Хиль биография личная жизнь
Биография Эдуарда Хиля
Эдуард Хиль – популярный советский певец. Обладая уникальным оперным баритоном, он прославился благодаря эстрадному репертуару. Расцвет творчества артиста пришелся на 70-80 годы, его песни знали и любили во всех уголках нашей необъятной страны. После перестройки и развала СССР популярность Хиля угасла, но в 2010 году он неожиданно стал звездой интернета благодаря незатейливой песенке из прошлого, которая пришлась по душе современной молодежной аудитории.
На фото: Эдуард Хиль
Детство и юношеские годы
Эдуард родился в обычной советской семье из Смоленска. По документам дата его рождения – 4 сентября 1934 года, однако сам артист утверждал, что появился на свет годом раньше. Во время эвакуации свидетельство о рождении было утеряно, и в новые документы закралась неточность. Эдуардом мальчика назвала мать, Елена Павловна Калугина, бухгалтер по профессии. А своей необычной фамилией он обязан отцу, Анатолию Васильевичу Хилю, рабочему-механику, беларусу.
Эдуард Хиль с мамой
Есть несколько версий происхождения этой фамилии: по одной из них она имеет древнерусские корни, по другой – «хиль» это искаженное беларуское название снегиря («гиль»). Самому же Эдуарду больше нравилась «испанская» версия происхождения – в армии Наполеона вполне могли служить его предки-испанцы, которые во время войны 1812 года попали в русский плен и осели под Березиной, откуда был родом его отец.
Кстати, еще с ранних лет необычная фамилия причиняла мальчику массу неудобств. В детдоме, куда он попал во время войны, почему-то решили, что он немец, и дразнили фашистом, а в Ленконцерте считали евреем со всеми вытекающими последствиями. Но Эдуард гордился своими корнями и даже слышать не хотел о том, чтобы сменить фамилию Хиль на более простую и благозвучную.
Эдуард Хиль в детстве
Когда началась война, Эдику было шесть лет. В Смоленск, где мальчик жил с матерью и отчимом, немецкие войска вошли в июле 1941 года. Буквально за полтора часа до захвата города всех детей экстренно эвакуировали: сначала в Пензу, затем в Башкирию. Мать долго не могла отыскать сына, и лишь в 1943 году выяснилось, что он оказался в детском доме поселка Раевский под Уфой. От голода у мальчика развилась дистрофия, он практически не мог ходить, и женщине пришлось на руках везти ребенка через полстраны.
Эдуард Хиль в детском доме
Эдика выходили и поставили на ноги, хотя тяжелые детские воспоминания преследовали его всю оставшуюся жизнь. В 1946 году ему довелось пережить еще один страшный, уже послевоенный кошмар. Жителям Смоленска, чтобы выжить, приходилось питаться лебедой, ботвой от свеклы и моркови и очистками картофеля. По воспоминаниям артиста, бывали даже случаи людоедства. Город лежал в руинах, не работали канализация и водопровод, повсюду царила антисанитария. На улицах промышляли преступные банды, из-за куска хлеба можно было запросто лишиться жизни.
Но школы работали, при них даже существовали творческие кружки, где измученные войной дети могли развивать свои способности. Эдик увлекался пением и рисованием, в 1949 году победил на конкурсе молодых художников в Смоленске и решил отправиться в Ленинград, чтобы продолжить образование в знаменитом Мухинском художественном училище (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия).
Эдуард Хиль: о военном детстве, детодоме и многом другом
В городе на Неве его приютил дядя, но увидев, в каких стесненных условиях живет семья родственника, Эдик изменил свои планы и поступил в полиграфический техникум, так как там предоставляли общежитие. Подрабатывал мастером на фабрике офсетной печати, по вечерам посещал вечернюю школу музыкального образования и брал уроки классического вокала в оперной студии Дворца культуры имени Кирова.
Хиль пел так хорошо, что педагоги настоятельно советовали ему поступить в консерваторию. Он прислушался к их рекомендациям, а став студентом и попав на курс Е.Г. Ольховского и З.П. Лодий, окончательно понял, что хочет посвятить музыке всю свою дальнейшую жизнь.
Творческий путь
Поначалу Эдуард видел себя исключительно оперным исполнителем – его первые выступления были построены на классическом и камерном репертуаре, состоящем из произведений Чайковского, Шостаковича, Верди, Римского-Корсакова, Мусоргского и других великих композиторов.
