Яна гладких интервью
Если кому-то потребуется написать сценарий про удачно складывающиеся обстоятельства судьбы, то Яна Гладкихбудет образцовым примером. Подающая надежды спортсменка в итоге выбрала актерский путь, где ей без преград открылись все двери. С первого раза поступила в Школу-студию МХАТ, была принята в прославленный МХТ, где исполняла главные роли, стала женой Никиты Ефремова. Несмотря на то что сейчас эта пара рассталась, она сумела сохранить дружеские отношения. Яна уверена: если случится беда, Никита первым придет на помощь.
— Яна, судя по вашей биографии, вы уже с шестнадцати лет жили самостоятельно. Школу окончили экстерном, чтобы поступить в Школу-студию МХАТ. Получается, торопитесь вы жить…
— Да, у меня вообще все рано как-то случалось. Хотя именно об актерской профессии я не мечтала с самого детства (хотела быть адвокатом), мама посоветовала пойти в театральную студию, чтобы раскрепоститься и научиться говорить. Вот там-то я и заболела театром и, чтобы попасть на курс к Роману Ефимовичу Козаку и Дмитрию Владимировичу Брусникину, сразу два класса прошла за год.
— Подобная целеустремленность непременно отбирает веселый досуг…
— Как таковой юности — с ее ночными гулянками, беспечными приключениями — у меня действительно не было. Ну если только за редким исключением. Я существовала в строгом расписании: занималась вокалом, танцами — сначала бальными, потом современными, хип-хопом. Поэтому теперь, кроме классического балета, могу танцевать абсолютно все. Кроме того, я играла в теннис, в волейбол и даже ходила на бокс и кикбоксинг в течение пяти лет. У меня же отец — мастер спорта по боксу. (Улыбается.) Но девчонкам я этого не советую: потом появляются проблемы с суставами на руках и в челюстно-лицевом аппарате.
— Ничего себе! Значит, вы совсем не принцесса!
— Нет, вопреки внешности. Не «голубая» героиня, скорее характерная. Но рассказываю я все это к тому, что по причине безумной загруженности веселая жизнь у меня началась лишь в двадцать пять лет. Видимо, я просто рано повзрослела и все радости и открытия юности добирала позже. Правда, и с другими уже ощущениями. Но рада, что все самое важное у меня случилось своевременно. Я уже в шестнадцать лет стала студенткой нужного мне вуза, причем младшей на курсе. Как раз в это время мои родители переехали жить за город, я осталась одна в нашей московской квартире и интенсивно училась — в семь утра просыпалась, в два часа ночи возвращалась. Нередко именно у меня устраивались всякие студенческие тусовки. И все это без всякого контроля со стороны мамы и папы. Мы пересекались в городе где-то раз в два месяца, наверное. В этом смысле мне повезло. Несмотря на то что я единственный ребенок, надо мной никогда не тряслись, буквально с малолетства спокойно оставляли одну, не отслеживали, чем занимаюсь, ничего не диктовали — просто иногда выслушивали мои решения по тем или иным вопросам. Мама не раз мне говорила: «Поступай, как считаешь правильным, — это твоя жизнь, твои ошибки». А все потому, что каждый член нашей семьи довольно свободолюбив и самодостаточен. У каждого из нас есть свое дело и интересы. Родители окончили институт управления, но папу всегда тянуло к земле, он мечтал поднимать сельское хозяйство и сейчас занят животноводческим производством в Костромской области, к сожалению, без всякой государственной помощи. Помимо своего основного бизнеса он делает это для души. А мама получила второе образование и стала весьма востребованным астрологом, к которому записываются на несколько месяцев вперед.
— То есть ребенком по большому счету вы были предоставлены сами себе…
— Я росла как трава, поэтому совершенно не переношу внешнего давления. Удивительно, как я не спилась, не скурилась, не снаркоманилась, со мной не произошло ничего дурного на фоне актерского факультета с его широким спектром соблазнов. Оказалось, что я устойчива, причем без всяких нотаций и назиданий о пагубных привычках и ранних половых связях. Всегда была ответственной, и мне доверяли. Единственное, за что мама меня постоянно ругала, так это за бардак в комнате. Она ворчала, что я никогда не выйду замуж, так как создаю вокруг себя хаос. А я рыдала, убирала творческий беспорядок, но он опять возвращался невероятно быстро. (Улыбается.) Регламент мне, вероятно, претит. Я даже когда в тетради что-то пишу для себя, то не делаю это строго по линейке — могу писать по кругу, вверх ногами… Получается такой странный набор иероглифов, понятных только мне.
— Будучи настолько самостоятельной, вы вряд ли страдали от комплексов, верно?
— Нет. Я мучилась оттого, что лопоухая. Даже подумывала об операции. Но, к счастью, мне попался замечательный хирург, который сказал: «Детка, поверь, однажды появится мужчина, который полюбит тебя именно за твои ушки». Я была растрогана, расплакалась и ушла.
— Надеюсь, сегодня у вас нет претензий к собственной внешности. Вы — девушка эффектная, а в недавнем сериале «Отличница» еще ужасно похожи на признанную красавицу советского кинематографа Татьяну Самойлову…
— Наш режиссер Оксана Карас специально придумала этот отсыл к Веронике из картины «Летят журавли». И все мои волнения относительно внешности давно улеглись. Хотя было забавно, когда уже на втором курсе Марина Станиславовна Брусникина позвала меня играть героиню в спектакле МХТ «Дворянское гнездо», а я была высокой, худой, сгорбленной, лопоухой, в очках, с тощим хвостиком на голове и без косметики. Педагоги шутили на этот счет и признавались, что как раз за отсутствие якобы актерского лоска меня и взяли. Актрис ведь как в обществе воспринимают — бабушка моя, узнав, кем я собираюсь быть, мгновенно отреагировала: «Ты теперь всегда должна носить золотые серьги и красную помаду!» Я же прямая противоположность всем этим спецэффектам. Зато училась в кайф, у меня что-то получалось, я старалась многое взять от своих талантливых педагогов и как-то совсем не сложно получила красный диплом, а затем вошла в труппу МХТ, где служила в течение девяти лет, выпуская по четыре премьеры в год, и почти везде была задействована в главных ролях.
— Вы по собственной инициативе покинули МХТ?
— Да. Я бесконечно благодарна этому театру, здорово быть частью чего-то великого. Но теперь я играю в его постановках по контракту, как и в «Мастерской Петра Наумовича Фоменко», и в «Практике». Кроме того, недавно получила предложения еще от трех крупных столичных театров. Одним словом, в настоящий момент я сама выстраиваю свой рабочий график в соответствии с текущими съемками и моей нынешней учебой. Всегда хотела получить второе образование и в этом году наконец дозрела — поступила на высшие курсы сценаристов и режиссеров к Владимиру Ивановичу Хотиненко. Сегодня активно снимаю учебные работы, написала сценарий, и у меня есть замысел полнометражной ленты. Естественно, я пока робко делаю шаги в эту сторону, у меня нет каких-то особых амбиций, я не фанатик, грезящий о том, что сниму шедевр. Скорее моя цель — это саморазвитие, пускай и в смежной области. Первоначально я думала о философском факультете МГУ, но интерес к кинорежиссуре перевесил. Кстати, Дмитрий Владимирович неоднократно предлагал мне что-то поставить с ребятами в теат-ре, но я со своим перфекционизмом отказывалась — мне нужно сначала освоить теоретические азы, осознать, какими инструментами я владею, то есть почувствовать почву под собой, а не сразу хвататься за практику.
— А на телевидение вас приглашали?
— Один раз, но там что-то не срослось. Откровенно говоря, я боюсь телевизора и чрезмерной публичности. Понятно, что я играю на тысячные залы и вовсе не социопат, но все равно нуждаюсь в своем пространстве, где буду тихо сидеть,
что-то делать и отдыхать от людей. (Улыбается.) В жизни же кроме кино и театра так много всего захватывающего! Вот на днях я, например, поеду в Берлин, на танцевальную конвенцию, где соберутся лучшие педагоги со всего мира: буду на их мастер-классах повышать свою квалификацию. Мне же всегда был интересен именно пластический театр, а не драматический, и свою мечту сделать танцевальный спектакль я не оставила. А пока тренируюсь в качестве хореографа всевозможных музыкальных клипов. Вот с Дашей Чарушей недавно сотрудничала.
