Ирина масленникова биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июля 2018; проверки требуют 12 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Масленникова.
Ири́на Ива́новна Ма́сленникова (3 июня 1918, Киев — 11 февраля 2013[2], Москва) — советская оперная певица (колоратурное сопрано), педагог, профессор Московской консерватории. Солистка Большого театра СССР (1943—1960). Народная артистка РСФСР (1957).
Биография[править | править код]
С 1938 года обучалась в Киевской консерватории (класс Ф. Н. Паляева и М. Э. Донец-Тессейр). Выступала в оперных спектаклях консерватории («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Фра-Дьяволо» Д. Обера и других).
В 1941 году была зачислена в стажёрскую труппу киевского Театра оперы и балета имени Шевченко, в годы Великой Отечественной войны вместе с коллективом театра эвакуировалась в Уфу, затем в Иркутск, откуда уехала в Москву и была принята в Большой театр.
В 1943 году дебютировала в филиале Большого театра (партия Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди). Принимал её Самуил Самосуд. В том же году, будучи солисткой оперы, Масленникова с отличием окончила экстернат Киевской консерватории. Получала консультации у народной артистки СССР Е. К. Катульской.
В 1947 году Масленникова получила первую премию на Первом Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.
До 1960 года Ирина Масленникова — ведущая солистка Большого театра СССР. Вела активную концертную деятельность.
С 1956 по 1974 годы работала педагогом на вокальном отделении Государственного института театрального искусства (ГИТИС), а с 1974 года стала преподавать в Московской консерватории. С 2002 года Ирина Ивановна Масленникова — профессор вокала в Центре оперного пения под руководством Г. Вишневской.
Имеет диплом об окончании университета истории КПСС[прояснить]. Масленникова руководила просветительской организацией студентов Московской консерватории, является членом Союза театральных деятелей, членом Академии исполнительского искусства и педагогики, членом Союза литераторов и переводчиков. В 1995 и 2002 г. Председатель дипломной комиссии в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, Председатель дипломной комиссии в РАТИ.
Ирина Ивановна Масленникова — автор 15 оперных либретто, автор фарса «Ох, эти русские» на музыку композитора В.Тарнопольского.
Жена режиссёра-постановщика оперных спектаклей, главного режиссёра Большого театра Б. А. Покровского. Была четвёртой женой С. Я. Лемешева, их дочь — Мария Лемешева — стала солисткой театра Покровского.
Член Союза театральных деятелей, член Академии исполнительского искусства и педагогики, член Союза литераторов и переводчиков.
Скончалась 11 февраля 2013 года в Москве. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
Записи[править | править код]
Полные записи опер[править | править код]
Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (Снегурочка)
- 1947 — Лемешев (Царь Берендей), Максакова (Лель), Иванов (Мизгирь), Панова (Купава), Обухова (Весна), Михайлов (Мороз), Красовский (Бермята), Шевцов, Левина, Годовкин, Сказин. ГАБТ СССР, дир. К. Кондрашин.
Д. Верди «Риголетто» (Джильда)
- 1947 — Козловский (Герцог Мантуанский), Ан. Иванов (Риголетто), Гаврюшов (Спарафучилле), Борисенко (Маддалена), Остроумова (Джованна), Петров (Граф Монтероне), Ионов (Марулло), Шевцов (Борса), Маслов (Граф Чепрано), Седых (Графиня Чепрано), Грибова (Паж), Терёхин (Офицер). Хор ГАБТ СССР, гос. симфонический оркестр СССР. Дирижёр — Самуил Самосуд.
Д. Пуччини «Богема» (Мими)
- 1948 — Лемешев (Рудольф), Лисициан (Марсель), Захаров (Шонар), Добрин (Колен), Демьянов (Бенуа), Сахарова (Мюзетта), Беланов (Альциндор), Фомичев (Парпиньоль), Антоненко (Сторож). Дирижёр — Самуил Самосуд.
Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» (Джульетта)
- 1948 — Лемешев (Ромео), Остроумова (Гертруда), Петров (Капулетти), Назаренко (Парис), Бурлак (Меркуцио), Черняков (Тибальт), Соколова (Стефано), Скобцов (Дюк), Годовкин (Бенволио), Михайлов (Отец Лоран), Сипаев (Грегорио), хор и оркестр Большого театра, дирижёр — В. Небольсин.
Н. А. Римский-Корсаков «Майская ночь» (Панночка)
- 1948 — Лемешев (Левко), Борисенко (Ганна), Воловов (Каленик), Красовский (Голова), Вербицкая (Свояченница), Шевцов (Винокур), Тютюнник (Писарь), Клягина, Грибова, Инсарова. ГАБТ СССР, дирижёр — В. Небольсин.
Л. ван Бетховен «Фиделио» (Марселина)
- 1957 — Вишневская (Леонора), Нэлепп (Флорестан), Нечипайло (Фернандо), Щегольков (Рокко), Чекин (Жакино), Ал. Иванов (Пизарро), Румянцев (помощник Пизарро), Власов (1-й узник), Фокин (2-й узник), хор и оркестр ГАБТ СССР, дирижёр — А. Ш. Мелик-Пашаев.
Ж. Бизе «Кармен» (Микаэла)
- 1959 (13 июня) — Дель Монако (Хозе), Архипова (Кармен), Лисициан (Эскамилио), Фокин (Цунига), Большаков (Моралес), Белоусова-Шевченко (Фраскита), Косицына (Мерседес), Ионов (Данкайро), Захаров (Ремендадо). Хор и оркестр ГАБТ СССР, дирижёр — А. Ш. Мелик-Пашаев.
М. И. Красев «Морозко» (Дуня)
- 1949 — А. С. Пирогов (Морозко), В. И. Якушенко (Дед), А. К. Турчина (Баба), Островская (Фроська), Л. Яковлев (Волк), Н. В. Литвинов (чтец), смешанный хор и оркестр Отдела вещания для детей Всесоюзного радиокомитета (хормейстер — И. М. Кувыкин), детский хор Народного дома культуры железнодорожников (художественный руководитель — С. О. Дунаевский), дирижёр — А. П. Чугунов, режиссёр — Н. Литвинов.
Сборники[править | править код]
- 2005 — Из серии «Великие исполнители России XX века». Ирина Масленникова. Песни, романсы, арии из опер. (mp3)
Студия «Aquarius» (Россия):
- 2005 — Ирина Масленникова. Арии из опер Глинки, Римского-Корсакова, Моцарта, Беллини, Верди (CD).
- 2005 — Ирина Масленникова. Песни и романсы (CD).
- 2006 — С. Лемешев, И. Масленникова. Арии и дуэты из опер (CD).
- 2006 — С. Лемешев, И. Масленникова. Фрагменты из опер Массне и Гуно (CD).
- 2008 — Поют С. Лемешев, П. Лисициан, И. Масленникова (DVD).
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1951)
- Народная артистка РСФСР (1957)
- Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976), орденом Дружбы (21 мая 2007 года)[3].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- И. И. Масленникова на сайте Московской консерватории
- Ирина Масленникова на «Родоводе». Дерево предков и потомков
- Красная книга
- Ирина Масленникова в программе радио «Орфей» «Рандеву с дилетантом», часть 1 (15.09.2012) (MP3) (недоступная ссылка)
- Ирина Масленникова в программе радио «Орфей» «Рандеву с дилетантом», часть 2 (21.01.2012) (MP3)
- Фотографии Ирины Масленниковой на сайте «Мастера музыкального театра»
Источник
Талант, харизма и некий магнетизм – именно эти качества особенно отмечали коллеги великой отечественной исполнительницы оперы Ирины Масленниковой. О ее блистательной карьере, личной жизни и других интересных элементах биографии будет рассказано в данной статье.
Биография певицы
Ирина Ивановна Масленникова родилась в столице Украины г. Киеве в 1918 году. С детства имея способности к музыке, в двадцатилетнем возрасте девушка поступила в консерваторию в класс Паляевой. Именно с 1938 года и началась карьера артистки, так как преподаватели, отмечая талант молодой певицы, неоднократно привлекали ее к участию в постановках Киевской оперы. Таким образом, в начале послужного списка Масленниковой значатся следующие спектакли: «Свадьба Фигаро» и «Фра-Дьяволо».
Три года спустя, в 1941 г., Ирина Масленникова зачислена в Украинский театр оперы и балета в качестве стажера. И вот, в самом начале своей профессиональной деятельности, певицу вместе со всей труппой эвакуируют в Уфу в связи с началом Великой Отечественной войны.
В течение последующих двух лет артистка работает в Иркутске, а в 1943 г. переезжает в Москву, где начинает выступать в составе труппы Большого театра. Буквально с первых дней певице доверяют ведущие партии в известнейших оперных постановках. Вплоть до 1960 года она являлась одной из ведущих солисток театра, оперной примой.
До конца жизни артистка занималась преподавательской деятельностью в лучших училищах страны. Умерла оперная дива в 2013 г. в городе, в котором она прожила более полувека, – Москве. Ей было 94 года.
Личная жизнь
Ирина Масленникова была в законном браке с Сергеем Лемешевым, талантливым оперным певцом. Первый красавец театра, настоящий артист, талантливый солист с прекрасным голосом – он нравился всем женщинам без исключения.
Ирина Масленникова была совершенно в его вкусе: красивая, молодая, стройная, хорошо образованная талантливая девушка не могла не привлечь его внимания.
Познакомились они в тот момент, когда Сергей уже был женат на Любови Варзер, также выступавшей в Большом театре. Лемешев никогда не был обделен женским вниманием, и сам часто засматривался на молодых солисток. Так, во время того, как жена уехала на гастроли, у Сергея начался роман с Ириной Масленниковой.
Певица стала единственной женой артиста, которая подарила ему дочь. Девочку назвали Марией. Сейчас она, как и когда-то ее родители, выступает в театре.
Деятельность вне сцены
Помимо активной творческой деятельности, Ирина Масленникова, являвшаяся на тот момент признанной оперной дивой не только советского, но и мирового масштаба, преподавала в различных учебных заведениях. В течение 18 лет, с 1956 по 1974 год, она вела занятия вокалом в ГИТИСе. С 1974 года певица преподавала в Московской государственной консерватории, уже имея звание профессора, которое Ирина Ивановна получила в 1972 г. С 2002 г. народная артистка занималась с молодыми талантами в Центре оперного пения им. Галины Вишневской.
Таким образом, за свою долгую жизнь Ирина Ивановна не только исполнила ведущие партии в самых известных операх мира, но и внесла огромный вклад в классическое вокальное образование юных артистов.
Исполненные произведения
Как уже упоминалось выше, оперная певица начала свою профессиональную карьеру в 1943 году. В этот период она исполнила главные партии в постановках «Риголетто», «Сибирский цирюльник» и «Снегурочка».
Далее на протяжении 15 лет артистка пела в «Травиате», «Великой дружбе», «Ромео и Джульетте», «Иване Сусанине», «Руслане и Людмиле», «Морозко», «Дон Жуане», «Лакме», «Гальке», «Сорочинской ярмарке», «Кармен», «Фиделио», «Никите Вершинине», «Богеме», «Царской невесте» и многих других классических произведениях оперного искусства, которые принесли ей мировую известность и позволили гастролировать по ближнему и дальнему зарубежью, выступать в лучших театрах.
Звания и награды
Свою первую награду оперная певица получила в 1947 году, практически в начале своей карьеры. Это была I премия Всемирного фестиваля студентов и молодежи, проходившего в столице Чехии Праге.
Следующая награда в виде почетного звания пришла к исполнительнице в 1951 году. Она получила титул «Заслуженная артистка РСФСР» за вклад в развитие отечественного оперного искусства.
Еще более почетного звания, а именно «Народная артистка РСФСР», И. Масленникова удостоилась в 1957 году. Напомним, что данный титул присваивается за особые заслуги в области музыкального, театрального, эстрадного, циркового и кинематографического искусства. Во времена Советского Союза, впрочем, как и сейчас, это звание входит в наградную систему государства.
Далее в 1972 году, в связи с активной преподавательского деятельностью, Масленникова получила звание профессора.
Затем в 1976 г. артистке был присвоен Орден Трудового Красного Знамени, а в 2002 – Орден Дружбы за популяризацию российской культуры и вклад в установление дружеских взаимоотношений с другими странами.
Источник
3 июня 1918, Киев – 11 февраля 2013, урна с прахом на Новодевичьем кладбище – 10 уч.
Певица (лирико-колоратурное сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (1951).
Народная артистка РСФСР (1957).
В 1938-1941 гг. училась в Киевской консерватории по классу пения у Ф. Н. Паляева и М. С. Донец-Тессейр (окончила экстерном в 1943 году). С 1941 года солистка Украинского театра оперы и балета, с 1943 по 1960 годы – Большого театра (дебют – в партии Джильды). Обладала голосом мягкого серебристого тембра, большим художественным вкусом и чувством стиля. Её пение отличается лёгкостью, безупречной чистотой интонации. С особым успехом исполняла партии в русских классических операх. Выступала как концертная певица. Гастролировала за рубежом (Польша, Болгария, Финляндия, Швеция, Турция).
С 1956 года преподаватель ГИТИСа (с 1972 профессор), с 1974 – Московской консерватории. С 2002 года — профессор вокала в Центре оперного пения под руководством Г. Вишневской.
В 1995 и 2002 г. Председатель дипломной комиссии в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, Председатель дипломной комиссии в РАТИ.
Автор 15 оперных либретто, автор фарса «Ох, эти русские» на музыку композитора В.Тарнопольского.
Была женой Сергея Лемешева и оперного режиссера Б.А. Покровского.
Татьяна (“Евгений Онегин” Чайковского)
Снегурочка (“Снегурочка” Римского-Корсакова)
Волхова (“Садко” Римского-Корсакова)
Людмила (“Руслан и Людмила” Глинки)
Антонида (“Иван Сусанин” Глинки)
Марфа (“Царская невеста” Римского-Корсакова)
Джильда (“Риголетто” Верди)
Виолетта (“Травиата” Верди)
Джульетта (“Ромео и Джульетта” Гуно)
Церлина (“Дон Жуан” Моцарта)
Марселина (“Фиделио” Бетховена)
Зофья (“Галька” Монюшко)
Кланя (“От всего сердца” Жуковского)
Мими (“Богема” Пуччини)
Лакме (“Лакме” Делиба)
Сюзанна (“Свадьба Фигаро” Моцарта)
Розина (“Севильский цирюльник” Россини)
Мюзетта (“Богема” Пуччини)
Дуня (“Морозко” Красева)
В 1947 году получила первую премию на Первом Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976), орденом Дружбы (2007).
последнее обновление информации: 11.03.13
Сценическая судьба артистов музыкального театра, как известно, несправедливо коротка. Благо что многие из них после завершения вокальной карьеры проявляют себя на преподавательском поприще. Вот и прима Большого театра Ирина Масленникова, покинув подмостки в 1960 году, по сию пору уже почти полвека занимается преподавательской деятельностью. Она уважаемый и авторитетный профессор Московской консерватории, к тому же в последние годы добавилось приятных хлопот с молодой порослью Центра оперного пения Галины Вишневской, где Масленникова трудится со дня основания. А есть ещё дом. И второй Дом – вотчина мужа. Ирина Ивановна – супруга Бориса Александровича Покровского, патриарха оперной режиссуры, создателя и бессменного руководителя Камерного музыкального театра, где ей также, разумеется, необходимо бывать, помогать, поддерживать… Казалось бы, столько забот под силу, прямо скажем, людям помоложе. Но, как видно, «её года – её богатство» поддерживают жизненный тонус Масленниковой: она энергична, активна, в глазах не затухает лукавый блеск. А голос – голос этот так, кажется, слушал бы и слушал…
– Ирина Ивановна, история русского национального вокала включает в себя, как мы знаем, немало взлётов и падений. И всё же когда, по-вашему, был наивысший пик?
– Трудно сказать… Если уж глубоко в историю заглядывать, то сначала мы увидим итальянскую оперу в России. Екатерина Великая основала Большой театр, и многие годы в нём царили выдающиеся русские певцы. А потом пришёл Фёдор Иванович Шаляпин. Вот вам и громадный взлёт – пик, если хотите.
– Когда мы говорим «вокальная школа», то подразумеваем не только учебный процесс, но и разность подхода к технике пения, к интерпретации образа самой партии. Но голос как инструмент наиболее консервативен. В сочинениях же композиторов прошлых веков нередко преобладала установка на виртуозность, зачастую лишавшая певца красоты звука, естественного, уникального тембра.
– Вообще всё надо начинать с композитора. А музыка настолько неисчерпаема в своих проявлениях, что любая школа и реформа не влияют на качество звучания голоса певца. Другое дело – у нас много певцов, а природных голосов мало. Что дано природой, то дано. Только не надо мешать голосу. По-разному и в разные сроки начинают певческую карьеру. Катульская, например, в 17 лет начала. Я – в 18. Нежданова засверкала, когда ей исполнилось тридцать пять. Бывает и такое.
– Вы употребили слово «реформа». Согласитесь ли с тем, что тот же музыкальный авангард, появившись одновременно с реформаторскими устремлениями в прочих видах искусства в начале прошлого века, по сути, развалил классические каноны в певческой культуре? Бельканто стало отголоском прошлого, мало кто владеет им по-настоящему…
– Ничего подобного! Да, действительно, композиторы поначалу увлекались новыми веяниями. А потом всё стало на свои места, возвратились к истокам. Бельканто – классическая школа пения, никогда не будет «отголоском», уверяю вас. Недавно я слушала «Норму» в исполнении Кабалье – она пела очень хорошо. А ведь это труднейшая партия! Но школа есть школа.
– Сейчас для певца с классическим образованием и успешно складывающейся оперной карьерой слишком много соблазнов и возможностей: поучаствовать в массовых зрелищах, «засветиться» на телевидении, стать «медийным лицом»… И вот уже даже такую безукоризненно «академическую» певицу, как Нетребко, некоторые ценители относят к шоу-бизнесу…
– Я демонстрирую своим ученикам записи Нетребко и говорю им: «Вот эталон работоспособности! Почему она может, а вы – нет?» Дело-то в конечном счёте не в том, как это будет называться – эстрада или шоу, не в том, что именно будет исполняться. Дело – в мере ответственности перед слушателем. Когда-то в свои концерты – а у меня каждый год были сольные концерты, и не только у меня (мы пели в Кремле, в Большом театре, в Колонном зале, и представьте себе, зал был битком набит, на корточках сидели), – так вот я стала включать в программу песни, думала: это популярно. И представьте себе, публика требовала оперные арии. Конечно, сейчас уровень мастерства снизился, поистине настоящих, как нынче любят говорить, звёзд – раз-два и обчёлся.
– Ирина Ивановна, так когда же на русской сцене вновь зазвучит колоратурное сопрано, равное Масленниковой?
– Увы (смеётся), нет у нас колоратурного сопрано. И других голосов нет: баса, баритона. Откуда их взять? Где-то появится молодой человек с отличным голосом – и сразу мчится за границу. После окончания консерватории необходима шлифовка, такую задачу, кстати, ставила Галина Вишневская, когда открывала свой центр, иначе многолетний учебный труд пойдёт насмарку.
Как бы ни были хороши специалисты по вокалу в Италии и Германии, всё же здесь сохранилась, слава богу, своя, русская школа пения. Её нужно всего лишь поддерживать, а не затаскивать на задворки истории, что активно пытаются делать некоторые господа от искусства. Пока я в силах, буду стараться внушать своим ученикам любовь к отечественной культуре пения. Но лично от меня немногое зависит.
К сожалению, в нашей консерватории не преподают (этого не было и раньше) мастерство актёра. Чему ж тогда удивляться, если артист с приличным голосом как истукан маячит на сцене. В музыкальные заведения поступают молодые люди подчас необразованные, не знают нот, как читать клавир. Великие певицы Нежданова, Катульская, Барсова сначала получали музыкальное образование, а потом уже вокальное.
Я училась в ГИТИСе, одновременно брала консультации у Катульской и была счастлива. Одна из моих учениц, ничего не скажешь – с хорошим голосом и отлично владеет французским языком. Вот поёт она арию Маргариты из «Фауста». Я ей говорю: «Хотелось бы, чтобы ты понимала, о чём поёшь. Что там происходит? Ну скажи мне, кто такой Мефистофель?» Ответ: «Муж Маргариты» (смеётся).
Сейчас много рассуждают о новой программе обучения, какой она должна быть, чтобы отвечала каким-то современным требованиям. А что это за «современные» требования? Никто толком не знает. На моём веку этих программ было видимо-невидимо, однако они нисколько не влияли на качество исполнения. Многое зависит в первую очередь от себя самого, от таланта и радостного состояния певца, который просто поёт от души и сердца.
Беседу вёл Сергей ЛУКОНИН
ОТ РЕДАКЦИИ. В эти дни Ирине Ивановне Масленниковой – народной артистке РСФСР, профессору, академику, лауреату, орденоносцу и просто замечательной, блистательной женщине исполнилось 90 лет. Желая ей крепкого здоровья и ещё долгих плодотворных лет на ниве музыкальной педагогики, хотелось бы поздравить с этим юбилеем не только её, но и супруга – Бориса Покровского. Ведь если сложить их нынешние года вместе, то получится сумма очень серьёзная – аж 186! Что тут скажешь, кроме классических оперных восклицаний: браво!.. фора!..
Литературная газета №24 (6176)(2008-06-11)
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Источник