Годы жизни олега ефремова и биография

Годы жизни олега ефремова и биография thumbnail

Олег Ефремов — биография

Вся жизнь этого актера прошла в служении искусству. Олег Ефремов сумел доказать, что он первый среди первых и лучший среди лучших. Он всю жизнь стремился быть совершенным, и это ему удалось. Ефремова нет в живых уже без малого два десятка лет, но его творческое наследие продолжает служить людям. Он навечно остался в памяти благодарных коллег и поклонников, которые помнят все образы, созданные им в течение долгой творческой биографии.

Настоящая слава и любовь пришла к Олегу Ефремову после фильмов «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда».

Детство и юность

Родился Олег Ефремов 1 октября 1927 года в Москве. Родителей звали Николай Иванович и Анна Дмитриевна, они были совершенно не творческими людьми. У них была большая коммунальная квартира в одной из многоэтажек Арбата. Олег с детства дружил с Александром Калужским, который приходился внуком прославленному артисту Василию Лужскому, и с Сергеем Шиловским, приемным сыном писателя Булгакова. Олег часто заходил к Сергею домой, и каждый раз окунался в особую атмосферу творчества и интеллигентности, которая царила в этой семье. Ему нравилось общаться с Булгаковым, он запоминал все, что говорил великий писатель, даже не подозревая о том, какая величина стоит перед ним. В те годы Олег был не знаком с творчеством писателя, оно не предназначалось для его детского восприятия. Прошли годы, и именно сочинения Булгакова легли в основу репертуара театра «Современник», который основал Ефремов.

Фото: Олег Ефремов в детстве

Когда Олег Ефремов учился в школе, семья переехала в Воркуту. Его отца назначили на должность бухгалтера ГУЛАГа, и мальчику пришлось с детства постоянно соприкасаться с незнакомой ему лагерной жизнью.

Сцена привлекала Олега с юных лет. У мальчика был двоюродный брат, Георгий Меньшенин, с которым они постоянно играли в театр, сами делали бумажных кукол, придумывали элементарные декорации.

В детские годы Ефремов занимался в драматическом кружке Дома пионеров, руководителем которого была А.Г.Кудашова, в свое время закончившая студию М.Чехова.

В 1945 году друг детства Олега Ефремова Саша Калужский уговорил его пройти прослушивание во МХАТе. Они отправились втроем, прихватив с собой и Сергея Шиловского, но удача сопутствовала только Ефремову. Как удалось этому худому восемнадцатилетнему парнишке с совершенно не актерской внешностью обойти многочисленных конкурсантов, и стать студентом, так и осталось загадкой. Но факт остается фактом, он был зачислен в Школу-студию МХАТ с первой попытки, и попал в мастерскую к прославленным педагогам – Михаилу Кедрову и Василию Топоркову. Его друзья по конкурсу не прошли, и Олег пообещал им играть и за них.

Олегу Ефремову очень нравилось все, чем он занимается, он понял, что нашел именно свое призвание, свое место в жизни. Поэтому он отдавал учебе всего себя, и поклялся, что будет оставаться верным однажды выбранному делу до самого конца. Вместе с другими первокурсниками он дал клятвенное обещание, которое даже скрепил кровью, полагая, что в этом и заключается вся серьезность и значимость данной клятвы. Олег Ефремов не нарушил свою клятву – вся его жизнь была сплошным служением искусству.

Олег Ефремов в молодости

Ефремов был прилежным студентом, учеба давалась ему легко. Парень все годы студенчества мечтал оказаться во МХАТе, и не кем-нибудь, а занять должность главного режиссера. После получения диплома о высшем образовании пришло первое разочарование – в театре для него места не нашлось, даже вакансия статиста была недоступна. Такого провала Олег не ожидал, но и тем не менее, руки опускать не стал. Ефремов нашел себе работу в Центральном детском театре.

Театр

Театральная биография молодого актера начала успешно складываться буквально с первых дней. В первой своей постановке «Ее друзья» он уже сыграл центрального персонажа – Володю Чернышова, и получил первую признательность зрителей. Игра Олега Ефремова была натуральной и подкупала искренностью, поэтому зрителям казалось, что перед ними никакой ни актер, а обычный паренек-старшеклассник.

Фото: Олег Ефремов в театре

Прошло немного времени и ЦДТ приобрел статус самого популярного театра столицы. Олег Ефремов был задействован во многих постановках, и на его счету свыше двух десятков ролей. Он был мастером перевоплощения, поэтому в любой роли смотрелся очень органично. Он стал Самозванцем в спектакле «Борис Годунов» и Иванушкой-дурачком в постановке «Конек-горбунок».

В 1955-м состоялся режиссерский дебют Олега Ефремова. Именно под его руководством вышла музыкальная комедия «Димка-невидимка», авторами сценария которой были Михаил Львовский и Вадим Коростылев. Режиссерскую работу Ефремова оценили очень высоко, она понравилась не только зрителям, но и самым строгим театральным критикам.

Еще в студенческие годы Ефремов поклялся в верности методу прославленного Станиславского, и следовал его канонам всегда. Но наступили другие времена, и некоторые деятели от искусства признали его немодным. Олег Ефремов был другого мнения, поэтому решил собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Это было несложно, ведь он к тому времени сам преподавал в школе-студии МХАТ, и среди его учеников было много последователей именно этого метода. Так у Олега Ефремова появилась своя первая труппа, которая потом стала называться театром «Современник».

Название театра было очень точным, ведь в его репертуаре были постановки, которые затрагивали актуальные вопросы того времени. Они ставили пьесы по произведениям Галича, Аксенова и даже опального Солженицына. Общение со зрительным залом было очень живым и правдивым, театр даже не использовал занавес.

Олег Ефремов занимал должность режиссера театра «Современник», но со сцены не ушел. Именно от него исходила та атмосфера, которая была присуща только этому театру, и вся труппа его поддерживала. В 1970-м Ефремов получил приглашение от МХАТа, который предлагал ему должность худрука. Это было исполнением той давней юношеской мечты, которую он записал в свой студенческий дневник.

На самом деле все выглядело не так радужно и безоблачно, как было в студенческих мечтах. МХАТ находился в состоянии развала, и Ефремову нужно было что называется «реанимировать» театр. Он предложил труппе своего театра перейти вместе с ним во МХАТ, но отказались все, кроме Евгения Евстигнеева. Прошло немного времени, и Ефремов справился с задачей, театр поднялся на прежнюю высоту. В труппе по приглашению Ефремова появился Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина.

Труппа театра постепенно разрослась до таких размеров, что многие актеры сидели без работы – для них просто не хватало ролей. Тогда Ефремов выступил с предложением о разделе театра, после которого он возглавил МХТ им.Чехова.

Очень подкосил здоровье Олега Ефремова безвременный уход одного из ведущих актеров и его лучшего друга Иннокентия Смоктуновского. После этой трагедии под руководством Ефремова вышла только постановка «Три сестры», которая стала его последней режиссерской работой. Через шесть лет, 24 мая 2000 года не стало и самого Олега Ефремова. Труппа его родного театра в то время гастролировала на Тайване, поэтому на церемонию прощания не попала. Зато поклонники буквально завалили живыми цветами Камергерский переулок, где находилось здание МХАТа, и поэтому даже не все смогли попрощаться с прославленным актером и режиссером.

Фильмы

Дебют Олега Ефремова в кино состоялся в 1955-м. Его первый герой – комсорг Алексей Узоров из картины «Первый эшелон», снятой режиссером Михаилом Калатозовым. Дебют был настолько удачным, что Ефремову начали ежегодно предлагать по одной картине.

Олег Ефремов был настоящим мастером перевоплощения, поэтому его герои получались органичными и естественными, казалось, что это и не игра вовсе, а настоящая жизнь. Среди самых ярких работ в кинематографе можно назвать картины «Война и мир», «Айболит-66», «Берегись автомобиля!», «Три тополя на Плющихе». Когда Эльдар Рязанов искал актера на роль Юрия Деточкина, то сразу предложил ее Ефремову, но вскоре выяснилось, что актер обладает достаточно волевым характером, а герой должен быть мягким и поддающимся. Поэтому Деточкин достался Иннокентию Смоктуновскому.

Композитора Александру Пахмутову попросили написать песню к ленте «Три тополя на Плющихе», но она поначалу отказалась. А после просмотра снятого материала согласилась. Она увидела ту сцену, где Доронина поет, а Ефремов ее слушает, увидела взгляд Олега, который проникал в саму душу. Благодаря этому фильму появилась композиция «Нежность», которая не теряет популярности и в наши дни. Этот фрагмент признали самым сильным местом картины.

Личная жизнь

В личной жизни Олег Ефремов очень часто влюблялся. Впервые он влюбился еще в школе в Таню Ростовцеву. Девочка была младше на 2 года, и не обращала на него внимание. Олег пытался всеми способами исправить эту ситуацию, и придумал трюк с детскими сосками, наполненными водой. Такие своеобразные бомбочки летали в окно Тани до тех пор, пока однажды не попали в ее тетю. Это событие стало окончанием романа. Девушка впоследствии стала женой Юрия Никулина.

В студенческие годы Олег Ефремов воспылал страстью в Ирине Скобцевой, но девушка предпочла другого. После этого его избранницей стала однокурсница Лилия Толмачева, которую он повел в ЗАГС. Они прожили вместе 6 месяцев, и Олег воспылал любовью к Маргарите Куприяновой. Актриса играла в его первой постановке «Димка-невидимка». В это время У Ефремова начались проблемы с алкоголем, и Лилия бросила его.

Олег Ефремов с женой

Новой симпатией Олега Ефремова стала актриса Антонина Елисеева. Она была старше на десять лет и имела мужа, но это не стало преградой для вспыхнувших чувств.

В 1955-м с легкой руки Галины Волчек у Ефремова начались отношения с Ириной Мазурук. Девушка была моложе, но в свои девятнадцать уже успела побывать замужем и развестись. Олег и Ирина жили в гражданском браке, но свадебное торжество все же организовали. У них родилась дочка Анастасия, но Ефремов не остепенился – он по-прежнему заводит романы со своими артистками.

В начале своей киношной карьеры Олег влюбился в актрису Нину Дорошину. Ирина в отместку тоже завела себе поклонников, которых даже звала домой и знакомила с мужем. После ухода Ефремова из дома, Ирина чуть не покончила жизнь самоубийством, но ее удалось спасти.

Отношения с Ниной Дорошиной складывались сложно, пара то сходилась, то расходилась, пока женщина не решила поставить окончательную точку. Она согласилась стать женой актера Олега Даля, но Ефремов испортил им все торжество. Даль и Дорошина вскоре развелись.

В разные периоды его жизни он был влюблен в Ирину Мирошниченко и Анастасию Вертинскую, но их отношения были недолгими.

В 1962-м Олег Ефремов снова женится. На этот раз его избранницей стала Алла Покровская. У них родился сын Михаил, и семейная жизнь продолжалась целых двенадцать лет, именно настолько женщине хватило сил закрывать глаза на похождения супруга.

Все дети актера стали творческими людьми. Сыну Михаилу пришлось долго искать свое место под солнцем, потому что его затмевала слава отца. Сегодня он популярный актер, так же как и его сын Никита. Анастасия Ефремова возглавляет театральный журнал «Страстной бульвар, 10», занимается организацией театральных фестивалей.

Избранная фильмография

  • 1955 Первый эшелон
  • 1966 Берегись автомобиля
  • 1967 Три тополя на Плющихе
  • 1969 Гори, гори, моя звезда
  • 1975 Лесные качели
  • 1975 Ольга Сергеевна
  • 1984 Чужая жена и муж под кроватью
  • 1995 Ширли-мырли
  • 1998 Чехов и Ко

Ссылки

  • Олег Ефремов: «Я в ответе за всех!»
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

Ефремов Олег Николаевич (1927-2000) – знаменитый, невероятно талантливый российский актер и театральный деятель, выдающийся режиссер, преподаватель актерского мастерства. Он создал театр «Современник», почти пятнадцать лет был его художественным руководителем. Возглавлял МХАТ имени Горького и МХТ имени Чехова. В 1976 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР, в 1987 году – Героя Социалистического Труда. Сыграл более семидесяти ролей в кино.

Детство

Олег появился на свет в Москве 1 октября 1927 года. Семья проживала в большой коммунальной квартире на Арбате.

Детские годы Олега прошли в знаменитых арбатских переулках и двориках, где сушили белье на веревках, а с утра ходили точильщики ножей и старьевщики. Дни напролет он проводил с лучшими друзьями – Сашей Калужским (внуком знаменитого советского актера Василия Лужского) и Сергеем Шиловским (приемным сыном писателя Михаила Булгакова). Но тогда Олег не особо интересовался своими взрослыми соседями и только спустя много лет понял, рядом с какими великими личностями проходило его детство.

Мама Олега, Анна Дмитриевна, была красивой, полной и очень доброй женщиной. Замечательная хозяйка, содержавшая дом в абсолютной чистоте и порядке. Она прекрасно готовила, и Олег частенько приводил домой друзей пообедать. Анна Дмитриевна была главой семьи, все держалось на ней.

