Игорь моисеев национальность личная жизнь дети

Игорь моисеев национальность личная жизнь дети thumbnail

Игорь Моисеев  – кто по национальности?

О нём так пишут: «Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф 20 века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры».

Справка. Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой или обучением танцам. Хореограф может заниматься постановкой и обучением всем существующим видам танцев, в том числе: 1) бальные танцы; 2) балет; 3) народные и национальные танцы; 4) современные танцы; 5) фигурное катание и танцы на льду; 6) театральные постановки; 7) художественная гимнастика.

Игорь Моисеев ставил грандиозные физкультурные парады на Красной площади еще при Сталине. Он ставил балетные постановки. Он создал  при Сталине  в 1937  Ансамбль народных танцев –   Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева –  и руководил этим ансамблем  более 70 лет.  Хотя никогда не состоял в компартии, хотя  18 раз  вызывали его партийные чиновники и требовали вступить в партию. Он  отказывался, ссылаясь,    что верит в Бога. Главная  его задача – творческая обработка бытующих в то время в СССР и на Земном шаре образцов фольклора. Начал  Игорь  Моисеев  с русских народных танцев,  потом  в его программе было уже около 60  танцев  народов СССР и других народов Земного нара. Он создал и школу для подготовки артистов в этот Ансамбль.  Для этого Ансамбля  не было Железного  Занавеса. Моисеев со своими артистами  большую часть времени в году  выступал  на Земном шаре   в других странах.

Многие жиды:  Игорь Моисеев  – еврей!

Многие жиды причисляли и причисляют  Игоря Моисеева к жидам. Прежде всего потому, что  он знаменитый,  и хочется этого знаменитого  хореографа причислить к жидам, чтобы возвысить жидовское племя над русскими и другими гоями. Говорят, что и фамилия Моисеев – жидовская, она  от  Моисея, который вывел жидов из Египта, встречался на горе Синай с Богом и получил от Бога каменные скрижали –  Концепцию и Программу действий для жидовского народа. Добавляют, что  Моисеев  играл  на сцене Прекрасного Иосифа – библейского героя-жида, который подмял с жидами под себя  Египетский  народ. Добавляют, что Моисеев  в Сталинское время организовывал на сцене пляски жидовские,  например Еврейский танец  на сверхпопулярную  у жидов    народную мелодию  — Хава Нагила! Добавляют, что Игорь Моисеев    всю свою долгую жизнь, а он прожил 101 год,  дружил и сотрудничал с  жидами…

В ЕЖЕВИКЕ (Академическая Вика-энциклопедия  по еврейским и израильским темам)  заявлено: его отец  — Моисеев Александр Михайлович, адвокат, а его мать  — Грэн Анна Александровна, модистка, из семьи румынских евреев.

На сайте «Еврейский мемориал»  в краткой биографии  указано также, что его мать – из семьи румынских евреев.  И  дана фотография его  могильного памятника.   А на этом сайте  дают фотографии только жидовских могильных памятников.  Создатели сайта уверены, что Игорь Моисеев – жид.
О том, что Моисеев жид  (из семьи румынских жидов) –  во многих  биографических справках в Интернете…
И потому Игоря Моисеева весьма восхваляли и восхваляют жиды во всех странах Земного шара…

*****
Но  конкретных доказательств, что мать его –  жидовинка, полужидовинка или четверть-жидовинка – жиды не предоставили ни одного. Моисеев – фамилия часто у жидов (например, педераст-певун  Боря Моисеев), но она  бывает также у русских.  К сожалению,  дружили,  дружат,  сотрудничали и сотрудничают  с жидами  и многие русские. Многие русские самки даже совокупляются  с жидами, а многие выходят  даже замуж за жидов и рожают детенышей от жидов… Христианский   Закон  Ярослава Мудрого  о запрете совокуплений христаин с жидами давно нарушается  в России…

Игорь  Моисеев: Я не еврей!

Игорь Александрович Моисеев родился в Киеве 8 (21) января 1906 года.

О национальности  своих родителей  он рассказ  в  своей книге   “Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь”, которая вышла из печати в  1994 году.

Игорь Моисеев: «Мой отец был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей. Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка-полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве. В политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. Он придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Поэтому и в правоведении у него часто возникали конфликтные ситуации. В царское время из-за своих крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое время. В тюрьму он попал вскоре после моего рождения. Когда это случилось, мать увезла меня в Париж и оставила в пансионе. А сама вернулась в Россию хлопотать за отца. Жизнь в пансионе оказалась очень трудной. Воспитывались там дети шести-семи лет, я был младше их на два года. Поэтому дети меня всегда обижали. А наши наставники предъявляли ко мне те же требования, что и к остальным. Я даже сидел один в темном карцере. Отцу удалось оправдаться: как юрист он смог грамотно себя защитить, и его отпустили. С его освобождением закончились и мои мучения в пансионе — мать тут же забрала меня, и мы уехали в Россию».

Добавим фрагмент  из   статьи Игоря Шевелёва  «Игорь Моисеев: штрихи к портрету»,  опубликованный  в «Российской газете» 20 января 2006 года.

Игорь Моисеев::
“Мою фамилию часто принимают за еврейскую, на самом же деле такие фамилии, как Моисеев, Абрамов, чисто русские, – говорит Моисеев. – Когда мы приехали в Биробиджан, на перроне нас встречала толпа людей с огромным плакатом: “Да здравствует наш Моисеев!” Биробиджанцы решили, что приехал знаменитый ансамбль во главе с евреем Моисеевым. Ко мне прибежал мой зам по хозяйству Михаил Евсеевич Волынский и с восторгом сообщил: “Игорь Александрович! Они хотят сделать для нас большой банкет!” “Ну, банкет так банкет. Я очень рад”. С этим Волынский исчез и, как я потом узнал, разговорился с людьми, накрывавшими столы. “Наверное, вы думаете, что Моисеев еврей? Он совершенно не еврей. Он русский”. Те вдруг всполошились: “Как русский?! А мы думали, что еврей…” “Нет, он русский, но он ничего… очень рад”, – попытался успокоить их Михаил Евсеевич, видимо, сообразив, что зря затеял этот разговор. Но устроители не только не успокоились его заверениями, но, напротив, стали собирать со столов продукты и складывать их в корзины. Волынский вернулся как в воду опущенный. “Вы знаете, они не хотят давать банкет”. “А почему?” “Они узнали, что вы не еврей”. “Да? А кто же им сказал?” “Я сказал”. “Зачем же вы говорили… Ну, побыл бы немножко евреем. Хорошо бы покушали”. Так банкет не состоялся, потому что Моисеев не еврей”.
https://www.luchmir.com/Iskusstvo/1Moiseev100.htm

Таким образом,  на половину  – русский,  на четверь –  француз и на четверть –  румын.  По-простому  говоря,   –  «дворняга». Тоже интересная тема.  В реальности в России «дворняги» часто  в симбиозе  с жидами.   Русская беда,  дискриминация русских  большинство «дворняг», кроме обрусевших, –   совсем не трогает.

*****
Жидам, которые   не верят Игорю Моисееву и  полагают, что он  скрыл  жидовское происхождении  матери, посоветуем съездить в Румынию, покопаться в архивах, поискать документы  о его матери.

Семья.
Моисеев жил в гражданском браке с примой Большого театра Ниной Подгорецкой.  Потом  женился на солистке  ансамбля Тамаре Зейферт. Потом  на   солистке своего ансамбля   Ирине  Моисеевой (в девичестве  – Чагадаева).  Он  познакомился с ней, когда ей было всего 16, а женился на ней за год до её 40-летия.  До этого она была замужем  за сыном  маршала Конева и имела от него дочь.  Прожили вместе  Игорь Моисеев и Ирина  33 года.
Она тоже – потомственная  дворянка.  Ирина Моисеева:   «Впервые род Чагадаевых упомянут в грамоте 1524 года великого князя московского Василия III. В «имперский период» семья жила в Петербурге, в Москву после революции переехал мой отец — князь Алексей Дмитриевич Чагадаев-Саканский, учредитель и вице-президент Царскосельского автомобильно-спортивного общества. Папа участвовал в Первой мировой, за храбрость получил Георгия IV степени. В Москве служил инженером на автозаводе имени Сталина. Был необыкновенно красив, только маленького роста. Мама из культурной мещанской семьи, владела пятью иностранными языками и работала в переводческом отделе Библиотеки имени Ленина
(Газета «Культура», 06. 02. 2015).
https://portal-kultura.ru/articles/data/83272-moiseeva-boyalas-bolshe-chem-stalina/

Читайте также:  Виктор цой личная жизнь дети

Умер Игорь Моисеев в 2007 году.

===========

Сборник «Жидовский Телеящик» в более полном объеме и Основы Русского Космизма читать здесь:

https://www.pravda-pravo.ru/forum/index.php?board=25.0

https://17m.forum24.ru/

https://forum.17marta.ru/index.php?board=81.0

Источник

Биография

Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.

Детство и юность

Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.

Хореограф Игорь МоисеевХореограф Игорь Моисеев

Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.

Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.

Игорь Моисеев в молодостиИгорь Моисеев в молодости

Александр Михайлович боялся, что на сына пагубно повлияет улица, поэтому старался его заинтересовать историей, восточной культурой. Мать учила Игоря музыке и рисованию. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Так он стал брать уроки балета у Веры Ильиничны Масоловой – бывшей балерины Большого театра.

Уже через 3 месяца преподавательница отвела Игоря в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что мальчик должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Так и вышло, его зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра – Александра Горского.

Игорь МоисеевИгорь Моисеев

В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.

В итоге, ему было 18, когда его взяли в труппу Большого Театра. Первые роли были малозаметными, танцевал в массовке, и зарплата была соответствующая. Получив первые заработанные деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник. Их старый уже давно исхудал и постоянно тек, им приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Эта покупка в семье вызвала гордость и ликование.

Балет

Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.

Игорь Моисеев в балете «Саламбо»Игорь Моисеев в балете «Саламбо»

Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».

Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.

Постановщик Игорь МоисеевПостановщик Игорь Моисеев

Однако этот творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он захотел сам лично поставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.

А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.

Игорь Моисеев на репетицииИгорь Моисеев на репетиции

В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.

Еще при жизни Моисееву удалось стать легендой. Он объединил страны и континенты. С каждых гастролей он «привозил» новый танец – югославская дзюрдевка, аргентинское гаучо, венесуэльская хоропа, мексиканская сюита.

Хореограф Игорь МоисеевХореограф Игорь Моисеев

Он не побоялся напомнить о забытых корнях не только России, но другим странам. В Голландии ему рукоплескали стоя, а местная газета после концерта написала, что русские танцую как дьяволы. Ансамбль Моисеева ждали во Франции, Китае, Италии – любое их выступление проходило при аншлаге.

У Игоря Александровича целый музей премий и наград. Но это и не удивительно, ведь Моисеева смело можно назвать изобретателем – именно он создал и развил собственный танцевальный жанр – сценический народный танец.

Личная жизнь

Игорь Александрович Моисеев был трижды женат. Первой его супругой стала прима Большого театра Нина Борисовна Подгорецкая. Их отношения продлились недолго и в итоге окончились разводом.

Игорь Моисеев и его вторая жена Тамара ЗейфертИгорь Моисеев и его вторая жена Тамара Зейферт

Второй женой балетмейстера стала Тамара Алексеевна Зейферт – танцовщица, заслуженная артистка РСФСР. Она была младше Игоря Александровича на 10 лет. В браке у них родилась дочь Ольга.

Девочка решила пойти по стопам родителей и тоже подалась в балет, где добилась больших успехов. Ее сын Владимир – внук Игоря Моисеева – тоже связал свою жизнь с танцем. Он солист Большого театра и создатель Русского национального балетного театра.

Игорь Моисеев и его третья жена Ирина ЧагадаеваИгорь Моисеев и его третья жена Ирина Чагадаева

В 1974 году балетмейстер женился в третий раз. Его избранницей стала Ирина Алексеевна Чагадаева. Разница в возрасте супругов составляла 19 лет. В ансамбле она танцевала с 1943 года.

Смерть

Великий хореограф прожил долгую и значительную жизнь. Умер он 2 ноября 2007 года в Москве. Ему был 101 год. Скончался Игорь Александрович в больнице от сердечной недостаточности. В последние годы мужчина страдал ишемической и гипертонической болезнями.

Панихида и прощание с Игорем Моисеевым состоялись в Концертном зале имени Чайковского – на сцене, где он поставил более 300 постановок. Эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Партии

  • Иосиф – «Легенда об Иосифе Прекрасном», постановка К. Голейзовского
  • Рауль – «Теолинда», постановка К. Голейзовского
  • Раб – «Корсар», постановка А. Горского
  • Мато – «Саламбо», постановка А. Горского
  • Футболист – «Футболист», постановка Л. Лащилина и И.Моисеева
  • Узбек – «Светлый ручей», постановка Ф. Лопухова
Читайте также:  Дети и жена актера александра дьяченко личная жизнь фото жены и детей

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 августа 2019; проверки требуют 18 правок.

И́горь Алекса́ндрович Моисе́ев (8 (21) января 1906, Киев — 2 ноября 2007, Москва) — советский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1976), народный артист СССР (1953)[5], лауреат трёх Сталинских (1942, 1947, 1957), Ленинской (1967), Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии РФ (1996). Кавалер трёх орденов Ленина (1958, 1976, 1986).

Биография[править | править код]

Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве, где работал адвокатом его отец Александр Михайлович Моисеев — русский дворянин родом из Орловской губернии. Матерью Игоря была модистка Анна Александровна Грэн, «полуфранцуженка, полурумынка». Родители познакомились в Париже, где Игорь также провёл несколько детских лет и свободно говорил по-французски. Был единственным ребёнком в семье[6][7].

Учился в Москве, в частной балетной студии (1920). Его отец считал, что танцы улучшают осанку, и боясь «тлетворного» влияния улицы на 14-летнего подростка, отвёл его в балетную студию бывшей балерины Большого театра В. Мосоловой, находившуюся недалеко от их дома.[8] Спустя два-три месяца после начала занятий преподавательница отвела Игоря в Государственную балетную школу ГАБТ (ныне Московская академия хореографии). Моисеев вступительный экзамен сдал[9].

В 1924 году окончил Государственную балетную школу ГАБТ (педагоги Иван Смольцов и Александр Горский) и был принят в труппу Большого театра, где работал до 1939 года. С 1931 года — солист. Уже в 1930 году начал работать как балетмейстер.

В 1930-е годы ставит ряд физкультурных парадов на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, даёт уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподаёт в Московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936)[10].

В 1933 году окончил Университет искусств.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя Совета народных комиссаров Вячеслава Молотова, создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (ныне Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева). Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. С того времени — бессменный художественный руководитель и постановщик танцев ансамбля.

Вместе с ансамблем беспрерывно гастролировал по СССР (с 1938) и за рубежом (с 1945).

В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца), а в 1966 году — организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный театр балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва), которым руководил до 1970 года[11].

Ставил торжественные концерты и культурные программы, посвященные выдающимся событиям общественной жизни страны. Возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.

Моисеев вспоминал, что от него 18 раз требовали вступить в КПСС. Но он неизменно отказывался по принципиальным соображениям.

— А почему вы не хотите вступить в партию?

— Потому что я верю в Бога и не хочу, чтобы вы меня за это прорабатывали на своих собраниях.[12]

Член коллегии Большого театра (с 1985), член президиума Российской Академии искусств (с 1996), член комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, член Совета деятелей культуры, науки и образования при МИД России.

Автор статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь».

С середины 1960-х годов увлекался филателией. Основу его коллекции составляли марки Венгрии, подаренные ему вместе с кляссером ещё в середине 1950-х годов во время гастролей по этой стране, марки Испании, а также марки, посвящённые танцам и костюмам мира.

Могила И. Моисеева на Новодевичьем кладбище Москвы.

Скончался на 102-м году жизни 2 ноября 2007 года от осложнений гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Похоронен 7 ноября 2007 на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Семья[править | править код]

Был женат трижды:

  • Первая жена — Нина Борисовна Подгорецкая (1902—1977), прима-балерина Большого театра, участвовала в создании ансамбля народного танца, заслуженная артистка РСФСР (1947).
  • Вторая жена — Тамара Алексеевна Зейферт (1918—2005), танцовщица, педагог-репетитор, народная артистка РСФСР (1958).
    • Дочь — Ольга Игоревна Моисеева (род. 1943), солистка ансамбля и педагог-репетитор, заслуженная артистка РСФСР (1973).
      • Внук — Владимир Борисович Моисеев (род. 1963), артист балета, балетмейстер, заслуженный артист РФ (1996), создатель Русского национального балетного театра.
  • Третья жена (с 1974 года) — Ирина Алексеевна Моисеева (род. 1925, урождённая Чагадаева), артистка народно-сценического танца, солистка (с 1941 года) и педагог Ансамбля народного танца, заслуженная артистка РСФСР (1958). После смерти И. Моисеева — председатель творческой коллегии, руководящей ансамблем.[13]

Память[править | править код]

  • В Москве, на доме, где жил артист, установлена мемориальная доска.
  • Ансамбль народного танца носит имя И. Моисеева.
  • Творчеству Моисеева посвящены документальный фильм «Вечное движение» («Perpetuum mobile», 1967) и телефильм «Балет Игоря Моисеева» (1982).
  • Дмитрий Щербина в роли Бориса Евсеева — художественного руководителя Государственного академического ансамбля народного танца СССР (прототип ГААНТ СССР п/р И.А. Моисеева) в сериале «Березка»

Репертуар в Большом театре[править | править код]

Игорь Моисеев в партии Мато («Саламбо», 1932)

  • «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, редакция А. Горского — Раб
  • «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, редакция А. Горского — Раб, мазурка
  • «Теолинда» Ф. Шуберта, балетмейстер К. Голейзовский — Рауль
  • «Иосиф Прекрасный» С. Василенко, балетмейстер К. Голейзовский — Иосиф
  • «Футболист» В. Оранского, собственная постановка — Футболист
  • «Саламбо» А. Арендса в постановке А. Горского — Мато
  • «Красный мак» Р. Глиэра — Ма Ли-чен

Первый исполнитель партий[править | править код]

  • 1932 — «Саламбо» А. Арендса, собственная постановка — Мато
  • 1933 — «Дионис» А. Шеншина, «Шопениана», «Чарда», балетмейстер К. Голейзовский — Солист
  • 1935 — «Светлый ручей» Д. Шостаковича, балетмейстер Ф. Лопухов — Узбек

Постановки в Большом театре[править | править код]

Балеты

  • 1930 — «Футболист» В. Оранского (совместно с Л. Лащилиным и Л. Жуковым)
  • 1930 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ)
  • 1932 — «Саламбо» А. Арендса (с добавлением музыки А. Глазунова, В. Небольсина и А. Цфасмана)
  • 1935 — «Три толстяка» В. Оранского
  • 1958 — «Спартак» А. И. Хачатуряна

Танцы в операх

  • 1930 — «Загмук» А. А. Крейна
  • 1930 — «Турандот» Дж. Пуччини
  • 1932 — «Демон» А. Г. Рубинштейна
  • 1933 — «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева
  • 1936 — «Кармен» Ж. Бизе

Ансамбль народного танца[править | править код]

С 1937 года — руководитель созданного им «Ансамбля народного танца СССР» (в 1991 переименован в «Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева», с 2007 года — имени Игоря Моисеева).

Поставленные танцы[править | править код]

  • Танцы народов мира:
    • Русские танцы:
      «Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»
    • Белорусские танцы:
      «Лявониха», «Крыжачок», «Полька „Янка“», «Бульба», «Полька „Мама“», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»
    • Украинские танцы:
      «Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак», «Аркан» (гуцульский мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней» (гуцульский танец)
    • Молдавские танцы:
      «Жокул маре (большой жок (танец)), Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»
    • Киргизские танцы:
      «Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»
    • Узбекские танцы:
      «Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“ (национальный погремушечный инструмент)»
    • Таджикские танцы:
      «Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»
    • Казахский танец «Кок-пар»
    • Еврейские танцы в рамках Еврейской сюиты
    • Монгольские танцы:
      «Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
    • Башкирский танец «Семь красавиц»
    • Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)
    • Танец казанских татар
    • Танец крымских татар «Черноморочка»
    • Калмыцкие танцы:
      «Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец
    • Осетинский танец «Симд»
      (массовый танец)
    • Грузинские танцы:
      «Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)
    • Азербайджанские танцы:
      «Чабаны», «Десмолы», «Газахи»
    • Армянская «Майнуки» из четырёх танцев
    • Цыганский танец
    • Латвийские танцы (сюита из трех танцев)
    • Литовские танцы (сюита из пяти танцев)
    • Эстонские танцы:
      «Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»
    • Польские танцы:
      «Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
    • Венгерские танцы:
      «Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»
    • Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)
    • Румынские танцы:
      «Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»
    • Финский танец «Комическая полька»
    • Немецкий танец «Немецкий вальс»
    • Китайские танцы:
      «Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима»
    • Корейский танец «Санчонга»
    • Якутский танец «Добрый охотник»
    • Нанайские танцы:
      «Нанайская народная игра „Фехтование на палках“», «Борьба двух малышей» (сценка)
    • Чувашский танец
    • Марийский танец
    • Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»
    • Чешский танец «Чешская полька»
    • Словацкий танец
    • Греческие танцы:
      «Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М. Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»
    • Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
    • Испанские танцы:
      «Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки)
    • Ирландский танец «Молодость»
    • Югославские танцы:
      «Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец), «Клятва» (македонский мужской танец)
  • Танцы Латинской Америки:
    • Аргентинские танцы:
      «Маламбо», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина), «В таверне Радригес Пенья».
    • Мексиканская сюита («Сапатео», «Авалюлько»)
    • Венесуэльский танец «Хоропо»
  • Танцы США:
    «Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)
  • Цикл «Картинки прошлого»:
    «Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажёры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита „Семейные радости“»
  • Цикл «Советские картинки»:
    «Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита „День на корабле“», «Футбол» (хореографическая сценка)
  • Дорога к танцу (класс-концерт):
    «Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»
  • На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова):
    «Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»
  • Ночь на Лысой горе (в двух картинах):
    «Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского)
  • Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина):
    «Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»
  • Балет Спартак. Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна):
    «Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиарий и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов»
  • Эстрадный номер «Полька-лабиринт».
Читайте также:  Юрий мороз личная жизнь дети

Фильмография[править | править код]

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1961 — За рампой – Америка (документальный)
  • 1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
  • 1967 — Perpetuum mobile. Вечное движение (документальный)
  • 1984 — И снова звёздный час! (документальный)
  • 2006 — 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 2006 — 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
  • 2012 — Игорь Моисеев. Ушел, чтобы остаться (документальный)

Награды и звания[править | править код]

Награды СССР и Российской Федерации:

  • Герой Социалистического Труда (20 января 1976 года) — за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения[14]
  • Три ордена Ленина:
    • первый (1958)
    • второй (1976)
    • третий (20 января 1986 года) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения[15]
  • Орден Октябрьской Революции (1981)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени:
    • первый (1940)
    • второй (20 января 1966 года) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения[16]
  • Орден «Знак Почёта» (2 июня 1937 года) — за выдающиеся заслуги в деле развития оперного и балетного искусства[17]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (21 января 2006 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность[18]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (12 июня 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие культуры и в связи с 75-летием творческой деятельности[19]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 1995 года) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие хореографического искусства[20]
  • Орден Дружбы народов (11 апреля 1994 года) — за большой личный вклад в развитие хореографического искусства и мировой культуры[21]
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Благодарность Президента Российской Федерации (20 января 2001 года) — за выдающийся вклад в развитие мирового хореографического искусства[22]
  • Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (26 декабря 2005 года) — за заслуги в развитии хореографического искусства, большой вклад в культурную жизнь Москвы и многолетнюю творческую деятельность[23]

Иностранные награды:

  • Орден «Святой Александр» с короной (Болгария, 1945)
  • Офицер ордена Культуры (Румыния, 1945)
  • Орден Братства и единства (Югославия, 1946)
  • Командор ордена Возрождения Польши (Польша, 1946)
  • Кавалер ордена Полярной Звезды (Монголия, 1947)
  • Офицер ордена Культуры I степени (Венгрия, 1954)
  • Национальный орден Кедра II степени (Ливан, 1956)
  • Офицер ордена Культуры II степени (Венгрия, 1960)
  • Орден Сухэ-Батора (Монголия, 1976)
  • Орден Белого льва III степени (Чехословакия, 1980)
  • Офицер ордена Культуры III степени (Венгрия, 1989)
  • Командор ордена Гражданских заслуг (Испания, 1996)
  • Командор ордена Заслуг перед Республикой Польша (Польша, 1996)
  • Командор ордена Заслуг (Венгрия, 1997)
  • Орден «За заслуги» III степени (30 сентября 1999 года, Украина) — за значительный личный вклад в развитие украинско-российских культурных связей, весомые творческие достижения[24]
  • Медаль «Моцарт» (ЮНЕСКО, 2001)
  • Командор ордена Звезды Румынии (Румыния, 2003)
  • Командор ордена Мая (Аргентина, 2004)
  • Орден «Данакер» (23 января 2006 года, Киргизия) — за большие заслуги в развитии и углублении кыргызско-российских отношений в области культуры и искусства[25][26]
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (3 марта 2006 года, Украина) — за выдающийся личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю подвижническую художественную деятельность[27]

Премии:

  • Сталинская премия первой степени (1942) — за выдающуюся работу в области народного танца
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за постановку программы «Танцы славянских народов» в ГААНТ СССР
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за концертно-исполнительскую деятельность в составе ГААНТ СССР
  • Ленинская премия (1967) — за концертную программу ГААНТ СССР (1965)
  • Государственная премия СССР (1985) — за новые программы ГААНТ СССР (1983—1984)
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1995 год (1996)[28]
  • Премия Международного фонда «За развитие культурных связей между США и Россией» (1995)[29]
  • Российская независимая премия «Триумф» (1997)
  • Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2000)
  • Перва?