Грех ли с бывшим мужем
О, наши терпеливые женщины! Читаю письмо ваше, и на ум приходит стихотворение Николая Некрасова «Свадьба»:
«В сумерки в церковь вхожу. Малолюдно,
Светят лампады печально и скудно,
Темны просторного храма углы;
Длинные окна, то полные мглы,
То озаренные беглым мерцаньем,
Тихо колеблются с робким бряцаньем.
В куполе темень такая висит,
Что поглядеть туда — дрожь пробежит!
С каменных плит и со стен полутемных
Сыростью веет: на петлях огромных
Словно заплакана тяжкая дверь…
Нет богомольцев, не служба теперь —
Свадьба. Венчаются люди простые.
Вот у налоя стоят молодые:
Парень-ремесленник фертом глядит,
Красен с лица и с затылка подбрит —
Видно: разгульного сорта детина!
Рядом невеста: такая кручина
В бледном лице, что глядеть тяжело…
Бедная женщина! Что вас свело?»
Греха на вас нет, но как смотреть мужу-изменнику в глаза? Как сносить его предательство по отношению к вам и по отношению к ребенку, его собственному сыну!? И ради чего терпеть? Вот ключевой вопрос. Есть примеры, когда жена, верная мужу, несёт такой крест ради спасения души своего непутёвого супруга. Интересный случай приводит известный в новообрядчестве подвижник ХХ в. старец Паисий Святогорец.
«Юноша, живший по-мирски, стал испытывать чувства к девушке, которая жила духовной жизнью. Чтобы девушка ответила ему взаимностью, он тоже старался вести духовную жизнь, ходить в церковь. Они поженились. Но прошли годы, и он вернулся к прежней мирской жизни. У них уже были взрослые дети: старший учился в университете, одна дочка — в лицее, другая — в гимназии. Но, несмотря ни на что, этот человек продолжал жить распутно. Он зарабатывал много денег, но почти все тратил на свою развратную жизнь. Бережливость несчастной супруги удерживала их домашнее хозяйство от краха, своими советами она помогала детям устоять на верном пути. Она не осуждала отца, чтобы дети не начали испытывать к нему неприязни и не получили душевную травму, а также для того, чтобы они не были увлечены тем образом жизни, который он вёл. Когда муж приходил домой поздно ночью, ей было сравнительно легко оправдать его перед детьми: она говорила, что у него много работы.
Но что ей было говорить, когда средь бела дня он заявлялся в дом со своей любовницей? Знаете, что творил этот не боявшийся Бога человек? Хотя он не стоил и того, чтобы называть его человеком, потому что у него совсем не было человечности. Он звонил своей жене и заказывал разные кушанья, а днём приезжал обедать с одной из любовниц. Несчастная мать, желая уберечь детей от дурных помыслов, принимала их радушно. Она представляла дело таким образом, что любовница мужа якобы была её подругой и муж заезжал к «подруге» домой, чтобы привезти её к ним в гости на машине. Она отправляла детей в другие комнаты учить уроки, чтобы они не увидели какую-нибудь неприличную сцену, ведь её муж, не обращая внимания на детей, даже при них позволял себе непристойности. Это повторялось изо дня в день. То и дело он приезжал с новой любовницей. Дело дошло до того, что дети стали спрашивать её: «Мама, сколько же у тебя подруг?» – «Ах, это просто старые знакомые!» — отвечала она. И кроме того муж относился к ней как к служанке, и даже хуже. Он обращался с ней очень жестоко и бесчеловечно.
