лишь вершина айсберга. А на съемочной площадке точно также кипит жизнь — творческий процесс, оживленные споры, ссоры, интриги и, конечно, романы.

Валерий Тодоровский в своем сериале «Оттепель» очень хорошо показал не только жизнь кинематографистов, но и богему того времени во всей своей красе так, что еще долго проводили параллели и не утихали споры, кого же именно из звезд 50-х изобразил у себя в картине режиссер.

Главный герой «Оттепели»
— своеобразный оператор, мастер своего дела, Виктор Хрусталев (в
исполнении Евгения Цыганова). Многие считали прототипами героя и
Александра Княжинского, и отца режиссера Петра Тодоровского, который
также начинал свою карьеру за камерой.

Но большинство увидело в нем черты гениального, но в то же время и скандального оператора Георгия Рерберга. Давайте о нем и поговорим…

Георгий Рерберг. Фото: архивы киностудийЕвгений Цыганов в сериале «Оттепель» (2013)

Рерберг окончил операторский факультет во ВГИК, поэтому можно сказать, что сразу окунулся в мир московской богемы и «золотой молодежи» того времени. Ведь чаще всего именно это учебное заведение предпочитали дети советской творческой элиты.

Да и у него самого происхождение было очень интересное — аристократ со шведско-датскими корнями, в роду известные архитекторы, музыканты, художники. Он и сам в юности рисовал. Правда, большинство работ уничтожил. Такой был сложный характер, перфекционизм во всем.

Кстати, о характере его слагали легенды! В одном лишь сходились те, кто с ним работал, Рерберг — гений! Андрей Кочаловский как-то сказал о нем (источник статья Сергея Соловьева, kinoart.ru):

Это же дикий, не всегда трезвый мустанг. Будешь его объезжать — сомнет, раздавит, вышвырнет из седла.

Да и называли его по-разному. Как в том самом фильме: Георгий Иванович, он же Гоша, он же Гога, он же, со слов Тарковского, «нечеловеческое чудище».

И с Кончаловским, и с Тарковским Рерберг плотно сотрудничал в те годы. На съемках фильма «Солярис» между режиссером и оператором разгорелся большой конфликт. По официальной версии это были разногласия в творческом процессе, но впоследствии выяснилось, что была еще одна причина — жена Тарковского Лариса Кизилова. Нет, у Рерберга не было с ней романа. Она просто не получила роль, которую сыграла в фильме Алиса Фрейндлих, и обвинила во всем оператора. Якобы он сделал неудачные пробы.

Два гения совместную работу прекратили. Собственно, как говорили многие, потерял в этом во всем только советский кинематограф.

Георгий Рерберг и Андрей Тарковский. Фото: 1tv.ru

Конечно, женщины любят плохих парней, а потому романов у Рерберга было много. Причем, с самыми красивыми женщинами страны!

Известно о его отношениях с красавицей Марианной Вертинской, в которых проявился весь его бурный нрав — он ее ревновал, устраивал сцены, сопровождал на съемки.

А один раз даже спас от гибели. На съемках у нее от софита вспыхнуло и загорелось платье, Рерберг вовремя сбил пламя. Но терпеть его было невыносимо, они разошлись. А Вертинская потом встречалась с его извечным соперником оператором Александром Княжинским.

Марианна Вертинская. Фото: kino-teatr.ru

Но Рерберг долго один
никогда не был. К нему ушла от Владимира Басова Валентина Титова, с
которой они прожили 20 лет в браке. Ушла, конечно, «из огня да в
полымя».

Но он сразу
предупреждал, что будет пить, скандалить и изменять. Тем не менее,
Титова смогла впервые в его жизни создать вокруг него атмосферу семьи и
заботы, за что он всегда был ей благодарен.

И все-таки они развелись.

Георгий Рерберг и Валентина Титова. Фото: kino-teatr.ru

Одним из последних увлечений любвеобильного оператора называют молоденькую студентку Ренату Литвинову, которая говорит сейчас в интервью, что в том, кем она стала, во многим обязана именно его подсказкам. Скорее всего, это были платонические отношения.

