Юрий овчинников биография личная жизнь
Юрий Львович Овчинников
Юрий Львович Овчинников. Родился 3 июня 1950 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский фигурист, выступал в одиночном катании. Чемпион СССР (1975). Бронзовый призер чемпионата Европы (1975).
Юрий Овчинников родился 3 июня 1950 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Отец – Лев Константинович Овчинников, капитан 1-го ранга, инженер.
Мать – Евдокия Петровна Овчинникова.
В секцию фигурного катания его в 6 лет привела мать. Первым тренером стал Игорь Борисович Москвин. С 1974 года он стал тренироваться под руководством Алексея Николаевича Мишина.
Выступал он за ДСО «Буревестник» (Ленинград).
В 1968 году занял пятое место на чемпионате СССР, а через год повторил этот результат. Хотя он не был призером, федерация фигурного катания СССР принимает решение включить восемнадцатилетнего спортсмена в сборную страны для участия в чемпионате Европы 1969 года в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ). Юрий к тому времени уже стал одним из самых блестящих мастеров произвольной программы.
На чемпионатах СССР в 1970-1978 годах неоднократно был призёром. Наиболее успешным стал 1975 год, когда он стал чемпионом СССР и бронзовым призёром чемпионата Европы.
Юрий Овчинников был признанным мастером произвольной программы, неоднократно занимал высокие места на различных соревнованиях, в том числе первые. Отличался исключительной музыкальностью, являлся знатоком музыки и театра, часто посещал Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова, что обусловило его яркий индивидуальный стиль. Обладал редкой для фигуристов амплитудой прыжков – пролёт на двойном акселе свыше 6 м.
Он одним из первых в мире пытался включить в произвольную программу четыре тройных прыжка, затем, также в числе первых, освоил четыре различных тройных прыжка (тулуп, сальхов, риттбергер и флип). Вошла в историю его уникальная короткая программа на органную музыку И. С. Баха с серией медленных шагов, за которую на чемпионате мира 1975 года поражённые судьи поставили оценки 6,0 за артистизм.
Но не очень неудачное исполнение обязательных фигур («школы») не позволяло Овчинникову добиваться побед по сумме многоборья. Сам он признавался: «Школу» я действительно не любил. Самым противным для меня была не техника – все эти крюки, тройки, восьмерки, петли, скобки и круги, а так называемое покрытие – когда по одному следу фигурист должен был проехать в мое время шесть раз, а позже – три. Это было скучно, требовало большой сосредоточенности. Соревнования по «школе» шли два дня, мы выполняли около 40 фигур с левой и правой ноги, на каждую уходило по пять-шесть минут. И в зале на соревнованиях по «школе» тоже было уныло – зрителя туда не загонишь, ему это абсолютно не интересно».
В 1978 году Овчинников ушёл из большого спорта, но продолжал выступать в различных показательных программах. К этому моменту он окончил Институт Физкультуры.
С 1980 года тренировал Игоря Бобрина, однако на международные выступления Бобрина сопровождал Сергей Волков, так как Овчинников был «невыездной» из-за дружбы с оставшимся за границей Михаилом Барышниковым.
С 1983 года был первым директором Ледового Театра Татьяны Тарасовой «Все звезды», одновременно являлся и солистом театра. Затем выступал в международном ледовом шоу, которым руководили Татьяна Тарасова и английские фигуристы Джейн Торвилл и Кристофер Дин.
В течение 20 лет проживал в Сан-Диего (Калифорния, США). Тренировал команду синхронного фигурного катания «Team del Sol». В 2010 году вернулся в Москву. Работает в Олимпийском комитете России.
Юрий Овчинников в кино
В 1980 году снялся в главной роли в музыкальном фильме «Фантазия на тему любви», сыграл роль музыканта из вокально-инструментального ансамбля «Фокус» Александра (озвучил Андрей Мягков). По сюжету его герой неожиданно для себя становится «женихом» чемпионки страны по спортивным танцам на льду. Однако шутливый розыгрыш становится причиной и серьезным поводом для настоящей любви. В роли музыкального ансамбля «Фокус» выступила группа Стаса Намина.
Юрий Овчинников в фильме “Фантазия на тему любви”
Позже появлялся на экране в фильмах-спектаклях «Танго, танго…» и «Все звёзды».
Личная жизнь Юрия Овчинникова:
Женат. Имеет двоих детей.
Спортивные достижения Юрия Овчинникова:
Чемпионаты Европы – Бронза (1975);
Чемпионаты СССР – Золото (1975), Серебро (1973, 1974, 1976, 1977), Бронза (1970, 1971);
Зимняя Спартакиада народов СССР – Серебро (1974)
Фильмография Юрия Овчинникова:
1969 – Автографы на льду (документальный);
1970 – Молодые фигуристы (документальный);
1976 – Встречи на Медео (нет в титрах);
1977 – Самые главные мгновенья (документальный);
1977 – Краски льда (документальный);
1980 – Фантазия на тему любви – Александр (озвучание – Андрей Мягков, вокал – Александр Фёдоров);
1982 – Куда уходят чемпионы (документальный);
1984 – И снова звёздный час! (документальный);
1987 – Танго, танго… (фильм-спектакль);
1988 – Все звезды (фильм-спектакль)
последнее обновление информации: 03.11.2020
Источник
Прославленный советский фигурист Юрий Овчинников отличался творческим подходом к постановке номеров на льду. Его зажигательные выступления принесли известность и любовь миллионов поклонников фигурного катания.
Биография
Юрий Львович Овчинников родился в Ленинграде 3 июня 1950 года. Родители, Лев Константинович и Евдокия Петровна, решили отдать сына в секцию фигурного катания. Такой выбор был обусловлен тем, что Юра в детстве постоянно болел. Сам мальчик больше тяготел к театру и кино и к спорту был равнодушен. Но решение родителей определило дальнейшую жизнь Юрия.
Ледовые взлеты и падения
Болезни со временем исчезли без следа, Юрий окреп и закалился на льду. Характер, волевой от природы, также стал еще более твердым.
В возрасте 19 лет Юрий Овчинников – фигурист национальной сборной. В те годы на мировых турнирах спортсмены должны были готовить как произвольную, так и обязательную программы. Последняя казалась Овчинникову скучной и ненужной. Именно по этой причине он так и не стал чемпионом мира. Зато в произвольной программе ему не было равных.
Танцевальные выступления Овчинникова поражали своим артистизмом, обилием технических элементов и энергией, которая заряжала зрителей позитивом.
В 1975 году советский фигурист стал третьим на первенстве Европы. Покорился ему и чемпионат страны.
Успехам Юрия способствовали его тренеры. Сначала это был известный Игорь Москвин, а затем – легенда советского фигурного катания Алексей Мишин.
Известность Овчинникова была столь огромна, что на его выступления в СССР приезжал прославленный канадец Толлер Крэнстон.
Юрий был одним из первых фигуристов, кто старался включить в свою программу серию из четырех тройных прыжков. Его визитной карточкой являлся пролет более 6 метров на двойном акселе.
После череды успешных выступлений последовала травма ноги. Мало кто верил, что Овчинников сможет вернуться на лед. Но любовь к катанию и упорный характер в совокупности с тренировками привели к тому, что через некоторое время фигурист вернулся в спорт и вернулся триумфально – зрители встретили спортсмена стоя и с овациями.
К тому времени федерация конькобежцев СССР отменила обязательную программу, что в каком-то смысле было победой для Овчинникова. Теперь фигуристы могли полностью проявлять свои творческие способности.
Жизнь продолжается
После окончания карьеры фигурист Юрий Овчинников переключился на тренерскую деятельность. В 1980 году он стал наставником будущей звезды – Игоря Бобрина, который через год под его руководством победил на европейском первенстве. За пределы страны Юрия не выпускали, потому что он дружил с Михаилом Барышниковым, который не вернулся на Родину из очередного турне. Сергей Волков помогал Бобрину на соревнованиях за границей.
