Художник серов биография личная жизнь дети

Художник серов биография личная жизнь дети thumbnail

Валентин Серов писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи. «Девочка с персиками», полотна с членами императорской семьи, афиша с Анной Павловой и портрет обнаженной Иды Рубинштейн — вспоминаем творчество известного русского художника.

Валентин Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова (Бергман) — пианисткой и первой женщиной-композитором в России. Отец будущего художника умер, когда мальчику было шесть лет. Вскоре после его смерти Серов с матерью переехали в Мюнхен. Молодая пианистка была увлечена музыкой и уделяла ребенку не так много времени, однако она рано заметила талант сына к рисунку и отдала его на обучение к немецкому граверу Карлу Кёппингу.

Когда Серову было девять лет, его творческие успехи отметил скульптор Марк Антокольский. Он посоветовал матери нанять для мальчика педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин.

Художник серов биография личная жизнь дети

Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя — они вместе писали натурщиков и ходили на этюды. В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс Павла Чистякова. Молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды.

«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени».

Спустя пять лет обучения Валентин Серов бросил академию: он хотел работать самостоятельно. Позднее художник писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного Чистякова».

Валентин Серов. Автопортрет. 1880-е. Частное собрание

Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов. Открытое окно. Сирень. 1886. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Серов часто гостил в Абрамцеве — подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой — знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.

«Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров».

Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Художник давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом — думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица. Но девушку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».

«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики. Живописную манеру художника и смешение жанров — портрета, пейзажа и интерьера — особенно высоко оценили импрессионисты.

В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой — она воспитывалась в семье тетки Серова Аделаиды Симонович. В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Молодые супруги вместе съездили в Париж на Всемирную художественную выставку, затем поселились в Москве. В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России.

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов. Летом. 1895. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов. Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой. 1887. Государственная Третьяковская галерея

В этот период Серов рисовал портреты деятелей искусства — итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова и композитора Николая Римского-Корсакова.

В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр III с семьей» — в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Обычно Серов подолгу трудился над портретами и назначал натурщикам множество сеансов, однако с царем художнику удалось встретиться лишь единожды. Над образом Александра III Серов работал по фотографии. Эскизные портреты детей царя — 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и 11-летней Ольги — художник рисовал с натуры.

В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе — он написал акварель «Миропомазание Государя Императора». Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в дар гвардейскому полку. В подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил в будни. Спустя годы Константин Коровин писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Валентин Серов. Портрет Александра III. 1899. Королевский лейб-гвардии полк, Копенгаген, Дания

Валентин Серов. Миропомазание императора Николая II в Успенском соборе. 1899. Музеи Московского Кремля

Валентин Серов. Портрет Николая II. 1900. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов и некоторые другие художники вышли из его состава. В 1898 году появилось новое объединение художников — «Мир искусства», в эту группу вошел и Серов. Он занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства». Лидер объединения Александр Бенуа вспоминал: «Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки».

В конце XIX века Серов увлекся черно-белым рисунком. Он иллюстрировал басни Крылова — изучал повадки волков, лисиц, ворон. Валентин Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен. Лучшей моделью Серов в шутку называл бульдога, с которым для портрета позировал Феликс Юсупов — сын княгини Зинаиды Юсуповой.

После смерти Павла Третьякова Серова избрали членом совета Третьяковской галереи — он оставался им до конца жизни. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества — руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых — Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян — считали Серова своим главным учителем и наставником.

«Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму… Смех его был чрезвычайно тонок».

В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета с воздушной Анной Павловой и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн. Изображение эпатажной танцовщицы напоминало египетские фрески. Серов восхищался своей натурщицей: «Монументальность есть в каждом ее движении — просто оживший архаический барельеф».

В 1911 году Валентин Серов умер от сердечного приступа. Художника похоронили на Донском кладбище, позднее его тело перенесли на Новодевичье кладбище.

Источник

Âàëåíòèí Ñåðîâ “Äåòè” (Ñàøà è Þðà Ñåðîâû) (1899 ã., ÃÐÌ).

ÈÇ   ÌÀÒÅÐÈÀËΠ ÂÀËÅÐÈß   ÊÎÉÔÌÀÍÀ

Äîðîãèå äðóçüÿ!
Ó ìåíÿ âîçíèê âîïðîñ, êîãäà ìû ñìîòðèì íà ïîðòðåò èçâåñòíîãî ÷åëîâåêà, òî âñå ïîíÿòíî, ìû çíàåì, êòî ýòîò ÷åëîâåê. Íî ÷àñòî õóäîæíèêè ðèñóþò äåòåé, çàäóìûâàëèñü ëè âû î ñóäüáàõ äåòñêèõ ïåðñîíàæåé, èçîáðàæåííûõ íà êàðòèíàõ çíàìåíèòûõ õóäîæíèêîâ. Êàê ïðèìåð: Âàëåíòèí Ñåðîâ “Äåòè” (Ñàøà è Þðà Ñåðîâû) (1899 ã., ÃÐÌ).

ÑÓÄÜÁÀ ÄÅÒÅÉ ÕÓÄÎÆÍÈÊÀ ÂÀËÅÍÒÈÍÀ ÑÅÐÎÂÀ

Ñíà÷àëà, êîðîòêî, íåñêîëüêî ñëîâ î ñàìîì õóäîæíèêå, Âàëåíòèíå Ñåðîâå.
Âàëåíòèí Ñåðîâ ðîäèëñÿ 7ÿíâàðÿ 1865 ãîäà â Ïåòåðáóðãå, â ñåìüå Àëåêñàíäðà Íèêîëàåâè÷à Ñåðîâà, çíàìåíèòîãî êîìïîçèòîðà, ïåäàãîãà è ìóçûêàëüíîãî êðèòèêà, ìàòü – òîãäà áûëà åãî ó÷åíèöåé. Îòåö æåíèëñÿ â 43 ãîäà íà ñâîåé 17-ëåòíåé ó÷åíèöå Âàëåíòèíå Ñåìåíîâíå Áåðãìàí, ñòàâøåé ïåðâîé ðóññêîé æåíùèíîé-êîìïîçèòîðîì. Åå ðîäèòåëè âëàäåëè íåáîëüøèì ìàãàçèíîì êîëîíèàëüíûõ òîâàðîâ.   Îíà áûëà òàëàíòëèâîé ïèàíèñòêîé, íî âûéäÿ çàìóæ, áðîñèëà ó÷åáó è ïîñâÿòèëà   ñâîþ æèçíü ñåìüå. Ê òîìó æå îíà óâëåêàëàñü ðåâîëþöèîííûìè èäåÿìè.
Ïîñëå ñìåðòè ìóæà â 1871 ãîäó Âàëåíòèíà óåõàëà ó÷èòüñÿ ìóçûêå â Ìþíõåí, à ñûíà îïðåäåëèëà â ñåìüþ äîêòîðà Êîãàíà, ñîðàòíèêà ïî ðåâîëþöèîííîé äåÿòåëüíîñòè.   Òàê þíûé Ñåðîâ áîëåå ÷åì íà ãîä ïîïàäàåò â îðãàíèçîâàííóþ Êîãàíîì ñ äðóçüÿìè êîììóíó â äåðåâíå. Áûò èõ áûë óñòðîåí âî ìíîãîì ïî îáðàçöó êîììóíû, îïèñàííîé ×åðíûøåâñêèì. Äåòñòâî ìàëü÷èêà áûëî âîîáùå êî÷åâûì.
Îáíàðóæèâ ñïîñîáíîñòè ìàëü÷èêà ê ðèñîâàíèþ, â 1874 ãîäó  ìàòü ñ ìàëü÷èêîì ïåðåáèðàåòñÿ â Ïàðèæ, ãäå â òî âðåìÿ íàõîäèëñÿ È.Ðåïèí, êîòîðûé è ñòàë åãî ïåðâûì ó÷èòåëåì.
Ìàëü÷èê áðàë óðîêè æèâîïèñè ó È. Ðåïèíà, â ñåìüå êîòîðîãî æèë â 1879 ãîäó, è â Ìîñêâå.
Ñ 1894 ãîäà Â. Ñåðîâ ñîñòîÿë ÷ëåíîì Òîâàðèùåñòâà ïåðåäâèæíûõ õóäîæåñòâåííûõ âûñòàâîê.
Ñ 1897 ãîäà îí ïðåïîäàâàë â Ìîñêîâñêîì ó÷èëèùå æèâîïèñè, âàÿíèÿ è çîä÷åñòâà.
 1889 ãîäó – 29 ÿíâàðÿ â Ïåòåðáóðãå Ñåðîâ æåíèëñÿ íà ñâîåé ñâåðñòíèöå, ó÷èòåëüíèöå Îëüãå Ôåäîðîâíå Òðóáíèêîâîé, âîñïèòàííèöå åãî ðîäñòâåííèêîâ Ñèìîíîâè÷åé. Îí ÷àñòî áûâàë â äîìå Ñèìîíîâè÷åé, ãäå è ïîçíàêîìèëñÿ ñ Ëåëåé Òðóáíèêîâîé. Ñïîêîéíàÿ è àêêóðàòíàÿ îíà íàïîìèíàëà åìó ãîëëàíäêó.           Ïîçæå îíà ñòàëà åãî íåâåñòîé, à ïîòîì è æåíîé.

Áðàê áûë ñ÷àñòëèâûì, ó íèõ áûëî 6 äåòåé!!!: äâå äî÷åðè è ÷åòûðå ñûíà: Îëüãà, Àëåêñàíäð, Þðèé, Ìèõàèë, Àíòîí è Íàòàëüÿ.

Ñóäüáà îòïóñòèëà Âàëåíòèíó Ñåðîâó 46 ëåò. ×óòü áîëüøå, ÷åì ×åõîâó èëè Ëåâèòàíó.
Ñêîí÷àëñÿ õóäîæíèê 22 íîÿáðÿ 1911 ãîäà â Ìîñêâå. Ïîõîðîíåí áûë íà Äîíñêîì êëàäáèùå â Ìîñêâå. Ïîçäíåå îñòàíêè ïåðåíåñåíû íà Íîâîäåâè÷üå êëàäáèùå.

Äåòåé Â. À. Ñåðîâ ëþáèë íåæíî è ñ óäîâîëüñòâèåì ïèñàë èõ ïîðòðåòû.

Ñóäüáà äåòåé õóäîæíèêà ñëîæèëàñü åñòåñòâåííî ïî-ðàçíîìó.
Âîò êðàòêàÿ èíôîðìàöèÿ:
Îëüãà ñòàëà ïèñàòåëüíèöåé è óìåðëà â ÑÑÑÐ,  ÷åðåç ãîä ïîñëå Ïîáåäû, â 1946 ãîäó.
Àëåêñàíäð (1893-1960) ïðîæèë äîâîëüíî äîëãóþ æèçíü, 67 ëåò. Îí îêîí÷èë ïîëèòåõíè÷åñêèé èíñòèòóò è ñòàë èíæåíåðîì-ñóäîñòðîèòåëåì, áûë âîåííûì ëåò÷èêîì è ò. ä.
Þðèé (Ãåîðãèé) Âàëåíòèíîâè÷ (1894 – 1932/3) ñòàë àêòåðîì.
Ìèõàèë ñêîí÷àëñÿ â Ìîñêâå â 1938 ãîäó.
Àíòîí âìåñòå ñ æåíîé ïîãèá â Ïèòåðå â áëîêàäó, åãî âíóê ñòàë ñâÿùåííèêîì, îòöîì Àíòîíîì.
Íàòàëüÿ (1908–1950).  çàìóæåñòâå Ãîðëîâà.  ýìèãðàöèè æèëà â Ïàðèæå. Ïðîôåññèîíàëüíî çàíèìàëàñü ôîòîãðàôèåé. Ïîñëå 1932 âåðíóëàñü â ÑÑÑÐ. Èçâåñòíû ïèñüìà È. Å. Ðåïèíà ê Í. Â. Ñåðîâîé (1927). Óìåðëà â 1950 ãîäó, ïîõîðîíåíà íà Íîâîäåâè÷üåì.
Ñåãîäíÿ ïðÿìûå ïîòîìêè õóäîæíèêà æèâóò â Ðîññèè, íà Êèïðå, â ÑØÀ, âî Ôðàíöèè è â Ëèâàíå.
 
Äåòñêàÿ òåìà íåîáûêíîâåííî âàæíà â òâîð÷åñòâå Ñåðîâà.
Ëåòîì 1899 ãîäà Ñåðîâ ïîáûâàë íà ïîáåðåæüå Ôèíñêîãî çàëèâà â Òåðèîêè (íûíå – ã. Çåëåíîãîðñê, êëèìàòè÷åñêèé êóðîðò). Çäåñü îí ñîçäàë îäíó èç ëó÷øèõ è ñàìûõ òîíêèõ ñâîèõ êàðòèí «Äåòè Ñàøà è Þðà» (1899, ÃÐÌ).

Íà íåé îí èçîáðàçèë ñòàðøèõ ñûíîâåé.
Êî âðåìåíè ñîçäàíèÿ ýòîé êàðòèíû Ñåðîâ ñòàë óæå î÷åíü âîñòðåáîâàííûì õóäîæíèêîì, ìíîãî ðàáîòàë íà çàêàç. Íî èíîãäà îí, ñëîâíî îòäûõàÿ, ïèñàë äëÿ ñåáÿ ëè÷íî «èíòèìíûå» ïîðòðåòû.

Îáà ñûíà õóäîæíèêà, Ñàøà (7 ëåò) è Þðà (5 ëåò), èçîáðàæåíû íà âåðàíäå, îáðàùåííîé ê âîäå. Ñòàðøèé ñìîòðèò íà ïàíîðàìó çàëèâà è óãàñàþùåãî ñåâåðíîãî íåáà, à ìëàäøèé ïîâåðíóëñÿ ê íàì è ãëÿäèò ñ çàäóì÷èâûì âèäîì.
Ìàëü÷èêè îäèíàêîâî îäåòû è âíåøíå ïîõîæè äðóã íà äðóãà. Íî õóäîæíèê ïîêàçûâàåò ðàçíèöó èõ ñîñòîÿíèé: ñåðüåçíóþ ñîñðåäîòî÷åííîñòü ñòàðøåãî è ìå÷òàòåëüíóþ çàäóì÷èâîñòü ìëàäøåãî, òîíêî ïîäìå÷àåò õàðàêòåðíîñòü íåïîâòîðèìûõ äåòñêèõ æåñòîâ, íàèâíîñòü è ÷èñòîòó.
Êàðòèíà íàïèñàíà øèðîêèìè ìàçêàìè, íà ïîëóòîíàõ – ýòî íàñòîÿùèé èìïðåññèîíèçì â ïåðåäà÷å âïå÷àòëåíèÿ îò ïðèðîäû è íàñòðîåíèÿ äåòåé.

Þðèé (Ãåîðãèé) Âàëåíòèíîâè÷ (1894 – 1932/3) áûë àêòåðîì, äðóãîì Ìèõàèëà ×åõîâà.
(Ìèõàè;ë ×å;õîâ (1891, Ïåòåðáóðã -1955, Áåâåðëè-Õèëëç, Êàëèôîðíèÿ) – ðóññêèé è àìåðèêàíñêèé àêò¸ð, òåàòðàëüíûé ïåäàãîã, ðåæèññ¸ð. Ïëåìÿííèê Àíòîíà Ï. ×åõîâà, ñûí åãî ñòàðøåãî áðàòà Àëåêñàíäðà. Ñ 1939 ãîäà æèë â ÑØÀ, ñîçäàë ñâîþ àêò¸ðñêóþ øêîëó, êîòîðàÿ ïîëüçîâàëàñü îãðîìíîé ïîïóëÿðíîñòüþ. ×åðåç íå¸ ïðîøëè Ìýðèëèí Ìîíðî, Êëèíò Èñòâóä, Ýíòîíè Êóèíí, Þë Áðèííåð è ìíîãèå äðóãèå ãîëëèâóäñêèå «çâ¸çäû»).
Þðèé ïîêèíóë Ðîññèþ âî âðåìÿ ðåâîëþöèè. Ñíà÷àëà æèë â Ãåðìàíèè, çàòåì – âî Ôðàíöèè, ãäå Æîðæ, êàê åãî çäåñü çâàëè, ñòàë äîâîëüíî èçâåñòíûì àêòåðîì íåìîãî êèíî è ðàáîòàë íà åâðîïåéñêèõ ñòóäèÿõ. Èãðàë ãëàâíûå ðîëè â ôèëüìàõ «Ñîáàêà Áàñêåðâèëåé», «Òàðàñ Áóëüáà» è äðóãèõ êàðòèíàõ. Óìåð ðàíî, íå äîæèâ äî 40. Ïîõîðîíåí â Ïàðèæå íà êëàäáèùå Ïåð-Ëàøåç. (!!! 6 îêòÿáðÿ 1927 ãîäà ñîñòîÿëàñü ïðåìüåðà ïåðâîãî çâóêîâîãî ôèëüìà – «Ïåâåö äæàçà»)

Áîëüøå âñåõ èç äåòåé Ñåðîâûõ æèçíü èñïûòûâàëà ñòàðøåãî – Àëåêñàíäðà.
Îí áûë ìàëü÷èêîì íåîáû÷àéíî îäàðåííûì. Êàê-òî ñåìüÿ Ñåðîâûõ ñîáðàëàñü íà áåðåãó Ôèíñêîãî çàëèâà. Ñàøà Ñåðîâ (åìó áûëî òîãäà ëåò 17) ñàìîñòîÿòåëüíî ïîñòðîèë ÿõòó ïî èçäàííîé â Øâåöèè ïîòðåïàííîé êíèãå (íà øâåäñêîì ÿçûêå!). Îí óñïåøíî õîäèë íà íåé ïî çàëèâó, âûçûâàÿ âîñõèùåííûå âîçãëàñû ó ïóáëèêè, òîëïèâøåéñÿ íà áåðåãó.
Àëåêñàíäð Ñåðîâ îêîí÷èë ïîëèòåõíè÷åñêèé èíñòèòóò è ñòàë èíæåíåðîì-ñóäîñòðîèòåëåì.
Êîãäà íà÷àëàñü Ïåðâàÿ ìèðîâàÿ, îí äîáðîâîëüíî ïîøåë â öàðñêóþ àðìèþ.
Ïîïàë îí â áðèòàíñêèé âîçäóøíûé êîðïóñ – ñîçäàííûé íà òåððèòîðèè Ðîññèè. Èç Ñåðîâà ïîëó÷èëñÿ òîëêîâûé ëåò÷èê-àñ.
Àëåêñàíäð Ñåðîâ îêàçàëñÿ íà ñëóæáå ó áåëûõ – òàêàÿ âûïàëà åìó êàðòà!        Ìíîãî ëåòàë, áûë êîìàíäèðîì ýñêàäðèëüè, âìåñòå ñ áåëûìè îòêàòèëñÿ íà þã.
Ïîïàë â Ãðåöèþ. Åìó ïîâåçëî – îí óñòðîèëñÿ ðàáîòàòü ìåõàíèêîì.  Ñàëîíèêàõ ïîçíàêîìèëñÿ ñ ôðàíöóçîì Äþðàôóðîì, íåìíîãî ãîâîðÿùèì ïî-ðóññêè. Ïîçäíåå âûÿñíèëîñü, ÷òî Äþðàôóð áûë áëèçîê ê ïðàâèòåëüñòâåííûì êðóãàì Ôðàíöèè, êîòîðàÿ, êàê èçâåñòíî, ïîñëå Ïåðâîé ìèðîâîé ïîëó÷èëà ÷àñòü òåððèòîðèè áûâøåé Îñìàíñêîé èìïåðèè – â ÷àñòíîñòè, Ñèðèþ è Ëèâàí.
Òåððèòîðèè ýòè íóæíî áûëî îñâàèâàòü, òðåáîâàëèñü ãðàìîòíûå ëþäè, èíæåíåðû, è Ñåðîâ äëÿ ýòîé öåëè ïîäõîäèë.
 
Òàê â 1921 ãîäó îí ïåðååõàë â Ëèâàí, íî âçÿëè åãî òàì íå èíæåíåðîì, êàê îáåùàë Äþðàôóð, à… âîäèòåëåì îãðîìíîãî êàòêà íà ñòðîèòåëüñòâå íîâîé äîðîãè. Âîäèòåëÿ Ñåðîôôà âñêîðå ïðèìåòèëè è ïåðåâåëè ðàáîòàòü â çåìåëüíûé êàäàñòð.  êîíöå êîíöîâ, îí ñòàë ãëàâíûì èíæåíåðîì êàäàñòðà. Áåç åãî ïîäïèñè íå ìîãëà áûòü íàðåçàíà íè îäíà ïÿäü çåìëè, íè â Ñèðèè, íè â Ëèâàíå. Èìåííî ïîä åãî ðóêîâîäñòâîì áûëà ïðîèçâåäåíà òîïîãðàôè÷åñêàÿ ñúåìêà áàññåéíîâ ðåê. Ïîä åãî êîíòðîëåì è ïðè åãî ó÷àñòèè áûëà ïîñòðîåíà ïåðâàÿ, äåéñòâóþùàÿ ñåãîäíÿ, ãîðíàÿ ýëåêòðîñòàíöèÿ â Íàáàà Ñàôà.  ãîäû Âòîðîé ìèðîâîé ïî çàêàçó àíãëè÷àí À. Ñåðîâ ïîñòðîèë òðè íåìàãíèòíûõ ìèííûõ òðàëüùèêà, îêàçàâøèõñÿ óíèêàëüíûìè ñ òî÷êè çðåíèÿ èíæåíåðíûõ ðåøåíèé.
Ïîòîì Ñåðîâ ïîñòðîèë ïëàâó÷èé äîê è äåñÿòîê ñàìûõ ðàçíûõ ñóäîâ – òðàóëåðû, ñåéíåðû, áàðæè.
È åùå îäíèì îòëè÷èëñÿ Àëåêñàíäð Ñåðîâ – ðàçðàáîòàë ïåðâûå â Ëèâàíå ïðàâèëà óëè÷íîãî äâèæåíèÿ è áëàíêè âîäèòåëüñêîãî óäîñòîâåðåíèÿ, êîòîðîå ñàì, êñòàòè, è ïîëó÷èë çà íîìåðîì îäèí.
Êàê ãîâîðèòñÿ – À. Â. Ñåðîâ ýòî ëèâàíñêîå âñå!
Êñòàòè, ó Àëåêñàíäðà áûëî 5 äåòåé è ìíîæåñòâî âíóêîâ.
Íûíå ñâÿçè ñ Ðîññèåé ïîòîìêîâ áåëîãâàðäåéöà À. Â. Ñåðîâà àêòèâíî âîññòàíàâëèâàþòñÿ.

Источник

Валентин Серов является, наверное, самым крупным и узнаваемым мастером 19 века. Многие люди знакомы с его работами. Однако далеко не всем известна биография этого поистине гениального художника. Кто такой Валентин Серов? Личная жизнь художника, его жизненный путь будут подробно описаны в статье.

Семья Серовых

Валентин Серов родился в 1865 году в семье известнейшего композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова. Матерью художника была ученица Серова-старшего, Валентина Семеновна Бергман. На момент, когда 43-летний Александр Николаевич повстречал свою будущую супругу, Валентине Бергман было всего 17 лет. В этой семье был лишь один ребенок: Валентин Серов.

Биография знаменитого художника определялась в значительной степени моментами из ранних лет жизни. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Отец юного Валентина, большой любитель Вагнера и Россини, всячески пытался привить сыну любовь к искусству. Мать будущего художника также была известной личностью. Прогрессивная нигилистка, приверженка идей Николая Чернышевского, она часто собирала в своем доме интеллигенцию и представителей студенчества. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Возможно, именно благодаря этому маленький Валентин рос по-настоящему творческой личностью.

Детство Серова

Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына. Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Автор “Распятия”, “Тайной вечери” и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.

Валентина Семеновна Бергман, заметив пристрастие своего сына к искусству, отправилась вместе с ним во Францию. В Париже Валентин поступил на обучение к знаменитому на тот момент Илье Ефимовичу Репину. Долгое время Серов оставался во Франции один: его мать, в виду активной общественной деятельности, вынуждена была отправиться в Россию.

Закончив обучение, пятнадцатилетний Валентин вернулся в Москву. Здесь он поселился в доме одного мастера. Вся его деятельность была направлена на копирование холстов и работу с гипсом. Здесь же начинают зарождаться первые картины Валентина Серова.

Юность Валентина Серова

Находясь в Москве, юный Серов решает поступить в художественную Академию. В 1880 году он успешно сдает экзамены и начинает учебу. Учителем Серова был известнейший на тот момент профессор Чистяков. Его учениками были такие гении, как Поленов, Врубель, Репин, Суриков и многие другие художники. В этом ряду оказывается и Валентин Серов.

Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, “вдумчивую” манеру письма, и здоровый перфекционизм, и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. Вскоре Серов покидает академию. Произошло это спустя пять лет после поступления. Знаменитый художник много и сильно болел, из-за чего попросту не был способен продолжать обучение дальше.

валентин серов биография

Несмотря на то что Валентин решил покинуть стены Академии, он не растерял своих друзей-сокурсников. Так, Серов постоянно участвовал в Абрамцевских культурных мероприятиях, где исполнял роли в небольших спектаклях. Аудитория любила Серова и даже дала ему ласковое прозвище “Антоша”.

Серов не был задействован в одних лишь театральных представлениях. Савва Мамонтов, давний друг Валентины Бергман, обеспечивал Серова многочисленными заказами на портреты. Этим он и смог доказать, что в первую очередь Серов Валентин – художник.

Первые творческие успехи

Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Картина “Девочка с персиками” стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Другая его работа, написанная годом позже, называлась “Девушка, освещенная солнцем”.

картины валентина серова

Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Вскоре уже по всей Москве было известно о новом молодом творце, имя которого – Валентин Серов.

Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Валентин Александрович состоял в творческом кружке, организатором которого был знаменитый купец Мамонтов. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Мало понимая в искусстве, он руководствовался лишь успешностью входящих в творческий кружок художников. Именно поэтому Врубелю, а также некоторым другим творцам столь сильно не везло; на фоне Серова они несколько “блекли”.

Работы Серова

От Серова ждали картин в одинаковом жанре. Однако художник не желал оставаться на месте, а потому все время двигался вперед. Нередко он выходил за рамки, установленные прошлыми творцами. Именно поэтому Серов – это еще и какой-то мере новатор. Нельзя сказать, что подобный подход не нравился критикам. Напротив, они ценили желание молодого творца двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом и расширять границы в искусстве.

Творчество Валентина Серова все время усложнялось. Каждая новая работа художника приобретала необычные элементы. Тенденция к пересмотру существующих технических задач и приемов нравилась, однако, не всем. У Серова, как и любого другого гения, существовало немалое количество завистников и даже врагов. Большая часть из них – все те же художники, недовольные перспективой все время оставаться в тени. Они пытались повторить успех Валентина Александровича, но у них, как правило, ничего не выходило.

Модели Серова

Чему так завидовали многие художники конца 19 века? Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других? Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Для примера стоит взять всю ту же “Девушку, освещенную солнцем”. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. При этом сама картина относилась к жанру постимпрессионизма, для которого, как правило, совсем не характерна реалистичность. Здесь можно вспомнить Ван Гога, наиболее яркого представителя постимпрессионистского направления. Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти – все эти черты присутствовали и в работе Серова. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности? Вопрос нерешаемый.

Картина, вышедшая в свет чуть раньше “освещенной солнцем”, именовалась “Девочкой с персиками”.

серов валентин художник

Это типичный представитель классического импрессионизма. На полотне была изображена 12-летняя Вера Мамонтова, дочь организатора художественного кружка. Рядом с ней лежит блюдце, что является на самом деле некой отсылкой к работам абрамцевского кружка (Врубель в Абрамцево увлекался гончарным искусством).

Среди изображенных на полотнах личностей, помимо обыкновенных знакомых художника, было множество знаменитостей, с которыми лично общался Валентин Серов. Биография творца содержит в себе множество интересных знакомств и встреч. Отдельно стоит выделить итальянского музыканта Анджело Мазини, оперного певца Франческо Таманьо, художника Константина Коровина и многих других знаменитостей.

Крупные заказы

Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Среди них были и приближенные императора. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя. В задачу Валентина Александровича входило написание как самого императора, так и его семьи. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. А где можно было брать основной материал? Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.

Валентин Александрович работал над портретом 3 года. За все это время он увидел царя всего раз, и то по чистой случайности.

Несмотря на свой высокий статус, Серов не хотел быть “придворным” художником. В его цели не входила постоянная лесть высокопоставленным лицам, а потому и поведение его было слегка вызывающим. Известен, например, случай конфликта Валентина Александровича с царицей. Последняя, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе творца, получила резкий отпор со стороны Серова. Дело и вовсе закончилось извинениями Николая II перед художником.

лучшие картины валентина серова

Серов трудился над портретами многих князей, княгинь, актрис и прочих знаменитостей. При этом у него оставалось время и на пейзажи. О чем именно здесь можно рассказать?

Серов как пейзажист

Живопись Валентина Серова не ограничивалась лишь жанром портретов. Художник писал великолепные пейзажи, что, в общем-то, было для него не характерно. Все дело в том, что пейзажный стиль заинтересовал Серова уже в начале 20 века, то есть в поздний творческий период. Причина этого – опять же, нежелание Валентина Александровича стоять на месте. Постоянные эксперименты, желание выйти за рамки классического творчества, новаторский стиль – все это складывалось в новый жанр, которым хотел овладеть Серов Валентин.

сын валентина серова

Художник писал пейзажи, находясь у себя на финской даче или же в поместье друга, расположенном в Домотканово. Основной особенностью пейзажей Серова была некоторая тоскливость и мрачность. Иллюстрации осенних или зимних тропинок, пустынных полей или необитаемых дорог – все это выглядело немного неласково. При этом критики все так же оставались благосклонны к творцу.

Серов в товариществах

Серов Валентин Александрович за всю свою жизнь сменил немалое количество организаций и товариществ, где наряду с другими художниками принимал активное участие в развитии творческих начинаний молодых представителей искусства. Выше уже были упомянуты Абрамцевские встречи, на которых Валентин Александрович часто бывал в молодости, а также передвижные выставки купца Мамонтова, признанные не самыми удачными из-за тяжелого характера самого организатора.

В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием “Мир искусства”. Деньги на содержание этого общества добывались в основном путем издания одноименной печатной газеты. “Мир искусства” считался действительно знаменитой организацией. Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Серов и вправду многое перенял у своего наставника.

живопись валентина серова

“Мир искусства” провел множество крупных выставок почти по всей Российской Империи. Отдельно стоит отметить знаменитую выставку портретов, организованную в 1905 году в залах Таврического Дворца. Здесь было представлено порядка 2 тыс. полотен от самых различных художников – как известных, так и не очень.

О личной жизни Серова

Жена Валентина Серова, Ольга Федоровна Трубникова, познакомилась со своим супругом в конце 80-х годов 19 века. Зимой 1889 года Валентин и Ольга обвенчались. Столь знаменитая и крупная даже по мировым масштабам личность, как Валентин Александрович Серов, решил организовать очень скромную и тихую свадьбу, о которой почти никто не узнал.

Ольга Федоровна нравилась всем. Скромная, отлично воспитанная женщина, она была прекрасна. Супруга была для Серова настоящей музой, а также надежной опорой и верой в свои силы. Современники только и говорили о том, сколь сильно любит свою жену Валентин Серов.

Дети художника, которых было шестеро, также влюбились в искусство. Причем отец бывал дома не очень часто – большую часть времени он путешествовал со своей выставкой. Ольга Федоровна, часто оставаясь одна, отлично воспитала своих детей. Каждый сын Валентина Серова смог получить качественное образование и прожить достойную жизнь.

валентин серов личная жизнь

Скончался художник в 1911 году, то есть на 46 году жизни. Причиной была обыкновенная стенокардия. Супруга художника, по словам современников, долго горевала и не могла поверить в смерть мужа. Но шестеро детей требовали внимания. Всю последующую жизнь Ольга Федоровна занималась воспитанием своих дочерей и сыновей, ставших впоследствии видными деятелями культуры.

Источник