Умер Георгий Рерберг в 1999 году от разрыва сердца. К тому времени он уже был очень одинок.

Источник

Марианна Вертинская – талантливая актриса, очаровательная женщина, наследница знаменитой фамилии прославилась после выхода на экраны молодежной ленты «Застава Ильича», фильма-сказки «Город мастеров», комедии «Семь невест ефрейтора Збруева». Она очаровала Кончаловского, страстно влюбила в себя Рерберга, а Хмельницкий в буквальном смысле её спас. О романах актрисы ходили легенды. Но оказывается в её жизни были тайные отношения, о которых знали только самые близкие люди.

Марианна Вертинская (фотореставрация – vkuspo.info)

Первый раз, по-настоящему, Марианна влюбилась в Андрея Кончаловского. На тот момент она училась в знаменитой “Щуке”. В одном из интервью Вертинская призналась, что Андрон был необыкновенным человеком и не влюбиться в него было невозможно.

Через некоторое время мама актрисы, Лидия Владимировна, спросила дочь, почему парень не делает ей предложение. Маша, как ласково её называли близкие, задала тот же вопрос Кончаловскому. Андрей предложил расписаться через пару месяцев, где-то 21 числа. Счастливая Вертинская тут же о прекрасной новости рассказала маме, сестре, подружкам и однокурсникам. Оповещены, в общем, были все…

Марианна Вертинская и Андрей Кончаловский. Источник: youtube

Некоторое время влюбленные не виделись, а потом Марианне сообщили, что у её избранника роман с Натальей Аринбасаровой. Актрисе было настолько обидно, что, как говорится – жить не хотелось. Тогда она взяла и выпила уксусную эссенцию. Мария осталась жива, но сильно пострадало горло. Лидия Владимировна, увидев в таком состоянии дочь, сказала: «Я никогда это не прощу Кончаловскому».

Пережить трудный период Марианне помогли друзья. Среди них был и Николай Губенко. Некоторое время он встречался с Жанной Болотовой. После очередной ссоры девушка вышла замуж за художника Николая Двигубского. Губенко переживал. Но молодость, есть молодость. Юноша начал ухаживать за Вертинской, и очень нравился Лидии Владимировне. Желая дочери добра, она сказала: «Маша, тебе надо за него выйти замуж. Он замечательный, талантливый человек. И у тебя не будет сварливой свекрови…».

Николай Губенко. Источник: pinimg.com

Вскоре пара решила подать заявление в ЗАГС. Свидетелями были Владимир Высоцкий и Анастасия Вертинская. Когда до Болотовой «докатилась» эта новость, она тут же позвонила Марианне и предупредила: «Это мой любимый мужчина. Так что ты даже не мечтай выйти за него…». До свадьбы, как вы понимаете, дело не дошло. Но Вертинская сильно не расстроилась, так как знала, что большой любви между ней и Губенко не было.

Остаться в одиночестве ей не позволил художник Лев Збарский. Но его у Вертинской отбила близкая подруга Людмила Максакова. Дело было так. Когда Лев начал ухаживать за Марианной, Максакова встречалась с Михаилом Таривердиевым. Через некоторое время Вертинская и Збарский стали жить вместе на даче Черниховского, а потом переехали в квартиру Вертинских. Лидия Владимировна выделила влюбленным кабинет своего мужа.

Лев Збарский. Источник: 24smi.org

Лев полностью там обосновался. На столе Александра Николаевича разложил кисти, полотна. Мама актрисы ревностно к этому относилась, и однажды сказала что-то обидное Збарскому. В результате художник съехал, но отношения с Марианной не порвал. Как-то актриса пришла в Дом кино и гардеробщица ей сказала: «Там ваш муж с Максаковой…». Вертинская была поражена, ведь Людмилу считала своей лучшей подругой. Ситуация была неприятной, но бороться за Леву Марианна не стала.

Збарский и Максакова поженились. На тот момент наша героиня уже встречалась с архитектором Ильей Былинкиным и согласилась выйти за него замуж. В 1969-м году родила дочь Сашу.

Марианна Вертинская с дочерью Александрой. Источник: 24smi.org

Но брак долго не просуществовал. На съемках в Кишиневе у Марианны случился новый роман с Геогрием Рербергом. Он был талантливый человек и гениальный оператор. Однако из-за крутого нрава с ним трудно было ладить. Приехав в столицу, Георгий поселился в квартире у Вертинских. Позже Марианна вспоминала, что Рерберг очень её ревновал, устраивал скандалы, и не выносил, когда она общалась с поклонниками.

Так продолжалось два с половиной года. За это время оператор отказывался от сценариев, считая их неинтересными. Сидел на «шее» у Марианны. Когда денег совсем не было, актрисе приходилось продавать свои шикарные платья (привезенные из Италии). Но самым страшным было то, что Георгий любил выпить, и заставлял Вертинскую пить вместе с ним. Дело дошло до того, что по Москве поползли слухи: «Вертинская в зависимости, продает вещи, её перестали снимать и т.д.».

Георгий Рерберг. Источник: kino-teatr.ru

Отчасти это действительно было так. Пара постоянно ссорилась, а когда Рерберг был сильно выпивший, поднимал на актрису руку. Потом, конечно, становился на колени и просил прощения. Вертинская прощала, хотя знала, что вскоре все вернется на круги своя.

О странных отношениях Вертинской знали близкие, уговаривали бросить оператора, но сделать это ей было не так-то просто. Избавить Марианну от Рерберга помог Борис Хмельницкий. Он знал Марианну со студенческих времен. Они пересекались в компаниях. Частое общение сблизило бывших однокурсников.

Борис Хмельницкий в фильме “Стрелы Робин Гуда”. 1975 год

Когда об этом узнал Георгий, то в буквальном смысле сошел с ума, угрожал Вертинской расправой. Дело принимало серьезный оборот. Хмельницкий встречал Марианну у входа в театр. Дома она появится не могла, и жила у Бориса.

О судьбе коллег актрисы можно узнать прочитав интересные статьи:

Жанна Болотова: Непогасшая звезда. Почему одна из красивейших актрис оставила профессию на пике славы

Лилия Толмачёва: Красавица-актриса обожала Ефремова, а он называл её «дурой»

Рерберг не верил, что Марианна ушла от него навсегда. Когда Хмельницкий и Вертинская праздновали свадьбу на даче, приехал и сидел в машине поблизости. Георгий знал, что Марианна ждет ребенка от Хмельницкого, но считал: даже в этой ситуации Вертинская должна принадлежать только ему.

Марианна Вертинская и Борис Хмельницкий с детьми. Справа: Борис Хмельницкий с дочерью Дашей

В январе 1978 года в семье Хмельницких появилось пополнение, дочь Дашенька. К сожалению, брак вскоре распался. Марианна влюбилась и честно во всем призналась мужу. Он ни в чем не стал её упрекать, только попросил, чтобы дочь оставила ему. Позже Марианна Александровна скажет, что те годы оказались самыми счастливыми, и они могли бы с Борисом прожить долгую и счастливую жизнь.

Третьим официальным мужем Вертинской стал бизнесмен Зоран Казимирович. Но и этому браку не суждено было продлиться долго.

Марианна Вертинская в молодости и наши дни

На данный момент Марианна Александровна прекрасно выглядит, ведет активный образ жизни, радуется внукам Василисе, Лилии и Анне. За свою творческую жизнь снялась более чем в 30 картинах. Последний раз принимала участие в съемках исторической драмы Натальи Бондарчук «Одна любовь души моей». Кто же был самой большой любовью талантливой актрисы, и занимал особое место в её сердце, так и осталось загадкой… Мы благодарны за лайк. Подписаться просто – жмите желтую кнопку.

Источник