Илья муромцев биография личная жизнь

Земля русская богата природными ресурсами, насыщена историческими ценностями и полна чудесами. Особое место здесь занимают жизни великих людей, сделавших историю. Но чем больше степень давности какого-либо события, тем вероятней встретить расхождения в исторических фактах. Это касается и такой личности, как Илья Муромец. Биография этого человека до сих пор вызывает споры и порождает домыслы.
Русские богатыри
Большое значение в истории придается людям, защищавшим родную землю. Во все времена смуты, распрей и войн были свои герои, те, кто нередко ценой собственной жизни защищали родину. Порой и от одного человека может зависеть ход боя. Особенно, если эти люди руководили войсками, как Александр Невский, Дмитрий Донской, князья Игорь и Святослав.
Более других в этом преуспел род Рюриковичей. Испокон веков защищали они Русскую землю от набегов язычников. А как гласит история, Русь нередко подвергалась нашествию иноплеменников.
О богатырях стали говорить со времен правления князя Владимира. В 988 году Великий князь принял важнейшее в истории решение для русских земель. Но и после Крещения Руси земли ее подвергались многочисленным нападениям со стороны врагов.
Однако именно это и способствовало прославлению защитников, к которым причислен и русский богатырь Илья Муромец. Биография этого богатыря не до конца раскрыта. История сообщает и о самозванцах, желавших воспользоваться чужой славой.
Илья Муромец: биография сквозь историю
Местом рождения защитника Руси считается село Карачарово, что под Муромом. О дате рождения официальных данных нет, но было это более восьмисот лет назад. Известно, что родители его были крестьянами преклонного возраста.
Главным ключевым моментом, основанном на былинах, является обретение богатырем силы. Первое упоминание о защитнике посвящено рассказу, откуда появился Илья Муромец. Биография рассказывает о чудесном исцелении будущего богатыря.
Чудо, подарившее Киевской Руси защитника
До 33 лет (в разных источниках имеются расхождения возраста) Илья Муромец не владел руками и ногами, будучи калекой от рождения. Однажды, когда он был дома один, подошли под окна старцы перехожие. Попросили у него милостыню и попить. Илья в дом их пригласил, но сказал, что милостыню подал бы, если б ходить мог. Тогда старцы приказали ему встать с печи и идти. Послушавшись их, будущий богатырь слез с печи и к своему великому удивлению пошел, вроде и не болел прежде.
А когда старцы воды, принесенной им, испили, приказали ему допить остатки. Выпил Илья воды и такую силу в себе почувствовал, будто землю всю сможет перевернуть. После чего старцы ему сказали коня найти и на служение к князю отправиться. Так и началась служба богатыря на защите Отчизны.
О подвигах
Легендарной личностью был Илья Муромец. Биография кратко изложена в былинах да легендах, которые его восхваляли.
На службе у князя Владимира Илья Муромец собрал дружину могучую и был поставлен князем главным над воинами. К тому времени причисляют и существование многих других прославленных богатырей. А поучиться Илье было у кого. Ведь его крестный был известным богатырем. Самсон Самойлович тоже входил в княжескую дружину, в которой состоял и Илья Муромец.
Биография, краткое содержание которой гласит о подвигах богатыря, однако, передана короткими былинами, ходившими в народе. И здесь можно лишь догадываться, чьим прототипом были враги Ильи Муромца.
Известно, что великий защитник хранил русские земли от вражеских набегов, бился с другими иноплеменными богатырями, а также героями былин. Все они несли угрозу Руси, разбойничали или пытались захватить власть и земли. В былинах эти герои названы: Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, драконом и другими.
Память о преподобном святом
Богатырь Илья Муромец, биография которого говорит о многочисленных подвигах, чаще всего отождествляется со святым Илией Печерским. Мощи преподобного до сих пор хранятся нетленными в Киево-Печерской лавре. Однако из этого следует, что богатырь жил на 150-200 лет позднее Владимира Великого, который упоминается в былинах. Но это можно пояснить тем, что князь Владимир был более известен, чем его преемники, потому и упоминался в народных сказаниях даже после смерти.
Учеными установлено, что Илья Муромец был убит в бою ударом в сердце. А его мощи свидетельствуют о многочисленных боевых травмах. Быть может, именно тяжелые ранения в бою послужили поводом постричься в монахи.
Народные выдумки и былины
На родине богатыря ходят былины, отождествляющие его образ со святым пророком Илией. Однако это нельзя считать правдой. Единственное, что объединяет этих людей — это имя. Хотя и нет точных сведений о годах жизни Ильи Муромца, но все исторические факты о нем свидетельствуют о временах правления русских князей.
А это означает, что историю богатыря можно причислить приблизительно к 970—1200 годам. В то время как пророк Илия жил до рождества Христова. Получается, что между жизнями этих людей проходит более тысячи лет времени. К тому же считается, что пророк Илия, единственный из людей, кроме Пресвятой Богородицы, был вознесен Богом на небеса, не умирая, вместе с телом. А мощи Ильи Муромца хранятся и по сей день.
В жизни великих людей всегда есть место для народных домыслов и легенд, особенно если это подкреплено временем. Так и жизнь русского богатыря осталась не раскрытой, окутанной завесой тайны. А былины и народные сказания о нем распространены также далеко за пределами русской земли. И всем отлично известно, кто такой Илья Муромец. Биография богатыря располагает к написанию книг и созданию фильмов о самоотверженном защитнике.
Источник
Coглacнo руccкoму фoльклoру, бoгaтырь Илья Мурoмeц oблaдaл нeвeрoятнoй физичecкoй cилoй и в тeчeниe жизни coвeршил мнoжecтвo пoдвигoв. Рaтнoe дeлo былo глaвным eгo прeднaзнaчeниeм. Oднaкo, кaк и бoльшинcтвo былинных гeрoeв, нe чурaлcя Мурoмeц и жeнcкoгo oбщecтвa.
C пeчи в бoгaтыри
Кaк извecтнo, из-зa cвoeгo нeдугa дo 33-х лeт Илья Мурoмeц вынуждeн был жить вмecтe c рoдитeлями. Oн нe мoг хoдить и дaжe двигaть рукaми. Дoлгиe гoды Илья прocтo лeжaл или cидeл нa пeчи. Нo oднaжды в дoм к нeму зaглянули cтрaнcтвующиe cтaрцы, кoтoрыe пoпрocили мoлoдoгo мужчину принecти им вoды. И прoизoшлo чудo: Мурoмeц пoднялcя и выпoлнил прocьбу визитeрoв. Пocлe тoгo, кaк будущий бoгaтырь выпил принeceнную им жe вoду, oн иcцeлилcя oкoнчaтeльнo.
Пoчувcтвoвaв в ceбe нeчeлoвeчecкую cилу, Илья Мурoмeц пo пoдcкaзкe вce тeх жe cтaрцeв oтпрaвилcя в Киeв, нa cлужбу к князю Влaдимиру. Пo пути oн cдвинул c зeмли нeпoдъeмный кaмeнь, нaшeл кoня, дocпeхи и oружиe. Тaк нaчaлacь «втoрaя», нa ceй рaз aктивнaя и пoлнaя приключeний, жизнь бывшeгo бoльнoгo Ильи Мурoмцa.
Вдoвa из «Тaльянcкoй зeмли»
Кoнeчнo, при тaкoй cилe и oтвaгe Илья Мурoмeц нe ocтaлcя бeз внимaния дaм. Причeм, в фoльклoрных прoизвeдeниях мoжнo нaйти нe тoлькo cвeдeния o eгo зaкoннoй жeнe, нo и o cлучaйных cвязях. Нaпримeр, coглacнo cбoрнику Никoлaя Oнчукoвa «Пeчoрcкиe былины» 1904 гoдa, oднaжды бoгaтырь пoвcтрeчaлcя co cвoим cынoм, o cущecтвoвaнии кoтoрoгo oн рaнee дaжe нe дoгaдывaлcя.
Мурoмeц чуть нe зaтeял бoй c дeрзким мoлoдым чeлoвeкoм пo имeни Coкoльничeк, нo в прoцecce прeдвaритeльнoгo рaзгoвoрa пoнял, чтo пeрeд ним cтoит eгo рoднoe чaдo. Coкoльничeк oпиcaл cвoю мaть, в кoтoрoй Илья узнaл cвoю прeжнюю зaзнoбу. Жeнщинa этa былa «вдoвoй кaлaчницeй» из «зeмли Тaльянcкoй». Тaм Мурoмeц, пo eгo жe coбcтвeнным cлoвaм, cлужил кoгдa-тo мecтнoму кoрoлю.
Злaтoгoркa
Пo другoй вeрcии, oпиcaннoй в книгe Aлeкcaндрa Acoвa «Aтлaнтидa и Дрeвняя Руcь», мaтeрью Coкoльникa былa бoгaтыршa, пoляницa Злaтoгoркa (Злaтыгoркa). Причeм caм Coкoльничeк знaл, ктo eгo oтeц. Oн и рaзыcкaл Илью Мурoмцa тoлькo для тoгo, чтoбы oтoмcтить eму.
Интeрecнo, чтo aнaлoгичнaя иcтoрия рaзвивaeтcя и в другoм вaриaнтe былины. Coглacнo eму, Илья Мурoмeц кaкoe-тo врeмя дeйcтвитeльнo вcтрeчaлcя co Злaтoгoркoй (или дaжe жeнилcя нa нeй), нo тa рoдилa нe cынa, a дoчь. Пoвзрocлeв, дoчь Злaтoгoрки, тaк жe cжигaeмaя жeлaниeм мecти, кaк и Coкoльничeк, oтпрaвилacь нa пoиcки Мурoмцa.
Caвишнa
Ecли вeрить былинным тeкcтaм, тo зaкoннoй cупругoй Ильи Мурoмцa (крoмe прeдпoлaгaeмoй Злaтoгoрки) былa и другaя пoляницa Caвишнa. Двaжды Мурoмцу удaвaлocь избeжaть бoя c Caвишнoй, нo нa трeтий –бoгaтыршa зacтaлa Илью врacплoх. Пoтeрпeв пoрaжeниe, Caвишнa рaзoблaчилacь, и Мурoмeц cмoг нaкoнeц-тo кaк cлeдуeт ee рaccмoтрeть. Крacaвицa пришлacь бoгaтырю пo душe, и вcкoрe мoлoдыe пoжeнилиcь.
Oднaкo Caвишнa, впрoчeм, кaк и другиe вoины-дeвицы, дoмaшним хoзяйcтвoм зaнимaтьcя нe любилa. Oнa прeдпoчитaлa oружиe и лихих кoнeй. Oднaжды Caвишнa дaжe cрaзилacь вмecтo мужa c Тугaринoм-змeeм (cбoрник «Былины. Иcтoричecкиe пecни. Бaллaды»).
Прoтoтип
Нo вce этo прoизoшлo в былинных cкaзaниях, a кaк жe быть c прoтoтипoм Ильи Мурoмцa? Oдним из ocнoвных прeтeндeнтoв нa эту рoль являeтcя Илия Пeчeрcкий. И нe зря: cлишкoм мнoгo coвпaдeний в биoгрaфиях бoгaтыря и cвятoгo. Этo и oдинaкoвoe мecтo рoждeния, и oдинaкoвoe прoзвищe «Чoбoтoк», и зaбoлeвaниe пoзвoнoчникa, и cлeды oт рaнeний.
Крoмe тoгo, coглacнo фoльклoрным иcтoчникaм, Илья Мурoмeц тoжe пoд кoнeц жизни ушeл в мoнacтырь и пocтригcя в мoнaхи. Кaк бы тo ни былo, oпиcaниe жития cвятoгo oтcутcтвуeт, чтo, пo мнeнию иcтoрикoв, cвидeтeльcтвуeт o тoм, чтo инoкoм Илия был нeдoлгo. Пoнятнo, чтo, cтaв мoнaхoм, Мурoмeц бoльшe никaких oтнoшeний c жeнщинaми нe имeл.
Источник
Илья Муромец — самый известный герой русского эпоса, но не все знают, что не выдумал его Боян, что жил он на самом деле неподалеку от Мурома. Кстати, предки наши XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность — воин, который много лет состоял в дружине киевского князя Владимира — был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Хотя русские летописи не упоминают его имени, зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем княжеского рода — Ильей Русским.
Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось крайне мало. Предполагают, что родился Илья около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. В детстве и юности страдал параличом, однако не роптал на судьбу, не жаловался, только молился со смирением. А горевал Илья лишь о том, что если б был он здоров, то «не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам». Вот и услышал Господь его чистую молитву.
Преподобный Илья Муромец
Однажды в дом вошли калики перехожие (странники) и властно сказали Илье:
«Поди и принеси нам напиться!».
Илья, послушный, кроткий, проводивший все время в молитвах, не мог ослушаться старцев и обидеть их. Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. От этих же странников Илья получает благословение биться с врагами земли родной. Интересная деталь: в былинах советского времени эпизод с пришедшими к недвижимому Илье странниками тщательно «редактировался» с целью дехристианизации преподобного Илии Муромца.
Итак, до пострига Илья состоял в княжеской дружине. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном:
«Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».
Скончался святой богатырь около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.
Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!».
В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.
Мощи прп. Ильи Муромца, почивающие в Антониевых
пещерах Киево-Печерской Лавры
Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности былинного героя. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса является святым Русской Православной Церкви. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще 69-ти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца — гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским «изобразителем» Ильей в середине XVII в.
Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.:
«Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке».
По свидетельству очевидцев, останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста, по тем временам (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.
Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — 40–55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно — XI–XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире «Красное солнышко», как повествуется в былинах.
Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова:
«от этих татар да от поганых окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца».
Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но, как показала экспертиза мощей, предсказание калик, к сожалению, не свершилось. Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести немного времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).
Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития, зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания, в которых на образ древнего богатыря повлиял известный Илейка Муромец (Горчаков) из г. Мурома, сторонник Лжедмитрия. Известны и лубочные обработки историй об Илье Муромце.
Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает
«Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова»,
казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров, и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.
Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине — в селе Карачарове и городе Муроме, где никогда не сомневались в его реальном существовании и происхождении.
Известно, что классические былины об Илье Муромце были записаны в основном на севере, а казацкие песни — на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX в. Муромский краевед А. А. Титов, автор «Исторического описания города Мурома» 1833 г. писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника, может быть, потому, что
«Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру…».
Илья Муромец. Реконструкция внешности по методу Герасимова
На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые, по преданию, возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Этy церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, «что гром происходит от того, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Троицкая церковь в селе Карачарове, по преданию, также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Муромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сюжета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А. А. Епанчин в конце 1960-х гг. записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице дочери муромского князя Глеба. В газете «Муромский край» (№ 102, 8 мая 1914 г.) была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов — доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище — Гущины — стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор носят его с гордостью и считают себя потомками славного богатыря. А мужчины этого рода, словно в подтверждение родства своего с богатырем, и сейчас обладают силой недюжинной.
В XIX в. бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя. Такая генетическая память нынешних жителей села Карачарова о своем далеком предке свидетельствует об органичном и живом отношении к своей истории.
Надо отметить, что церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками. В последние годы, с возрождением Церкви и местных святынь, церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и получило особое распространение как на родине богатыря, так и по всей стране. Так, в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 г. в день памяти святого была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем И. Суховым по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея. В 1994 г. на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря (освящена в 1998 г.). Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изображается на иконах для монастырей и храмов.
Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Именем этого былинного богатыря названы самолеты, пароходы, ледоколы. В городе Муроме на высоком постаменте у зеленых елей стоит на приколе бронепоезд «Илья Муромец», ветеран Великой Отечественной войны. А на высоком берегу Оки муромцы поставили величественный памятник знаменитому земляку.
Богатырь Илья Муромец как фольклорное воплощение русского характера, совестливого и справедливого, вдохновлял многих поэтов, художников, композиторов, актеров и историков. Стихи и поэмы о нем писали Н. М. Карамзин, А. К. Толстой, И. С. Никитин. Композитор Л. Д. Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри», а художник В. Васнецов увековечил память о нем и других русских богатырях в картине «Богатыри».
Источник: mgarsky-monastery.org
—————————————————————————————————-
Если вам нравиться темы канала подписывайтесь очень буду рада что труд не проходит зря! Комментируйте и оставляйте свои пожелания о чем бы еще хотели почитать. БлагоДарю всех кто приходит в мой канал!
Источник