Эрдман биография личная жизнь
Биография
Николай Эрдман — сценарист и драматург, творчеством которого восхищались лучшие деятели искусства начала 20-го века. Автор множества сценариев подвергся аресту НКВД, был в ссылке, не находил признания на родине. Эрдман дружил с Всеволодом Мейерхольдом, Евгением Вахтанговым, Константином Станиславским, Михаилом Зощенко, Осипом Мандельштамом и Эрастом Гариным
Детство и юность
Николай Робертович родился в Москве 16 ноября 1900 года. Родители не имели отношения к миру искусства, поэтому тот факт, что его биография оказалась связанной с творчеством, — судьбоносное совпадение. Эрдман стал примерным школьником и демонстрировал успехи в Петропавловском коммерческом училище. Когда юноше было 17, началась революция. В 1919-м Николай вступил в Красную армию, а спустя год вернулся «на гражданку».
10 августа 1970 года ушел из жизни драматург, киносценарист, поэт Николай Эрдман.
У нас есть редкая запись голоса…Опубликовано Старое Радио Подкаст Понедельник, 10 августа 2015 г.
Николай Эрдман в молодости
В Москве в тот момент кипела культурная жизнь. Популярностью пользовались имажинисты, и Эрдман не устоял перед обаянием их стиля. Он сдружился с Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом. Первые шаги в поэзии автор делал, создавая стихи для песен. Постепенно молодой человек стал писать пьесы и возымел авторитет в узких кругах.
Личная жизнь
Об отношениях Ангелины Степановой и Николая Эрдмана можно было бы снять фильм. Они познакомились в Москве в 1928-м. К тому моменту оба состояли в браке, но это не помешало закрутиться роману. Эрдман не собирался уходить от гражданской жены — балерины Дины Воронцовой, а для Степановой двойная жизнь оказалась тягостной, и она покинула супруга — режиссера Николая Горчакова.
Чувства женщины не смогла погасить ссылка. Будучи знаменитой актрисой МХАТа, Степанова хлопотала за возлюбленного, периодически навещала его и писала письма. Семилетняя переписка творческих деятелей запечатлела все периоды их романа. Эрдман так и не решился уйти от жены. Поняв, что ее личная жизнь принадлежит только ей, Ангелина Степанова вышла замуж за писателя Александра Фадеева. Последняя встреча бывших влюбленных состоялась спустя 22 года. Степанова пережила Эрдмана на 30 лет.
Театр и фильмы
Пытаясь реализоваться в качестве драматурга, Николай Эрдман сотрудничал с московскими театрами и студиями. Он занимался переделкой водевиля «Лев Гурыч Синичкин» для Вахтангова, а параллельно писал пьесу «Мандат». Произведение поставил в своем театре Мейерхольд. Сатира на мещанство и аполитичные остроты привлекали публику. Материал использовали на разных сценах союзных республик, а в 1927-м пьесу поставили в Берлине.
Авторству Эрдмана принадлежал и «Самоубийца», но это произведение ждали неудачи. Постановку неоднократно запрещали Мейерхольду во МХАТе. Первый спектакль по пьесе прошел в 1982-м.
С развитием кинематографа Николай обрел большие перспективы. Участвуя в создании сценария для фильма «Веселые ребята» 1933 года, Эрдман вписал свое имя в историю искусства 20-го столетия, но успех сменился опалой. В 1933 году его взяли под арест из-за сочиненных острот и пародий. Автора отправили в ссылку в Енисейск. Актриса Ангелина Степанова помогла заключенному перевестись в Томск в 1934-м.
Николай Эрдман и Ангелина Степанова
Опубликовано Литвиновой Татьяной Пятница, 15 ноября 2019 г.
Николай Эрдман и Ангелина Степанова
Спустя 2 года литератора выпустили на свободу с последующим запретом проживания в столице и крупных городах. Драматург находил временный приют в Рязани и Калинине, Торжке и Вышнем Волочке. Пьесы автора были запрещены, но он продолжал писать для кино. По его сценарию сняли фильм «Волга-Волга». Начало войны отбросило литератора в глубокий тыл, так как он считался неблагонадежным гражданином. Эрдман стал посещать фронт в качестве артиста и чтеца. Опыт военных лет наложил опечаток на его мировоззрение.
В концертной бригаде Николай познакомился с Юрием Любимовым. Став главным режиссером Театра на Таганке, тот часто приглашал Эрдмана к сотрудничеству. Со временем пополнялась и фильмография сценариста. Он адаптировал для экранизации сказки «Морозко», «Город мастеров», «Огонь, вода и медные трубы».
Печать, оставленная ссылкой, мешала реализоваться полноценно. Режиссеры не приглашали Эрдмана для работы над драмами, зато ему оказались рады мультипликаторы. Драматург написал сценарии к нескольким десяткам мультфильмов, среди которых «Дюймовочка» и «Приключения Буратино».
Смерть
Драматург скончался 10 августа 1970 года. Причина его смерти широко не освещается. Могила Николая Эрдмана находится на Донском кладбище в Москве. На память потомкам, помимо фото, остались произведения, созданные литератором.
Фильмография
- 1927 – «Турбина № 3»
- 1928 – «Дом на Трубной»
- 1933 – «Веселые ребята»
- 1938 – «Волга-Волга»
- 1943 – «Принц и нищий»
- 1946 – «Здравствуй, Москва!»
- 1951 – «Смелые люди»
- 1956 – «На подмостках сцены»
- 1961 – «Любушка»
- 1964 – «Морозко»
- 1966 – «Город мастеров»
- 1968 – «Огонь, вода и… медные трубы»
Источник
Николай Эрдман
Николай Робéртович Эрдман. Родился 3 (16) ноября 1900 года в Москве – умер 10 августа 1970 года в Москве. Русский советский драматург, поэт, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).
Николай Эрдман родился в семье мещанина, лютеранина из обрусевших балтийских немцев Роберта Карловича и Валентины Борисовны Эрдман, православной. Учился в Москве, в Петропавловском реальном коммерческом училище.
В 1919 году Николай Эрдман был призван в Красную Армию. Демобилизовался в 1920 году и тогда же начал литературную деятельность. Под влиянием своего брата Бориса, художника, вошёл в группу имажинистов, опубликовал несколько стихотворений, писал тексты для артистических кабаре; работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, часто в соавторстве с В. З. Массом, для мюзик-холла, позже для Театра Сатиры (в том числе «Москва с точки зрения»), был автором интермедии в знаменитом спектакле Театра им. Вахтангова «Лев Гурыч Синичкин» по пьесе Д. Ленского (1924).
В 1924 году Николай Эрдман написал свою первую пьесу – «Мандат». Поставленная в 1925 году в Театре им. Вс. Мейерхольда (премьера состоялась 20 апреля), а затем в Ленинградском академическом театре драмы, пьеса принесла признание молодому драматургу. В 20-х годах сатирическую комедию Эрдмана ставили во многих городах СССР, в том числе в Одессе и Харькове, Баку и Ташкенте; в 1927 году пьеса была поставлена в Берлине и в одном только ГосТиМе выдержала более 350 представлений.
Иная судьба ожидала вторую пьесу Эрдмана – «Самоубийца», написанную в 1928 году. В том же году её принял к постановке Вс. Мейерхольд, но не получил разрешения Главреперткома; в начале 30-х годов разрешение как будто было получено: в декабре 1931 года пьесу Эрдмана начали репетировать во МХАТе, но спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям «Самоубийцы» приступил Мейерхольд в ГосТиМе, но и его спектакль был запрещён на стадии генеральной репетиции. В этот период изменилось отношение и к «Мандату».
В 1982 году бывший актёр ГосТиМа Валентин Плучек поставил многострадальную пьесу Эрдмана в Московском театре Сатиры, но прожил спектакль недолго и вскоре был запрещён; лишь в 1986 году Плучек смог возобновить «Самоубийцу».
С 1927 года Николай Эрдман работал в кинематографе как сценарист. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма «Весёлые ребята»; однако во время съёмок фильма в Гаграх, в 1933 году, Эрдман был арестован вместе с Массом. Повод для ареста дали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии. Фамилии обоих из титров фильма были удалены. Следствие по их делу вел Н. Х. Шиваров; приговор, вынесенный Эрдману, оказался мягким для того времени – ссылка на 3 года в г. Енисейск.
Ещё в 1928 году Николай Эрдман познакомился с одной из ведущих актрис МХАТа Ангелиной Степановой, с которой на протяжении ряда лет был связан непростыми отношениями: Степанова в то время была замужем за режиссёром Николаем Горчаковым, сам Эрдман был женат. Однако именно благодаря ходатайствам Степановой в 1934 году Эрдман был переведён в Томск. Вскоре она вышла замуж за Александра Фадеева.
