Юрий коваль личная жизнь жена дети

Биография
На рассказах, повестях и романах писателя Юрия Коваля выросли несколько поколений советских детей. И до сих пор его творчество остается притягательным для современного читателя, ценящего живое, яркое и емкое слово. В его жизни были неудачи: обвиняли в антисоветизме, не хотели печатать книги. Литературное руководство 70-х годов прошлого века требовало от писателя ясности, а он продолжал придумывать свои миры, в которых можно было путешествовать в поисках главного Острова Истины.
Детство и юность
Юрий Иосифович Коваль – младший сын в семье Иосифа Яковлевича и Ольги Дмитриевны. Мальчик родился 9 февраля 1938 года. Известно, что отец служил начальником уголовного розыска в Курсе, а во время Второй мировой войны боролся с бандитизмом в Москве. Мама работала главным врачом психиатрической больницы в Поливаново.
Писатель Юрий Коваль
В период войны семья находилась в эвакуации в Саранске. Здесь Ольга Дмитриевна была назначена на должность республиканского министра здравоохранения, ей было поручено одно из важных направлений работы – деятельность тыловых госпиталей. Детство у Юры было сложным – сказывались тяготы военного лихолетья. Пришлось в полной мере пережить голод и холод, бороться с костным туберкулезом. Но писатель в своей биографии никогда не жаловался на трудности.
Семья воссоединилась в Москве, и в 1945 году Юра поступает в школу № 657 на улице Чаплыгина. Неизвестно, как бы сложилась его писательская судьба, если бы не встречи с удивительными людьми. Среди них учитель литературы Владимир Николаевич Протопопов, который был описан Ковалем в рассказе «От Красных Ворот».
Юрий Коваль в молодости
Его называли странным и талантливым одновременно. Но именно преподаватель разглядел в тихом ученике незаурядную личность и старался раскрыть в полной степени талант будущего писателя и поэта. Коваль вместе с одноклассниками начали писать стихи, а в 8-м классе создали тайный союз поэтов. Творческое объединение заставило поволноваться педагогический коллектив и родителей, но взрослые, к счастью, разобрались.
«Это были шуточные стихи и лирические стихи, мы писали их на уроках вместо того, чтобы решать задачи по алгебре», – вспоминал Юрий Иосифович.
После школы выбор о поступлении был предопределен – в 1955 году юный Коваль подает документы в Московский государственный педагогический институт имени Ленина, на факультет русского языка и литературы.
Художник Юрий Коваль
Пединститут тех времен переживал свой так называемый золотой век. Прекрасный преподавательский состав, блестящие по своим талантам студенты – известные в будущем Юрий Визбор, Юлий Ким, Петр Фоменко, Юрий Ряшенцев и другие сформировали мировоззрение Коваля.
Первые рассказы Юрия Иосифовича появились в 1956 году в газете пединститута «Ленинец», за которые он получил первую премию в размере 50 руб. Помимо литературного творчества, Коваль проявляет себя и как художник. Он занимается у скульпторов-монументалистов Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса. Изучает рисунок, живопись, мозаику, фреску.
Юрий Коваль с учителями и учениками Емельяновской школы
По завершении пединститута Коваль получает два диплома – учителя русского языка, литературы и истории, а также учителя рисования.
Юрий отправляется на свое первое место работы. По распределению писатель попадает в село Емельяново Татарской АССР. По его воспоминаниям, первыми рассказами стали тексты диктантов. Коваль называл это легким хулиганством. Отработав положенный срок, Юрий Иосифович возвращается в Москву и уже здесь пишет несколько рассказов, связанных с Татарией.
Творчество
Один из рассказов «Октябрьские скоро» писатель показывает Юрию Домбровскому, с которым познакомился как иллюстратор его книги. Именитый писатель был настолько впечатлен прозой Коваля, что принимает решение отнести рассказ в журнал «Новый мир». Но Домбровскому было отказано. Коваль понимает, что его никогда не будут печатать и ему не пробиться в мире взрослой литературы:
«Что бы я ни написал, как бы я ни написал, как бы совершенно я ни писал, как бы прекрасно я ни написал — не напечатают. Ни за что».
