Ия саввина биография личная жизнь причина смерти
Девочка из провинции, воспитывавшаяся в малограмотной семье, Ия Саввина никогда не мечтала о сцене.
Учеба давалась ей легко, поэтому девочка видела себя учительницей и в 1953 году с золотой медалью отправилась покорять Москву.
Прием документов на филфак МГУ к тому времени уже был окончен, поэтому Ия Саввина неожиданно для себя подала документы на журфак, выдержала огромный конкурс среди медалистов и стала студенткой. На ближайшие несколько лет ее новой мечтой стала журналистика.
Разочарование в профессии наступило после того как девушка поняла: у нее не настолько пробивной характер, чтобы работать корреспондентом.
К тому времени Ия Саввина увлеклась студенческим театром и даже приняла участие в нескольких постановках.
Девушка обладала прекрасными внешними данными, пластикой и грацией, но говорила со сцены настолько тихо, что в первом ряду зрители не слышали ее реплики. Режиссер тогда просто махнул рукой на начинающую актрису, не подозревая, что очень скоро она превратится в знаменитость.
После окончания университета Ия Саввина осталась в Москве, пробовала писать про театральные премьеры и неожиданно для себя получила предложение от театра Моссовета на участие в постановке.
На профессиональную сцену, не имея соответствующего образования, девушка вышла в 1960, о чем ни разу не пожалела.
Ее учителями стали блистательные актеры Любовь Орлова и Фаина Раневская, а Вера Марецкая в шутку именовала себя крестной матерью восходящей звезды.
В этом же году девушка попробовала свои силы в кинематографе, сыграв одну из второстепенных ролей в картине «Дама с собачкой».
Ия Саввина успешно сочетала театральную и кинематографическую карьеру с воспитанием единственного сына, которому после рождения поставили страшный диагноз: синдром Дауна.
Ради ребенка актриса попыталась сохранить семью, хотя с супругом Всеволодом Шестаковым, в которого Ия была влюблена со студенчества, к тому времени у женщины уже не было ничего общего.
Через 16 лет пара все же развелась, а вскоре Ия Саввина познакомилась со своим вторым супругом, актером Анатолием Васильевым.
Пара почти 30 лет прожила в гражданском браке, и лишь за несколько недель до смерти Ия Саввина согласилась узаконить отношения с избранником. Именно Анатолий Васильев после ухода из жизни актрисы в 2011 году стал опекуном ее сына.
Ия Саввина всегда много и плодотворно работала, снявшись почти в 50 фильмах и сыграв десятки ролей в театре. Она никогда не жаловалась на недомогания, но в 2008 году попала в больницу: врачи констатировали онкологическое заболевание.
Женщина отказалась от операции, заявив, что проживет столько, сколько ей отпущено судьбой. В 2011 году она перенесла инсульт, практически полностью восстановилась и собиралась приступить к съемкам, но неожиданно вновь угодила в больницу.
Медики определили ее состояние как достаточно тяжелое, так как опухоль дала метастазы. По их прогнозам, жить актрисе оставалось не более полугода.
Трагедия произошла в июле, когда машина, в которой находилась Ия Саввина и Анатолий Васильев, попала в аварию. Женщина получила ушиб грудной клетки и была госпитализирована, однако на этот раз встать с больничной койки ей уже не удалось.
27 августа 2011 года Ия Саввина скончалась, официальная причина смерти – многочисленные метастазы, которые дала злокачественная опухоль.
Актрису похоронили на Новодевичьем кладбище, и это были одни из самых многолюдных похорон, так как проститься с женщиной-легендой пришли тысячи поклонников, а также коллеги по актерскому цеху, для многих из которых Ия Саввина была и остается настоящим кумиром.
© Biografia.Ru, 2018 г.
Источник
Ия Саввина
Ия Сергеевна Саввина. Родилась 2 марта 1936 года в Воронеже – умерла 27 августа 2011 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1990).
Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже.
В семье никто к актерской профессии отношения не имел. Родители разошлись сразу после войны. Ее воспитывала мама – Вера Ивановна Кутепова – которая была врачом.
О своих родных актриса рассказывала: “Все мои родственники по маме жили недалеко от Калача знаменитого, Воронежская губерния. Тётки все из церковно-приходской школы, с четырьмя классами. Маму её дядя Ваня заставил уже взрослой пойти на рабфак. Она стеснялась. Она единственная, кто закончила первый выпуск Воронежского мединститута, была гениальным врачом. Она была одним единственным врачом во время войны в деревне… Вера Ивановна её зовут. Фамилия у неё тоже уникальная – Кутепова. Я Саввина по отцу, а она – Кутепова”.
Хотя родилась она в Воронеже, но, как рассказывала актриса, “школу заканчивала в 100 километрах, и все мои родственники по маме (отцовских я не знаю), все крестьяне с Верхнего Мамона, с Дона”.
Ее мать вышла замуж за военного, поэтому Ие пришлось поездить по стране. В конце концов семья переехала в город Боринск Воронежской области, где Ия и окончила школу с золотой медалью.
В школьные годы участвовала в художественной самодеятельности.
Актрисой стала, когда училась на журфаке МГУ – посещала студенческтй театр, которым руководил Ролан Быков. Фактически он и открыл ее как актрису. В студенческом театре МГУ она впервые заявила громко о себе в 1957 году в роли Лиды Матисовой в спектакле «Такая любовь» по пьесе чешского писателя Павла Когоута.
Специального актерского образования она так и не получила. Ее даже чуть было не уволили из-за этого из театра. “Диплом у меня журналистский, театрального образования нет. Был момент, могли выгнать за профнепригодность”, – рассказывала она.
Ия Саввина в молодости
В 1958 году Ия Саввина окончила факультет журналистики МГУ. Писала вплоть до середины 1970-х, в основном – рецензии на спектакли и кинофильмы, очерки об актерах. “Когда начался театр, я сразу для себя решила, что писать отрицательные рецензии теперь не имею права, и писала только о том, что мне нравилось. После статьи о Юрском великий театровед Бояджиев сделал мне самый драгоценный комплимент: не знаю, сказал он, какую там даму с собачкой сыграла Саввина, но статья ее образцовая. Ну вот, а с середины семидесятых, видимо, ничто не нравилось мне в достаточной степени”, – рассказывала она.
Была автором киноведческих очерков о творчестве Сергея Юрского, Михаила Ульянова, Нины Ургант, Фаины Раневской, Любови Орловой и многих других.
С 1960-го по 1977-й – актриса Театра им. Моссовета. Среди ее работ на сцене этого театра: «Нора» Г. Ибсена (1960) – Нора; «Ленинградский проспект» И. В. Штока – Маша; «Совесть» Д. Павлова – Валя; «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (1965) – Фэрри; «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому – Софья Семёновна Мармеладова; «Аплодисменты» А. П. Штейна (1967) – Гусарова; «Поезда расходятся» И. Г. Ольшанского и Н. И. Рудневой – Люся; «Поющие пески» А. П. Штейна – Марютка; «Возможны варианты» В. З. Азерникова – Галина Аркадьевна; «Турбаза» Э. С. Радзинского – Саша Душечкина; «День приезда – день отъезда» В. К. Черных – Ольга; «Дом на песке» Р. Ибрагимбекова – Сестра Эльдара.
С 1977-го года служила в МХАТе, а после его раскола – с 1989 года – в МХТ им. А. П. Чехова. Ее работы в этом театре: «Чайка» А. П. Чехова – Полина Андреевна; «Дядя Ваня» А. П. Чехова – Войницкая; «Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина – Калерия Фёдоровна; «Дачники» М. Горького – Марина Львовна; «Утиная охота» А. В. Вампилова – Валерия; «Обратная связь» А. И. Гельмана – Вязникова; «Так победим» М. Ф. Шатрова – Варвара Михайловна; «Эльдорадо» А. Н. Соколовой – Она; «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина – Лиззи; «Плач в пригорошню» (Гуркина Владимира Павловича) – баба Даша; «Московский хор» (Петрушевской Людмилы Стефановны) – Лика.
В кино дебютировала в 1960 году у знаменитого режиссера Иосифа Хейфица, который решил поставить фильм по рассказу Чехова «Дама с собачкой». Создать образ Гурова в фильме должен был актер Алексей Баталов, а женская роль какое-то время оставалась вакантной. Помог режиссеру определиться с кандидатурой актрисы Алексей Баталов, однажды увидевший в студенческом театре в одном из спектаклей Ию, поразившую его своей естественностью. Иосиф Хейфиц доверился опыту известного актера, и Ия Саввина была утверждена на главную роль, ставшую в большом кино ее первой работой.
Работу Ии Саввиной похвалила Фаина Раневская. Актриса вспоминала: “Я получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой» после фильма. Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила сдвоим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у неё написать мне о «Даме с собачкой». Вот такой это был человек. Увиделись мы впервые у Анисимовой-Вульф, у нашего режиссёра. Она дружила с её матерью. Когда репетировали «Странную миссис Сэвидж», мы познакомились и подружились”.
В драме «Грешница» Гавриила Егиазарова и Федора Филлипова по мотивам одноименной повести Н. Евдокимова, вышедшей в 1962 году, зрители увидели все те же кротость и доброту в героине Ксении, покорно понесшей наказание за свою грешную любовь. В 1965-м снялась в мелодраме Александра Митты «Звонят, откройте дверь» – в эпизодической роли, которая открыла новую грань актерских возможностей Ии Савиной. В следующем году актриса приняла участие в драме «В городе С», явившейся экранизацией повести Чехова «Ионыч» и удостоенной награды «Капитолийский Юпитер» в Риме.
В 1966 году Ия Саввина получила приглашение сняться в картине «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» режиссера Андрея Кончаловского. Роль Аси Клячиной, сыгранная Ией Саввиной в этой мелодраме, стала особенной в карьере актрисы.
В 1994 году режиссёр Андрей Кончаловский снял фильм «Курочка Ряба», своеобразное продолжение истории про Асю Клячину из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Но Ия Саввина отказалась сыграть в фильме. По одной версии, сочтя сценарий оскорбительным для русского народа, по другой – из-за тяжело больного ребёнка и невозможности участвовать в съёмках. Ознакомившись со сценарием, Саввина тогда сказала Кончаловскому: «Ты понимаешь, что ты пишешь о русском народе?! Это же издевательство!». В итоге роль Аси сыграла Инна Чурикова.
В 1967 году актриса исполнила роль Долли – жены Стивы а художественном фильме Александра Зархи «Анна Каренина» по одноименному роману Льва Толстого.
Далее сыграла в военном приключенческом фильме Александра Карелова «Служили два товарища», а в 1969 году Ия Саввина приняла участие в съемках картины «Сюжет для небольшого рассказа», (имеющей и другое название – «Лика – большая любовь Чехова»), исполнив в ней роль Марии Павловны Чеховой. Этот широкоформатный фильм рассказал историю создания пьесы «Чайка» и ее трагического провала на сцене Александринского театра. В отличие от пьесы, картина была успешной и была удостоена Золотой медали Международного кинофестиваля в Венеции.
Ия Саввина в фильме “Служили два товарища”
В 1970-е Ия Саввина представила целую галерею образов в кино. Снялась в биографической ленте Семена Арановича «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина», затем исполнила главную роль в мелодраме Вадима Михайлова «Месяц август», а спустя два года на экран вышли три картины с участием актрисы в главных ролях: «Следствие ведут Знатоки», «Облака», «Каждый день доктора Калиниковой» (в этой ленте Ия Саввина предстала в образе хирурга-ортопеда-травматолога Нины Степановны).
Сыграла в биографической драме Сергея Кеворкова и Григория Мелика-Авакяна «Последний подвиг Камо» (1973) – исполнила роль супруги революционера-большевика Тер-Петросяна, известного под именем Камо. Далее сыграла второстепенную роль в мелодраме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», затем – снялась в главной роли завуча Валентины Федоровны в киноповести Бориса Фурмана «Дневник директора школы».
Среди особо заметных ролей 1970-х в фильмографии Саввиной – роль учёного-микробиолога Татьяны Власенковой, явившейся прототипом ученой Зинаиды Ермольевой, исследовавшей первый антибиотик пенициллин. Саввина воплотила образ ученой в социальной драме Владимира Фетина «Открытая книга» – экранизации одноименного романа Вениамина Каверина.
Наконец, в 1979 году на экраны вышла комедия Эльдара Рязанова «Гараж», в которой Саввиной была исполнена знаменитая роль заместителя директора Аникеевой.
Ия Саввина в фильме “Гараж”
В 1980-х годов Саввина снялась всего в 9 картинах. Среди наиболее заметных – участие в драме Станислава Любшина «Три года», киноповести Геннадия Полоки «Наше призвание», трагикомедии Георгия Данелия «Слезы капали», ленте Юрия Райзмана «Частная жизнь». За исполнение роли Натальи Ильиничны в фильме «Частная жизнь» она была удостоена Государственной премии СССР.
