Я повенчана с бывшим мужем
Станислав (анонимный)
26.06.2020
Уважаемые воцерквлённые православные христиане!
Обращаюсь к вам с вопросом, который уже, наверное, неоднократно поднимался. Но тем не менее…
Никогда не мог себе представить, что меня коснется данный вопрос, но вот стою перед фактом: супруга подала на развод после почти пяти лет венчанного брака, забрала трехлетнего сына и съехала в другой город. Жизнь окончена? В брачные отношения же не вступить теперь. Точнее, они есть, на небесах, — человека нет физически рядом, духовно он (она) был всегда далеко, как выяснилось, и теперь ни радости супружества, ни счастья отцовства?
В голове и душе борьба — сколько всего еще хотелось успеть, как же поставить на себе крест в полном расцвете сил?! Неужели это — то, что для меня приготовил Бог?
Остатки рассудка просто отказываются в это верить!..
Поставить на себе крест очень хорошо, ведь мы христиане, и Крест — наше спасение. Но Вы имели в виду иное, это понятно.
Распавшийся брак — это огромная трагедия, но жизнь на этом не кончается. И странно, что для Вас само понятие жизни заключено исключительно в брачных отношениях. Перед Вами масса возможностей, от успешной работы до интересных увлечений. О служении Богу всей своей жизнью я мог бы и не упоминать, это уже нечто, очевидное для христианина.
Впрочем, я хорошо понимаю, что Вам сейчас тяжело, и Ваши мысли только об одном. Подумайте, что послужило причиной разрыва. Возможно, все еще можно исправить? Если Вы хотите воссоединения, то молитесь об этом.
Кроме того, если Ваша жена вступит в новые брачные отношения или просто сойдется с кем-нибудь, то это будет означать, что ваш брак может быть признан Церковью канонически расторгнутым. Тогда Вы будете иметь право снова жениться. Разумеется, это должен быть очевидный факт прелюбодеяния с ее стороны, а не просто какие-то домыслы и догадки. Но ни в коем случае не желайте ей вступить в такие отношения, ведь пожелание другому человеку совершить грех — это тоже тяжкий грех, а на грехе ничего хорошего не выстроишь.
Прежде, чем вступать в новый брак, хорошо проанализируйте, что послужило причиной развала старого. Наверняка там есть и Ваша вина, и хорошо бы не повторять этот опыт.
Молитесь, не впадайте в отчаяние, хоть Вам и тяжело. Бог поможет.
С уважением,
Максим7603 Отредактированный ответ 27.06.2020
Здравствуйте, Станислав! Да, Ваше горе велико.
Но, касательно второго брака все же стоит обратиться к епископу и с ним решить этот вопрос. ведь инициатор разводы были не Вы.
Св. Василий Великий в своем правиле пишет вот что про оставление женой:
“Аще муж оставлен женою, то подобает смотрети вину оставления: и аще явится она оставившею без причины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же окажется ему в том, да будет в общении с церковью”.
(35 правило).
Так что не все потеряно.
И добавлю, что Вам стоит радоваться, что у Вас есть ребенок, хоть он и далеко. Вы дали ему бытие, он — Ваше продление рода. Он хоть и не с Вами, но он существует. Не всем Богом дается такой дар.
Помоги Вам Бог!
Алексей Ответил на вопрос 27.06.2020
Церковь, при констатации фактического распада брака, может бать благословение на вступление во второй брак. Если нет прямой Вашей вины в распаде первого брака, то Вы можете в будущем просить о втором. Просто живите дальше, крест на себе ставить не нужно, а там уж как получится.
Источник
Хотя венчанный брак – шаг куда более серьезный, чем светское оформление отношений, предполагающий нерушимость духовных уз на небе и на земле, в жизни бывает всякое. Что же делать с данными в церкви клятвами, как завершить отношения правильно, не усугубляя и без того совершённый грех? Конечно же, церковь относится к подобным ситуациям критично, но милосердие к человеческой природе не позволяет ей отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни.
Как снять церковный запрет?
