Ярослав здоров личная жизнь
Отрывок из книги А.Мурзич “Театр Романа Виктюка. Из точки в вечность”.
“Бог дал голос. Плюнул Бог сверху и попал на голову не того человека!”, – негодующий выплеск Агрессивного Зрителя. Зачем эта злость? “Неужели не умеем мы по-доброму?” Думаю, умеем. Я самолично благодарю… Надеюсь, свет и нежность нам придется больше по сердцу, чем глупость и агрессия.
Каркнула курица – знает вся улица
Ярослав Здоров. Я приехал в Москву в 1991 году на конкурс актерской песни имени Андрея Миронова. После этого конкурса у меня появилась масса всяческих приглашений и предложений. В результате хитросплетений судьбы я оказался в театре небезызвестного композитора Алексея Рыбникова, приняв участие в его опере “Литургия оглашенных”. К сожалению, я проработал недолго у Рыбникова, во-первых, потому что партия была маленькая, а во-вторых и в главных, из-за отсутствия прожиточного минимума, из-за отсутствия жилья. В общем-то, я уже решал поворачивать оглобли, возвращаться в Ташкент. Я себя подготавливал морально к тому, чтобы вернуться.
И как-то вечером раздался звонок. Я подошел к телефону, снял трубку. Незнакомый голос меня спросил: “Ярослав?” – “Да”. – “Это Виктюк”. А дело в том, что Роман Григорьевич раньше что-то слышал обо мне, потому что на конкурсе актерской песни были актеры из его Театра. Мир тесен, а творческий мир тесен еще более. Это своего рода деревня: каркнула курица – знает вся улица. Все знали, что появился такой человек, такой голос. С Курмангалиевым у Виктюка уже были проблемы. Финансовые, наверное… И они, вероятно, подыскивали какую-то альтернативу ему. Уже тогда, на конкурсе, меня пригласили на спектакль с целью знакомства с Виктюком. Мы познакомились, он попросил меня что-нибудь спеть. После этого он решил еще раз со мной встретиться, но не получилось у нас еще раз… Я даже не помню, почему мы не встретились, – просто пропали из поля зрения друг друга.
Прошло два года с тех пор, и вот – этот вечерний звонок. И приглашение. Я пришел на встречу в его репетиционную аудиторию. И они с Маковецким просто-напросто сели передо мной, Виктюк вытащил пьесу “М. Баттерфляй”, сказал: “На, попробуй почитай…”. А я даже не знал, для чего он меня приглашает. Так все и произошло. Я не стал задавать вопросов: почему “М. Баттерфляй”, по какой причине он приглашает меня на эту роль? Ведь блистательно играл Курмангалиев, он снискал успех, стал любимцем публики.
Для Москвы того времени это был действительно шоковый спектакль, потому что он возник на волне общих перемен. Разрушалась страна потихонечку, еще не так сильно, не так болезненно, но все же разрушалась. Психология общества еще не была готова воспринимать этот спектакль. И поэтому был шок, был бум, публика ломилась на “М. Баттерфляй”. И не было билетов.
Эрик благодаря этому спектаклю сделал себе хорошую карьеру. До “М. Баттерфляй” его знал узкий музыкальный круг. И когда мне предложили играть после него, я не смог отдать себе отчет в том, на что подписываюсь. Для меня это было просто начало чего-то нового, новым периодом в жизни.
Образ моей жизни
Ярослав Здоров. Ну и что? Начались репетиции. Я раньше никогда не репетировал с настоящим театральным режиссером, а ведь я закончил театральный институт в Ташкенте. Виктюк был первым серьезным режиссером, с которым мне довелось встретиться по профилю театрального искусства. Я заканчивал институт, совершенно не подозревая, что у меня могла бы быть совершенно другая жизнь.
Хотя голос у меня был всегда. Вот как я встал на ноги, наверное, с тех пор и пою. Голос – это естественный спутник моей жизни. Я могу сказать, даже более того… Как бы мне выразиться, чтобы это не звучало вульгарно… У меня имелись проблемы со здоровьем, были не в порядке бронхи и трахея, и я не мог полноценно звучать. Так было ощущение, что я покинутая женщина, которая всю жизнь была замужем, жила с семьей и у которой вдруг произошли проблемы в жизни. Я впервые почувствовал, что смысл моего существования заключается именно в музыке, в голосе, в пении. И ни о чем другом на самом деле я никогда даже не думал. Голос – это образ моей жизни.