Эдуард Хиль в молодости
{ В 1960 году, после окончания учебного заведения, Хиля пригласили в Оперную студию консерватории, где он пел ведущие партии в «Свадьбе Фигаро», «Севильском цирюльнике», «Евгении Онегине», «Пиковой даме» и других классических постановках. Исполнив партию графа Эльфора в «Черном домино», Эдуард стал лауреатом фестиваля «Белые ночи». Благодаря этому спектаклю он также познакомился со своей будущей женой-балериной, которая играла Даму в маске.
Устроившись работать в Ленконцерт, Хиль стал включать в свой репертуар эстрадные номера, которые пользовались не меньшим успехом, чем его оперные партии. Интерес к лёгкому жанру возник у него благодаря выступлениям Клавдии Шульженко, чьим талантом он искренне восхищался. В 1962 году Эдуард впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене московского ЦДРИ, где был представлен публике самим Леонидом Утесовым. А в 1965 уже был полноправным участником ежегодного Фестиваля советской песни, в котором выступали лучшие эстрадные исполнители страны. С тех пор организаторы концертов стал требовать от Хиля только эстрадный репертуар.
Артист пришел на эстраду из оперы
Широкой популярности артиста также способствовали художественные фильмы, в которых звучали его песни. После выхода фильма «Путь к причалу» (1962) вся страна распевала «Песню о друге». Таким же огромным успехом пользовались песни из картин «Таежный десант», «Старая, старая сказка», «Я служу на границе», «Фронт за линией фронта» и многие другие.
Эдуард Хиль – Пенся о друге
Хиль привнес на эстрадную сцену легкий и немного игривый стиль, сильно отличающийся от принятой до этого строгой и сдержанной манеры исполнения. Его обезоруживающая широкая улыбка невольно заставляла людей откликнуться, улыбнуться в ответ и на время забыть о своих проблемах. Публика не могла даже представить, что пришлось пережить этому жизнерадостному и на первый взгляд беззаботному артисту, всегда подтянутому и одетому с иголочки. Его задачей было дарить людям радость и хорошее настроение, и Хиль с этим прекрасно справлялся.
Хиль был одной из главных звезд эстрады тех лет
Артист успешно представлял страну на международных конкурсах, неоднократно становился лауреатом престижных песенных фестивалей, а в 1969 году сам возглавил жюри популярного конкурса, на котором впервые заявил о себе молодой Лев Лещенко. Хиль сумел разглядеть в начинающем певце восходящую звезду эстрады и подарил ему песню «Не плачь, девчонка», которая в скором времени прославила Лещенко на всю страну.
Эдуард Хиль – Я шагаю по Москве
Эдуарду Анатольевичу было не жалко делиться с начинающими исполнителями своим репертуаром, ведь с ним сотрудничали лучшие композиторы и поэты Советского Союза, и практически каждая вторая песня становилась шлягером. Примером могут служить «У леса на опушке», «Трус не играет в хоккей», «С чего начинается родина», «На безымянной высоте», «Дважды два-четыре» и многие другие хиты, которые распевала вся страна. В то время популярность Хиля была сравнима с народным обожанием Юрия Гагарина, у них были похожие улыбки и море обаяния.
Эдуард Хиль – Трус не играет в хоккей
Хиль не сходил с телевизионных экранов и был постоянным участником популярных музыкальных передач. В восьмидесятых он сам вел авторскую программу «У камина», посвященную истории русского романса. Эдуард Анатольевич приглашал на эфиры своих учеников, которым преподавал вокальное мастерство в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа. В их числе были известный исполнитель русских романсов, Народный артист РФ Олег Погудин и популярный киноактер Евгений Дятлов.
Новое время
90-е годы стали серьезным испытанием для Эдуарда Хиля. Ленконцерт развалился, денежные накопления «сожрала» инфляция, и пришлось всерьез задуматься о хлебе насущном. Еще недавно популярные и востребованные артисты оказались никому не нужны, перебивались случайными заработками и редкими выступлениями в провинциальных ДК.
Воспользовавшись подвернувшейся возможностью, Хиль уехал во Францию, где устроился на работу в известное парижское казино «Распутин». Его выступления приходили послушать Шарль Азнавур, Мирей Матье, Жильбер Беко. Захаживали в «Распутин» и его знаменитые соотечественники – Юрий Любимов, Михаил Шемякин, Никита Михалков.
Артистам в «Распутине» платили мало, прожить на эти деньги было сложно. Я снимал квартиру у знакомых эмигрантов за полцены. Экономил на всем: пешком шел от дома до работы почти час. Мясо стоило слишком дорого, даже «ножки Буша». Первое время покупал только картошку и крылышки. В кафе не обедал – это же целых 50 франков! Полицейские ни разу не попросили меня предъявить паспорт. Иногда спрашивали: «Вы кто?» – «Шансонье». – «Где?» – «Кабаре «Распутин». – «О!» Это для них фирма, как Гранд-опера. Идешь ночью по негритянскому кварталу, полисмен остановит для порядка: «Не страшно?» – «Я русский». – «А! Тогда понятно. Это все объясняет.»
Эдуарду Анатольевичу было очень сложно пережить разлуку с родиной, и в 1994 году он вернулся домой. Через два года он представил на суд зрителей музыкальный проект «Хиль и сыновья», созданный при участии его сына Дмитрия и молодежной группы «Препинаки». Позже, когда подрос внук Эдуард, они стали выступать втроем с песней «Музыкальная семья», ставшей гимном трех поколений Хилей.
Эдуард Хиль в начале 2010-х
В 2010 году произошло событие, которое чудесным образом вернуло Эдуарду былую славу, сделав его на слуху у молодежи. Из глубин интернета неожиданно всплыл небольшой отрывок концерта 1976 года, где Хиль исполняет вокализ из песни Аркадия Островского «Я очень рад, ведь я наконец-то возвращаюсь домой». Ролик, известный в сети под названием «Трололо», моментально стал вирусным и собрал многомиллионные просмотры на YouTube. На клип появилось множество пародий, а сам Хиль вызвался записать еще несколько версий на разных языках. Его стали называть «мистером Трололо» и даже звали в мировое турне, отправиться в которое певец, к сожалению, уже не успел.
Личная жизнь Эдуарда Хиля
Со своей любимой и единственной женой, балериной Зоей Правдиной, Эдуард Хиль познакомился в Оперной студии Ленинградской консерватории во время работы над спектаклем «Черное домино». Взаимная симпатия в скором времени переросла в сильное настоящее чувство, и влюбленные поженились.
Эдуард Хиль с женой Зоей Правдиной и сыном
В 1963 году у супругов родился сын Дмитрий. Он пошел по стопам отца, с отличием окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Государственной академической капелле и стал композитором, аранжировщиком и автором-исполнителем собственных песен.
Семдья Эдуарда Хиля
Это же учебное заведение окончил и внук артиста, Эдуард Хиль-младший, которому знаменитый дедушка также привил любовь к музыке и сцене.
Смерть и память
8 апреля 2012 года артист готовился к отъезду на гастроли в Германию и зашел с женой в парикмахерскую, чтобы привести в порядок прическу. Едва усевшись в кресло, он неожиданно сполз на пол и потерял сознание. Вызванная бригада скорой помощи доставила певца в Мариинскую больницу Санкт-Петербурга, где у него был диагностирован тяжелейший инсульт с кровоизлиянием в основание черепа.
Документальынй фильм об Эдуарде Хиле от Первого канала
Через три недели Хиля перевели в отделение реанимации института имени Поленова, но никакие меры не помогали восстановить мозговую деятельность. Два месяца Эдуард Анатольевич провел в коме, подключенный к аппаратам, и все это время у его постели дежурили жена, сын и внук. По совету врачей ему включали в наушниках любимую музыку. Но чуда не произошло. 4 июня 2012 года артист скончался, так и не приходя в сознание.
Могила Эдуарда Хиля
Хиля похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. К восьмидесятилетию со дня его рождения на могиле был установлен двухметровый гранитный барельеф. В честь артиста назван один из скверов города на Неве, интернат для одаренных детей в Иваново и школа № 27 в Смоленске, где он учился.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Эдуард Хиль – слушать онлайн
Источник
В детстве Эдуард Хиль мечтал стать художником, однако в юности увлекся музыкой. Он окончил Ленинградскую консерваторию и уже на первом курсе стал солистом «Ленконцерта». Артист пел на «Голубом огоньке» и «Песне года», а на его зарубежные концерты приходили Мирей Матье и Шарль Азнавур.
Солист «Ленконцерта»
Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Отец певца Анатолий Хиль был механиком, а мать Елена Калугина работала бухгалтером. Вскоре после его рождения родители расстались, Эдуард Хиль остался жить с матерью.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Детский сад, в который ходил Эдуард Хиль, эвакуировали в Пензенскую область. Позже его воспитанников поместили в детский дом в посёлке Раевский под Уфой, и Хиль потерял связь с родителями. Мать нашла и забрала его только спустя два года.
После окончания войны Хиль вернулся в Смоленск и пошел в школу. Учился он хорошо, много рисовал и мечтал поступить в Мухинское училище (сейчас – Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). В 1949 году будущий певец закончил школу и поехал в Ленинград. Поступать в Мухинское училище Хиль не стал. Позднее он писал: «Я приехал, но оказалось, что учиться надо семь лет, а дяде, предоставившему мне жилплощадь, и без меня было очень трудно – своя семья большая. Так что не мог я на столько лет сесть ему на шею». Вместо этого Хиль подал документы в Ленинградский полиграфический техникум.
