Игорь моисеев биография личная жизнь дети
Биография
Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.
Детство и юность
Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.
Хореограф Игорь Моисеев
Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.
Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.
Игорь Моисеев в молодости
Александр Михайлович боялся, что на сына пагубно повлияет улица, поэтому старался его заинтересовать историей, восточной культурой. Мать учила Игоря музыке и рисованию. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Так он стал брать уроки балета у Веры Ильиничны Масоловой – бывшей балерины Большого театра.
Уже через 3 месяца преподавательница отвела Игоря в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что мальчик должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Так и вышло, его зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра – Александра Горского.
Игорь Моисеев
В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.
В итоге, ему было 18, когда его взяли в труппу Большого Театра. Первые роли были малозаметными, танцевал в массовке, и зарплата была соответствующая. Получив первые заработанные деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник. Их старый уже давно исхудал и постоянно тек, им приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Эта покупка в семье вызвала гордость и ликование.
Балет
Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.
Игорь Моисеев в балете «Саламбо»
Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».
Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.
Постановщик Игорь Моисеев
Однако этот творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он захотел сам лично поставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.
А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.
Игорь Моисеев на репетиции
В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.
Еще при жизни Моисееву удалось стать легендой. Он объединил страны и континенты. С каждых гастролей он «привозил» новый танец – югославская дзюрдевка, аргентинское гаучо, венесуэльская хоропа, мексиканская сюита.
Хореограф Игорь Моисеев
Он не побоялся напомнить о забытых корнях не только России, но другим странам. В Голландии ему рукоплескали стоя, а местная газета после концерта написала, что русские танцую как дьяволы. Ансамбль Моисеева ждали во Франции, Китае, Италии – любое их выступление проходило при аншлаге.
У Игоря Александровича целый музей премий и наград. Но это и не удивительно, ведь Моисеева смело можно назвать изобретателем – именно он создал и развил собственный танцевальный жанр – сценический народный танец.
Личная жизнь
Игорь Александрович Моисеев был трижды женат. Первой его супругой стала прима Большого театра Нина Борисовна Подгорецкая. Их отношения продлились недолго и в итоге окончились разводом.
Игорь Моисеев и его вторая жена Тамара Зейферт
Второй женой балетмейстера стала Тамара Алексеевна Зейферт – танцовщица, заслуженная артистка РСФСР. Она была младше Игоря Александровича на 10 лет. В браке у них родилась дочь Ольга.
Девочка решила пойти по стопам родителей и тоже подалась в балет, где добилась больших успехов. Ее сын Владимир – внук Игоря Моисеева – тоже связал свою жизнь с танцем. Он солист Большого театра и создатель Русского национального балетного театра.
Игорь Моисеев и его третья жена Ирина Чагадаева
В 1974 году балетмейстер женился в третий раз. Его избранницей стала Ирина Алексеевна Чагадаева. Разница в возрасте супругов составляла 19 лет. В ансамбле она танцевала с 1943 года.
Смерть
Великий хореограф прожил долгую и значительную жизнь. Умер он 2 ноября 2007 года в Москве. Ему был 101 год. Скончался Игорь Александрович в больнице от сердечной недостаточности. В последние годы мужчина страдал ишемической и гипертонической болезнями.
Панихида и прощание с Игорем Моисеевым состоялись в Концертном зале имени Чайковского – на сцене, где он поставил более 300 постановок. Эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.
Партии
- Иосиф – «Легенда об Иосифе Прекрасном», постановка К. Голейзовского
- Рауль – «Теолинда», постановка К. Голейзовского
- Раб – «Корсар», постановка А. Горского
- Мато – «Саламбо», постановка А. Горского
- Футболист – «Футболист», постановка Л. Лащилина и И.Моисеева
- Узбек – «Светлый ручей», постановка Ф. Лопухова
Источник
Они прожили вместе больше 40 лет и всё это время держались за руки, стараясь не расставаться ни на минуту. Они встретились ещё в то время, когда Ирине Чагадаевой было всего 16 лет, а Игорь Моисеев уже отпраздновал 35-летие. Но до начала их большого чувства должно было пройти ещё три с лишним десятилетия. Много лет спустя Игорь Моисеев скажет о том, что всё серьёзное в его жизни началось с момента женитьбы на его Ируше…
Судьба и танец
Ирина Чагадаева в юности. / Фото: www.tvkultura.ru
Ей было всего 16, когда Ирину Чагадаеву, потомственную дворянку, дочь князя Дмитрия Чагадаева-Саканского и выпускницу балетной школы Большого театра пригласили в ансамбль народного танца, которым руководил Игорь Моисеев. Удивительно, но Ирина, всегда мечтавшая только о Большом театре, как раз накануне приглашения побывала на концерте ансамбля и осталась в полном восторге. Приглашение в этот коллектив её вдохновило, а работа, возможно, спасла ей жизнь в годы войны.
Игорь Моисеев. / Фото: www.24smi.org
Игорь Моисеев сразу же обратил внимание на новенькую: она была невероятно красива, а её огромные глаза выражали всю гамму испытываемых девушкой чувств. Но относился к Ирине Игорь Александрович, скорее, по-отечески. Когда же грянула война, Ирину не включили в список участников коллектива, отправляющихся в эвакуацию.
Ирина Чагадаева в юности. / Фото: www.tvkultura.ru
В тот день, когда огласили списки, Ирина была очень расстроена, а потом ещё умудрилась испачкать клубникой своё единственное платье. Игорь Александрович увидел девушку, и строго поинтересовался у неё, почему она не собирается в дорогу. Услышав, что её нет в списках, он махнул рукой и велел немедленно собираться: она едет с ансамблем.
Игорь Моисеев. / Фото: www.balletacademy.ru
Это были гастроли длиною в 19 месяцев. Игорь Моисеев нашёл два купейных вагона, туда погрузили костюмы и разместили танцоров. Ансамбль отправился в тыл, чтобы на протяжении полутора лет давать по пять концертов в день для рабочих военных заводов. Игорь Моисеев строго следил за тем, чтобы не нарушался распорядок дня, договаривался о бане в каждом городе, а 16-летних девчонок и мальчишек неизменно подкармливал, считая, что растущему организму нужно больше.
Параллельные прямые
Игорь Моисеев во время работы. / Фото: www.moiseyev.ru
Они встречались каждый день на репетициях, ездили на гастроли, но жизнь у каждого была своя. Когда Ирина познакомилась с Гелием Коневым, сыном прославленного маршала, Игорь Моисеев практически сосватал её.
Маршал Конев категорически не желал видеть в семье «балетную», но во время гастролей ансамбля в Чехословакии расспросил руководителя об Ирине. Игорь Александрович дал девушке блестящую характеристику, после чего Иван Степанович дал добро на женитьбу сына. Ирина вышла замуж, в семье родилась дочь Елена. Но жизнь супругов вовсе не была похожа на сказку. Гелий Иванович любил жизнь вольную, не отказывал себе в удовольствии провести время с друзьями за рюмкой спиртного.
Ирина Чагадаева. / Фото: www.portal-kultura.ru
Ирина Алексеевна никогда не жаловалась. Она ездила на гастроли, воспитывала дочь и не дала никому ни единого повода сомневаться в собственной порядочности. Много лет спустя маршал Конев поблагодарил невестку за то, что она достойно несла его фамилию.
Игорь Моисеев тоже был несвободен. Первой его супругой была Нина Подгорецкая, которая вместе с балетмейстером принимала непосредственное участие в создании легендарного ансамбля. Позже, в начале 1940-х Игорь Моисеев женился на Тамаре Зейферт, танцевавшей в его ансамбле и ставшей мамой его дочери Ольги.
Игорь Моисеев со своим ансамблем. / Фото: www.moiseyev.ru
При этом Игорь Александрович никогда не добивался женщин, они сами обращали на него внимание. Но с Ириной всё было по-другому. Когда Гелий Конев ушёл из семьи, руководитель ансамбля, видимо, решил действовать. Он звонил Ирине, иногда заезжал к ней в гости, но вот разводиться с женой Тамарой Зейферт ему не рекомендовали. Они жили с Ириной Алексеевной вместе уже несколько лет, но на гастроли он часто выезжал без неё.
Больше, чем любовь
Игорь и Ирина Моисеевы. / Фото: www.moiseyev.ru
Моисеев писал ей из разных стран трогательные письма, наполненные любовью, нежностью и бесконечной тоской по любимой женщине. Он писал ей о том, что видел, но куда больше было строк о том, как он благодарен своей Ируше, которая сделала его чище и лучше. Ради неё он был готов на любые свершения, чтобы посвятить их Ирине.
Игорь Александрович далеко не сразу решился на официальный развод, чтобы не идти на открытый конфликт с властью. Но в 1974 году он всё же сделал своей любимой предложение руки и сердца. С тех пор переписка между ними прекратилась. В ней просто не было нужды, потому что они теперь не расставались даже на время.
Игорь и Ирина Моисеевы. / Фото: www.visualrian.ru
Вместе ходили на работу и с работы, обсуждали новые постановки и принимали какие-то решения. И просто наслаждались возможностью держать за руку любимого человека. Они не умели ссориться: Ирина Алексеевна мгновенно чувствовала настроение мужа и сглаживала все острые углы. Впрочем, Игорь Александрович в кругу семьи был добрым, нежным и заботливым, не в пример требовательному и строгому Игорю Моисееву в репетиционном зале.
Игорь и Ирина Моисеевы. / Фото: www.chelmuseum.ru
Он посвящал ей стихи, дарил драгоценности и неустанно повторял: она – совершенство, его ангел-хранитель. Ему было уже 100 лет, а он всё с той же трогательной трепетностью держал её за руку и благодарил судьбу за подаренное ему счастье любить и быть любимым.
Игорь и Ирина Моисеевы. / Фото: www.portal-kultura.ru
Три года, пока Игорь Александрович сильно болел и почти всё время находился на лечении в больнице, Ирина Алексеевна была рядом с ним. Она приходила к нему в палату утром и уходила, когда отделение уже закрывали на ключ. Они выходили на улицу, она его кормила и одевала. Когда окружающие называли это подвигом, она лишь удивлённо на них смотрела. Просто это была любовь.
Игорь и Ирина Моисеевы. / Фото: www.moiseyev.ru
Когда в 2007 году Игоря Моисеева не стало, жизнь Ирины Алексеевны потеряла все свои краски. Она сохранила в доме всё так, как было при нём. А долгими одинокими вечерами перечитывала письма от своего любимого, словно он уехал на гастроли и вот-вот вернётся.
Удивительным был ещё один семейный дуэт. Он окончил авиационный техникум и экономический институт, создал уникальный Севастопольский театр танца, аналогов которому нет нигде в мире. Танцы присутствовали в жизни Вадима Елизарова всегда, как присутствовала в ней всегда Нина Маршева. Правда, тогда они ещё не знали: череда почти мистических совпадений в их судьбах неспроста. Пройдёт немало лет, прежде чем пересекутся их параллельные прямые, чтобы стать одной линией жизни. И одним танцем на двоих.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
23.01.2011 12:00 (Обновлено:
29.12.2019 18:15)
На днях исполнилось 105 лет со дня рождения легендарного хореографа Игоря Моисеева. В течение многих лет он был бессменным художественным руководителем коллектива, известного во всем мире как “Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева”. Через школу танца и ансамбль за долгие годы его существования прошло не одно поколение советских людей.
Фото: AP
Собеседниками “Правды.ру” оказались люди, которые были непосредственно связаны с творчеством маэстро и с ним лично. Поскольку собеседники относились к советской номенклатуре, знавшими не только творческое закулисье, но и секреты политического бомонда, они попросили сохранить их имена в тайне. Вот каким предстал Игорь Моисеев и его ансамбль из их рассказа.
Игорь Александрович был гениальный деспот. Второго такого не найти. Основа танца Игоря Моисеева — это танец на раскаленной сковороде. Словно бы танцуют одними пальчиками. Он никого не брал по блату. Никогда. Не брал даже детей своих артистов, какими бы они не были заслуженными, народными и т. д. Он сам вел очень строгий отбор. Никаким другим путем попасть в труппу Моисеева не представлялось возможным. Может быть, поэтому у него был ансамбль высочайшего мирового уровня. У него была своя система, своя школа. Заменить такого гениального постановщика сейчас некем.
В ансамбле за глаза его называли Мойша — он же Моисеев. Его боялись и любили, потому что знали: если он поговорит с тобой, у тебя станет легко на душе. Он не был плохим человеком. Моисеев увольнял легко, если танцовщики не справлялись с дикой нагрузкой. Переводил в другие ансамбли. Он был жестким и жестоким, самодуром и тираном. Но всегда — гением.
Когда должен был сниматься фильм про Анну Павлову, а в его труппе была девушка, похожая на неё и ее пригласили сниматься в этом фильме, Моисеев не разрешил. Или в ансамбле — или в кино. К нему даже нельзя было подойти с таким предложением.
С возрастом он уже мало что видел своими глазами, хотя всегда сидел на всех репетициях. В его окружения находились доносчики (дрожавшие за такой лакомый кусок), которые говорили маэстро — вон та немного полновата. Моисеев вызывал “толстушку” и говорил, чтобы она за две недели похудела на 20 килограмм! Только девушкам маленького роста разрешалось быть пухленькими, а рослым и средним — нет. В результате девушки пили фуросемид и другие слабительные средства, чтобы только поддержать себя в норме. Многие после этого окончательно и бесповоротно испортили свое здоровье. Некоторые спились…
Фото: AP
Читайте также: Аве Майе, балерине со Шпицбергена
Игорь Моисеев не был состоятельным человеком. В отличие от второй жены, в быту он был достаточно скромен. Когда он ушел от Тамары Зейферт, то забрал лишь чемодан с бельем и свою шикарную библиотеку. Всех, кому удавалось побывать у Игоря Александровича в гостях, своим количеством потрясала его домашняя библиотека. Больше книг было, наверное, только в знаменитой Ленинской, ныне Российской государственной библиотеке. В основном у него была собрана библиотека по искусству, картин у него не было. Моисеев собирал только то, чем сам жил в искусстве. Эти книги представляют большую ценность — много больших фолиантов в роскошном переплете, раритетные издания.
При зачислении первое, на что он смотрел, руки. Потом смотрел на ноги. Отбор обычно проходило человека три-четыре, не больше. Остальные шли в ансамбль “Березка” к Мире Кольцовой, который сначала возглавляла Надеждина, в ансамбль Александрова, в хор Пятницкого. Учиться начинали с восьми лет: днем в школе Моисеева, вечером — в общеобразовательной школе. Выпуск происходил раз в четыре года. Заканчивали школу примерно 25 человек. На выпускном — обязательно сольный номер.
Читайте также: Прелести, которыми восхищались русский царь, Распутин и генсеки
Еще со сталинских времен члены правительства подбирали себе невест только из ансамбля Моисеева. В его школе учились и Конева, и Микоян, и многие другие. Девочки все красивые, молодые, статусные, проверенные — как и нужно было в то время. И вторая жена Моисеева была сначала замужем за сыном маршала Конева. Она перестала танцевать, кажется, в году 1980-м. Обычно их танцевальная карьера заканчивалась в 36 лет. Все получали статус артисток балета. При желании можно было уйти и в Большой. Хотя в Большом театре всегда существовала своя школа. В ней тоже учились с восьми лет, но немного подольше. Выпускниц ансамбля Моисеева туда всегда брали охотно.
В репертуаре ансамбля были не только танцы всех народов мира, но и одноактные балеты. Например, балет “Ночь на лысой горе” шел без перерыва в течение 2-х часов. У всех танцовщиков были шикарные костюмы, которые за большие деньги шили в Большом театре. Обувь, костюмы — за это драки никогда не было. У каждого свое. В чистку их не сдавали, всегда выдавали новое, с иголочки. Это был престиж государства, потому что со сцены каждое пятнышко видно. У всех были свои квартиры и машины. Даже во времена Хрущева и Брежнева правительство понимало, что эти рабочие лошадки везут в нашу страну валюту.
Источник