— Вообще вашей карьере можно позавидовать…
— Знаете, я никогда не стояла на каком-то серьезном распутье, не делала выбора, не добивалась чего-то изо всех сил. Так получается, что судьба меня сама ведет. Я с первого раза поступила именно туда, куда и планировала, мне даже не пришлось пробоваться в другие институты. С театром та же ситуация. Не то чтобы все мне давалось легко, но без сопротивления обстоятельствам — это точно.
— Спорт в вашем случае был альтернативой актерскому ремеслу?
— Я подавала большие надежды в теннисе. Папа до сих пор сокрушается, сравнивает заработки на корте и в театре. (Улыбается.) Конечно, он видел меня спортсменкой, чемпионкой. Вероятно, еще и по причине того, что изначально ждал мальчика. Когда ему в роддоме сообщили о рождении девочки, он попросил врачей все-таки посмотреть повнимательнее. (Улыбается.) Наверное, поэтому я при всей своей хрупкости, часто и буквальной, очень выносливая и наделена определенным набором бойцовских качеств. Я — воин. Мне понятен азарт борьбы, хотя я и не переношу соперничества, терпеть не могу что-то доказывать — лучше самоустранюсь. Сражаться за любовь, за внимание, за великолепную оценку точно не стану. Это уже в институте было понятно: Брусникин заметил, что я расцветаю, когда меня хвалят, а от жесткой критики закрываюсь, впадаю в апатию. Правда, есть несколько человек, моих наставников по жизни, от которых я мечтаю услышать замечания и конструктивную критику — буквально вытрясаю ее из них, даже когда они не собирались говорить о минусах какой-то моей работы. Ошибки — это то, что помогает расти и становиться лучше. Но есть личности с совершенно другой структурой, которых, наоборот, подстегивает как раз самый жесткий негатив. Это я уже на собственном опыте убедилась — я давно преподаю мастерство в Школе-студии МХАТ. Мне этот процесс нравится, честно говоря. Я, как курица-пеструшка, бегаю со своими студентами, обожаю их всех и любимчиков стараюсь не выделять. (Улыбается.)
— Как-то вы сказали, что весьма осмысленно подходите к действительности, стараетесь, чтобы ни один час не прошел впустую. Это правда?
— Разумеется. Все в мелочах. Я даже в кино за компанию не пойду, если у меня совсем нет желания смотреть данный фильм. И это не говорит о том, что я зануда и эгоистка. Просто для меня органичнее сосредотачиваться на том, что мне интересно и полезно. Также никогда не возьмусь за никчемный проект только ради денег. Естественно, я хочу быть неприлично богатой, но вряд ли стану для этого совершать какие-то неудобные для себя шаги.
— Несмотря на то что отец у вас поселился в глубинке, вы, как мне кажется, абсолютно девушка мегаполиса и вряд ли грезите о ферме.
— Да, на природу выбираюсь лишь по настроению. Вот этим летом полетела к своему дяде, маминому брату, на Чукотку. Специально себе устроила такое необычное приключение. Две недели обитала в тундре, среди чукчей, оленей. Планировала даже в настоящую юрту переселиться, но срочные съемки не позволили. К слову, совсем скоро на Первом канале выйдет сериал «Частица Вселенной», где мы вместе с Анной Михалковой и Викторией Исаковой играем жен космонавтов.
— У вас есть тяга испытывать себя неким экстримом? Вон и с парашютом вы прыгали…
— Я совершила этот поступок в свой отчаянный период жизни. Как раз тогда, когда буквально взахлеб переживала юность. Совершила еще ряд вещей, которые люди, как правило, делают, будучи подростками, а меня все это накрыло в двадцать три, уже после института. Так, я на месяц сбежала ото всех в Таиланд, в дикие джунгли, там находится буддийский монастырь. Затем сделала две татуировки, смысл которых заключается в том, чтобы ни за что и ни за кого в жизни не цепляться, не присваивать себе, а уметь отпускать. В этом монастыре я познакомилась с потрясающим монахом, родом из Австралии, человеком с абсолютно европейским сознанием, который очень образно сумел донести до меня важные принципы. Он говорил: «Когда ты страдаешь, что-то приносит тебе нестерпимую муку и ты не можешь с этим справиться, представь, что это раскаленная кочерга. Ты держишь ее в руке, кричишь, молишь о помощи, вместо того чтобы бросить». По-моему, прекрасная психологическая ассоциация, особенно в совокупности с татуировкой. Ощущения, которыми я там напиталась, в течение года меня очень сильно держали. Мир стал настолько простым, ясным и прозрачным, что практически уже ничто не могло повергнуть меня в депрессию. Притом что я все принимаю близко к сердцу и в целом имею расшатанную психику артиста. (Улыбается.) Диаграмма моего настроения довольно быстро меняется, причем вне зависимости от внешних обстоятельств — только с приходом какой-то мысли или даже увиденной сценки на улице. Людям, находящимся со мной рядом, приходится трудно. Порой они делают вывод, что я на них за что-то обиделась, даже не предполагая, что причина — исключительно в моих фантазиях.
