Элем климов биография личная жизнь

Элем климов биография личная жизнь thumbnail

Биография

Советский режиссер Элем Климов дебютировал комедией “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”, но вошел в историю как мастер серьезных фильмов, поднимающих глубинные нравственные вопросы.

Режиссер Элем Климов

Правдивые и жесткие картины Климова подчас подобны ножу уверенного хирурга, который причиняет боль, чтобы докопаться до источника проблемы и искоренить ее. Став руководителем Союза кинематографистов в 1986 году, мастер утвердил курс на неразвлекательное кино, благодаря чему в прокат вышли ленты, поднимающие “трудные” темы, о которых не решались заговорить ранее.

Детство и юность

Элем Германович Климов родился в 1933 году в Сталинграде (ныне Волгоград). Необычное имя вызывает вопросы о национальности режиссера, однако он русский, просто имя составлено из первых букв фамилий вождей мирового пролетариата. Правда, впоследствии мать Элема объясняла, что сына назвали в честь персонажа Джека Лондона.

Отцу Герману Степановичу приходилось расследовать особо важные дела в Комитете партийного контроля при ЦК. В годы оттепели мужчина потратит много сил, чтобы реабилитировать тысячи невинно пострадавших “врагов народа”. Мама Калерия Георгиевна трудилась в школе учителем физкультуры. В семье было двое детей: в суровом 1941-м у Элема родился младший брат Герман. С наступлением войны мать с сыновьями уехала на Урал в эвакуацию. Режиссер помнит, как в детстве покидал горящий город, пересекая Волгу на маленькой лодке.

Элем Климов в молодости (кадр из фильма "Ребята с нашего двора")Элем Климов в молодости (кадр из фильма “Ребята с нашего двора”)

Окончив школу, юноша стал учиться в Московском авиационном институте, из которого выпустился в 1957 году и начал работать на заводе. Но карьера инженера-конструктора не задалась, поскольку молодой человек чувствовал в себе творческий потенциал и хотел его реализовать. Недаром в молодости ставку на производстве он совмещал с деятельностью на телевидении и в филармонии.

Элем поступил во ВГИК на режиссерский факультет, его педагогом стал автор прославленной ленты “Мы из Кронштадта” Ефим Дзиган. Институт Климов окончил в 1964 году, открыв первую страницу своей творческой биографии.

Фильмы

Выпускной работой Элема Климова стала комедия о пионерском лагере “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”. Незамысловатая лента об изгнанном с территории Косте Иночкине оказалась неожиданно проблемной – приемная комиссия углядела в ней насмешку над советским режимом и еще невесть что крамольное. Автор вступил в конфликт с худсоветом еще в период утверждения Евгения Евстигнеева на главную роль, а в момент сдачи и вовсе отчаялся кому-то что-то доказать.

Евгений Евстигнеев (кадр из фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен")Евгений Евстигнеев (кадр из фильма “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”)

Спас ленту, как ни странно, Никита Хрущев, который при просмотре смеялся от души и в итоге одобрил фильм к выпуску. Картина имела успех в прокате, а выпускника ВГИКа утвердили штатным режиссером Мосфильма, выдав диплом с отличием.

Второй работой начинающего постановщика тоже стала комедия. “Похождения зубного врача” могли бы стать пропуском в мир большого кино для Андрея Мягкова, сыгравшего первую главную роль в карьере. Но в очередной раз Климова заподозрили в осмеянии советской действительности, и фильм положили на полку, вследствие чего в прокат он вышел в 1967-м, через 2 года после выпуска. Ограниченный тираж подразумевал такой же прокат, поэтому о ленте узнали только спустя 20 лет.

Андрей Мягков (кадр из фильма "Похождения зубного врача")Андрей Мягков (кадр из фильма “Похождения зубного врача”)

Картина 1970 года “Спорт, спорт, спорт” снята в новаторской манере совмещения игрового кино и кадров документальных хроник. Над проектом режиссер работал совместно с братом Германом, написавшим сценарий.

Следующим большим делом, за которое взялся мастер, стало завершение последнего документального фильма Михаила Ромма, который гений кино не успел доснять при жизни. Марлен Хуциев, Герман Лавров и Элем Климов дополнили начатую ленту “Мир сегодня”, и в 1974 году вышла документальная хроника ХХ века под названием “И все-таки я верю…”.

Постановщик замолчал на несколько лет, а говорить его заставила пережитая трагедия. В 1980 году снята документальная короткометражка “Лариса”, посвященная горячо любимой жене режиссера, безвременно ушедшей из жизни в 1979-м.

Алексей Петренко в роли Григория Распутина (кадр из фильма "Агония")Алексей Петренко в роли Григория Распутина (кадр из фильма “Агония”)

Год спустя Климов выпустил первую пронзительную драму в своей фильмографии – ленту “Агония”, рассказывающую про жизнь и смерть Григория Распутина. Стремясь достичь эффекта подлинности, автор вставлял в кино кадры черно-белой кинохроники. В прокат фильм вышел с уже привычным для режиссера запозданием.

В том же году Элем Германович заканчивает драму “Прощание” – экранизацию повести Валентина Распутина о последних днях сибирской деревни. Работу над картиной незадолго до смерти начала жена мастера, и снятый материал Климов посвятил ее памяти.

Последней работой и вершиной творчества стала военная лента по сценарию Алеся Адамовича “Иди и смотри” (1985). Те, кто смотрел фильм, признавали, что после него уже невозможно что-то снимать о той страшной войне. Алексей Кравченко, сыгравший главную роль, на глазах зрителя из мальчика за пару экранных дней стал седым стариком с глубокими морщинами. Картина получает признание на различных смотрах, среди которых кинофестивали в Москве, Каннах и Венеции.

Читайте также:  Алиса кожикина биография личная жизнь

Алексей Кравченко (кадр из фильма "Иди и смотри")Алексей Кравченко (кадр из фильма “Иди и смотри”)

С 1986 года Климов – первый секретарь Союза кинематографистов СССР. Назначение вызвало значительную перестройку во всем курсе советского кино. Мэтр борется с развлекательной тенденцией в современной киноиндустрии и настаивает, чтобы в съемочный процесс запускались “проблемные” фильмы. Историки говорят, что после этого на экраны вышла плеяда картин, отдающих “чернухой”: в них открыто говорилось о насилии, преступности и проституции, которых до этого на советском экране словно не существовало вовсе.

Личная жизнь

Музой и единственной любовью жизни для Климова стала режиссер Лариса Шепитько. Девушка была не просто красавицей, но и мастером с глубоким дарованием, что делало ее в глазах влюбленного мужчины совершенством. Лариса не сразу обратила внимание на Элема, но тот оказал ей помощь во время болезни. Мужчина не жалел времени на монтаж отснятого девушкой материала для дипломной работы, и в итоге они сблизились.

Повстречавшись 2 года, влюбленные поженились в 1965-м, а спустя 7 лет у них родился сын Антон. Пара производила эффект: оба красивые, деятельные, вдохновенные и творчески независимые. При этом дополняли друг друга, становясь единым целым. Лариса с каждым годом все больше расцветала, снимая серьезное авторское кино и становясь режиссером с именем. На фото Шепитько неизменно выглядит красавицей со жгучим взглядом.

Документальный фильм “Лариса Шепитько и Элем Климов. Больше, чем любовь”

2 июля 1979 года произошла трагедия: отправляясь на съемки фильма “Прощание с Матерой”, женщина попала в автомобильную катастрофу и погибла на месте аварии. Смерть жены Климов увидел в тот момент во сне и проснулся в состоянии леденящего ужаса. Мужчина не успел попрощаться с любимой. Отношениям двух режиссеров посвящена документальная лента “Больше, чем любовь” из цикла телеканала “Культура”.

Оставшись с малолетним сыном на руках, Климов больше не пытался устроить личную жизнь. Элем Германович говорил, что утрату Ларисы не способна восполнить ни одна женщина, любые отношения стали бы компромиссом.

Смерть

Элем Климов прожил 70 лет, последние 18 лет жизни не снимал кино. Мужчина вел затворнический образ жизни и писал много стихов.

Режиссер Элем Климов

За месяц до смерти режиссер перенес инсульт и оставшиеся недели пролежал в Московской ЦКБ в состоянии комы. 26 октября 2003 года мастера не стало. Причиной смерти названа гипоксия мозга.

Жена Элема Германовича Лариса Шепитько похоронена на Кунцевском кладбище. Так вышло, что муж покоится вдали от нее: могила Климова расположена на Троекуровском кладбище Москвы, неподалеку от родителей.

Фильмография

  • 1959 — «Осторожно: пошлость»
  • 1960 — «Жиних»
  • 1962 — «Смотрите, небо!»
  • 1964 — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
  • 1965 — «Похождения зубного врача»
  • 1970 — «Спорт, спорт, спорт»
  • 1980 — «Лариса»
  • 1981 — «Агония»
  • 1981 — «Прощание»
  • 1985 — «Иди и смотри»

Источник

Элем Климов

Элем Климов

Элем Германович Климов. Родился 9 июля 1933 года в Сталинграде (ныне Волгоград) – умер 26 октября 2003 года в Москве. Советский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист Российской Федерации (1997).

Элем Климов родился 9 июля 1933 года в Сталинграде (ныне Волгоград).

Отец – Герман Степанович Климов, следователь по особо важным делам Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, после 1956 года занимался реабилитацией невинно репрессированных.

Мать – Калерия Георгиевна Климова (1910-2004).

Младший брат – Герман Германович Климов (род. 09.05.1941), сценарист.

Свое имя получил в честь героя романа Джека Лондона «Заря пламенеет». Правда, мама сказала ему об этом, когда он был уже взрослым, а поначалу он считал, что имя есть производное от Энгельс-Ленин-Маркс.

После окончания школы он поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1957 году. Далее Климов работал инженером-конструктором на одном из московских заводов.

Параллельно начал сотрудничать с молодёжной редакцией Всесоюзного радио и Центрального телевидения, а также с Московской филармонией.

Член КПСС с 1962 года.

Элем Климов в молодости

Элем Климов в молодости

В 1964 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, учился в мастерской Ефима Дзигана.

Далее стал работать на киностудии «Мосфильм».

Его дипломной работой стал полнометражный фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Картина сразу была запрещена цензурой и полгода ему не давали защитить диплом во ВГИКе. Климов вспоминал: “говорили, что я снял антисоветский и антихрущевский фильм”. Спасло мою защиту только вмешательство Сергея Аполлинарьевича Герасимова. Затем кто-то послал картину на дачу к Никите Хрущеву, тот посмотрел, очень смеялся, а потом спросил: «Почему держите такой хороший фильм? Отдавайте в прокат!».

Комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» в итоге имела большой успех в прокате. Именно с его легкой руки стал звездой кино Евгений Евстигнеев.

Следующий фильм режиссёра – «Похождения зубного врача» по сценарию Александра Володина – был снят в 1965 году, но вышел в 1967-м и лишь в ограниченном прокате (78 копий), далее был «положен на полку». По сюжету зубной врач оказался наделен божественным талантом мгновенного излечения зубов, однако советское общество не приняло этот талант и убило его. Повторный выпуск состоялся только в 1987 году. Позднее Климов говорил, что и сам не был доволен этим фильмом.

Читайте также:  Ильей древновым биография личная жизнь фото

Элем Климов совместно с Г. Лавровым и М. Хуциевым завершил неоконченный фильм Михаила Ромма «И всё-таки я верю…».

В 1970 году на экраны вышла его художественно-публицистическая лента «Спорт, спорт, спорт», соединившая в себе хроникальный и игровой материал. Эта работа Климова была высоко оценена на многих фестивалях спортивных фильмов.

Элем Климов 2

В 1975 году Элем Климов представил фильм «Агония», посвящённый Григорию Распутину. Начиная с 1966 года кинематографическое руководство трижды разрешало запустить фильм в производство и трижды же внезапно и без видимых причин работу над фильмом останавливало. Это длилось восемь лет, пока в 1974 году фильм все же позволено было снять. А когда творческий процесс завершился и картина была готова, её в 1975 году запретили. На отечественный экран фильм был выпущен только спустя десять лет.

О том, как возникла идея фильма «Агония», Элем Климов говорил: “Все началось с того, что мой второй фильм «Похождения зубного врача» обратил на себя внимание Ивана Пырьева. В ту пору я работал в объединении Михаила Ромма, а Пырьев возглавлял другое объединение. Вот он и решил меня сманить, предложив ставить большой фильм к 50-летию Октябрьской революции. Естественно, тема фильма должна была находиться в какой-то связи с юбилейной датой. Я до той поры исторических фильмов не делал и, честно сказать, не намеревался удаляться в прошлое. Пырьев совсем меня ошарашил, спросив, что я знаю о Григории Распутине. Знал я крайне мало. В школьном учебнике было несколько строк об авантюристе, имевшем сильное влияние на царскую семью, которого какие-то заговорщики зимой 1916 года убили и бросили в прорубь на Неве. Пырьеву почему-то очень хотелось увидеть фильм именно про события, связанные с этой загадочной фигурой. Он предложил мне найти сценаристов и заняться подготовкой к фильму. Я увлекся темой только тогда, когда сел читать историческую литературу, мемуары, документы. Сценарий писали мои друзья Илья Нусинов и Семен Лунгин… То, что мы тогда, в 1965 году, сочинили о Распутине, выглядело весьма странно, если не сказать – безумно. У нас было два Распутина: один – реальный, а второй – такой, каким его видели легенда, молва, сплетни. Извозчикам, солдатам, барышням он казался гигантом, всемогущим чудотворцем. Эффект несовпадения этих двух образов. Потом мы от этого раздвоения отказались. Работая над окончательной отделкой этой фигуры, мы понимали, что предложили зрителю не подлинное историческое лицо, каким оно было в действительности, но историческое лицо сквозь призму восприятия его современников и наших современников. Так что в какой-то мере наш Распутин – из мифа, хотя почти все его действия в фильме проверяемы по документам”.

Последней работой режиссера стала военная драма 1985 году «Иди и смотри» по сценарию Алеся Адамовича и самого Климова. Действие картины разворачивается на территории Белоруссии в 1943 году. В центре сюжета – белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика. Фильм вышел в прокат в 1985 году – к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне. Фильм был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях и занял шестое место в советском кинопрокате 1986 года (29,8 млн зрителей). По опросу читателей журнала «Советский экран», «Иди и смотри» был признан лучшим фильмом 1986 года.

Картина «Иди и смотри» дала старт в большое кино Алексею Кравченко, исполнившему в фильме главную роль – Флёру (Флориана Гайшуна).

Элем Климов на премьере фильма Иди и смотри

На V съезде Союза кинематографистов СССР (1986) был избран Первым секретарём правления.

В 1988 году Элем Климов объявил о том, что уходит в творческий отпуск, и на 2 года слагает с себя обязанности первого секретаря правления Союза Кинематографистов. Свой уход он мотивировал желанием вернуться к режиссуре – Климов намеревался экранизировать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», для которого совместно с братом Германом написал сценарий, однако этот замысел так и остался невоплощённым. По совету Дэвида Паттнема, оценившего смету производства «Мастера и Маргариты» в 60 миллионов долларов, Климов стал искать деньги в Европе. Попытки оказались безуспешными. Позже Климов не принял условий американских продюсеров снимать фильм со звездами, и не примет и без всяких условий финансовой помощи от новоявленных российских предпринимателей.

Режиссер Глеб Панфилов говорил: “Я уверен также, что Элем мог бы сделать в искусстве гораздо больше. Если бы вписался в новые обстоятельства жизни. Но он надолго замолчал. У него были замечательные сценарии, и я тоже пытался его как-то поддержать, помочь ему, потому что 18 лет вынужденного простоя вообще невыносимы, а для такого мастера расточительны и даже преступны. Но так случилось. Он остановился, потому что отдал все перестройке кинематографа. На V съезде Союза кинематографистов его избрали первым секретарем, и он с присущей ему честностью отдался этому делу. Он все силы отдавал для того, чтобы новая модель кинематографа заработала успешно. Но, к сожалению, не все получилось. И когда он, наконец, освободился от этого бремени, у него уже не хватило сил, да, вероятно, и желания вписаться в новое время. И все его творчество осталось там, в советском периоде”.

Читайте также:  Анастасия михайлова биография личная жизнь

Элем Климов умер 26 октября 2003 года от гипоксии мозга. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Личная жизнь Элема Климова:

Жена – Лариса Ефимовна Шепитько (1938-1979), советский кинорежиссёр, сценарист, актриса, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Познакомились, когда вместе учились во ВГИКе. Элем Климов вспоминал, что сразу обратил внимание на Ларису, но поначалу она была с ним холодна. Позже им удалось подружиться. Особенно они сблизились, когда Шепитько снимала свой дипломный фильм. В Киргизии Лариса снимала картину «Зной» по рассказу Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Там как раз была вспышка инфекционной желтухи и она заболела. После съемок Элем помог больной Ларисе смонтировать картину. С 1963 года они были вместе.

В браке 21 июля 1973 года у пары родился сын Антон Элемович Климов, ныне PR-директор.

Элем Климов вспоминал: “Дело в том, что это совсем не просто, когда муж и жена оба режиссеры, да еще и одного киновозраста: вместе начинали, рядом продолжали, во всем помогали друг другу. Я многому у нее учился – не во ВГИКе, а дома: она, например, блестяще работала с актерами. Я ей помогал, иногда даже снимал вместо нее, потому что она часто болела. И хоть победам друг друга мы всегда радовались, состязание между нами имело место”.

Лариса Шепитько погибла 2 июля 1979 года на 187 километре Ленинградского шоссе близ посёлка Редкино в Калининской области киносъемочная «Волга» вылетела на полосу встречного движения и врезалась в идущий на большой скорости грузовик. В тот момент она приступила к съемкам фильма по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Фильм «Матёра» закончил Элем Климов, в память о Ларисе он назвал его «Прощание». Также он снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.

Элем Климов и Лариса Шепитько

Элем Климов и Лариса Шепитько

Элем Климов и Лариса Шепитько 2

Элем Климов и Лариса Шепитько с сыном

Элем Климов и Лариса Шепитько с сыном

Элем Климов и сын Антон

Элем Климов и сын Антон

Больше Климов не женился, он пояснял: “Вы знаете, желающих достаточно и было, и есть. Но я понял, что после Ларисы это уже невозможно – она была совершенно особенной, божественной женщиной. Я ее за шестнадцать лет совместной жизни так до конца и не узнал. Когда Лариса погибла, Антоше было 6 лет… Ну не смог я через себя переступить! И даже если бы это вдруг случилось, и другая женщина вошла бы в наш дом, она всегда чувствовала бы, что я переполнен Ларисой. И эту другую надо было бы пожалеть”.

Элем Климов и Лариса Шепитько. Больше, чем любовь

Фильмография Элема Климова:

1959 – Ребята с нашего двора (короткометражный) – Фёдор
1980 – Лариса (документальный)
1987 – Репетитор – Элем Климов (нет в титрах)
1994 – Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (Alfred Schnittke. Ein Portrait mit Freunden) (документальный)
2011 – Тайны советского кино. Иди и смотри (документальный)
2011 – Тайны советского кино. Уроки французского (документальный)
2011 – Тайны советского кино. Кортик (документальный)
2001 – Чтобы помнили. Анатолий Ромашин (документальный)

Режиссерские работы Элема Климова:

1959 – Осторожно: пошлость (документальный)
1960 – Жиних (короткометражный)
1962 – Смотрите – небо (короткометражный)
1964 – Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
1965 – Похождения зубного врача
1968 – Фитиль. Отцы-одиночки. №75 (короткометражный)
1970 – Спорт, спорт, спорт
1972 – И все-таки я верю (документальный)
1972 – Фитиль. Вечер воспоминаний. №124 (короткометражный)
1975 – Агония
1980 – Лариса (документальный)
1981 – Прощание
1985 – Иди и смотри (Come and See)

Сценарии Элема Климова:

1985 – Иди и смотри (Come and See)

Награды и звания Элема Климова:

– Золотая медаль, Премия за режиссуру, Диплом СК СССР на ВКФ спортивных фильмов (за фильм «Спорт, спорт, спорт», 1970);
– Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (31 декабря 1976 года) – за заслуги в области советского киноискусства;
– Народный артист Российской Федерации (1997);
– Приз FIPRESCI МКФ в Венеции (за фильм «Агония», 1982);
– Золотой приз МКФ в Москве (за фильм «Иди и смотри», 1985);
– Лауреат ВКФ в номинации «Главный специальный приз кинофестиваля» (1986);
– Почётный член Британского киноинститута (с 1987 года).

Источник