Писатель Юрий Коваль
Будущее писателя решает случай. Его стихотворения для детей поэт Игорь Холин относит в редакцию журнала «Огонек», где они были приняты и напечатаны. Так Юрий Иосифович подбирается к своему главному предназначению – к детской литературе. В этот период Юрий Коваль работает преподавателем в школе рабочей молодежи. Скоро его приглашают на работу в редакцию «Детская литература», откуда увольняют через полгода.
Коваля принимают в журнал «Мурзилка», который в тот период считался кузницей писательских кадров. Его отправляют в командировку на границу, к пограничникам. Оттуда он привозит повесть «Алый» и рассказы «Козырек», «Белая лошадь», «Елец» и «Особое задание». Для писателя закончился период мучений и началась большая работа над прозой, которая и сделала его известным и любимым детским писателем в СССР.
Юрий Коваль
В 1970 году выходит сборник рассказов «Чистый Дор», в котором описывается жизнь села и жителей: дяди Зуя и его внучки Нюрки, Миронихи, Шурки Клеткина и других персонажей. В его творчестве много рассказов, которые до сих пор входят в школьную программу по изучению литературы. Среди них «Нулевой класс», «Веер», «Серая ночь», «Заячьи тропы», «Колобок» и другие. Юрий Коваль понимает главное писательское кредо и начинает менять жанры произведений.
В жанре юмористического детектива написана повесть «Приключения Васи Куролесова». Она получилась настолько удачной, что на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу писатель получает третью премию. Коваль продолжает милицейскую трилогию и пишет повести «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова», по которой в 1991 году был снят фильм.
Юрий Коваль и Борис Шергин
В 1972 году Юрия Иосифовича принимают в Союз писателей СССР по рекомендации Бориса Шергина, которого он считает своим духовным наставником. Коваль печатал в «Мурзилке» его сказки, а в конце 1980-х писал сценарии для мультфильмов по произведениям Шергина.
Во время поездки по Уралу, а писатель очень любил путешествовать, Юрий Коваль попадает на звероферму с песцами. После этого появляется повесть «Недопёсок» о свободолюбивом зверьке, который убегает из клетки и стремится попасть на Северный полюс.
Юрий Коваль и Рудольф Анапольский с деревенскими детьми на Урале
Однако в этом безобидном сюжете цензоры усмотрели антисоветский намек на «еврея, убегающего в Израиль». Несмотря на сложности, повесть о песце все-таки издается, но из плана публикаций вычеркивают следующую книгу Коваля «Пять похищенных монахов». Писателю пришлось отстаивать свои права на коллегии Комитета по печати.
В конце 1970-х годов кинематографисты снимают по произведениям Коваля две киноленты «Недопёсок Наполеон III» и «Пограничный пес Алый», в которых за кадром звучат песни писателя.
Экранизация повести Юрия Коваля «Пограничный пес Алый»
История с кино продолжается, когда Ролан Быков предлагает ему попробовать себя в качестве сценариста. Кинорежиссер хотел снимать фильм по рассказу Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка». В 1990 году Коваль на основе киносценария напишет повесть о кошке «Шамайка».
Писатель любил деревенские традиции, ему нравились северный русский быт и язык. Он посещал маленькие деревни, в которых жил по несколько месяцев. После путешествия по северным рекам Коваль напишет повесть «Самая легкая лодка в мире», за которую в 1986 году получит Почетный диплом Международного совета по литературе для детей и юношества.
Юрий Коваль в Карелии
Незадолго до смерти Юрий Иосифович заканчивает работу над романом «Суер-Выер», ставшим самым большим по объему произведением. В 1996 году автору посмертно присуждается премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов.
На сайтах, посвященных творчеству Коваля, в свободном доступе находятся произведения мэтра, а также фотолетопись с редкими снимками из семейного архива, интервью и статьи о нем.
Личная жизнь
Подробностей о личной жизни писателя не так много. Известно, что он был дважды женат. Первой супругой стала его первая любовь Ия Николаевна Пестова. В браке появилась дочь Юлия. Второй женой была Наталья Александровна Дегтярь. У супругов родился сын Алексей.
Юрий Коваль с сыном Алексеем
Дети писателя тоже творческие люди. Алексей – актер, а Юлия по образованию врач, но выступает с концертами, исполняя песни под гитару.
