Инна гулая биография личная жизнь причина смерти

Инна гулая биография личная жизнь причина смерти thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гулая.

И́нна Ио́сифовна Гу́лая (укр. Інна Йосипівна Гула; 9 мая 1940, Харьков, Украинская ССР – 28 мая 1990, Москва) – советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1976).

Биография[править | править код]

Происхождение[править | править код]

Мать актрисы Людмила Константиновна Генфер, в девичестве Гулая (23.01.1919-31.03.2006), была дочерью члена ЦК КП(б)У, наркома труда Украинской ССР Константина Макаровича Гулого (1887-1937), репрессированного в эпоху Большого террора[2][3][4]. В 1939 году её мать встретила будущего отца Инны, забеременела, однако тот бросил Людмилу, не захотев связывать судьбу с дочерью врага народа. Через некоторое время она познакомилась с уроженцем Золотоноши[5], военным инженер-капитаном, выпускником Московского института путей сообщения[6] Иосифом Соломоновичем Генфером (1905-?), в будущем – участником Великой Отечественной войны, кавалером ордена «Знак Почёта»[7][8], начальником Московско-Рязанской железной дороги. Услышав, что Людмила планирует аборт, Иосиф сделал ей предложение в первый же вечер знакомства, женился и принял отцовство. Когда Инна подросла, мать рассказала ей о настоящем отце. В 19 лет Инна даже встретилась с ним, но, по словам матери, не испытала к нему никаких чувств, хотя тот очень переживал, что отказался от ребёнка, и вскоре умер от инфаркта[3].

Иосиф Генфер также рано ушёл из жизни, и Людмила Константиновна воспитывала дочь одна. Жили очень бедно, мама подрабатывала портнихой. Она планировала отдать Инну в институт иностранных языков, но та с детства мечтала стать актрисой. По окончании средней школы не поступила в театральный институт и занималась в студии при Центральном детском театре. В 1962-1964 годах училась в Театральном училище имени Щукина.

Карьера и личная жизнь[править | править код]

В 1960 году дебютировала в кино, исполнив роль Оли Рыжковой в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском». В 1961 году сыграла в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» свою самую значительную роль – роль деревенской девушки Наташи, доверчиво принимающей случайного человека за своего отца, пропавшего без вести на войне. Игра молодой актрисы отличалась высоким психологизмом и глубоким погружением в образ персонажа.

После этой работы Инна Гулая сыграла роль подруги Ярослава Гашека в совместном чехословацко-советском фильме «Большая дорога», а в 1965 году в фильме Михаила Швейцера и Софьи Милькиной «Время, вперёд!» – Шурочку, девушку начала 1930-х годов, захваченную пафосом гигантского строительства, новыми человеческими отношениями. Хотя в этих ролях не было достаточного материала для драматического развития, актриса открыла новую сторону своего таланта – тонкое чувство юмора[9].

Служила в московском Театре юного зрителя. В 1962 году вышла замуж за сценариста и поэта Геннадия Шпаликова; год спустя от этого брака родилась дочь Дарья. В 1966 году стала актрисой Театра-студии киноактёра. В том же году вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» – единственная режиссёрская работа Шпаликова. В этом фильме Инна Гулая сыграла свою последнюю главную роль, по выражению Любови Аркус, «русскую Джельсомину из заплёванного райцентра»[10]. В СССР картина прошла малозамеченной. По мнению киноведа Валерия Фомина, картина Шпаликова стала финальной точкой в развитии кинематографа оттепели[11]. У Шпаликова начался период творческой невостребованности. Инна Гулая также стала получать мало предложений сниматься в кино. Отсутствие работы осложняло и без того непростую семейную жизнь[12]. По воспоминаниям кинодраматурга Натальи Фокиной, жены Льва Кулиджанова,

[Талант] Инны, который был её тяжёлым бременем и игом, порабощал и мучил её и её близких. Она распространяла беспокойство и дискомфорт, что потом проявилось в семейной драме Инны и Гены Шпаликова. Какая-то в ней была «чёрная дыра», которую с первого взгляда не угадаешь. Было что-то обманчивое в её привлекательной внешности, бездонных выразительных глазах. В работе Инна была беспощадна к себе, не боялась быть некрасивой, морщила нос и волочила ноги[13].

По мнению писателя и журналиста Александра Нилина,

…уже первая роль – сектантки в картине Ордынского «Тучи над Борском» очень болезненно ударила по её психике (сами обстоятельства, предлагаемые ролью [сектанты изуверскими радениями доводят девушку до полубезумного состояния и совершают попытку распять её на кресте], оказались очень вредны для неё), на что вовремя никто не обратил внимания[14].

После скандалов и побегов Шпаликова из больницы, куда жена и тёща неоднократно клали его на лечение, Гулая в конце концов подала на развод, опасаясь за судьбу дочери[3]. В 1974 году Геннадий Шпаликов повесился, а через 16 лет, 28 мая 1990 года, ушла из жизни и сама Гулая. Обстоятельства её смерти до сих пор доподлинно неизвестны. Актриса страдала от невостребованности в кино[15]. Родственники и друзья Шпаликова прямо обвиняли актрису в том, что она подтолкнула бывшего мужа к смерти своим разводом, что привело к депрессиям и проблемам с алкоголем[3].

Смерть[править | править код]

26 мая 1990 года мать и дочь актрисы обнаружили её лежащей без сознания в квартире у распахнутого холодильника; на столе стояли банка молока и кастрюля с гречневой кашей, приготовленные для еды. Врачи приехали не сразу. Гулая скончалась спустя два дня в больнице, не приходя в сознание[3][12][16]. По заключению судмедэкспертов, причиной смерти стала передозировка снотворного[17]. Было возбуждено уголовное дело, прекращенное за недоказанностью. Жёлтая пресса поспешила объявить смерть самоубийством, однако Людмила Константиновна отвергла слухи. По её словам, дочь плохо спала в последнее время, принимала много снотворного и, скорее всего, просто не рассчитала дозу[3].

Похоронена на Домодедовском кладбище под Москвой (участок 38).

Отзывы[править | править код]

  • Анатолию Эфросу приписывается выражение «Непосредственная, как Гулая»[14].
  • Александр Нилин: «Инна была одарённее Люси Марченко, обладала лучшими внешними данными и человеком была намного хуже, чем Люся, что в профессии давало ей преимущество. <…> Но со всеми своими капризами она <…> так играла в пьесе Шварца “Тень” Юлию-Джулию, что, по словам служившей одновременно с ней первой жены Бори Ардова, это становилось событием для их театра, из чьей труппы тогда не ушли ещё ни Инна Чурикова, ни Лия Ахеджакова, а героинь играла очень талантливая Тамара Дегтярёва <…>»[14].

Семья[править | править код]

  • Муж – Геннадий Шпаликов, поэт, сценарист (1937-1974)
    • Дочь – Дарья Шпаликова (род. 19 марта 1963)

Фильмография[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 Internet Movie Database (англ.) – 1990.
  2. ↑ Гулый Константин Макарович (недоступная ссылка). Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898-1991. Дата обращения: 6 декабря 2016. Архивировано 21 августа 2017 года.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 Булкина Т. И. Поклон советскому кино. – М. : Издательский дом «Московия», 2011. – С. 99-104. – ISBN 5-7151-0333-9.
  4. ↑ Чепижный, 2018.
  5. ↑ Генфер Иосиф Соломонович. Память народа». Дата обращения: 3 сентября 2020.
  6. ↑ Выпускники Института путей сообщения (1901-1966)]. Neystadt.org. Дата обращения: 3 сентября 2020.
  7. ↑ Генфер Иосиф Соломонович. Документы о награждении. Память народа. Дата обращения: 3 сентября 2020.
  8. ↑ О награждении орденами и медалями работников военно-восстановительных организаций железнодорожного транспорта // Красная звезда. – 1943. – № 242 (5613) (13 октября). – С. 1.
  9. ↑ Фокина, 1967.
  10. ↑ Аркус, Любовь. Новейшая история отечественного кино. – СПб. : Сеанс, 2004. – Т. V : 1986-2000. Кино и контекст.
  11. ↑ Фомин, Валерий. Кинематограф оттепели // Материк. – М., 1996.
  12. ↑ 1 2 Мурзина, 2008.
  13. ↑ Фокина, Наталья. Когда деревья были большими. Посвящается Льву Кулиджанову // Искусство кино. – 2003. – № 11.
  14. ↑ 1 2 3 Нилин, 2015.
  15. ↑ Шпаликова, Дарья. Завещание отца. 7 дней.ru (январь 2012). Дата обращения: 29 августа 2013.
  16. ↑ Чтобы помнили.
  17. ↑ Инна Гулая. Как они умерли. Дата обращения: 31 августа 2013.

Литература[править | править код]

  • Гулая Инна Иосифовна // Кино : Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич ; редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – С. 108.
  • Нилин А. П. Станция Переделкино: поверх заборов : роман частной жизни. – М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. – ISBN 978-5-17-087072-1.
  • Полухина Л. С. Инна Гулая и Геннадий Шпаликов. – М. : Алгоритм, 2007. – 224 с. – (Кинофестиваль). – ISBN 978-5-9265-0392-7.
  • Фокина Н. А. Инна Гулая // Актёры советского кино. – М., 1967. – Вып. 3.

Ссылки[править | править код]

  • Инна Гулая (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 6 декабря 2016. Архивировано 6 марта 2016 года.
  • Мурзина, Марина. Праздника не получилось. История любви Геннадия Шпаликова и Инны Гулая. Аргументы и факты (14 февраля 2008). Дата обращения: 22 января 2020.
  • Чепижный, Сергей. Дед возглавлял Харьковский горсовет, внучка стала известной актрисой. Время (19 ноября 2018). Дата обращения: 22 января 2020.
  • Гулая Инна Иосифовна. Чтобы помнили. Дата обращения: 6 декабря 2016.
  • Чтобы помнили. Инна Гулая. YouTube. Дата обращения: 6 декабря 2016.

Источник

Инна Гулая ярко дебютировала в кино 60-х. Но прошла хрущевская оттепель, и актриса не смогла приспособиться к новым веяниям. В конце-концов это сгубило всю ее семью.

Инна родилась в Харькове в 1940 г. Ее мать была дочерью расстрелянного “врага народа”. Инна росла без отца, детство было очень тяжелое. Она попыталась поступать в театральный институт – не вышло. Позднее она окончила училище имени Б.В. Щукина.

Яркий кинодебют

В 1960 г. первый раз снялась в кино – в главной роли в тяжелом антирелигиозном фильме “Тучи над Борском”. В следующем году она сыграла свою самую известную роль – Наташу в знаменитой картине Льва Кулиджанова “Когда деревья были большими”.

“Когда деревья были большими” с Ю. Никулиным

Сыграла блестяще. Инна сразу стала большой звездой экрана. Зрители отмечали необыкновенную красоту актрисы и глубину погружения в роль. Представляя фильм, Гулая вместе с другими создателями ездила на кинофестивали. Побывала в Карловых Варах, позировала на знаменитой красной дорожке в Каннах. При том, Инне Гулая в то время было чуть за 20. Казалось, на советские экраны восходит новая великая актриса с огромным творческим будущим. Кто бы мог подумать, что для молодой актрисы этот триумф окажется последним.

И. Гулая на Каннском кинофестивале

Семья

Инна Гулая вышла замуж в 1962 г. Избранником стал молодой перспективный писатель-сценарист Геннадий Шпаликов. Это именно он напишет сценарии к таким фильмам как “Я шагаю по Москве” и “Застава Ильича” (совместно с М. Хуциевым). Для Геннадия это был уже второй брак. С первой женой, актрисой Натальей Рязанцевой он расстался в том числе по причине собственного пьянства. Но Инну это не насторожило, она искренне полюбила Шпаликова и вскоре в молодой семье родилась дочь Даша.

С мужем и дочерью

Поначалу они оба были очень востребованы в творчестве, на семью времени почти не оставалось. В 1966 г. Шпаликов впервые стал режиссером. Картина называлась “Долгая счастливая жизнь”, сценарий к ней написал также Шпаликов, а на главную женскую роль он взял свою жену – Инну Гулая. Фильм вышел неоднозначным, очень авторским, зрители его не приняли.

Творческая невостребованность

Сейчас можно прочитать, что Шпаликов имел идейные разногласия с властью, за что она ему мстила, не давая работу ни ему, ни его жене. Вряд ли это было так. Основной причиной невостребованности сценариста стало его запойное пьянство, к которому он понемногу пристрастил и жену. У нее тоже работы теперь почти не было, все дни проходили в посиделках с близкими и не очень друзьями. Затем Инна все же выгнала мужа, после чего он сильно опустился, бездомный скитался по знакомым. Через 2 года после развода Шпаликов покончил с собой.

Трагический конец

Друзья и родные винили Инну Гулая в смерти Шпаликова. Сама она очень тяжело переживала эту трагедию.

Последняя роль Гулая. ” Крейцерова соната”

Со временем стало обостряться душевное заболевание. Мать актрисы даже один раз положила Инну в психиатрическую лечебницу. Но лечение слабо помогло. 26 мая 1990 г. Инна Гулая была обнаружена в своей квартире, лежащей на полу без сознания. Через 2 дня в больнице она скончалась, так и не придя в сознание. Причиной стала передозировка снотворного. Было ли это самоубийство или несчастный случай выяснить не удалось.

К сожалению, трагично складывается судьба дочери Инны Гулая – Дарьи Шпаликовой. Начинала она также как актриса. Но смерть матери тяжело отразилась на душевном здоровье девушки. Вот уже много лет Дарья непрерывно находится на лечении в различных психиатрических больницах.

Источник

Инна Гулая – биография

Инна Гулая, советская актриса с трагической судьбой. Родилась в 1940 году в Харькове. Умерла при невыясненных обстоятельствах в мае 1990 года. Мама актрисы Дарьи Шпаликовой, жена Геннадия Шпаликова, сценариста, режиссера.

Будущая звезда советского кино Инна Гулая родилась в мае 1940 года в Харькове незадолго до начала Второй мировой войны. Информация о настоящем отце отсутствует, поскольку воспитывал ее совершенно другой человек. Мама будущей актрисы была дочерью наркома, коммуниста, но его репрессировали и расстреляли в 1937 году. Когда она забеременела, то молодой человек не решился связать себя узами брака с дочерью врага народа, что стало большим потрясением для женщины.

Фото: Инна Гулая

Но по счастливой случайности она познакомилась с очень умным, чутким человеком Иосифом Генфером, который женился на ней, отговорил делать аборт и воспитывал Инну как свою родную дочь. Он занимал неплохую должность начальника участка железной дороги Московско-Рязанской линии. Когда девушке исполнилось 19 лет, она всё же решилась найти своего отца, но отношения не сложились, хотя он переживал о случившемся и вскоре скончался от сердечного приступа.

Первые шаги в творчестве

Мама очень хотела, чтобы дочь поступила в престижный институт иностранных языков и посвятила себя карьере переводчика. Это был весьма заманчивый вариант, но только не для Инны, которая жаждала актерской деятельности. Она не видела себя ни в какой другой ипостаси, но мечтала о театре и актерской профессии. Внешность у неё была соответствующая: чувственные губы, большие распахнутые глаза, красивые густые волосы. Она и вправду словно была создана для кинематографа.

Творческая биография Инны поначалу складывалась весьма успешно, хотя время ее детства пришлось на тяжкую пору восстановления практически полностью разрушенных городов. Впоследствии актриса говорила, что прекрасно помнит время, когда вокруг были одни руины, и людям пришлось прикладывать неимоверные усилия, чтобы восстановить после войны страну. Но даже тяготы, лишения, голод не могли убить в ней жизнерадостность, обаяние, особую легкость и конечно, мечту о сцене.

В то время было крайне непросто поступить в театральные ВУЗы, особенно столичные. Сначала она не поступила, пошла работать на обычный завод, но параллельно занималась в театральной студии. Ее заметил режиссёр, и она была приглашена в картину «Тучи над Борском», это была по стечению обстоятельств ее самая серьезная роль в кино.

Картина демонстрировала жизнь сектантов. Это было необходимо в СССР, скорее, по идеологическим соображениям и от актёров режиссер требовал максимум самоотдачи. Необходимо было показать, насколько тяжело сектантство влияет на психику и какой на этом фоне счастливой кажется жизнь советского человека, необремененного религиозными нормами. Инна очень хотела проявить себя по максимуму в своей первой картине и, надо сказать, ей это удалось. Зрители увидели «сумасшедшую» девушку, которая находится в плену своих страхов и совершенно запуталась, а порой уже и не отличает реальный мир от выдуманного.

Впоследствии, как отмечали некоторые коллеги, столь глубокое погружение неокрепшей юношеской психики в сложный образ не прошло незамеченным. Роли такого плана чрезвычайно сложны даже для профессиональных матерых артистов с хорошей театральной школой за плечами. А если говорить о юной девушке, непрофессиональной актрисе, то становится понятно, что она ещё не умела проводить черту между создаваемым ею образом и своей личностью. В результате это сказалось на ее психике. Возможно, частично этот факт также повлиял на ее странную кончину, хотя и случилось это через несколько десятилетий.

Профессиональная актерская деятельность

Инна Гулая вспоминает, что после съемок в своём первом фильме рабочие на заводе перешептывались и не могли поверить, что роль в фильме сыграла их коллега, юная работница цеха.

После этого она поступила и успешно закончила столичное театральное училище имени Щукина. Во время учёбы она снялась и в других картинах, в частности, «Когда деревья были большими», «Большая дорога». Партнерами ее были такие мэтры, как Никита Михалков, на тот момент начинающий актер и Юрий Никулин. Казалось бы, успешный старт обеспечен. Также она выступала и на театральной сцене в Театре юного зрителя, сыграв в таком культовом спектакле, как «Тень» Евгения Шварца. Режиссёры обращали на неё внимание, ведь она действительно выделялась красотой, статью и добросовестным отношением к работе, умением перевоплощаться.

Люди, близко общающиеся с актрисой, вспоминают, что она была в постоянном беспокойстве и распространяла дискомфорт, что, скорее всего, объясняется слишком высокой планкой, которую она поставила перед собой. Возможно, актриса в душе постоянно занималась самоедством и самокритикой.

Личная жизнь, роман с Геннадием Шпаликовым

Геннадий Шпаликов написал сценарий к известному фильму «Я шагаю по Москве» и многим другим, которые вошли в золотую копилку отечественного кинофонда. Вместе с тем человек он был тоже тяжёлый. Он и стал мужем Инны, что ещё хуже сказалось на ее самочувствии. Но, возможно, эти два человека, которых можно охарактеризовать как «не от мира сего» и не смогли бы составить пару с кем-то ещё. Это были две белые вороны в кинематографе, которые и сблизились именно на этой почве.

Фото: Инна Гулая с мужем и детьми

Как известно, Геннадий Шпаликов покончил с собой в ноябре 1974 года. Он был слишком неудобен власти, осмеливался критиковать самого Никиту Хрущёва. В то время законы были поистине драконовские. Если человек становился неудобен власти, то его не только отлучали от дела, это было бы еще полбеды. Но вместе с этим перекрывали кислород и всем его родным, семье, родственникам. Вот почему попала под раздачу и Инна, ведь она была женой человека, который был словно кость в горле у советской власти.

После критики в адрес Хрущёва со стороны ее мужа, от неё отвернулись друзья. Люди банально боялись, что власть перекроет кислород и им. От Инны отвернулись и режиссеры, коллеги по цеху. И если посмотреть фильмографию актрисы на тот момент, то виден большой перерыв в несколько лет, да и впоследствии она также начнет сниматься гораздо реже. Например, в 1971 году она снялась сразу в двух фильмах: «Если ты мужчина» и «Пристань на том берегу», а затем последовал перерыв в четыре года.

Да, нашлись некоторые люди, которые вопреки обстоятельствам пытались вернуть артистку к нормальной творческой жизни и буквально уговаривали ее сняться в фильмах. Удалось это лишь Михаилу Швейцеру, который уговорил ее сняться в трех своих картинах: «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), «Мертвые души» (1984) и «Крейцерова соната» (1987). Снялась она и в одной картине Василия Ордынского «Хождение по мукам».

Последние годы жизни и смерть актрисы

В браке с Геннадием родилась дочь Дарья, у которой по роковому стечению обстоятельств судьба оказалась не менее трагичной. Когда Геннадий покончил с собой, то на Инну обрушилась очередная порция критики. Многие говорили, что она не смогла отучить его от пьянства, что целенаправленно вместе со своей мамой отправляла его на лечение в психиатрическую клинику и добила сценариста разводом, который он воспринял слишком болезненно. Но актриса опасалась за жизнь дочери, она видела, что Геннадий становится слишком непредсказуем и не хотела, чтобы дочь росла в такой нечеловеческой атмосфере.

Самоубийство бывшего супруга нанесло непоправимую рану ее душе, что заставило ее практически отказаться от творчества. К тому же, она интуитивно чувствовала, как и многие коллеги по цеху, что страна неминуемо движется к краху. Восьмидесятые годы уже стали непростыми, всё активнее люди говорили о перестройке, порочности советского строя, всё большее внимание общество уделяло диссидентам и западным системам ценности. Инна Гулая, возможно, чувствовала, что больнее всего нестабильность скажется на сфере искусства.

К тому же, ей было уже под 50 лет, от былой красоты юности, которую так ценили режиссеры, не осталась следа, да и дочь уже выросла. Доподлинно неизвестна причина смерти актрисы, но она была обнаружена без сознания лежащей на полу 26 мая 1990 года в своей квартире.

Фото: могила где похоронена Инна Гулая

К сожалению, она вскоре скончалась в больнице, так и не пришла в сознание. В крови было обнаружено высокое содержание психотропных препаратов, что породило слухи о самоубийстве. Но впоследствии мама актрисы категорически отрицала эту версию и говорила, что ее дочь принимала психотропные препараты по назначению врача, но не рассчитала дозу. Теперь уже не узнать, был ли это целенаправленный акт протеста против опостылевшей и бесперспективной жизни или банальная оплошность.

Актриса похоронена на Домодедовском кладбище.

Трагедия дочери

Ее дочь, к сожалению, тоже частая пациентка психиатрических клиник. Ситуация усугубилась тем, что она стала жертвой квартирных аферистов, в результате лишилась родительской квартиры. После смерти матери дочь, которая до этого успела сняться в 7 фильмах, отказалась от карьеры актрисы.

В настоящий момент периодически в средствах массовой информации и ток-шоу разного формата появляются репортажи журналистов о нелегкой судьбе Инны Гулая и о трагической судьбе дочери, которая коротает жизнь в столичной психиатрической клинике.

Избранная фильмография

  • 1960 Тучи над Борском
  • 1960 Шумный день
  • 1962 Большая дорога
  • 1977 Хождение по мукам
  • 1979 Маленькие трагедии
  • 1987 Крейцерова соната

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник