Юрий арабов личная жизнь жена дети
На сегодняшний день Юрию Арабову уже 64 года. Несмотря на свой почтенный возраст, сценарист остается одним из самых успешных и популярных в российской кинематографии. При этом Юрий Николаевич сотрудничает с такими разноплановыми режиссерами, что его творчество сложно определить какими-либо направлениями – так многогранен Арабов. Казалось бы, что общего у “Юрьева дня” Кирилла Серебренникова и “Фауста” Александра Сокурова? А ведь оба эти сюжета – дело рук Юрия Арабова.
Биография Юрия Арабова
Одним октябрьским днем 1954 года в московской семье Николая Арабова и его жены, крымской гречанки, родился мальчик. Родителей Юры познакомило кино – их встреча состоялась во время работы над съемками фильма “Васса Железнова”. Мама будущего сценариста окончила институт кинематографии у Сергея Эйзенштейна, а затем работала на Горьковской киностудии помощником режиссера, а затем руководителем дубляжа. К сожалению, брак Арабовых распался, когда их сыну Юре было всего четыре года.
Юрий Николаевич, как и его мама, окончил ВГИК. Он обучался на курсе Дикого и Фигуровского и получил специальность сценариста. Дебютную картину Арабов выпустил еще будучи студентом. Это был “Одинокий голос человека”, срежиссированный Александром Сокуровым. К сожалению, кинолента увидела свет только в 1987 году. Однако после этого первого сотрудничества Арабов и Сокуров стали работать вместе. Юрий Николаевич написал сценарии к одиннадцати фильмам режиссера.
После развала Советского Союза сценарист Юрий Арабов стал вести во ВГИКЕ мастерскую драматургии вместе с Татьяной Дубровиной. А еще через пару лет, в 1994 году, он стал руководителем драматургической кафедры института. Одни из самых известных учеников Арабова – Дмитрий Соболев, Нана Гринштейн, Михаил Дуренков, Денис Родимин.
К перу Юрия Николаевича относятся два десятка сценариев к различным кинокартинам. Кроме того, автор работал и для телевидения, успев подготовить сценарии к таким фильмам, как, например, “Доктор Живаго”, “Дело о “Мертвых душах” и “Завещание Ленина”.
Знаменитый и талантливый режиссер Кирилл Серебренников именно по сценарию Арабова создал в 2008 году свою ленту “Юрьев день”. Кинофильм получил большое количество наград не только в России, но и на фестивалях за рубежом.
Личная жизнь
Что касается личной жизни Юрия Арабова, то заядлых поклонников, интересующихся этой темой, здесь порадовать нечем. Сценарист не дает никаких интервью насчет своей семьи. Поэтому невозможно найти информацию, есть ли жена и дети у Юрия Арабова.
Иногда кажется, что прозаик и сам подогревает интерес к столь щепетильной теме. Он проживает в деревенских условиях, самостоятельно ведет быт. У сценариста есть не только куры, но даже коровы. И по этой причине журналистам крайне интересно знать – есть ли жена в личной жизни Юрия Арабова? Однако на вопрос ответа нет.
Фильмография Арабова
Режиссером более половины фильмов, к которым подготовил сценарии Юрий Арабов, стал Александр Сокуров. Это, например, драма “Дни затмения” 1988 года или картина по сюжету флоберовской “Мадам Бовари” под названием “Спаси и сохрани”, вышедшая на экраны в 1989 году.
С самого начала своей деятельности в роли сценариста, Арабов не прекращал творить. Даже в девяностые годы выходили киноленты по его сюжетам. Чего стоит только драматическая картина Андрея Добровольского “Присутствие” или же артхаусные “Тихие страницы” Сокурова по мотивам знаменитого “Преступления и наказания”.
Арабов много сотрудничал и с режиссером Олегом Тепцовым. Именно он разработал сценарий для его дебюта – “Господина оформителя”, выпущенного в 1988 году. Затем Юрий Николаевич создал и мистический сценарий для “Посвященного”. Кстати говоря, эта лента была показана на международном кинофестивале в Берлине.
Работы на телевидении
Телевизионные сценарии Арабова отмечены четырьмя проектами. Первой работой стал шестисерийный “Николай Вавилов”, вышедший в 1990 году. Затем на пятнадцать лет для сценариста наступило затишье в телевизионной среде. И только в 2005 году свет увидела экранизация “Доктора Живаго” в одиннадцати сериях.
В этом же году на экраны вышел и другой сериал по классическим гоголевским мотивам. Лента “Дело о “Мертвых душах”, с Хабенским, Гармашем и Деревянко в главных ролях, также была снята по сценарию Арабова.
Литературное творчество
Перу поэта и прозаика Юрия Арабова принадлежат десять книг. Он начал публиковаться еще в советское время: сборники стихов “Автостоп” и “Простая жизнь” вышли в 1991 году. На следующий год была опубликована книга “Ненастоящая сага”.
С начала двадцать первого века Арабова увлекла проза, и уже в 2003 году издательством “Андреевский флаг” был выпущен тираж романа “Биг-бит”. Еще через шесть лет был напечатан роман “Чудо”.
Последней книгой, которая разошлась небольшим тиражом в триста экземпляров, стал поэтический сборник “Огонь”. Стихи вышли в 2016 году.
Отношение к вере
Одна из знаменитых цитат Арабова звучит так: “Через судьбу человека говорит Господь”. Сценарист трепетно относится к вопросам веры и христианства в частности.
По мнению Юрия Николаевича, любой человек имеет судьбу, к созданию которой причастно не только земное окружение, но и небесные силы. Таким образом, каждый человеческий поступок – будь то положительный или отрицательный – имеет под собой причину и следствие.
Зачастую Арабов обращается к жизненным судьбам широко известных персонажей – например, Сталина, Гитлера или Фауста. Однако в каждом из них можно найти черты самого сценариста.
Как утверждает сам Юрий Николаевич, творчество для него самого выступает в роли терапевта. Все его работы созданы с душой, исходят от самого сердца. Арабов вкладывает в фильмы всю свою душу. Любому творцу важно знать, как его создание откликнется в душах других людей.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 ноября 2019; проверки требуют 20 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Арабов.
Ю́рий Никола́евич Ара́бов (род. 25 октября 1954, Москва) — российский прозаик, поэт, сценарист. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1999)[2][3].
Биография[править | править код]
Юрий Арабов родился 25 октября 1954 в Москве. Мать — крымская гречанка, выпускница ВГИКа (курс Сергея Эйзенштейна), работала помощником режиссёра и режиссёром дубляжа на Киностудии имени М. Горького[4]. Отец — русский, родом из Тулы, где родители и познакомились в 1953 году на съёмках картины «Васса Железнова» Леонида Лукова. Спустя пять лет родители развелись, Юрий остался с матерью. В 1980 году он окончил ВГИК (сценарный факультет, мастерская Николая Фигуровского и Евгения Дикова)[5][6].
Дебютировал в кинематографе как сценарист фильма «Одинокий голос человека» (1978, вышел на экраны в 1987 году)[7]. Постоянный соавтор Александра Сокурова, сценарист двенадцати его лент. Не раз обращался к сюжетам Серебряного века и эпохи модерн (например, мистический триллер «Господин оформитель»).
Один из организаторов неформального клуба «Поэзия» в Москве[8] (1986). Стихотворение «Монолог» было опубликовано в апреле 1987 года в журнале «Юность»[9] в рубрике «Испытательный стенд». В дальнейшем выпустил несколько поэтических сборников, среди которых «Автостоп», «Ненастоящая сага», «Простая жизнь», «Воздух».
С 1992 года совместно с Татьяной Дубровиной[10] ведет мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года возглавляет кафедру кинодраматургии[5]. В разное время студентами его мастерской были Нана Гринштейн, Дмитрий Соболев, Денис Родимин[7], Гиви Шавгулидзе, Михаил Дурненков[11].
Написал сценарии к 20 кинофильмам. Является автором сценария ряда телевизионных проектов: «Дело о „Мёртвых душах“», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина». В 2004 году по оригинальному сценарию Юрия Арабова режиссёр Адель Аль-Хадад снял фильм «Апокриф: музыка для Петра и Павла» (фантазия на тему жизни Петра Ильича Чайковского), удостоенный множества призов на российских и международных кинофестивалях.
В 2008 году по сценарию Юрия Арабова режиссёр Кирилл Серебренников поставил фильм «Юрьев день», ставший лауреатом международных кинопремий. В 2009 году по роману «Чудо» режиссёром Александром Прошкиным была поставлена одноимённая картина, удостоенная «Серебряного Георгия» на 31-м Московском Международном кинофестивале.
Является автором романов «Биг-бит», «Флагелланты»[12], «Чудо», «Столкновение с бабочкой», а также сборника кинопрозы «Солнце и другие киносценарии» и книги эссе «Механика судеб».
Фильмография[править | править код]
Кино[править | править код]
Сценарист
- 1978 (1987) — Одинокий голос человека
- 1983 (1987) — Скорбное бесчувствие
- 1988 — Дни затмения
- 1988 — Господин оформитель
- 1989 — Посвященный
- 1989 — Спаси и сохрани
- 1990 — Круг второй
- 1990 — Сфинкс
- 1992 — Присутствие
- 1992 — Камень
- 1994 — Тихие страницы
- 1997 — Мать и сын
- 1999 — Молох
- 2001 — Телец
- 2002 — Игра в модерн
- 2002 — Полтора кота
- 2004 — Апокриф: музыка для Петра и Павла
- 2005 — Солнце
- 2006 — Ужас, который всегда с тобой
- 2008 — Юрьев день
- 2009 — Чудо
- 2009 — Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину
- 2011 — Фауст
- 2012 — Орда
- 2013 — Зеркала
- 2015 — Орлеан
- 2015 — Клетка[13][14][15]
- 2015 — Охрана
- 2016 — Монах и бес
- 2019 — Мысленный волк
Режиссёр
- 2020 — Гирокастра
Телевидение[править | править код]
- 1990 — Николай Вавилов (6 серий)
- 2005 — Доктор Живаго (11 серий)
- 2005 — Дело о «Мёртвых душах» (8 серий)
- 2007 — Завещание Ленина (12 серий)
Книги[править | править код]
- Арабов Ю. Автостоп. — М.: Советский писатель, 1991. — ISBN 5-265-01861-1. (Стихи)
- Арабов Ю. Простая жизнь. — М.: Московский рабочий, 1991. (Стихи, в конволюте с книгой стихов «Референдум» Нины Искренко)
- Арабов Ю. Ненастоящая сага. — Париж: AMGA, 1992. (Стихи)
- Арабов Ю. Механика судеб. — М.: Парад, 1997. (Эссе)
- Арабов Ю. Биг-бит. — М.: Андреевский флаг, 2003. (Роман-мартиролог)
- Арабов Ю. Воздух. — М.: Футурум БМ, 2003. (Стихи)
- Арабов Ю. Чудо. — М.: АСТ ; Астрель, 2009. (Роман)
- Арабов Ю. Орлеан. — М.: АСТ, 2011. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-17-072648-6. (Роман)
- Арабов Ю. Земля. — М.: РА Арсис-Дизайн, 2012. — 208 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-904155-22-3. (Стихи)
- Арабов Ю. Столкновение с бабочкой. — М.: АСТ, 2014. — 352 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-17-085777-7. (Роман)[16]
- Арабов Ю. Огонь. — М.: atelier ventura, 2016. — 128 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-9906643-8-8. (Стихи)
Предисловия к книгам[править | править код]
- Павел Лунгин. Такси-блюз и другие киносценарии. — Сеанс/Амфора, 2008. — 464 с. — (Серия «Библиотека кинодраматурга»). ISBN 978-5-901586-16-7, 978-5-367-00746-6
- В. Брайнин-Пассек. К нежной варварской речи. Стихотворения. Составитель Михаил Безродный. — СПб.: Алетейя, 2009. — 94 c. — (Серия «Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы»). ISBN 978-5-91419-277-5
- Иван Кононов. «Смыслы». Стихотворения, фотографии, рисунки, проза. 2008. — 287 с.
Награды и премии[править | править код]
- Орден Дружбы (19 декабря 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[17]
- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (30 августа 1999 года) — за большой вклад в развитие киноискусства[2].
- В 1995 году был удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев»).
- Лауреат премии Каннского кинофестиваля за сценарий фильма «Молох» (1999).
- Лауреат Пастернаковской премии за сценарий сериала «Доктор Живаго» (2005). [8]
- Лауреат Государственной премии РФ в 2002 г. за сценарий к фильму «Телец».
- Лауреат независимой премии «Триумф» (2008).
- Лауреат кинопремии «Ника» за сценарии фильмов «Телец», «Солнце», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Фауст» и «Монах и бес».
- Лауреат Государственной премии Правительства России за сценарий к фильму «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (2011).
- Лауреат премии «Золотой орёл» За лучший сценарий (фильм «Орда») (2012)[18] и «Монах и бес» (2017).
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Тюрин Ю. П. Феномен Юрия Арабова: Сборник эссе. — М.: ВГИК, 2015. — 234 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-87149-182-9.
Ссылки[править | править код]
- Юрий Арабов на сайте журнала «Сеанс». seance.ru. Дата обращения 30 марта 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
- Страница Юрия Арабова на сайте «Энциклопедия отечественного кино» (недоступная ссылка). russiancinema.ru. Дата обращения 30 марта 2013. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- Видеозапись лекции Юрия Арабова «Введение в кинознание» 31.05.2011
- Кацов Г. Аудиоинтервью с Юрием Арабовым (1988). gkatsov.com. Дата обращения 30 марта 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
- Шевелев И. Юрий Арабов получил премию Пастернака. Московские новости, 2005, №8. god.dvoinik.ru. Дата обращения 6 апреля 2013.
- Чанцев А. Записки заживо похороненного. booknik.ru (11 сентября 2006). — Рецензия на книгу Ю. Арабова «Флагелланты». Дата обращения 30 марта 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
- Быков Д. Чудотворец. gq.ru; archive.org (5 ноября 2009). — Интервью Юрия Арабова журналу GQ. Недоступная ссылка заменена архивной. Дата обращения 30 марта 2013. Архивировано 18 января 2011 года.
- «К теории драматургии нужно относиться снисходительно». cinemotionlab.com; archive.org (9 декабря 2010). — Интервью порталу cinemotionlab.com. Дата обращения 6 апреля 2013. Архивировано 25 января 2012 года.
- Каневская Л. Первое заседание Клуба драматургов. smelodrama.ucoz.ru (перепечатка материала rfcda.ru). — ?2012. Дата обращения 30 марта 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
- Школа Злословия — Юрий Арабов видео (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
- Виктор Матизен. Юрий Арабов: «Теперь по поводу патриотов…» (рус.) // Искусство кино : журнал. — 2013. — № 12.
- Юрий Арабов. Быть больше самого себя. ИД АРТ-АЛЬЯНС. Журнал Eclectic (ноябрь 2013).
- Юрий Арабов. Метареализм. Краткий курс. marpl.com. Проверено 08.11.2014
- Редакция сайта «Эхо Москвы». ПЕРСОНЫ. Юрий Арабов, сценарист, заслуженный деятель искусств России. echo.msk.ru. Проверено 08.11.2014
- Сергей Юрьенен. Принимают участие Вероника Боде, Олег Ковалов. Говорит и представляет Радио Свобода. Сценарист как романист: Юрий Арабов и его «Биг-Бит». archive.svoboda.org. Проверено 08.11.2014
- Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем». Православный мир (19 февраля 2015). Дата обращения 15 марта 2015.
- Поиск: Юрий Арабов. Искусство кино. Дата обращения 20 декабря 2015.
Источник
Автор: Юрий ВАСИЛЬЕВ
28.10.2013
Знаменитый российский киносценарист против своей воли оказался в центре скандала вокруг очередного исторического героя
«Совершенно не факт, что Чайковский был гомосексуалистом. Так думают только обыватели. То, во что верят обыватели, не нужно показывать в кино». Слова Юрия Арабова по поводу его сценария к фильму Кирилла Серебренникова стали поводом для скандала вокруг кино, которое еще не появилось – и теперь, по общему мнению, едва ли запустится в ближайшее время. Больше всего досталось самому Арабову – от либерально настроенных пользователей «Фейсбука». «В то время, как над российскими геями нависла серьезная опасность…» – обычная в последние недели тональность инвектив в адрес некогда превозносимого автора сценариев для фильмов Сокурова, Серебренникова, Прошкина: «Одинокий голос человека», «Скорбное бесчувствие», «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст», «Юрьев день», «Чудо», «Орда»…
С «Орды» Алексея Прошкина, последнего на сегодняшний день фильма по сценарию Арабова – увенчанной многими наградами истории о том, как митрополит Алексий (Максим Суханов, до неузнаваемости перевоплощенный) спас от слепоты мать хана, а вместе с ней и всю имевшуюся на тот момент в наличии Россию, – разговор и начался.
– Суханов многогранный актер, глубокий. Проблема его в этой роли – то, что ему пришлось играть святого. Деньги на фильм дал Московский патриархат.
Естественно, там очень боялись, что герой будет совсем неканоничным. Драматургия работает с конфликтом внутри человека – внешним и внутренним. А у святого внутреннего конфликта быть не может. В этом плане изображать святость на экране, в художественном произведении, – мука. Думаю, что Максим очень достойно вышел из ситуации, когда нельзя показывать глубоких внутренних конфликтов, но все-таки он сыграл внешнее столкновение. Святитель Алексий у Суханова – генерал, которого вдруг сделали даже не рядовым пехотинцем, а денщиком и бросили в прорыв вместо рядового.
– В «Орде» вы работали по Житиям – с точки зрения невоцерковленного человека, то ли по легенде, то ли по чистой правде, густо замешенной на легенде. Возможна ли сейчас киноистория о реальном Чайковском – а не о том, которого хотят представить публике люди, в разной степени заинтересованные в дискуссии на тему его гомосексуальности?
– Мы все-таки не знаем, каким был Чайковский.
– И все же мы НЕ знаем о нем меньше, чем о святителе Алексии.
– Это правда. Святитель Алексий и Чайковский – это те звезды русской культуры, которые всегда с нами, покуда мы ходим на двух ногах, говорим по-русски и можем ухом улавливать музыкальную гармонию. Хотя последнее тоже скоро будет в прошлом: ритмические структуры заменяют собой гармонические – по крайней мере в масскультуре. Стихия ритма – архаическая стихия, через которую человек входил в экстатические состояния. Сейчас круг замкнулся, и человечество в целом отброшено к этой первичности. У нас почти исчезла способность музицировать. Мы можем предложить ритмы, способы деконструкции в музыке – то, чем занимались в ХХ веке Штокхаузен и другие, – но мы не можем предложить нового мелодизма. Человек стал другим, стихия ритма превалирует – как в некие доисторические времена, не отягощенные толерантностью, либерализмом и вообще какой-либо цивилизованностью.
Либерализм мне особенно интересен, о нем можно написать небольшую поэму. Почему же он столь странен в России? Почему многие сторонники либеральной идеи требуют терпимости от других, но ничего не требуют от себя – и вполне могут поступать нетерпимо к тем, кто думает иначе? Тут все просто, нет никаких тайн.
У нас отсутствует явление под названием «демократия». То есть у нас нет разделения властей, нет политической конкуренции, но зато есть либеральный взгляд на все проблемы Вселенной. Демократия – это почва, на которой должно произрастать дерево либерализма. У нас же почва пока отсутствует, поэтому дерево парит в небе и время от времени роняет на человека сухие ветви и листья.
– Но вы – при всем, что претерпели от поборников либерализма в российском варианте, – либерал?
– Я сам – республиканец и, наверное, либерал, но за свои взгляды не готов порвать глотку любому, кто их не разделяет. Почву под названием «демократия» нужно готовить нескольким поколениям людей, это трудная, опасная и в целом неблагодарная работа. Как только появится почва, то и дерево либерализма станет естественней, пустив корни в эту самую почву. Тогда исчезнет и большевизм, который есть суть многих либералов, живущих по принципам: цель оправдывает средства; кто не с нами, тот против нас; есть «свои» и «чужие».
Демократия – не только треп в «Фейсбуке» и других соцсетях. За нее платят жизнью, и это – весьма серьезная причина, почему демократов у нас подменили либералы журналистского разлива. Кто готов жертвовать собой, своим положением, близкими и детьми во имя демократии? Кто готов, наконец, не ходить в норковой шубе и не мелькать в СМИ?.. Вместо ответа – тишина. Жертва никому не интересна. Общество потребления к ней не располагает. Пример Ходорковского здесь уникален, его еще предстоит осмыслить. Человек добровольно залез в пасть тигру… это делает Ходорковского абсолютным исключением из нашей жизни
– А что с другими общественными взглядами?
– К сожалению, они так же парят без почвы над нашими головами и того гляди упадут. Так что запасайтесь касками. Государственники-патриоты здесь не исключение. По статусу они должны поддерживать власть. Они и поддерживают. Но по иронии судьбы это та власть, которая против своей воли уничтожает государственные институты – правоохранительную систему, образование, науку, социальное обеспечение. Государственники требуют постиндустриального развития при раке, который зовется коррупцией. Все знают, что это невозможно, что любые деньги дойдут до адресата урезанными вдвое. Но мы требуем развития, потому что это патриотично. Происходит то же самое, что с либерализмом: идеология подменяет конкретные дела и ту же самую жертву. Мне жалко наших государственников. Но без их зажигательных речей было бы совсем скучно, они сильно веселят и разгоняют застоявшуюся кровь.
– А с образованием что? Конкретно, на вашем примере.
– Я преподаю теорию и практику драматургии с 1992 года. На последнем вступительном экзамене во ВГИКе этим летом задаю вопрос: «Назовите страны антигитлеровской коалиции». Ответ: «Япония, Франция, Советский Союз». Это – по поводу знаний, которые дает современная средняя школа. Гуманитарное образование в ней потоплено. Но считать, прежде всего деньги, молодые люди умеют. Многие, кстати, мне скажут, что знания об антигитлеровской коалиции скорее затруднят подсчет денег, нежели его облегчат. Здесь я промолчу, потому что сказать мне нечего.
– То есть пришли поучиться кинодраматургии, а фильм «Солнце» Сокурова–Арабова, чтобы не путаться с ролью Японии во Второй мировой, не видели.
– Пусть бы и не видели – ни я, ни режиссер сильно не обидимся. Но наша сегодняшняя ненависть к Америке замешена и на том факте, что все запамятовали, что мы сражались против Гитлера вместе. Конечно, многие скажут, что наши жертвы не сопоставимы с американскими. И это правда. Но я еще застал людей, которых спасла от голода американская тушенка. Я еще помню бывших солдат, которые рассказывали мне об американской технике, о «Дугласах», которые помогли выиграть войну. И это тоже – правда, которая сильно мешает созданию образа внешнего врага. Дети здесь в принципе не виноваты. Виноваты дяди, которые сортируют факты в угоду сиюминутной конъюнктуре. Кстати, я видел и студентов, которые считают, что Великобритания сражалась на стороне Гитлера.
– При этом сами дети не стали хуже?
– Нет. Они в целом такие же, как были мы. Часть – циники, часть – романтики, часть глупых, часть умников, и на всех – один-два человека талантливых. Отличаются знанием Интернета – великой вещью, сделавшей много хорошего и кое-что плохое. Количество хаотической, легкодоступной информации уничтожает структурность и системность. А по-моему, основа знаний – это как раз системность, а не их количество. Представление о приоритетах (это и есть системность) помогает в сортировке новой информации. Когда приоритетов нет, тогда и наступает хаос. Необразованный человек – это не тот, кто не знает. Это тот, кто не обладает внутри себя ценностной шкалой. Человек-компьютер в этом смысле похож на папуаса.
– Вы в их возрасте были другим?
– У каждого поколения – свои проколы и вредные иллюзии. У моего поколения такого много. Но я все-таки знал, в каком году была война 1812 года – иногда я задаю нынешним такой вопрос и ответы на него получаю разные. Кто написал полонез Огинского – из той же серии. И теперь, при всем уважении к Пелевину, все-таки Толстой более значим. Сегодняшний молодой человек этого не знает. Пройдет некоторое время – он и о Пелевине забудет, поскольку вместо него выскочит очередной способный раскрученный человек, который затмит всех – и Пелевина, и Толстого.
– Тогда возникает вопрос, что такое вообще русская культура, по Юрию Арабову?
– Русская культура заключается в постановке вопросов, которые не имеют ответов. Например, есть ли Бог и в чем смысл жизни… Наша культура, в отличие от западной, почти не имеет светского характера. Чехов – чуть ли не единственный «светский» писатель из классиков, но и его мучали проклятые вопросы, на которые он дал ответ в повести «Дуэль» – никто не знает настоящей правды. Другой ответ, уже совсем несветского писателя: если Бога нет, то все дозволено. Это современная Россия усвоила лучше всего. Вседозволенность мы принимаем за свободу. Это – главная ошибка молодого поколения, и расплачиваться за нее придется долго и тяжко
Что касается просто своеобразия… Кроме литературы, у нас есть водка и лес, которые составляют «русскость». Водка не кончится никогда. Второе мы потеряем в ближайшие тридцать лет, так мне сказал один из сибирских чиновников, и я ему верю… Ребята из Сибири рассказывают, как китайцы, которым отдали в пользование территории за Уралом, вывозят оттуда даже почву. Это, кстати, к вопросу о евразийстве – очередной идеологии, в которой много литературы и мало реальности. Еще одно летучее дерево запущено в небо. Дружба может быть и должна быть – в том числе между Европой и Азией. Но в русской культуре нельзя обнаружить азиатского сознания – покорности хану, системы социальных градаций, уходящих в нравственную плоскость, как у Конфуция. Мы социальные градации отрицаем, как и социальную этику. У нас – бунт, отрицание и анархия. Кстати, сильное государство удерживает нас от того, чтобы сознание это претворилось в жизнь. Но это, согласитесь, совсем не азиатчина. Русским народом трудно управлять, но это – специфический европейский народ. Музыка, живопись, литература, в которых нет намека на покорность, соврать не дадут.
– В том числе и музыка Чайковского, с которым сейчас все оказалось настолько сложно?
– Конечно. Сценарий попросил меня написать Кирилл Серебренников. Грубо говоря, материал представлял собой следующее: на одном листике – цитата из письма Чайковского про поход в «педерастическую бордель». На другом – свидетельства современников Петра Ильича о том, что ничего подобного за ним они не замечали… Самого Чайковского я, понятно, не знаю – лишь слышал его музыку и восхищен двумя его последними симфониями, Пятой и Шестой. Насколько я думаю, сюжет здесь следующий – тот, с которым столкнулся я сам. В 1992 году я пришел преподавать во ВГИК. Вскоре я стал заведующим кафедрой. Через некоторое время я услышал шепот за спиной: «гомосексуалист управляет кафедрой».
– Ну и с чего?
– Тот же вопрос задал я. Получил ответ: «Ну как же, вы ведь работаете с такими-то…» И называют пару фамилий. «А откуда вы знаете, что они – гомосексуалисты?» «Так все говорят», – был мне ответ…
Фишку я понял только сейчас: любую белую ворону надо обозначить как-нибудь – либо еврей, либо гомосексуалист, либо масон. А лучше – все вместе.
Чайковский, я думаю, также попал под этот привычный для России каток. Я не хочу отбирать его у геев, но просто хочу сказать, что не каждый, кто бегает от жены, – гомосексуалист. Например, Толстой убежал от жены на девятом десятке, а Чехов поставил условие Книппер – не жить вместе. За этот взгляд на проблему меня недавно обвинили в гомофобском заговоре вместе с нынешним министром культуры, которого я лично не знаю и никогда с ним не встречался.
Хочу успокоить: ребята! У меня у самого друзья – гомосексуалисты. Чего шумите? Отдать вам Чайковского? Хватайте! Человеку и так сильно не повезло: умер в позапрошлом веке и умер мучительно, а обыватель все не может успокоиться, был ли он гей или не был?.. Кирилл Серебренников недавно сказал, что снимать картину при такой пене весьма затруднительно. И я подтверждаю: истинная мука. А странный одинокий человек Чайковский просто пребывал в ангельском чине. Имуществом особым не владел… Ни дома, ни семьи. Одна гениальная музыка и сплетни вокруг нее. Я написал пять вариантов сценария, режиссер написал шестой… Будет ли что-то путное из всего этого? Не берусь судить.
– Наблюдая сюжет вокруг этого кино – что-нибудь новое пишете?
– Естественно, поскольку чукча – писатель. Написал новый роман – слава Богу, совсем на другую тему. Часть времени работал за рубежом. Когда приехал обратно, очень долго не понимал, куда я вернулся. Обстановка в Москве, если ее принимать всерьез, весьма отвратная. То ли чернуха, то ли севрюжинка с хреном. У меня есть опыт житья в глубокой провинции – по деревням Ярославской, Воронежской области, сейчас во Владимирской время от времени живу, так что примерно представляю настрой тамошнего провинциального человека. Он абсолютно толерантен. Ему все равно, кто с кем и как спит. Его интересуют другие вещи – что жизнь с каждым днем становится все дороже и бесперспективнее. Ему непонятны наши сытые московские споры ни о чем. Протесты как настроение больше сейчас характерны для провинции, чем для Москвы. Полтора года город Кольчугино во Владимирской области сотрясал конфликт, когда в мэры пришел кандидат от «Яблока», ему не дало работать местное законодательное собрание. Я видел эти провинциальные демонстрации, видел людей, озабоченных насущным – как жить? В Москве можно найти только абсурдистскую пьесу, а в провинции – гораздо интереснее. Люди живут тяжело, несмотря на то что уже ездят на «фордах» – кредитных, конечно. Дай бог, если наша оппозиция придет работать туда. Они там нужны – новые народники… Только их там пока не видно. Когда люди не могут влиять на политику власть имущих, им приходится выплескивать весь свой социальный темперамент на те вопросы, о которых мы говорили выше
– Болотная, Сахарова, еще Болотная – не попытки влиять?
– Интересное явление, во многом неожиданное. За эти два десятка лет русского капитализма растление, которому подвергся народ – в частности вытравление из него гражданских чувств, – очень существенно… Несмотря на это, я вижу, как в последнее время – и это самое отрадное – появляются абсолютно мужественные люди, которые в этой атмосфере расслабленности, обиды на всех совершают мужественные поступки. Например, борются за пост мэра, имея тюремный срок, или обличают нравы в колонии, будучи совершенно беззащитными. Последнее сделала женщина – самое униженное существо в русских колониях и тюрьмах.
Многие же другие, те, которым ничего не угрожает, работают в жанре униженных и оскорбленных. Это – наша новая профессия, которая неплохо оплачивается.
– Мне кажется, униженные и оскорбленные – это две разные профессии.
– Не думаю, они очень похожи. Я с этими профессиями столкнулся после фильма «Орда» – в Казани какая-то экстремистская националистическая организация объявила год Батыя на Руси в ответ на «обиду», которую нанес им фильм. До этого они попытались посадить авторов в тюрьму. Подобные «обиды» вовсю провоцирует наша Госдума, принимая очень опасные законы, которые нагнетают общественную шизофрению. Скоро все обидятся друг на друга, оскорбятся и будут судиться всю оставшуюся жизнь.
– Кто сейчас для вас самый интересный герой?
– Хипстер. Человек относительно обеспеченный, фрилансер, не обязанный никому конкретно. С одной стороны – стильный, с другой – думающий о конечных вопросах бытия. Я таких вижу очень много. Людей в разорванных джинсах и порванных кроссовках, которые вылезают из пятисотого «мерседеса» и, будучи людьми обеспеченными на несколько последующих жизней, думают тем не менее о том, кто такой Вермеер, что такое Бог и так далее. В русском кино, как и в русском искусстве в целом, хипстер еще никак не отображен – тем и интересен.
– Готовы изобразить?
– Конечно. Человек без идеологии мне крайне интересен. Выживет ли он? Точнее, приживется ли в идеологизированной России? Вопрос открыт.
ДОСЬЕ
Юрий Николаевич Арабов родился 25 октября 1954 года в Москве. В 1980 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Дебют в кино – «Одинокий голос человека» (1978 год), ставший еще и первым опытом сотрудничества с Александром Сокуровым. (Всего по сценариям Юрия Арабова Александр Сокуров поставил 11 фильмов). Лауреат премии Каннского кинофестиваля за сценарий фильма «Молох» (1999 год).
ВСЕ ЛУЧШИЕ ИНТЕРВЬЮ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» В 2013 ГОДУ:
Писатель, сценарист Юрий Арабов; Музыкант Андрей Макаревич; Музыкант Юрий Шевчук; Переводчик Виктор Голышев; Экономист Евгений Ясин; Музыкант Юрий Лоза; Драматург Александр Гельман; Артист Ефим Шифрин; Писатель Людмила Улицкая; Режиссёр Владимир Мирзоев; Экономист Андрей Илларионов; Режиссер Олег Дорман; Хирург-трансплантолог Сергей Готье; Бывший руководитель дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимир Переверзин; Писатель Юлий Дубов; Сценарист и режиссер Александр Миндадзе; Адвокат Борис Кузнецов; Народный артист России Александр Бурдонский; Писатель Рубен Гальего; Режиссер Юрий Мамин; Наталья Солженицына.
* * *
Присоединятесь к сообществам газеты в социальных сетях: «Совершенно секретно» в Facebook, ВКонтакте, Twitter
Авторы:
Юрий ВАСИЛЬЕВ
Источник