Юрий рерих биография личная жизнь

Юрий рерих биография личная жизнь thumbnail

Юрий Рерих

Юрий Рерих

Юрий Николаевич Рерих. Родился 3 (16) августа 1902 года в Окуловке Новгородской губернии – умер 21 мая 1960 года в Москве. Русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря. Доктор филологических наук, профессор, директор Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР. Сын Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих.

Юрий Рерих родился 3 (16) августа 1902 года в Окуловке Новгородской губернии.

Отец – Николай Константинович Рерих (1874-1947), русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».

Мать – Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова; 1879-1955), русский религиозный философ, эзотерик, писательница, общественный деятель.

Младший брат – Святослав Николаевич Рерих (1904-1993), русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства.

В детстве мать поощряла увлечение сыновей естественными науками. Она приобретала для них чучела птиц, коллекции насекомых и жуков. Кроме того, Юрий и Святослав собирали камни, чему также способствовала мать.

В 1914-1917 годах учился в частной гимназии Карла Мая в Петербурге.

С 1917 по 1919 год проживал вместе с родителями в Финляндии.

В 1919-1920 годах занимался в Школе восточных языков при Лондонском университете (индоиранское отделение), окончил второй курс Школы. Перевёлся в Гарвардский университет (США), который окончил в 1922 году со степенью бакалавра по отделению индийской филологии.

Он получил блестящее образование, владел 30 иностранными языками, был энциклопедически образованным человеком.

Личная жизнь Юрия Рериха:

Женат не был. Детей не имел.

В юности во время учебы в Сорбонне он был влюблен в Марсель Манциарли, композитора и исполнительницу собственных произведений. Она выступала в переполненных залах и всегда с аншлагом. Состоялась помолвка, но Юрию еще не исполнился 21 год, и по церковному обычаю они не могли венчаться без разрешения родителей. Юрий глубоко переживал, страдал, очень хотел жениться.

Весной 1922 года в Париж из Нью-Йорка приехали мать и отец и по какой-то причине свадьбу отложили, видимо Елена Ивановна не представляла рояль невестки в Гималаях. Юрий вместе с родителями и братом Святославом отправился в Индию, а затем в путешествие по Востоку и больше любимую не видел, а новую любовь не встретил. Марсель также никогда не выходила замуж и посвятила себя музыке. Стала известным композитором в Америке. Юрию Рериху посвятила симфоническую поэму в трех частях «Тамерлан».

Юрий Николаевич Рерих

Вместе с В. Перцовым и В. Диксоном Ю. Рерих входил в Кембриджский кружок по изучению Живой Этики (Агни-Йоги). Этот кружок был эзотерическим по своей направленности и занимался оккультными практиками. Молодые люди изучали соответствующую литературу, вечерами собирались вместе, обсуждали прочитанное; делали записи, используя метод «столоверчения», то есть полагали, что вызывают духов Учителей и адептов прошлого и других «потусторонних духов». Считалось, что их Учителем был Аллал Минг Шри Ишвара (Махатма Мория), который надиктовывал составленные белым стихом духовные послания, являвшиеся «символическим изображением пути восхождения». Позже записи кружка использовались при подготовке издания Агни-Йоги, в частности, её томов «Зов» и «Озарение».

В 1922-1923 годах работал в Парижском университете на Средне-азиатском, Индийском и Монголо-Тибетском отделениях, занимался на военном, юридическо-экономическом отделениях, слушал курс китайского и персидского языков. Получил учёную степень магистра индийской филологии.

С 1924 по 1925 год вёл исследовательскую работу в Индии, Сиккиме и Кашмире, занимался тибетским языком и санскритом.

В 1925-1928 годах участвовал в Центральноазиатской экспедиции отца Николая Рериха (Ладак, Синьцзян, Монголия, Китай и Тибет). Несмотря на молодые годы, Юрий Николаевич Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди (считается, что в общей сложности Ю. Н. Рерих владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами) позволило ему без труда общаться с местным населением.

В результате экспедиции появились труды: «Тибетская живопись» (1925 г.), «Владения архатов» (1929 г.), «Современная тибетская фонетика» (1928 г.), «Звериный стиль у древних кочевников» (1930 г.), «Каталог тибетской коллекции» (1930 г.), «Путешествие в сокровенную Азию» (1931 г.), «По тропам Срединной Азии» (1933 г.).

С 1930 по 1942 года состоял директором Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного его отцом, в Наггаре (Индия) и одновременно – редактором журнала «Урусвати».

В 1931-1932 годах проводил научные исследования в Западном Тибете, а в 1934-1935 годах, вместе с экспедицией Н. К. Рериха, занимался исследованиями в Японии, Маньчжурии, Внутренней Монголии и Китае.

Юрий Рерих и брат Святослав Рерих

Юрий Рерих и брат Святослав Рерих

В 1941 году, во время начала войны, телеграфировал советскому послу в Лондоне с просьбой зачислить его добровольцем в ряды Красной Армии.

С 1949 года руководил Индо-тибетским семинарием и заведовал курсами китайского и тибетского языков в Калимпонге (Восточные Гималаи). Состоял членом Королевского Азиатского общества в Лондоне и Азиатского общества в Бенгале.

В 1957 году вернулся в СССР.

19 сентября 1957 года был зачислен в штат Института востоковедения Академии наук СССР старшим научным сотрудником сектора истории и философии в отделе Индии и Пакистана. 17 марта 1958 года учёный совет Института востоковедения присудил ему степень доктора филологических наук без защиты диссертации, по совокупности опубликованных работ (24 голоса «за», один «против»). Решение было утверждено ВАК 11 октября 1958 года.

В течение 1958 года он был включён в состав учёного совета Института и его филологической секции, а также учёного совета Института китаеведения АН СССР. 5 ноября 1958 года назначен заведующим сектором философии и истории религии. 17 апреля 1959 года был введён в состав академического Научного совета.

Благодаря усилиям Юрия Рериха в СССР возобновились выпуски серии «Bibliotheca Buddhica», прерванные в годы репрессий в 1938 году. В частности, в 1960 году он был редактором русского перевода Дхаммапады (Афоризмов Будды) – важнейшего текста южного буддизма (с языка пали её перевёл В. Н. Топоров). С 1960 года в возобновлённой серии наряду с Дхаммападой были напечатаны Милиндапаньха – «Вопросы царя Менандра» (1989) и ряд других важнейших текстов как тхеравады, так и махаяны.

Юрий Рерих умер от сердечного приступа 21 мая 1960 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1983-1993 годах вышел в свет «Тибетско-русско-английский словарь» Ю. Н. Рериха с санскритскими параллелями (вып. 1-11), высоко оценённый специалистами.

Библиография Юрия Рериха:

Тибетский язык
Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями
Тибетская живопись
История Средней Азии: В 3 т
К изучению Калачакры; Паралокасиддхи
По тропам Срединной Азии
Удивительное жизнеописание Чаг лоцзавы, составленное Джуба Чойдаром (перевод с тибетского)
Аланские дружины в эпоху монголов
Буддизм и культурное единство Азии
Тибет и Центральная Азия: Статьи. Лекции. Переводы
Звериный стиль у кочевников Северного Тибета
Каталог тибетской коллекции
Путешествие в сокровенную Азию
Владения архатов
Современная тибетская фонетика
Trails to Inmost Asia. Five Years of Exploration with the Roerichs’ Central Asian Expedition
The Blue Annal
Le parler de l’Amdo. Etude d’un dialecte archaique du Tibet

последнее обновление информации: 02.06.2020

Источник

Ю.Н. Рерих является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в деревне Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. С ранних лет мальчика увлекали история и военное дело. Елена Ивановна Рерих писала в своих письмах: «Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Страсть его к военному делу осталась до сих пор. Стратегия – его конек. Между прочим, талант этот у него врожденный и он очень гордится своим предком – фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым, героем войны 1812 года».

Ю.Н.Рерих. В замке. 1917-1918

Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А. Тураевым, а также монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым.

О широте интересов и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы и говорящие о художественном даре Юрия.

Окончив гимназию Карла Мая, он поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Незаурядные способности к языкам у него были столь значительны, что как лучшего студента по санскриту его представляют государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет.

В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выезжает в США. Здесь он поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии, тогда же начинает изучение языка пали и китайского языка. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.

Ю.Н.Рерих. Тибетская живопись.

После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра и магистра Юрий Рерих продолжает свое образование во Франции, в Школе восточных языков при Парижском университете. В течение года он работает на среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях этого университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих оканчивает Парижский университет и получает степень магистра индийской филологии.

Уже в возрасте 21 года Юрий Рерих начинает самостоятельную научно-исследовательскую работу. С этого момента вся его дальнейшая научная деятельность будет пронизана высокими гуманистическими устремлениями.

В 1923 году семья Рерихов приезжает в Индию. Здесь начинается первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого по времени, но очень насыщенного и протяженного путешествия по Индии (декабрь 1923 г.) Юрий Николаевич вместе с семьей совершает в 1924 г. небольшие экспедиции по Сиккиму – стране снежных гигантов и древних монастырей – и Бутану, что в Восточных Гималаях. Результатом этих путешествий стала блестящая монография – «Тибетская живопись» (Париж, 1925). Этот научный труд, завершенный Юрием Рерихом в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценит Далай-Лама XIV.

Е.И. и Ю.Н.Рерихи во время Центрально-Азиатской экспедиции

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих является участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно.

Уточка. 'Звериный стиль'

Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.

Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

Ю.Н.Рерих в институте Урусвати

По окончании экспедиции огромный научный материал, собранный на маршруте, был передан в Институт Гималайских исследований «Урусвати», созданный в июле 1928 года. Как пишет в своей работе «Свет Утренней звезды» крупнейший современный исследователь жизни и творчества семьи Рерихов Л.В. Шапошникова, этот материал «был первым драгоценным зерном той новой науки, о которой писала Живая Этика и говорили Учителя, стоявшие высоко на лестнице космической эволюции». Более 10 лет Юрий Николаевич Рерих являлся бессменным директором Института.

Определяя цели Института, он писал: «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее. <…> В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление. Древняя мудрость – это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока. <…> Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку».

В 1934 – 1935 гг. Ю.Н. Рерих вместе с Н.К. Рерихом предпринимает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений, препятствующих эрозии почв и распространению насекомых-вредителей. Помимо чисто научных задач экспедиция несла общественно-культурную цель – создание на территории Маньчжурии, а затем и Внутренней Монголии сельскохозяйственных кооперативов на основе широкого сотрудничества народов.

Как выдающийся ученый-энциклопедист Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других.

Юрий Николаевич Рерих провел за границей более 35 лет, длительный срок прожил в Индии. Но, несмотря на это, он всегда оставался настоящим патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич незамедлительно шлет телеграмму в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии, но получает отказ.

Ю.Н.Рерих. История Средней Азии

В августе 1957 года Ю.Н. Рерих возвращается из Индии в Москву. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С. Хрущева, который встречался с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию. Только после этого Ю.Н. Рерих получает советское подданство и разрешение вернуться на Родину.

В Москве Юрий Рерих приступает к работе в Институте востоковедения АН СССР, возглавляя «Сектор философии и истории религии Индии». За три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 – май 1960), он выполняет невероятно большой объем работ, сравнимый с целой человеческой жизнью. Юрий Николаевич Рерих возродил научные традиции российского востоковедения, создал отечественную школу тибетологии, впервые в СССР начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен). За краткий срок своей деятельности в Москве Ю.Н. Рерих подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов. По инициативе Юрия Николаевича возобновились работы по переводу и публикации древних философских и литературных памятников Востока. Он возобновил знаменитую серию «Biblioteca Buddhica», основанную выдающимся русским востоковедом С.Ф. Ольденбургом в 1897 году и посвященную буддийской философии, религии и искусству, выступив в качестве научного редактора книги А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» и основополагающего буддийского трактата «Дхаммапада» (сборник изречений Будды). Этот литературный памятник древнеиндийской философской мысли явился важнейшим этапом в изучении буддизма в нашей стране.

Ю.Н.Рерих в Москве

Особо следует отметить многолетний оставшийся в рукописи фундаментальный научный труд Ю.Н. Рериха «История Средней Азии», над которым он работал еще в Индии и который намечал, но не успел завершить на Родине. Под термином «Средняя Азия» Юрий Николаевич понимал обширное пространство от Кавказа до Большого Хингана и от Гималаев до Алтая. Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований на огромной территории Евразии. В настоящее время Международным Центром Рерихов выпущен в свет 1 том этого уникального труда.

Возвращение Ю.Н. Рериха в Россию и принятие советского гражданства было шагом мужественным и самоотверженным, учитывая, что долгое время правящие круги СССР формировали в общественном сознании искаженное представление об этой выдающейся семье.

Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Заветная мечта родителей вернуться на Родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. Он привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы.

При непосредственном участии Ю.Н. Рериха снимались не только запреты на все, что было связано с именами Рерихов, но и рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. От Юрия Николаевича Рериха окружающие его люди узнали о сути и главной концепции учения Живой Этики, или Агни Йоги. Именно он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР.

При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К. Рериха: сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах.

Впервые на правительственном уровне Ю.Н. Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране музея Н.К. Рериха. В этих целях он передал в дар Русскому музею около 350 картин своего отца, при условии их постоянной экспозиции, 60 полотен были подарены Новосибирской картинной галерее. Однако при жизни Юрия Николаевича его мечте не суждено было сбыться. Государством не была создана и постоянная экспозиция живописи Н.К. Рериха при Русском музее. Большинство из этих полотен так и не дошли до зрителя и по сей день продолжают пылиться в запасниках.

И как человек, и как ученый, и как гражданин своей страны Юрий Николаевич Рерих был личностью выдающейся. По словам Святослава Николаевича Рериха: «Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности».

Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С.Н. Рерих.

 Источник: Сайт Международного Центра Рерихов

Основные даты жизни и деятельности

(Источник: Справочник по наследию Рерихов. Т. 2, ч. 1: Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерих, С.Н.Рерих. Биобиблиографический указатель. – М.: МЦР, 2016. С 48 – 50.)

1902, 3 (16) августа – родился в с. Окуловка Новгородской губернии.

1912–16 – учится в частной гимназии К.И.Мая в С.-Петербурге. Увлекается историей Древнего Египта, Вавилона и Ближнего Востока; изучает основы египтологии под руководством Б.А.Тураева.

1917 – переезд в Северное Приладожье, в г.Сердоболь (ныне Сортавала).

1919–20 – учится в Школе восточных языков при Лондонском университете (индо-иранское отделение).

1920–22 – вместе с семьей переезжает в США, учится в Гарвардском университете на отделении индийской филологии.

1922–23 – оканчивает Гарвардский университет со степенью бакалавра. Работает на Средне-Азиатском и Тибето-Монгольском отделениях Коллеж де Франс и Школы Высших исследований при Парижском университете. Одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях университета. Получает ученую степень магистра индийской филологии.

1923, декабрь – прибытие в Индию (Бомбей), первое путешествие по Индии и знакомство с памятниками истории и культуры. Направляется в княжество Сикким.

1924–28 – участие в Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Исследовательская работа по изучению памятников древней кочевой культуры, посещение монастырей, изучение особенностей быта местных кочевников, их героического эпоса, посвященного Гесэру. Открытие звериного стиля в орнаментике кочевых племен Северного Тибета.

1925 – выходит монография «Tibetan Paintings» (Париж).

1928, 24 июля – основание Гималайского института научных исследований «Урусвати» в Индии.

1929–30 – занимается вопросами, связанными с деятельностью Института «Урусвати», устанавливает связи с различными научными учреждениями и фондами в Европе и США для развития института, ведет работу по организации тибетской библиотеки Восточного отдела Музея Рериха в Нью-Йорке. Публикует труды «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), «По тропам Срединной Азии» (Париж, 1931).

1930–39 – в качестве директора Института «Урусвати» организует его международную научную деятельность по направлениям естественных и гуманитарных наук. Работает над тибетско-английским словарем с санскритскими параллелями. Руководит периодическими изданиями Института – ежегодником «Урусвати» и серией «Tibetica». Пишет научные труды: «Проблемы тибетской археологии», «К изучению Калачакры», «Лахульский диалект тибетского языка» и др.

1934–35 – участвует в Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха (Внутренняя Монголия, Маньчжурия, Япония, Китай).

1936–39 – работает над рукописью «Истории Средней Азии».

1942–46 – создает труды «Сказание о царе Кэсаре Лингском», «Индология в России», «Происхождение монгольского алфавита», «Тибетские заимствования в монгольском языке» и др.

1948–49 вместе с матерью, Е.И.Рерих, переезжает в Дели, откуда подают прошение на репатриацию, затем в Кхандалу и впоследствии в Калимпонг (Восточные Гималаи). Разрабатывает проект Индо-тибетского исследовательского института (Буддийский центр).

1949–53 – в Калькутте выходит перевод с тибетского на английский язык фундаментального труда по истории тибетского буддизма историка Шоннупэла «Синий Дэбтер» в 2т.

1949–57 – руководит индо-тибетским семинаром в Калимпонге, заведует курсами китайского и тибетского языков.

1956 – принимает участие в создании Научно-исследовательского института тибетологии в Гангтоке. Встречается с советской правительственной делегацией в Дели и решает вопрос о своей репатриации.

1957 – возвращается в СССР (в Москву). Зачислен в штат ИВ АН СССР старшим научным сотрудником сектора истории и философии отдела Индии и Пакистана.

1958 – избран членом ученого совета ИВ АН СССР. Присвоена ученая степень доктора филологических наук по совокупности изданных научных трудов. Назначен заведующим сектором философии и истории религии в составе отдела Индии и Пакистана.

1958, 12 апреля – открывает в Москве (Выставочный зал Союза художников СССР) персональную выставку картин Н.К.Рериха, привезенных из Индии.

1959 – принимает участие в организации и проведении Международного конгресса монголистов-филологов в Улан-Баторе (Монголия). Возглавляет научную группу в секторе философии и истории религии отдела Индии и Пакистана по составлению тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями (был завершен в 1990-е гг. учениками). Возобновляет издание серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре «Bibliotheca Buddhica». Разрабатывает проект по созданию Международной кушанской комиссии для представления в ЮНЕСКО.

1960, 11 мая – участвует в открытии в ГМИИ им.А.С.Пушкина персональной выставки произведений С.Н.Рериха, в организации которой принимал активное участие.

21 мая – скоропостижно скончался в Москве.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник