Игорь владимиров биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 января 2019; проверки требуют 13 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Владимиров.
И́горь Петро́вич Влади́миров (1 января 1919, Екатеринослав – 20 марта 1999, Санкт-Петербург) – советский актёр и режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1978)[3].
Биография[править | править код]
Игорь Владимиров родился в Екатеринославе (ныне – Днепр, Украина). Семья вскоре после его рождения переселилась в Харьков, а в 1932 году – в Ленинград[4].
В 1936 году окончил среднюю школу № 25 в Ленинграде. В этом же году поступил в Ленинградский кораблестроительный институт (ныне Санкт-Петербургский государственный морской технический университет).
4 июля 1941 года был зачислен добровольцем в 3-й стрелковый полк 2-й стрелковой дивизии Ленинградской армии народного ополчения, воевал на Ленинградском фронте.
В 1943 году был демобилизован для защиты диплома в институте, где окончил корпусной факультет по специальности «инженер-судостроитель». В качестве инженера работал в Центральном конструкторском бюро-51 в Горьком (1943-1944), в «Рыбсудпроекте» в Ленинграде (1944-1947). Вскоре понял, что его призвание – театр, и в 1945 году поступил на актёрский факультет Ленинградского театрального института (ныне Российский государственный институт сценических искусств, класс И. В. Мейерхольд и В. В. Меркурьева), который окончил в 1948 году[4].
В 1948-1949 годах – актёр Ленинградского областного театра оперетты и Ленинградском гастрольном театре.
В 1949-1956 годах – актёр Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне Театр «Балтийский дом»), где играл роли молодых героев. Творческую судьбу И. Владимирова во многом определила встреча с Г. А. Товстоноговым, возглавившим театр в том же 1949 году: молодой актёр не только был занят в спектаклях режиссёра, но и приобщился под его руководством к азам режиссёрской профессии.
В 1956 году вместе с Г. А. Товстоноговым перешёл в Большой драматический театр им. М. Горького (ныне – имени Г. А. Товстоногова), где до конца 1960 года работал в качестве режиссёра-стажёра, осуществил несколько самостоятельных постановок.
Одновременно ставил спектакли в других ленинградских театрах: Театре музыкальной комедии, Театре им. Ленинского комсомола, Драматическом театре им. В. Ф. Комиссаржевской[4]. В работе над спектаклями «Время любить» и «Случайные встречи» в театре им. В. Ф. Комиссаржевской состоялась встреча режиссёра с молодой актрисой А. Б. Фрейндлих, их творческий и семейный союз на долгие годы определил судьбу Театра им. Ленсовета, куда актриса перешла в 1962 году.
С ноября 1960 года – главный режиссёр и художественный руководитель Ленинградского театра им. Ленсовета (1992-1999 – Открытый театр), переживавшего кризис после ухода в 1955 году художественного руководителя Н. П. Акимова. Театром руководил до конца своей жизни.
В 1963-1998 годах преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств, с 1980 – профессор).
Умер Игорь Владимиров 20 марта 1999 года[5] (по другим источникам – 21 марта[6]) в Санкт-Петербурге. Похоронен на Большеохтинском кладбище рядом с родителями.
Семья[править | править код]
- Первая жена – Зинаида Максимовна Шарко (1929-2016), актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1980).
- Сын – Иван Шарко (род. 1956)
- Внуки – Мария Шарко, Тимофей Шарко. Трое правнуков.
- Сын – Иван Шарко (род. 1956)
- Вторая жена – Алиса Бруновна Фрейндлих (род. 1934), актриса театра и кино, певица. Народная артистка СССР (1981).
- Дочь – Варвара (род. 1968), актриса театра и кино.
- Внуки – Никита Владимиров, Анна Тарасова.
- Дочь – Варвара (род. 1968), актриса театра и кино.
- Тесть – Бруно Артурович Фрейндлих (1909-2002), актёр. Народный артист СССР (1974).
- Третья жена – Инесса Ивановна Перелыгина (род. 1963), актриса Театра им. Ленсовета[7].