Еще во время учебы он увлекся музыкой: посещал концерты, покупал пластинки своего любимого певца Федора Шаляпина, ходил в Мариинский театр, а затем поступил в оперную студию Дворца культуры имени Кирова. После окончания техникума его приняли на подготовительное отделение Ленинградской консерватории, а в 1955 году без экзаменов зачислили в класс пения Евгения Ольховского и Зои Лодий.
Уже с первого курса Хиль начал выступать на сцене – его приняли солистом в «Ленконцерт». Он пел партии из «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Свадьбы Фигаро» и вскоре стал лауреатом ленинградского фестиваля «Белые ночи» за исполнение роли графа Эльфора в опере «Черное домино» Даниэля Обера. Участвовал певец и в концертах народной и эстрадной музыки.
«Я полюбил эстрадную песню»
«Как хорошо быть генералом (Баллада о капрале)». Музыка Вадима Гамалея. Слова Михаила Танича. Исполняет Эдуард Хиль. Из фильма Ленинградского телевидения «Концертная программа №5» (1970)
В 1960 году Эдуард Хиль закончил Ленинградскую консерваторию. После выпуска он начал работать в ее оперной студии. Артист продолжил выступать с партиями из произведений Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Шарля Гуно и других композиторов. Как сотрудник «Ленконцерта», он исполнял эстрадные песни, ездил в гастроли по СССР. Хиль вспоминал: «Я полюбил эстрадную песню, понял, какие большие возможности заключены в ней». В 1962 году на выступлении в Центральном доме работников искусств в Москве начинающего певца зрителям представил Леонид Утёсов. В том же году Хиль стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. Он исполнил песни «История про бублики», «Путь к причалу», «Маритана».
В эти же годы карьера Хиля чуть не оборвалась. На концерте в Военно-воздушной инженерной академии он исполнил песню «Как хорошо быть генералом» на слова Михаила Танича. После этого выступления на Хиля подали жалобу в Главное политическое управление Советской армии. Кто-то из присутствовавших на концерте генералов, посчитал песню оскорбительной из-за ее припева:
«Как хорошо быть генералом,
Как хорошо быть генералом!
Лучшей работы
Я вам, сеньоры, не назову!
Стану я точно генералом,
Буду я точно генералом,
Если капрала, если капрала переживу»
Хиля вызвали в Политуправление. Почти год артист почти не давал концертов, а его песни не крутили по радио. Ему помогло вмешательство Юрия Гагарина, который по просьбе Хиля обратился в Политуправление и объяснил, что в песне речь идет об итальянских, а не советских генералах. Певец вернулся к выступлениям, а с Юрием Гагариным дружил и по его совету спел композицию Пахмутовой «Обнимая небо».
В следующие несколько лет Хиль участвовал в советских и международных музыкальных конкурсах: Фестивале советской песни 1965 года, фестивале эстрадной песни в Сопоте в Польше. В 1966 году он получил бразильскую музыкальную премию «Золотой петух» за исполнение композиции «А люди уходят в море». На советской эстраде Хиль выступал с песнями «Я шагаю по Москве», «Зима» («У леса на опушке…»), «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей» и другими. Его приглашали на телевидение. Хиль пел на «Голубом огоньке» и «Песне года». Об исполнителе писали советские газеты и журналы.
«…В песне будто рассказывает о себе или об одном из тех парней, что слушают его. Он и рыбак, и шофер, и строитель, и альпинист – словом, парень, ладно скроенный и крепко сшитый, любитель острого словца, неугомонный путешественник и искатель, оптимист и удачник. Он нашел свой образ во множестве песен о современнике. И эта песня нашла в его лице, пожалуй лучшего своего интерпретатора»
В 1967 году Эдуард Хиль получил Государственную премию СССР за исполнение песен композитора Андрея Петрова, а в следующем году – звание Заслуженного артиста РСФСР. Музыковед Валериан Богданов-Березовский писал о нем: «Эдуард Хиль подкупает слушателей непосредственностью исполнения, тонкой музыкальностью и всем своим обликом современного молодого интеллигентного человека».
В 1970-х Хиля стали приглашать в жюри музыкальных конкурсов. Песни для него писали Аркадий Островский, Александра Пахмутова, Оскар Фельцман и другие. В репертуар Хиля вошли патриотические, военные песни, романсы и шутливые композиции. В журнале «Советская эстрада и цирк» писали: «Хиль любит располагать песни в резко контрастном порядке. Нелегко переключаться от патетики к шутке, от лирики к гротеску, но зато такая смена настроений позволяет держать публику в напряжении. <…> На концерте Хиля никогда не знаешь, что тебя ждет впереди»</…>. Выступал артист и в дуэте. С ним пели Людмила Сенчина, Эдита Пьеха, Бен Бенцианов.
