Художник левитан биография личная жизнь
Имя: Исаак Левитан (Isaak Levitan)
Дата рождения: 30 августа 1860 года
Дата смерти: 4 августа 1900 года
Возраст: 39 лет
Место рождения: Кибартай, Литва
Место смерти: Москва
Деятельность: Русский художник – пейзажист
Семейное положение: Не был женат
Исаак Левитан – биография
Великий мастер полотен живописи, на которых изображена природа. Пейзажист, которому нет равных. Он одухотворяет застывшую на картине природу, делает её живой и узнаваемой.
Детские годы, семья художника Левитана
Известного художника подарила миру Литва. Семья, в которой родился Исаак Левитан, была очень образованной, но бедной. Еврей по происхождению, Левитан никогда не стеснялся этого. Отец работал станционным смотрителем, окончил религиозную школу, самостоятельно изучил французский и немецкий языки, что в дальнейшем помогло ему устроиться преподавателем и переводчиком.
Кроме Исаака в семье были и другие дети: брат и две сестры. Левитаны жили в небольшом местечке, и для расширения своих возможностей и обучения детей переезжают в Москву.
Отец рано определил художественные способности у мальчиков и определил их в соответствующее училище столицы. Учителями были Саврасов, Перов, Поленов. Иметь таких знаменитых наставников – написать свою биографию художника с большой буквы. Педагоги начали борьбу за юного Исаака, обнаружив у него настоящий талант, каждый хотел забрать его в свой класс.
Великая красота природы восхищала художника Саврасова, который и стал не только педагогом, но и добрым другом для начинающего пейзажиста. Всё шло хорошо, пока родители были живы, Буквально за три года дети лишились матери, а затем и отца. Наступило нищенское существование, за училище стало нечем платить. Руководство не брало с талантливого ученика ни копейки за обучение и не раз помогало материально его семье.
Исаак Левитан – картины
Когда работы – картины юного Левитана были выставлены на выставке, они заслужили похвал, большой премии и малой серебряной медали. Обучение можно было продолжать, но после покушения на Александра II всех евреев приказано было выселить из столицы. Левитан и его оставшиеся родные жили в деревне под Москвой, затем пришлось продать одно из своих полотен и снять приличную комнату.
Как бы хороши не были картины художника, нашлись люди, которые высказывали мысль, что русские пейзажи не для евреев. В связи с такими настроениями, витавшими в стенах художественного училища, Левитану не дали диплома художника после окончания учебного заведения.
По диплому он был учителем чистописания и внеклассным художником. Казалось, о биографии живописца стоило забыть, но художник стал искать выход. Он очень нуждался материально, поэтому перебирается в маленькую подмосковную деревню Максимовку.
По соседству жили Чеховы, брат Антона Павловича был хорошо знаком с Левитаном. Финансовое положение живописца стало улучшаться, после поездки в Крым Левитан организует персональную выставку. Благодаря таким действиям, он вызвал к себе интерес известного в России мецената Саввы Морозова.
Новое дело Левитана
Морозов ставит оперу «Русалочка», а Левитан и Васнецов выступают в качестве декораторов. Премьера прошла с успехом, появилась возможность отправиться в путешествие по Волге, так манившей к себе с детства. Три лета художник приезжает на волжские места рисовать с натуры. Его пригласили преподавать юным дарованиям, с чем он прекрасно справлялся.
Но, чтобы быть в курсе современных тенденций в живописи, Левитан выезжает на парижскую всемирную художественную выставку. Художник по-прежнему уделял огромное внимание изображению величественной русской природе. Снова начались изгнания евреев из Москвы. В биографии Левитана появились новые географические названия: Тверь, Владимир.
Исаак Левитан – биография личной жизни
Исаак долгое время дружил со своей единомышленницей художницей Софьей Кувшинниковой. Однажды их пригласили в имение Островно отдохнуть. Рядом находилось имение петербургского градоначальника Турчаниново. Супруга начальника приехала из Горок с визитом вежливости. Жена знатного господина и Левитан влюбились друг в друга. Красивый художник Исаак Левитан покорял не только своей внешностью, но и невероятным блеском в глазах, поэтической натурой.
