Эмиль лотяну биография личная жизнь дети

Эмиль лотяну биография личная жизнь дети thumbnail

Биография

Эмиль Владимирович Лотяну – советский кинорежиссер, сценарист и поэт молдавского происхождения. Создатель фильмов «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь».

Эмиль родился 6 ноября 1936 года в деревне Клокушна, которая находится на территории Бессарабии недалеко от границы с Буковиной. Родители мальчика работали педагогами. Отец вел занятия по физике, мать преподавала родную речь. У деда по отцовской линии была собственная мельница. Предками Эмиля были румыны, поляки, русские и украинцы. Фамилия отца прежде звучала как Лотоцкие, позднее была переделана в Лотяну.

Режиссер Эмиль ЛотянуРежиссер Эмиль Лотяну

Школу Эмиль заканчивал в Бухаресте, там же начал писать стихи. Первый сборник юного поэта вышел в 1949 году и назывался «Современник». В Румынии юноша пристрастился к кинематографу, большое впечатление на Эмиля произвела американская приключенческая картина «Дилижанс». В подростковом возрасте потерял отца. В 1953 году Эмиль решился на переезд в Москву, где сразу же поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ на курс Василия Топоркова. В это же время начал работать в театре им. А. С. Пушкина.

Эмиль Лотяну в молодостиЭмиль Лотяну в молодости

В 1955 году переводится на режиссерский факультет ВГИКа. Мастерами курса, на котором учился Эмиль, были Григорий Рошаль и Юрий Геника. На вступительных экзаменах в институт кинематографии Лотяну вытянул билет с вопросом о фильме «Дилижанс», что посчитал знаком судьбы.

Фильмы

После окончания ВГИКа Лотяну возвращается в молдавскую ССР и приступает к работе над военным фильмом о борьбе красных революционеров «Ждите нас на рассвете». Для съемок режиссер приглашает интернациональную актерскую команду, в которую входят Илие Гуцу, Валерий Панарин, Ион Шкуря, Думитру Карачобану.

Эмиль Лотяну в фильме «Ждите нас на рассвете»Эмиль Лотяну в фильме «Ждите нас на рассвете»

В 1966 году на экраны советских кинотеатров выходит вторая картина молодого режиссера «Красные поляны». Любовная мелодрама разворачивается на угодьях одного из молдавских колхозов, во время путешествия пастухов к прибрежной части Днестра. Эмиль долго искал претендентку на главную роль красавицы Иоанны и однажды встретил ее на одной из троллейбусных остановок.

Девушку звали Светлана Фомичева, она только поступила на юридический факультет университета. После долгой беседы с родителями начинающей актрисы Лотяну увез девушку в Карпаты на съемки. Через год работа Эмиля Владимировича была отмечена несколькими премиями советских республик.

Эмиль Лотяну на съемочной площадкеЭмиль Лотяну на съемочной площадке

В конце 60-х Лотяну начинает работу над сценарием к новому фильму «Лаутары» о жизни, творчестве и любви бродячих молдавских музыкантов. Впервые в этой картине Эмиль привлекает к сотворчеству соотечественника композитора Евгения Догу. Лотяну стал одним из немногих режиссеров, который изначально работал под фонограмму фильма, музыка писалась заранее в соответствии со сценарием. В 1971 году фильм вышел на экраны. Кинокартина получила ряд наград в Сан-Себастьяне, в Сорренто, Неаполе и Орвието.

Светлана Тома в фильме Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо"Светлана Тома в фильме Эмиля Лотяну “Табор уходит в небо”

В 1973 году Эмиля Лотяну приглашают на Мосфильм, и режиссер переезжает в Москву, где приступает к работе над новым фильмом «Табор уходит в небо». Вновь постановщик использует излюбленную народную тему. На этот раз в качестве основы сюжета Лотяну использует раннее творчество Максима Горького, рассказ «Макар Чудра». В фильме история о любви и ревности тесно переплетена с нравами бродячих цыган, живущих в Бессарабии в конце XIX столетия.

Эмиль Лотяну на съемках фильма "Табор уходит в небо"Эмиль Лотяну на съемках фильма “Табор уходит в небо”

Музыку вновь пишет Евгений Дога. Для того, чтобы собрать аутентичный музыкальный материал, композитору вместе с режиссером пришлось объездить весь СССР. И только в Забайкалье Евгений Дога нашел цыганскую семью Бузылевых, сохранившую вокальные традиции прошлого столетия.

