Грачевский борис ералаш

Грачевский борис ералаш thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июля 2020; проверки требуют 9 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Грачевский.

Борис Юрьевич Грачевский (род. 18 марта 1949, Раменский район, Московская область) — советский и российский кинорежиссёр[2] и сценарист, организатор кинопроизводства, художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» (с 2002 года). Член Российской академии кинематографических искусств “Ника”; заслуженный деятель искусств РФ (2000), лауреат премии Правительства РФ (2010).

Биография[править | править код]

Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Раменском районе Московской области, в доме отдыха «Полушкино», в еврейской семье. Отец — Юрий Максимович Грачевский (1924—1998)[3], уроженец Витебска, участник Великой Отечественной войны, лейтенант, в 1942—1946 годах служил в войсках противовоздушной обороны[4], после демобилизации работал конферансье и культработником. Мать — Ольга Лазаревна Грачевская (урождённая Жарковская), библиотекарь.

В 6 лет вышел с отцом на сцену, в 10 лет поставил первый танец, в 11 – новогодний утренник[1][5][6].

Окончил Калининградский механический техникум при заводе С. П. Королева (Московская область)[1], где получил специальность токаря[7].

Работал токарем, потом техником-конструктором на заводе Королёва[1].
В 1968 году служил в армии[1].
После службы в армии устроился на киностудию имени Горького грузчиком[1].

В 1969 году поступил на заочное отделение ВГИКа факультет «Организация кинопроизводства», окончил через 23 года[1].

Работал администратором на картинах Александра Роу, Марка Донского, Василия Шукшина[1].
На киностудии был старшим администратором, заместителем директора съемочной группы[1].

В 1974 году по своей инициативе совместно с драматургом Александром Хмеликом основал детский юмористический киножурнал «Ералаш», где работает по настоящее время. Написал 11 сценариев для киножурнала, поставил ряд сюжетов в качестве режиссера-постановщика, а также сыграл ряд ролей в качестве актера, в некоторых сюжетах озвучил текст от автора.

В 1995 году на базе Киностудии имени Горького основал киностудию Ералаш-Лэнд, а в 2005 году на базе киностудии основал киностудию Ералаш.

Создатель документальных фильмов, автор проекта «Социальная реклама».

В 2008—2009 годах снял свой первый полнометражный художественный фильм «Крыша», вышедший на экраны в сентябре 2009 года.

С 2009 года неоднократно был председателем жюри «Видеобитвы».
C 2013 года принимает участие в благотворительных проектах для детей-инвалидов Международного центра искусств Маргариты Майской «Арт-Изо-Центр».

В июле 2014 года Грачевский в качестве режиссёра приступил к производству драматического фильма «Между нот, или Тантрическая симфония» о поздней любви композитора с мировым именем и молодой девушки из глубинки. Главные роли сыграли Андрей Ильин и Янина Мелехова.

Автор сборника юмористических изречений «Идиотизмы».

С 2017 года — член жюри детского КВН на телеканале «Карусель».

Болезнь[править | править код]

В 2018 году в телепередаче «Судьба человека» Грачевский рассказал, что ранее у него диагностировали рак кожи, причиной которого стала родинка; в этой связи было несколько операций, облучение и химиотерапия[8].

21 декабря 2020 года стало известно, что Борис Грачевский заразился коронавирусом COVID-19. Грачевский проходил лечение дома.[9]

Награды[править | править код]

  • Орден Почёта (20 марта 2009 года) — за большие заслуги в развитии отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность[10]
  • Орден Дружбы (23 августа 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[11]
  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (26 июля 2000 года) — за заслуги в области искусства[12]
  • Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010 года) — за создание детского юмористического киножурнала «Ералаш»[13]
  • Обладатель приза «Золотой овен», двукратный обладатель «Золотого Остапа».

Общественная позиция[править | править код]

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры России в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[14].