В 1936 году его освободили, но без права жительства в столице и других крупнейших городах. Эрдман поселился в Калинине, в дальнейшем он жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани.
После ареста Эрдмана был запрещён и его «Мандат»; пьес он больше не писал, но продолжал работать в кино; стал одним из авторов сценария нового фильма Г. Александрова – «Волга-Волга», в 1941 году удостоенного Сталинской премии.
Осенью 1941 года, как все поражённые в правах, Эрдман был отправлен в глубокий тыл. При проезде через Саратов эшелон с эвакуированными задержался. В это время в здании Саратовского ТЮЗа работал эвакуированный из Москвы МХАТ. На имя директора МХАТа Ивана Москвина пришло письмо, подписанное Л. П. Берией, в котором Эрдману предлагалось сотрудничество с Ансамблем песни и пляски НКВД. По этому письму Эрдмана сняли с эвакоэшелона и отправили в Москву, к новому месту работы.
После войны Эрдман писал сценарии к фильмам, работал в Театре на Таганке.
Многие годы Эрдман работал совместно c Михаилом Вольпиным. В частности, этим замечательным дуэтом (Эрдман – проза, Вольпин – стихи) создан русский текст оперетты Штрауса «Летучая мышь» (включая знаменитую сцену «про собаку Эмму»), позже использованный при экранизации.
Николай Эрдман умер 10 августа 1970 года. Похоронен в Москве на Новом Донском кладбище.
Жена – Дина Воронцова (1898-1942).
Источник
Николай Робертович Эрдман – русский драматург, поэт – родился 3 (16) ноября 1900 года в Москве в семье бухгалтера из обрусевших балтийских немцев.
С 9 лет начал писать стихи. В юности на него оказала огромное влияние поэзия В. Маяковского. В 1918 Эрдман познакомился с имажинистами А. Мариенгофом, С. Есениным, Г. Якуловым и вместе со старшим братом, театральным художником Борисом Эрдманом (1899–1960), стал принимать участие в деятельности группы. Участвовал в обсуждении «Декларации имажинистов» (1919), подписал расклеенную ими по Москве листовку «Приказ о всеобщей мобилизации № 1» (1920) и литературную декларацию «Восемь пунктов» (1924), участвовал в качестве «свидетеля со стороны защиты» в литературном суде над имажинистами.
Первое стихотворение Эрдмана «Осени осенью осень…» было опубликовано в журнале «Жизнь и творчество русской молодежи» в 1919. В том же году поэт был мобилизован в Красную Армию. И находясь в армии, и по возвращении Эрдман продолжал печатать в различных изданиях свои стихи; в 1922 была издана его первая, имажинистская по духу, поэма Автопортрет, действие которой происходит в Москве.
В 1922 имя Эрдмана уже было хорошо известно театральной Москве. Эрдман был автором либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре, написал пародию «Носорогий хахаль» на спектакль Вс. Мейерхольда «Великолепный рогоносец». В 1923 состоялась премьера его буффонады «Шестиэтажная авантюра» в кабаре «Кривой Джимми», а в 1924 – пьесы «Гибель Европы на Страстной площади» в кабаре «Палас». В соавторстве с В. Массом и др. драматургами Эрдман написал обозрение «Москва с точки зрения», которым в 1924 открылся Театр сатиры.
20 апреля 1925 Мейерхольд поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана «Мандат». Премьера была триумфальной, пьесу 19-летнего автора в постановке великого режиссера называли важнейшим событием в художественной жизни Москвы. Эрдман получил возможность поехать в творческую командировку в Германию и Италию. Исполнение главной роли Гулячкина принесло славу актеру Э. Гарину. В интервью газете «Вечерняя Москва» Мейерхольд так охарактеризовал пьесу Эрдмана: «Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина. Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст. Характеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка».
Неодолимые обстоятельства советской действительности, в которой человек без «бумаги» не мог существовать, приводили к тому, что герой Мандата Гулячкин был вынужден выписать мандат самому себе. Кухарка Настя – Анастасия Николаевна – примеряла явившееся героям пьесы платье императрицы, после чего все были готовы признать в ней великую княжну Анастасию. Для этих и других примет времени Эрдману удалось найти емкие словесные формулы: «Вы в Бога верите? Дома верю, на службе нет»; «А если я с самим Луначарским на брудершафт пил, что тогда?» и т.п.
В Мандате Эрдман выработал один из своих главных драматургических приемов, открытый Мольером и разработанный Гоголем и Салтыковым-Щедриным: возвращение слову его первоначального значения. Тонко чувствуя природу театра, ввел в пьесу буффонадные эпизоды, использовал сленг и жаргон. В течение года спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТИМе 100 раз.
Сразу после премьеры «Мандата» Эрдман начал работать над пьесой «Самоубийца». Головокружительное стечение обстоятельств, воплощенное с присущими Эрдману блеском и динамикой, делало особенно наглядным абсурд советской действительности, о которой один из персонажей говорил: «В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый». Автор сочувствовал советским «маленьким людям», оказавшимся беззащитными перед системой, хотя и иронизировал над ними. Кульминацией пьесы стала сцена проводов на тот свет живого «самоубийцы» Подсекальникова – своего рода поминки по прежней, нормальной жизни. Попытки протеста против «новой жизни» сочетались у героев (например, у интеллигентного Гранд-Скубика) с конформизмом. Сатирические мотивы Мандата приобретали в Самоубийце трагическое звучание.
В 1928 Эрдман подписал договор на готовую пьесу с Мейерхольдом, и сразу после этого Главрепертком запретил ее. В газете «Рабочая Москва» появилась статья «Попытка протащить реакционную пьесу. Антисоветское выступление в Театре им. Мейерхольда». Хотел поставить Самоубийцу и Театр им. Е. Вахтангова, но ему это тоже не удалось. К.С. Станиславский, восхищенный пьесой и сравнивший Эрдмана с Гоголем, обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и Луначарским. Сталин разрешил Станиславскому «сделать опыт», а через год, когда репетиции были завершены, лично запретил спектакль.
В 1932, после закрытого просмотра, поставленный по «Самоубийце» спектакль Мейерхольда также был запрещен партийной комиссией во главе с Кагановичем.
Безуспешные попытки поставить или напечатать «Самоубийцу» предпринимались во время хрущевской «оттепели». Спектакли в Театре им. Е. Вахтангова и в Театре на Таганке были запрещены. Спектакль Театра сатиры, поставленный по пьесе в 1982 В. Плучеком, был снят с репертуара вскоре после премьеры. Первая публикация пьесы на русском языке была осуществлена в 1969 в ФРГ. В том же году в Швеции состоялась ее первая постановка.
Эрдман продолжал работать в тех жанрах, в которых был признанным мастером. Начал писать сценарии к фильмам, в том числе в соавторстве («Митя», «Турбина N 3», «Дом на Трубной», «Посторонняя женщина» и др.). В 1933 в Гаграх, во время съемок фильма «Веселые ребята» был арестован и сослан в г. Енисейск. Поводом к аресту Эрдмана послужили его басни, неосторожно исполненные В. Качаловым на кремлевском приеме. Из титров вышедшего в 1934 фильма Г. Александрова «Веселые ребята» были сняты фамилии сценаристов Н. Эрдмана и В. Масса.
В 1934 местом ссылки Эрдмана был назначен Томск. В Томском театре он написал инсценировку романа М. Горького «Мать». В 1936 Эрдману было разрешено поселиться в Калинине, где он начал работу над сценарием фильма Г. Александрова «Волга-Волга» (Государственная премия, 1941). До Великой Отечественной войны жил также в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани и других разрешенных для проживания ссыльных городах. В 1938, во время одного из нелегальных приездов в Москву, Эрдман прочитал на квартире у М. Булгакова первый акт пьесы «Гипнотизер», которая не была завершена. В том же году Булгаков обратился к Сталину с письмом, в котором просил для Эрдмана разрешения жить в Москве; письмо осталось без ответа.
В начале войны, после неоднократных просьб с его стороны и отказов со стороны властей, Эрдман был призван в армию – в специальную часть для «лишенцев» и бывших священников; солдаты не были ни вооружены, ни обмундированы. После долгого отступления тяжело больной Эрдман попал в Саратов, откуда по личному указанию Л. Берии был вызван в Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД. Для этого ансамбля писал сценарии театрализованных представлений вплоть до 1948.
Эрдман написал также сценарии художественных («Принц и нищий», «Актриса», «Смелые люди», «Снежная королева», «Морозко» и др.) и мультипликационных («Федя Зайцев», «Чудесный колокольчик», «Приключения Мурзилки» и др.) фильмов, либретто оперетт, интермедии к спектаклям, сценарии цирковых представлений, скетчи и др. произведения. Его соавторами были В. Масс и М. Вольпин.
В 1964 Эрдман стал консультантом Ю. Любимова и неофициальным членом художественного совета Театра на Таганке. Написал для этого театра инсценировку «Героя нашего времени» М. Лермонтова (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к спектаклю «Пугачев» по драматической поэме С. Есенина. Спектакль по пьесе «Самоубийца» Любимов смог поставить только в 1990.
Николай Робертович Эрдман умер в Москве 10 августа 1970 года.
Биография
Произведения
- Мандат
- Самоубийца
- Я знаю
Критика
- Вокруг «Мандата» Н. Эрдмана
- Николай Эрдман на сцене и в печати Америки и Англии
- О Николае Робертовиче Эрдмане
Ключевые слова: Николай Эрдман,биография Николая Эрдмана,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Николая Эрдмана
Источник
Советское искусство богато именами многих выдающихся людей: это и писатели, и киносценаристы, и драматурги. Одним из таких деятелей искусства был Николай Эрдман, биография которого мало кому известна. А между тем именно он написал сценарии к таким знаменитым фильмам советской эпохи, как «Волга-Волга» и «Веселые ребята». Рассмотрим историю жизни этого человека и его творческий путь более подробно.
Детство и юность
Николай Эрдман является ровесником века, он появился на свет в 1900 году. Его родным городом стала Москва. Родители будущего киносценариста и драматурга принадлежали к разным национальностям: мать Валентина Борисовна имела еврейские корни, а отец Роберт Карлович происходил из балтийских немцев.
Будущий писатель и поэт достаточно хорошо учился и успел показать себя как отличный ученик в Петропавловском коммерческом училище.
Революция застала его семнадцатилетним юношей, она же круто изменила его жизнь. В 1919 году он был призван в действующую Красную Армию, через год Николай Эрдман смог демобилизоваться.
После демобилизации молодой человек с головой окунулся с творческую среду Москвы. Он увлекся популярным тогда имажинизмом, писал стихи для песен, которые потом исполнялись в кабаре, сатирические произведения, пьесы. Вскоре его имя стало известно в театральной среде, и молодого автора стали приглашать в театры как драматурга, обладающего острым и цепким пером.
Зрелые годы
Двадцатые годы 20 века были для Эрдмана весьма продуктивными. Он сотрудничал со знаменитым В. Э. Мейерхольдом. Именно Николай Эрдман написала тексты пьес под названием «Самоубийца» и «Мандат», которые с блеском были поставлены на сценах московских театров.
В 1927 году в жизни драматурга наступает новая эпоха – он становится киносценаристом. Самый известный его сценарий тех лет был написан для фильма «Веселые ребята». Однако в 1933 году киносценарист был арестован и освобожден из ссылки только спустя три года.
После ссылки Эрдман не мог оставаться в Москве, ему пришлось жить в Рязани и Калинине. В 1940 года писатель переехал в Саратов.
Когда началась Великая Отечественная война, Эрдман был отправлен в глубокий тыл как политически неблагонадежный человек. Однако именно война изменила жизнь писателя. Вместе с концертной бригадой он стал ездить по фронтам войны, выступая в качестве артиста и чтеца.
После войны судьба улыбнулась Эрдману, да и он сам старался вести себя скромно и не выступать более с критикой руководства страны (именно из-за такой критики он и был арестован когда-то). Работал писатель в основном как драматург, сотрудничал с ведущими театрами страны, а в 1951 году был даже удостоен Сталинской премии.
Скончался Николай Эрдман в 1970 году, был похоронен в Москве.
Эрдман и органы НКВД
История первого ареста Эрдмана восходит к 1933 году. Тогда вместе с режиссером картины Николай Эрдман проживал в Гаграх, где велись съемки картины «Веселые ребята». Однако для Эрдмана они закончились трагически. Он был арестован органами НКВД. Исследователи его творчества полагают, что причиной ареста стал текст басни, сатирически изобличающей образ Сталина, которую написал Эрдман, а прочитал на одном из литературных вечеров актер Качалов.
Помимо ареста Эрдмана ждало еще одно разочарование – режиссер Г. Александров был вынужден вычеркнуть его имя из титров к «Веселым ребятам».
Однако в те суровые годы с Эрдманом поступили достаточно мягко: незадачливого писателя отправили в ссылку в Сибирь (в город Енисейск, а потом – в Томск). Освобождение из ссылки произошло только в 1936 году. Однако драматург еще на несколько лет был ущемлен в правах и вынужден был находиться в соседних с Москвой городах, не имея возможности проживать в столице, в которой родился.
Николай Эрдман и Ангелина Степанова: история любви
Яркой страницей в жизни драматурга стал роман с актрисой Ангелиной Степановой. Эрдман и Степанова познакомились еще в Москве в 20-е годы. Оба имели семьи (правда, Эрдман жил в гражданском браке с одной из балерин, но брак Степановой был вполне законным и респектабельным). В итоге начался бурный роман двух талантливых людей, который продолжался и в жизни, и в письмах.
Ангелина Степанова не смогла выдержать двойной жизни и ушла от мужа, однако Эрдман не спешил стать холостяком. Но их роман продолжался. Степанова не отказалась от Эрдмана даже тогда, когда ее возлюбленный был арестован. Более того, именно она, будучи знаменитой актрисой, смогла выхлопотать для своего избранника смягчение его участи. Любовь актрисы к Эрдману была столь велика, что заставила ее тайно навещать любовника в ссылке.
Однако, узнав о том, что Эрдман так и не собирается расставаться со своей гражданской женой, Степанова не смогла пережить этот удар и разорвала отношения со своим любовником. Прекратилась и их переписка, которая длилась около 7 лет.
Итоги любовной драмы
Судьбы Эрдмана и Степановой разошлись. Актриса вышла замуж за писателя А. Фадеева. Встретились бывшие любовники только спустя 22 года. Об этой трогательной встрече Степанова написала в своем дневнике как о незабываемом мгновении ее жизни. Больше они никогда не виделись.
Степанова узнала о смерти Эрдмана, будучи на гастролях в Киеве. На похороны его она сознательно не поехала.
Эта сильная и красивая женщина пережила своего любовника на 30 лет. В конце жизни, изливая свою душу в дневнике, она с горечью вспоминала об истории своей любви, жалея о том, что они с Эрдманом так и не смогли сберечь свои чувства. Степанова также горячо сожалела о судьбе Эрдмана, считая, что ему с его величайшим талантом так и не удалось занять достойное место в русской литературе.
Сотрудничество с театром на Таганке
Много работ написал за свою жизнь Эрдман Николай Робертович, биография этого человека тому подтверждение.
Во второй половине своей творческой жизни, когда на писателе лежал не только груз прожитых лет, но горькая характеристика «неблагонадежного», ему очень помог его хороший знакомый – театральный режиссер Юрий Любимов. С Любимовым Эрдман познакомился во время войны (вместе они работали в одной фронтовой канцерной бригаде).
Именно Любимов, будучи талантливым и чутким человеком, сумел увидеть в Николае Робертовиче нереализованный талант. Любимов, став главным режиссером, поставил многие пьесы Эрдмана на сцене своего театра. Именно благодаря театру на Таганке Эрдман смог вновь почувствовать себя востребованным зрителями драматургом.
Творчество Эрдмана: киноработы для детей
Современные искусствоведы полагают, что Эрдман Николай Робертович так и не смог до конца реализовать свой необыкновенный талант. А ведь он писал великолепные сценарии к фильмам, которые потом с интересом смотрели миллионы зрителей.
Эрдман был талантлив во всем, даже когда работал над сценариями для сказок («Огонь, вода и медные трубы», «Морозко», «Город мастеров» и т. д.). После его ареста и ссылки режиссеры боялись приглашать его для работы над сценариями к серьезным фильмам, а вот мультипликаторы относились к фигуре Эрдмана более лояльно, поэтому он выступил как автор сценария к более чем 30 советским мультфильмам. Среди них такие известные мультфильмы, как «Человечка нарисовал я», «Приключение Буратино», «Дюймовочка» и т. д.
Значение творчества Эрдмана
Много испытал в жизни поэт, писатель, киносценарист и драматург Николай Эрдман. Фото этого человека, сделанные на протяжении всей его жизни, позволяют нам увидеть, как изменялось выражение его лица. Если на юношеских снимках на зрителей чуть иронично смотрит молодой автор, мечтающий реализовать себя в жизни, то на поздних мы видим невеселое лицо уставшего человека.
Некоторые современники называли Эрдмана неудачником. Ведь он, несмотря на свой талант, не смог полностью реализовать себя в литературе, пережил тюрьму, ссылки и запрет своих произведений, да и в личной жизни, несмотря на три брака, писатель так и не состоялся. Да, все это было в жизни Николая Эрдмана, но все-таки этот человек многое успел сделать на земле, поэтому его имя не должно предаваться забвению.
Источник