В 1983 году Юрий Овчинников – фигурист первого плана ледового театра Татьяны Тарасовой. По совместительству он же является и директором этого театра.
Далее следует участие в ледовых шоу мирового уровня. Вместе с Тарасовой и фигуристами Торвиллом и Дином Овчинников выступал на многих ледовых площадках мира.
Затем Юрий уехал за границу и прожил там 20 лет в городе Сан-Диего. Занимался тренерской работой с командой синхронистов по фигурному катанию.
После 2010 года вернулся в Россию и принимает активное участие в развитии фигурного катания страны.
Семья
Личная жизнь Юрия Овчинникова складывалась весьма удачно. Он дважды был женат. От первого брака имеет дочь. Вторая супруга (англичанка) подарила ему двоих детей.
Фигурист Юрий Овчинников добился высоких результатов не только в спортивной карьере, но и других областях своей жизни. Несмотря на возраст, сам Юрий утверждает, что предпочитает насыщенную жизнь, так как жить “просто так” ему не интересно.
Источник
Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего спортивного канала. Сегодня , 3 июня 2020 года исполняется 70 лет знаменитому советскому фигуристу Юрию Овчинникову.
Наверняка люди старшего поколения помнят этого великолепного спортсмена, чьи выступления, всегда отличались необыкновенным артистизмом.
Юрий родился в Ленинграде в семье капитан 1-го ранга Льва Константиновича Овчинникова и его супруги Евдокии Петровны.
В секцию фигурного катания его в 6-летнем возрасте привела мать в надежде, что занятия спортом направят в нужное русло неуемную энергию ее сына.
Юре повезло попасть в руки блестящего специалиста – Игоря Борисовича Москвина, который повел его вверх по ступеням мастерства, а впоследствии он стал тренироваться под руководством Алексея Николаевича Мишина. Выступал он за ДСО “Буревестник”.
Юрий Овчинников и Игорь Москвин.
В 1968 г. Юрий занял пятое место на чемпионате СССР, а через год повторил этот результат.
Несмотря на то, что он не был призером, федерация фигурного катания СССР принимает решение включить восемнадцатилетнего спортсмена в сборную страны для участия в ЧЕ 1969 г. в г. Гармиш-Партенкирхене (ФРГ).
На это решение повлиял тот факт, что Юрий к этому времени уже стал одним из самых блестящих мастеров произвольной программы. Его выступления вызывали просто шквал аплодисментов и не могли оставить равнодушными ни зрителей, ни судей. Однако обязательные фигуры (так называемая школа) были камнем преткновения для Овчинникова на протяжении всей его спортивной карьеры.
Вот как он сам вспоминал об этой своей «Ахиллесовой пяте» в интервью журналу «Босс»( июнь 2012 г).
«Школу» я действительно не любил. Самым противным для меня была не техника — все эти крюки, тройки, восьмерки, петли, скобки и круги, а так называемое покрытие — когда по одному следу фигурист должен был проехать в мое время шесть раз, а позже — три. Это было скучно, требовало большой сосредоточенности. Соревнования по «школе» шли два дня, мы выполняли около 40 фигур с левой и правой ноги, на каждую уходило по пять-шесть минут. И в зале на соревнованиях по «школе» тоже было уныло — зрителя туда не загонишь, ему это абсолютно не интересно».
Европейский дебют Юрия, принес ему 9-е место, а на ЧМ 1969 г. он стал 11-м. В 1970 г. он впервые поднялся на “бронзовую ступень” чемпионата СССР, а на ЧЕ в родном Ленинграде занял 7-е место.
В 1971 г. Юрий вновь завоевывает “бронзу” национального первенства и проводит удачный сезон на международной арене: 5-е место на ЧМ и 7-е – на ЧМ. В олимпийском сезоне 1972 г. последовал некоторый спад: он был лишь 4-м на чемпионате СССР, но все же был включен в сборную для поездки на ЧЕ, где он стал 7-м, и ОИ в Саппоро, где он показал 12-й результат.
В 1973 г. Овчинников вернулся на пьедестал чемпионата СССР, став серебряным призером. И на ЧЕ, и на ЧМ в том сезоне он замкнул шестерку сильнейших, но на ЧЕ в Кёльне (ФРГ) был награжден малой бронзовой медалью за произвольное катание.
Вот такой парадокс. Если рассматривать спортивную карьеру Юрия Овчинникова с точки зрения сухой статистики, его спортивные достижения не выглядят сногсшибательными.
Он один раз выиграл чемпионат СССР, четыре раза становился серебряным и дважды бронзовым призером всесоюзных первенств. На международной арене наивысшим его достижением стало третье место на Чемпионате Европы 1975 года. Но он навсегда вошел в историю мирового фигурного катания как фигурист, необыкновенно тонко чувствовавший музыку и превративший спорт в настоящее искусство. В том же 1975 году на ЧМ судьи он впервые в мировой практике получил от судей высшую оценку 6:0 за артистизм, но как я уже говорил низкие оценки в школе, не позволяли ему добиваться высоких результатов по сумме многоборья. Но зато у него была неподдельная любовь зрителей. Давайте посмотрим, как выступал Юрий Овчинников
В 1978 году Овчинников ушёл из большого спорта, но продолжал выступать в различных показательных программах. К этому моменту он окончил Институт Физкультуры и стал тренером молодого перспективного фигуриста Игоря Бобрина.
Именно Юрий Овчинников подготовил Бобрина к триумфальному для того ЧЕ 1981 года, но лавры наставника чемпиона достались Сергею Волкову который ездил с Бобриным на международные соревнования, поскольку Овчинников стал к этому времени не выездным.
Причиной послужила его давняя дружба с артистом балета Михаилом Барышниковым, который совершил побег, во время гастрольной поездки по США и Канаде. Овчинников категорически отказался публично осудить поступок друга, который когда то был свидетелем на его свадьбе.
В 1980 году Юрий Овчинников снялся в фильме “Фантазия на тему любви”.
С 1983 г. он стал выступать в организованном Т.А.Тарасовой ледовом ансамбле “Все звезды”, в котором одновременно являлся и директором.
Первая труппа «Все звезды». Стоят – И. Завозин, Е. Гаранина, Ю. Овчинников, И. Воробьева, И. Лисовский. Сидят – И. Бобрин, Р. Синицын, Н. Карамышева
Во времена так называемой «перестройки» шоу Тарасовой становится международным и с успехом гастролирует по Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, США и Канаде.
В течение 20 лет жил в США, в городе Сан-Диего (штат Калифорния), где тренировал команду по синхронному фигурному катанию, которую привел к званию чемпионов США.
Между прочим изобретателем данного вида спорта, когда то стал наш прославленный тренер Станислав Жук.
В 2010 году Юрий Овчинников вернулся в Россию. В настоящее время Советник исполнительного директора Олимпийского комитета России.
Хотелось бы от всей души поздравить Юрия Львовича с юбилеем и пожелать здоровья, долгих лет жизни и поблагодарить за ту радость, которую он нам дарил своим мастерством
Читайте на нашем канале
Игорь Бобрин. Легендарный «Ковбой» Советского Союза
Так могли только ученики Станислава Жука. Уникальный показательный номер и его исполнители.
Источник
3 июня 1950 года в г. Ленинграде в семье капитана первого ранга родился Юрий Львович Овчинников. В секцию фигурного катания его в 6-летнем возрасте привела мать в надежде, что занятия спортом направят в нужное русло неуемную энергию ее сына.
Юре повезло попасть в руки блестящего специалиста – Игоря Борисовича Москвина, который повел его вверх по ступеням мастерства, а впоследствии он стал тренироваться под руководством Алексея Николаевича Мишина. Выступал он за ДСО “Буревестник”.
ЧЕ 1969 года
В 1968 г. Юрий впервые вошел в пятерку сильнейших советских фигуристов на первенстве страны, а год спустя повторил этот результат. Однако, несмотря на то, что Овчинников еще не поднялся на пьедестал почета национального чемпионата, ФФК СССР включила его в сборную страны для участия в ЧЕ 1969 г. в г. Гармиш-Партенкирхене (ФРГ). Произошло это потому, что он к тому времени уже стал одним из самых блестящих мастеров произвольной программы, хотя был не в ладах с обязательными фигурами.
1969 год
«Школу» я действительно не любил, – вспоминал впоследствии Юрий. – Самым противным для меня была не техника — все эти крюки, тройки, восьмерки, петли, скобки и круги, а так называемое покрытие — когда по одному следу фигурист должен был проехать в мое время шесть раз, а позже — три. Это было скучно, требовало большой сосредоточенности. Соревнования по «школе» шли два дня, мы выполняли около 40 фигур с левой и правой ноги, на каждую уходило по пять-шесть минут. И в зале на соревнованиях по «школе» тоже было уныло — зрителя туда не загонишь, ему это абсолютно не интересно» (Журнал «Босс», июнь 2012 г.).
Европейский дебют Овчинникова принес ему 9-е место, а на ЧМ 1969 г. он стал 11-м. В 1970 г. он впервые поднялся на “бронзовую ступень” чемпионата СССР, а на ЧЕ в родном Ленинграде занял 7-е место.
1971 год
В 1971 г. Юрий вновь завоевывает “бронзу” национального первенства и проводит удачный сезон на международной арене: 5-е место на ЧМ и 7-е – на ЧМ. В олимпийском сезоне 1972 г. последовал некоторый спад: он был лишь 4-м на чемпионате СССР, но все же был включен в сборную для поездки на ЧЕ, где он стал 7-м, и ОИ в Саппоро, где он показал 12-й результат.
В 1973 г. Овчинников вернулся на пьедестал чемпионата СССР, став серебряным призером. И на ЧЕ, и на ЧМ в том сезоне он замкнул шестерку сильнейших, но на ЧЕ в Кёльне (ФРГ) он был награжден малой бронзовой медалью за произвольное катание.
Вот как вспоминал о своей работе с Овчинниковым его тренер Игорь Борисович Москвин: “Я всегда старался, чтобы в каждой программе была изюминка. Сюжет, драматургия, раскрутка, развитие этого сюжета, кульминация. И дальше – в зависимости от того, что диктует музыка. Для Юры Овчинникова в 1969 году я сделал “Вестсайдскую историю”. Думаю, тогда эта музыка вообще впервые прозвучала на льду. С этой музыкой Овчинников тогда даже выиграл произвольную программу у Ондрея Непелы и Сергея Четверухина.
Юрий с тренером Игорем Борисовичем Москвиным. Начало 1970-х гг.
Короткая программа у нас тогда тоже была необычной – “Гимн солнцу” Имы Сумак. У нее голос был – девять октав. Можно было целенаправленно выбирать наиболее мощные части под прыжки, что я и сделал. Юрка ведь он не прыгал – летел. По амплитуде его прыжки были не такие уж далекие, но Овчинникова всегда отличал, как мы говорим, “баллон” – зависание в воздухе.
Некоторые вещи, которые он делал в своих программах, до сих пор не делает никто. Например, прыжок в два с половиной оборота, но выезд не как у обычного акселя со сменой ног, когда с левой толкаешься, а с правой выезжаешь, а с приземлением на толчковую ногу и с нее же – в каскаде – тройной сальхов. Никто эту комбинацию повторить не мог, даже в моей группе. Приземление “назад-внутрь” само по себе страшно неудобное, потому что конек начинает валиться на внутреннее ребро и очень трудно удержать баланс. Да и тройной прыжок с этой же ноги довольно сложно сделать.
1973 год
Юру отличал, пожалуй, самый большой талант в плане выразительности. Даже чрезмерный. Который иногда мешал добиться результата. Была, например, программа “Безумный день, или Женитьба Фигаро”. Но играть театральность легко, когда ты полностью чувствуешь программу. Если такого чувства нет, на спортсмена начинает давить страх, появляется боязнь сделать ошибку, и актерская игра сразу становится неестественной.
К тому же когда в Овчинникове сталкивались понятия “нужно” и “хочу”, он, как правило, не всегда мог достичь равновесия. И “хочу” было выражено не очень ярко, как бы притуплялись все актерские акценты, и то, что нужно до зарезу – в частности, технические элементы короткой программы, – удавалось реализовать далеко не всегда”. (Е.Вайцеховская, “Москвины. Лед для двоих”, изд-во “Амфора”, СПб, 2011).
1973 год
В 1974 г. Овчинников выступил лишь на ЧЕ, где был 5-м (вероятно, из-за травмы или по болезни, но точных данных об этом найти не удалось). Самым удачным стал для Юрия сезон 1975 г. Он открыл его блестящей победой на чемпионате страны, затем стал бронзовым призером ЧЕ в многоборье и чемпионом Европы в произвольном катании и занял 6-е место на ЧМ.
Затем он еще дважды – в 1975 и 1976 гг. становился серебряным призером чемпионата страны, но на международной арене его успехи были не столь впечатляющими: он был 4-м на ЧЕ 1976 и 1977 гг., 8-м на ОИ 1976 г. и 7-м на ЧМ 1977 г. Его последним международным соревнованием стал ЧЕ 1978 г., на котором он занял 5-е место.
1974 год
Собственно, ему так и не удалось до конца карьеры по-настоящему освоить все премудрости “школьных” фигур, но зато его произвольное катание было выше всяких похвал: высоченные прыжки заставляли ахать зрителей, и при этом его программы никогда не воспринимались как трюкачество – Юрий демонстрировал удивительное слияние с музыкой, хореографию, которая воспринималась как новое слово в фигурном катании, отточенные вращения и замысловатые дорожки.
Часто при наблюдении за его катанием у зрителей складывалось впечатление абсолютной импровизации – настолько естественной казалось внутренняя логика его программ, каждую из которых можно было считать шедевром. Он был первым из фигуристов, обратившимся к сложнейшей органной музыке И.-С.Баха, которая как нельзя лучше отражала индивидуальность Юрия. У многих любителей ФК осталась в памяти и его короткая программа на одну из песен знаменитой перуанской певицы Имы Сумак с переходами от нижних регистров к колоратурному сопрано, вызывающая поистине душевный трепет. Прыжки всегда были его козырем, и он был первым в мире фигуристом, включившим в свою программу четыре тройных прыжка, а также одним из первых в мире стал исполнять в произвольной программе различные тройные прыжки – сальхов, риттбергер, флип и тулуп.
Вот что писал об Овчинникове известный спортивный журналист Станислав Токарев: «Трогательное существо Наташа (сестра Юрия, также фигуристка – Л.М.), скромное и нежное. Старший брат, Овчинников Юрий, любит ее молчаливо, ревниво и сильно. Когда она катается, он стоит и молча смотрит, и неподвижен его индейский профиль, неизменно прищуренный глаз и тонкий рот точно прорезаны бритвой.
Никогда не видел, чтобы Овчинников смеялся, он только улыбается углом рта, замкнуто и несколько надменно. Он маленький и мужественный, сдержанный, наблюдательный, самолюбивый. Со мной суховат — присматривается. Для меня — загадка. Говорят, он человек сумасшедшей отваги и лихости, ему ничего не стоит с этой же косой усмешкой сигануть в реку с самого крутого и высокого обрыва или хоть один на один на тигра с перочинным ножиком пойти. Не знаю, не видел, но верю: из его прищура выглядывает именно такой Овчинников — охотник, разведчик, сорвиголова.
Его распахнутые прыжки, в которых он словно зависает и плывет высоко надо льдом, неповторимы — Олег Алексеевич Протопопов вывел специальную теорию, согласно которой Овчинников, благодаря своему сложению, своим коротким, мускулистым ногам, ровно настолько, насколько нужно, удлиненным коньками, самой природой приспособлен именно к прыжкам на льду.
“Марусенька”. 1974 год
Но тот не знает Овчинникова-актера, кто ни разу не смотрел в его исполнении «Марусеньку». Этот номер Юра показывает сравнительно редко — он слишком озорной. Надо своими глазами видеть, как в огромной алой кепке, с обычным невозмутимым видом Овчинников лихо и свободно отчебучивает невероятные комические па, заламывает руки, поводит плечами, игриво прохаживается на носочках, отчаянно флиртует с трибунами и вообще купается в буффонной роли ухажера с городской окраины. И потом, картинно безразличный к оглушительному успеху «Марусеньки», удаляется за кулисы — в лучшем случае, со своей усмешечкой.
“Марусенька”. 1974 год
Овчинников талантлив, это признают все. Все его любят, и он несет эту любовь небрежно и чуточку даже безразлично. Его широкой натуре не хватает методичности, если хотите, доли спортивного аскетизма, он слишком ироничен по отношению к своей славе, которая, в принципе, может остаться и славой непризнанного гения: «Помните, был такой Овчинников, чемпионом не стал, но прыгал здорово». Жаль, если так случится, очень хочу оказаться плохим пророком» (С.Токарев, «Турне, или Две недели с фигуристами, проведенные мною в роли, которую трудно сформулировать», журнал «Юность», 1971).
Хочу привести еще одно свидетельство – впечатления, которые оставил Овчинников в памяти моей подруги Ольги Алтуховой: «… моим кумиром был Юрий Овчинников – и до сих пор он остается моим самым-самым любимым из всех советских и российских одиночников (хотя, конечно, многие потом нравились).
С тренером Алексеем Николаевичем Мишиным. Вторая половина 1970-х гг.
Особенно помнятся его потрясающая короткая программа (не знаю, что за музыка, но помню ее) и произвольная того же сезона на музыку Баха. Когда я эти программы смотрела, возникало необычное ощущение: я забывала, что это фигурист, что он на льду и катает отработанную программу, делает предписанные элементы – все это исчезало. Оставалось какое-то торжество гениального, абсолютно свободного движения – свободного от стереотипов, канонов, даже от земного притяжения: когда он прыгал, казалось, что он возвращается на лед (а не остается парить в воздухе) только потому, что сам так захотел! (Только еще один раз у меня было такое – когда каталась Линн.)
1975 год
Юрий снялся в кино – когда вышел фильм с ним (названия не могу сейчас вспомнить), я тут же побежала смотреть. Честно сказать, его актерская работа меня не впечатлила, но когда он в фильме выходил на лед – тут начиналась какая-то магия. Даже не умеющего кататься (и страдающего от этого) человека он изображал гениально – не побоюсь этого слова».
А вот что сам Юрий отвечал на замечание, что его выступления не оставляли равнодушными ни одного зрителя: «О да, я получал колоссальное удовольствие от контакта со зрительным залом. Мне хотелось каждый год делать новую программу, выражать себя в ней, удивлять публику, заражать ее своими эмоциями. Высшей наградой я считал, когда знакомые подходили ко мне и говорили: «Я смотрел твое катание, и прямо мурашки по коже!» Бывало так, что начинаешь кататься — и зал замолкает. Во время прыжков, даже тройных, никто не хлопает, все молчат — а ты чувствуешь, что держишь публику. Заканчиваю выступление — еще одна-две-три секунды молчания, и вдруг зал взрывается аплодисментами. Для меня это был самый кайф!» (Журнал «Босс», июнь 2012 г.)
1975 год
После сезона 1978 г. Овчинников покинул любительский спорт, но время от времени выступал в различных показательных выступлениях. Вот что вспоминал о нем член ИСУ Йозеф Дедич из Чехословакии (перевод с чешского мой): “Он не соревнуется почти год, но находится в великолепной форме. Закончил институт физкультуры. У него большие способности к языкам и он подумывает об учебе в школе для дипломатов. Время от времени он тренируется и говорит, что ему нужно всегда пять дней усиленных тренировок перед показательными выступлениями. А их у него предостаточно, и они бывают часто.
Его выступления всегда принадлежат к кульминации вечера. Так, на показательных выступлениях в Баньска-Быстрице, которую Интервидение транслировало на три европейские страны, он исполнил в своей программе на музыку Баха тройной риттбергер, тройной сальхов и множество двойных акселей. Восторженная публика не хотела отпускать его со льда. Ему пришлось четырежды выходить на лед. Для того, кто уже, собственно, не катается по-настоящему, это невиданный успех.
1975 год
Три недели спустя в Москве на большом гала-представлении он завершает вечер как звезда первой величины. Юрий удивительно восприимчив к музыке и умеет передать это в своем катании. Он настолько чувствителен, что порой его организм не может понять, что еще он может выдержать. Наверно, в этом причина некоторых его неожиданных провалов, когда он находится в замечательной форме.
Он делится со мной своими ощущениями в минуты самых больших успехов: “… когда люди не аплодируют, а только смотрят и слушают, я знаю, что достиг своей цели”. И Юрий в такой ситуации оказывается часто. Он не боится выражать музыку, создавать ею настроение на льду совершенно по-новому. Энергичные и частые взмахи рук придают еще больше мощи движениям тела и головы. По-современному упругий и сильный физически, он никого не копирует. И хотя он принадлежит к группе фигуристов типа Крэнстона и Линн, он всегда – иной. Всегда ищет свой собственный путь”. (Й. Дедич, «Пируэты со всего света», Прага, изд-во “Олимпия”, 1981).
С Игорем Бобриным. 1981 год
Закончив институт физкультуры, Овчинников перешел на тренерскую работу и с 1980 г. стал наставником Игоря Бобрина, которого привел к званию чемпиона Европы 1981 г.
Правда, дружба Юрия с танцовщиком Михаилом Барышниковым (Михаил даже был свидетелем на первой свадьбе Юрия), оставшимся во время одних из своих гастролей на Западе, сделала его невыездным, поэтому на международные соревнования с Бобриным ездил Сергей Волков.
Юрий Овчинников в фильме “Фантазия на тему любви”. 1980 год
В 1980 г. Овчинников снялся в музыкальном фильме “Фантазия на тему любви” режиссера А.Манасаровой. С 1983 г. он стал выступать в организованном Т.А.Тарасовой ледовом ансамбле “Все звезды”, в котором одновременно являлся и директором. Затем выступал в международном ледовом шоу, которым руководили совместно Т.А.Тарасова и фигуристы из Великобритании Д.Торвилл и К.Дин и которое с успехом гастролировало по Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, США и Канаде.
С членами ледового ансамбля “Все звезды”. 1986 год
Что касается его личной жизни, то Юрий был дважды женат. У него дочь от первого брака и двое детей от жены-англичанки во втором браке. 20 лет он прожил в США, в г.Сан-Диего (штат Калифорния), где тренировал команду по синхронному катанию Team del Sol, которую привел к званию чемпионов США.
Однако несколько лет назад он вернулся на родину. В 2010 г. он был избран советником исполнительного директора Олимпийского комитета России и является инициатором создания Ассоциации профессиональных тренеров России. Его идея нашла поддержку в Министерстве спорта РФ, в Олимпийском комитете России и в Международном союзе конькобежцев.
2012 год
«Жизнь в Москве, мне кажется, сейчас очень интенсивная, значительно более активная, чем в Калифорнии. И мне это очень нравится. Особенно меня радует культурная составляющая — я очень соскучился по культурной жизни. Сан Диего — крупный город, но там совершенно иное понимание культурных процессов. Поэтому сейчас я очень много хожу по театрам, смотрю новые постановки, поднимаю старые связи в мире искусства, завожу новые знакомства. (…) А вообще, в России мне сейчас очень интересно. Я заведен работой, которую делаю, заведен тем, что происходит вокруг. Что будет дальше — не знаю, но мне интересно жить насыщенной жизнью. Таково мое кредо. Просто жить «лишь бы как» я бы, наверное, не смог», – так относится к своей нынешней жизни Юрий Овчинников (Журнал «Босс», июнь 2012).
Источник