Семья БузылевыхСемья Бузылевых

Скрупулезность Лотяну касалась также состава массовки. На роли цыган в таборе режиссер искал исполнителей по разным городам Союза. Усилия постановщика оправдались: в 1976 году фильм становится лидером советского кинопроката, собрав в кинозалах 65 миллионов зрителей. Премии достаются Эмилю Лотяну на фестивалях в Сан-Себастьян, Белграде и Праге.

Эмиль Лотяну на кинофестивале в БакуЭмиль Лотяну на кинофестивале в Баку

Вдохновленный успехом и новыми творческими идеями Лотяну приступает к экранизации чеховской повести «Драма на охоте», в которой сыграла начинающая актриса Галина Беляева. Девушку с чертами одновременно трех звезд кинематографа – Одри Хепберн, Татьяны Самойловой и Людмилы Савельевой – искала вся съемочная группа по хореографическим училищам СССР. И только в Воронеже помощник режиссера нашла балерину, отвечающую внешним параметрам героини.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева на съемках фильма "Мой ласковый и нежный зверь"Эмиль Лотяну и Галина Беляева на съемках фильма “Мой ласковый и нежный зверь”

Студентка Галина Беляева никогда не помышляла о творческой биографии в кино, но получилось иначе. Лотяну вновь берется лепить из молодой актрисы шедевр. В картине «Мой ласковый и нежный зверь» Галина становится на одну ступеньку со знаменитостями Олегом Янковским, Кириллом Лавровым, Леонидом Марковым. Но больше всего в фильме зрителям запомнилась музыка Евгения Доги, вальс которого стал одним из шедевров симфонической музыки XX века. Картина вошла в число номинантов кинофестиваля в Каннах.

Эмиль Лотяну на съемках фильма "Мой ласковый и нежный зверь"Эмиль Лотяну и Олег Янковский на съемках фильма “Мой ласковый и нежный зверь”

Последней крупной работой в фильмографии Лотяну, снятой на студии «Мосфильм», стала музыкальная драма о судьбе великой балерины «Анна Павлова», которая вышла на экраны в 1983 году. Телеверсия, состоящая из 5 серий, появилась через три года. Главную роль исполнила муза режиссера – Галина Беляева. Композитор Евгений Дога для создания музыкального сопровождения фильма использовал темы из произведений Сен-Санса. В 1984 году фильм Лотяну получил специальный приз в Оксфорде.

Галина Беляева в фильме Эмиля Лотяну "Анна Павлова"Галина Беляева в фильме Эмиля Лотяну “Анна Павлова”

После ухода с Мосфильма Эмиль Лотяну возвратился на родину, где снял еще две киноленты – экранизацию поэмы М. Эминеску «Лучафэрул» и киноповесть «Скорлупа», в которой главную роль исполнил сын режиссера – Эмиль.

Начиная с середины 90-х годов новые сценарии и идеи Лотяну не находили поддержки среди руководителей киностудий. Режиссер начинает преподавать в Кишиневском институте кинематографии. В 1998 году в Горьковском МХАТе Эмиль Лотяну ставит спектакль по произведениям Чехова «Весь ваш, Антоша Чехонте».

Личная жизнь

Прирожденный художник Эмиль Лотяну нуждался во вдохновении и музе, которая дарила бы силы на создание новых произведений. Поэтому личная жизнь режиссера была тесно связана с творчеством. Первой гражданской супругой Эмиля стала Светлана Фомичева (Тома), которую Лотяну выбрал для съемок в фильме «Красные поляны». Недолго прожив с режиссером, Светлана уходит от него к молодому актеру Олегу Лачину.

Эмиль Лотяну и Светлана ТомаЭмиль Лотяну и Светлана Тома

Второй раз связать себя серьезными отношениями Лотяну решился после съемок фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Избранницей Эмиля стала Галина Беляева, которая вскоре после свадьбы родила сына Эмиля. Позднее Эмиль Лотяну-младший выучился на юриста в МГУ и на продюсера во ВГИКе. Сейчас Эмиль живет в Лос-Анджелесе, работает адвокатом. После съемок «Анны Павловой» Галина Беляева приняла решение уйти от мужа. Разрыв Лотяну переживал очень остро.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева с сыномЭмиль Лотяну и Галина Беляева с сыном

Обе жены были намного младше режиссера: Светлана Тома на 12 лет, Галина Беляева – на 25. В 2003 году в Словении Лотяну встретил последнюю возлюбленную Петру Фильчакову, которая оказалась младше его на 50 лет. На этот раз чувства мастера носили платонической характер.