Вы только подумайте о том, как эта женщина каждый день обслуживала двух скотов, которые покрывали её дом бесчестием, и постоянно внушала своим детям добрые помыслы! И ведь она не могла рассчитывать, что эта беда когда-то закончится, чтобы сказать себе: «Потерплю еще немного», и этим утешиться. Этот кошмар продолжался несколько лет. Однако, поскольку этот окаянный человек дал диаволу много прав над собой, он стал принимать страшные бесовские воздействия. Он начинал вести себя как сумасшедший, терял контроль над собой, обвинял всех и вся. И вот однажды, будучи опьянен хмелем плотской страсти, он мчался на машине и сорвался в пропасть. Машина разбилась в лепешку, а сам он получил очень серьёзные увечья. Его отвезли в больницу, и врачи, сделав, что могли, отправили его домой. Он стал калекой. Ни одна из любовниц его даже не навестила, потому что больших денег у него уже не было, а лицо его было изувечено. Однако добрая супруга и добрая мать заботливо ухаживала за ним, не напоминая ему ни о чём из его блудной жизни. Он был потрясён, и это изменило его духовно. Он искренне покаялся, попросил пригласить к нему священника, поисповедовался, несколько лет прожил по-христиански, имея внутренний мир, и упокоился о Господе.
После его кончины старший сын занял его место в бизнесе и содержал семью. Дети этого человека жили очень дружно, потому что они унаследовали от своей матери добрые принципы. Эта мать — мать-героиня. Для того чтобы спасти семью от распада, а своих детей от горькой печали, она выпила их горькие чаши сама. Она удержала семью от распада, спасла своего мужа и сама заработала небесную мзду. Бог даст этой женщине лучшее место в Раю».
И в моей практике был случай, когда человек, прожив годы с супругой, вдруг «влюбился» в молодую, оставил семью. Никакие уговоры с моей стороны, со стороны родственников не помогали. Но жена не отступала от Церкви, верила и ждала, молилась Богу, пока это бесовское помрачение не спало с мужа и он вернулся. Не сразу, конечно, прошло года три, а может, и больше. Но не всякий способен на такой подвиг. Сходите на исповедь, посоветуйтесь с духовным отцом, с родителями, если они живы. Может, правильнее получить духовный развод и найти другого человека, который будет любить вас, ценить семью, заменит ребенку отца?
Источник
Преподаватель Священного Писания Нового Завета
Московской духовной академии, настоятель храма в честь
иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в
Марьиной Роще протоиерей Георгий Климов разъясняет один из
самых, к сожалению, актуальных вопросов сохранения семьи.
Что делать, если одна из сторон в браке изменила? Как
единогласно учат поступать в данном случае Евангелие, опыт
Церкви и наставления святых отцов?
Один из важных аспектов евангельского учения о браке
раскрывается в 19-й главе Евангелия от Матфея. Фарисеи
подходят к Спасителю и искушают вопросом: позволительно ли
разводиться с женой? На что Господь отвечает: Моисей
дал вам разводное письмо (то есть предусмотрел возможность
развода) по жестокосердию вашему.
Однако Сам Господь все же говорит о единственной причине,
по которой допустим развод, – это вина
прелюбодеяния. В последующее время Церковь была неуклонно
верна этому евангельскому воззрению. В лице отцов и
учителей Церкви она всегда стремилась провести в сознание
и жизнь своих членов ту идею, что брак есть союз
неразрывный и неприкосновенный во всех случаях, кроме вины
прелюбодеяния.
«Священное Писание, – учит Климент
Александрийский, – узаконивает брак на условии
нерасторжимости его, это открывается из ясного
постановления Господом следующего закона: Не разводись с
женой твоей, кроме вины преступной связи».
Ему вторит Ориген: «Спаситель отнюдь не
допускает расторгать брак по какому-либо иному
прегрешению, как только одному прелюбодеянию, обретенному
в жене».
Христос и грешница, фрагмент фрески Софийского собора в Вологде
В чем же кроется разрывающая брак сила этого прегрешения?
Блудник выходит из союза брачного, умирает для него. Но
если прелюбодеяния нет, то «отпускающий
попирает самую брачную основу, разлучает то, что Бог
сочетал законом природы и освятил в христианстве нарочитым
Таинством».
Такое объяснение одним из толкователей расторжения брака
основывается «на возведении естественной связи
мужчины и женщины в истинно таинственную – Христову.
Здесь брак не просто совместное сожитие, но прежде и
больше всего – христианский долг воспроизводить в
нем те отношения, какие существуют между Господом и Его
Церковью. Это именно и выражается в классическом месте Еф.
5:32, где речь далеко не о простом сравнении… и
показывает, что брак требует взаимной самопреданности в
целях духовно-нравственного усовершенствования до возраста
исполнения Христова (Еф. 4:13) и себя, и своего потомства
в качестве членов Церкви. Поэтому он и должен быть
нерасторжимым столько же, сколько вечно общение Искупителя
с верующими. Но с другой стороны, он не менее решительно и
уничтожается, раз этот принцип нарушен кем-то из супругов,
– и глава оказывается без тела, или наоборот»
(Ориген).
Подтверждение той мысли, что по причине прелюбодеяния
уничтожается брак, содержится и в творениях
отцов-доникейцев. Так, Ерм в известной книге
«Пастырь» говорит, что, доколе муж не знает
греха прелюбодеяния своей жены, «не грешит,
если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены и
она не покается, но будет оставаться в своем
прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и
сделается участником в ее прелюбодействе».
Подобное учение находим и в Апостольских постановлениях:
«Кто удерживает растленную, – говорится
там, – тот нарушает закон естества, поелику держащий
прелюбодейцу безумен и нечестив (Притч. XVIII, 23): посему
отсецы ю, говорит (Писание), от плоти твоея (Сир. XXV,
29); ибо она не помощница, но наветница, склонившая помысл
свой к другому».
Учитель Карфагенской Церкви Тертуллиан вопрошает еретика
Маркиона: «Что у тебя делает супруг, если его
жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но как
ты знаешь, и твой апостол (Павел в искаженных еретиком
писаниях его) не позволяет приобщать блуднице члены
Христовы (ср.: 1 Кор. 6:15–16). Итак, законность
развода имеет своим поручителем Христа… Кроме вины
прелюбодеяния Бог не разрушает того, что Сам
сочетал».
Эти свидетельства доказывают, что прелюбодеяние подрывает
и убивает самый корень брака, и если супруги продолжают
жить, то уже живут не в браке, а в греховном сожительстве.
Но, с другой стороны, в творениях тех же отцов-доникейцев
мы находим указания на то, что даже прелюбодеяние еще не
ведет к бесповоротному разрыву супружеского союза: к нему
ведет лишь «закоснелое упорство любодействующего,
закоренелость его в пороке и нежелание возвратить себе
расположение поруганного» (см. Глубоковский Н.).
«Что же, – рассуждает Ерм, – если жена
отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему,
то должна ли быть принята мужем ее?» –
«Даже если не примет ее муж, он грешит и допускает
себе грех великий; должно принимать грешницу, которая
раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих
покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж,
отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ
действия одинаково относится как к мужу, так и к
жене».
Протоиерей Георгий Климов
О том же говорит Климент Александрийский:
«Соблудившая живет греху, но умерла для заповедей, а
раскаявшаяся и как бы возродившаяся по образу жизни
– она получает пакибытие жизни; раз же прежняя
блудница умерла, снова приходит родившаяся к жизни
покаянием». Таким образом, для пострадавшего, для
невиновной стороны все-таки вытекает обязанность всячески
стремиться к примирению и устроению нормального порядка,
«лишь после того бракоразводные намерения его будут
чистыми; без этого же, цепляясь за единичный пример, он
обнаружит лукавство своего сердца, забвение того, что
сочетанное Богом нужно поддерживать до последней
возможности и с самопожертвованием» (см.
Глубоковский Н.).
Только после того, как исчерпаны все средства вразумления,
невинный освобождается от своих супружеских обязанностей.
В этом смысле поучителен случай, который приводится святым
мучеником Иустином: «Одна женщина, бывшая прежде и
сама распутною, жила с распутным мужем. Когда же она,
познав учение Христа, уцеломудрилась, она стала склонять к
целомудрию также и своего супруга… Но он, пребывая
в своих непотребствах, постоянно входил в незаконные
сношения. Считая нечестивым разделять ложе с мужем,
который предавался плотским удовольствиям вопреки закона
природы и сверх всякой меры, она решилась окончательно
порвать с ним всякую (супружескую) связь. Но при этом она
уважила советы своих и принудила себя оставаться еще в
надежде, что муж когда-нибудь переменится. А как сделалось
известным, что муж, ушедши в Александрию, начал совершать
гораздо худшее, – она, дав так называемую разводную,
отделилась от него, дабы, оставаясь в союзе и разделяя с
ним стол и ложе, не оказаться сообщницею в бесчинстве и
нечестии».
Итак, только после того, как не остается надежды на
возможность примирения между членами брачной четы,
прекратившими сожительство по вине одного из супругов,
невинная сторона вправе окончательно расторгнуть брак, так
как союза по сути уже не существует. И здесь уже может
быть поставлен вопрос о возможности повторного брака для
невинной стороны.
Источник
Отец Павел Гумеров.
Любому священнику знакома такая ситуация: Приходит женщина, говорит, что ей изменил муж и спрашивает, что ей теперь делать, как жить дальше: «Разводиться, или нет, как благословите?» ( Справедливости ради нужно сказать, что случаи, когда жены изменяют мужьям и мужчины приходят за советом к священнику, к сожалению, тоже не редки.) В этой ситуации какого-то однозначного ответа и благословения дать нельзя. Потому что человек, которому изменили, только сам может принять решение: развестись после измены или попытаться уврачевать ситуацию прощением и любовью. За супругов сделать этот выбор не может никто. Потому что жить в браке, где случилась беда только им. Вот почему Евангелие хотя и называет прелюбодеяние единственной причиной для развода, но не дает категорического повеления; обязательно разводиться в случае супружеской измены. Семейные ситуации, причины и обстоятельства прелюбодеяния, готовность супругов к примирению бывают очень и очень разными. Конечно, измена – тяжкий грех, очень серьезная травма для всей семьи. То, что раньше было единым целым в браке, распалось, брак как бы треснул пополам. Далеко не каждая жена и не каждый муж способны жить потом с изменившим им супругом, даже в случае покаяния согрешивший стороны.
Законный брачный союз (даже не венчанный) – это соединение двух людей в одну плоть для любви и рождения детей. Святой апостол Павел говорит, что « совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней» (1 Кор.15, 16). То есть брачный союз оказывается разорванным и создается другой, беззаконный и греховный союз на основании прелюбодеяния. Любовники в таком союзе соединяются для совершения беззаконного действия – блуда.
Один очень опытный священник сказал, что заповеди — это не какие-то запреты, табу, а дорожные знаки, предупреждающие об опасности. Например, на дороге выкопана яма, ограниченная флажками, висят знаки. Можно проигнорировать указание знаков упасть в яму и очень сильно пострадать, а можно объехать опасное место. Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» говорит: «совершая грех против семьи ты не найдёшь счастья».
Измена разрушает не только брак, но и душу того кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется.
Прелюбодеяние начинается не с факта физической измены, а гораздо раньше, когда человек даёт себе разрешение на грязные мысли, нескромные взгляды. В Евангелии сказано: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5. 28).
В каждом ЗАГСе, за каждым свечным ящиком в церкви, где оформляется венчание, нужно написать большими буквами памятку молодожёнам:«Вступая в брак, я принимаю твёрдое и бесповоротное решение: прожить с моим супругом (или супругой) всю свою жизнь. С момента заключения брака, я не буду рассматривать никого другого, как потенциального супруга (или супругу).
Только положив себе такое железное правило, человек не будет терзаться пустыми сомнениями, неудовлетворёнными желаниями, а начнёт жить настоящим, строить крепкие семейные отношения и избежит многих ошибок.
Вступающие в брак, должны сжечь все мосты и не оставить для себя никакой лазейки. Только тогда они будут счастливы в семейной жизни.
Если произошла измена, можно ли вновь соединить воедино разорванные половинки? Можно, но очень не просто. Ведь даже в результате бытового конфликта, семейной ссоры в отношениях супругов может образоваться трещинка, что уж говорить об измене, предательстве. Можно привести такую медицинскую аналогию: одно дело ушиб или трещина в кости и совсем другое открытый перелом или отрезанная конечность. Хотя и оторванную или отрезанную часть тела при определенных условиях и высокой квалификации врачей можно пришить и она приживется. Одному моему знакомому отрезало фаланги пальцев левой руки и после удачной операции, он даже смог через некоторое время играть на гитаре. Если в случае измены есть условия для примирения, то есть; прощение одной стороны, покаяние другой и взаимная любовь, грех может быть уврачеван и супружеский союз восстановлен. Таких примеров, слава Богу, я знаю немало. Но необходимо знать, что если в семье случилось прелюбодеяние и супруги хотят примириться, им уже нельзя жить так, как они жили до этого. Они должны в корне пересмотреть, улучшить свои отношения, иначе очень велик риск рецидива. Супругам необходимо не просто простить, но и заново полюбить друг друга.
Постараемся разобраться в причинах супружеских измен. Как правило, причиной измены является неправильное поведение обеих супругов. Говорят, что от хороших жён и от хорошей жизни мужья не уходят. Хотя, конечно, для всякого правила есть исключения. Даже у супругов, которые давно живут в браке, бывают всякие искушения, как говорится: «седина в бороду – бес в ребро».
По статистике мужья изменяют жёнам гораздо чаще, чем жёны мужьям. Этому несколько причин. И повышенная мужская возбудимость, и подчинённое, пассивное положение женщины в обществе и бóльшая привязанность жён к дому и детям, и другое. Конечно, мужчин это всё нисколько не оправдывает. Измена – тяжкий грех, как для мужчины, так и для женщины. Но вернёмся к причинам супружеских измен. Итак, как правило, измене предшествует напряжённость отношений между супругами, их неправильное поведение, тяжелая обстановка в семье.
Несправедливо считать, что в основе измены лежит только сексуальное влечение, очень часто человек ищет совсем другого. Ему кажется, что он может найти на стороне то, что он не имеет в супружеской жизни. Перед женой, которая знает все его недостатки слабости мужу очень сложно выглядеть уверенным в себе, сильным, решительным. С любовницей он чувствует себя смелым, блестящим, остроумным, мужественным и т.д. Отношения любовников не предполагают глубины, им очень легко казаться друг перед другом лучше, чем они есть на самом деле, играть какую-то роль, это их ни к чему не обязывает, и это очень заманчиво. Мужчина видит в любовнице (которая, конечно, хочет ему понравиться) как ему кажется, настоящую женщину. А жена «босая, беременная, на кухне», конечно по всем статьям уступает ей.
Любовница, как правило, не «достаёт» мужчину ворчанием, требованиями, она не пытается его перевоспитать, ему комфортно рядом с ней. Хотя это всё конечно самообман. Она ведёт себя так только потому, что их отношения поверхностны и не предполагают никакой ответственности. Но во всём этом есть, конечно, и вина жены. Возможно она не создала или не уберегла душевных, доверительных отношений с мужем, утеряла те качества, которые муж ищет теперь в другой женщине. Она часто воспитывала, пилила супруга, не очень-то следила за собой, он не видит от неё красоты, нежности, ласки. Ведь супруги должны быть желанны и привлекательны не для кого-то, а друг для друга.
Если произошла измена, но муж готов вернуться в лоно семьи, а жена способна его простить, ей нужно воспринять этот тяжёлый эпизод своей жизни как урок. Что я делала не так, и что искал непутёвый супруг на стороне?
Мы сейчас анализировали мужские измены, но всё вышесказанное можно отнести и к женской измене. Если муж являет собой образец настоящего мужчины, вряд ли ему изменит жена.
И конечно, обеим супругам нужно запомнить: чтобы между вами никогда не случилось измены, будьте всегда самыми любимыми и желанными друг для друга.
Источник