В кризисные 1990-е Саввина трижды появлялась в кино: в мелодраме Ольги Вихорковой «Сюжет для двух рассказов», драме Леонида Марягина «Троцкий», ленте «Чехов и Ко».
В 2000-е сыграла в картине Валерия Пендраковского «Два товарища» по мотивам одноименной повести Владимира Войновича – исполнила роль бабушки Валеры. В 2003 году на экран вышла мелодрама Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», снятая в духе реалити-шоу и рассказывающая о тотальном недоверии людей друг к другу – в ней Ия Саввина сыграла мать одного из главных героев. В 2004 году сыграла эпизодическую роль в детективе Али Хамраева «Место под солнцем», а в 2006-м – исполнила роли в картинах «Слушая тишину» и «Ты меня слышишь?». На этом ее кинокарьера завершилась…
Ия Саввина также внесла большой вклад в отечественную мультипликацию, и сегодняшние дети знают её по голосу Пятачка, которого озвучила актриса. Интонацию своего героя Ия Саввина позаимствовала у своей подруги Беллы Ахмадулиной.
Болезнь и смерть Ии Саввиной
В 2008 году на спине актрисы медики обнаружили меланому – злокачественную родинку, которую вскоре удалили. Однако последствия от меланомы давали о себе знать и в дальнейшем.
В мае 2011 года актрису госпитализировали в больницу с острым нарушением мозгового кровообращения.
В июле 2011 года Ия Саввина стала участницей ДТП. На 261-м километре дороги Ярославль – Владимир водитель «ГАЗели» при движении с обочины не предоставил преимущество движущейся в попутном направлении автомашине «Тагер». В результате столкновения два пассажира легковой машины получили ушиб грудной клетки – одной из них была Ия Саввина.
Актриса скончалась в своей квратире в центре Москвы 27 августа на руках мужа – Анатолия Васильева. По его словам, в последние две недели она очень сильно болела.
В последние годы болела раком. “После того как Ие вырезали раковую родинку, врачи настаивали на курсе химиотерапии. Но она наотрез отказалась, хотя все мы буквально валялись у нее в ногах”, – рассказывала актриса Наталья Тенякова.
Считается, что она скончалась вследствие осложнений меланомы. Согласно этой версии, интоксикация организма произошла из-за того, что раковые клетки развились до такого состояния, что начали отравлять организм. Вторая версия – отравление могло произойти от обилия лекарств, которыми она пыталась заглушить боль от своей болезни.
Вскрытие установило, что незадолго до смерти Саввина перенесла инсульт.
1 сентября 2011 года актриса была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Ия Саввина
Рост Ии Саввиной: 160 сантиметров.
Личная жизнь Ии Саввиной:
Первый муж – Всеволод Шестаков (1927-2011), учёный-гидрогеолог, актёр. Она познакомилась с ним, когда училась в МГУ. Он уже был учёным, возглавлял факультет геологии. О нем в университете ходила легенда: будто бы Всеволод Михайлович придумал одну важную формулу между выходами на сцену в пьесе «Карьера Артуро» – впоследствии её назвали «формула Шестакова» и включили во все учебники. Они сблизились на почве своей влюблённости в студенческий театр. Совместно репетировали и играли. А в год окончания учёбы Ия Саввина вышла за Шестакова замуж. Пара поселилась в квартире на Фрунзенской набережной.
В браке 27 марта 1957 года родился сын Сергей. У него синдром Дауна, имеет высшее образование, художник.
Всеволод Шестаков – первый муж Ии Саввиной
Второй муж – Анатолий Исаакович Васильев (1939 г.р.), актёр Театра на Таганке. Они познакомились в 1979 году. Прожили в гражданском браке более 30 лет. Официально заключили брак за десять дней до смерти Саввиной. Как рассказывал Анатолий Васильев, Ия Саввина предчувствовала свою кончину: «Она сказала тоскливо-тоскливо: «Отпустите меня», это был намек на эвтаназию».
Ия Саввина с Анатолием Васильевым и сыном Сергеем
Васильев стал опекуном сына Саввиной после ее смерти. «Он не притязателен. Он занимается своими делами часами. Он играет на синтезаторе, рисует, учит английский… Он остается один. Отлично пользуется микроволновкой… Помнит все дни рождения, мы даже забываем», – рассказывал Анатолий Исаакович о Сергее.
Сергей – сын Ии Саввиной
Фильмография Ии Саввиной:
1960 – Дама с собачкой – Анна Сергеевна
1960 – Кроткая – Кроткая
1962 – Грешница – Ксения
1964 – Чайка (телеспектакль) – Нина Заречная
1965 – Звонят, откройте дверь – мать Гены
1966 – В городе С. – дама с собачкой
1967 – Анна Каренина – Долли
1967 – История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж («Асино счастье») – Ася Клячина
1967 – Маляр (киножурнал «Фитиль», по рассказу Н. Тэффи) – хозяйка квартиры
1968 – Трембита – Василина (озвучание)
1968 – Служили два товарища – Саша
1969 – Сюжет для небольшого рассказа – Мария Павловна Чехова
1969 – Улица ангела (телеспектакль) – Метфилд, машинистка конторы «Твиг и Дэрсингем»
1971 – Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина – Вера Комиссаржевская
1971 – Месяц август – Соня
1972 – Красно солнышко – Анюта, мама Вени
1972 – Доктор Жуков, на выезд! (телеспектакль) – Шестопал, врач
1972 – Золото, золото (телеспектакль) – сердце народное
1973 – Каждый день доктора Калинниковой – Калинникова
1973 – Облака – Мария
1973 – Последний подвиг Камо – Софья, жена Камо
1973 – Звёздный час (телеспектакль) – Крупская, Надежда Константиновна
1973 – Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег – Майя Петровна Багрова
1974 – Романс о влюблённых – Мария, мать Татьяны
1975 – Венька – охотник за шпионами
1975 – Дневник директора школы – Валентина Фёдоровна, завуч
1975 – Маяковский смеётся, или Клоп-75 – Зоя Берёзкина
1976 – Спроси себя – Градова, судья
1976 – Эти непослушные сыновья
1976 – Мы – мужчины (телеспектакль) – Женщина, давняя подруга учителя
1976 – Бернард Шоу (телеспектакль) – мать Виви Уоррен, леди Бритомарт, Кандида, Джудит, Элли
1977 – Марка страны Гонделупы – мама Пети
1977 – Нос – проститутка с Невского
1977 – Смятение чувств – Нина Дмитриевна, мама Нади
1978 – Чужая – Вера Дмитриевна
1979 – Открытая книга – Татьяна Петровна Власенкова
1979 – Гараж – Лидия Владимировна Аникеева, зам. директора
1979 – Дачники (телеспектакль) – Мария Львовна, врач
1980 – Узнай меня
1980 – Три года – Нина Фёдоровна Лаптева, сестра Алексея
1981 – Наше призвание – Маргарита Анатольевна Радыгина
1982 – Слёзы капали – Ирина Васина, жена Павла Ивановича Васина
1982 – Частная жизнь – Наталья Ильинична, жена Абрикосова
1983 – Героини пьес Александра Островского (телеспектакль) – сценарист
1984 – Продлись, продлись, очарованье… – Анна Константиновна Шарыгина
1986 – Я – вожатый форпоста – Маргарита Анатольевна Радыгина, заведующая школой
1986 – Театр И. С. Тургенева (телеспектакль) – сценарист
1987 – Запомните меня такой – Лидия Сергеевна, бывшая жена Киреева
1991 – Сюжет для двух рассказов – мать
1993 – Троцкий – Наталья Седова, жена Троцкого
1998 – Чехов и К° – Наталья Владимировна
2000 – Два товарища – бабушка Валеры
2002 – Рождественские грёзы (телеспектакль) – Софья Ивановна
2003 – Здравствуй, столица!
2003 – Постельные сцены – мать Славы
2003 – Список влюблённых РФ
2004 – Место под солнцем – бабушка Оли
2005 – Сквозная линия (телеспектакль) – Анна Вениаминовна
2006 – Слушая тишину – Маргарита Алексеевна Алтаева, композитор и преподаватель консерватории
2006 – Ты меня слышишь? – бабка Артемьевна
Режиссёрские работы Ии Саввиной:
1967 – В прекрасном и яростном мире
Сценарии Ии Саввиной:
1967 – В прекрасном и яростном мире
Озвучивание мультфильмов Ии Саввиной:
1969 – Винни-Пух – Пятачок
1971 – Винни-Пух идёт в гости – Пятачок
1972 – Винни-Пух и день забот – Пятачок
1988 – Лев и девять гиен – Гиена – просто гиена
последнее обновление информации: 29.05.2020
Источник