Иван пельтцер биография личная жизнь
К 115-летию Татьяны Пельтцер (06.06.1904-16.07.1992)
Известно, что у по-настоящему народной актрисы Татьяны Пельтцер не было актерского образования, да и происхождения она была отнюдь не русского. Её отец — этнический немец Иван Романович Пельтцер (настоящее имя Иоганн Робертович) также был уважаемым в стране актером и режиссером, начинавшим еще в немом кино. Для юной Татьяны он и был единственным учителем и человеком, который поддерживал её потом всю жизнь.
Иван и Татьяна — оба лауреаты Сталинской премии. Что, конечно, для людей с немецкими корнями в те годы было уникальным явлением. По сути им обоим светила, как минимум, высылка, но любовь к Ивану Пельтцеру советского зрителя, а также уважение коллег сделали свое дело. Когда пришло время репрессий, за них вступились коллеги-актеры, включая Рину Зеленую и Марию Миронову — мать Андрея Миронова, которого Татьяна потом нянчила в детстве.
Так Иван Пельтцер и его тогда еще мало кому неизвестная дочь остались в Москве…
Иван и Татьяна Пельтцер
История появления семьи Пельтцер в России
Первого представителя в России немецкой дворянской семьи Пельтцер, как ни странно, звали Наполеон. Да-да, своим именем он был обязан тому самому Бонапарту. Дело в том, что когда тот завоевал земли Западной Пруссии, отец нашего Наполеона сумел на этом прилично заработать, купив за бесценок церковные земли. Сынок, правда, часть состояния промотал где-то в Европах и вернулся к отцу за добавкой. Тот не понял его, дал немного денег и выслал вон.
Так Наполеон Пельтцер почти с дырой в кармане добрался до России. Но тут ему повезло, тех денег хватило, чтобы открыть небольшое дело по производству тканей, которое постепенно раскрутилось. Пельтцерам тогда даже удалось восстановить свое дворянство.
ИВАН ПЕЛЬТЦЕР
Иван Пельтцер в фильмах «Дочь моряка» (1941) и «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955)
Иван Пельтцер родился в зажиточной многодетной семье. Родители категорически не принимали его выбор актерской профессии, а потому учился он этому в тайне от них. После обучения Иван долгое время переезжал из одного провинциального театра в другой. Когда вернулся назад в Москву, то был уже довольно известным в стране комедийным актером.
Любовь к профессии у Ивана была настолько сильна, что он готов был заниматься этим при любой власти и в любых условиях. В конце жизни он тяжело болел, но и тогда продолжал сниматься в кино, сыграл массу обаятельных старичков.
Иван находил себе интересное занятие — играл на сцене и в немом кино, сам снимал фильмы и ставил спектакли, даже организовал актерскую школу, чтобы в голодные военные и революционные годы хоть как-то прокормить семью. И детей, Таню и Сашу, активно задействовал во всем этом с ранних лет.
Татьяна Пельтцер с отцом / Александр Пельтцер
Татьяна и ее младший брат Александр оба выросли неординарными людьми. С самых юных лет она уже научилась зарабатывать актерским мастерством. Причем, приглашал ее в постановки не только отец, но и другие режиссеры. А Александр выбрал другую профессию — его манила скорость. Пельтцер был создателем первого гоночного автомобиля «Звезда», работал главным инженером на заводе по выпуску автомобилей.
Его судьба сложилась не очень удачно. Однажды он попал в серьезную аварию и уже не смог ходить. Оказался на склоне лет ненужным жене и детям, и Татьяна до последнего заботилась о брате, как до этого — об отце.
ТАТЬЯНА ПЕЛЬТЦЕР
Татьяна Пельтцер в молодости и с мужем Гансом Тейблером
Татьяна Пельтцер была немкой только наполовину. Её мать Эсфирь Ройзен была чистокровной еврейкой, дочерью киевского раввина, после замужества стала Еленой Сергеевной Пельтцер.
Тем не менее, зов немецкой крови, видимо, оказался сильнее. Единственной настоящей любовью в жизни Татьяны был немецкий коммунист Ганс Тейблер. Встретились они в Москве, где он проходил обучение. Поженились и через несколько лет уехали в Германию. Вскоре Татьяна вернулась назад…
Причины назывались разные. По официальной версии (которая ее, возможно, и спасла от репрессий) Татьяна вернулась по политическим причинам. Тогда партия Гитлера набирала обороты, Пельтцер была свидетельницей его выступлений и глубоко все это не поддерживала.
По другой, которую сама и озвучивала уже потом, она мужу изменила. Татьяна не отличалась особой внешней красотой, но всегда была яркой, харизматичной женщиной. Даже там в Германии она была душой компании, в нее влюблялись.
Есть еще одна версия — «не сошлись характерами». Муж мечтал посадить Татьяну дома, а она хотела продолжать играть на сцене. Поскольку официально развод в Германии было получить сложно, то супруги историю с изменой выдумали. В любом случае, о распавшейся семье с Гансом Пельтцер потом жалела всю жизнь. Впоследствии они дружили, он приезжал с детьми от другого брака к ней на выступления в СССР.
Татьяна Пельтцер в фильмах «Простые люди» (1944) — одна из первых ролей и «Князь Удача Андреевич» (1989) — последняя роль
По возвращении на родину актерского триумфа у Татьяны не получилось, ее даже уволили из театра за профнепригодность. По факту же из-за ее «немецкого» прошлого. Лишь отец бесконечно верил в ее талант, после войны буквально за руку отвел ее в Театр сатиры, где она прослужила 30 лет.
Снимать в кино Пельтцер начали в 40 лет. Она еще могла играть молодых героинь, но амплуа ей этого не позволяло — режиссеры видели в ней только тетушек, а потом и вовсе бабушек. Знаменитой Татьяна стала только ближе к 50 годам после выхода фильма «Свадьба с приданым».
Не стало Татьяны Пельтцер в 1992 году, когда никого из прямых родственников уже давно не было на свете. Зато ее считали матерью и бабушкой десятки актеров, с которыми они играла, и миллионы зрителей нашей страны.
Источник
Пельтцер Иван Романович
Заслуженный артист Республики (1925)
Лауреат Сталинской премии (1941) за участие в фильме «Последняя ночь».
Родился 27 октября 1871 года.
Умер 29 марта 1959 года.
Иван Пельтцер родился в селе Каблуково Богородского уезда Московской губернии в большой многодетной семье. Его родители, умершие в 1918 году, к искусству отношения не имели. Мать была домашней хозяйкой. Отец долгое время работал инженером-механиком на фабрике по производству искусственной шерсти в Каблуково, затем был переведён в село Барково, куда переехал вместе со всем своим семейством.
Иван с юных лет мечтал о сцене, но родители не разделяли его страсть, считая актёров за падших созданий. Однако, преодолев все предрассудки, Пельтцер всё-таки поступил в театральное училище при Малом театре по классу Михаила Провича Садовского, окончил его в 1893 году и летом этого же года начал свою актёрскую карьеру на сцене Белгородского театра. Затем на протяжении семи лет работал в театрах различных городов: Тулы, Костромы, Троицка, Рыбинска, Астрахани, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Самары, Саратова, Ельца, Майкопа, Ставрополя, Казани и других. За этот период сыграл ряд ведущих ролей в классических пьесах: Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Мышкина в «Идиоте» Ф.М. Достоевского, Фигаро в «Севильском цирюльнике» П. Бомарше, Аркашку в «Лесе» А.Н. Островского, Белогубова в «Доходном месте» А.Н. Островского, Тихона в «Грозе» А.Н. Островского, Карандышева в «Бесприданнице» А.Н. Островского, Незнамова и Миловзорова в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Акима во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого и многих других.
Скитание по городам провинции изрядно утомило Ивана Пельтцера, и в 1900 году он предпринял попытку обосноваться в Москве, увенчавшуюся успехом. Он был принят в труппу знаменитого в то время Театра Корша, в котором прослужил девять лет. К своим сыгранным ранее ролям артист прибавил Алёшу («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Сганареля («Хоть тресни, а женись» Д.Т. Ленского), Елпидифора («Генеральша Матрёна» В.А. Крылова), Шнейме («Еврей» Р. Камберленда) и другие. В летние периоды вместе с театром гастролировал по городам провинции. Летом 1904 года участвовал в гастрольной поездке Веры Фёдоровны Комиссаржевской, партнёрствуя ей во всех её спектаклях.
В 1909 году Иван Романович был приглашён антрепренёром В.Н. Викторовым в Витебский театр, с работы в котором для артиста вновь началась череда путешествий по различным городам. Только теперь Пельтцер выступал не только в качестве актёра, но и режиссёра. Совмещая эти две ипостаси, он трудился в театрах Тифлиса, Саратова, Витебска, Раменского, Коломны, Кольчугино, Киева (театр Н.Н. Синельникова), Харькова.
В 1916 году Иван Пельтцер снова вернулся в Москву. Играл в Театре миниатюр, антрепризе Домбровского, Театре П.П. Струйского. В этот же период началась его активная работа в кино, хотя дебютировал он на экране ещё в 1911 году в фильме «Эстерка Блехман» на кинофабрике Р.Д. Перского, сыграв сразу две роли – отца скрипача Блехмана и соблазнителя дочери Эстерки. С 1916 по 1918 годы Пельтцер снялся в порядке двадцати фильмах и как режиссёр поставил пять картин. Большинство из них не сохранилось, поэтому судить о качестве этих работ сегодня очень сложно.
В 1918 году Иван Романович вновь вступил в труппу Театра Корша (преобразованного в 1920 году в «3-й театр РСФСР. Комедия»), в котором служил до 1925 года, справив там 30-летний юбилей своей сценической деятельности и получив в связи с этим звание Заслуженного артиста Республики. После очередной реорганизации театра, покинул его и затем до 1933 года работал как в Москве, так и в провинции: был художественным руководителем коллектива по обслуживанию рабочих клубов Москвы и области, играл в Николаевском театре «Шахтёрка Донбасса», Московском Актуальном театре, Ивановской областной драме и других коллективах. На этих сценах им были сыграны Бублик в «Платоне Кречете» А.Е. Корнейчука, Караулов в «Чужом ребёнке» В.В. Шкваркина, Бекленишев в «Небе и земле» В.М. Саянова, Ленчицкий в «Бойцах» Б.С. Ромашова, Булычов в «Егоре Булычове и других» М. Горького и другие роли.
14 декабря 1933 года Иван Пельтцер вынужден был оставить актёрскую работу по состоянию здоровья. Полтора года он находился на лечении, а в августе 1935 года был признан инвалидом II группы. Казалось бы, после этого ему нужно было забыть о творческой деятельности, но как раз в тот момент в его жизни вновь появилось кино. Режиссёр Юлий Райзман пригласил Ивана Романовича в свой фильм «Последняя ночь» на роль отца семейства Захаркиных, в которой он оказался настолько естественен и убедителен, что сразу же полюбился зрителям, вызвав у них сочувствие и сопереживание. Да и сама «Последняя ночь» успешно прошла по экранам, собрав восторженные отзывы критиков и получив позднее Сталинскую премию II степени.
Вслед за этой успешной работой Ивана Пельтцер незамедлительно последовали новые. Артист удачно нашёл свою нишу в кино и активно снимался, не зная простоев. Воплощал на экране почтенных стариков, старых рабочих, используя сочные актёрские краски, драматические оттенки, характерные нотки. Все его герои, независимо от размера ролей, получались яркими и запоминающимися: дед («Белеет парус одинокий»), дед Тарас («Степан Разин»), Кузьма Петрович Козодоев («Большая жизнь»), Пётр Федосеевич Захаров («Дочь моряка»), Афанасий Петрович Кулыгин («Это было в Донбассе») и другие.
В 1940 году Иван Романович вернулся в театр – вступил в труппу Театра имени Моссовета и прослужил в нём шесть лет. Затем, в 1946 году, перешёл в Государственный театр киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра), в котором состоял до октября 1956 года. Играл здесь в спектаклях: «Три солдата» Ю.П. Егорова и Г.С. Победоносцева (Архип Семёнович) и «Бедность не порок» А.Н. Островского (Коршунов). В кино продолжал сниматься до 1955 года в небольших ролях и эпизодах. Скончался в возрасте 87 лет. Похоронен на Введенском кладбище.
Иван Романович Пельтцер прожил долгую жизнь в искусстве, оставив после яркие работы в кино. Актёр воспитал замечательную дочь – выдающуюся характерную актрису ХХ века Татьяну Ивановну Пельтцер (1904–1992). Память об этих талантливых людях, я уверен, будет сохраняться ещё многими поколениями зрителей.
Фильмы и роли:
1911: «Эстерка Блехман» (отец скрипача Блехмана и дворянин); 1916: «Елена Деева» (роль), «Как он устранил своего соперника» (роль), «Огородник лихой» (роль), «Пляска миллионов» (Жуков), «Сибирская атаманша» (Яшка), «Хочу жениться» (Толстогубов); 1917: «Волжский богатырь» (роль), «Вор любви» (роль), «Жертвенник страстей» (Троцкий), «Жуткая правда о лесном расстреле» (роль), «Из бездны к солнцу» (роль), «Лгущие богу» (Павел), «Мир не скит» (роль), «Шакалы власти» (отец Бориса), «Я хочу жить» (Пшенский), «Ясновидящая» (роль); 1918: «Заемная жена» (мистер Смис), «Зверь внутри нас» (роль), «Эпизод любви» (муж Елены); 1924: «Красный тыл» (Зейц); 1927: «Дон Диего и Пелагея» (начальник ОУ); 1936: «Последняя ночь» (Захаркин-отец); 1937: «Белеет парус одинокий» (дед), «Граница на замке» (председатель колхоза), «Как будет голосовать избиратель», к/м (Иван Панфилович Филиппов, рабочий); 1938: «Люди долины Сумбар» (Иван Петрович), «Медведь», к/м (Лука), «Честь» (машинист Костров); 1939: «Большая жизнь», 1-я серия (Козодоев), «Огненные годы» (дед Юкин), «Степан Разин» (дед Тарас), «Человек в футляре» (гость); 1940: «Цена жизни» (доктор Ястребов); 1941: «Дочь моряка» (Петр Федосеевич); 1943: «Во имя Родины» (Степан, партизан), «Она защищает Родину» (Степан Орлов); 1945: «Это было в Донбассе» (Кулыгин); 1946: «Большая жизнь», 2-я серия (Козодоев); 1950: «Донецкие шахтеры» (Петрович), «Заговор обреченных» (Стебан); 1952: «Неразлучные друзья» (старый рыбак); 1953: «Налим», к/м (эп.); 1954: «Море студеное» (старый лесоруб); 1955: «Васек Трубачев и его товарищи» (Грозный), «В один прекрасный день» (дед Фома).
Источник
Будучи убедительной матерью и энергичной бабушкой на сцене и в кино, в реальности Татьяна Ивановна Пельтцер не нянчила ни собственных детей, ни внуков. Не довелось… Пока Советский Союз методично внедрял и осваивал планы «пятилеток» в масштабах страны, союз Татьяны Пельтцер и немецкого инженера Ганса Тейблера распался, не преодолев даже первую «пятилетку» в рамках семьи. После этого Татьяна Ивановна так и не решилась еще раз примерить на себя роль жены не на сцене, а в жизни.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Не родись красивой
Татьяна Пельтцер с отцом./ Фото: social.nastroenie.tv
Несмотря на отсутствие профильного образования, Татьяна Пельтцер стала одной из самых популярных, узнаваемых и любимых советских актрис. Внешне она всегда выделялась среди эталонных красавиц киношно-театральной среды своей неординарностью, яркой индивидуальностью. В детстве она с успехом играла в театре роль сына Анны Карениной. Зрители, растроганные талантом «мальчика», плакали, не догадываясь, что на самом деле аплодируют девочке.
С возрастом юная Татьяна стала понемногу превращаться если и не в прекрасного лебедя, то просто в интересную девушку. На нестандартных чертах лица, доставшихся ей в наследство от матери-еврейки и отца-немца, не раз останавливали взгляды потенциальные кавалеры. И лишь один из них сумел добиться взаимности.
Замуж – не напасть
Татьяна Пельтцер. Молодо, ветрено… / Фото: misstits.me
Настойчивого влюбленного звали Ганс Тейблер. Он был немецким коммунистом, философом и по совместительству инженером. В Москву приехал для учебы в школе Коминтерна. С Таней Пельтцер Ганс мог бы познакомиться, придя на спектакль с ее участием, если бы за несколько лет до этого юную актрису не уволили из труппы, признав «профнепригодной». Очень уж ее внешность шла вразрез с образами героинь, которых нужно было играть.
Еще до встречи с Гансом Татьяна устроилась работать машинисткой. Чувства к будущему мужу помогли ей пережить болезненный разрыв с театром. Немецкий коммунист влюбился в Пельтцер по уши. Первое время молодая семья жила в Москве, но затем Тейблер стал уговаривать жену поехать на его (и ее) историческую родину. Таня пошла на уступки супругу, сменив советскую столицу на немецкую.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
В «гостях» хорошо, а дома лучше
03. хххх./ Фото: izbrannoe.com
Вернувшись в Берлин уже женатым человеком, Ганс стал полностью финансово обеспечивать свою семью. Денег, которые знаток инженерного дела зарабатывал в автомобильной фирме «Опель», хватало на сытую, обеспеченную жизнь. Тейблеры жили на широкую ногу. Татьяна учила немецкий язык, общалась с местной театральной богемой и мечтала покорить Берлин своей актерской игрой.
В это время, в начале 1930-х годов, в Германии как раз начала формироваться нацистская партия. Молодой Татьяне Тейблер удалось побывать на одном из собраний и вживую увидеть Гитлера. Фюрер произвел на нее неприятное впечатление, отчасти подтолкнув к решению вернуться домой, в Москву.
04. хххх./ Фото: m.gazeta.ru
Впоследствии режиссер Марк Захаров вспоминал, что Татьяна Ивановна (то ли в шутку то ли всерьез) раскритиковала мужскую привлекательность немецкого лидера. Хотя поговаривают, что актрисе не понравилось совсем другое: восторженная реакция, которую визгливый Адольф Гитлер вызывал у многих своих соотечественников. Конечно, далеко не все восхищались личностью фюрера.
Из-за политических взглядов Гитлера страну покинул немецкий театральный режиссер Эрвин Пискатор, незадолго до этого предложивший русской актрисе и жене своего друга Тейблера роль в спектакле. С профессиональной реализацией Татьяне Ивановне пришлось повременить, поэтому мысли о возвращении в Союз стали одолевать молодую актрису всё чаще.
В Москву, в Москву!..
Театру Сатиры Татьяна Пельтцер посвятила около 30 лет./ Фото: misstits.me
Она любовалась красотами Берлина, но отчаянно тосковала по своей семье и сцене. За 4 года благополучной и обеспеченной семейной жизни ей стало особенно сильно не хватать всего, что связано с родиной. И Татьяна Ивановна вернулась домой. Без супруга. О причинах ухода от мужа она не сказала ни одному человеку. Теперь уже театр спасал ее от тоски по своему любимому Гансу.
Приход к власти в Германии нацистов, Вторая мировая, тяжелое послевоенное время – и невозможность узнать, что случилось с мужем, пусть и бывшим. Всё это время Татьяна, вернувшая после приезда в Москву свою девичью фамилию, не знала, что антифашист Ганс Тейблер спасся в Швейцарии, что у него новая семья – жена и ребенок. Им удалось повидаться почти через 40 лет в Карловых Варах.
По воспоминаниям подруги, актрисы Ольги Аросевой, встреча Татьяны Ивановны и Ганса прошла тепло и непринужденно. Эти люди не были друг другу чужими и – кто знает! – возможно, пронесли свое чувство сквозь долгие годы разлуки. Хотя и поговаривают, что причиной развода супругов мог стать адюльтер юной Татьяны. Тем не менее, после Карловых Вар бывшие супруги стали часто видеться. Впоследствии у Пельтцер гостил внук ее немецкого мужа.
В Театре Сатиры, которому актриса посвятила около 30 лет своей творческой жизни, у нее случился служебный роман. Иван Бодров был женат, но Татьяна Ивановна всё же надеялась устроить свою личную жизнь. Оказалось – не судьба. Делиться своей личной жизнью Татьяна Пельтцер не любила. Зато она самой главной телевизионной бабушкой всего Советского Союза и внесла значимый след в историю театра.
БОНУС
Главная бабушка Советского Союза./ Фото: aloha-plus.ru
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
И сегодня из уст в уста в театральной среде передаются история,
как Татьяна Пельтцер перестала быть жертвой нацизма.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180118/37505/
Источник