Эмиль Лотяну и Петра ФильчаковаЭмиль Лотяну и Петра Фильчакова

Фото молодой девушки Лотяну постоянно держал при себе. Режиссер собирался снимать новую картину «Яр» с Петрой в главной роли, но уже не успел сделать ничего, кроме создания одного дубля.

Смерть

В марте 2003 года Эмиль Лотяну отправился в Болгарию, чтобы выбрать натуру для нового фильма «Яр», который поступил в производство. В аэропорту Софии режиссеру стало плохо, и он впал в коматозное состояние.

Могила Эмиля ЛотянуМогила Эмиля Лотяну

Лотяну доставили в Москву в одну из клинических больниц. Месяц врачи боролись за жизнь режиссера, но 18 апреля 2003 года сердце Лотяну остановилось. Причиной смерти стал рак 4 степени.

Фильмография

  • «Камень, время, песня» – 1961
  • «Ждите нас на рассвете» – 1963
  • «Красные поляны» – 1966
  • «Это мгновение» – 1968
  • «Лаутары» – 1971
  • «Табор уходит в небо» – 1976
  • «Мой ласковый и нежный зверь» – 1978
  • «Анна Павлова» – 1983
  • «Лучафэрул» – 1986
  • «Скорлупа» – 1993

Источник

Эмиль Лотяну

Эмиль Лотяну

Эмиль Владимирович Лотяну (рум. Emil Loteanu). Родился 6 ноября 1936 года в с. Клокушна (Бессарабия, Королевство Румыния) – умер 18 апреля 2003 года в Москве. Молдавский, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт. Народный артист РСФСР (1980).

Эмиль Лотяну родился 6 ноября 1936 года в бессарабском селе Клокушна в Румынии (ныне – Окницкий район Республики Молдова).
Род Лотяну имел украинское происхождение, изначальной фамилией была Лотоцкие. Его предки по отцовской линии были выходцами из Буковины. После присоединения Бессарабии к СССР они переезжают в Бухарест.

После смерти своего отца и потерявши контакт с матерью которая переехала в Румынию, он жил первое время на улицах, спал на складах и в общежитиях.

В 1953-1955 годах учился на актёрском факультете Школы-студии МХАТ.

В 1962 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники.

В 1952-1954 гг. был актёром драматического театра им. А. С. Пушкина.

В 1962-1973 работал режиссёром на киностудии «Молдова-фильм», где дебютировал с героико-революционной лентой «Ждите нас на рассвете» (1963).

В 1966 году Эмиль Лотяну поставил картину о молдавских чабанах «Красные поляны», который получил специальный диплом регионального кинофестиваля в Кишинёве (1967).

Член КПСС с 1968 года.

В кинопоэме «Лаутары» (1971), отмеченной призом кинофестиваля в Сан-Себастьяне, режиссёр рассказал о судьбе народных музыкантов. Картина получила много призов: вторая премия (Серебряная раковина) и специальная премия жюри международного фестиваля в Сан-Себастьяне (1972), Серебряная Нимфа международного кинофестиваля в Неаполе (1972), специальный диплом международного кинофестиваля в Орвиенто (1972).

С 1973 года Лотяну работал на киностудии «Мосфильм».

Особую популярность ему принесли экранизация М. Горького «Табор уходит в небо», экранизация Чехова «Мой ласковый и нежный зверь», а также фильм «Анна Павлова», посвящённый жизни великой русской балерины.

Эмиль Лотяну 2

Его картины собрали множество призов. Так, «Табор уходит в небо» получил Золотую Раковину международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (1976), диплом за лучшую режиссуру международного кинофестиваля «Fest-77» в Белграде (1977), диплом за лучший фильм международного фестиваля в Праге (1977).

Лента «Мой ласковый и нежный зверь» участвовала в основном конкурсе МКФ в Каннах (1978).

Фильм «Анна Павлова» получил премию за лучший иностранный фильм и диплом за особые заслуги в развитии кинематографа на международном кинофестивале в Оксфорде (1984).

