Григорий миллер биография личная жизнь

Григорий миллер биография личная жизнь thumbnail

Биография Георгия Милляра

Георгий Францевич Милляр – легендарный советский актер французского происхождения, прославившийся благодаря ролям в фильмах-сказках Александра Роу: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо. В 1988 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР.

На фото: Георгий Францевич Милляр

На фото: Георгий Францевич Милляр

Детство

Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.

Семья была богатой, имела огромную квартиру в центре Москвы и две дачи – в Подмосковье и Геленджике.

Франц де Милье умер в 1906 году в Ялте. Но детство будущего актера, лишившегося отца в три года, все же было счастливым.

Георгий Милляр в детстве

Георгий Милляр в детстве

Георгий был домашним ребенком, изучал французский и немецкий, музыку (особенно любил Шаляпина), много читал. Тетя, известная театральная актриса, водила мальчика в театр.

В 7 лет мальчик впервые проявил склонности к актерству. Разрисовав лицо, он вышел в таком виде к домашним и попытался напугать их. Но вместо этого все развеселились.

С приходом советской власти эта идиллия подошла к концу. В Москве начались волнения, и мать от греха подальше увезла ребенка в Геленджик. Французскую фамилию оба сменили на более приземленное «Милляр».

Театр

Окончив школу в 1917 году, Георгий устроился работать бутафором в местный театр. Но на этой «черной работе» ему пришлось пребывать недолго. Актриса, которая должна была играть Золушку в детском спектакле, заболела, а заменить ее было некому. Милляр вызвался помочь и сыграл так, что стал одним из ведущих артистов.

Георгий Милляр в молодости

Георгий Милляр в молодости

Но образования Георгию все же не хватало, поэтому он вернулся в Москву и обнаружил, что их подмосковная дача экспроприирована в пользу государства, а в просторной московской квартире им оставили всего одну комнату. В этой комнате актер жил до 1973 года.

Он поступил в актерскую школу при театре Революции (сейчас это театр им. Маяковского), в котором прослужил до 1938 года. Среди его театральных работ – аптекарь в «Ромео и Джульетте» и Граф Людовико в «Собаке на сене». Из-за проблем с дикцией Георгию не доверяли главных ролей, но страсть к актерству и врожденный талант превращали в феерию даже короткие выходы на сцену.

Работа в кино

Мечтой Георгия Францевича всегда был кинематограф. С 1931 года он сыграл несколько эпизодов в таких фильмах, как «Марионетки» и «Рваные башмачки».

Мечтой Георгия Милляра всегда был кинематограф

Мечтой Георгия Милляра всегда был кинематограф

Но настоящей легендой его сделало многолетнее сотрудничество с режиссером Александром Роу. В каждом его фильме Милляр играл по 2, а то и по 3 главные роли, всего же сыграл 30 ролей в 16 сказках.

Первые пробы у Роу Милляр провалил – переволновался. Зато в следующий раз получил роль Царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью» (1938).

Георгий Милляр в фильме «По щучьему веленью»

Георгий Милляр в фильме «По щучьему веленью»

Коронной для Георгия Францевича стала роль Бабы-Яги. Впервые ее пришлось играть в фильме «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на нее пробовалась Фаина Раневская, но Милляр убедил режиссера, что мужчина справится лучше, ведь не каждая женщина согласится ради роли себя изуродовать. В этом фильме актер сыграл еще 2 роли – старика-отца и седого гусляра.

Георгий Милляр с режиссером Александром Роу на съемочной площадке

Георгий Милляр с режиссером Александром Роу на съемочной площадке

В 1941 году Георгий ушел из театра навсегда, всецело отдавшись кино. Милляр был увлеченным актером: сам создавал эскизы для костюмов, продумывал до мелочей жесты и мимику. Все его роли требовали сложного грима, который приходилось накладывать по 6 часов. Однажды гримеры сожгли актеру лицо перекисью водорода. Но он никогда не жаловался.

«Раскрывая тайны звезд»: Георгий Милляр

Кощея Милляр играл, будучи больным малярией. Актер подхватил болезнь во время эвакуации съемочной группы в Душанбе. Милляр весил 48 килограмм и буквально превратился в живой скелет, так что играть чудовище на этот раз мог почти без грима, особенно после того, как сбрил волосы и брови.

Премьера фильма «Кощей Бессмертный» состоялась в 1945 году, вскоре после Дня Победы. Зрители ликовали, когда Кощей в конце концов оказывался побежден – в нем видели воплощение Гитлера.

Сам фильм стал признанной классикой не только у нас, но и за рубежом. Даже Питер Джексон, когда снимал «Властелин Колец», перенял у Роу его эпически-сказочный стиль. А в образе Саурона без труда узнается Кощей, созданный Милляром.

Георгий Милляр. Вся нечистая сила

Периодически актер играл эпизоды у других режиссеров. Например, папашу Эбенезера Дорсета в первом фильме Гайдая «Деловые люди» (1962) или французского солдата в «Войне и мире» (1967) Сергея Бондарчука. Но все же Георгий Францевич понимал: без Роу его карьера пойдет на спад.

Георгий Милляр в фильме «Война и мир»

Георгий Милляр в фильме «Война и мир»

Так оно и случилось. После смерти режиссера 28 декабря 1973 года Милляра постепенно начали забывать. Он играл эпизоды, озвучивал мультфильмы, выступал на детских мероприятиях, но уже не мог найти себя за пределами «сказочного амплуа». Георгий Францевич всегда мечтал о серьезных ролях, хотел сыграть Суворова и Вольтера. Но его мечта так и не исполнилась.

Личная жизнь Георгия Милляра

В биографии актера никогда не было бурных романов с актрисами. Может быть, именно поэтому до сих пор ходят слухи о его гомосексуализме. На самом деле, сейчас бы Милляра скорее назвали бы асексуалом.

Слухи о гомосексуализме Георгия Милляра ходят до сих пор

Слухи о гомосексуализме Георгия Милляра ходят до сих пор

В 1925 году он женился на театральной актрисе. Очевидно, Милляр питал к жене слабый интерес, поскольку на каком-то этапе у него возникла мысль, что с ним не все в порядке. Он проверился у врача, и тот сказал: «Как мужчина, дружок, ты в полном порядке. А вот детей у тебя никогда не будет». Вскоре после этого жена забеременела. Актер понял, что ему изменяют, и подал на развод. Почти всю жизнь он прожил с мамой.

Когда Елизавета Алексеевна умерла, Роу подыскал ему жену – 60-летнюю Марью Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. После загса молодожены поехали на съемки фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Вдоль реки выстроились накрытые столы, съемочная группа чествовала молодых. Режиссер понимал, что женить актера нужно быстро и решительно – без женщины он пропадет.

Георгий Милляр и его жена Марья Васильевна

Георгий Милляр и его жена Марья Васильевна

Милляр относился к жене с большой нежностью, настоял, чтобы она ушла с работы, называл Манечкой. Марья Васильевна в ответ звала его Кошей, всюду ездила с ним на съемки, ревновала к партнершам.

В жизни Георгий Францевич был скромным и доверчивым человеком. У него часто брали в долг и редко отдавали, обманывали с гонорарами за концерты. По воспоминаниям современников, он каждый день ходил в одном и том же пальто и каракулевой шапке.

У актера всю жизнь были напряженные отношения с советской властью. Милляр не забыл, что его семью обокрали, к тому же ему пришлось изменить фамилию, скрывать свое дворянское происхождение. В анкетах на Мосфильме он писал: «Происхождение простое, языкам не обучался». Можно представить, что в такие моменты актер чувствовал себя предателем. Может быть, именно поэтому он любил выпивать на съемочной площадке. Но водку не любил, предпочитал дешевый портвейн.

Георгий Милляр был скромным и доверчивым человеком

Георгий Милляр был скромным и доверчивым человеком

Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Советская власть Милляра тоже особо не почитала. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Но и угрозы в нем тоже не видела, а потому не преследовала. Зато простые люди обожали актера.

Только в 1973 году ему с женой дали двухкомнатную квартиру на 18 этаже, далеко от метро. Звание Заслуженного артиста Милляр получил в 1988 году, к 85-летию.

Георгий Милляр — легендарный советский актер

Георгий Милляр – легендарный советский актер

К этому же юбилею его пригласили выступить перед детьми в концертном зале «Россия». Милляр подошел к этой части со всей ответственностью. Он знал, что в зале 850 зрительских мест, и нарисовал 850 картинок с Бабой-Ягой – для каждого юного зрителя. Но в назначенную дату за ним так и не прислали машину, никто даже не позвонил и не сообщил, что выступление отменилось. Часть рисунков разошлась по знакомым актера, часть осела в музейных архивах.

Смерть

Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.

Георгий Милляр в последние годы жизни

Георгий Милляр в последние годы жизни

Будучи верующим человеком, накануне смерти вызвал на дом святого отца, чтобы исповедоваться. Похоронили актера на Троекуровском кладбище.

Похоронен Георгий Милляр на Троекуровском кладбище

Похоронен Георгий Милляр на Троекуровском кладбище

Когда в 1999 году ушла из жизни Марья Васильевна, многие личные вещи Милляра были выброшены на свалку. Лишь небольшую часть удалось передать в Музей кино.

Через 10 лет после смерти Милляра свет увидел документальный фильм «Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни».

«Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни»

Источник

При упоминании имени актера Григория Милляра на ум сразу приходят Баба-яга и Кощей Бессмертный. За свою долгую и яркую карьеру Милляр сыграл более сорока ролей и лучше всего ему удавалось играть «нечистую силу»- «бабок-ежек», лесных чудищ, бесов, водяных и так далее. Однако мало кто знает, что этот актер, так талантливо игравший отрицательных сказочных персонажей, имел достаточно благородное происхождение и французские корни. Кроме того, есть убедительные доказательства того, что Милляр был гомосексуалистом.

Происхождение и карьера

Настоящая фамилия актера – де Милье. Его отцом был французский аристократ Франц де Милье, приглашённый в Россию царскими чиновниками. В России Франц взял в жены дочь иркутского золотопромышленника Елизавету Журавлеву, вскоре у молодых родился сын Георгий. Увы, брак продлился недолго: Франц умер от туберкулеза, когда Георгию было всего три года. До революции Георгий с матерью жили хорошо. У них была большая квартира в Москве и два дома – в Подмосковье и Геленджике. Маленького Гришу обучали иностранным языкам, а тетя-актриса посеяла в его душе любовь к театру.

Георгий Милляр / 1910-е / Источник: wikipedia.org

Комфортная жизнь кончилась в 1917 году. Большевики отобрали у семьи де Милье все деньги, конфисковали дома, а квартиру превратили в коммуналку. Георгию с мамой оставили лишь маленькую комнату. Опасаясь репрессий, мама поменяла Георгию фамилию на Милляр, которая так и осталась у актера на всю жизнь. С актерской профессией Георгий столкнулся ещё до революции в Геленджике. Там он подрабатывал в театре бутафором. Он знал наизусть все роли во всех спектаклях. Однажды заболела актриса, которая играла Золушку. Заменить актрису было некем, и Милляр предложил свою кандидатуру. На тот момент актёру было 17 лет, и остается только догадываться, как режиссер разрешил парню сыграть роль Золушки. Однако Милляр так хорошо справился с ролью, что его немедленно зачислили в штат.

Источник: chtoby-pomnili.com

Вскоре Георгий уехал в Москву, поступил в Театр им. Маяковского, выучился и остался там работать. В начале 30-х он решил попробовать себя в кино. Его дебютом стала историческая драма “Рядом с нами” (1931), где он исполнил роль глуповатого царского генерала. Вскоре его стали приглашать на эпизодические роли в фильмах разных жанров: Георгий играл чиновников, прохожих, стариков, царей, врачей, мелких лавочников. Но по-настоящему раскрыть актерский талант Милляра смогла роль Кощея Бессмертного в сказке 1944 года “Кощей Бессмертный”. И несмотря на то, что в дальнейшем он перевоплощался в разных персонажей, зрители запомнили его именно в образе сказочного злодея. Это амплуа закрепилось за ним в картинах “Морозко” (1964), “Огонь, вода и… медные трубы” (1967), “Золотые рога” (1972) и многих других.

Кадр из сказки “Морозко” / 1964 / Источник: colors.life

Георгий Францевич немного переживал из-за того, что за свою жизнь не сыграл ни одной серьёзной роли. Он даже написал полушутливое стихотворение по этому поводу:

«А наверное было бы здорово

Под финал, под конец пути

Напоследок сыграть Суворова

И тогда уж спокойно уйти…»

Интересно, что не смотря на популярность, Милляра практические не узнавали на улицах, ведь снимался он всегда в сложном гриме. Актёр оставил после себя сборник афоризмов, который называют «Азбукой Геогрия Милляра». Его высказывания активно цитируют сегодня в социальных сетях, нередко приписывая их другим известным личностям.

Источник: fishki.net

Личное

Многие считают, что Георгий Милляр был гомосексуалистом. На это указывает отсутствие интереса к противоположному полу, излишняя жеманность и желание перевоплощаться в женских персонажей. В советское время закон предусматривал уголовное наказание за мужеложество, в котором в середине 1960-х чуть не обвинили Милляра. Только благодаря связям его друга, режиссера Александра Роу, актер не попал в тюрьму. Правда, для этого ему пришлось для вида жениться на своей соседке по коммунально квартире, которой было 59 лет (Милляру – 64 года). Когда соседка сказала, что не нуждается в мужчине, Георгий со свойственной ему остротой ответил: “Я – не мужчина, я Баба-Яга!”. После смерти Роу в 1973 году актера практически перестали приглашать на съемки из-за подозрений в нетрадиционной ориентации. Он умер в бедности и одиночестве в возрасте 89 лет..

Вечная память замечательному советскому актеру!

Подпишитесь на канал и поставьте палец вверх – в вашей ленте будет больше интересного 🙂

Спасибо за внимание!

Источник

Георгий Милляр – биография

Георгий Милляр – советский актер, народный артист РСФСР. Наибольшую известность получил после роли Бабы Яги в фильмах режиссера Александра Роу.

Холодным осенним днём, 25 октября 1903 года (по старому календарю) в Москве родился будущий любимец всех советских детишек Георгий де Мильё. Отец мальчика Франц Карлович де Мильё – французский инженер, в своё время перебрался в Россию как специалист по строительству мостов. Уже здесь он познакомился с Елизаветой Алексеевной Журавлёвой – богатой наследницей рода сибирских золотопромышленников.

Детство

Георгий родился в обеспеченной семье окружённый заботой и вниманием. Но семейное счастье оказалось не долгим, отец ушёл из жизни, когда Георгию не было и трёх лет. Несмотря на пережитое потрясение, Елизавета Алексеевна при поддержке влиятельных родственников сумела дать ребёнку блестящее образование со знанием французского и немецкого языка.

На фото Георгий Милляр в детстве

Первые знаки будущей профессии у мальчика начали проявляться в раннем возрасте. Так в 7 лет маленький Георгий, раскрасив лицо химическим карандашом, попытался напугать родственников, заявив, что он Мефистофель, что тех искренне развеселило. Беззаботное детство быстро закончилось. В 1914 году политическая обстановка в Москве стала окончательно неспокойной.

В Геленджик

Мать с сыном решили перебраться в Геленджик, где у них были родственники. В 1917 году с приходом большевиков к власти, семья окончательно осталась без средств существования. Подмосковная дача была отобрана, а из огромной квартиры в Москве новые власти устроили коммуналку. В которой им была выделена для проживания одна комната. Именно в этот период, во избежание дальнейших неприятностей «буржуазная» фамилия де Мильё была подправлена на Милляр. В будущем Георгий никогда не афишировал своё истинное происхождение, так же как и не упоминал про знание иностранных языков.

Георгий Милляр в юности

По окончанию школы в Геленджике, молодой человек устроился в местный театр. Должность была далека от актёрской, он исполнял обязанности бутафора. Во время работы в театре, однажды случилось так, что ему пришлось срочно сменить внезапно заболевшую актрису. Несмотря на то, что роль была женская, от результата все остались в восторге! В течение нескольких лет, Милляр продолжал играть роли в местном театре, что позволило ему набрать необходимый опыт и даже стать местной знаменитостью.

В Москву

В 1924 году юноша переехал в Москву, где поступил в школу юниоров при театре Революции, который в настоящее время носит название театр имени Маяковского. Отношение преподавателей к юному дарованию из-за его выделяющейся внешности и своеобразной дикции было неоднозначное. Но его рвение к актёрской профессии, в сочетании с профессиональным любопытством сделали своё дело.

Георгий Милляр на сцене

По окончанию учёбы в 1927 году Милляр был официально зачислен в театральную труппу Московского театра Революции, где и проработал долгие 11 лет. Карьера в театре складывалась наилучшим образом. Георгий Францевич участвовал во многих спектаклях, были у него и свои любимые роли. Но, несмотря на театральную популярность, Георгий всегда мечтал сниматься в кино. Театральные критики двадцатых годов писали о нём, что способности актёра управлять мимикой и жестами могли бы иметь успех в кино. Такие заметки, конечно же, ещё больше подстёгивали уже не юного актёра.

Первая роль в кино

Первая попытка сниматься в кино была неудачной. Пробная съёмка у Александра Роу была провальной. Начинающий киноактёр не смог справиться с охватившим волнением, в роли ему было отказано. Какое-то время Григорию Милляру всё же удавалось сняться в нескольких небольших эпизодах.

Георгий Милляр в фильме «По щучьему велению»

Вновь Александр Роу вспомнил об актёре, когда набирал группу для съёмок фильма «По щучьему велению». Пробы на этот раз были успешными и его утвердили на роль царя Гороха. Это была первая полноценная роль в кино, а сама кино картина, вышедшая в 1938 году, оказалась настолько успешной, что уже скоро была запланирована другая киносказка.

Народная Баба-яга

Фильм «Василиса прекрасная», где Милляру была отведена роль Бабы-яги, раскрыл талант актёра полностью. Баба-яга в дальнейшем стала «визитной карточкой» актёра. Именно такой образ яги, который все знают по фильмам Роу, выдумал и воплотил сам Георгий Францевич. Как вспоминал сам актер, образ бабы яги ему навеяли живые персонажи, с которыми ему довелось повстречаться перед съёмками. По словам Милляра, в этот прототип вошла и его соседка по коммуналке – склочная женщина с отвратительным характером.

Георгий Милляр в фильме «Морозко» в роли Бабы Яги

Роль яги досталась актёру не сразу. Изначально планировалось, что её сыграет женщина. Но все многочисленные кандидатуры не удовлетворили режиссера. Тогда сам Георгий Францевич предложил: «не женское это дело ведьму играть, молодая актриса не сможет быть такой страшной, а старухе не хватит сил так скакать». В результате весь мир получил потрясающую Бабу-ягу, которую не удастся переиграть уже никому. «Василиса прекрасная» вышла на экраны в 1939 году, в ней Милляр кроме основной сыграл ещё две эпизодические роли.

Настоящий Кащей

Другой запоминающейся ролью актёра был Кащей Бессмертный. Самая первая роль Кащея в одноимённом фильме, вышла на экраны в 1944 году. Снимался Георгий Францевич после перенесённой болезни сильно исхудавший. Такое телосложение позволило получить достоверный образ с минимальным нанесением грима. Кащей, получился действительно страшным.

Георгий Милляр в роли Кащея Бессмертного

Говорили, что даже лошадь была, напугана им и ей пришлось закрывать глаза. В 1967 году в фильме «Огонь, вода и медные трубы» Георгий Милляр снова порадовал ролью Кащея. Это был уже другой персонаж, более симпатичный и скорее комичный, чем страшный. Более поздние работы отличались иронией и чувством юмора. Роль Квака в фильме «Марья искусница» яркое тому подтверждение. Сам процесс съёмки фильма был весьма забавным, а манера речи Квака личная выдумка Георгия Францевича.

Сказочный тандем

В дальнейшем Георгий Францевич снялся у Александра Роу, ещё в 16 фильмах сыграв около 30 ролей. Совместная работа двух мастеров сказочного жанра переросла в крепкую дружбу. На съёмочной площадке они понимали друг друга по выражению взгляда. Они вместе создавали образы, Роу полностью доверял таланту актёра, без долгих репетиций начинали съёмку. Конечно же, такого яркого актера как Георгий Францевич не могли не заметить другие режиссеры.

Георгий Милляр в фильме «Варвара-Краса»

Его часто приглашали на другие кино проекты. Надо сказать, что великий режиссер – сказочник довольно ревностно относился к своему главному актёру, но это не помешало нам увидеть его в не менее ярких персонажах других режиссеров. За всю свою актёрскую карьеру Георгий Францевич сыграл около 100 ролей и эпизодов, всегда это были запоминающиеся персонажи. Помимо ролей в кино, актёр активно занимался озвучкой мультфильмов. Его неповторимый колоритный голос был всегда востребован.

Личная жизнь

Люди, знавшие Георгия Францевича лично, отзывались о нём как о человеке весёлом, образованном, лёгком в общении и очень скромном. Милляр очень любил рассказывать анекдоты часто довольно пошлые. Любил актёр, иногда и выпить, причём мог позволить это в процессе съёмок. Но всегда делал это умеренно, чтобы состояние не отражалось на работе. Несмотря на эту слабость, именитый актёр уделял своему физическому состоянию немаловажное значение. Его нередко можно было встретить за выполнением гимнастических упражнений. Достаточно сказать, что все трюки в фильмах он исполнял самостоятельно.

Георгий Милляр с женой Марьей Васильевной

Считается, что до пожилого возраста Милляр официально не состоял в браке и проживал вместе с матерью в комнате коммунальной квартиры. И только после смерти матери в 1969 году задумался о браке. Его избранницей стала пожилая соседка по коммуналке Марья Васильевна, которая впрочем, была его моложе на 5 лет. Свадьбу играли параллельно со съёмками фильма «Варвара краса – длинная коса».

Смерть

В семидесятые годы «молодые» получили отдельную квартиру. Существует версия, что данный брак имел фиктивный характер, чтобы избежать преследования за якобы нетрадиционную ориентацию Георгия Францевича.

Могила Георгия Милляра

Но свидетели и сама дочь Марьи Васильевны утверждают, что пара любила друг друга и всегда старалась быть вместе. Милляр был верующим человеком, часто с женой их видели в церкви. А не задолго, до смерти попросил батюшку об исповедовании. 4 июня 1993 года Георгия Францевича Милляра не стало.

Избранная фильмография

  • 1931 – Рядом с нами
  • 1942 – Принц и нищий
  • 1943 – Мы с Урала
  • 1955 – Судьба барабанщика
  • 1957 – Поединок
  • 1958 – Сампо
  • 1959 – Марья-искусница
  • 1961 – Совершенно серьёзно. Пёс Барбос и необычный кросс
  • 1963 – Большой фитиль. Гудок
  • 1964 – Морозко
  • 1966 – Весёлые расплюевские дни
  • 1967 – Дубравка
  • 1969 – Варвара-краса, длинная коса
  • 1972 – Золотые рога
  • 1975 – Финист – Ясный Сокол
  • 1980 – История одного подзатыльника
  • 1981 – Андрей и злой чародей
  • 1985 – После дождичка в четверг
  • 1991 – Veniks. Половые щётки
  • 1991 – Пять похищенных монахов
  • 1992 – Ка-ка-ду

Ссылки

  • Страница в Википедии
  • Полная фильмография

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник