Готлиб ронинсон биография личная жизнь

Готлиб ронинсон биография личная жизнь thumbnail

Биография

Готлиб Ронинсон — советский актер, запомнившийся ролями в театре и кино. Всенародный любимец, имя которого было известно, пожалуй, каждому. Цитаты экранных героев актера передавались из уст в уста, а заядлые театралы того времени частенько старались достать билеты «на Ронинсона». К сожалению, биография Готлиба Ронинсона, несмотря на искреннюю любовь зрителей, сложилась вовсе не безоблачно.

Детство и юность

Готлиб Ронинсон родился 12 февраля 1916-го в Вильнюсе в еврейской семье. Спустя несколько лет родители мальчика решили перебраться в Москву. После переезда отец оставил семью, и Готлиба воспитывала мама, называвшая сына Гошенькой. Женщине приходилось тяжело, денег постоянно не хватало, и Готлиб стал работать рано, не окончив даже школу.

Актер Готлиб РонинсонАктер Готлиб Ронинсон

В 15 лет талантливый юноша, интересовавшийся музыкой, попробовал силы в детском хоре Большого театра. Педагоги ожидали, что голос Ронинсона после подростковых изменений преобразуется в классический тенор, однако оперного певца из Готлиба не получилось. Тогда юноша переквалифицируется в мима, но и эта стезя не принесет Ронинсону успеха: зрители не оценят миниатюры начинающего лицедея. Несмотря на неудачи, Готлиб по-прежнему остался заядлым театралом: молодой человек посещал все премьеры, отдавая предпочтение талантливым МХАТовским постановкам.

Готлиб Ронинсон в детствеГотлиб Ронинсон в детстве и его мама

Вскоре началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья юноша не был призван в армию и отправился с матерью в эвакуацию в Верхнеуральск. Там Готлиб, которому было уже 25 лет, работал в детском доме, в глубине души лелея мечту о театральных подмостках. Вернувшись в столицу после войны, Ронинсон поступил в Щукинское училище. На одном курсе с будущей звездой учились люди, ставшие не менее яркими актерами: Владимир Этуш, Елена Измайлова, Нина Архипова, Геннадий Юдин.

Театр

Сразу после окончания театрального училища актер поступил на службу в московский Театр на Таганке, там Ронинсон проработает до конца жизни. Сцена увидела множество героев Готлиба Менделевича: мужских и женских, потешных и трагических. С приходом в театр режиссера Юрия Любимова для труппы, равно как и для самого театра, настала новая эра. Готлиб Ронинсон оказался одним из трех актеров, оставшихся в коллективе после смены руководства.

Готлиб Ронинсон в театреГотлиб Ронинсон в театре

Теперь на сцене Таганки блистали Алла Демидова, Леонид Филатов, Владимир Высоцкий. Несмотря на то, что подобные перемены всегда являются стрессом, Готлиб Ронинсон вписался в коллектив. В копилке актера роли в спектаклях «А зори здесь тихие…», «Мастер и Маргарита». Талантливое исполнение Ронинсона не оставалось незамеченным даже в маленьких ролях.

Фильмы

Первое приглашение в кино поступило к Ронинсону в 1953-м, когда актер был уже не юн. Это была роль пирата-турка в исторической картине «Адмирал Ушаков». Персонаж Готлиба Ронинсона оказался, по сути, эпизодическим и особого успеха актеру не принес. Зато спустя несколько лет, в конце 1950-х, на талантливого лицедея обратил внимание Эльдар Рязанов.

Готлиб Ронинсон в фильме «Берегись автомобиля»Готлиб Ронинсон в фильме «Берегись автомобиля»

Надо сказать, что тот период являлся для театральной сцены временем упадка: москвичи спешили на кинопремьеры, а сценическое искусство оказалось отодвинутым на второй план. Рязанов пригласил актера на роль в фильме «Берегись автомобиля». Фразой начальника Юрия Деточкина «А вы не знаете, так и молчите!» актер ворвался в кинематограф и сердца зрителей.