Исполнитель ездил с гастролями и за границу. Он пел на концертах в Швеции, Японии, странах Латинской Америки. В 1973 году в составе советской делегации Хиль отправился на X Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлин, где стал лауреатом. Через год артист получил еще одно звание – Народного артиста РСФСР. Продолжал певец ездить и на гастроли по СССР, в том числе в небольшие провинциальные города.
«Во время дней культуры Ленинграда на Алтае мне со своим ансамблем «Камертон» довелось принимать участие в десяти концертах. И знаете, что в первую очередь чувствовал, когда выходил на концертную сцену? Сердечное тепло зрителей, хорошо знающих советские песни. Сейчас нельзя разделить зрителей на столичных и провинциальных.
<…> Одинаково строгая требовательность, знание популярного эстрадного искусства»</…>
Песни Хиля становились саундтреком советских фильмов. Композиция «Как хорошо быть генералом» прозвучала в картине «Я водолаз 2» Владимира Хмельницкого, «Море не кончается нигде» в ленте Владимира Чеботарева «Кольцо из Амстердама», а «Планету оборудуем на совесть» в «Фактах минувшего дня» Владимира Басова.
В 1980-х Хиль преподавал вокал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (сейчас – Российский государственный институт сценических искусств). Его учениками были музыканты Олег Погудин и Евгений Дятлов. В те же годы Хиль начал вести передачу «У камина» на Ленинградском телевидении, в которой он рассказывал о русских романсах и старинных песнях. В ней участвовали известные советские исполнители и композиторы, среди которых были Исаак Шварц и Таисия Калинченко.
Личная жизнь и увлечения
Со своей женой – балериной Зоей Правдиной – Эдуард Хиль познакомился во время учебы в консерватории. Правдина танцевала в кордебалете в опере «Черное домино», где пел Хиль. Они поженились в декабре 1958 года и прожили вместе больше 50 лет.
У Правдиной и Хиля был один ребенок – сын Дмитрий. Он закончил Хоровое училище имени М.И. Глинки. Дмитрий Хиль работал исполнителем и композитором, был музыкальным руководителем петербургского театра «Буфф». В 1997 году родился внук Хиля, его назвали в честь деда – Эдуардом. Он тоже учился в Хоровом училище имени М.И. Глинки. Вместе с сыном и внуком Эдуард Хиль выступал в телепрограмме «Папа, дедушка и я – музыкальная семья», а затем и в сценическом трио.
Хиль увлекался живописью, много рисовал и хорошо готовил – придумывал собственные рецепты. В последние годы жизни артист много времени проводил на даче, увлекался садоводством, скрещивал разные сорта плодовых деревьев.
Известность за границей: «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой»
Вокализ «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой». Музыка Аркадия Островского. Исполняет Эдуард Хиль
После распада Советского союза Эдуард Хиль стал чаще выезжать за границу. С гастролями он побывал в США, несколько лет выступал в парижском кабаре «Распутин». На его концерты приходили известные французские исполнители, в том числе Мирей Матье и Шарль Азнавур. Во Франции вышел и первый компакт-диск с песнями артиста под названием «Le Temps de L’Amour» («Пора любви»).
В конце 1990-х Хиль вместе с сыном Дмитрием выступал в составе группы «Хиль и сыновья». Артист пел и на концертах. В 2003 году, специально к трехсотлетию Санкт-Петербурга, он написал и исполнил песню «Петербург».
В 2010 году видео, на котором Хиль исполняет вокализ – небольшое музыкальное произведение без слов – «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» композитора Аркадия Островского, стало одним из самых популярных в интернете. За месяц видеозапись набрала около 5 миллионов просмотров – рекордное в то время количество. В США исполнителя стали называть «The Trololo Man» («Мистер Трололо»). Пародии на Хиля появились во многих американских шоу и мультфильме «Гриффины». Использовали композицию и в кинематографе – в фильме «Мобильник» по одноименному роману Стивена Кинга и боевике «Тихоокеанский рубеж 2».
В 2010-х Хиль лечился от проблем с сердцем, но продолжал давать концерты, в том числе за рубежом. В апреле 2012 артиста госпитализировали в одну из поликлиник Санкт-Петербурга. Через несколько месяцев, 4 июня 2012 года, Эдуард Хиль скончался. Певца похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Источник