Я мечтал о сцене, но я не знал, что мой голос – действительно что-то серьезное. И мне никто не мог сказать, что это редкий голос. Мне говорили, что он превратится после мутации, может быть, в тенор, может быть, в баритон. И надо молчать… В этот возрастной период нормальным отрокам, вероятно, больно говорить, голос их некрасив, появляется неприятный тембр. Они не могут громко разговаривать, потому что голос ломается, трескается, срывается. У меня этого не было. Я мог спокойно петь. Но, конечно, я помнил своей вокальной памятью, какой у меня был голос в детстве, и слышал, во что он превращается. Я мог сравнить. Я понимал, что возможности сокращаются, но не знал, что этот голос имеет свое название, свое будущее. Когда начинал дурачиться, изображая какую-нибудь оперную примадонну, мне говорили: “Тебе надо молчать, тебе нельзя петь!” Я искренне не понимал, почему мне надо молчать, когда хочется петь. Я это к тому говорю, что у меня не было никогда резких физических ощущений этого переходного периода.
Так вот, в связи с тем что мне никто не мог объяснить, что мне стоит всерьез заняться музыкой и вокалом, я занялся поступлением в театральный институт. И я его закончил. Естественно, что в Ташкенте я не мог получить должного образования ВУЗа. Я получил только бумагу об окончании. Но я рад этому, потому что, если бы узбеки занялись моим образованием, результат был бы весьма печальный. Слава Богу, ничего страшного не произошло. И все мои радивые одноклассники сейчас, наверное, рожают детей и воспитывают их. А я продолжаю свою жизнь на сцене. То есть я занимаюсь тем, чем хотел заниматься. В сущности, театр тоже имеет место в моей жизни. В связи с тем что моя жизнь с 1991 года обрела качественно новое состояние, театр превратился в нечто прикладное. Виктюк, Фокин, Штайн… Но я не драматический актер, я певец. И пение дарит мне опять-таки встречи с такими выдающимися режиссерами, о которых мечтал бы любой актер.
Актёры как женщины
Ярослав Здоров. Возвращаясь к “М. Баттерфляй”… Я видел спектакль с Курмангалиевым. Когда я вышел из зала, почувствовал, что рано или поздно этот спектакль будет иметь ко мне непосредственное отношение. Это чувство возникло на каком-то необъяснимом уровне. Смешно: “предчувствие его не обмануло”. Это как раз из той серии.
Моя эйфория длилась недолго. Довольно скоро начались сложности – в смысле негатива по отношению ко мне. Но это второстепенная закулисная жизнь, что о ней рассказывать? Ведь в конечном итоге мы выходим к зрителю, зритель хочет видеть результат. Результат – это творчество, а не то, что происходит за кулисами. Какие-то там костюмеры, монтировщики, отношения…
К сожалению, благодаря тому что Виктюк воспевал зло, очень много зла было в его Театре. Зла человеческого… Люди просто получали от него удовольствие, они радовались тому, что им все дозволено. В какой-то момент даже я поддался этому. Не хочу сказать, что я Ангел, воплощение альтруизма и добродетели, но я был совсем другим человеком до того, как пришел в Театр Виктюка. Я был провинциалом, в хорошем или плохом смысле этого слова. И меня не любили, потому что я был не таким, как они. А почему они должны были меня любить? Для того, чтобы они меня приняли, я должен был бы уподобиться им. Стать Эриком Курмангалиевым, который мог с ними распивать и устраивать дебоши. Я другой человек, у меня этого просто не получилось. Но весь негатив существовал потому, что его провозглашал Виктюк. Пусть негласно… Но это было можно. Так что же мне горевать о таком человеческом беспределе?
Да, меня восприняли в штыки. Когда я согласился принять участие в спектакле вместо Курмангалиева, я не учел всех тонкостей. Даже московская публика сначала воспринимала меня достаточно холодно. И это продолжалось длительный период времени. Спектакль шел четыре раза в неделю. Первая премьера со мной состоялась в Киеве, специально для того, чтобы попробовать. Если уж провал – так только 6 не в Москве. Московская публика очень злая, надо сказать. И критика. Я не знаю, откуда берется это паскудство. Из-за непонятных, смешных амбиций, из-за какой-то недоразвитости они пишут: “Плохо, плохо, плохо”. А что плохо? Объяснить не могут. И соревнуются – кто поострее, похлестче заденет. Вот в этом им мастерства не занимать. А на то, чтобы оформить какое-то умное, во всяком случае интересное размышление по поводу своих впечатлений, их не хватает. Да не только критика, но и публика меня восприняла очень тяжело. Но, во-первых, поздно было отказываться, а во-вторых, мне уже и не хотелось этого делать. Сначала я ощущал обиду. Я понимал, что вроде нравился им, но сложившиеся стереотипы были настолько сильны в аудитории, что они перекрывали здоровое творческое начало в зрителе, то начало, которое делает зрителя и актера соучастниками. Вот я, например, с некоторых пор прихожу в театр или в консерваторию – и перестаю быть, грубо говоря, профессионалом. Я не хочу быть профессионалом, я хочу быть обыкновенным зрителем, обыкновенным слушателем. Это мне помогает лучше понять и не заблудиться в своих впечатлениях. Когда ты приходишь в театр с амбициозном началом, ты просто-напросто врешь самому себе. Появляются ревность, зависть – весь этот ужас. И его хоть отбавляй и в критиках, и в представителях творческой среды, он дает им отвратительную способность отравлять жизнь и умерщвлять всякие интересные начинания.
Конечно, я поздно понял, что значит вводиться в спектакль после человека, который снискал себе зрительскую любовь. Но я столько вложил в него своей души… Это была отдельная жизнь, маленькое озарение в моей жизни, и я должен был доказать самому себе, что я способен достучаться до сердец даже такой амбициозной аудитории, как московский зритель. И я это сделал. На “М. Баттерфляй” никогда не было пустых мест, никогда. Переполненные залы, овации и, в конце концов, цветы. Это показатель, да? Я не буду греха таить, каждый актер хочет, чтобы ему дарили цветы, каждый актер хочет, чтобы у него был успех. Актеры как женщины, они хотят нравиться. Они хотят, чтобы их любили, чтобы им делали комплименты. Они могут не сознаваться в этом, но все равно в глубине души они знают, что лгут. Им хочется нравиться публике. И мне точно так же этого хотелось, и было очень обидно за мой первый поклон в Москве. Я помню, как Курмангалиева забрасывали цветами. Даже Маковецкого, которого хорошо знает московская театральная публика, по-моему, задевал успех Курмангалиева. Потому что у него был дикий, бешеный успех. Я опять-таки подчеркиваю, что надо отдать должное тому, что это было удачное стечение обстоятельств. Время располагало. На моем первом спектакле в Москве было обратное – как раз Сереже Маковецкому в этом смысле повезло: все цветы дарили ему. А я, главный исполнитель, оставался как некоторое бесплатное приложение к нему, в нагрузку. После такого можно было бы, конечно, повернуться, оскорбиться и уйти. Я этого не сделал. Потому что я уже любил спектакль, мне казалось, что у него большое будущее. Самое главное, что я хотел в тот момент пересилить собственные амбиции, собственные обиды и сделать этот спектакль своим. Я решил обратить эту ошибку в опыт, направить ее в положительное русло. “Да, сейчас мне обидно, горько, допустим… Но это же дико смешно – мне обидно за то, что мне цветы не подарили. Это же глупо”. Хотя это меня действительно обижало. Но прошло несколько спектаклей, и ситуация изменилась. Я почувствовал, что наступил момент, когда Москва начала меня принимать. Принимать мой образ.
Образ Сонг Лилинг Курмангалиева был иным. Начнем с того, что Эрик – это совсем другой человек. Для него и ставился этот спектакль, бралось во внимание то, что он действительно азиат. Он казах – у него раскосые глаза, восточная внешность. Он по всем статьям вписывался в координаты пьесы. Характер его героя был более демоническим. Более односложным, скажем так. Даже если бы я захотел какую-то фурию из себя изобразить, то у меня бы просто не получилось. Мне хотелось совершенно другого. Я тогда не думал, чего именно мне хотелось, я просто делал то, что мог. В том и заключалась вся прелесть, что у меня было совершенно другое существо.
Честно говоря, я порвал свои взаимоотношения с Виктюком. Дело в том, что так нескладно сложилась жизнь – наши отношения перестали быть дружескими. Я ушел из Театра, когда понял, что это действительно так. Я принял решение в один прекрасный момент: “С сегодняшнего дня это мое прошлое. Я не хочу туда возвращаться”. Но, конечно, были еще и внутренние проблемы, чисто житейские, бытовые, которые ускоряли принятие решения о расставании с этим Театром, о растворении его в вечной памяти. Но для меня болезненным является вообще всякий уход. Театр Виктюка не был для меня шарашкой, он был действительно участком жизни, и достаточно интересным, увлекательным, долгим. Два года я работал у Виктюка. Для меня это много. Я не драматический актёр, который в своем театре может прослужить всю жизнь, которого вперед ногами из театра вынесут. Это другие отношения. Для меня Театр Виктюка стал действительно важной вехой в творческой жизни. И принять такое решение мне было сложно и больно, но я понимал, что нужно поставить определенную точку. И только после этого появится новый участок в жизни, новый этап. Пережить разрыв с “М. Баттерфляй” мне было трудно. Я все время вспоминал этот Театр, свой текст, он мне даже во сне снился. Вспоминал переполненный зал, ярусы, люстру, аплодирующую публику. Это совершенно необъяснимые чувства. К сожалению, такова профессия, такова творческая жизнь, она не может быть только прекрасной и сладостной. Моя жизнь как раз очень сложна, потому что у меня нет продюсеров, менеджеров, целого штата людей, которые бы на меня работали. Или хотя бы одного человека, который занимался бы профессионально моей жизнью. Все в моей жизни происходит по воле Божьей. Это не странно, это как раз нормально. И дай Бог, чтобы так и продолжалось. Хочу в это верить. Тем болезненнее для меня подобные разочарования. Обо мне услышали, я пришел, мне создали ситуацию – хорошо, если так… Но здесь ситуацию мне создала сама жизнь. Поэтому больнее, острее для меня было расставание.
Было ли разочарование в личности Виктюка? Да. Но ведь об этом говорю не только я, об этом говорят многие актеры. Я один из тех, которые не так сильно с ним связаны. Есть актеры, которые с ним прожили достаточно долгую жизнь. И они говорят то же самое о нем, хотя все равно продолжают его любить. У меня этой любви уже нет. Он сделал мне больно. Хотя я отдаю ему должное, он сделал кое-что еще. Он дал мне “М. Баттерфляй”, у меня появилась возможность получить огромное удовольствие от работы в этом спектакле. Но я не могу сказать, что у меня осталась хорошая и теплая память об этом. И я не могу сказать, что сейчас с удовольствием туда вернулся бы или же, что я тоскую об этом времени. Нет. Это острый и болезненный этап, он достаточно быстро прошел. Не было у меня ломки, как у наркоманов, когда они пытаются воскресить свою нормальную жизнь. Почти не было – немножко, очень коротко и ясно. Было – и прошло. Этот этап в моей жизни дал мне возможность расширить свою аудиторию, найти своих потенциальных слушателей, дал возможность ощутить себя актером, артистом. Это такое счастье!
Источник
Контратенор. Постоянно сотрудничает с театром АнтреСоль, участвовал в таких проектах, как “Опера Нищего” (ансамбль “La Stravaganza”), “Непобедимый Дон Кихот” и “Кабаре Дежавю” (ансамбль “La Campanella”)
Ярослав Здоров – певец-контратенор, актёр театра и кино.
Выпускник (1991) актёрского факультета Ташкентского государственного театрально-художественного института им. А. Н. Островского и вокального факультета Российской академии музыки им. Гнесиных (1994–2000, класс проф. З. А. Долухановой).
С 1991 года живёт в Москве.
Творческий путь:
Лауреат II конкурса актёрской песни им. Андрея Миронова.
Участвовал в Международном фестивале Пушкин–Гёте (Москва, 1999), в XIII фестивале актёрской песни во Вроцлаве (Польша), а также в концертной программе для польской диаспоры в Кёльне (Германия), состоявшейся в концертном зале Радио Германии.
1992 год – солист Театра Алексея Рыбникова, участвовал в постановке его оперы-мистерии “Литургия оглашенных”.
1992-1994 гг. – актёр и певец в “Театре Романа Виктюка”: Дэвид в спектакле по пьесе Н. Коляды “Полонез Огинского”; Сонг Лилинг в спектакле “М.Баттерфляй” по пьесе Д. Г. Хуана, ездил с гастролями в Мюнхен, Боготу, Санкт-Петербург, Киев, Днепропетровск, Ригу, Владивосток, Самару.
1994-1997 гг. – солист Коллегии старинной музыки при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Пел в операх Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, К.В.Глюка, Д. Бортнянского и др.
1995-1997 гг. – солист “Театра Музыки и Поэзии п/р Е. Камбуровой”.
1996 год – вокалист театра “Современник” в спектаклях: “Карамазовы и ад” Н. Климонтовича на темы позднего Ф. Достоевского (реж. В. Фокин) и “Мы едем, едем, едем” Н. Коляды (реж. Г. Волчек).
С Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Народного артиста России, лауреата Государственной премии России Валерия Полянского исполняет контратеноровые партии в симфониях № 2 и 4 Альфреда Шнитке и партию Мефистофеля в его кантате “История доктора Иоганна Фауста” (концертное исполнение в Большом зале Московской консерватории – запись на CD для CHANDOS, Великобритания).
Гастроли в Ташкент (Республика Узбекистан) с программой из произведений Г.Ф.Генделя, Дж. В. Перголези, А. Вивальди, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского.
1996-1997 гг. – приглашённый солист в концертных программах Вивальди-оркестра под руководством Светланы Безродной.
1998 год – солист в драматической инсценировке трагедии В. Шекспира “Гамлет”, постановка Петера Штайна (“Театр Российской армии”, Москва, гастроли в Санкт-Петербург, Саратов, Мюнхен, Пловдив, Токио, Гонконг).
Снялся в телевизионном фильме “Крутые. Смертельное шоу” (реж. В. Мищенко, И. Шавлак).
2000 год – театр “Центр драматургии и режиссуры п/р М. Рощина и А. Казанцева”, певец в постановке пьесы Альфреда де Мюссе “Венецианская ночь” (реж. О. Субботина).
2002-2003 гг. – роль Мери Саншайн в русской версии бродвейского мюзикла “Chicago” (продюсеры А. Пугачёва и Ф. Киркоров).
2004-2007 гг. – сольные выступления в концертных залах Москвы с программами камерной музыки XVIII и XIX века, а также с вокальным циклом “Лили Марлен”, составленном из песен немецких композиторов 30-х и 60-х годов XX века, песен из репертуара Хильдегар Кнефф.
С 2007 года занят в роли Фильча и Дженни Козни в “Опере Нищего” И. К. Пепуша на либретто Дж. Гея (совместный проект ансамбля “La Stravaganza” с Дирекцией проекта “Открытая сцена”, муз. руководитель С. Шевелёва).
Певец и актёр в спектакле “Я была счастлива!..”, написанном для бенефиса народной артистки России Е. Васильевой по дневникам жены Ф. М. Достоевского Анны Сниткиной (реж. В. Салюк).
2008 год – участник концертов, посвящённых 90-летию Зары Долухановой (Москва, Тверь).
2011-2012 гг. – концерты в англиканском соборе св. Андрея и в лютеранском соборе св. апостолов Петра и Павла, с произведениями композиторов эпохи барокко.
2012-2013 гг. – участие в театрализованном представлении “Непобедимый Дон Кихот”, проект ансамбля “La Campanella”, роль ключницы (реж. С. Морозов).
2013 год – участие в мастер-классе и постановке оперы С.Ланди “Смерть Орфея” под руководством знаменитого английского музыканта Э.Кинга, на сцене малого зала Санкт-Петербургской госфилармонии.
2014 год – Сольный концерт в Таллине (в церкви Яани Кирик) на музыкальном фестивале русской музыки.
Солист в праздничном первоапрельском концерте “Кабаре Дежавю” на сцене камерного зала Московской филармонии, с ансамблем старинной музыки “La Campanella”.
Дуэтный концерт “Salve Regina”, в московском римско-католическом соборе Непорочного Зачатия.
2015 год – большая сольная программа в Санкт-Петербурге “Я вновь пред тобою”, состоящая из дореволюционных романсов и старых советских песен 40-50-х годов, на сцене эстонской церкви в С-Петербурге.
Выступление с ансамблем старинной музыки “Sankt-Joseph-Kapelle”, состоящее из произведений А.Вивальди.
Сотрудничество с театром АнтреСоль:
Участвовал в некоторых проектах АнтреСоли: “Опера Нищего” (проект ансамбля “La Stravaganza”), “Непобедимый Дон Кихот” и “Кабаре Дежавю” (проекты ансамбля “La Campanella”).
Источник