Смерть
Дата смерти писателя – 2 августа 1995 года. Коваль умер у себя дома, в Москве. Причиной смерти стал обширный инфаркт. Юрия Иосифовича похоронили на Лианозовском кладбище, рядом с родителями.
Библиография
- 1968 – «Алый»
- 1971 – «Приключения Васи Куролесова»
- 1975 – «Недопёсок»
- 1977 – «Пять похищенных монахов»
- 1984 – «От Красных Ворот»
- 1984 – «Самая лёгкая лодка в мире»
- 1987 – «Полынные сказки (повесть о давних временах)»
- 1990 – «Промах гражданина Лошакова (Куролесов и Матрос подключаются)»
- 1990 – «Шамайка»
- 1998 – «Суер-Выер»
- 1999 – «Монохроники»
- 2000 – «Куклакэт»
Фильмография
- 1979 – «Пограничный пёс Алый»
- 1982 – «Тайна сундука»
- 1988 – «Смех и горе у Бела моря»
- 1991 – «Пять похищенных монахов»
- 1991 – «Mister Пронька»
- 2001 – «Евстифейка-волк»
- 2003 – «Полынная сказка в три блина длиной»
- 2004 – «Про барана и козла»
- 2005 – «Про козла и барана»
- 2008 – «Глупая»
- 2008-2010 – «Круглый год»
- 2010 – «Шатало»
- 2010 – «Явление природы»
Источник
Ю
Остров Юрий Коваль
Остров – часть суши, окружённая водой со всех сторон. Так и каждый из нас. Юрий Коваль – писатель, певец, художник и педагог – размышляет об этом в своём видео-интервью, которое можно найти на страничке волшебного фонаря. Себя он называл островом на Яузе.
Первооткрывателей неведомого мы приглашаем на Яузу и в окрестные океаны, где есть и другие родственные архипелаги. Ваш выбор – смотреть ли на остров Коваля в подзорную трубу или чалиться, веслаться, постигая глубины заливов и лагун, или скакать по скалам в поисках высочайшей Горы на свете. Кроки обозначены, сундучок, полный сокровищ, уже отрыт, да и открыт – для всех. Каждый найдёт здесь кое-что,
утащить к себе, в личный рундук. С приплытием, друзья!
Детство
Юрий Коваль родился 9 февраля 1938 года в Москве. Отец его, Иосиф Яковлевич Коваль родом из села Городкивка Бердического уезда Житомирской волости. Мать, Ольга Дмитриевна Колыбина, родилась в деревне Леплейка под Палаевкой в Мордовии. Во время войны семья – мать с детьми – эвакуаировалась в Саранск, а Иосиф Яковлевич боролся с бандитизмом в Подмосковье. После войны Юра вначале пожил на Трубной площади, затем – у Красных Ворот, откуда бегал в школу к великому Протопопову, а потом под светлые своды МГПИ им.В.И.Ленина. Позже семья переехала в Сокольники, к редким архитектурным формам – к мелькомбинату и каланче. После смерти мужа Ольга Дмитриевна с младшим сыном уехала в Измайлово, к парку, где они и прожили почти 20 лет. В конце жизни Юрий Коваль перебрался на Сущёвку, неподалёку от театра Красной Армии.
В старших классах школы Юра начал писать — больше стихи, но и прозу тоже, рисовать. На нашем сайте есть юношеские стихотворения Коваля и небольшие прозаические отрывки.
Литература
Отработав год в сельской школе села Емельяново в Татарии, Юрий Иосифович вернулся в Москву и занялся литературной работой. Несколько лет отслужил в качестве литсотрудника журнала “Вопросы литературы”, продолжая писать своё. В качестве редакционного задания познакомился с Борисом Викторовичем Шергиным и уже не расставался со сказителем. Несомненно уроки Шергина оказались бесценными для молодого литератора. Был благословлён на писательство и Юрием Иосифовичем Домбровским.
В начале писал взрослую прозу, но потом ушёл в детскую поэзию и, позже, и прозу. В 1964 году вышла первая книга детских стихов в соавторстве с Л.Мезиновым, И.Мазниным «Что я знаю». Путёвку в серьёзную литературу получил в “Мурзилке” – признанной кузнице кадров. В командировке от этого журнала Юрий Коваль с Вениамином Лосиным побывали на границе, после чего и появилась повесть “Алый” – первый большой успех Коваля-писателя. После начала публикаций в печати он ушёл на вольные хлеба, стал профессиональным писателем.
Всего за годы работы Юрием Иосифовичем Ковалём опубликовано более 300 оригинальных произведений — стихов, повестей, рассказов, пергаментов, монохроник, песен, сценариев, переводов, статей, рецензий, мемуаров, фельетонов. Работал в соавторстве, известен, как переводчик. Член Союза писателей СССР с 1972 года. На нашем сайте найдётся биобиблиография автора.
Книги Юрия Коваля переведены на все европейские языки, китайский, японский, они неоднократно награждались советскими и международными премиями.
Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшее
произведение для детей 1971 г.
Лауреат премии EUROPIA (Италия) 1976 г.
Награждён дипломом А. Гайдара в 1983 г.
Диплом IBBY за 1986 г.
Премия “Странник” Международного конгресса писателей-фантастов за лучшую повесть 1996 г. “СУЕР-ВЫЕР”, посмертно.
Родные
Отец. Иосиф Яковлевич Коваль (1904-1975).
Именно из-за неофициального Осип, как его называли
дома, и ходят разночтения в отчестве сына Юры. Иосиф был пятым сыном в большой крестьянской семье Ковалей,
в 16 лет пережил похищение отцовых коней, после чего
пошёл работать в Угрозыск – так гласит семейная легенда. Боролся с бандитизмом вначале на юге — Курск, Ростов
— затем, уже во время войны, был начальником областного
МУРа. Был неоднократно ранен, дослужился до полковника,
на пенсии преподавал слушателям МВД, курировал
милицейское издательство. Сам писал воспоминания,
однако для служебного пользования. Дома был исключительно мягок и дипломатичен, являлся большим утешителем и детям и взрослым.
Юрий Коваль утверждал, а Иосиф Яковлевич подтверждал,
что сюжеты Куролесова взяты из практики Угро.
Мама. Ольга Дмитриевна Колыбина (1908-1992).
Дочь сельской учительницы, Татьяны Дмитриевны Колыбиной, отец неизвестен, ходят легенды о его благородном происхождении. Закончила I ММИ им. И.С.Сеченова, работала психиатром, позже — организатором медицины. Во время войны в Саранске занимала высокую должность — республиканского министра здравоохранения — отвечала за работу тыловых госпиталей. Затем работала в Минздраве СССР, на пенсии — в медстатистике. Кандидат медицинских наук. При всей своей строгости, даже жёсткости, и въедливости, известна постоянной бескорыстной медицинской и человеческой помощью близким и нуждающимся.
Для любимого сына Юрочки написала воспоминания о своём мордовском детстве и юности, которые легли в основу «Полынных сказок». Многие годы вела архив публикаций в прессе о творчестве Юрия Иосифовича.
Борис Иосифович Коваль, брат Боря (1931-2016), окончив в 1954 году МГИМО, посвятил свою творческую жизнь исследованиям Латинской Америки и, в частности, Бразилии. Историк, социолог, этнограф. Для брата Юры с детства являлся примером для подражания. Борис Иосифович обладал даром слова, являлся мастером резьбы по дереву, сочинял и пел песни под гитару. Именно он научил брата песне «Джамбалайя» и именно он привёз из деревни Грешнево Клинского р-на Московской области в 1952 году песню про 17 лет.
Александра Яковлевна Коваль (1913 — 1995),
тётя Шура, младшая сестра Иосифа, тётка Юры и Бори. Была выписана из деревни для воспитания племянников и осталась приживалкой в семье. Бесконечно преданная Йосипу, племяникам, Лёле, которая неоднократно спасала её от смерти. Воспитывала и Юрину дочь Гениально вязала, бесконечной нитью. Умерла следом за любимым Юрочкой, о смерти которого ей никто из родных не посмел сообщить. Черты Сашули видны в некоторых героинях Коваля (бабушка Вовк).
Ия Николаевна Пестова (род. в 1940).
Первая любовь и жена Юрия Коваля. Дочь – Юлия.
Наталья Александровна Дегтярь (род. в 1960).
Вторая жена Юрия Коваля. Сын – Алексей.
Изящные искусства
Как художник Юрий Коваль известен меньше, однако творчество его обширно и разнообразно. С конца 1950-х Юра посещал кружок изобразительного искусства в МГПИ, занимался в мастерских секции монументалистов МОСХа, увлёкся фреской, мозаикой, рисунком и всерьёз подумывал о художественной карьере. После окончания института работал в мастерской Лемпорта-Силиса, затем основал в содружестве с В.Н.Беловым собственную мастерскую на Яузе – УзыЯузы. Всю жизнь провёл в окружении художников, скульпторов, иллюстраторов, реставраторов, эмальеров и даже подытоживал своё отношение к ним, как к “соли земли”. Неоднократно участвовал в выставках вместе с друзьями, бывали у Ю.И.Коваля и персональные выставки, чаще – в стенах ЦДЛ. Последняя персональная выставка состоялась в 2011 г. благодаря ГосНИИР. В нынешнем году на вологодской земле так же проходит выставка друзей по УзамЯузы, есть и планы на ближайшее будущее. В их числе – создание каталога художественных работ Юрия Иосифовича.
Источник
В Юрия Коваля я была влюблена еще задолго до встречи с ним. Я была влюблена в его волшебную прозу , в его огромный, разнообразный, фантастический, удивительно веселый и грустный мир.
Я делилась им азартно. С теми, кто уже читал его прозу, мы становились ближе, ведь у нас был общий объект восхищения.
Тем же, кто впервые о нем слышал, я настоятельно советовала почитать его, и искренне завидовала их предстоящим часам удовольствия, мысленно расписывая их по минутам:
Вот сейчас она (он) раскроют книгу, вот сейчас прочтут первую строчку: «Что мне нравится в черных лебедях, так это их красный нос», и улыбнутся. И улыбка не будет сходить с их лиц до самой последней страницы. И даже потом, вспоминая о прочитанном, будут улыбаться снова и снова.
И вот – Киев. Неделя детской книжки. Гостиница «Москва». Толпа писателей в комнате администрации в ожидании выдачи ключей от номеров. К одному из них и подвел меня Сережа Иванов:
Представил меня Юре и неожиданно добавил, – «Кстати, в Киев прилетела только ради того, чтобы познакомиться с тобой».
Хотя последняя реплика показалась мне не совсем точной, я не стала возражать.
Юра взглянул на меня с веселым любопытством и строго, я бы даже сказала, грозно, произнес: «Ну, держись»!
Удержаться было сложно.
Вечером, после записи на радио, после всех выступлений, мы, большой писательской компанией, собрались в номере Сережи Иванова.
Юра оказался блестящим рассказчиком. Удержаться от хохота не мог никто. Уже болели скулы, катились слезы, в изнеможении сползалось со стула и хотелось пощады, но Коваль не щадил. Слегка усмехаясь, он сыпал одну байку за другой, и конца им, казалось, не было.
Очень сложно передать на бумаге хоть один из его устных рассказов.
Без его неподражаемой интонации, без его интригующих, специально затянувшихся, пауз, без его хитроватого, медленного переходящего от одного слушателя к другому, взгляда, в предчувствии очередного взрыва хохота, рассказ превратится в блюдо, хоть и изысканное, но без специй.
Потом появилась гитара. Юра запел. И это тоже было прекрасно.
…В день отъезда я прогуливалась по перрону вокзала и с отчаянием молитвы напевала песню, впервые услышанную в исполнении Коваля: «Не покидай меня, весна».
Было нестерпимо грустно. Кончился праздник. Невиданный и неслыханный ранее, яркий, веселый и прекрасный праздник общения с Юрой Ковалем.
В те печальные минуты я и не предполагала, что этих праздников будет еще очень много в моей жизни, что мы подружимся семьями, и будем встречаться часто. Что даже тогда, когда Юры не станет, очутившись в какой-нибудь компании, и разговорившись о литературе, я буду зажигаться и светиться при упоминании имени Коваля, и рассказывать – делиться воспоминаниями, превращая обыкновенный, будничный вечер в праздничный.
…Коваля любили решительно все – писатели и читатели, дети и взрослые, мужчины и женщины, люди простые и люди в шляпах. Любили собаки, кошки, птицы, рыбы, бабочки, деревья, травы, звезды и облака.
Коваль любил решительно всех и всё. Он был неправдоподобно, потрясающе талантлив в любви ко всему живому и неживому.
И реализовывал этот дар в прозе, живописи, скульптуре, в музыке и, конечно же, в общении. Он любил и умел делиться. Его талант имел особое свойство – им заражалось всё окружающее.
При этом он был удивительно, по-детски неуверен в себе.
Однажды он позвонил в Казань и попросил приехать меня в Москву, и обязательно захватить с собой Великого Бубу, так он называл моего десятилетнего сына. Дело оказалось в том, что в Союзе писателей, в секции детской литературы, намечалось мероприятие «Обсуждение творчества Юрия Коваля». Мероприятие ни для чего, просто так, чтобы функционеры от литературы поставили очередную галочку.
Но Юра волновался искренне: «Надо собрать побольше близких друзей, понимаешь? И
мне позарез нужна твоя с Бубой поддержка. Ведь обсудят, шельмы, как пить дать,
обсудят. И вам придется меня как-то защищать».
(Мои сын любил рисовать и ходил в художественную школу. При любой возможности я брала его с собой в Москву, в мастерскую Коваля. Именно у него Буба впервые написал натюрморт масляными красками, научился работать с эмалью. Обжигать изделия они ездили на кастрюльную фабрику. В общем, он стал Юриным учеником и другом).
Конечно же, мы приехали. Зал был переполнен близкими друзьями. Каждый выступил, находя свои, собственные, слова восхищения и признательности автору потрясающей прозы.
Юра слушал всех очень внимательно и очень серьезно.
После того, как «Обсуждение» закончились, все направились в ресторан Центрального дома литератора.
По дороге Юра подходил к каждому, благодарил. Нам он сказал: «Друзья мои, если моя благодарность к другим, пришедшим в этот день поддержать меня, и имеет какие-то разумные границы, то к вам благодарность моя не имеет границ. Ведь вы приехали издалека. А сейчас пришло время расслабиться, посидеть и выпить. Поскольку перепуган я не на шутку, скрывать не буду».
…Как-то раз, пообедав в ресторане ЦДЛ-а, я встретилась в фойе с Юрой, он тоже шел обедать. При встрече, как всегда, чмокнула его в щеку.
«Чеснока маринованного наелась»? – равнодушно поинтересовался Юра. Я охнула и инстинктивно прижала ладонь ко рту.
«Ничего, ничего»… – снисходительно произнес Коваль, и добавил совсем уже ошеломляющее: «Тебе идет».
Юра был мудр. И его уроки запоминались на всю жизнь.
Однажды я вбежала в его мастерскую, чуть ли не в слезах. Поссорилась с мужем, и стала ябедничать Юре, что муж меня не ценит. Что я отпустила его учиться на курсы, взвалив на себя все – хозяйство, воспитание детей, материальное обеспечение… Что пашу, как пчелка, с утра до ночи…. А он придирается к мелочам, вечно чем-то недоволен…
– Ляг на диван и лежи, – веско, но не совсем понятно, сказал Юра.
– То есть? – растерялась я.
– А так. Не делай ничего. Лежи на диване и плюй в потолок.
– А как же дети? А чем кормить? На какие деньги одевать, обувать? На что за границу ездить?
– Тогда встань с дивана и работай.
Я молчала, осмысливая.
– Друг мой сердечный, – продолжил Юра, смягчив интонацию. – Тебе нужно определиться, в каком мире ты живешь. Если мир для тебя – базар, торгуйся до последнего, не щадя живота своего. Если твой мир – мастерская, а я склонен думать, что это именно так, то твори. Твори на радость себе и людям.
Юра, как бы в недоумении, пожал плечами, и театрально протянув руку вперед, повторил с некоей долей пафоса:
– Твори! Кто ж тебе мешает, ядрена вошь?
Я рассмеялась.
Потом Юра начал расхваливать мне моего же мужа. Как он талантлив, как обаятелен и тонок. Но и раним, конечно. И порой не без капризов, как всякая творческая душа.
Вечером он отправил нас, еще слегка дующихся друг на друга, в театр Советской Армии, договорившись с тещей – актрисой Савельевой о контрамарках. После театра пригласил к себе.
Оставив меня в зале с Наташей – своей женой, увел моего мужа на кухню.
Оттуда слышалось: « …и порой не без капризов, как всякая творческая душа»…
Я догадалась, что речь на этот раз идет обо мне.
Юра был удивительно отзывчив, открыт для каждого.
Однажды Сергей Иванов покритиковал его за общение с неким, недостойным человеком, кажется, педагогическим деятелем. В свойственной только ему манере, пожимая плечами и разводя руки в стороны, Юра покаялся: «Что поделаешь, Серж!
Подсунули»!
Иногда Юра озадачивал. Непонятно было, то ли он, действительно, настолько наивен, то ли ему просто захотелось похулиганить.
Вспоминается такой случай.
Шли 80-ые. В одной из поездок, Коваля и еще нескольких писателей, пригласили в
местный обком. Угощали, поили. В перекуре Юра со своей неизменной трубкой подошел
к окну. Выглянул – увидел крупную, гранитную фигуру, стоящую к обкому спиной. И
простодушно поинтересовался: ,
– А это что за х… тут торчит?
Обкомовцы оцепенели.
Кто-то из коллег потом, уже в гостинице, спросил:
– Да ты, что, Юра, действительно не знал, что перед обкомом должен стоять Ленин?
Коваль ответил, разводя руки в стороны:
– А откуда я мог знать?
Что касается слов из ненормативной лексики, то Коваля без них представить сложно. Но и они звучали из его уст талантливо. И чаще с оттенком восхищения, чем возмущения.
Хмурым, слякотным, зимним утром ехали мы с Юрой в какое-то издательство. Опаздывали. Попали в пробку. Наконец-то, машины двинулись. Одна, перед нами, на которой красовалась табличка с надписью «Шипы», замешкалась.
«Ну, ты, х… шипованный»… – пробурчал сонный, хмурый Коваль.
Я расхохоталась.
Юра тоже немного ожил, усмехнулся:
«Чего ты смеешься? Написано же – «Шипы»…
Дескать, он не погрешил против истины.
Позвонила я как-то Юре в Москву, просто так, узнать, как дела.
– Плохо, – сказал Коваль. – Не знаю, как там у вас, на Волге, но в Москве стоит убийственная жара. Заниматься ничем невозможно.
Я пригласила его к нам, пожить на даче, все-таки там попрохладнее.
– Я бы, пожалуй, поехал, – ответил Юра, – но лень мне с места сдвинуться. Жара овладела мной, как хандра.
И рассказал про то, что под Москвой, в деревне Плутково, продается приличный дом, вот туда бы у него хватило сил добраться, не смотря ни на жару, ни на хандру.
Дом стоил недорого, всего 2000 рублей, но у Коваля таких денег не было. Правда, скоро он должен получить гонорар, и довольно крупный, но когда еще это будет. В этот же вечер я села на поезд, повезла Юре деньги на покупку дома в Плутково.
Прошел год. Домом Юра был очень доволен. И постоянно звал погостить и даже обижался, что мне всегда не хватало времени на отдых.
И вот, мы – я и сын, все-таки собрались. Вернее, Юра с утра уехал с Бубой и с женой Наташей, а я должна была подъехать вечером.
Коваль подробно все объяснил, какая электричка, какой автобус.
Но я приехала на Жигулях. Подвез меня некий Костик. Совершенно незнакомый человек.
А дело было так. У меня, как у члена Союза писателей СССР, имелась такая привилегия. Я могла отовариваться дефицитными книгами в книжной лавке писателя. Такие книги на черном рынке продавались в десять, двадцать раз дороже номинала.
Подвозил меня в этот вечер к книжной лавке тот самый Костик, который просто подрабатывал частным извозом. По дороге разговорились о книжках. Костик поведал мне с возмущением о том, какие деньги у него уходят на покупку хороших книг. И я предложила ему такой вариант:
Я завожу его в лавку, он покупает там кипу книг по госцене, и за это отвозит меня в Плутково.
Костик был счастлив, и довез меня, что называется, с ветерком, хотя путь был неблизкий, километров 70 от Москвы.
Дом Коваля нашли легко. Посигналили.
Юра вышел встречать. Подозрительно взглянул на Костю. Спросил шепотом:
– Кто таков?
– Костя.
– Много заплатила?
Я покачала головой.
– Такая любовь?
– Опять не попал.
– Бедный Костик. Бедный Костик, – почему-то стал сокрушаться Коваль.
И уже потом, когда я объяснила, что Косте, в сущности, крупно повезло, Юра продолжал сокрушаться, вероятно, по инерции.
В Плутково было замечательно. Коваль писал тогда своего «Суер-Выера».
Напишет главу, а потом читает нам, проверяя, как мы реагируем. Мы, разумеется, хохотали от души.
И еще мы купались, собирали грибы, удили рыбу.
Казалось, что каждую травинку, каждую козявку Юра знает по имени-отчеству. Что уж там говорить про деревья, птиц и рыб.
Вечерами он рисовал нам на листочке расположение звезд в созвездиях. Проверял, насколько хорошо мы запомнили их названия.
Затем выходили на крылечко и, вглядываясь ввысь, находили уже знакомые созвездия в небе, радуясь, как первооткрыватели. Юра радовался вместе с нами, и было непонятно за кого больше. За нас, которых он познакомил со звездами. Или за звезды, которых он представил друзьям.
– Пора, мой друг, заняться тебе делом», – сказал как-то Юра Бубе, после того, как они вернулись с рыбалки. – Этот язь просто требует, чтобы память о нем была увековечена. Увековечивать придется тебе.
И Юра принес ножи для резьбы, деревянную доску, водрузил рыбину на стуле в профиль и объяснил Бубе технику вырезания барельефа.
Мы с Наташей готовили обед. Юра писал. Буба увековечивал. Тихо тикали часы с кукушкой.
Вдруг Буба произносит: «Дядя Юр, я, когда вырасту большой, отращу себе бороду, как папа».
Юра поднял голову, рассеянно кивнул, как бы одобряя, и вновь погрузился в свою прозу.
Прошло несколько часов. Мы пообедали и собирались на прогулку в лес.
– Вынеси помойку, Борода! – вспомнил Юра перед выходом из дома.
Всем был хорош дом в Плутково – просторен, уютен. Правда, удобства находились в огороде.
Или орошаешь землю под кустом смородины, или идешь с лопатой удобрять землю под яблонькой.
Но вот Юра, наконец-то, закончил строительство будочки, и даже вырезал окошечко в виде сердечка на самом верху дверцы. Уборная получилась – загляденье! Светла, чиста, и пахло от нее свежим деревом. На дверях ее зачем-то висел объемный замок, а ключи от него Юра хранил при себе.
Первой приспичило Наташе, и она без затей попросила у мужа ключ от свежеиспеченного строения.
– Не дам, – скорбно поджав губы, произнес Юра, и устремил свой взгляд в сторону леса.
– Почему? – не поняла Наташа.
– Загадите.
За несколько часов до отлета в Израиль мы, всей семьей, сидели на кухне Ковалей. Прощались. Конечно же, было очень грустно.
– Дядя Юр, времена-то другие, не то, что раньше. Нас даже гражданства советского не лишают. Будем летать друг к другу. Будем встречаться. Чуть больше трех часов лету! -пытаясь как-то оживить обстановку, успокаивал всех нас Буба. Юра молча покачивал головой из стороны в сторону.
Телефонные разговоры с Россией стоили тогда очень дорого. Я писала письма. Получила и от Юры несколько коротких записок.
Прошли три долгих года.
Наконец-то у меня появилась возможность слетать в Москву.
Я позвонила Ковалям прямо из Шереметьева и узнала от его тещи, что Юра месяц назад скончался от инфаркта.
На сороковой день я прилетела в Москву, все родные и друзья Юры собрались у него в мастерской.
Начались воспоминания. А про Юру невозможно вспоминать, не улыбаясь.
Каждый имел свою, особо смешную историю, связанную с Юрой. Они сыпались, как из рога изобилия.
И в общем хохоте слышались сдержанные усмешки Коваля. А мысль, что его нет, становилась абсурдной, невозможной.
И тоска, захватившая мое сердце в тиски, отступила.
Источник