Он был похож на одухотворённого создателя прекрасного. В него нельзя было не влюбиться, и Софья это прекрасно понимала. Она вынуждена была наблюдать их любовные отношения, она покинула гостеприимный дом, оставив художника разбираться со своей любовью. К этому времени одна из дочерей чиновника тоже влюбилась в Левитана.
Болезнь и смерть Исаака Левитана
Живописец запутался, хотел застрелиться. Чтобы загладить свою вину Турчаниновы приглашают художника в своё имение и выделяют для него отдельную мастерскую. Картины этого периода очаровали знаменитого Третьякова. Здоровье Левитана ухудшилось, сказалось вторичное заражение тифом. Сердце у художника было больным с детства, а в этом случае ситуация усугубилась. Художник уезжает в Италию, получает звание академика, затем преподаёт в родном училище. По настоянию врачей уезжает зимой подлечиться в Ялту. Вернувшись в Москву, он уже мало выезжал и мало выходил, он тяжело заболел.
Ожидалось его сорокалетие, но Левитан до него не дожил. Художник оставил много незавершённых работ и эскизов. Похоронен был на кладбище для евреев. Проводить в последний путь великого мастера живописи приехали именитые художники и поэты.
[=www.youtube.com/watch?v=KA8YY4b3le0]
Автор биографии: Natsh
Источник
Исаак Левитан не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам.
«Пейзажи настроения» молодого живописца
Исаак Левитан родился недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец Илья Левитан – раввин по образованию – оставил религиозный путь и стал учителем иностранных языков, работал кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Семья, в которой было четверо детей (два мальчика и две девочки), жила очень бедно. В поисках лучшей жизни Левитаны в конце 1860-х годов переехали на окраину Москвы.
Исаак Левитан. Озеро. 1899-1900. Государственный Русский музей
Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея
Однако и в Москве отцу не удалось найти постоянного места: он так и перебивался частными уроками. Несмотря на трудности, родители не стали возражать, когда сыновья поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения были не из легких. Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. Товарищ по классам, художник Михаил Нестеров вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой – о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».
В училище Исаак Левитан подружился с Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Алексеем Степановым. Его учителями были Василий Перов и Василий Поленов, большое влияние на юного художника оказал преподаватель Алексей Саврасов. Именно его наставление – «пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!» – Исаак Левитан сделал девизом своего творчества. Уже в конце 1870-х годов Левитан начал писать свои «пейзажи настроения», на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.
На ученической выставке 1880 года Павел Третьяков купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Через четыре года после этого полотна Исаака Левитана приняло Товарищество передвижных художественных выставок, а Третьяков все время следил за творчеством художника и часто приобретал его работы. Левитан перестал посещать училище, вскоре его отчислили и не дали звания «классного художника».
Исаак Левитан. 1884. Фотография: isaak-levitan.ru
Исаак Левитан. 1883. Фотография: isaak-levitan.ru
Исаак Левитан. 1897. Фотография: isaak-levitan.ru
Лето 1885 года Исаак Левитан провел в усадьбе Киселевых – «поэтичном Бабкине», как он называл эту деревню. Там художник сблизился с Антоном Чеховым. Они оставались дружны до конца жизни, а сестра писателя Мария стала первой любовью Левитана.
В середине 1880-х годов у Исаака Левитана обострилась болезнь сердца. Получив деньги за декорации в Московской частной русской опере мецената Саввы Мамонтова, художник в 1886 году отправился на лечение в Крым.
«Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море – и, знаете ли что, заплакал, вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество».
Из поездки живописец привез более 50 пейзажей, среди которых были «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым», «Татарское кладбище». По воспоминаниям Михаила Нестерова, крымские картины Левитана «были раскуплены в первые же дни» на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.