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966)
- Народный артист РСФСР (1974)
- Народный артист СССР (1978)
- Орден Ленина (1990)
- Орден Трудового Красного Знамени (1979)
- Орден Дружбы (1994)[8]
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1945)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Творчество[править | править код]
К 1960 году творческая индивидуальность И. Владимирова сформировалась вполне отчетливо. Яркое чувство юмора режиссёра, умение работать с музыкальной партитурой спектакля, ориентация на работу с молодёжью определили новое лицо театра им. Ленсовета, вырвавшегося на новый виток своего развития. И. Владимиров тщательно и скрупулёзно подбирал в труппу новых актёров, сумев за короткое время собрать в театре созвездие творческих индивидуальностей. Основную ставку с самого начала режиссёр делал на молодых актёров: Д. И. Баркова, Л. Н. Дьячкова, Г. С. Жжёнова, Н. Г. Пенькова, А. В. Петренко, А. Ю. Равиковича, В. В. Харитонова. Одной из самых главных удач стал приход в труппу театра А. Б. Фрейндлих, чьё имя на долгие годы стало неразрывно связанным с театром и наиболее весомыми работами режиссёра И. Владимирова.
Театр им. Ленсовета внёс новые черты в театральную палитру Ленинграда того времени с самого начала работы И. Владимирова. Органичный синтез яркой игровой формы, лирической публицистики и всепроникающей музыкальной стихии формировал поистине новаторскую театральную стилистику. Если в первый период работы И. Владимирова можно было говорить о двух репертуарных линиях – ‘проблемной’ («Мой бедный Марат» и «Таня» А. Н. Арбузова, «Пигмалион» Б. Шоу, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира) и ‘музыкально-комедийной’ («Женский монастырь» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского), то к 1966 году, с постановкой «Трёхгрошовой оперы» по Б. Брехту, в театре имени Ленсовета сформировался особый синтетический жанр, сочетающий в себе лучшие черты эксцентрики и трагедии, публицистики и лиризма, музыкального и драматического действа. Именно в этом жанре в театре им. Ленсовета И. Владимировым были поставлены лучшие спектакли 1970-х, имевшие огромный зрительский успех: «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Левша», «Трубадур и его друзья». Эти спектакли на много лет опередили триумфальное шествие по российским сценическим площадкам жанра мюзикла. Среди спектаклей других жанров – «Игроки» Н. В. Гоголя, который сохраняется в репертуаре театра.
В 1976 году, после двадцатилетнего перерыва, И. Владимиров вновь вышел на сцену своего театра в качестве актёра.
Весь период работы в театре им. Ленсовета И. Владимиров уделял очень много внимания формированию труппы. Режиссёр приглашал в свой театр талантливых актёров, замеченных им на провинциальных сценах, таких А. В. Петренко, Е. А. Каменецкий, Г. И. Никулина. Среди учеников И. Владимирова, выросших на сцене театра им. Ленсовета в серьёзных мастеров сцены – С. Г. Мигицко, М. С. Боярский, Л. Р. Луппиан, О. А. Леваков, И. С. Мазуркевич, Е. П. Баранов, В. М. Матвеев, А. Ю. Пузырёв, Т. М. Яковлева, А. Я. Алексахина, М. К. Девяткин, Л. В. Леонова, Е. С. Маркина, С. М. Стругачёв, А. А. Семёнов, Е. А. Филатов и многие другие. Фактически это несколько поколений актёров, выращенных режиссёром И. Владимировым. Много лет И. Владимиров вёл актёрскую мастерскую в ЛГИТМиКе, и его ученики органично вливались в труппу.
Последовательная опора И. Владимирова на молодёжь привела к беспрецедентной для Ленинграда акции: в 1974 году при театре им. Ленсовета открылся его филиал – Молодёжный театр, основу которого составили ученики И. Владимирова по ЛГИТМиКу. Актёры филиала были заняты в спектаклях основного репертуара театра им. Ленсовета, а на малой сцене играли свой самостоятельный репертуар. В 1980 году Молодёжный театр выделился в отдельную театральную структуру, сохранив при этом своё название (сегодня – Молодёжный театр на Фонтанке).
В конце 1980-х И. Владимирову и его театру не удалось избежать творческого кризиса, характерного практически для всех ленинградских театров того времени. Труппу покинули многие актёры: Г. И. Никулина, М. С. Боярский, А. Ю. Равикович, И. С. Мазуркевич, Е. А. Каменецкий, Л. Н. Дьячков, Е. Е. Соловей, П. И. Шелохонов. Огромной потерей для театра стал уход А. Б. Фрейндлих.
Наряду с напряжённой работой в театре Игорь Петрович снимался и в кино. Список его кинематографических ролей не слишком велик, однако некоторые из них пользовались большой любовью зрителей. Особенно это относится, несомненно, к великолепному актёрскому дуэту с А. Б. Фрейндлих в фильме Э. М. Савельевой «Старомодная комедия». В качестве режиссёра снял один фильм: музыкальную киносказку для взрослых «Лишний билет» (1982), где главные роли играли Е. Я. Соловей и М. С. Боярский.
Театральные работы[править | править код]
Актёрские[править | править код]
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
- «Гроза» А. Н. Островского – Борис
- «Семья» И. Ф. Попова – Александр Ульянов
- «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина – Алексей Берестов
- «Новые люди» по роману «Что делать?» Н. Г. Чернышевского – Лопухов
Ленинградский театр им. Ленсовета
- «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика – Карлос Бланко
- «Эльдорадо» А. Н. Соколовой – Он
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Гаев
- «Вы чьё, старичьё?» Б. Л. Васильева – Багорыч
- «Песнь о городе» по мотивам «Блокадной книги» А. А. Адамовича и Д. А. Гранина – Режиссёр
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова – Преображенский
- «Круглый стол под абажуром» В. К. Арро – Пришивин
- «Газовый свет» Патрика Гамильтона – Раф
Режиссёрские[править | править код]
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
- 1956 – «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (ассистент режиссёра)
- 1956 – «Три соловья, дом 17» Д. Добричанина
- «Чудесный сплав» В. М. Киршона
- «Маленькая студентка» Н. Ф. Погодина
Большой драматический театр
- 1956 – «Когда цветёт акация» Н. Г. Винникова (совместно с Г. А. Товстоноговым)
- 1957 – «Когда горит сердце» по роману В. Кина «По ту сторону» (совместно с В. Я. Софроновым)
- 1957 – «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (совместно с В. Я. Софроновым)
- 1957 – «В поисках радости» В. Розова (совместно с Р. А. Сиротой)
- 1958 – «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты (совместно с Р. А. Сиротой)
- 1959 – «Машенька» А. Н. Афиногенова
Ленинградский театр им. Ленсовета
- 1961 – «Левониха на орбите» А. Е. Макаёнка
- 1961 – «Кочевники XX века» Б. В. Рымаря
- 1962 – «Золотое сердце» В. Н. Коростылёва
- 1962 – «Пигмалион» Б. Шоу
- 1962 – «Первый встречный» Ю. Я. Принцева
- 1963 – «Микрорайон» по Л. В. Карелину (совместно с Г. Г. Никулиным)
- 1963 – «Женский монастырь» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского
- 1963 – «Таня» А. Н. Арбузова
- 1964 – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира
- 1964 – «Совесть» по Д. Г. Павловой
- 1965 – «Трудно быть сержантом» А. Левина, М. Химена
- 1965 – «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова
- 1965 – «Самая короткая ночь» Р. В. Назарова (совместно с Ю. С. Соболевым)
- 1965 – «День как день» С. С. Лунгина, И. Нусинова (совместно с Ю. С. Соболевым)
- 1966 – «Я отвечаю за всё» по Ю. П. Герману
- 1966 – «Щедрый вечер» В. Блажека
- 1966, 1983 – «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта
- 1967 – «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина
- 1967 – «Человек и джентльмен» Э. Де Филиппо
- 1967 – «Жестокость» П. Ф. Нилина
- 1967 – «Через 100 лет в берёзовой роще» В. Н. Коростылева
- 1968 – «Последний парад» А. П. Штейна
- 1968 – «Лодка в лесу» Н. Хайтова
- 1969 – «Остаётся час» А. А. Корина
- 1970 – «Хождение по мукам» по трилогии А. Н. Толстого
- 1970 – «Однажды в новогоднюю ночь» Э. А. Рязанова, Э. В. Брагинского
- 1970 – «Укрощение строптивой» У. Шекспира
- 1971 – «Человек со стороны» И. М. Дворецкого
- 1971 – «Пушкин в Одессе» Ю. З. Дынова
- 1971 – «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому
- 1972 – «Двери хлопают» М. Фермо
- 1972 – «Миссис Пайпер ведёт следствие» Дж. Поплуэлла
- 1973 – «Ковалёва из провинции» И. М. Дворецкого
- 1973 – «Дульсинея Тобосская» А. М. Володина
- 1974 – «Люди и страсти» по произведениям И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне и др.
- 1974 – «Левша» Б. М. Рацера, В. К. Константинова
- 1974 – «Старший сын» А. В. Вампилова
- 1975 – «Нашествие» Л. М. Леонова
- 1975 – «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова
- 1975 – «Как нарисовать птицу» (спектакль-монолог)
- 1975 – «Трубадур и его друзья» В. Б. Ливанова, Ю. С. Энтина (возобновление, с В. Б. Ливановым, А. Б. Фрейндлих и В. Е. Воробьёвым)
- 1976 – «Приказ номер один» Г. Горбовицкого
- 1976 – «Бесприданница» А. Н. Островского
- 1976 – «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика
- 1976, 1982 – «Мать» К. Чапека
- 1977 – «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова
- 1977 – «Пятый десяток» А. А. Белинского (существует видеозапись)
- 1978 – «Листки из альбома» инсценировка А. Ласкина по произведениям А. В. Вампилова
- 1978 – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова
- 1978 – «Человек, животное и добродетель» Л. Пиранделло
- 1979 – «Мир дому твоему» инсценировка О. Д. Зорина по В. М. Шукшину, В. И. Белову, В. В. Карпову
- 1979 – «Свободная тема» А. В. Чхаидзе
- 1979 – «Спешите делать добро» М. М. Рощина
- 1980 – «Станция» Н. Хикмета
- 1981 – «Нечаянный свидетель» А. Н. Арбузова
- 1981 – «Наедине со всеми» А. И. Гельмана
- 1981 – «Последний отец» И. М. Дворецкого
- 1983 – «Рояль в открытом море» И. П. Владимирова и Н. А. Райхштейн по роману «Капитальный ремонт» Л. С. Соболева
- 1983 – «Победительница» А. Н. Арбузова
- 1984 – «Игроки» Н. В. Гоголя
- 1985 – «Земля обетованная» С. Моэма
- 1985 – «Песнь о городе» по мотивам «Блокадной книги» Д. А. Гранина и А. А. Адамовича
- 1985 – «Круглый стол под абажуром» В. К. Арро
- 1986 – «Вы чьё, старичьё?» Б. Л. Васильева
- 1986 – «Газовый свет» П. Гамильтона
- 1986 – «Зинуля» А. И. Гельмана
- 1987 – «Диоген» Б. М. Рацера, В. К. Константинова
- 1987 – «Завтра была война» Б. Л. Васильева
- 1988 – «Любовь до гроба» А. Николаи
- «Под одной крышей» Л. Н. Разумовской
- «Группа» А. М. Галина
- «Гусар из КГБ» Б. М. Рацера, В. К. Константинова
- «Крошка» Ж. Летраза
- «Адъютантша Его Величества» И. Губача
- «Двуглавый орёл» Ж. Кокто
- «Хэппи энд отменяется» («Жертва») М. Фратти
Ленинградский театр музыкальной комедии
- 1966 – «Крылатый почтальон» Н. Минка
Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской
- 1960 – «Время любить» Б. С. Ласкина
- 1961 – «Случайные встречи» Р. В. Назарова
Фильмография[править | править код]
Актёр[править | править код]
Режиссёр[править | править код]
- 1964 – Человек из Стратфорда (фильм-спектакль)
- 1973 – Укрощение строптивой (фильм-спектакль)
- 1973 – Человек и джентльмен (фильм-спектакль)
- 1975 – Ковалёва из провинции (фильм-спектакль)
- 1979 – Люди и страсти (фильм-спектакль)
- 1983 – Лишний билет[9]
- 1983 – Пятый десяток (фильм-спектакль)
- 1989 – Победительница (фильм-спектакль)
- 2004 – Крошка (фильм-спектакль)
Сценарист[править | править код]
- 1979 – Люди и страсти (фильм-спектакль)
Участие в фильмах[править | править код]
- 1974 – Вороне где-то Бог… (документальный) – руководитель курса
Архивные кадры[править | править код]
- 2010 – Взрослая жизнь Молодёжного театра (документальный)
- 2010 – Валентин Черных (из цикла документальных фильмов Острова на телеканале «Культура», фрагмент передачи «Театральные встречи»)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Сайт памяти Игоря Владимирова
Источник
Прежде чем стать актером и режиссером, Игорь Владимиров успел закончить кораблестроительный институт и поработать в конструкторском бюро. Свои первые спектакли он создавал под руководством режиссера Георгия Товстоногова, но позже сам возглавил Театр им. Ленсовета. Снимался Владимиров и в кино: он сыграл в более чем 30 картинах, среди которых «Укрощение огня», «Обратная связь», «Петля» и другие ленты.
Сын белогвардейца и выпускник кораблестроительного института
Игорь Владимиров родился 1 января 1919 года в украинском городе Екатеринославе (сейчас – Днепр). Его отец Владимир Бабицкий был белогвардейцем, вскоре после рождения сына он эмигрировал. Через несколько лет мать будущего режиссера Ольга Наранович вышла замуж за горного инженера Петра Владимирова. Он усыновил и воспитал Игоря Владимирова.
В 1920-х Владимировы часто переезжали. Сначала они жили в Харькове, а затем поселились в Ленинграде. Там Игорь Владимиров поступил в школу №25. В детстве он много рисовал, занимался художественной самодеятельностью. Но после окончания школы, в 1936 году, поступил в Ленинградский кораблестроительный институт (сегодня – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет).
Когда Игорь Владимиров учился на пятом курсе, началась Великая Отечественная война. Он записался добровольцем в Ленинградскую армию Народного ополчения. В составе 2-й Гвардейской стрелковой дивизии Владимиров воевал на Ленинградском фронте, получил медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1943 году Владимиров демобилизовался и вернулся к учебе. Он защитил диплом и стал работать по специальности: сначала был инженером-судостроителем в Центральном конструкторском бюро в Горьком (сейчас – Нижний Новгород), а затем в «Рыбсудпроекте» в Ленинграде.
«Великие уроки театральности»: театральный институт и первые постановки
Игорь Владимиров в юности. Фотография: 24smi.org
Режиссер Георгий Товстоногов. Фотография: ruvek.
Игорь Владимиров в молодости. Фотография: 24smi.org
Через несколько лет Владимиров решил сменить профессию. В 1945 году он поступил в Ленинградский театральный институт (сейчас – Российский государственный институт сценических искусств) на актерский факультет. Там его педагогами были супруги Ирина Мейерхольд и Василий Меркурьев.
Василий Васильевич Меркурьев был прежде всего актером – актером на сцене, в студенческой аудитории и даже на рыбалке… Его показы на репетициях и уроках были удивительны и даже величественно прекрасны. Иногда он вспоминал эпизоды своей собственной сценической биографии, например как Мейерхольд… во время постановки «Маскарада» Лермонтова требовал от Меркурьева, репетировавшего Казарина, чтобы он не выходил на сцену, а возникал на ней, именно возникал, и Василий Васильевич своим показом доказывал нам, своим ученикам, что это возможно.
<…> Меркурьев завещал всем нам великие уроки театральности.</…>
В 1948 году Владимиров с отличием закончил театральный институт. Вскоре его пригласили в Ленинградский областной театр оперетты – правда, там актер проработал всего несколько месяцев. В 1949 году Владимиров перешел в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола (сейчас – театр «Балтийский дом»), где познакомился с режиссером Георгием Товстоноговым. Актер сыграл в его спектаклях «Гроза», «Новые люди» и «Семья».
Под руководством Товстоногова Владимиров занялся режиссурой. В 1952 году он, как ассистент режиссера, работал над постановкой пьесы Александра Корнейчука «Гибель эскадры». Самостоятельно спектакль он поставил только в 1956 году: за основу взял пьесу сербского драматурга Драгутина Добричанина «Три соловья, дом 17».
В том же году Владимиров перешел в ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. Следующие несколько лет он был здесь стажером и ставил спектакли совместно с режиссерами Георгием Товстоноговым и Розой Сиротой. В то же время Владимиров сотрудничал и с другими театрами. В Театре музыкальной комедии он поставил оперетту «Крылатый почтальон», а в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской – спектакли «Случайные встречи» и «Время любить». Позже в сборнике «Портреты режиссеров» о нем писали: «Игорь Владимиров… мастер публицистического спектакля о современности, спектакля-диспута, спектакля-поединка. И понимает толк в музыкально организованной комедийной игре».
Владимиров – руководитель Театра им. Ленсовета
Игорь Владимиров (слева) на репетиции своего спектакля «Трехгрошовая опера». Государственный академический театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург. Фотография: lensov-theatre.spb.ru
Слева направо: Михаил Боярский в роли Него, Игорь Владимиров в роли Карлоса Бланко и Алиса Фрейндлих в роли Нее в спектакле Игоря Владимировa «Интервью в Буэнос-Айресе». 1976. Государственный академический театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург. Фотография: ip-vladimirov.spb.ru
Игорь Владимиров (справа) в роли профессора Преображенского в спектакле «Собачье сердце». Государственный академический театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург. Фотография: lensov-theatre.spb.ru
К началу 1960-х постановки Владимирова с успехом шли в Театре им. Ленинского комсомола, Большом драматическом театре, Театре музыкальной комедии. В 1960 году его пригласили в Ленинградский театр им. Ленсовета (сейчас – Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета), который на тот момент переживал кризис – в его репертуаре почти не появлялись новые спектакли.
Вскоре Владимирова назначили художественным руководителем и главным режиссером Театра им. Ленсовета. В журнале «Театральная жизнь» писали: «Надо сказать, что шаг, на который решился Владимиров – стать главным режиссером Театра имени Ленсовета – был настолько же смелый, насколько и рискованный. Дело в том, что театр этот после ухода из него Н. Акимова за короткий срок превратился в некое учреждение развлекательного толка». За несколько лет Игорь Владимиров модернизировал репертуар театра. Он ставил пьесы современных драматургов: Юзефа Принцева, Алексея Арбузова и Леонида Зорина, а также музыкальные комедии и зарубежную классику, в том числе произведения Бертольта Брехта.
Владимиров много экспериментировал, в его постановках сочеталось сразу несколько жанров и стилей, он популяризировал мюзиклы. Почти во все свои спектакли режиссер добавлял песни, в том числе в постановки «Укрощение строптивой», «Люди и страсти» и «Левша». За работу в театре в 1966 году Владимирова удостоили звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Режиссер Игорь Владимиров – автор спектаклей, в которых вне зависимости от сюжета – забавного или драматического, пустячного или серьезного, – творится ежевечерний обновляющий праздник театра. Он увлечен чудом актерского преображения: сегодняшнему герою завтра может вручить колпак с бубенцами, буффона – выпустить на сцену в трагической роли.
С 1970 года Владимиров преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (сейчас – Российский государственный институт сценических искусств). Его ученик актер и режиссер Олег Леваков в интервью «Российской газете» говорил: «На всю жизнь он [Владимиров] дал нам отмашку на нашу актерскую, режиссерскую жизнь, на любовь к театру, коллегам. <…> Мы попали в пик расцвета театра Владимирова, когда выходили его шедевры, были в них заняты, бегали в массовке – и были так счастливы!»</…> Владимиров пригласил в Театр им. Ленсовета многих своих учеников и начинающих актеров. При нем здесь стали работать Анатолий Равикович, Дмитрий Барков, Людмила Дьячкова и другие.
В 1976 году, после 20-летнего перерыва, Владимиров вновь появился на сцене. В своем спектакле «Интервью в Буэнос-Айресе» он сыграл одну из главных ролей – журналиста Карлоса Бланко, а в постановке «Собачье сердце» Михаила Булгакова – профессора Преображенского.
Роли в кино: «положительно прекрасные люди»
Игорь Владимиров (справа) в роли Василия Губанова и Николай Плотников в роли Академика Ниточкина в художественном фильме Юлия Райзмана «Твой современник» (1967)
Игорь Владимиров (слева) в роли Анатолия Головина и Кирилл Лавров в роли Андрея Башкирцева в художественном фильме Даниила Храбровицкого «Укрощение огня» (1972)
Игорь Владимиров. Фотография: teatral-online.ru
Впервые в кино Владимиров сыграл в 1952 году. Он снялся в эпизоде биографического фильма Григория Рошаля и Геннадия Казанского «Римский-Корсаков». Фамилию начинающего актера не указали в титрах.
Через четыре года Владимиров получил одну из главных ролей в экранизации научно-фантастического романа Григория Адамова «Тайна двух океанов». Актер сыграл в нем майора госбезопасности Андрея Скворешню. Фильм стал одним из самых популярных в 1956 году. Киновед Александр Федоров писал о картине: «Авторы экранизации добились своей главной цели – ощутимого зрительского успеха, вызванного не только удачным синтезом детективного и фантастического жанров, но и высоким для того времени техническим уровнем спецэффектов и декораций».
В следующие несколько лет Владимиров почти не снимался в кино – он сосредоточился на работе в театре. Новую главную роль актер получил в 1967 году, тогда он сыграл ученого Василия Губанова в картине «Твой современник» режиссера Юлия Райзмана и сценариста Евгения Габриловича. Позднее в книге «Новейшая история отечественного кино: 1992-1996» киноведы Леонид Попов и Любовь Аркус писали: «В конце 1960-х – начале 1970-х годов Габрилович решил найти новых положительно прекрасных людей среди своих современников: …Бескомпромиссного борца за экологическую чистоту Губанова там спасал своим актерским обаянием Игорь Владимиров».
Другим популярным фильмом для Владимирова-актера стала лента 1972 года «Укрощение огня», которую режиссер Даниил Храбровицкий снял по мотивам биографии конструктора Сергея Королева. В картине он исполнил роль маршала артиллерии Анатолия Головина. Прототипом его героя был советский военачальник Митрофан Неделин, один из основоположников советской космонавтики. Фильм «Укрощение огня» получил приз на Международном фестивале в Карловых Варах и специальный диплом от Международного союза технических кинематографических ассоциаций.
В 1970-х и 1980-х Владимиров часто появлялся в кино. Он играл в основном положительных персонажей – советских инженеров, чиновников и военных. Среди картин тех лет – фильмы «Обратная связь», «Инспектор Лосев», «Петля». Актер Театра им. Ленсовета Анатолий Равикович вспоминал: «…[Владимиров] сам с довольной усмешкой рассказывал, что теперь, после фильмов, когда он входит в кабинет высокого начальника, тот невольно встает и почти бежит навстречу поздороваться. А как же! Пришел маршал!»
«Мой учитель в искусстве, мой верный друг»: личная жизнь
Третья жена Игоря Владимирова Инесса Перелыгина в роли Ирины Аркадиной в спектакле Олега Левакова «Чайка». Государственный академический театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург. Фотография: lensov-theatre.spb.ru
Игорь Владимиров с первой женой актрисой Зинаидой Шарко и сыном Иваном. Фотография: 24smi.org
Игорь Владимиров со второй женой актрисой Алисой Фрейндлих. Фотография: kulturologia.ru
Игорь Владимиров был женат трижды. Его первой супругой стала актриса Зинаида Шарко. Они поженились в 1953 году и следующие несколько лет вместе работали в Большом драматическом театре. Шарко несколько раз играла в спектаклях Владимирова: исполнила роли в постановках «Когда горит сердце», «Дали непроглядные» и «По ту сторону». В 1956 году у супругов родился сын Иван, а через четыре года они расстались. Иван Шарко вспоминал: «Сохранилось фото, где мама с папой держат меня на руках: молодая семья, счастливые лица. Но вместе я их не помню, будто этого и не было никогда. Рядом они существуют для меня только на фотографии».
Второй раз Владимиров женился на актрисе Алисе Фрейндлих. Они познакомились в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, где вместе работали над спектаклями «Случайные встречи» и «Время женить». В начале 1960-х Владимиров и Фрейндлих поженились. В 1962 году актриса перешла в Театр им. Ленсовета. Там она часто играла в спектаклях Владимирова, среди которых – «Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой», «Преступление и наказание». Вместе Владимиров и Фрейндлих исполнили главные роли в мелодраме «Старомодная комедия» Эры Савельевой и Татьяны Березанцевой.
Игорь Петрович Владимиров – мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему. Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссера Владимирова. Мне даже страшно об этом подумать. Смогу ли я теперь работать в другом театре? Не знаю.
В 1968 году у них родилась дочь Варвара, которая, как и родители, окончила театральный институт. Она стала актрисой, а на сцене впервые появилась уже в пятнадцать лет – в постановке отца «Лишний билет». Позднее в интервью «Российской газете» Варвара Владимирова вспоминала: «Он был веселый папа. Ходил со мной в цирк. Любил посмеяться. Он умел со мной играть, чем-то увлекать, все мне разрешал. Мне было разрешено в театре ходить повсюду, заглядывать во все двери, смотреть макеты, реквизит». Владимиров и Фрейндлих прожили вместе около двадцати лет.
Последней женой Игоря Владимирова, с которой он прожил до смерти, стала актриса Инесса Перелыгина. Они познакомились в начале 1990-х, когда Перелыгина пришла на пробы в труппу Театра им. Ленсовета.
Последние фильмы и спектакли
Игорь Владимиров в Государственном академическом театре им. Ленсовета. Санкт-Петербург. Фотография: 24smi.org
Слева направо: Игорь Владимиров, Владимир Матвеев в роли Ихарева и Александр Шевелев в роли Гаврюшки на репетиции спектакля Игоря Владимировa «Игроки». Государственный академический театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург. Фотография: lensov-theatre.spb.ru
Игорь Владимиров. Фотография: ip-vladimirov.spb.ru
В 1990-х Владимиров продолжил работу в Театре им. Ленсовета. Всего он поставил там больше 80 спектаклей. Снимался режиссер и в кино: в 1990 году сыграл писателя Василия Каретникова в трагикомедии Константина Воинова «Шапка».
До 1998 года Игорь Владимиров продолжал преподавать в театральном институте, вести занятия в своей мастерской. В интервью «Российской газете» актриса Елена Руфанова, одна из последних учениц режиссера, говорила: «Жаль, что мы «прыгнули в уходящий поезд», так мало находились с этим великим человеком. В театре все были его «детьми», все «одной группы крови». Было легко, это большое счастье в моей жизни».
В последние годы жизни режиссер много болел, несколько раз его госпитализировали. Умер Игорь Владимиров 20 марта 1999 года. Его похоронили на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с матерью.
Источник