— Уже два года, как вы в разводе с Никитой Ефремовым, а несколько лет назад я делала с ним интервью, в котором он мне с восхищением рассказывал, что только его неповторимая жена может в медовый месяц на греческом пляже читать письма Достоевского… Если вернуться к началу, то как у вас все развивалось?
— Мы учились в одном институте, только Никита на три года старше. Не знаю, как для него, но для меня это точно была любовь с первого взгляда. Притом что я совсем не влюбчивая. Я обращаю внимание на талант, но в смысле отношений довольно сдержанна. Нас с Никитой сразила любовь — прямо как кирпич на голову. Ведь это чувство не всегда ведет к парению над землей, когда у тебя вырастают крылья. Для меня любовь как у Булгакова: «Она выскочит, как убийца, из-за угла». Бесполезно спрашивать, что зацепило в человеке, за что ты его полюбил, за что разлюбил. Это не поддается объяснению. Четыре года мы были вместе, включая официальный брак.
— Ваша свадьба прошла в Грузии, и вы сами придумали себе свадебное платье… Для вас была важна традиционная церемония?
— Я никогда не придавала значения регистрации отношений. Воображение не рисовало мне счастливую картинку, что я иду в белоснежном платье с фатой и меня называют женой… Забавно, но, видимо, я принадлежу к разряду тех девушек, которых всегда зовут замуж. Ребята меня так воспринимали: ну, с Янкой все серьезно — надо предложение делать! (Смеется.) В нашем же случае с Никитой мы праздновали наше торжество в стране, которую очень любим, а платье я нарисовала сама, потому что мне не нравилось ничего из того, что я видела в магазинах. Такой подход, кроме эксклюзивности, был хорош и своей экономией. Пошив наряда обошелся в двадцать тысяч рублей, в бутиках же попадались готовые варианты и по двести тысяч… Мне в удовольствие что-то придумывать самой, я обожаю красивые вещи.
— Со стороны казалось, что вы так просто влились в легендарный актерский клан, где мужчины славились своей харизмой и непостоянством, и как-то чрезвычайно легко из него упорхнули…
— При чем здесь знаменитая фамилия? Мы же говорим об отношениях двух людей. Только это важно. Мы с Никитой оба — довольно страстные натуры, чрезвычайно эмоциональные. Как два химических элемента, которые вместе образуют взрыв. Поэтому мы разошлись. Возможно, если бы мы встретились в более позднем возрасте, все протекало бы не так бурно. Где-то мне не хватило терпения, я сгоряча принимала решения… Но, анализируя, я ни о чем не жалею. На каком-то этапе мы нуждались друг в друге и были вместе. Никита — мой учитель во многих житейских вопросах. Вообще, мне кажется, что мы очень серьезно взрастили друг друга. В любом случае, это дело прошлого, сегодня сложно давать оценку нашему расставанию, это уже свершившийся факт. Правда, мы с Никитой не перестали дружить и относиться друг к другу с большой нежностью. Он — бесконечно добрый, умный человек. У меня нет сомнений: если со мной что-то произойдет, он обязательно придет на помощь. И я также всегда готова его поддержать, он это знает. К слову, с парашютом мы вместе с Никитой прыгнули, когда уже были на этапе развода… Мы с ним понимаем друг друга с полуслова, у нас отлично налажена коммуникация, поэтому вместе играть в том же сериале «Отличница» влюбленных нам было не трудно. Понимаете, есть связи, которые неразрывны, вне зависимости, вместе эти люди или нет.
— Как вас изменили эти отношения?
— Если раньше я растворялась в любимом, ничего вокруг, кроме него, не видела, то теперь у меня появилось личное пространство. Я начала формулировать и воплощать собственные задачи.
— На программе Ивана Урганта вы признались в стремлении к жизни богемной…
— Это была шутка, уместная в формате передачи. Поздно просыпаться, лениться — совсем не моя история. Как и бесконечные походы по магазинам. Исключением является лишь обувь. Некоторые экземпляры я покупаю как произведение искусства. И готовлю я тоже с удовольствием, а вот уборку не особо люблю. А все потому, что в этом процессе отсутствует творчество. Вот раскрасить цветочную вазу, чтобы подарить подруге на день рождения, это совсем другое дело! (Улыбается.)
Источник
Яна Гладких родилась 28 февраля 1991 года в Москве. В детстве, для того чтобы преодолеть страх перед публичными выступлениями, Яна поступила в театральную студию для детей под руководством Ирины Феофановой. Гладких попала к преподавателю Игорю Яцко, которому удалось привить девочке любовь к театру. К концу обучения Гладких твёрдо знала, что будет поступать только в театральный институт. После школы, которую Яна закончила в 16 лет экстерном, стала студенткой Школы-студии МХАТ мастерской Дмитрия Брусникина и Романа Козака. Яна Гладких — актриса российского театра и кино, служит в театре МХАТ имени А.П. Чехова. Работая в театре, Яна параллельно продолжала сниматься в кино и сериалах, исполняя роли второго плана. Особенно запомнилась зрителям Гладких в мини-сериале «Небесный суд. Продолжение» (2014), в котором девушка выступила в роли стажера Верховной Инквизиции по имени Эвридика. Немалый успех принесло актрисе участие в сериале 2015 года «Взрослые дочери», в котором девушка сыграла одну из дочерей капитана милиции Алексея Калганова. «Красотка в ударе» — дебютный проект Яны Гладких в качестве режиссера. Это история о обычной девушке, со своими комплексами и проблемами. Однажды она понимает, что проснулась настоящей красоткой, и теперь перед ней открыты все двери. Героиня перестраивает свой внутренний мир и приходит к гармонии.
Почему кино именно о девушках?
Я считаю, что снимать кино нужно о том, что ты очень хорошо знаешь и чувствуешь. Однажды мне предложили поработать над сценарием, главной темой которого было, как у девушек происходит тот или иной выбор? И мои предложения по нему кардинально отличались от видения мужчин. Меня спросили: «А почему ты так уверена, что у 30-летних девушек происходит именно так?» –«Наверное, потому что я – девушка и мне скоро 30 лет».
У меня есть определенный жизненный опыт, я каждый день общаюсь, секретничаю и обсуждаю детали нашей женской жизни с моими подругами, ровесницами, мамой. Именно поэтому могу говорить со знанием дела на такие темы. На мой взгляд, в русском кино не сильно раскрыта тема внутренний жизни девушек, еще можно открывать и открывать, и найти много нового. Замечательно, что для фильма «Красотка в ударе» продюсеры изначально искали женщину-режиссёра – это было правильным решением конкретно для этой истории.
Есть ли в фильме что-то личное?
Если в твоем фильме нет личного, не понимаю, зачем его снимать? В каждого героя, в каждую ситуацию я вкладывала свой опыт, свои эмоции. Некоторые эпизоды вообще взяты из моей жизни. Например, сцена с мамой. Было смешно, я показывала картину маме и спросила: «А ты узнала здесь себя? Это же ровно та ситуация, которая у нас с тобой в жизни все время происходит». На что мама ответила: «Нет! Я даже подумать не могла! Неужели я так тебе говорю? Это правда?». Мы с ней долго смеялись. Иногда сложно посмотреть на себя со стороны.
Почему на роль главной героини вы выбрали именно Юлию Александрову? Чем она принципиально отличалась от других кандидаток?
Юлю я выбрала моментально, как только она пришла на пробы. Мы мгновенно совпали. До Александровой пробовались другие замечательные актрисы, но как только познакомилась с ней, поняла, что никого другого больше смотреть не буду. Она полностью отвечала всем моим запросам к главной героини.
Юля хорошо понимает проблемы своего персонажа, знает, что такое брак, что такое женская невостребованность, комплексы, с которыми ты пытаешься мириться, и которые мешают тебе жить, – когда тебе кажется, что ты должна чему-то соответствовать, а ты как будто бы не дотягиваешь. Она могла примерить на себя и передать множество вещей, став для меня квинтэссенцией всех девушек разом.
Мне почти не требовалось никаких слов, чтобы объяснить, как в этой сцене должно быть и что чувствует героиня. Юля это мгновенно понимала, а ее невероятный профессионализм выручал нас во многих ситуация. Ведь съемки кино — крайне сложный процесс, это череда каких-то неожиданностей и не всегда все идет по плану. В таких ситуациях только профессионализм и самоотверженность артистов могут помочь.
Вы снимали этот фильм будучи беременной. Какие это накладывало особенности на процесс?
Никаким образом не отражалось. Я кайфовала от процесса и, в целом, точно также бегала, как будто не беременная. Меня все время пытались усадить на стул, говорили: «Посиди, успокойся. Не надо бегать как ужаленная». Беременность протекала легко, поэтому я была очень, скажем, деятельна. Разве что из чувства самосохранения я меньше волновалась в каких-то непредвиденных ситуациях.
Главный «месседж» фильма?
Только ты сам можешь быть источником своего счастья и благополучия. Если ты в гармонии с собой, то найдешь гармонию во всем вокруг. Работа будет приносить удовольствие; ты окружишь себя людьми, действительно тебе близкими и значимыми. Все станет на свои места и обретет совершенно другое значение.
Всегда думала, что, когда мне будет 30 лет, я, наконец, совпаду со своим внутренним возрастом. И это будет самый комфортный момент моей жизни, я пойму про себя что-то такое, о чем пока не догадываюсь. Так и получается: сейчас мне 29, и я чувствую, что только сейчас приближаюсь к себе, а не в свои 16, 20 или 25 лет. И я принимаю себя, люблю то, что раньше меня раздражало, то, из-за чего раньше комплексовала.
Какие эмоции испытает зритель после просмотра фильма, на ваш взгляд? Что вынесут для себя девушки?
Я снимала фильм, на который сама бы с удовольствием пошла с мужем, детьми, семьей, подругами. Это идеальная картина для девичника или свидания. Парням тоже будет над чем посмеяться и о чем задуматься. «Красотка в ударе» – очень доброе, легкое, веселое кино, которое заряжает энергией. После него выходишь не опустошенный и загруженный мыслями: «Как жить в этом страшном мире?». Хотя и такие картины имеют право на существование. Наше кино для отдохновения души, когда хочешь отдохнуть, а заодно посмотреть, как живут понятные и близкие тебе герои – такие же, как ты сам.
Что было сделать труднее всего?
Наверное, центральная любовная сцена. Мы с оператором придумали ее снимать в «режим»— это такой промежуток, длящийся 30-40 минут, когда солнце уже практически село, но свет еще не ушел. А сцена очень длинная, технически достаточно сложная: нам нужны были и дождь в кадре, и техники много, и людей на площадке немало задействовать. И необходимо, чтобы все работало синхронно и четко, потому что на этот кадр у нас – всего один дубль! Оператор мне сказал: «Да, мы рискуем. У нас либо ничего не получится, либо снимем лучшую сцену в фильме». И я, предчувствуя, что все будет хорошо, согласилась: «Давай рисковать!». И тут то, о чем я говорила раньше, – благодаря профессионализму артистов, их самоотверженности, любви к фильму, получилась лучшая сцена.
Изменил ли вас этот проект?
Я очень благодарна своим продюсерам – Рубену Дишдишяну и Ларисе Блажко – за возможность снять мой первый полнометражный фильм, «Красотку в ударе»! У меня была возможность поработать на настоящей картине, которая снимается не «на коленке», как это обычно бывает на дебютах, а с серьезным бюджетом, командой, полным циклом производства. Этот фильм «прокачал» меня. Я вышла из этой истории более опытным человеком, чем была до. Проработала практически со всеми техническими ухищрениями камеры, узнала массу производственных нюансов. В финальной сцене у меня снималось 450 человек массовки, все главные артисты, надо было сделать невероятное количество кадров, – и мы справились. Теперь я не боюсь массовых сцен, знаю, что могу это делать, и знаю, как это делать.
Этот фильм подарил мне большую уверенность в себе. Надеюсь, зрителям при просмотре он тоже ее подарит.
Источник