Гончарова наталья николаевна картинки

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА

По – ангельски кротко,

по – дьявольски томно

Шлёт взор из – под век,

А в грации шеи таится надломно

Тюльпана побег.

Изящной головки слегка озадачен

Прелестный бутон.

Кого осчастливил, кому предназначен

Сей дивный поклон?

Открытое платье всем кажет несмело

Обрушенность плеч.

Простите ей, люди.

Она не сумела супруга сберечь.

Когда довелось, не страшась катафалка,

Под дулом стоять,

Поэт посчитал –

за Такую не жалко

Жизнь богу отдать.

Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.

­

Наталья Гончарова. Неизвестный художник.

Начало 1820-х. Бумага. Акварель

А вот что записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной:

«Натали еще девочкой-подростком­ отличалась редкой красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. Участвовала она и в прелестных живых картинах, поставленных у генерал-губернатора кн. Голицына и вызвала всеобщее восхищение. Место первой красавицы Москвы оставалось за нею. Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех».

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки».

«В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой».

(А.П. Арапова)

­

А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1831-1832 г. Бумага, акварель.

“При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его – Александр Брюллов – смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет). Все последующие акварельные ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества. Автор их – Вильгельм Гау – с 1840 года придворный художник. Его многочисленные портреты Натальи Николаевны – более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 – 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство”. из статьи Римской Корсаковой https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8910.php

Владимир Гау создал пять акварельных портета Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: “Вы власть, Вы могущество в обществе… Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать… Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели”. Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.

­

А.С.Пушкин.Профиль Натали

­

В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной

­

В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1841

­

В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842. Акварель

­

К. П. Мазер Наталья Николаевна Пушкина.

­

В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель

­

В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849

­

В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849.

Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым – молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну “заняться” её портретом, так как “сквозил характер лица”. “Чрезвычайно изящная картина”, написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: “…это один из лучших моих портретов… я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож”.

­

И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949

Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение “Мадонна”.

­

H. Н. Пушкина-Ланская. Конец 1850-начало 1860-х г.г. Фотография

­

Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­

Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­

Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.

­

И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963

На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.

­

T. Нефф(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)

Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины – это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.

Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.

Читайте также:  Чем занимается антон гусев

И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: “От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов… В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин”.

Е. Павлова

История создания портрета К. Лаша широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне»13. В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.

­

К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856

На портрете К. Лаша Наталье Николаевне неполных 45 лет. На ней черное закрытое платье и черная кружевная косынка на голове. Освежают лицо жемчужные серьги с бусами и белый кружевной воротничок. Несколько странно выглядит темно-зеленый бант, приколотый поверх воротничка, который, возможно, делал бледное лицо более розовым. Некоторую «траурность» портрета скрашивают пурпурные складки спущенной с плеч то ли бархатной накидки, то ли драпировки. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет.

оригинал:Великая Княжна Мария Николаевна здесь

Источник

А. П. Брюллов – Портрет Н. Н. Пушкиной – 1831-1832

Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором – Ланская (1812, поместье Кариан, Тамбовская губерния – 1863, Санкт-Петербург) – супруга Александра Сергеевича Пушкина. Её роль в жизни Пушкина и событиях, предшествующих его последней дуэли, является предметом дискуссий до настоящего времени. С открытием новых документальных и эпистолярных материалов представления о личности Натальи Николаевны были пересмотрены.

Ее личность и у современников, и в наше время всегда вызывала крайне противоречивые оценки: ее называли и злым гением, погубившим великого поэта, и оклеветанной жертвой. О ней судили по тем 6-ти годам, которые она провела в браке с Пушкиным, однако последующие 27 лет ее жизни позволяют составить куда более полное и верное представление о том, какой на самом деле была одна из первых красавиц высшего света начала XIX века.

В. Гау – Портрет Натальи Николаевны Ланской – 1844

Перед смертью Александр Сергеевич ее просил: “Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека”. Она выполнила его просьбу, но замуж вышла не через два года, а через семь лет. В 25 лет Наталья Пушкина осталась вдовой с 4 детьми. Многие считали ее виновной в смерти поэта и называли легкомысленной и пустой светской красавицей.

В. Гау – Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, урожденной Гончаровой – 1843

Храм Христа Спасителя в усадьбе Гончаровых. Полотняный завод – 1900

Через две недели после смерти Пушкина Наталья с детьми отправилась к брату Дмитрию, в их фамильное имение Полотняный Завод. Там она вела затворнический образ жизни и почти никого, кроме родственников, не принимала. Конечно, после столичного блеска, великосветских балов и приемов эта жизнь казалась ей скучной и однообразной, но приносила внутреннее равновесие:

“Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве, – признавалась она. – Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома, приносят мне облегчение. Тогда я снова обретаю душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали”.

В. Гау – Портрет Н. Н. Пушкиной – 1842

К ней неоднократно сватались богатые и титулованные женихи, но все они получали отказ: никто из них не был готов принять ее четверых детей. Ей предлагали устроить их в престижные учебные заведения подальше от дома, но она отвечала:

“Кому в тягость мои дети, тот мне не муж”.

Через 2 года Наталья Пушкина снова приезжает в Петербург, но в свете появляется редко и занимается воспитанием детей.

В. Гау – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – 1849 (акварель)

В. Гау – Портрет П. П. Ланского – 1847 – Альбом лейб-гвардии Конного полка (акварель)

И.К. Макаров – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – около 1849

Наталья Николаевна вышла замуж через 7 лет после смерти Пушкина, в 1844 году. Ее избранником стал небогатый, но искренне любящий ее Петр Ланской – генерал-лейтенант, сослуживец ее брата. На тот момент ей было 32 года, ему – 45. Церемония бракосочетания была тихой и скромной, на свадьбу пригласили только близких родственников. Ее детей он принял, как своих. В этом браке родилось еще трое дочерей. Кроме своих семерых, Наталья воспитывала еще 4-х детей родственников.

“Мое призвание – быть директрисой детского приюта, – пишет она Ланскому. – Бог посылает мне детей со всех сторон …”.

И. К. Макаров – Портрет Наталии Николаевны Ланской – 1849

К. Лаш – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – 1856

И. К. Макаров – Портрет Натальи Николаевны Ланской – 1863

В последние годы жизни Наталья Николаевна часто болела. Она перестала выходить в свет и часто уезжала за границу на лечение. Она скончалась на 52-м году жизни от воспаления легких. Петр Ланской пережил супругу на 14 лет.

Читайте также:  Ювелир илья хорошилов

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова

Фото конца 1850-х – начала 1860-х годов

Н. Н. Пушкина-Ланская

Фото начала 1860-х годов

Наталья Николаевна Гончарова – жизнь после Пушкина

Источник

По нынешним меркам Наталья Пушкина стала вдовой в очень юном возрасте – в 24 года. В наследство от брака с поэтом ей досталась лишь дурная слава да четверо погодков – два мальчика и две девочки. Старшей дочери на тот момент было неполных пять лет, младшей – восемь месяцев.

По наказу мужа она с сестрой Александрой уезжает в деревню на два года

С сестрой Екатериной, ставшей женой Дантеса, они навеки прощаются. Сёстры плачут, понимая, что их пути расходятся навсегда.

Два года Наталья Николаевна проводит траур у матери в калужском имении Полотняный завод. За это время она лишь раз выбирается в Михайловское, чтобы поставить памятник на могиле мужа.

Спустя обещанное время Наталья Николаевна возвращается в Петербург, но не спешит появляться в свете

Покупка шляпок и шитьё модных туалетов отходит в прошлое. Опекунский совет вручает жене поэта 50 тысяч рублей за посмертное издание произведений Пушкина, и она не берёт оттуда ни копейки, желая дать на эти деньги образование детям.

Лишь спустя ещё четыре года Наталья Пушкина начнёт появляться на балу. Но теперь цели вдовы поэта не будут иметь ничего общего с прежними развлечениями. Понимая, что её усилий недостаточно, она хочет напомнить о себе и заручиться покровительством сильных мира сего.

Почти все портреты Натальи Николаевны этого времени созданы по инициативе П. А. Вяземского, в то время сильно увлечённого вдовой Пушкина. На этих акварелях, датированных 1841-1849 годами, Наталья Николаевна разная, и хоть она по-прежнему прекрасна, однако строга и холодна.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842

Когда вдовству Натальи Николаевны исполнилось пять лет (момент запечатлён на портретах выше и ниже этого отрывка текста), ей пристально заинтересовался князь Голицын. Через доверенное лицо он предложил ей руку и сердце на одном лишь условии: её дети должны были расти на отдалении от их супружеского гнезда. Материальные издержки не проблема, но наследники поэта должны были переехать в закрытый пансион.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842-1843

Наталья Николаевна раздосадована и отвечает, что кому её дети в тягость, тот ей не муж! Тут становится понятно, что жена Пушкина вовсе не холодная пустышка, которую интересуют лишь наряды и балы.

Среди поклонников вдовы был и Николай Аркадьевич Столыпин, и упомянутый выше женатый Пётр Андреевич Вяземский, и неаполитанский дипломат граф Грифео… Но выходит она за небогатого генерала Петра Петровича Ланского, сослуживца своего брата Ивана. Грязные слухи не заставляют себя ожидать. В свете говорят, что этот брак – лишь прикрытие романа вдовы с императором, а для ни разу не женатого генерала – средство продвижения по карьерной лестнице.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1844 г. В. Гау. Портрет П. П. Ланского. 1847 г. (?) Райт Томас, Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская), бумага, акварель, 1844 г. Примерно такой видит Наталью Николаевну убеждённый холостяк Пётр Петрович Ланской

Время расставляет всё по своим местам. Пётр Ланской оказался добр не только к жене, но и официально взял опекунство над её старшими детьми. У Натальи Николаевны и Петра Петровича одна за другой рождаются три дочери. Кроме своих семерых детей Ланские удочеряют Софью, дочь умершего родственника Ланского.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель,

1849г. Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, картон, акварель, белила,

1849 г.

Под влиянием жены в 1847 году генерал-майор Ланской учреждает в своем полку детский приют для солдатских сирот. Другим детям из бедных семей приют помогает материально.

Дети от двух браков Натальи Николаевны дружны, а в конце 40-х годов дом Ланских часто навещают дети друзей. Наталья Николаевна дорожит семейным счастьем и не даёт ни единого повода для сплетен.

В последние годы жизни Наталью Николаевну Ланскую мучили приступы кашля. Осенью 1863 года, возвращаясь с крестин внука, Наталья Николаевна подхватила очередную простуду, которая быстро переросла в воспаление легких. Измотанная постоянными болезнями, женщина не смогла оправиться и вскоре умерла. Ей был 51 год.

Берегите близких!

Ваша К. С.

Ставьте лайк, чтобы видеть больше таких публикаций! Подписывайтесь на мой канал!

Жизнь Натальи Гончаровой и Александра Сергеевича Пушкина в пяти графических портретах

Источник

Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.

Рассмотрим некоторые портретные изображения Натальи Николаевны разных художников.

А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1831-1832 г. Бумага, акварель.

“При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его – Александр Брюллов – смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет). Все последующие акварельные ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества. Автор их – Вильгельм Гау – с 1840 года придворный художник. Его многочисленные портреты Натальи Николаевны – более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 – 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство”. из статьи Римской Корсаковой https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8910.php

Наталья Гончарова. Неизвестный художник. 1810 год. Бумага. Акварель

А вот что записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной: «Натали еще девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. Участвовала она и в прелестных живых картинах, поставленных у генерал-губернатора кн. Голицына и вызвала всеобщее восхищение. Место первой красавицы Москвы оставалось за нею. Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех».

А. С. Пушкин. Профиль Натали

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки».

«В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой».

Читайте также:  Стас михайлов и жена и дети фото

(А.П. Арапова)

Владимир Гау создал шесть акварельных портетов Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: “Вы власть, Вы могущество в обществе… Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать… Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели”. Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.

И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949

Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым – молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну “заняться” её портретом, так как “сквозил характер лица”. “Чрезвычайно изящная картина”, написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: “…это один из лучших моих портретов… я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож”.

Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение “Мадонна”.

Т. Нефф*(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)

На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.

Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины – это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.

Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.

И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: “От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов… В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин”.

Е. Павлова

К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856

История создания портрета К. Лаша широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне». В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.

На портрете К. Лаша Наталье Николаевне неполных 45 лет. На ней черное закрытое платье и черная кружевная косынка на голове. Освежают лицо жемчужные серьги с бусами и белый кружевной воротничок. Несколько странно выглядит темно-зеленый бант, приколотый поверх воротничка, который, возможно, делал бледное лицо более розовым. Некоторую «траурность» портрета скрашивают пурпурные складки спущенной с плеч то ли бархатной накидки, то ли драпировки. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет.

И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963

И. К. Макаров Портрет Пушкиной-Ланской

Эрнст Старицкий

И вот совсем другой портрет –

Ее преобразили лета,

Следы страданий на лице

Вдовы погибшего поэта.

Простоволоса, чуть одета,

Теплом души своей согрета…

Божественный струится свет

От полотна сего портрета.

Я будто вижу Магдалину

Перед распятием Христа,

Почти библейскую святыню,

Сойти готовую с холста…

*) Наталья Николаевна писала о нем: «Это один из лучших моих портретов…»

* Некоторые исследователи считают, что этот портрет кисти Макарова. Вот интересный сайт на эту тему https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8910.php

Источник