Личная жизнь[править | править код]

  • Первая жена — Галина Яковлевна Грачевская (род. 1 января 1948, прожил в браке почти 35 лет, с 1970 года[8]).
    • сын — Максим Борисович Грачевский (род. 9 декабря 1972) — бизнесмен, генеральный директор ОАО «Трудовые резервы»[15][16].
    • дочь — Ксения Борисовна Алеева-Грачевская (род. 20 июня 1979), работала в Ералаше, руководитель туристического агентства ООО «Клуб Фаренгейт»[8][17].
    • Внук[8].
  • Вторая супруга (с мая 2010 по февраль 2014) — Анна Евгеньевна Грачевская (Панасенко) (род. 6 сентября 1986), вместе с мужем снималась в 2012 году в «Ералаше», в эпизоде № 268 «Крик», где он сыграл главную, а она эпизодическую роль медсестры[2].
    • дочь — Василиса Борисовна Грачевская (род. 19 сентября 2012)[18].
  • Третья супруга (с февраля 2016[19]) — Екатерина Белоцерковская (род. 25 декабря 1984) — актриса и певица[20].
    • сын Филипп Борисович Грачевский (род. 8 апреля 2020)

Фильмография[править | править код]

Режиссёр

  • 2009 — «Крыша»
  • 2015 — «Между нот, или Тантрическая симфония»
Читайте также:  Биография королевы англии елизаветы 2

Актёр

  • 2017 — «Короткие волны» — сводник

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Борис Грачевский (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Борис Грачевский: Нам нужен Буратино
  • Борис Грачевский: Я ужасно ленивый трудоголик
  • Борис Грачевский: «звёздную» болезнь я лечу радикальным способом
  • Юбилейное интервью Бориса Грачевского
  • Борис Грачевский: Во мне сидит пацан!
  • Борис Грачевский: «Никто не хочет думать о детях…»
  • Борис Грачевский интервью для Арт-Изо. ТВ

Источник

Борис Грачевский с детства привык развлекать и смешить. Он родился в Москве, но сразу переехал в подмосковный дом отдыха “Полушкино”, где работали его родители. В его паспорте в графе “место рождения” так и написано: “Дом отдыха”.

Отец Грачевского, Юрий Максимович, был культработником. Мама работала в библиотеке. Хохочущая толпа, которую развлекал отец, окружала Борю с детства. Он так всем и говорил: “Мой папа человек-праздник”. Юрий Максимович проводил вечера анекдотов – желающие рассказывали анекдоты, а культработник на каждый анекдот выдавал по 3 анекдота на эту же тему.

С 5 лет Борис Грачевский стал участвовать в концертных номерах отца, а в 6 понял, что такое настоящий успех. Тогда отец разрешил ему участвовать в своем коронном номере – вместе они угадывали мысли. “Надо было очень много слушать, ждать всякие сигналы, значки, заложенные во фразах”, – вспоминает Борис Юрьевич.

Еще в школьные годы Грачевский был дворовым лидером. Однажды они с ребятами решили пойти в школу через речку, которая только-только покрылась тонким льдом. Борис встал на лед, а тот сразу начал трескаться. Отступать назад было стыдно, и Боря решил ползти. Он переполз речку на животе. Ни у кого из ребят не хватило смелости это повторить.

Первая профессия Грачевского – инженер-конструктор. Он должен был строить ракеты, но выбрал кино. Однажды он подошел к отцу и сказал: “Папа, помоги мне, я хочу работать в кино”. И отец устроил его на студию Горького грузчиком. Борис Грачевский в реквизиторских цехах, пока его не пригласили на картину “Преступление и наказание”. Должность называлась “разнорабочий”.

Чуть позже он попал на картину “Варвара-краса, длинная коса” знаменитого режиссера-сказочника Александра Роу. С тех пор Грачевский уже никогда не покидал студию Горького. Днем Грачевский старательно выполнял поручения на съемках, а ночью читал книгу Дейла Карнеги “Как приобретать друзей”, чтобы произвести впечатление на новых коллег.

Через пару месяцев Роу полностью полагался на своего нового администратора и даже предложил ему небольшую роль. Эта первая роль Бориса Грачевского в кино – он должен был стать чудовищем, которое живет под водой, высунуть руку из воды и сказать: “Должок!” Валяться на полу возле специального корыта и размахивать рукой в резиновой перчатке был готов только Грачевский. “А потом оказалось, что это моя главная роль в жизни”, – говорит он.

Борис Грачевский не боялся никакой работы. Нужно пол помыть – пожалуйста. В эпизоде сняться – запросто. Меньше чем за пару лет молодой администратор освоил едва ли не все кинопрофессии.

В 1974 году появился журнал “Ералаш”, куда Бориса Грачевского пригласили уже директором. Создатель киножурнала драматург Александр Хмелик был наслышан об упорном организаторе Грачевском. Он пригласил его работать и не ошибся. Грачевский словно стал для “Ералаша” талисманом. Первый же выпуск дал огромный успех.

С тех пор было показано более 700 сюжетов, а снято – намного больше. Грачевский вырастил несколько поколений звезд. Все они называют его “кинопапой”. Еще одно прозвище Грачевского “дядя Боря Ералаш”. Уже более 30 лет он руководитель знаменитого киножурнала.

В своем кабинете на киностудии “Ералаш” Грачевский проводит гораздо больше времени, чем дома. В соседнем кабинете проходят кастинги и репетиции маленьких актеров. Грачевский редко приезжает на съемки. Режиссеры, которые снимают сюжеты для “Ералаша”, обычно справляются без него. Работа киножурнала отлажена, как часы, и этим Грачевский очень гордится.

Традицию приглашать в “Ералаш” знаменитых актеров, певцов и телеведущих придумал Борис Грачевский. Это стало отличительной чертой “Ералаша”. В отличие от детей, зарплата которых вполне сопоставима со взрослой, приглашенные звезды снимаются совершенно бесплатно.

Среди знаменитых выпускников “Ералаша”: Саша Лойе, Александр Головин, Сергей Лазарев, Юля Волкова, Федор Стуков.

Когда Влад Топалов снимался в “Ералаше”, это был не известный всей стране певец, а пухлый мальчик, которого в школе дразнили “пирожком”. По сценарию Топалов должен был играть обжору, который предпочитает пирожки девочкам. На съемках этого сюжета Влад съел столько булочек, что с тех пор ненавидит сладкое.

Скандальная певица дуэта “Тату” Юля Волкова тоже в детстве играла в “Ералаше”. Юля отлично сыграла, сюжет получился удачным, и Грачевский решил снимать продолжение. Спустя год Юлю снова пригласили на площадку. Но теперь девочку никто не узнал. Нелепая прическа, красные волосы, безумный макияж. Кроме того, у Волковой выросла грудь. Грачевский заявил: “Мы не берем грудничков”. Съемки едва не отменили. Но выход был найден. Во время съемок грудь заматывали девочке эластичным бинтом.

Читайте также:  Муж татьяны арнтгольц второй

Женился Борис Грачевский в 21 год. В 23 года у него уже появился сын. Потом родилась дочка. Семья переживала разные периоды, но когда дочь выросла, супругов больше ничего не держало вместе. Они прожили вместе 35 лет. Но “Ералаш” отнимал у Грачевского слишком много времени. В итоге семья распалась. После развода бывшие супруги совсем не общаются. Свою бывшую жену он называет “вдовой”, словно давно для нее умер. Грачевский считает, что жена просто “не добежала с ним марафон жизни, ей не хватило дыхания”.

С дочерью Ксенией Борис Грачевский поссорился и уже 3 года не разговаривает. И никому не рассказывает, почему. Из родных рядом только сестра. Иногда позвонит вечно занятый сын Максим.

Сегодня Грачевский сам заботится о себе. Он старается проводить дома как можно меньше времени. Возвращаясь с работы, Грачевский остается один. Он никогда не ест дома. Просто домашних завтраков ему готовить некому, а готовить самому для себя ему не интересно. Он ходит завтракать в кафе. Раз в неделю приходит помощница по хозяйству.

Борис Грачевский называет своей возраст “первой фазой второй молодости”. Каждый день он придумывает себе новое занятие: поет, пишет стихи, недавно снял большое, совсем не веселое кино “Крыша”. Он не любит выходные и нетерпением ждет, когда они закончатся.

“Я утром вскакиваю для того, чтобы быстрее что-то делать, я живу в огромном темпе. Такое ощущение, что я марафонец, который фигачит далеко-далеко,- говорит Грачевский. – Сейчас говорят, у тебя получилось кино, смотри, не брось “Ералаш”. Ну, как я могу бросить ребеночка, которого, несмотря на 35-летний возраст, надо все время учить ходить, все время держать за ручку!”

Источник

18 марта день рождения Бориса Грачевского, культового режиссера, создателя и художественного руководителя любимого многими поколениями киножурнала «Ералаш». Уже 46 лет миллионы «мальчишек и девчонок, а также их родителей» с удовольствием пересматривают старые серии и с нетерпением ожидают новых. С чего же все началось? Как получилось, что детский журнал стал делом жизни Бориса Грачевского? Благодаря чему удается на протяжении стольких лет поддерживать популярность киножурнала? Где находят юных актеров для его сюжетов? Чтобы ответить на все эти вопросы, пожалуй, пришлось бы написать книгу. Мы собрали самые любопытные факты, касающиеся «Ералаша», и представляем их в нашей статье.

Фото: https://russkiymir.ru/

«Фитилек» для детей

В 1974 году руководство Госкино прислало на студию им. Максима Горького приказ, в котором говорилось:

Детям тоже нужно над чем-то смеяться, нужен некий «Фитилек для школьников» («Фитиль» – сатирическая программа на советском и российском телевидении, в эфире с 1962 по 2008 год. – Прим. ред.).

За исполнение приказа взялись знаменитый писатель, драматург, киносценарист Александр Хмелик и никому в то время не известный студент факультета «организация кинопроизводства» ВГИКа Борис Грачевский. 

Интересный факт

Что такое «ералаш» и почему именно так назвали киножурнал? Идею подала Маша, 13-летняя дочь Александра Хмелика. Памятуя о поговорке «Устами младенца глаголет истина», название довольно быстро утвердили.

Ералаш − вздор, пустяки, бестолочь, дичь, чужь, бессмыслица; смесь, всякая всячина, беспорядица, сумятица.  (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Для меня «Ералаш» – это страна детства, в которую мечтает вернуться каждый взрослый, − говорил Александр Хмелик. − Страна, где живут веселье и смех, радость и фантазия… В общем, это праздник, который всегда с тобой.

«Мотор, начали!»

Первый выпуск «Ералаша» был показан в телеэфире в 1974 году и включал три сюжета: «Позорное пятно» (по одноименному стихотворению Агнии Барто), «Ну почему мы так говорим?!» и «Дым, дым, дым!».

Для съемок эпизода «Ну почему мы так говорим?!» в одном из московских домов на целые сутки остановили лифт. Жильцы не проявляли ни малейшего недовольства, а, наоборот, только радовались тому, что все происходит в их доме. А причиной такой реакции стало то, что одну из главных ролей исполнял Спартак Мишулин, известный по роли в «Кабачке “13 стульев”». Как вспоминает Борис Грачевский, на съемочной площадке постоянно собиралась толпа зевак, которую ему приходилось раз за разом разгонять.

Спартак Мишулин. «Ералаш», выпуск №1.

О «Ералаше» в деталях

О заставках

Мультипликационные заставки для всех серий уже больше сорока лет создает Юрий Смирнов. До середины двухтысячных титры и анимация создавались вручную – составные части персонажей и предметов перемещались и кадрировались, на выходе получался короткометражный мультфильм. Сейчас все процессы по созданию заставок выполняются в специальных компьютерных программах.

Читайте также:  От кого у филиппа киркорова дети фото

Первые три выпуска открывались обычными текстовыми титрами. Мультипликационная заставка появилась лишь в четвертом выпуске киножурнала.

Фото: https://www.1tv.ru/

О песне

Знаменитая песня «Мальчишки и девчонки…» была написана Алексеем Рыбниковым на стихи Александра Хмелика. Долгое время она звучала в исполнении Елены Камбуровой. В 1996 году эстафету принял детский ансамбль «Непоседы».

О судьбах юных актеров

Далеко не все дети, принимавшие участие в съемках «Ералаша», становятся профессиональными актерами в дальнейшем. Перед авторами проекта на самом деле никогда и не стояла задача дать каждому ребенку путевку в артистическую жизнь. 

Зачем нам столько артистов? Главное, что у детей остается в памяти на всю жизнь опыт – съемочный процесс, общение со зрителями – это очень ценно. <…> Тем, кто идет дальше, конечно, легче – и в кино играть, и даже в театре», − отметил в одном из интервью Борис Грачевский.

Анна Цуканова и Александр Головин стали знаменитыми и востребованными актерами во много благодаря «Ералашу», который стал для них первым шагом в профессию. А вот, к примеру, Павел Степанов, один из самых узнаваемых рыжих ребят «Ералаша», выбрал другой путь. Поначалу он еще строил планы поступить в театральный вуз, хотел стать актером, но после армии окончил технический университет и сейчас работает электромехаником.

Александр Головин. «Ералаш», выпуск №169.

Еще один знаменитый мальчик − Максим Сидоров, сыгравший в серии «Серега, выходи!». Помните, это его герой так долго собирался выйти строить с друзьями крепость, что зима успела смениться летом. Максим рассказывает, что теперь работает менеджером, но «Ералаш» не забывает – регулярно пересматривает новые выпуски с семьей и рассказывает дочери и сыну смешные истории со съемок.

Максим Сидоров. «Ералаш», выпуск №25.

О кастингах и  «блате»

Недостатка желающих сыграть роль в «Ералаше» никогда не было. На кастинг и личную встречу с Борисом Грачевским (она во все времена была обязательной) и раньше, и в наше время приходят сотни детей и подростков. Задание на кастинге совсем не сложное − юных соискателей чаще всего просят прочитать стихотворение или спеть песню. Но на этом отбор не заканчивается. 

Для «Ералаша» стараются находить особенных, ярких и неординарных детей. Важна не красота, а именно яркость внешности. Приметные черты лица или, к примеру, торчащие ушки и рыжие волосы могут решающим образом повлиять на выбор исполнителя главной роли в выпуске «Ералаша».

Твердое «нет» не прошедшим кастинг никогда не говорят. Не обижать и не расстраивать детей − правило команды создателей киножурнала. Ребенка всегда хвалят за усердие и дают профессиональные советы для повышения актерского мастерства. 

Больше огорчаются родители, поняв, что им вряд ли перезвонят. Часто они начинают уговаривать ассистентов режиссера, отвечающих за подбор актеров, чтобы их детям дали второй шанс, а то и сразу взяли на съемки, мол, там ребенок точно раскроется. Но решение, принятое режиссером, никогда не пересматривается. 

Кроме того, Борис  Грачевский регулярно повторяет, что на кастингах «Ералаша» понятия «блат» не существует, все дети находятся в равных условиях. Отметим, например, что Илья Медведев прошел кастинг, как все остальные ребята, и лишь на съемках одного из сюжетов стало известно, что он сын Дмитрия Медведева.

Илья Медведев. «Ералаш», выпуск №201.

Киножурнал, дарящий счастье возвращения в детство

Мы все думали, поиграемся годик, ну два максимум…Но уже первый «Ералаш» был, как бомба! Так до нас никто не делал. Мы настолько любили то, что делали для детей и о детях, что продолжали и продолжали снимать выпуски. Журнал хорошо принимают, его любят. Это дает силы, – так говорит о деле своей жизни Борис Грачевский.

Да и как могло быть по-другому? Ведь детство – самый яркий и светлый период жизни для большинства людей. Без преувеличения можно сказать, что многие из нас были бы счастливы вернуться в те годы, когда мама и папа были молодыми, а мы сами могли позволить себе быть беззаботными и непосредственными. 

Машины времени пока не существует, но есть «Ералаш», а чтобы снова увидеть мир глазами ребенка, достаточно посмотреть несколько серий этого замечательного киножурнала. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник