Иван шмелев певец биография личная жизнь

Иван шмелев певец биография личная жизнь thumbnail

Иван Шмелёв приехал на гастроли в родной Воронеж чуть загодя.

Днём он вышел прогуляться по городу.

На проспекте Революции, на стене родного ему музыкального техникума, висела афиша. На ней аршинными буквами значилось, что в Первомайском театре пройдут выступления джаз-ансамбля с участием солиста Московского музыкального театра имени И.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Ивана Шмелёва.

То есть его концерты.

Дёрнул ручку входной двери.

Она была на замке.

«И правильно, что закрыта, – мелькнула у него мысль. – И как я забыл, что все – на каникулах?..»

Но тут щёлкнул замок, дверь распахнулась, и на пороге появился дежурный вахтёр:

– Вам что надо, молодой человек? – спросил он. И тут же, подняв голову, пристально взглянул на молодого человека и от радости всплеснул руками. – Ваня, да как же я тебя не признал?! Да ты, гляжу, прямо столичный франт! Слышали, слышали, что и в консерватории обучаешься, и поешь в московском театре…

Обошёл вокруг Шмелёва, ещё раз оглядел его и подытожил:

– Ну, прямо-таки столичная штучка!

– Да бросьте вы… – засмущался Шмелёв. – Такой же, как и был, а что костюм и галстук – так это только форма. Вот хотел пригласить своих педагогов на концерт, но никого не застал…

Чуть помедлил:

– Приходите вы. Вот и контрамарка есть. Придёте?

– Раз приглашаешь, конечно, приду.

– Только у меня концерты будут на двух сценах: в Первомайском театре и в саду НКВД. Куда хотите?

– Давай, куда дашь… Хотя нет. Следующее дежурство у меня 14го числа…

– Значит, шестнадцатого, в Первомайском. Устроит?

На том они и договорились. А происходил этот разговор 11 августа 1940 года.

Вечером, после демонстрации кинофильма «Человек в футляре», Иван Шмелёв вышел на эстраду сада НКВД вместе с джаз-оркестром под управлением Сырцилина.

В Воронеже Шмелёва знали. Всего-то пять лет прошло, как он закончил музыкальный техникум и уехал в Москву поступать в консерваторию.

А раз его помнили, то народ валом валил на концерты. Были среди публики и те, с кем Шмелёв учился в фабрично-заводском училище и пел в «фэзэушном» хоре, с кем слесарил на паровозоремонтном заводе имени Ф.Э.Дзержинского.

Пел Иван с тех самых пор, как себя помнил, – с малолетства. Выступать начал в школьной самодеятельности. Закончил семилетку и, не помышляя ни о какой певческой карьере, прямиком пошёл учиться на слесаря в ФЗУ.

Дальнейшие события в его жизни развивались в точности как в известном фильме той поры о всесоюзном любимце публики теноре Сергее Лемешеве. Все сюжетные коллизии кинокартины «Музыкальная история» в точности накладываются на судьбу нашего земляка.

Голос у Шмелёва, как и у Сергея Яковлевича Лемешева, окончательно «прорезался» на… заводе.

…После трудовой смены у Ивана сразу начиналась вторая – артистическая. Порой он и домой не успевал сбегать, а тут же, в заводской бытовке, умывался, прихорашивался на скорую руку и бежал на репетицию. Шмелёв пел и играл в самодеятельном агиттеатре «Синяя блуза». «Слушай, Иван, – не раз говорили ему товарищи по сцене, – тебе ведь вся стать – на актера учиться. Голос-то какой красивый! Называется ба-ри-тон!» Находились и шутники, всё переиначивавшие на свой лад: «Ну да – у него барский тон».

Иван на шутников не обижался.

Они-то и подвигли его поступить в музыкальный техникум. Говорят, что прослушала Шмелёва и известная примадонна Мария Михайловна Марра-Непомнящая. Хотя на ту пору она уже не преподавала в Воронежском музыкальном техникуме, но изъявила желание самолично взглянуть на «способного мальчика» и осталась им довольна. «Должен выйти толк», – только и сказала примадонна, дослушав пение Шмелёва. А потом она же, Марро-Непомнящая, рекомендовала его в класс профессора Ксении Николаевны Дорлиак в Московскую консерваторию.

Но до консерватории надо было ещё дожить.

А пока Иван Шмелёв исправно ходил на занятия, постигал азы вокала.

В начале мая тридцать пятого года по Воронежу расклеили небольшого формата афиши о премьере оперы «Севильский цирюльник». «Коммуна», анонсируя спектакль, поместила заметку «Оперная постановка учащихся». В ней говорилось: «Студенты музыкального техникума подводят итоги учебного года постановкой оперы «Севильский цирюльник» Россини. В ней заняты выпускники и учащиеся старших курсов. Ставит оперу преподаватель Березняговский, работу с оркестром ведёт Потёмкин, с хором – С.Попов».

Премьера состоялась 10 мая.

Волновались все безумно.

Аня Дорохова, однокурсница Шмелёва, то и дело экзальтированно восклицала: «Нет, я не переживу эту премьеру! А если провалим? Тогда что делать?..»

На что уравновешенный Шмелёв спокойно говорил: «Дура ты, Анька. Если б артисты кончали жизнь после каждой неудавшейся роли, то пришлось бы закрыть все театры. А потом всякая неудача должна так обозлить, так подстегнуть, чтобы из провальной роли получилась удача…»

Почти ежедневно, до начала летних каникул, на сцене Молодого театра шли спектакли «Севильского цирюльника». В зале пустых мест не наблюдалось, публика принимала молодых исполнителей хорошо. Да и критики отзывались благосклонно. «Спектакль в общем сделан ровно, добросовестно, – писала о премьере «Коммуна». – Но трудности, заложенные в опере, даже артисты-профессионалы нелегко преодолевают, а ещё более значительными они оказались для молодых певцов. Некоторым из них были подчас не под силу отдельные сложные арии. В общем же, судя по постановке, можно сказать, что техникум ведёт большую и серьёзную работу по выращиванию музыкальных кадров».

Шмелёв был любимым учеником профессора Ксении Николаевны Дорлиак.

Не любимчиком, а именно любимым.

Никаких поблажек она ученику не делала, спрашивала и судила строго, потому что хоть и ценила его незаурядные вокальные способности, но основательно «прорабатывала» за малейшую леность.

Шмелёву жилось трудно и скудно. Особенно поначалу. Провинциал из Воронежа, у которого в столице нет ни родственников, ни знакомых, никакой поддержки. А на жалкую стипендию даже при большом желании никак не проживёшь.

И тогда Иван нашёл «халтуру». В тридцать восьмом году он начал выступать в фойе столичного кинотеатра «Метрополь». В то время перед киносеансами принято было устраивать небольшие концерты для публики. Репертуара у него не было, и Шмелёв берёт популярные песни Леонида Утёсова. Иначе, с другой интонацией звучат в его исполнении «У самовара», «Подруженька», «Лимончики», «У окошка». Сразу после выхода на всесоюзный экран фильма «Весёлые ребята» он включил в свой репертуар знаменитую «Сердце, тебе не хочется покоя…». Потом спел песенки Александра Цфасмана «Я в хорошем настроении», «Последний летний день».

И в это же время, будучи студентом, прослушался в Московский музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. И его тут же приняли. Как на крыльях, прилетел он к Ксении Николаевне Дорлиак:

– Я в труппе! Поздравьте меня!

Педагог была рада не меньше, чем ученик.

Но о том, что он продолжает выступать в кинотеатрах, Иван ни разу не обмолвился – боялся, что взбучки ему не миновать. Так что, отправляясь на концерты в Воронеж, Шмелёв и слова не проронил, что будет исполнять джаз-песенки. Только и сказал, что поедет домой отдохнуть.

Однако уже были заказаны в типографии «Коммуны» и вскоре отпечатаны афиши, где Шмелёв представлялся именно как солист Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Популярность столичного театра была очень велика, и то, что Шмелёв – его солист, только прибавляло ему артистического веса.

На следующий день после возвращения с гастролей Шмелёва вызвал заведующий оперной труппой и без всяких предисловий сообщил: «Вас, Иван Дмитриевич, – он впервые обратился к молодому солисту по имени-отчеству, – призывают на службу в Красную армию. Надеюсь, вы понимаете, насколько почетная и ответственная ложится на вас миссия – нести нашим красноармейцам лучшее из того, что создано в музыкальном искусстве».

Шмелёв сначала не понял, почему такой высокопарный тон. Но тут все стало на свои места. Заведующий труппой резко перешёл на приказной тон:

– Пойдешь служить в ансамбль песни и пляски НКВД! Все уже решено.

– А я хотел в танкисты… – растерянно произнес Шмелёв. – Как там, в песне: «Броня крепка, и танки наши быстры», – пропел он строки из известной песни. Значит, не судьба…

Тогда было модно брать шефство над армейскими коллективами. Известный кинорежиссер Сергей Юткевич, актеры – мхатовец Михаил Тарханов и вахтанговец Рубен Симонов курировали ансамбль песни и пляски НКВД, осуществили здесь не одну постановку песенно-танцевальных ревю, в которых солист Иван Шмелёв был на первом плане. По прошествии лет Иван Дмитриевич не раз вспоминал, что школа Юткевича-Тарханова-Симонова позволила ему крепко встать на ноги, овладеть актерским мастерством.

Началась война.

Под началом Сергея Юткевича ансамбль отправляется на фронт. В репертуаре Ивана Шмелёва – «Тёмная ночь», «Шумел сурово Брянский лес» (кстати, эту песню он впервые исполнил в окопах под Ельней, а потом на импровизированных площадках в Брянских лесах), «Заветный камень» и, конечно же, «Три танкиста».

Был и Сталинград, и Воронежский фронт…

Уже после войны, в 46-м году, известный историк театра и критик Евгений Кузнецов писал в газете «Советская культура»:

«Солист песенного ансамбля, много и часто выступавший на фронте, Шмелёв чувствует особенности песен, написанных от имени бойцов и выражающих их чувства и мысли. Он поёт «Заветный камень», «Сторонку родную», «Не за то медали дали», песенку «Как ты встретишь меня», написанную на слова оставшегося неизвестным, погибшего на фронте танкиста. У Шмелёва есть своя тема: героика советского бойца, его гнев и месть, его воля к победе, его фронтовая лирика. У Шмелёва есть свой стиль: мужественный и волевой, мажорно-оптимистический. Это как бы вокальный язык нашего бойца-фронтовика. Про Шмелёва можно сказать, что он – певец из стана русских воинов».

Вообще, 1946 год оказался для Ивана Шмелёва знаковым. Он стал победителем Второго всесоюзного конкурса артистов эстрады, занял второе место (первое решено было не присуждать; вместе с нашим земляком второе место поделили Людмила Лядова и Нина Пантелеева). В состав конкурсного жюри тогда вошли Леонид Утёсов и Сергей Михалков. И оба восторженно отозвались о Шмелёве.

«Певца Ивана Шмелёва я хорошо знаю по его выступлениям в ансамбле песни и пляски Министерства внутренних дел, – сказал на обсуждении в жюри поэт Сергей Михалков. – Когда он на третьем туре конкурса исполнил «Песню о фронтовике» Дмитрия Шостаковича, а следом «Заветный камень» Бориса Мокроусова, то его душевность, я бы сказал, трепетная проникновенность, меня очень взволновали. Он не просто поёт песню, а, как сказали бы в народе, играет её. И играет удачно».

Вторил Сергею Михалкову и Леонид Утёсов: «Задушевность, лиризм, с которыми Иван передает в песне образ и характер русского парня, просто покоряют…»

Серьезно занявшись эстрадной песней, Шмелёв не порывал с оперным искусством. В том же сорок шестом он исполнтл роль Дон Жуана в одноименной опере Моцарта, поставленной оперной студией Московской консерватории. Журнал «Советская музыка» в большой рецензии подробно разбирает работу Шмелёва:

«И.Д.Шмелёв в труднейшей роли Дон Жуана поёт очень хорошо: звучный и хорошо обработанный голос, прекрасный ритм, легкая и гибкая вокализация, выразительная лепка фраз, отчётливая и несуетливая скороговорка – всё это несомненные достоинства его исполнения… Роль эта, центральная по своему значению, группирует вокруг себя многообразные переживания участников; она полна резких и внезапных переходов от одного ощущения к другому; от сожаления – к циничной небрежности, от участливости – к раздражению».

И дальше музыковед Елена Берлянд подытоживает свои впечатления:

«Дон Жуан Шмелёва мужественен, но несколько буржуазен (неужели он должен быть пролетарского происхождения? Эта нелепость, конечно, обусловлена временем – не забывайте, что за окном тогда был 1946 год. – В.С.). Правда, драматические финальные сцены (и первый, и второйI акты) ему удались; в них подкупает его решительность, отсутствие позы, чувство сценической меры. Созданный Шмелёвым образ не вступает в конфликт с тем воображаемым героем, который создает музыка Моцарта».

На этом его оперные штудии заканчиваются, и он полностью отдаётся эстраде. Заметно меняется и репертуар Шмелёва – вместо джаз-песенок приходят, как тогда говорили, «песни советских композиторов». Для него пишут свои произведения композиторы Борис Мокроусов, Евгений Жарковский, Тихон Хренников, Леонид Бакалов, Марк Фрадкин, Никита Богословский. Шлягерами становятся «Где ж ты, утро раннее», «Сормовская лирическая», «В предгорьях Алтая», «Поезд едет все быстрей». Все они впервые прозвучали по Всесоюзному радио в исполнении Ивана Шмелёва, солистом которого он был в ту пору.

Но чаще всего слушатели в своих письмах-заявках по радио просили включить в концертные программы две песни – «За фабричной заставой» и «Сормовская лирическая». Помните, как пелось в последней?

Сам композитор Борис Андреевич Мокроусов очень любил свою эту песню и всегда просил именно Шмелёва исполнить её в больших праздничных концертах.

Неподдельный интерес вызывали у певца народные песни братьев-славян – чешские, словацкие, моравские, польские. Так, на вечере «Песни стран народной демократии», проходившем 11 апреля 1950 года в Центральном доме Красной армии, он впервые представил их в своем репертуаре.

Голос Ивана Шмелёва, благодаря Всесоюзному радио, знала вся страна. Как знала Бунчикова и Нечаева, Леонида Утёсова и Рашида Бейбутова – самых популярных певцов сороковых-пятидесятых годов прошлого века. Но нашему земляку не хватало живого общения с публикой, и потому он переходит солистом в Гастрольбюро СССР. Вот тут-то он объездил с концертами всю страну. Дважды – в 48-м и 57-м – Иван Дмитриевич приезжал на гастроли в родной Воронеж. Его концерты проходили в саду имени Ф.Э.Дзержинского и гарнизонном Доме офицеров.

…Он умер в сорок восемь лет. Как принято говорить, в самом расцвете своей певческой карьеры.

И хотя с той поры уже прошло сорок восемь лет, имя Ивана Шмелёва помнят.

Как помнят Вадима Козина, Петра Лещенко, Изабеллу Юрьеву.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шмелёв; Шмелёв, Иван.

Иван Дмитриевич Шмелёв (1912, Воронеж – 1960, СССР) – советский эстрадный певец. Лауреат Второго всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1946 год).[1]

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    2 752

    2 123

    91 716

  • Иван ШМЕЛЁВ – Ты моя (Little Girl)

  • Иван ШМЕЛЁВ – Чем больше вижусь/The More I See You

  • Иван Шмелёв Мне бесконечно жаль A.Tsfasman Old Tango

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Источники
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

Родился 14 июня 1912 года в Воронеже в семье рабочего-клепальщика с паровозоремонтного завода Дмитрия Семеновича и домработницы в услужении Елизаветы Петровны Шмелёвых.

Окончив семилетку и фабрично-заводское училище, работал слесарем на паровозоремонтном заводе (с 1929 года – имени Ф. Э. Дзержинского). Участвовал в заводском агитационном эстрадном коллективе “Синяя блуза”, после распада которого был направлен на обучение вокалу в Воронежский музыкальный техникум (ныне – Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей), который окончил в 1935 году по классу И. И. Березнеговского. Затем проходил обучение в Московской консерватории на отделении сольного пения в классе профессора К. Н. Дорлиак. Как обладатель редкого по красоте мягкого теплого тембра голоса, будучи студентом последнего курса, был принят на службу в музыкальный театр им. Немировича-Данченко, где исполнил ряд заглавных партий.

Выступал на эстраде, исполняя русские народные песни и лирические песни советских авторов, джаз-композиции. В 1940 году был призван в РККА в качестве солиста Ансамбля песни и пляски НКВД СССР под управлением Сергея Юткевича; с этим коллективом выступал на фронтах Великой Отечественной войны. В его репертуаре были песни «Тёмная ночь», «Шумел сурово Брянский лес», «Заветный камень» и знаменитая «Три танкиста». Был первым исполнителем песен “О фонарике”, “Эх, дороги…”

В послевоенные годы Иван Шмелев исполнял советские песни, сначала как солист Всесоюзного радио (ныне – Радио-1), позже – Гастрольбюро СССР (ныне – Госконцерт). Побывал с концертами во многих городах страны, также гастролировал за рубежом.

Умер 30 мая 1960 года в Москве. Захоронен в колумбарии Донского монастыря.

Имел награды СССР.

Был женат на Анастасии Александровне Нёмитц, дочери вице-адмирала Александра Васильевича Нёмитца и племяннице русского художника Михаила Александровича Врубеля, в браке родилось трое детей.

Родственники

  • Сын Дмитрий Иванович Шмелёв, музыкант, окончил факультет хорового дирижирования, кафедра Серафима Попова, хормейстер.
  • Внучка Юлия Дмитриевна Шмелёва, альтистка в камерном оркестре Musica Viva, замужем за художественным руководителем и главным дирижером оркестра, виолончелистом, народным артистом России Александром Рудиным.
  • Внучка Дарья Дмитриевна Михайлова, воспитатель детского сада.
  • Правнучка Соня Рудина, учится в музыкальной школе при Московской консерватории по классу скрипки.
  • Правнучка Саша Михайлова поет в младшей группе Большого детского хора им. Виктора Попова.

Источники

  • Г. А. Скороходов. «Звезды советской эстрады» /Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 год.
  • Архив Дмитрия Ивановича Шмелёва
  • Российский государственный архив литературы и искусства

Примечания

Ссылки

  • Шмелев Иван Дмитриевич

Эта страница в последний раз была отредактирована 16 февраля 2021 в 21:10.

Источник

Иван шмелев певец биография личная жизнь

Иван Дмитриевич Шмелёв

Иван Шмелёв – «Мне бесконечно жаль…». Мел. Александр Цфасман – Стихи Борис Тимофеев

Иван Шмелёв – «Тропки-дорожки» (1947). Музыка – В. Соловьёв-Седой, слова – А. Фатьянов

Иван Шмелёв – «Где ты, утро раннее» (1956). Музыка – Н.Богословский, слова – А. Жаров

Иван Дмитриевич Шмелёв (1912, Воронеж, Российская империя – 1960, СССР) – советский эстрадный певец.

Лауреат Второго всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1946 год).

[править] Биография

Будущий известный советский певец происходил из семьи, никакого отношения к музыке не имевшей. Отец – рабочий-литейщик; в семье было несколько детей[1][2][3].

Он окончил школу-семилетку и пошел приобретать рабочую профессию в фабрично-заводское училище и уже там пел в местном хоре[3], после чего работал слесарем в паровозоремонтком заводе[1]. Здесь он получил возможность проявить свои музыкальные способности, участвуя в художественной самодеятельности – что в те годы, на заре советской власти, было очень модно (предполагалось, что со временем профессионалов певцов вообще заменят рабочие из самодеятельности).

Был направлен по комсомольской путёвке на учебу в Воронежский музыкальный техникум, а затем – в Московскую консерваторию (преподаватель – профессор К. Н. Дорлиак)[1][3]. В эти годы он пел в Оперной студии при музыкальном театре имени В. И. Немировича-Данченко, а заодно подрабатывал исполнением эстрадных песен в московском кинотеатре «Метрополь», исполняя перед киносеансами советские песни[3]. И именно эти концертные исполнения оказались для молодого певца главным делом, именно этот исполнительский путь он выбрал себе в будущее.

Профессиональную вокальную деятельность начал в 1939 году[2].

Он сразу зарекомендовал себя страдным певцом – исполнителем народных песен, лирических произведений, комсомольских песен, которые сочинялись тогда в большом количестве, и репертуар молодого эстрадного певца быстро пополнялся[2].

А в 1940 году молодого исполнителя призывают на службу в армию[3]. Однако ему повезло – он попал в Ансамбль песни и пляски НКВД, художественным руководителем которого был известный кинорежиссер Сергей Юткевич, а вскоре стал там солистом. С.Юткевич приглашать работать с молодыми певцами самых талантливых режиссеров и актеров – М. Н. Тарханова, Р. Н. Симонова – для обучения театральному мастерству[3].

Слава пришла к нему во время Великой Отечественной войны, когда он с ансамблем под управлением С. О. Юткевича принимал участие в концертах для солдат на Брянском фронте; много выступал тогда в лесах между боями, в окопах под Ельней, под Сталинградом.

В послевоенные годы И. Шмелев продолжал исполнение советской песни. Он был солистом Всесоюзного радио, затем – Гастрольбюро СССР. Записывался на пластинки На Втором всесоюзном конкурсе артистов эстрады, проходившем в 1946 году в Москве, он был удостоен звания лауреата[2].

Задушевность и теплота исполнения, которые певец вносил в советские песни строителей светлого будущего, вывели его имя в ряд знаменитых советских певцов[3].

Скончался в 1960 году.

Советские песни через некоторые время стали уходить из репертуаров певцов, новое поколение выбирало свои песни, и постепенно имя Ивана Шмелёва стало – очень несправедливо – забываться.

[править] Репертуар

Репертуар составлен по сайту «Красная книга Российской эстрады» (по названиям песен, по алфавиту)[2]:

  • Верный друг (А.Островский – Я.Белинский)
  • Весенний ветер (Ю.Слонов – Л.Ошанин)
  • В лесу прифронтовом (М.Блантер – народный вариант)
  • В предгорьях Алтая (Л.Бакалов – А.Жаров)
  • Возле сада-палисада (Е.Жарковский – Я.Шведов)
  • Вот солдаты идут (К.Молчанов – М.Львовский)
  • Впервые сказала люблю (М.Вайнберг – М.Дудин) с Викторией Ивановой
  • Где ты, утро раннее (Н.Богословский – А.Жаров)
  • Дай руку, товарищ далекий (С.Кац – А.Софронов)
  • Два друга (С.Германов – В.Гусев)
  • До свиданья, города и хаты (З.Дунаевский – М.Исаковский)
  • До свиданья, мама (В.Соловьёв-Седой – А.Галич)
  • Есть на Волге городок (А.Лепин – О.Фадеева)
  • За фабричной заставой (М.Фрадкин – Е.Долматовский)
  • Запевайте песню звонкую (З.Дунаевский – И.Добровольский)
  • Звёздочка (А.Островский – Я.Белинский)
  • Золотая книга (А.Лепин – М.Матусовский)
  • Золотился закат (М.Фрадкин – Е.Долматовский)
  • Золотой вечер (А.Цфасман – В.Сикорский)
  • Казаки в Берлине (Братья Покрасс – Ц.Солодарь)
  • Как у Волги-реки (В.Макаров – Я.Белинский)
  • Комсомольская прощальная (Братья Покрасс – М.Исаковский)
  • Комсомольцы (А.Островский – Л.Ошанин)
  • Лена (М.Вайнберг – М.Дудин)
  • Ленинские горы (Ю.Милютин – Е.Долматовский)
  • Любовь, как песня (В.Кручинин – О.Фадеева)
  • Марш юности (А.Цфасман – Н.Лабковский)
  • Мне бесконечно жаль (А.Цфасман – Б.Тимофеев)
  • На серебряной стреле (А.Островский – Л.Куксо)
  • Нет, не забудет солдат (М.Табачников – Я.Зискинд)
  • Огневые годы пройдены (А.Новиков – В.Харитонов)
  • Отцовский наказ (И.Любан – Л.Ошанин) с Михаилом Михайловым
  • Паренёк с Байкала (К.Листов – А.Жаров)
  • Парень с нашей улицы (В.Кручинин – О.Фадеева)
  • Перелески-перекаты (Л.Бакалов – Я.Шведов)
  • Песенка Дика из к/ф «Пятнадцатилетний капитан» (Н.Богословский – В.Лебедев-Кумач)
  • Песня о герое (К.Листов – С.Островой)
  • По фронтовым дорогам (К.Листов – А.Никифоров)
  • Поезд идёт всё быстрей (Т.Хренников – М.Светлов)
  • Проходили комсомольцы (Г.Носов – А.Чуркин)
  • Пылают степные закаты (А.Островский и М.Фрадкин – А.Софронов)
  • «Снова один» И. Берлина[3]
  • Сормовская лирическая (Б.Мокроусов – Е.Долматовский) с Пётром Киричеком
  • Сормовская лирическая (Б.Мокроусов – Е.Долматовский) с Борисом Мокроусовым
  • Спасибо, сердце (И.Дунаевский – В.Лебедев-Кумач)
  • Спят курганы тёмные (Н.Богословский – Б.Ласкин)
  • Старому другу (В.Соловьёв-Седой – М.Матусовский) с Валентиной Левко
  • Тракторист (А.Арский – В.Малков)
  • Трёхрядка (Е.Жарковский – Я.Шведов)
  • Три танкиста – 2 (Братья Покрасс – Б.Ласкин) с Анатолием Орфёновым
  • Тропки-дорожки (В.Соловьёв-Седой – А.Фатьянов)
  • Ты моя (Хенри – С.Болотин и Т.Сикорская)
  • У дороги чибис (М.Иорданский – А.Пришелец)
  • Уж совсем светло (В.Макаров – К.Иванов)
  • Уходил на войну сибиряк (Н.Крюков – Е.Долматовский)
  • Фантазия на тему «Давным давно» (Т.Хренников – А.Гладков)
  • Физкультурная (О.Фельцман – О.Фадеева)
  • Физкультурная песня (А.Лепин – О.Высотская)
  • Ходили мы походами (К.Листов – А.Жаров) с Владимиром Нечаевым
  • Чем больше вижусь (Уоррен – С. Болотин)
  • Шагает май (В.Дехтерев – Ц.Солодарь)
  • Шла с ученья третья рота (А.Лепин – А.Фатьянов)
  • Это было в Краснодоне (В.Соловьёв-Седой – С.Островой)
  • Эх, хорошо! (И.Дунаевский – В.Шмидтгоф)
  • Я сегодня грущу (А.Цфасман – О.Болотин)

[править] Источники

  1. ↑ 1,01,11,2 Иван Шмелёв. Биография
  2. ↑ 2,02,12,22,32,4 Иван Шмелёв (1912-1960)
  3. ↑ 3,03,13,23,33,43,53,63,7 Иван Шмелёв

Источник