Православная церковь считает, что браки заключаются на небесах, поэтому о слове «развод», а уж тем более «развенчание» и речи быть не может. Во время таинства венчания происходит мистерия, где жених олицетворяет Христа, невеста – Церковь, а их брак – священный союз, запечатлённый в вечности. Как такая нерушимая связь может быть разрушена кем бы то ни было, людьми или государством?
Но расставания по той или иной причине случаются, а значит, с ними необходимо что-то делать. Любой батюшка будет до последнего бороться за сохранение брака и призывать к тому же своих прихожан, ведь развод для православных – грех. Но если восстановление союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде.
Важно! Ответственное решение о расторжении венчанного союза может принять только высокий церковный чин.
Для начала паре, желающей развестись, необходимо оформить развод официально в ЗАГСе, а затем написать епархиальному архиерею. В письме необходимо описать ситуацию подробно, но без лишнего негатива по отношению к бывшей половинке, а также приложить все необходимые документы. Далее останется только смиренно ждать ответа.
Даже если вы – пострадавшая сторона, к вашему письму всё равно необходимо прикрепить согласие на развод супруга, кроме случаев, когда это физически невыполнимо, к примеру, человек пропал без вести. Развенчаться против воли второго супруга нельзя, так как, по мнению церкви, если человек грешит, но всё равно цепляется за семью, значит, что-то ещё можно починить.
Следует отметить, что процедура не является развенчанием в полном понимании. У бывших супругов сохраняется духовная связь в глазах церкви и Бога, но при этом невиновной стороне даётся возможность построить новые отношения. Естественно, перед разводом необходимо исповедаться, покаяться и, возможно, выдержать епитимью.
Церковь считает, что в любом разрыве всегда виноваты обе стороны, но стоит понимать, что если отношения закончились по вашей вине, то и наказание будет суровее.
Причины для расторжения союза
Нет двух одинаковых семей, двух одинаковых случаев. Одно дело, если венчание произошло не из-за глубокой веры супругов, а из-за модного веяния, желания угодить родителям и пройти через красивый ритуал. Другое – если есть объективные проблемы, и, находясь вместе, люди отдаляются от Бога сильнее, чем взяв на себя грех разрыва. Поэтому каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке. Однако есть некоторые моменты, которые увеличивают вероятность благоприятного исхода.
Церковь позволяет развод в следующих случаях:
- измена одной из сторон: вначале батюшка постарается примирить супругов, напомнить о том, что все мы совершаем ошибки, но если это не удастся, то шанс на расторжение отношений многократно повышается;
- переход мужа или жены в другую веру;
- жена сделала аборт без согласия мужа и наличия медицинских противопоказаний;
- бесплодие – очень сложный момент: строгий батюшка откажет, если это единственная причина, ведь только Богу решать, сколько детей будет в семье;
- диагностированный алкоголизм или наркомания: обязательно нужна справка из медицинского учреждения, просто любовь выпить уважительным поводом не является;
- насилие в семье, также задокументированное в правоохранительных органах;
- неизлечимое, опасное для будущих детей заболевание, к примеру, СПИД или сифилис;
- диагностированное неизлечимое психическое расстройство;
- сексуальные извращения, в особенности угрожающие детям;
- длительное тюремное заключение;
- новый гражданский или официальный брак бывшего супруга;
- пропажа без вести на срок более 3 лет.
Совет! Если ваши причины не входят в список выше, не стоит отчаиваться – подавайте прошение со своими аргументами. Православная церковь милосердна и старается входить в положение всех без исключения своих чад.
Как расторгнуть?
Итак, если вы твёрдо решили, что брак закончен, то сначала необходимо развестись в глазах государства. Лишь после получения свидетельства о разводе в ЗАГСе можно писать епархиальному архиерею.
Помните, что подать прошение вы можете в одиночку, но разрешение от супруга принести всё равно придётся. Существуют определённые шаблоны написания писем архиерею, можно пользоваться ими, можно писать самостоятельно, от сердца. Не стоит описывать ваши причины слишком сухо, ведь церковь – это не бюрократическая система, или, напротив, слишком эмоционально – чувства можно выразить своему духовнику, но никак не высокому церковному чину.
Если архиерей посчитал ваши причины легитимными, то вы получите благословение на новый брак, подтверждающую это бумагу, и сможете венчаться второй раз. Но помните, что более трёх браков церковь не приемлет, так что хорошенько подумайте перед следующим походом под венец.
Обязательно побеседуйте с духовником, батюшкой, который вас венчал. Он разъяснит все спорные моменты, даст необходимые советы, а также сумеет поддержать в трудную минуту.
Документы
В церковь с собой стоит взять:
- паспорта;
- свидетельство о разводе;
- свидетельство о венчании;
- письмо архиерею;
- любые документальные подтверждения указанных причин для развода – медицинские справки, заключения от правоохранительных органов.
Развод в других религиях
Все мировые религии сходятся в том, что расторгать брак – грешно, но из-за слабости человеческой природы ставить абсолютный запрет на развод бессмысленно. Если попытки примирить супругов и вернуть их в семью оказались безуспешными, а в семье сложилась исключительная ситуация, священнослужители позволят отказаться от данных клятв.
Важно! Процедуре будет предшествовать разговор с духовником, а в случае с католической церковью и целый церковный суд, но в конечном счёте разводящимся всё равно пойдут навстречу.
Есть ли развенчание в церкви у католиков?
Католическая церковь относится к разводам, с одной стороны, гораздо непримиримее, а с другой – мягче, нежели православная. Для католиков нормальным считается гражданский развод и раздельное проживание. В некоторых случаях это даже не будет являться грехом. А вот развенчание, снятие с себя данных перед Богом клятв, – совершенно неприемлемо.
После католического венчания единственная возможность – признание брака недействительным, аннулированным, причём выносить такой вердикт будет не один священнослужитель, а целый трибунал.
Разбирательство по аннулированию католического брака нередко растягивается на годы.
Даже при объективно доказанной вине одной из сторон никто не гарантирует развода. Основанием для разрыва чаще всего является измена, но возможны также и иные причины – импотенция, нарушение обязательств. В случае насилия в семье, психического заболевания, алкоголизма или наркомании католическая церковь может предложить больному супругу пройти лечение, а второму подождать.
В более сложных, нестандартных ситуациях – смириться, терпеть и извлечь урок, который жизнь пытается преподать той или иной проблемой.
Можно ли разводиться у мусульман?
Несмотря на бытующее мнение о том, что ислам не допускает никаких разводов после никаха, особенно инициированных женщиной, это не совсем так.
Аллах негативно относится к краху семьи, но получить развод в случае необходимости вполне реально. Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку. При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.
Женщине же, если она желает развестись, следует обратиться за помощью к имаму. Тот берёт на себя ответственность за защиту её интересов на бракоразводном процессе. Основанием для расставания может стать недостаточная финансовая обеспеченность мужа или любая иная несовместимость.
Важно! Семья в исламе священна, брак означает союз двух семей, а потому разводы так редки и применяются они лишь как крайнее средство.
Полезное видео
Сегодня венчание – это дань моде, а после расторжения брака у бывших супругов возникает множество вопросов: существует ли развенчание церковного брака, как развенчаться, можно ли развенчаться? Ответы на эти вопросы в видео:
https://youtu.be/7tyMaDIEYAM
Заключение
Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно. Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить. Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.
Источник
Когда, как не в отмечаемый даже на государственном
уровне День
семьи, любви и верности, поговорить об ужасающей
ситуации с разводами в нашей стране, которая затронула уже
и верующие семьи? Об этом — слово протоиерея
Андрея Ткачева.
Венчание людей больше «не
держит»
Венчаться нужно серьезно. Когда сегодня приходит пара и
говорит: «Мы хотим венчаться», нужно очень
хорошо подумать, что ей сказать. Может, этих людей и не
нужно венчать. Возможно, не всех вообще
нужно венчать, а сначала узнать, познакомиться с ними.
Вот пара говорит: «Мы хотим венчаться» —
«Хорошо!» — «А когда?»
— «Да хоть завтра» — «А
сколько стоит?» — «Да вот столько,
приходите!» Раз, раз, повенчались и ушли. Как
говорится, «и покрещу, и миром помажу — а там
хоть живи, хоть не живи»… Так нельзя венчать!
У нас количество разводов даже в церковной среде огромно.
Людей не держит венчание! Это раньше люди поступали, как
Татьяна, сказавшая Евгению Онегину: «Но я другому
отдана и буду век ему верна», хоть она и любила
Онегина, и у нее сердце колотилось, когда она его увидела.
Также и Маша Дубровскому говорит: «Поздно, я
обвенчана». Сегодня ни для кого не будет
препятствием венчание, чтобы переступить через совесть,
уйти, в адюльтер залезть, в гречку скакнуть, разрушить
одну семью, начать другую. Не держит людей венчание. Не
держит! Кто из вас этого не знает?!
Людей ничего больше не держит. Люди осатанели
Даже священников венчание не держит: и батюшки разводятся,
и матушки им изменяют — у нас волосы дыбом
поднимаются от этих историй. Людей ничего больше не
держит. Люди осатанели.
Нам надо поставить вопрос о том, что не всех надо венчать.
Некоторых нужно гнать от венчания. А с некоторыми
долго-долго работать, чтобы приготовить их к Таинству. Но
ни в коем случае не так: «А я венчаться хочу!»
— «А как хорошо!» — «А
сколько стоит?» — «А 500.
Приходи!» — «А когда?» —
«А завтра». Раз-раз, ля-ля-ля, повенчали
— и идите себе.
Думать о том, как прожить в верности,
а не о тряпках, кольцах, лимузинах
Если священник за жизнь повенчал 100 пар, а потом
оказалось, что из 100 пар 85 развелись, то священник
— злодей! Он зачем 85 повенчал? Нужно было повенчать
всего 15 пар, и он за них бы получил добрый ответ на
Страшном суде. А если КПД его трудов составляет всего лишь
15%, то зачем он тогда все это делает? Зачем?! Я должен
повенчать за свою жизнь, скажем, 250 пар, — и 250
пар должны дожить вместе до Страшного суда или до
собственной смерти.
Понятно, что «в семье не без урода», но
подавляющее большинство венчанных людей должны до смерти
сохранять верность брачному обету. К этому их нужно
приготовить, потому что они сами к этому не готовятся.
Венчание превращено нами в красивую церемонию:
арендованный лимузин, кукла на капоте, наемные услуги
фоторепортера и кинооператора, рассыпание риса и конфет по
дороге, красивые тряпки белого цвета на невесте, черного
— на женихе, красивые кольца, застолье, пьянство
двухдневное или трехдневное в ресторанах или по домам
после венчания… На все это уходит львиная доля
приготовлений к венчанию.
Мы тратим время, деньги, силы, энергию на полную ерунду
А всю эту энергию нужно направить на то, чтобы в течение
месяца, двух, трех говорить с женихом и невестой о том,
что такое брак и семья, учить их, молиться с ними,
заставлять их ходить в храм каждое воскресенье, запретить
им спать друг с другом до брака и всячески готовить их к
будущему семейному отношению друг к другу в браке. Вместо
этого мы, как гора, рождающая мышь, тратим время, деньги,
силы, энергию на полную ерунду — на застолье,
шампанское, лимузины и фоторепортеров — и через год
приходим к повенчавшему нас попу и говорим: «Надо бы
развестись и развенчаться».
И это все с попустительства родителей и с тайного
благословения ленивых священников.
Это преступление и род тайного заговора. Всё это надо
менять, пока не поздно. Думаете, мы долго будем Бога
гневить и раздражать Его? Да сколько это будет
продолжаться?!
Слишком серьезные вещи
Венчание — это слишком серьезная вещь для того,
чтобы вот так с ним баловаться.
И крещение тоже слишком серьезная вещь, чтобы с ним
баловаться. И все остальное тоже слишком серьезные вещи,
чтобы к ним относиться просто как к красивым требам. Это
не требы. Квартиру освятить — это треба. А повенчать
пару — это не треба, это Таинство, за которое ты
должен отвечать потом.
Священник должен поговорить с парой так: «Дорогие
мои, я скажу вам слова, которые кроме меня никто вам не
скажет. Вам обычно желают счастья-здоровья,
здоровья-счастья, вы услышите “Горько,
горько!”… А я вам должен сказать о том, чтобы
вы были верны друг другу. А если поссоритесь, приходите ко
мне, и мы будем решать, как вас помирить, и не надо
жаловаться друг на друга подружкам и родителям». А
еще напомню, чтобы жена мужа слушалась. И чтобы муж из
кожи вон лез, работал на трех работах, если нужно, но был
кормильцем, а не тунеядцем.
Надо сказать молодым правду. Правду!
Надо сказать молодым правду. Правду!
В том числе и о том, как нужно писать в записках:
«Иван и Светлана», а не «Светлана и
Иван».
Нужно будет сказать и о том, что абортов делать нельзя.
И о том, что детей нужно рожать больше двух. Сказано в
Писании: «Плодитесь и размножайтесь». Так вот,
«плодиться» — это два: двое — муж
и жена — оставили после себя двоих. А
«размножаться» — это три и больше.
И многое другое нужно рассказать. Невесте: «Вы
повенчаетесь, и теперь не мама будет самой главной для
тебя, доченька. А самым главным будет муж, понятно
тебе?» И если она все это выслушает и скажет:
«Не хочу венчаться!», ответить:
«Правильно». Она все поняла. Мы достигли своей
цели. Потому что венчать нужно не всех.
Когда Господь апостолам сказал про женитьбу, они
воскликнули: «Если такова обязанность человека к
жене, то лучше не жениться». Господь на это ответил,
что не все вмещают это «не жениться». Кто
вместит, тот вместит, но не все. А вообще закон такой:
жениться надо.
В браке обязанности высокие. Если человек послушал и
говорит:
— Ничего себе, это так надо в браке
жить? Ой, подождите, может, мне пока и не венчаться?
— Правильно, не надо венчаться. Венчаться, чтобы
развестись через год? Не надо! Повенчать я вас могу, но
если вы позволите себе прийти ко мне с вопросом:
«Как нам развенчаться?», я вас обоих
расстреляю. Не смейте появляться с вопросами о
развенчании! Я вас повенчал, чтобы вы жили вместе навеки.
Всё. Приходите ко мне только чтобы причащаться, детей
крестить, исповедоваться. Развенчиваться не приходите.
Надо сказать эти слова.
Я, конечно, утрирую, сгущаю краски, ерничаю немножко. Но
суть остается сутью. Надо сказать человеку правильные
слова. Иначе за все это Господь спросит с меня, со
священника: «Ты зачем здесь нужен? Ты почему
молчишь? Почему в профанацию превращаешь церковные
Таинства?»
Расписываться — надо!
И перед венчанием необходимо расписаться в загсе!
Двусмысленность нашей жизни не позволяет нам вести
абсолютно духовную жизнь без всякой привязки к
государственным формам.
Нужно расписываться хотя бы потому, что есть разные
«фокусы». Вот случай из жизни.
Приходит пара к одному священнику и говорит: «Мы к
вам в церковь уже полгода ходим. Государству не доверяем,
не любим его. Мы — духовные! И хотим венчаться.
Можете нас обвенчать, но без всех этих штампов в
паспорте?..» Батюшку-то можно расслабить,
размягчить, ещё каким-то образом воздействовать:
«Можно?..» — «Ну,
можно-можно…» Он и повенчал. А через месяц
приходит к этому священнику женщина, показывает свой
паспорт и мужчины, которого тот повенчал недавно, и
говорит: «На каком основании вы повенчали моего мужа
с какой-то бабой?» Оказалось, что этот «очень
духовный» человек напел священнику песен и
повенчался с любовницей, хотя сам расписан и не разведен
со своей законной женой, с которой прожил лет 15–20.
За словами: «Мы духовные, нам только
повенчаться» — всегда какая-то змея ползает
За этой якобы гипердуховностью: «Понимаете, штамп в
паспорте не нужен. Мы такие духовные, нам только
повенчаться» — всегда какая-то змея ползает!
Не верьте «сильно духовным» людям — за
этим всегда шевелится хаос.
Нужно расписываться. Пусть у жены будет фамилия мужа, а у
деток — фамилия отца. Совместно имущество
приобретете — пусть оно будет записано на обоих.
Я не верю в «супердуховность» — особенно
современного лживого человека. Распишись — и тогда
венчайся.
Источник