Готлиб Ронинсон в фильме «Зигзаг удачи»Готлиб Ронинсон в фильме «Зигзаг удачи»

Следующей ролью Ронинсона стал муж Лидии Сергеевны в «Зигзаге удачи». Эльдар Рязанов открыл в Готлибе Ронинсоне талантливого комика и с тех пор стал приглашать почти во все свои кинопроекты. Фильмы с Ронинсоном полюбились советским зрителям: «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром», «О бедном гусаре замолвите слово» до сих пор радуют искрометным юмором новое поколение киноманов, а фото Ронинсона хранятся, пожалуй, в коллекции каждого поклонника советских кинолент.

Готлиб Ронинсон в фильме «Афоня»Готлиб Ронинсон в фильме «Афоня»

Талант Готлиба Ронинсона заметили и другие режиссеры. Леонид Гайдай пригласил актера в картины «Не может быть!» и «12 стульев», а Георгий Данелия отдал Ронинсону персонажей в «Афоне» и «Большой перемене». Эти картины оказались невероятно успешны. Снимался Ронинсон и у Никиты Михалкова в фильме «Бег», у Вениамина Дормана в лентах «Земля, до востребования» и «Возвращение резидента».

Готлиб Ронинсон в фильме «Не может быть!»Готлиб Ронинсон в фильме «Не может быть!»

Фильмография Ронинсона постоянно пополнялась. Вскоре актер исполнил роль дяди Гоши в «Фантазиях Веснухина», сыграл в фильмах «Хождение по мукам» и «По Таганке ходят танки». Голос Ронинсона, тихий, но удивительно выразительный, подарил актеру возможность озвучить мультфильмы «Чудеса в решете», «Потерялась птица в небе», «Свинопас».

Личная жизнь

В отличие от карьеры, личная жизнь Готлиба Ронинсона не сложилась вовсе. Есть информация, что во время работы актера в Большом театре, когда тот пробовал стать мимом, над молодым человеком совершил насилие балерун по прозвищу Корень. Возможно, эта трагедия сказалась на психике Ронинсона, не позволив мужчине построить семейную жизнь. По слухам, Готлиб Ронинсон испытывал нежные чувства к Татьяне Коптевой, с которой вместе учился в «Щуке», однако объясниться в любви не осмелился.

Готлиб Ронинсон и Татьяна КоптеваГотлиб Ронинсон и Татьяна Коптева

Семьей для Готлиба Ронинсона стала мама, которая поддерживала и направляла сына. До самой смерти матери Готлиб будет рядом с женщиной, ухаживая за ней в старости и балуя то цветами, то сладостями. О Ронинсоне вспоминают как об очень добром человеке с невероятно открытым сердцем. Актер физически не мог пройти мимо чужой беды, отвернуться и не подать руку в тяжелый момент как близким, так и совершенно незнакомым людям. Он просто обожал чужих детей и проводил много времени с соседскими сорванцами.

Смерть

Готлиб Ронинсон, заработавший за жизнь некоторую сумму, решил оставить сбережения детскому дому. Благородный сердцем актер позаботился об оформлении завещания и был уверен, что дети получат эту помощь. Ронинсон не мог и представить себе, что реформы обесценят немалую сумму в один момент. Это оказалось страшным ударом для Ронинсона. Актер, и без того не отличавшийся крепким здоровьем, стал сдавать на глазах. Ронинсон до последнего будет выходить на сцену, однако с каждым разом сделать это будет труднее и труднее.

Могила Готлиба Ронинсона и его мамыМогила Готлиба Ронинсона и его мамы

25 декабря 1991 года актера не стало. Смерть Ронинсона наступила из-за сердечного приступа: 75-летний мужчина просто не выдержал сильных переживаний. Примечательно, что за несколько лет до этого Готлиб Ронинсон самостоятельно сделал надгробный камень, который сейчас и установлен на могиле актера. Надпись на камне гласит:

«Я любил одинаково горячо всех людей разных вероисповеданий. Бог един!»

Фильмография

  • 1982 – «Возвращение резидента»
  • 1980 – «О бедном гусаре замолвите слово»
  • 1980 – «Атланты и кариатиды»
  • 1978 – «Лекарство против страха»
  • 1977 – «Хождение по мукам»
  • 1975 – «Не может быть!»
  • 1975 – «Ирония судьбы, или С легким паром!»
  • 1975 – «Афоня»
  • 1973 – «Райские яблочки»
  • 1972 – «А зори здесь тихие…»
  • 1971 – «12 стульев»
  • 1970 – «Бег»
  • 1968 – «Зигзаг удачи»
Читайте также:  Биография дан балан личная жизнь

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ронинсон.

Го́тлиб Миха́йлович Ронинсо́н (12 февраля 1916[1], Вильна, Российская империя — 25 декабря 1991, Москва, СССР) — советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1989)[2]. Один из ведущих актёров театра на Таганке периода его расцвета (1964—1991).

Биография[править | править код]

Происхождение[править | править код]

Родился 12 февраля 1916 года в оккупированной германскими войсками Вильне в еврейской семье[1]. Его родители Мендель Ерухимович Ронинсон (1893, Витебск — ?) и Тойба (в быту Татьяна) Готлибовна Калетухес (1887, Вильна — 1963, Москва) поженились там же 31 мая 1915 года[3]. Был назван в память деда по материнской линии Готлиба Гершоновича Калетухеса (1850—1915), умершего за год до рождения артиста[4]. В начале 1920-х годов переехал в Москву с матерью, которая устроилась на работу инкассатором[5]. Родители к этому времени расстались и отец с новой семьёй жил в Витебске[6].

В 1928—1939 годах — участник детского хора и солист мимического ансамбля Большого театра СССР; в 1941—1945 годах был старшим пионервожатым и воспитателем детского дома в Верхнеуральске[7].

Актёрская деятельность[править | править код]

В 1945 году Готлиб Ронинсон окончил Театральное училище имени Бориса Щукина, а через год пришёл в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где и проработал всю свою жизнь.

На этой сцене за 45 лет актёр сыграл самые разные роли — мужские, женские, комические и трагические; он участвовал в таких знаменитых спектаклях, как «Мастер и Маргарита», «Десять дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие…».

В кино Готлиб Ронинсон стал сниматься в начале 1950-х годов, однако узнаваемым актёр стал после фильмов Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968) и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975). После этих небольших, но ярких и запоминающихся ролей его стали приглашать и другие видные советские режиссёры. Среди них — Леонид Гайдай («12 стульев», «Не может быть!»), Георгий Данелия («Афоня»), Никита Михалков («Раба любви»), Александр Алов и Владимир Наумов («Бег»), Вениамин Дорман («Возвращение резидента»), Алексей Коренев («Большая перемена»).

Последние годы и смерть[править | править код]

Собственной семьи актёр так и не создал и до самой смерти матери жил с ней. В последние годы жизни страдал частыми приступами эпилепсии, которая преследовала актёра с самого детства[8]. Перенёс несколько операций. За несколько лет до смерти заказал для себя могильную плиту с датой рождения[9].

За несколько часов до спектакля «Мастер и Маргарита», в котором Готлиб исполнял немаловажную роль — Поплавского, Ронинсон перенёс инсульт[8]. Тем же вечером его квартиру на улице Крымский Вал посетили коллеги по театру и обнаружили его мёртвым[8]. Валерий Погорельцев вспоминал[8]:

Скончался в Москве на 76-м году жизни 25 декабря 1991 года. Похоронен на Введенском кладбище рядом с матерью (18 уч.).

После кончины артиста его квартира неоднократно подвергалась разграблению со стороны соседей, за несколько дней вынесших дорогую коллекцию алкогольных напитков, кассетные магнитофоны, телефоны и фотоаппараты[8].

Память[править | править код]

  • Готлибу Ронинсону посвящён документальный фильм из цикла «Как уходили кумиры».
  • У Владимира Высоцкого есть строки, посвящённые Готлибу Ронинсону[10]:

Если болен морально ты
Или болен физически,
Заболел эпохально ты
Или периодически —
Не ходи ты по частникам,
Не плати ты им грошики,
Иди к Гоше, несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька.

Признание и награды[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР (27 ноября 1970)
  • Народный артист РСФСР (5 сентября 1989)

Роли в театре[править | править код]

  • 1946 — «Народ бессмертен» по роману В. П. Гроссмана — лейтенант Лядов
  • 1946 — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева, — Подъячий Живуля
  • 1949 — «Последняя граница» Н. Лабковского и А. Лейбмана — Кленси
  • 1950 — «Звезда Севильи» Лопе де Вега — Клориндо
  • 1951 — «Семь волшебников» А. Д. Симукова, — Кот Флегонт
  • 1952 — «Этих дней не смолкнет слава» Л. Рудого — Кавамура
  • 1953 — «Дорогой подарок» — Затируха
  • 1954 — «Грех» С. Жеромского — Настройщик
  • 1957 — «Факир на час» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского — Аким
  • 1958 — «Призраки» Э. Де Филиппо — швейцар Раффаэле (черная душа)
  • 1962 — «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун» Дж. Пристли — Хардэкр, член Городского правления
  • 1964 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта — Второй бог
  • 1964 — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — Пьяный на балу
  • 1965 — «Антимиры» А. Вознесенского
  • 1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» Д. Рида
  • 1966 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта — Дож Венеции, Кардинал, Маршал двора
  • 1967 — «Дознание» Петера Вайса, Постановка: Петр Фоменко
  • 1967 — «Пугачев» по С. А. Есенину — граф Сегюр
  • 1969 — «Час пик» по Е. С. Ставинскому — Бухгалтер Давидович
  • 1969 — «О том, как господин Мокинпот от своих злосчастий избавился» Петера Вайса, Реж.: Михаил Левитин
  • 1971 — «А зори здесь тихие…» Б. Васильева
  • 1973 — «Товарищ, верь!..» по пьесе Ю. П. Любимова и Л. В. Целиковской
  • 1975 — «Пристегните ремни» Г. Я. Бакланова и Ю. П. Любимова — Костя
  • 1976 — «Обмен» по Ю. В. Трифонову — сотрудник Гинега
  • 1976 — «Вишневый сад» А. П. Чехова — Фирс
  • 1977 — «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову — Конферансье и Поплавский

Фильмография[править | править код]

  1. 1951 — Прощай Америка — эпизод
  2. 1953 — Адмирал Ушаков — турок
  3. 1953 — Корабли штурмуют бастионы — подручный Орфано (нет в титрах)
  4. 1962 — Кубинская новелла — бармен
  5. 1966 — Берегись автомобиля — Яков Михайлович, начальник Деточкина
  6. 1968 — Зигзаг удачи — муж Лидии Сергеевны, рентгенолог
  7. 1968 — Времена года, киноальманах, «Четвёртый папа» — парикмахер
  8. 1968 — Урок литературы — Игорь Раймондович («Пони»), учитель физики
  9. 1969 — Кабачок «13 стульев» (телеспектакль) — пан Станислав
  10. 1970 — Бег — грек-сладострастник
  11. 1971 — 12 стульев — Кислярский, председатель одесской бубличной артели «Московские баранки»
  12. 1971 — Старики-разбойники — врач «скорой помощи»
  13. 1972 — Записки Пиквикского клуба (телеспектакль) — аптекарь-присяжный
  14. 1973 — Большая перемена — инженер, бригадир на заводе
  15. 1973 — Земля, до востребования — Карлос Форелли («Трамвайщик»), контролёр в трамвайном парке
  16. 1973 — Райские яблочки — капитан полиции
  17. 1974 — Театр Клары Газуль (телеспектакль) — вице-король
  18. 1975 — Афоня — астроном («Архимед»), сотрудник планетария
  19. 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — пассажир из Красноярска, ожидающий посадки на самолёт в аэропорту Ленинграда
  20. 1975 — Не может быть! — Иван Израилевич, гость на свадьбе
  21. 1975 — Ответная мера — Семён Яковлевич Сойкин, бухгалтер
  22. 1975 — Раба любви — Иван Карлович Фигель, бухгалтер
  23. 1976 — Волшебный круг — пьяный грек в феске
  24. 1977 — Фантазии Веснухина — дядя Гоша, фотограф (озвучил Георгий Вицин)
  25. 1977 — Хождение по мукам — парикмахер
  26. 1978 — Лекарство против страха — директор магазина «Рыболов-спортсмен»
  27. 1979 — Месяц длинных дней (телеспектакль) — лектор
  28. 1979 — Киножурнал Ералаш, 20-й выпуск «Откуда дровишки» — учитель физики
  29. 1980 — Атланты и кариатиды — Лазарь Львович Фрид, заместитель директора филиала, «крепкий» хозяйственник
  30. 1980 — Если бы я был начальником — сосед Немоляевых
  31. 1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Марк Юльевич Мовзон, провинциальный актёр
  32. 1980 — Адам женится на Еве — секретарь суда
  33. 1982 — Возвращение резидента — аптекарь Поммере
  34. 1982 — Киножурнал Ералаш, 32-й выпуск «Игра окончена, маэстро!» — дедушка
  35. 1987 — Десять дней, которые потрясли мир (телеспектакль) 
  36. 1990 — Самоубийца — рисовавший портреты вождей
  37. 1990 — Мой муж — инопланетянин — пациент стоматолога
  38. 1991 — По Таганке ходят танки — врач
Читайте также:  Дмитрий шепелев биография личная жизнь сегодня

Озвучивание мультфильмов[править | править код]

  • 1988 — Потерялась птица в небе — Осёл
  • 1989 — Подарок Самоделкина — Самоделкин
  • 1980 — Свинопас — Император
  • 1980 — Самоделкин на выставке — Самоделкин
  • 1978 — Чудеса в решете
  • 1978 — Дед Мороз и серый волк — Снеговик (нет в титрах)
  • 1977 — Самоделкин под водой — Самоделкин
  • 1974 — Мешок яблок — Крот
  • 1971 — Самоделкин в космосе — Самоделкин
  • 1969 — Золотой мальчик — Розовый Король; Синяя Дама; зубной врач (нет в титрах)

Примечания[править | править код]

  1. 1 2
    В разных источниках год рождения Ронинсона указан по-разному: 1916, 1917 или 1918. Однако на надгробном памятнике на Введенском кладбище в Москве указан год рождения 1916-й.
  2. ↑ Ронинсон Готлиб Михайлович, актёр Театра на Таганке (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 мая 2008. Архивировано 24 июля 2008 года.
  3. ↑ Запись о бракосочетании родителей в канцелярии виленского городского раввина доступна на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org (база данных по Литве, см. фамилии Ронинсон и Калетухес). Вся семья матери жила в Антоколе: родители Готлиб Гершонович (1850—1915) и Шула (Сула) Иоселевна (1860—1894) Калетухес, сёстры Эстер (1885), Хава (1886) и Рахиль (1894), братья Гершон (1883) и Меер (1890). Имя и отчество отца в матримониальных документах — Мендель Ерухимович, однако сестра отца записана как Хава Ерахимовна Ронинсон.
  4. ↑ Дед, Готлиб Гершонович, согласно справочнику «Вся Россия» (1915) проживал в Вильне по адресу улица Завальная, дом № 16.
  5. ↑ Т. Г. Ронинсон в эвакуационных списках (1942): Годом рождения матери в поздних документах указан 1895, но и в записи о рождении и в записи о браке датой рождения указано 1 декабря 1887 года (по старому стилю).
  6. ↑ Отец в эвакуационных документах (1942) уже записывался как Михаил Яковлевич Ронинсон; он находился в эвакуации в Узбекской ССР с новой женой и двумя детьми 1922 и 1924 годов рождения.
  7. ↑ Г. М. Ронинсон в эвакуационных списках (1942)
  8. 1 2 3 4 5 Мария Дмитриева. Умирающего пана Станислава ограбили соседи. Собеседник (10 октября 2011). Дата обращения: 23 октября 2012.
  9. ↑ Ронинсон Готлиб Михайлович. Библиографический ресурс «Чтобы Помнили». Дата обращения: 27 февраля 2020.
  10. ↑ Феномен Ронинсона. Jewish.ru (11 февраля 2011). Дата обращения: 23 мая 2013.

Ссылки[править | править код]

  • Могила Готлиба Ронинсона
  • Несмешная жизнь смешного человека. Готлиб Ронинсон
  • Ронинсон Готлиб Михайлович на сайте animator.ru

Источник

Готлиб Ронинсон родился 12 февраля 1916 г. в Вильно (ныне – г. Вильнюс, Литва). Его роли в большинстве своем ограничивались несколькими фразами, однако произносить их он умел так, что забыть было уже невозможно.

Герои Ронинсона, добрые недотепы, всегда вызывали смех. Да и сам Готлиб Михайлович часто попадал в смешные истории, он казался всем немного нелепым и чудаковатым, но коллеги ценили его доброту и желание всем помочь. Жизненный девиз Готлиба Михайловича был: “Приятно быть полезным людям. В этом смысл человеческой жизни” Сам же актер был бесконечно предан искусству и так же бесконечно одинок. Семьи у него не было, а были только друзья и мама, которую он боготворил.

Он родился 12 февраля 1916 года в городе Вильно (ныне Вильнюс Литва)…
Мать воспитывала его одна, денег не хватало. Куда пропал отец – тайна. Сам Готлиб Михайлович об этом не распространялся. Одно известно: после переезда семьи из Вильно в Москву (в начале 20-х) отец с женой и сыном уже не жил. Маленького Готлиба в Москве определили в Кремлевский детский сад. (Есть байка, что однажды маленького Гошу взял на руки и со словами «Ты очень хороший!» поцеловал в лоб В.И.Ленин).
Готлиб Михайлович с особой нежностью относился к своей маме, очень любил ее, старался её не расстраивать. Но наверное из за такой всепоглощающей материнской любви он так и не женился…
Мама не хотела, чтобы её место заняла какая-то другая женщина, одна из тех немногочисленных девушек, которых сын приводил знакомиться. Всех их мама встречала холодно. Так Ронинсон всю жизнь и прожил вместе с ней, до её смерти, в однокомнатной квартире на Крымском валу, недалеко от парка им. Горького. Он обожал маму – а когда она умерла, остался совсем один. Иной раз после спектакля, возвращаясь домой с букетом цветов, говорил: «Поставлю их рядом с маминым портретом».
Ронинсон рано пошел работать, даже не закончив десятилетку. Лет в 15 параллельно с работой, Ронинсон поступил в детский хор Большого театра – педагоги полагали, что в результате подростковой ломки голоса получат прекрасного тенора. Но, как это часто случается, оперный голос «не сложился». До 23 лет Готлиб оставался в Большом, работал в группе мимического ансамбля, потом стал студентом Щукинского театрального. Было это в 1939-м.

В армию его не взяли из за эпилепсии, которой он страдал с детства. С 1941 года был с мамой в эвакуации. Вот как Ронинсон сам описывает это: «…Во время Великой Отечественной войны театр и училище эвакуировали в г.Омск. Я не мог поехать с театром, так как мне было поручено эвакуировать детские учреждения гор. Москвы (Свердловский район столицы) в гор. Верхнеуральск Челябинской области. В Верхнеуральске кроме своей основной работы воспитателя, я выполнял задания райкома и райисполкома г.Верхнеуральска. Был уполномоченным по организации сбора продуктов для освобожденных районов от немецких оккупантов, в мандате говорилось, что мне обязаны оказывать всяческую помощь. Устраивал концерты в городе силами эвакуированных. Сбор с концертов шёл в фонд обороны родины.
Именно за это Ронинсон был награжден медалью “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.”
Когда театр Вахтангова и училище возвратились в Москву, я получил вызов и приехал в Москву, чтобы продолжить учебу…».

А семь лет спустя, уже с дипломом «Щуки», его принял Театр на Таганке, в котором он прослужил почти полвека, сыграв десятки интереснейших ролей. Но конечно для актера такого масштаба и дарования работы в театре у него было немного…Но работы были очень яркие.
В спектакляе “Товарищ, верь…” Ронинсон играл цыганку. Пел цыганский романс, появившись перед залом в ярком макияже с ярко-красной губной помадой, огромных золоченых серьгах-кольцах, в платке и пышных ситцевых юбках в цветочек. Пел и танцевал столь зажигательно, что подарил повод “сравнить” себя с Улановой. Ему даже посвятили шутливое стихотворение:

Читайте также:  Наталья каневский биография личная жизнь

Поверьте, ничего нет странного
Ушла на пенсию Уланова.
Но огорчаться нет резона:
Спешите видеть Ронинсона.
Небольшой эпизод, блистательно отделанная, филигранная мини-роль, над которой Ронинсон очень тщательно работал. Прототипом его цыганки, которую зал встречал гомерическим смехом, а провожал овацией, стала официантка из кафе “Шоколадница”, располагавшегося недалеко от дома Готлиба Михайловича. Он около месяца ежедневно ходил в кафе, сидел за столиком и наблюдал за своей будущей “цыганкой”.

Недостаток работы на сцене он пытался восполнить творческими вечерами, концертами, работой на радио. Он хорошо пел и делал талантливые пародии…
А еще нашел себе хобби, весьма необычное для актера – медицину. В театре его даже в шутку прозвали «министром здравоохранения». Относились к нему с любовью. Называли уважительно – дядя Гоша, а то и просто Гоша, на что актер не обижался. Хотя иногда и был капризным и обидчивым. Иногда приходил к Любимову с заявлением об уходе, особенно когда долго не было новых ролей. Но Любимов всегда его успокаивал и рвал заявление…Так он и играл на “Таганке” до последнего своего дня.
А еще была работа в кино.
Первую настоящую но небольшую роль он сыграл когда ему было уже пятьдесят лет. И сразу у Рязанова. В фильме “Берегись автомобиля”. Там он сыграл доброго начальника Юрия Деточкина. И не потерялся на фоне таких звезд как Смоктуновский, Ефремов, Миронов, Папанов.

Ронинсон стал одним из лучших комедийных актеров. Он сыграл незабываемые эпизодические роли в фильмах «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «12 стульев», «Берегись автомобиля», «Бег» и многих других. Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. Стоило увидеть его на экране один раз и забыть было уже невозможно.

– А еще он очень любил детей, – вспоминает актриса Таганки Марина Полицеймако. – Вся наша театральная ребятня выросла у него на глазах, бегали за ним гурьбой, он быстро находил с ними общий язык. Своих детей у Готлиба Михайловича не было, семьей он так и не обзавелся. Ходил всегда аккуратный, подтянутый, его даже называли «самым ухоженным холостяком Таганки».
Но при этом был бесконечно одинок. Особенно под конец жизни очень страдал от одиночества. Часто прогуливался рядом с домом, обожал птиц. Стоило ему выйти во двор, как со всей округи слетались голуби… когда на улице его узнавали, и подбегали за автографом, Готлиб Михайлович отмахивался: обознались, мол. А то еще добавлял: «Какой я вам актер? Я – бухгалтер». Только детям фотографии подписывал.
Работал Ронинсон до последнего дня, несмотря на то, что память начала подводить и выходить на сцену становилось все трудней. Он перенес несколько операций и каждый шаг давался ему с большим трудом. За несколько лет до смерти Ронинсон сказал кому-то из актеров: «Я заказал себе надгробную плиту с надписью: “Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон”, пусть мне потом на могилку поставят».
А какую эпитафию он себе сочинил: “Я люблю одинаково горячо всех людей разных вероисповеданий. БОГ ЕДИН!!!”
В силу возраста Готлиб Михайлович не смог понять и принять перемены начала девяностых…
– У Готлиба Михайловича были неплохие сбережения. Он держал деньги на книжках. Знаю, все завещал какому-то детскому приюту, – рассказывает друг Ронинсона, врач Еремеева. – А когда грянули реформы, деньги обесценились и все пропало. Выдержать этот удар было непросто. Мало того, осенью 1991 года на доме, в котором жил Ронинсон, появилась табличка: «Продается. Частная собственность». Это была какая-то безумная акция, ничем не увенчавшаяся, но я не сомневаюсь, что именно она добила Готлиба Михайловича. Он невероятно нервничал – и в конце концов умер от сердечного приступа. Ему было 75. Никаких хронических заболеваний. А вот сердце не выдержало.
Умер актер в полном одиночестве 25 декабря 1991 года. В тот день должен был состояться спектакль «Мастер и Маргарита», в котором он был занят. Готлиб Михайлович был чрезвычайно пунктуальным человеком и никогда в жизни не опаздывал ни на репетиции, ни на спектакли. Поэтому, когда актер впервые за долгие годы не явился на работу, его коллеги забили тревогу и сразу после представления отправились к нему домой на Крымский вал.

Рассказывает Валерий Погорельцев: “Войдя, мы стали свидетелями жуткой картины: Ронинсон с красным лицом (инсульт) лежал посреди комнаты на ковре, из его разжатого кулачка выкатилась маленькая желтая таблетка… и на фоне такого несчастья, еле-еле передвигаясь, стояли два техника-смотрителя из домоуправления – муж с женой. Дело в том, что Готлиб Михайлович страдал эпилепсией, поэтому в рот не брал спиртного. Но – и это естественно – такому заметному артисту, как он, во всяких командировках, будь то Грузия или Молдавия, поклонники дарили коллекционные вина и коньяки, самые дорогие, с большой выдержкой. Конечно, он часто делился с ребятами, но большинство драгоценных бутылок стали экспонатами его Готлиб Ронинсон домашней винодельческой коллекции. Когда мы вошли, то увидели этих техников-алкоголиков, уже вылакавших коллекцию: весь кухонный стол был уставлен пустыми бутылками…. Позже Ронинсона отвезли в морг…
В комнате Готлиба Михайловича висели два портрета – его и мамы, написанные маслом. В столе были письма, рецензии, которые он бережно собирал. Под утро мне позвонила его пожилая соседка Ольга Моисеевна и предупредила, что бумаги и личные вещи Ронинсона выброшены на помойку. Я приехал на “Октябрьскую” в 8 утра, но мусоровоз уже забрал содержимое из ящиков, я не успел спасти его архив. Квартиру той же ночью разграбили. После заграничных гастролей Ронинсон привозил дефицитные кассетные магнитофоны,телефоны, фотоаппараты – всё это вынесли, ничего не осталось. Ни-че-го. Квартира же перешла государству.
Он светло жил и светло ушёл – по-английски, не прощаясь…”
Похоронили Готлиба Ронинсона в Москве на Введенском кладбище.

Источник