«Тихая обитель» в предзакатном свете
Алескей Степанов. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888-1889. Государственный Литературный музей
Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1894. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плёс
Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888. Музей-квартира им. Бродского
В это время Чеховы познакомили Левитана с Кувшинниковыми – полицейским врачом Дмитрием и его женой Софьей, которая держала в Москве салон. Здесь бывали писательница Татьяна Щепкина-Куперник и актриса Мария Ермолова, режиссер Александр Ленский и живописец Иван Репин, скульптор Михаил Микешин и художница Антонина Ржевская. Левитан обучал Софью Кувшинникову живописи, они много времени проводили вместе.
В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. Первая поездка не впечатлила художника. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер…» Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки. Левитан возвращался сюда еще два года. Здесь появилось множество его полотен – «Ветхий дворик» и «Осень. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки». Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес».
В конце 1889 – начале 1890 года Исаак Левитан впервые побывал в Европе: он отправился в Париж на Всемирную выставку. Живописец хотел ближе познакомиться с творчеством барбизонцев: Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, – а также произведениями импрессионистов. После Франции он поехал в Италию. Из этого путешествия Левитан привез пейзажи «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии», «Весна в Италии».
Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. Воздушную картину, изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, обсуждала вся интеллигентская Москва. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане – речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве… А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства».
40 недописанных картин
Василий Поленов. Голова Исаака Левитана в повороте головы Христа. Этюд для картины «Мечты». 1894. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник им. Поленова, Тульская область
Валентин Серов. Портрет Исаака Левитана. 1893. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Автопортрет. 1885. Государственная Третьяковская галерея
В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. С ним уехала Софья Кувшинникова, они жили вместе то в Тверской, то во Владимирской губерниях. В первой половине 1890-х годов живописец создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». Он писал художнице Елене Корзинкиной: «За лесом серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего… Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх». Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Например, «Свежий ветер. Волга», «Март», «Весна. Большая вода», «Цветущие яблони». В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов.
В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем. Однако художник много работал и даже путешествовал: у него прошла выставка в Москве, позже Левитан побывал в Финляндии и вновь в Италии. Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…» Но живописец не прекращал работать. В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца. Осиновый лес», «Поезд в пути».
В 1898 году Академия художеств присудила Исааку Левитану звание академика пейзажной живописи. Несмотря на болезнь, он стал руководить пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился сам. В конце мая 1900 года Левитан сильно простудился, и спустя месяц художника не стало. Все лето его картины выставлялись в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, а в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.
Источник
Исаак Левитан – биография
Исаак Левитан обладал талантом не только видеть красоту природы, но и чувствовать ее. Эти чувства он передавал с помощью своих «пейзажей настроения». Он так и не получил художественное образование, но его картины высоко ценились почитателями изобразительного искусства, они украшали лучшие музеи и художественные выставки. Левитан прожил короткую жизнь, однако успел оставить после себя колоссальное творческое наследие, в котором прославляется красота родной природы.
Детство
Родился Исаак Левитан 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года в маленьком поселке близ железнодорожной станции Кибарты (Литва). Родителей звали Илья (Эльяшив-Лейб) и Бася (Берта) Левитан. Они были евреями. Исаак стал их четвертым ребенком. Семья малообеспеченная, отец зарабатывал на жизнь частными уроками немецкого и французского языков, которые выучил самостоятельно. Помимо этого он занимал должность контролера на железнодорожной станции Кибарты.
Исаак Левитан в юности
Родители понимали, что никаких перспектив у них нет, им грозило полное безденежье. Чтобы как-то поправить материальное положение и дать детям приличное образование, они принимают решение о переезде в Москву. Денег не хватало, но старшего сына Авеля они все же отдают на учебу в художественное училище, так как заметили у него творческие наклонности. Исаак тоже заинтересовался увлечением брата, мог часами наблюдать, как он работает, изучать творчество его преподавателей.