Олег Ефремов

Отец, Николай Иванович, был человеком немногословным, сдержанным и тихим. Очень интеллигентный мужчина, с глубоким умом и тонким чувством юмора. Олег отца обожал, многое перенял от него.

Школьные годы

В 1935 году Олег пошел в первый класс школы № 9 в Староконюшенном переулке. В классе было сорок человек, в связи с этим на следующий год ребят расформировали, и Ефремов продолжил учебу в школе № 70. Он выделялся среди других учеников, даже одет был по-особенному, ходил не в бесформенных штанах, а в довольно дорогих и модных бриджах. Отличался от остальных учеников сильнейшим духом независимости, для Олега не существовало никаких предрассудков и страхов.

Он постоянно находил для себя занятия, был завсегдатаем в Доме Пионеров. Особенно нравилось Олегу заниматься в историческом кружке, он отлично знал историю Москвы, мог рассказать о любой улице. Когда родители подарили ему на день рождения фотоаппарат «Фотокор», юный Ефремов увлекся фотографией, снимал, проявлял, печатал.

Еще в начальной школе стали заметны его качества лидера, потом неоднократно Олега избирали старостой класса, председателем совета пионерского отряда. Ефремова любили и уважали все – одноклассники и учителя.

Но самым большим увлечением для Олега были сцена и театр. Вместе с двоюродным братом они постоянно устраивали какие-то постановки, делали из бумаги простенькие декорации и кукол. В журнале нашли детскую пьесу и поставили по ней спектакль. С этой постановкой успешно выступили на школьном вечере, после чего были выдвинуты на районный смотр художественной самодеятельности.

Когда началась война, отец Ефремова состоял на службе в ГУЛАГе на должности бухгалтера и работал в одном из лагерей Воркуты. Летом 1941 года туда же эвакуировались и Олег с мамой. За два года эвакуации юноша основательно познакомился с миром уголовников и лагерников и научился курить, эту вредную привычку так и не смог побороть до конца жизни.

Олег Ефремов

Школа-студия МХАТ

После окончания войны друг детства Сашка Калужский уговорил Олега поступать вместе с ним в школу-студию МХАТ. Приемную комиссию обаятельный Ефремов покорил с первого раза и был зачислен в учебное заведение, несмотря на огромный конкурс. Он попал на курс выдающихся советских деятелей кино и театра Василия Топоркова и Михаила Кедрова.

В учение Станиславского молодой Ефремов влюбился настолько сильно, что вместе с однокурсниками дал клятву вечной верности театру. Бесшабашная молодежь даже придумала для пущей серьезности скрепить эту клятву собственной кровью. Ни разу до конца своих дней Олег не нарушил клятву.

Центральный детский театр (ЦДТ)

В 1949 году Ефремов с красным дипломом окончил школу-студию МХАТ. Амбиций ему было не занимать, и в своем дневнике Олег написал, что теперь обязательно станет главным режиссером театра. Но предложения поступить в театральную труппу МХАТ он не получил и воспринял это как катастрофу.

Олег Ефремов

И все-таки Ефремов пришел в искусство, чтобы стать лидером. Пусть небольшими шагами, пусть с маленьких ролей, но он уверенно шел к намеченной в студенческом дневнике цели. Свой путь начал с Центрального детского театра, дебютной была роль Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» по пьесе Владимира Розова. А его первой большой работой стал Иван-дурак в спектакле «Конек-горбунок».

В ЦДТ Олег проработал семь лет, сыграв за это время около двадцати ролей. Когда открывался занавес и в глубине сцены появлялся Ефремов, зритель забывал обо всем. Он завораживал и притягивал зал своим необыкновенным лицом, искренностью, немного странной манерой говорить с легким замедлением и оттяжкой в бас.

В 1955 году его утвердили на должность режиссера, дебютной постановкой была комедия «Димка-невидимка». И сразу после премьеры критики назвали Олега одним из новых лидеров в советской театральной режиссуре. Он встал в один ряд с такими мэтрами, как Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов.

Олег Ефремов

«Современник»

Параллельно с работой в ЦДТ Ефремов преподавал в школе-студии МХАТ. Студенты его боготворили, из них и собралась первая труппа нового театра, которому придумали название «Современник». Такое имя театр полностью оправдывал, затрагивая в своих постановках самые актуальные проблемы. Здесь не было даже занавеса, со зрителем играли честно, ставили спектакли по пьесам Василия Аксенова, Александра Солженицына, Александра Галича. Дебютной постановкой «Современника» в 1956 году стала пьеса В. Розова «Вечно живые».

Ефремов работал в театре режиссером, он же был и ведущим актером, определял стиль и тон. К 1960 году «Современник» набрал такую популярность, что стал известен не только московским театралам.

Труппа начала гастролировать по стране с такими постановками:

  • «Большевики»;
  • «В поисках радости»;
  • «Голый король»;
  • «Продолжение легенды»;
  • «Народовольцы»;
  • «Два цвета»;
  • «Назначение»;
  • «Пять вечеров»;
  • «Декабристы»;
  • «Старшая сестра»;
  • «Традиционный сбор»;
  • «Пятая колонна»;
  • «Всегда в продаже».

Олег Ефремов

Кино

В кино Ефремов дебютировал в 1955 году с ролью комсорга Алексея Узорова в картине «Первый эшелон».

Кинодебют был очень удачным, Олегу постоянно поступали предложения о съемках. Каждый год выходили фильмы с его участием, самые известные из которых:

  • «Три толстяка»;
  • «Вызываем огонь на себя»;
  • «Живые и мертвые»;
  • «Война и мир»;
  • «Звонят, откройте дверь»;
  • «Айболит-66»;
  • «Берегись автомобиля»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Еще раз про любовь»;
  • «Гори, гори, моя звезда»;
  • «Мама вышла замуж»;
  • «Шофер на один рейс»;
  • «Инспектор ГАИ»;
  • «Батальоны просят огня»;
  • «Ширли-мырли».

Олег Ефремов

МХАТ

В 1970 году сбылись пророческие слова Ефремова, которые он написал в своем дневнике, будучи студентом. Ему предложили возглавить МХАТ, и он согласился. В «Современнике» такой поступок восприняли как предательство. Когда он предложил труппе перейти вместе с ним, согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем Олег Николаевич переманил Татьяну Доронину, Иннокентия Смоктуновского и Александра Калягина.

Когда труппа МХАТ стала настолько большой, что на всех актеров не хватало ролей, Ефремов предложил театр разделить. Так он стал художественным руководителем МХТ имени Чехова. Проработал здесь тридцать лет, до самой смерти.

Олег Ефремов

Личная жизнь

Помимо кино и театра у Олега Николаевича была еще одна страсть – женщины. Под его чары попали многие знаменитые актрисы – Нина Дорошина, Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Антонина Елисеева, Ирина Мирошниченко, Ирина Скобцева. Про немой взгляд Ефремова ходили легенды, поговаривали, что ни одна женщина не могла устоять, глядя в его глаза.

Но все романы актера заканчивались также внезапно, как и начинались, потому что ни семью, ни любовные отношения он не ставил на первое место, главной в жизни Ефремова была работа. Иногда он решал остепениться и заводил семью, однако все три брака закончились разводами.

Олег Ефремов
Олег Ефремов с женой Аллой Покровской

Перовой супругой Ефремова была актриса Лилия Толмачева. Вместе они прожили полгода, но смогли сохранить дружеские отношения, Лиля долгое время оставалась одной из ведущих актрис в «Современнике».

Второй брак был гражданским со сценаристом и педагогом ВГИКа Ириной Мазурук. У пары родилась дочь Настя, она получила образование театрального критика, сейчас является Президентом Благотворительного фонда Олега Ефремова. Дочь Насти Оля пошла по дедушкиным стопам и стала актрисой. Ирина Мазурук после расставания с Ефремовым пыталась покончить жизнь самоубийством, но ее спасли.

В 1962 году Олег Николаевич связал себя узами брака третий раз с актрисой Аллой Покровской. В 1963 году у пары родился сын Михаил (сейчас он актер и театральный режиссер, телевизионный ведущий, Заслуженный артист РФ). У Михаила шестеро детей, старший сын Никита продолжил династию Ефремовых и стал актером. Алла Покровская дольше всех других женщин терпела измены мужа. Прожив с Олегом двенадцать лет, она не выдержала и подала на развод.

Олег Ефремов

Смерть

Удивительный человек Олег Ефремов мог одновременно быть закрытым и искренним, деликатным и сложным. Ненавидел интриги и сплетни, говорил всегда то, что думал, был абсолютно незлопамятным. Постоянно окруженный женским вниманием к концу жизни он остался одиноким волком. Последние годы прожил в квартире на Тверской со своим стареньким папой Николаем Ивановичем.

Медики диагностировали у Ефремова рак легких, он поехал на лечение в Париж, строил планы, думал о новой постановке. А 24 мая 2000 года его не стало. Умер тихо и благородно, как будто заснул, в холодных руках осталась пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца»…

Источник