В конце 1980-х годов он вновь вернулся на «Молдова-фильм», работал на молдавском телевидении, где экранизировал поэму М. Эминеску «Лучафэрул».

В 1987-1992 годах – президент Союза Кинематографистов Молдовы. Преподавал на курсах для актёров театра в Кишинёвском Институте Искусств.

В 1998 поставил во МХАТе имени М. Горького спектакль «Весь ваш Антоша Чехонте» по произведениям Антона Павловича Чехова «Медведь», «Свадьба».

Являлся автором нескольких сборников стихов и рассказов, сценариев всех своих фильмов. Написал стихи к фильму «Восьмое чудо света» (1981).

Эмиль Лотяну похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Известный сценарист, кинорежиссер и писатель Александр Стефанович (бывший муж Аллы Пугачевой) рассказывал об Эмиле Лотяну: “Это режиссер мирового класса! Лучшие свои фильмы он снял в эпоху Советского Союза, когда кинематографу, так сказать, оказывалось особое внимание. На «Мосфильме» тогда работали выдающиеся режиссеры- Бондарчук, Тарковский, Гайдай… И человек, который приехал из далекой от Москвы Молдавии, занял достойное место в этой плеяде. И делал картины, которыми «Мосфильм» гордится до сих пор. И звание народного артиста РСФСР он получил, работая на «Мосфильме»! Это был режиссер огромного дарования и человек, который прожил фантастическую жизнь! Это – главное! Говорят, что режиссура – это не профессия, а образ жизни. Это к Эмилю относится на тысячу процентов! Потому что он снимал фильмы, он любил женщин, он любил жизнь во всех ее проявлениях. Когда я уезжал в Румынию на выбор натуры, он заставил меня записать в записной книжке лучшие города Румынии, лучшие замки, казино, кухню, которую он хорошо знал, вина, которые нужно пить и вина, которые пить, не стоит… Это человек, который разбирался во всем! Это дорогого стоит… И из жизни он ушел на взлете. От «скорой помощи» отказывался, которую ему неоднократно вызывали, несмотря ни на что, ходил к своим студентам, продолжал работать над фильмом, за несколько дней до смерти он уехал в Болгарию на выбор натуры… Человек, который жил, сгорая… Как звезда! И его можно назвать звездой самом широком смысле этого слова”.

Эмиль Лотяну

Рост Эмиля Лотяну: 179 сантиметров.

Личная жизнь Эмиля Лотяну:

У Эмиля Лотяну было много различных романов, преимущественно с женщинами, которые намного младше его.

Так, разница в возрасте у Лотяну и Светланы Тома – 12 лет, Галины Беляевой он был старше почти 25 лет, а его последняя любовь – Петра Фильчакова из Братиславы была младше Лотяну на 50 лет.

Светлане Тома он дал путевку в большое кино. “Мне семнадцать лет, стою на остановке, еду поступать на юрфак. Ко мне подошел Эмиль, пригласил сниматься в кино. Родные отговаривали, но он обаял моих родителей. Так я снялась в фильме «Красные поляны». Потом был «Табор уходит в небо»… Конечно, на съемочной площадке он был диктатором, но наедине со мной это был только любимый человек”, – рассказывала актриса.

Эмиль Лотяну и Светлана Тома

Эмиль Лотяну и Светлана Тома

Далее у него был роман а затем и брак с актрисой Галиной Беляевой, которая снялась у Лотяну в картинах «Мой ласковый и нежный зверь» и «Анна Павлова».

“Он умел ухаживать! Врывался с огромными букетами самых разных и невообразимых цветов, присылал такие красивые телеграммы!.. Но, в конце концов, не сложилось у нас, мы развелись… Может, потому что была я не до конца мудрой, все-таки у нас разница в возрасте почти 25 лет”, – вспоминала Галина Викторовна.

В браке они прожили пять лет – с 1979 по 1984 годы. У них родился сын Эмиль Эмильевич Лотяну.

Подробности своей любви с режиссером Эмилем Лотяну актриса Галина Беляева поведала в студии программы “Прямой эфир”.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева

Эмиль Лотяну и Галина Беляева

Эмиль Лотяну и Галина Беляева 2

Сын Лотяну и Беляевой – Эмиль Лотяну-младший окончил юридический факультет МГУ и факультет продюсерства и экономики ВГИКа, жил в США, в Лос-Анджелесе, был женат, имеет двоих детей.