В тринадцать лет он стал студентом того же Училища живописи, ваяния и зодчества. Спустя два года не стало мамы, а еще через два года ушел из жизни и отец, скончавшийся от брюшного тифа. Осиротевшие юноши не стали бросать учебу, продолжали заниматься живописью.
Судьбой этого талантливого подростка из еврейской семьи озаботились преподаватели училища, они понимали, что ему нужно учиться дальше. Учителям удалось добиться для Исаака денежного пособия, а друзья щедро одаривали его красками и кистями.
В 70-х годах Левитан понял, что ему больше всего импонирует пейзажный жанр. Вскоре состоялась первая непрофессиональная выставка начинающего художника, которую посетил меценат Павел Третьяков. Он был в восхищении от его мастерства, и купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники», которая положила начало его творческой биографии.
Живопись
Левитан был польщен вниманием такого известного человека, как Третьяков, у него заметно повысилась самооценка. Однако финансовое положение по-прежнему оставалось плачевным. Чтобы заработать хоть какие-то деньги на жизнь, юноша подрабатывает иллюстрированием еженедельников. В свободное время он пишет то, к чему лежит его душа.
Исаак Левитан в молодости
Левитан тщательно прорабатывал каждую деталь полотна, и к 1880-му году это стало его индивидуальным стилем. Спустя четыре года художник получил признание коллег, он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Исаак перестал посещать художественное училище еще до завершения курса, его отчислили, и он так и не стал «классным художником».
К тому времени материальное положение художника заметно улучшилось, однако последствия голодного детства, беспокойной жизни и напряженной работы дали о себе знать.
У Левитана обнаружилась болезнь сердца. В 1885-м он уезжает в усадьбу к Киселевым, чтобы поправить свое здоровье. Именно там он знакомится с Антоном Чеховым, дружба с которым длилась много лет.
Новый виток в творческой биографии художника начался после поездок на Волгу. Здесь к нему как будто бы вернулись силы и желание творить. Картины, написанные Левитаном в те годы, дышат оптимизмом и радостью. Близкое окружение художника считало, что его полотна «улыбаются». После многочисленных пленэров Исаак пишет свою картину «На Волге», которая отмечена наградой конкурса, организованного Московским обществом любителей художеств.
Картина Исаака Левитана «На Волге»
Лучшие полотна художника были созданы в мастерской, которую он получил в дар от мецената Сергея Морозова. Картины Левитана уже известны всей Москве, поэтому благосостояние художника растет с каждой новой работой.
Вскоре в его полотнах радость сменилась философскими отголосками. Левитан много размышлял о человеческой жизни, о предназначении его на земле. Эти мысли явственно прослеживаются в его полотне «Над бренным покоем». Потом он написал, что в этой картине он отразил самого себя.
На протяжении следующих десяти лет художник много путешествует по всему миру. Он начал экспериментировать, писать в несвойственной ему манере, которую поклонники не оценили. Его полотна «На севере Италии», «Озеро Комо», «Берег Средиземного моря», так и не получили должного признания. Левитан очень расстраивался, когда читал неприятные отзывы о своих работах.
Картина Левитана «Март»
Вместе с духовными терзаниями Левитан чувствует и физическую немощь. Он страдает от болезни сердца, от проблем в личной жизни, и 21 июня 1895 года предпринимает попытку самоубийства. Художник пытался застрелиться, но это было скорее театральное представление, чем желание свести счеты с жизнью. Вскоре после этого он начал работу над новой картиной, получившей название «Март». Пейзаж получился жизнеутверждающим, позже он перекочевал в частную коллекцию Павла Третьякова, давнего поклонника творчества Левитана.
На волне нового подъема художник находит силы к творчеству. Этот период биографии Исаака назвали «мажорным», он тогда жил в доме своей любовницы, переживал лучшие моменты в личной жизни. Левитан написал картины «Золотая осень» и «Весна. Большая вода». Последняя сочетает в себе жизнеутверждающие оттенки – голубые, зеленые, желтые.
«Золотая осень»
В 1898 году Исаак получил должность руководителя мастерской в том же училище, из которого его отчислили. Фотографии художника в те годы подтверждают его серьезное заболевание, но он и не думает сбавлять темп. Он так же, как и раньше все дни напролет трудится в своей мастерской.
Личная жизнь
Первый раз Левитан серьезно влюбился в Марию Чехову, родную сестру русского классика Антона Чехова. Это случилось в то время, когда он гостил в селе Бабкино у своего друга, а Чеховы проживали по соседству. Молодые люди много общались, Мария тоже увлекалась живописью. В один из дней Исаак признался девушке в своих чувствах, однако Мария смутилась, расплакалась и пустилась наутек.
Левитан очень огорчился такой реакцией любимой девушки. Прошло достаточно времени, пока они снова начали общаться, но парой так и не стали. Их связывали дружеские узы, причем эти отношения длились до самой смерти Левитана. Уже, будучи смертельно больным, Исаак сказал Чеховой, что если бы он и решился кого-то повести под венец, то только ее.
Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой
После того, как к Левитану пришла популярность, он познакомился с владелицей светского салона Софьей Кувшинниковой. В ее салоне проходили собрания творческой богемы – художников и писателей. Она была замужем, да и к тому же старше Исаака на десять лет, но роман развивался очень бурно. Софья придумала брать у него уроки рисования, и под этим предлогом влюбленные часто уединялись на Волге.
Их отношения закончились, когда по Москве поползли слухи. Софья слишком неосмотрительно выражала интерес к любовнику, и это быстро стало достоянием общественности. Есть и другая версия разрыва между любовниками – новая пассия Левитана Анна Турчанинова.
Она была супругой Санкт-Петербургского сенатора, жила в непосредственном соседстве с Кувшинниковой, и могла видеть, как любовники проводят лето вдвоем. Анна была ровесницей Софьи, томилась от постоянного безделья и решила приударить за красавцем художником. Выяснение отношений проходило долго и томительно, закончилось тем, что Софья вернулась в семью, а Анна заполучила себе Левитана, который переехал в ее дом.
Исаак Левитан и Анна Турчанинова
Эта связь не осталась незамеченной. Отношения Анны и Исаака сильно заинтересовали дочь аристократки – Варвару, которая сказала матери, что молчать не будет. Она собиралась раскрыть их тайну или наложить на себя руки. Однако любовники и не думали рвать свои отношения, которые длились до самой смерти художника.
Смерть
С каждым годом сердечная болезнь художника обострялась все сильнее. Он сильно ослаб, организм перестал бороться, и Левитан часто страдал от различных заболеваний, еще больше подтачивающих его иммунитет. Он заболел брюшным тифом, который дал свои последствия.
Исаак постоянно чувствовал боли в сердце, поэтому больше не выезжал на охоту, хоть и любил это занятие больше всего. Психическое состояние художника тоже оставляло желать лучшего. Он страдал от постоянных перепадов настроения, то пребывая в радостном состоянии, то впадая в уныние. Его не узнавали даже родные.
Памятник Исааку Левитану
Левитан воспрял духом в 1889 году, после того, как побывал в Ялте. Там он встретил своего закадычного друга Чехова, они много общались, хоть писатель тоже был серьезно болен. После возвращения в Москву, Левитан с большим воодушевлением вернулся к преподаванию и рисованию.
В мае 1900-го художник выехал на пленэр в Химки, после которого заболел. Все началось с легкой простуды, но на фоне слабого иммунитета и хронической болезни сердца, окончательно слег. Ко всему прочему у него начал развиваться туберкулез.
Исаак Левитан пребывал в мучительном полузабытьи почти два месяца. Его сердце остановилось 22 июля(4 августа) 1900 года. Местом вечного упокоения художника стал участок на Дорогомиловском кладбище, где хоронили всех евреев.
Картины
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник