Григорович юрий личная жизнь дети
Любимая профессия подарила Наталии Бессмертновой не только признание публики, но и настоящее женское счастье в лице ее мужа — гениального Юрия Григоровича. Они были невероятно красивой парой в жизни и чуткими, понимающими партнерами — на сцене. К юбилею артистки АиФ.ru вспоминает историю любви балерины и ее стремительный путь к признанию.
Любимица
Маленькая Наташа появилась на свет практически в самом начале Великой Отечественной войны. Несмотря на все ужасы того времени семье удалось выжить. День победы Бессмертновы в полном составе встречали в Москве: мама с дочкой приехали из эвакуации, отец — с фронта. Два года спустя у супругов родился второй ребенок — Татьяна. По решению матери обе девочки поступили в Московское хореографическое училище и стали балеринами. Однако Наталия добилась на этом поприще больших успехов, чем ее сестра.
Наталия Игоревна Бессмертнова, 1968 г. Фото: РИА Новости/ Лев Носов
Первым педагогом Бессмертновой стала петербурженка Мария Кожухова. Строгая, дисциплинированная, она еще помнила легендарную Спесивцеву. Наташа была ее любимицей. Однако в 1959 году на 62-ом году жизни Мария Алексеевна умерла, и начинающая танцовщица попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. На выпускном экзамене ученица блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.
В Большой театр балерина попала в 1961 году. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь его репертуар. Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский, творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бессмертнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. Первоначально работать над образом ей помогала Галина Уланова, считавшаяся лучшей исполнительницей этой партии. Но ученица то и дело спорила с педагогом. Узнав об этом, главный балетмейстер Большого — Леонид Лавровский, который обожал Наташу, решил, что сам будет заниматься с ней. 20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз, и ей же закончила свою блестящую карьеру.
Наталья Бессмертнова в роли Жизель. Фото: РИА Новости/ Максимов
Муза
Новый этап в жизни балерины начался после ее знакомства с Юрием Григоровичем. Бессмертнова стала не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все задумки Юрия Николаевича, будь то Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и др. При этом сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой. Он искренне гордился супругой: ее талантом, умом и самостоятельностью. Однако даже это не помешало ему уволить Наталию Игоревну в 1988 вместе с другими выдающимися танцовщиками — Плисецкой, Максимовой, Васильевым, Лавровским и Тимофеевой. Это был невероятный скандал. Но театру требовалась молодая кровь. К слову, легендарной Майе Михайловне к тому времени исполнилось 63 года! Уже тогда атмосфера в главном театре страны для балерины и ее супруга начала накаляться.
Балетмейстер Юрий Григорович и балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции. 1977 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров
После увольнения Наталия Игоревна стала педагогом-репетитором в ГАБТ. Так же артистка разово принимала участие в отдельных спектаклях, ездила на гастроли. Но безумный успех, который в свое время буквально обрушился на чету Григоровича и Бессмертновой, сменился такой же безумной травлей. 7 марта 1995 года, после череды скандалов и противостояний художественный руководитель балетной труппы Большого написал заявление об уходе. Наталия Игоревна лично отвезла бумагу в Министерство культуры. Спустя всего несколько дней, 12 марта, сторонники Григоровича решили объявить забастовку и не выходить на сцену. Организатором протеста назвали Бессмертнову, что послужило поводом для ее увольнения. Однако узнав об этом, балерина решила не сдаваться без боя. Она обратилась в суд, и тот восстановил ее права. Документ об этом Наталия Игоревна принесла в театр. Но не для того, чтобы вернуться. Вместе с постановлением суда Бессмертнова положила на стол руководства заявление об уходе. Так артистка поставила жирную точку в отношениях с Большим театром, которые в общей сложности длились больше 30 лет.
Наталия Бессмертнова в роли Анастасии в сцене из балета С.С.Прокофьева «Иван Грозный». Фото: РИА Новости/ Александр Макаров
В кругу семьи
Несмотря на крепкий брак, детей у балерины не было. Ее «сыном» стал родной племянник — Миша. Он, сестра Татьяна и муж — единственные люди, которых Бессмертнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть. Долгое время врачи не могли поставить артистке диагноз. От болезни почек и без того довольно стройная Наталия Игоревна, очень сильно похудела. А вскоре у нее начались ужасные боли.
По признаниям Виталия Вульфа, который был хорошо знаком с семьей балерины, боль была настолько пронзительной, что сильная от природы Бессмертнова начала хотеть собственной смерти. Но и в этом жутком состоянии она не переставала думать о муже, жить его делами и заботами.
Близкие и сама Наталия Игоревна понимали, что ее дни сочтены. Но когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его от командировки, наоборот сказала, что он не должен забывать о делах. К сожалению, это был последний раз, когда хореограф видел свою музу живой. Бессмертновой стало плохо, практически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно. 19 февраля 2008 артистки не стало.
Уже после похорон, на поминках балерины генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов зачитал приказ, который вернул Григоровича в ГАБТ. Он стал штатным хореографом балетной труппы. Это событие, наверняка, очень бы порадовало Наталию Игоревну. Она всегда близко к сердцу воспринимала все взлеты и падения своего супруга. Сам Юрий Николаевич в тот день никак не отреагировал на свое назначение, ведь он потерял единственную и любимую женщину, ради которой творил не один десяток лет.
Источник
Право на правду
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Николаевич, некоторые ваши коллеги стараются жить сугубо в своём мире искусства… А вам удаётся отделить себя от политических реалий?
Юрий Григорович: Я и не пробую это делать – меня волнует, что происходит вокруг и что будет с нашим земным шаром. Особенно страшно, когда наши ценности, то, что мы наработали веками, на что жизнь положили, ставится уже даже не под сомнение, а под угрозу уничтожения. Мы всё время должны от кого-то или от чего-то защищаться, доказывать свои права на место на этой Земле, право на своё понимание жизни. Была ли когда-то ситуация простой для России? Нет, по-моему. Сегодня думаешь, что нет ничего тяжелее. Но наступает завтра – и всё вчерашнее кажется всего лишь ночным кошмаром. Уверен, что выстоим мы и сегодня.
– Часто говорят: искусство выше политики, оно объединяет народы. Но вдруг это только мечта?
– Уверен, культура действительно объединяет страны. В Японии, сколько раз ни покажи «Лебединое озеро», все билеты будут проданы. В Лондоне, сколько раз ни покажи «Спартака», то же самое. Не припомню за полвека ни одного турне, а их было около 100, чтобы наш балет не приняли. Были попытки сорвать гастроли, облить грязью в печати, устроить демонстрации перед театром. Более того, в отечественной прессе пытались дезавуировать наш успех за границей, но всё это было неправдой. Не верьте!
Проверить делом
– В прошлом нашем интервью вы сказали, что ребёнок уже во чреве матери сучит ножками. Получается, сначала было не слово, а движение… Так?
– Я считаю, что жест – и яркий, энергичный, и сдержанный, экономный – тождествен высказыванию. Жест считывается порой без звука, без слова, вне определённой среды, художественной или бытовой. Это не значит, что на сцене жест должен существовать вне музыки, ритма, литературной или смысловой основы. Если всё это подключить к жесту – получается театр. Если проигнорировать, отключить – получается так называемый современный танец. Почувствуйте разницу!
– В 1995 году из-за конфликта с Минкультуры вы ушли из Большого. Балеты Григоровича начали стремительно убирать из репертуара. Больно было, что «убивают дитя»?
– Некоторые балеты исчезали на сцене Большого театра, но восстанавливались на других сценах. «Золотой век» сразу пошёл в Краснодаре. «Иван Грозный» – в Парижской опере и в Кремлёвском балете, там же – «Ромео и Джульетта» и «Корсар», а «Каменный цветок», самый первый из моих больших балетов, спустя 50 лет возродился сразу в четырёх театрах: в Москве, Красноярске, Краснодаре и сейчас в Питере, в Мариинском. Я ставлю там, где меня о том просят, и стараюсь не поддаваться чувству обиды или обделённости. Мне гораздо интереснее проверить собственную хореографию в другом времени, а значит, в другом культурном контексте, и посмотреть, что будет.
– Юрий Николаевич, 2 января вам 90. Не пугает такая цифра?
– К юбилеям стараюсь относиться философски. Они время от времени призывают к ответу: что сделал, что хотел бы переделать, что запомнил и зачислил в свой, как теперь модно выражаться, шорт-лист. Я не из тех, кто забывает или перечёркивает прошлое. В нём было столько высокого – высоких отношений, высокой любви, настоящего творчества. Мои дорогие учителя в Академии на улице Росси: Агриппина Ваганова, Владимир Пономарёв, Александр Пушкин.
Они помнили балеты Мариуса Петипа в их, можно сказать, чистоте и передавали нам как самое дорогое в жизни. Собственно, это и была их жизнь – при школе. Над их комнатами располагался репетиционный класс, и они слушали, угадывали по топоту десятков ног, как идёт процесс. Затем был Мариинский театр (тогда Кировский), Большой театр…
Особое ощущение родства – через Школу русского балета – дарили балетные эмигранты в Европе и Америке. Кого только не было у нас за кулисами: Вера Каралли, Бронислава Нижинская, Серж Лифарь, Леонид Мясин, Георгий Баланчивадзе. Они носили в себе русский балет и, когда мы приезжали, тянулись к нам. Судьба сводила меня с Игорем Стравинским, Марком Шагалом, Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном. Я периодически подумываю о том, как записать, зафиксировать это.
Важную роль в моей жизни сыграл художник Симон Вирсаладзе.
А из самых дорогих встреч, конечно, – с балериной Наталией Бессмертновой.
Народная артистка СССР Наталья Бессмертнова и народный артист СССР, главный балетмейстер ГАБТ СССР Юрий Григорович на репетиции. 1979 год. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров
– Ваша жена и соратница…
– Меня часто просят сказать о ней что-то, а я не могу – не знаю, что нужно выделить. Это и была сама жизнь, не делимая ни на какие периоды (Наталия Бессмертнова была женой Григоровича с 1968 г., в 2008 г. она скончалась. – Ред.).
Жизнь – она и есть жизнь. В «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Жизели» с наступлением утра брезжит надежда. Не всегда можно вернуть утраченное, а точнее, и вовсе нельзя. Но что-то подобное просветлению или раскаянию на героев нисходит. Свою жизнь я запомнил как одну нескончаемую работу, полную любви и радости. Сегодня я особенно стремлюсь фиксироваться на том позитивном, что жизнь мне дала. А всё дурное, мелкое, случайное, что путалось под ногами, надо стирать и не тащить за собой в вечность.
Источник
Кадр из балета «Жизель», 1975 г.
Русская школа балета подарила миру множество талантов. Среди тех, кому рукоплескали залы различных стран мира, была и Наталья Бессмертнова – прима-балерина Большого театра.
Она родилась в первый месяц войны в Москве. Отец-врач ушел на фронт, а мать с малышкой отправились в эвакуацию.
Позже Наталья вспоминала, что именно голодное военное детство научило ее бороться с чувством голода и терпеть трудности жизни, которых на долю девушки выпало предостаточно.
Когда в семье подросла вторая дочь, мать решила отдать девочек в балетную студию, и не прогадала: обе Бессмертновы стали известными артистками.
Вот только мировая слава досталась Наталье, которая блестяще окончила Московское хореографическое училище и сразу же была зачислена в труппу Большого театра.
Ему она отдала более 30 лет своей жизни и ушла со скандалом, но ни разу не пожалела о своем решении.
Именно в театре Наталья Бессмертнова познакомилась со своим будущим супругом, балетмейстером и хореографом Юрием Григоровичем.
Публика, которая уже успела оценить талант восходящей звезды, была убеждена, что возлюбленным Бессмертновой является ее партнер по сцене Михаил Лавровский.
А в театральных кулуарах упорно муссировались слухи, что самые интересные и перспективные партии девушка получает только потому, что принимает ухаживания хореографа.
На самом деле Юрий Григорович однажды обмолвился, что создает сценические образы не для своей возлюбленной, а для талантливой балерины, которая обладает удивительной пластикой и женственностью.
Именно поэтому очень скоро Бессмертнова обрела свое амплуа, а ее звездной героиней стала легендарная Жизель. Ее партию балерина за всю творческую карьеру исполнила более 200 раз.
Говорят, что век балерины короткий, но возрастные проблемы словно бы обошли стороной эту женщину.
В свои 50 она с удовольствием выходила на сцену и блистала в самых разнообразных спектаклях. Только главных партий ей пришлось исполнить более 25, и это не считая второстепенных ролей и съемок в фильмах-спектаклях.
Джульетта и Жизель, Одетта-Одиллия и Фея нежности, Китри и Аврора – каждый ее образ был удивительно гармоничным и изящным.
Эпоха перестройки привнесла в жизнь Большого театра новые веяния, руководство приняло решение отправить в отставку Юрия Григоровича.
Труппа устроила акцию протеста, организатором которой и главным подстрекателем посчитали Бессмертнову. Она была уволена, обратилась в суд и выиграла процесс.
Но исключительно для того, чтобы положить на стол директора театра постановление о своем восстановлении на работе вместе с увольнением по собственному желанию.
Из здания Большого театра легенда сцены вышла с высоко поднятой головой.
Карьеру балерины Наталья Бессмертнова решила оставить, а вот уйти из мира искусства не смогла. Она стала верным помощником своего супруга, который получил приглашения ставить спектакли в различных странах мира.
Попутно звезда советского балета преподавала хореографию и занималась воспитанием племянника Михаила – своих детей у супругов, проживших в браке без малого 40 лет, не было.
Выезжать в другие страны женщине становилось все сложнее из-за проблем со здоровьем, она практически постоянно испытывала сильные боли, но медики не могли определить их причину.
Сделать это удалось за несколько дней до смерти балерины, которая попала в больницу с очередным приступом боли в феврале 2008 года.
Ее состояние резко ухудшилось, отказали почки. И тогда специалисты выявили онкологическое заболевание. Супруг был срочно вызван из загранкомандировки в Москву, но попрощаться с Натальей Бессмертновой не успел.
Она скончалась 19 февраля в возрасте 66 лет, похоронена на Новодевичьем кладбище.
© Biografia.Ru, 2018 г.
Источник
фрагмент из балета “Ромео и Джульета”
Советский российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, публицист;
Народный артист СССР;
Герой Социалистического Труда;
Лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР.
2-ого января 2017-ого года живому классику, гениальному хореографу Юрию Николаевичу Григоровичу исполнилось 90 лет. Его трудом и талантом российский балет достиг небывалых высот и сегодня с невероятным успехом блистает на сценах всего мира.
Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927-ого года в Ленинграде. Любовь к балету с малых лет привили его отец, Николай Евгеньевич, и мать, Клавдия Альфредовна. Они были поклонниками балета, хотя и не были представителями творческих профессий. Танцевал дядя Юры, Георгий Альфредович Розай, солист Мариинского театра и участник парижских сезонов в антрепризе С. Дягилева. Он оказал наибольшее влияние на мальчика, и тот горячо увлёкся балетом. Уже в юности Юра начал сочинять танцы.
Семья Григоровичей жила на улице Моховой, откуда было совсем недалеко до Ленинградского хореографического училища. Там и учился будущий великий балетмейстер. Его преподавателями были одни из лучших танцовщиков Ленинграда – Борис Васильевич Шавров и Алексей Афанасьевич Писарев. По окончании училища в 1946-ом году Юрий был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (сегодня – Мариинский театр). Талантливому молодому человеку стали давать сольные характерные и гротесковые партии. Но Юрий не хотел быть только артистом – хотел быть и творцом. Выкраивая время между напряжёнными репетициями, он начал заниматься собственными постановками. Его первые балеты – «Аистёнок», «Семеро братьев» и бессюжетные «Славянские танцы» – были поставлены в Ленинградском Доме культуры имени А. М. Горького, где он работал с детьми.
фрагмент из балета “Спартак”
На сцене театра имени С. М. Кирова первой полностью самостоятельной работой Юрия Николаевича стал «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева по мотивам сказов Бажова. Зрители были в восторге, и «Каменный цветок» имел большой успех. Но последовавшую за ним жемчужину творчества Григоровича, талантливейшую и завораживающе-красивую «Легенду о любви» оценили не сразу. И зрителей, и чиновников смутила эта история о страсти. В театре же далеко не все одобряли искания молодого балетмейстера. Он отправился в Новосибирск, а затем в Москву.
В 1964-ом году Юрий Николаевич стал главным балетмейстером Большого театра, и на этом посту находился долгие тридцать лет. Он переделал почти все классические балеты в репертуаре театра, а также создал восемь собственных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе. И теперь, спустя полвека со времени первых премьер «Каменного цветка», «Щелкунчика», «Спартака», они по-прежнему пользуются большой популярностью и любимы зрителями.
Руководителем Юрий Николаевич был жёстким, авторитарным. Это вызывало как уважение, так и недовольство. Своё несогласие выражали и хореограф Владимир Васильев, и прима-балерина Майя Плисецкая. К 1995-ому году накопившиеся противоречия вылились в серию скандалов, и Григорович, не став дожидаться, пока его уволят, сам положил на стол заявление об уходе.
В 1996-ом году наступил новый этап творческой деятельности Григоровича. Он начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, а затем стал его художественным руководителем. Как и прежде, Юрий Николаевич вкладывал в дело всю свою энергию, и его труппа достигла впечатляющих высот. Артисты вышли на международный уровень и объездили весь мир.
В 2001-ом году Юрий Григорович вернулся в Большой театр.
Сегодня он по-прежнему активно продолжает своё дело. Полный энергии и трудолюбия, волевой и упорный человек, он не может усидеть на месте. Жизнь всё так же ему интересна, он с огромным удовольствием работает и общается с молодыми людьми. Юрий Николаевич – требовательный, властный, но вместе с тем доброжелательный и порядочный человек. Он не любит выставлять оценки и отзываться о ком-либо плохо, даже если есть на то какая-то причина.
Наталия Игоревна Бессмертнова и Юрий Николаевич Григорович
Женой Юрия Николаевича была знаменитая Наталия Игоревна Бессмертнова, выдающаяся балерина удивительной красоты. 40 лет вместе! Она была музой Юрия Николаевича (к сожалению, её уже нет с нами). Наталия Игоревна танцевала в балетах мужа, но он всегда подчеркивал, что даёт партии не своей жене, а выдающейся балерине.
Огромное спасибо, Юрий Николаевич, за Ваши шедевры, за бесценный вклад в развитие балета, в российскую культуру!
От всей души поздравляем Вас с юбилеем!
Источник