Сын Эмиля Лотяну

Сын Эмиля Лотяну

Последняя любовь режиссера – Петра Фильчакова. Эмиль Лотяну должен был снимать ее в своем последнем фильме «Яръ». Съемки начались в марте 2003-го, а в апреле Мастера не стало.

“Он тоже подошел ко мне на улице, предложил сниматься. Спросил, слышала ли я о нем, о его фильмах. Позже я посмотрела «Табор…», удивительный фильм”, – рассказывала Петра.

Эмиль Лотяну и Петра Фильчакова

Эмиль Лотяну и Петра Фильчакова

Фильмография Эмиля Лотяну:

1959 – Большая гора (документальный)
1960 – Жил-был мальчик (короткометражный)
1961 – Камень, время, песня (короткометражный)
1963 – Ждите нас на рассвете
1966 – Красные поляны
1967 – Фреска на белом (документальный)
1968 – Это мгновение
1970 – Академик Тарасевич (документальный)
1971 – Лаутары
1973 – Мой белый город (документальный)
1974 – Эхо горячей долины (документальный)
1976 – Табор уходит в небо
1978 – Мой ласковый и нежный зверь
1983 – Анна Павлова
1983 – Евгений Дога (документальный)
1984 – Светлана Тома (документальный)
1985 – Григоре Григориу (документальный)
1986 – Лучафэрул
1993 – Скорлупа
1997 – Золотые цыгане Москвы (документальный)

Источник

Эмиль лотяну биография личная жизнь дети

Говорят, что режиссура – это не профессия, а образ жизни. И, наверное, в этом есть большая доля истины, когда вспомнить о жизненном и творческом пути известного молдавского режиссера Эмиля Лотяну, создавшего шедевры советского кино – «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь». Он невероятно был предан своему делу, и его картинами, вошедшими в золотой фонд отечественного кинематографа, «Мосфильм» гордится до сих пор. Он подпитывал свою творческую энергию любовью, настоящей любовью… Он искренне влюблялся в своих главных героинь, которые потом становились и главными героинями его судьбы. Он по истине любил жизнь во всех ее проявлениях, хотя та не всегда отвечала режиссеру взаимностью.

.

Режиссер Эмиль Лотяну.

Режиссер Эмиль Лотяну.

Режиссер огромного таланта – Эмиль Лотяну лучшие свои работы снял в Москве в советскую эпоху, когда кинематограф в стране имел особый статус. Поэт-романтик Эмиль Лотяну буквально ворвался в советское кино и яркими красками написал экранный портрет молдавского народа и своей родины. На «Мосфильме» в те годы трудились выдающиеся режиссеры – Бондарчук, Тарковский, Гайдай. И Лотяну занял достойное место в этой плеяде именитых мастеров.

Перелистывая страницы биографии

Эмиль Владимирович Лотяну был рожден в 1936 году в буковинском селе Секуряны, а рос в румынском селе Клокушна (ныне – Окницкий район Республики Молдова). В Эмиле Лотяну переплелись украинские, молдавские, русские и польские корни. Его предки по отцовской линии были выходцами из Буковины и носили фамилию Лотоцкие. Его дед был владельцем мельницы, и после присоединения Бессарабии к СССР семье грозило раскулачивание, репрессии и ссылка. Поэтому семья вынуждена была бежать в Бухарест. Перебравшись в Румынию, Лотоцкие сменили фамилию и стали называться на местный манер – Лотяну. Отца не стало, когда мальчику было 12 лет, и в дальнейшем их с младшим братом воспитывала одна мать – Татьяна Лотяну, учительница румынского языка и литературы.

Эмиль Лотяну в молодые годы.

Эмиль Лотяну в молодые годы.

Эмиль, от природы был натурой очень поэтичной, рано начал писать стихи, увлекся кинематографом. В Бухаресте попытался поступить на актерский факультет, но безуспешно. Эта неудача и подтолкнула Эмиля вернуться уже в советскую Молдавию. Обосновавшись в Кишиневе, жил буквально на улицах и складах. Работал в газетах, писал и публиковал стихи. В 17 лет Лотяну, движимый своей мечтой, поехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Удача улыбнулась красивому и темпераментному молдавскому парню. На вступительных экзаменах даже не посмотрели на то, что он довольно плохо владел русским языком, настолько он был органичен и убедителен.

За два года, овладев актерским мастерством, юноша поступает на режиссерский факультет ВГИКа. По окончании вуза возвращается в Кишинев и начинает работать на студии «Молдова-фильм». Именно там были сняты первые фильмы Лотяну, принесшие молодому режиссеру признание: революционная сага «Ждите нас на рассвете», поэтичная история о первой любви «Красные поляны», в которой дебютировала 17-летняя Светлана Тома. Однако вскоре перспективного мастера, ставшего яркой звездой поэтического кинематографа, переманили из республиканской студии на «Мосфильм».

Любовь, как стиль жизни

Более десяти лет Эмиль Лотяну жил и работал в Москве, где снял свои самые известные кинокартины: вольная экранизация ранних рассказов Горького «Табор уходит в небо», лента по мотивам повести Чехова «Драма на охоте» – «Мой ласковый и нежный зверь», а также биографический фильм «Анна Павлова». Именно этот режиссер открыл для советского кинематографа талантливых актрис Светлану Тома и Галину Беляеву, которые были не только его музами, но и женами.

Эмиль Лотяну.

Эмиль Лотяну.

Удивительно, как мужчина, мог так тонко чувствовать святое чувство — любовь! Все его фильмы буквально сотканы из любви. Он и сам всегда был влюблен до беспамятства. Именно любовь невероятно вдохновляла режиссера, именно она была путеводной нитью в его жизни.
Темпераментный и талантливый, яркий и галантный Эмиль Лотяну очень нравился женщинам. Он всегда производил на них неизгладимое впечатление, красиво говорил и элегантно одевался. Также умел красиво ухаживать, был внимателен, умел искренне заботиться. Поэтому и не удивительно, что у режиссера было немало романов, преимущественно с женщинами, которые были намного младше его.

Светлана Тома

Эмиль Лотяну был для Светланы не только «крестным отцом» в кинематографе, он стал ее первой любовью. В пору их знакомства Лотяну было 29 лет, а Томе – 17. Их судьбоносная встреча нарушила все планы юной девушки, сделала ее любимицей миллионов, кинозвездой по имени Светлана Тома (псевдоним “Тома” – фамилия ее французских предков). И на протяжении многих лет не только творческие проекты связывали режиссера и его музу. Они буквально были повязаны судьбой, окунувшей их в целую палитру чувств. Их непростые отношения кипели невероятной любовной страстью, обидами и ненавистью.

Светлана Тома в юные годы.

Светлана Тома в юные годы.

А начиналось все как в сказке. Оканчивая школу, Света Фомичева мечтала стать юристом и, разумеется, в ее жизни не было даже малейшего намека на то, что она станет актрисой. Как-то 17-летняя девушка стояла на автобусной остановке, она должна была отвезти документы на юрфак. Но неожиданно к ней обратился молодой человек и пригласил сниматься в кино. Серьезная юная особа, решив, что с ней пытаются познакомиться весьма не оригинальным способом, решительно ответила отказом. Парень не сдавался, представившись ассистентом режиссера, он настойчиво уговаривал девушку. И Светлана до сих пор не понимает какие силы тогда повели ее вслед за ним. Опомнилась лишь тогда, когда оказалась в студии перед дверью с надписью “Красные поляны”. Именно на роль главной героини этого фильма Эмиль Лотяну искал актрису. “Как только я ее увидел, понял, что из этого чудеснейшего материала можно лепить. Это все излучало ее тело, ее глаза. У нее была красивая грудь и, как потом оказалось, прекрасная попка. Всем хотелось хлопнуть по ней ладошкой…”

Светлана Тома и Эмиль Лотяну.

Светлана Тома и Эмиль Лотяну.

Рабочие отношения между режиссером и юной актрисой быстро переросли в роман, который долго оставался для окружающих тайной. Девушка была наслышана, что для многих путь в кино лежал именно через постель с режиссером, и очень боялась, что и о ней могут подумать нечто подобное. Однако последний день съемок для Светланы стал настоящим испытанием: “Я шла по мокрому песку и рыдала навзрыд. Пасмурный день, холодное свинцовое море, пустынный пляж, по которому бродят одинокие чайки… Все совпадало с моим настроением. Это было крушение мечты. Я не знала, что буду делать дальше, чем заниматься, как жить… без него”. Съемки закончились, и дороги режиссера и актрисы действительно разошлись.

Светлана Тома  в фильме «Табор уходит в небо» (1976).

Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо» (1976).

Фильм вышел на широкие экраны в 1967 году и был высоко отмечен на Всесоюзном кинофестивале, а юная актриса получила Приз за лучший дебют. К тому времени Светлана уже навсегда распрощалась с мыслями о юриспруденции и стала студенткой Кишиневского института искусств. Вскоре актриса вышла замуж за однокурсника, родила дочь. Но семейное счастье оказалось недолгим. Ее малышке едва исполнилось восемь месяцев, как молодой супруг трагически погиб.

Через время снова судьба свела Светлану и Эмиля на съемочной площадке и не только. Они прожили в гражданском браке около десятка лет. И пока пара была вместе, Тома сыграла еще в двух его картинах: «Лаутары» (1973) и «Табор уходит в небо» (1976). Семейные отношения их складывались очень непросто. Лотяну, как и все талантливые люди, был человеком сложным. А когда дело касалось съемочного процесса, он не щадил никого. Так, чтобы добиться соответствующей грации и пластики от актрисы Лотяну заставлял Светлану перед съемками ходить с привязанными к ногам грузами по 20 килограммов каждый. Этот тренинг дал превосходные результаты – вскоре актрису нельзя было отличить от настоящей цыганки.

Был также случай, когда, добиваясь достоверности в кадре, Тома едва не погибла во время съемок одного из эпизодов. Во время бешеной скачки у фаэтона внезапно оторвалось правое переднее колесо, и актрисе грозило падение на всей скорости. Лишь благодаря сноровке и отваге одного из актеров Светлана смогла спрыгнуть с фаэтона и остаться в живых. Вот так всю жизнь ей придется рассчитывать только на свои силы и противостоять ударам судьбы.

 Светлана Тома и Эмиль Лотяну.

Светлана Тома и Эмиль Лотяну.

Фильм «Табор уходит в небо» вышел на широкий экран в 1976 году и имел грандиозный успех, собрав 65 миллионов зрителей, он занял первое место в прокате. Также фильм был награжден 30-ю призами на международных фестивалях: в Сан-Себастьяне (1976), Белграде (1977), Париже (1979). Его для проката закупили 140 стран мира.

Тем не менее, эта картина стала последней совместной работой Лотяну и Томы. В 1977 году, когда режиссер приступил к работе над очередным фильмом «Мой ласковый и нежный зверь», главной роли для Светланы в нем не нашлось. Эмиль снял ее лишь в эпизодической роли цыганки.
К тому времени их гражданский брак рассыпался, как карточный домик, и в жизни Лотяну появилась новая муза. Это была 16-летняя Галя Беляева. Эмилю Лотяну на то время шел 41 год. Светлана же была вынуждена смириться с тем, что и на съемочной площадке, и в сердце режиссера ее место заняла другая.

Галина Беляева

Галина Беляева в юные годы.

Галина Беляева в юные годы.

Галина родилась в семье, совершенно далекой от искусства. Ее мама работала энергетиком, отец ушел из семьи еще до рождения дочери. Юная Галина поступила в Воронежское хореографическое училище. Балет хотя и увлекал девушку, но в глубине души она мечтала и о кино. В 15 лет она отправила свою фотографию на «Мосфильм» надеясь, что ее заметят. И чудо действительно случилось. Ее фото попалось на глаза Эмилю Лотяну, который больше месяца безуспешно искал исполнительницу на роль Оленьки Скворцовой. Позже режиссер вспоминал:“Я увидел эти косульи глаза, воскликнул: «Вот она!»”. Юную балерину из Воронежа привезли в Москву. Началась работа над образом. Несколько дней Эмиль бился над Галиной, и как ему казалось, безрезультатно. Но в ответственный момент после команды «мотор» “Из нее выперло все, что я в нее вбивал, оказывается, все это собралось в пружину – и она выдала все с такой свежестью, с таким напором, что съемочная группа опешила”.Во время съемок картины Лотяну, безумно влюбленный в свою новую Музу, стал для молоденькой девушки и учителем актерского мастерства и любовником. Галина вскоре забеременела и ждала ребенка. Когда ей исполнилось 18, они поженились. Разница в возрасте между супругами была в 25 лет.

Свадьба Лотяну и Беляевой.

Свадьба Лотяну и Беляевой.

Картина «Мой ласковый и нежный зверь» вышла на широкие экраны в 1978 году и в сравнении с «Табором» имела гораздо меньший успех. В прокате ее посмотрели 26 миллионов зрителей, и она заняла 16-е место.

Эмиль Владимирович Лотяну с супругой Галиной Беляевой и сыном Эмилем.

Эмиль Владимирович Лотяну с супругой Галиной Беляевой и сыном Эмилем.

Подробнее об отношениях режиссера и актрисы, а также о дальнейшей ее судьбе, читайте в нашей публикации: Зигзаги судьбы Галины : Почему звезда фильма «Мой ласковый и нежный зверь» пропала с экранов.

Жизнь, утратившая смысл

После развода с Галиной и ухода с “Мосфильма” Эмиль Лотяну вернулся в Кишинев, возглавил Союз кинематографистов Молдовы, преподавал в кишиневском Институте искусств, снимал документальные фильмы. Но вскоре страну захлестнула перестройка, приведшая к развалу Союза. Кинематограф постепенно приходил в упадок. Невостребованность угнетала режиссера. Однако после нескольких лет творческого молчания Эмилю Лотяну все же удалось снять новый фильм – «Скорлупа» (1993), как позже оказалось он же был и последним. К сожалению, в фильмографии Лотяну не так много фильмов, как могло бы быть. Но большинство из тех, которые он создал, продолжают жить и сейчас.

Эмиль Владимирович Лотяну.

Эмиль Владимирович Лотяну.

Коллеги говорили, что Лотяну сгорел, потому что ему не давали работать. Ему больше 12 лет пришлось пробивать право на съемки очередной картины. А когда наконец-то добился, дни Маэстро были уже сочтены.

Последняя любовь

В последние годы жизни Лотяну вновь жил в Москве, работал над сценарием фильма «Яръ», в котором хотел поднять тему о знаменитых людях эпохи, живших в столице вначале XX века. На экранизацию этой киноленты долго не находилось средств, и режиссер очень переживал из-за этого. К тому же его здоровье очень пошатнулось. О том, что у режиссера рак, ему до последнего не говорили. Поэтому, когда Госкино, наконец, нашло деньги на его картину «Яръ», Лотяну успел лишь подобрать актеров на главные роли и записать музыку.

Маэстро был полон новых творческих планов и идей. Срочно начал решать организационные вопросы. В начале 2003 года он слетал в Кишинев, где утряс вопрос о будущих съемках. А в Братиславе встретил ЕЕ. Он подошел к ней на улице и предложил сниматься. Он точно знал, что она его новая Муза и главная героиня не только фильма, но и жизни. Фото молодой девушки Петры Фильчаковой, которая была моложе на 50 лет, Эмиль постоянно держал при себе. В его сердце разгоралась новая искра любви.

Но он слишком поздно узнал о своей болезни, но думал, что успеет снять картину, но уже не успел сделать ничего, кроме одного дубля с участием Петры. Он думал, что успеет и долюбить… Но, увы. 12 апреля Лотяну доставили в реанимацию Военного госпиталя. Врачи тут же предупредили родных, что его дни сочтены. Последние дни с ним неотлучно были его бывшая жена Галина Беляева и его сын Эмиль Лотяну-младший, который объединял бывших супругов долгие годы после расставания. Скончался Эмиль 18 апреля в 2003-м.

Светлана Тома и Галина Беляева.

Светлана Тома и Галина Беляева.

В день похорон, глядя на множество венков и корзин с цветами, Светлана Тома горько обронила, утирая слезу: “Если бы при жизни Эмилю досталась хоть частица этой роскоши!” Галя Беляева подошла и обняла ее. Так они стояли, обнявшись, и плакали у могилы мужчины, который был для каждой самым желанным и любимым, который сделал их незаурядными личностями и знаменитыми актрисами.

Надгробный памятник режиссеру Эмилю Лотяну на Ваганьковском кладбище в Москве.

Надгробный памятник режиссеру Эмилю Лотяну на Ваганьковском кладбище в Москве.

В судьбе Светланы Тома было немало достойных мужчин, но гениальным был лишь один – Эмиль Лотяну. Актерская драма «цыганки Рады»: Почему Светлана Тома считает фильм «Табор уходит в небо» подарком судьбы и одновременно проклятием.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник