Кадочников биография личная жизнь
Павел Кадочников – биография
Всего каких-то пятьдесят лет назад этот актер был настолько популярным, что его имя знали в самых отдаленных регионах Советского Союза. Павел Кадочников был национальным героем, любимцем у женщин. Его много снимали, все проекты были очень успешными. Он был обласкан правительством и имел счастливую семью. Но судьба очень часто бывает переменчивой, и после щедрот может обернуться крушением.
Первый настоящий успех пришел к актеру Павлу Кадочникову после выхода фильма «Подвиг разведчика», а настоящая слава и всесоюзная любовь после съемок в картине «Повесть о настоящем человеке».
Детство и юность
Павел Кадочников родился 29 июля 1915 года в Петрограде в семье рабочих. Время было смутное, в России шла гражданская война, и чтобы как-то выжить, отец решил увезти семью на свою родину, в деревеньку Бикбарда, что на Урале. Там и прошло детство Павла и его младшего брата Николая. Мальчишки быстро привыкли к простому сельскому труду, в их обязанности входила заготовка дров, выпас коров и работа в поле.
Фото: Павел Кадочников в молодости
Мама уделяла воспитанию сыновей много времени, пыталась развить навыки в рисовании, пении, игре на разных музыкальных инструментах. Павел был особенно артистичным, его так и называли «артист». Прозвище для села было обидным, но мальчику действительно нравилось все изображать. Он мог предстать перед зрителями толстым торговцем с рынка, поросенком, который удрал от своей мамы-хрюшки, соседкой, отправившейся с коромыслом за водой.
Павел учился в сельской школе, потому что семья пока не собиралась возвращаться в город. И в то время, когда его одноклассники после занятий били баклуши, мальчик осилил игру на нескольких музыкальных инструментах, но больше всего ему нравилась живопись, и в своих детских мечтах он видел себя художником.
В 1927-м, когда Паше было 12, семья Кадочниковых вернулась в родной город, который теперь назывался Ленинградом. Мальчик сразу начал посещать занятия в художественной студии. Вскоре тяжелая болезнь подкосила здоровье отца, и Павлу пришлось устраиваться на работу, потому что теперь он стал кормильцем семьи. Ему было нелегко, но Кадочников всегда отличался упорством, поэтому продолжал брать уроки живописи и работать на заводе.
У Павла были и отличные вокальные данные, его часто приглашали поучаствовать в различных концертах. Именно на одном из таких выступлений его и увидел директор театрального техникума, и позвал к себе на прослушивание.
Кадочников очень понравился педагогам, его приняли в техникум, который в скором времени стал называться Театральным институтом. Так в 15 лет Павел пополнил ряды студентов вуза, и стал среди них самым молодым. А после его окончания остался в этом же вузе преподавать технику речи. И снова он получает статус самого молодого – на тот момент Павлу Кадочникову исполнилось всего 20.
Он был очень молодым, но сумел с достоинством заявить о себе перед однокурсниками. Кадочников был высокого роста, статный и красивый, с отличным чувством стиля, позволяющим ему хорошо одеваться, и голосом, который сражал наповал всех институтских красавиц.
После получения диплома Павел поступил на службу в Ленинградский ТЮЗ, где и дебютировал в постановке «Снегурочка». Его первым персонажем стал Лель, а потом он перевоплощался в многочисленных сказочных героев. Кадочникову удалось доказать всем, что он очень талантлив, и может перевоплотиться в любой театральный образ.
Фильмы
Однажды среди зрителей, пришедших в театр на сказку «Снегурочка», оказался и кинорежиссер Юткевич. Он был поражен игрой молодого перспективного актера Кадочникова, и позвал его на съемочную площадку фильма «Человек с ружьем». Раньше Павла уже звали в кино, и он уже успел разочароваться в этом виде искусства, но от предложения не отказался. Об этом своем решении он не жалел никогда – совершенно незначительная роль, которую дал ему режиссер в своей картине, была началом большого пути к кинематографической биографии и большой славе.
Спустя 2 года тот же Сергей Юткевич снова позвал к себе сниматься. На этот раз в картине «Яков Свердлов», причем Кадочникову предстояло сыграть сразу двух персонажей – он стал обычным сельским парнем Ленькой и самим Максимом Горьким. Юткевич был первым, кто смог рассмотреть удивительный дар перевоплощения молодого актера, и использовать его в своих проектах.
В военные годы Кадочникова постоянно снимают в патриотических картинах, которые помогали советскому зрителю выстоять в той нелегкой войне. На фронт его не взяли, посчитав, что больше пользы он принесет именно на актерском поприще.
В 1942-м Павла пригласили сниматься в фильме «Иван Грозный», режиссером которого был Эйзенштейн. На этот раз актер должен был перевоплотиться сразу в трех персонажей. Два героя были задействованы в эпизоде, а третьим персонажем Павла стал Старицкий. Актер так мастерски вжился в роль, что смог поразить даже видавшего виды режиссера. После этого Кадочникову дали главную роль в ленте «Подвиг разведчика», после которой он был награжден первой Сталинской премией.
Вторую такую премию актер получил после съемок в картине «Повесть о настоящем человеке», где он стал главным героем – летчиком Маресьевым. Эта картина принесла не только высокую награду, но и всесоюзную славу и любовь зрителей. Чтобы его герой был максимально реальным, Павел решил все трюки выполнять сам, без дублеров. Артисту приходилось ползать по снегу в лютую стужу, и постоянно передвигаться на протезах. Когда летчик Маресьев увидел картину о себе, то он поклонился мужеству актера, сказав, что тот и есть настоящим героем.
Третья Сталинская премия была присуждена Павлу Кадочникову за работу в фильме «Далеко от Москвы». И снова его персонаж был настоящим героем, после которого актер понял, что его воспринимают только в этом амплуа. Это огорчило Павла, ведь ему хотелось доказать всем, что он очень разноплановый артист.
И вскоре такая возможность ему предоставилась. Кадочникова позвали сниматься в фильме «Укротительница тигров», благодаря которому актер достиг новых высот в своей карьере. Главная женская роль досталась Людмиле Касаткиной, которая была очень красивой и талантливой актрисой, разбившей немало мужских сердец. Прошел слух, что во время съемок у них даже были отношения, Павел открылся в своих чувствах, и готов был уйти из семьи ради нее. Но Людмила была замужем, и не собиралась рушить свою семью, поэтому роман закончился практически не начавшись.
После этой картины в Кадочникова влюбилась вся женская половина зрителей. Многочисленные поклонницы писали ему письма, которые мешками таскали домой почтальоны. Но творческая натура актера не могла довольствоваться только съемками в кино, он решил, что пора заняться чем-то еще, и с головой окунулся в режиссуру.
Режиссура
В 60-х годах Павла Кадочникова практически перестали звать в кино. Длительный перерыв закончился только в 1976-м, когда он снялся в картине Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». А до этого он объездил с гастролями весь Союз, давая концерты. Если выпадала свободная минута, артист садился за мольберт, или сочинял стихи и прозу. Еще одним увлечением Кадочникова стала лепка и скульптура.
В это время он и решил, что пора заняться режиссурой. Первый фильм «Музыканты одного полка» вышел в 1965-м. Павел стал исполнителем незначительной роли музыканта Чулковского. Спустя 3 года он снял музыкальную ленту «Снегурочка», а в 1984-м стал режиссером картины «Я тебя никогда не забуду». Последняя работа Кадочникова в качестве режиссера называлась «Серебряные струны», зрители увидели ее в 1987 году.
Личная жизнь
Павла Кадочникова девушки просто обожали. Он мог влюбить в себя кого угодно, ведь он обладал не только привлекательной внешностью, но и отличным голосом, который можно было слушать часами. Единственной девушкой, на которую не действовали его чары, была Розалия Котович, однокурсница. Все попытки Павла сблизиться с ней заканчивались провалом.
Фото: Павел Кадочников и его жена Розалия Котович
Все изменилось после выхода постановки «Снегурочка», в которой они оба были задействованы. Во время репетиций они немного сблизились, Розалия разрешила парню проводить ее домой, и после этого лед в отношениях растаял. Их любовь была сильной и взаимной, и вскоре привела молодых людей в ЗАГС. Их семейный союз длился пятьдесят три года, они стали родителями сына Петра. Розалия так и не сделала карьеру актрисы, посвятив себя семье.
Петр продолжил династию, и стал артистом. У них с отцом даже были совместные проекты. В 1981-м Петр отправился в отпуск в Прибалтику, и там погиб после падения с высокого дерева. Павел во всем винил себя, ведь он тоже должен был ехать с сыном, но из-за работы не смог вырваться.
До того, как стать мужем Розалии, Кадочников имел отношения с Татьяной Никитиной. Женщина родила ему сына Константина и надеялась создать нормальную семью. Но Павел сказал, что сделал предложение Розалии, чем вызвал гнев Татьяны и запрет встречаться с сыном. Женщина просто подала на алименты. Костя сам разыскал отца, когда ему было 14. Он тоже был артистом, пока в 1987-м не умер от инфаркта.
Дочь Петра Кадочникова Наталья поведала прессе еще об одном интересном факте из личной жизни ее деда – внебрачном сыне Викторе, которого родила актриса из цыганского театра. Он уехал в Швецию, а его дочка Мария постоянно проживает в Калифорнии.
Смерть
Здоровье актера резко подкосили эти две смерти. Единственным утешением стала работа, которой он отдавал себя без остатка. В этот период он стал Героем соцтруда.
Павла Кадочникова не стало 2 мая 1988 года, ему шел 73-й год. Причиной смерти стал сердечный приступ. Местом упокоения актера стало Серафимовское кладбище в Санкт-Петербурге, там где похоронен его сын Петр.
Избранная фильмография
- 1935 – Несовершеннолетние
- 1947 – Подвиг разведчика
- 1948 – Повесть о настоящем человеке
- 1951 – Пржевальский
- 1957 – Под золотым орлом
- 1964 – Государственный преступник
- 1975 – Одиннадцать надежд
- 1980 – Рассказ неизвестного человека
- 1980 – Сицилианская защита
- 1981 – Две строчки мелким шрифтом
- 1986 – Очи чёрные
- 2000 – Воспоминания о Шерлоке Холмсе
Ссылки
- Не артист, а просто оборотень. Статья в газете Аргументы и факты
- Страница на Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
За невероятную пластичность и умение вжиться в любой образ Павла Кадочникова (16 (29).07.1915 – 02.05.1988) прозвали оборотнем.
Он с легкостью перевоплощался в любого персонажа, будь то юный красавец Лель из «Снегурочки», писатель Максим Горький в «Якове Свердлове» или знаменитый летчик Алексей Маресьев в «Повести о настоящем человеке».
И, конечно, его обожали женщины – за его завораживающий голос и бархатный взгляд огромных голубых глаз. Но женат он был всего один раз – на Розалии Котович, с которой прожил более 50 лет.
Но, как и у любого мужчины (а, тем более, актера), у Кадочникова случались романы, и один из наиболее известных случился еще до брака с Розалией.
Будучи 17-летним юнцом, Павел познакомился с 20-летней студенткой режиссерского факультета театрального вуза Татьяной Никитиной. Они встретились на молодежной вечеринке и провели вместе всю ночь.
Роман был страстным, но коротким, и завершился беременностью девушки. Из-за конфликта, случившегося между влюбленными, обиженная Татьяна скрыла от Павла свое интересное положение и предпочла расстаться. Она родила сына Костю и записала его на свою фамилию.
А конфликт случился как раз по причине того, что Кадочников собирался жениться на Розалии. Она была единственной на курсе, кто не поддавался обаянию голубоглазого красавчика.
За такую «неприступную крепость» Кадочников боролся изо всех сил. На все его поползновения Котович отвечала очередным комсомольским поручением. Павел их не исполнял, за что Розалия его почти ненавидела и считала безответственным.
Поэтому все дружно ахнули, когда после дипломного спектакля «Снегурочка» непримиримые «враги» поженились.
Видимо, совместная работа сближает, тем более, роли в спектакле им достались очень знаковые: Кадочников сыграл Леля, а Розалия Котович – Купаву. По сюжету сказки, именно Купаву предпочел Лель, отказавшись от холодной Снегурочки.
После свадьбы Розалия решила отказаться от карьеры актрисы. Семья для нее оказалась важнее, и она ни разу не пожалела о своем решении. В 1944 году у супругов родился сын Петр.
А еще через два года папу нашел Костя – сын Кадочникова от Татьяны Никитиной. Павел был очень удивлен, но рад настолько, что даже согласился дать Косте свою фамилию, когда тот получал паспорт.
Розалия, будучи мудрой женщиной, приняла внебрачного сына своего мужа. Она прекрасно понимала, что значит жить с актером, которого обожают миллионы. Она уже привыкла к тому, что ее супруга донимают и осаждают поклонницы всех возрастов.
Она привыкла даже к тому, что многие из них ломились к ним в дом и заявляли о наличии детей, отцом которых якобы является Павел Кадочников. В таких случаях Розалия сохраняла невозмутимость и предлагала предъявить доказательства. И женщины тут же куда-то испарялись.
А настоящие сыновья актера пошли по стопам отца. Но, к сожалению, Павел пережил их обоих. В 1981 году не стало младшего Петра. Была ли это случайность, или кто-то «помог» 36-летнему актеру, наверняка неизвестно.
В деле было указано, что Петр Кадочников погиб в результате падения с дерева. После страшного известия Павел Петрович, бывший ярым приверженцем здорового образа жизни, впервые позволил себе выпить.
А через три года из Одессы пришла еще одна трагическая весть – от инфаркта скончался Константин. У Павла Кадочникова окончательно пропал интерес к жизни. Из привлекательного, бодрого мужчины с молодецкой выправкой он вмиг превратился в дряхлого старика.
Последней каплей стало предательство помощника актера. Кадочников работал над сценарием фильма «Серебряные струны».
Писать сам он уже не мог по причине сильно ухудшившегося зрения, поэтому надиктовывал свой замысел помощнику. Тот все скрупулезно записывал и правил, а после выхода ленты на экран… подал на Кадочникова в суд, обвинив его в краже сценария.
Картина была запрещена к показу до оглашения «приговора», которого пожилой актер так и не дождался. На 73-м году жизни он скончался из-за острой сердечной недостаточности.
© Biografia.Ru, 2018 г.
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кадочников.
Па́вел Петро́вич Ка́дочников (1915 – 1988) – советский российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1979). Герой Социалистического Труда (1985).
Биография
Детство
Павел Кадочников родился 16 (29) июля 1915 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в рабочей семье.
В период Гражданской войны отец вместе со всей семьёй (женой и двумя детьми) уехал на родину – на Урал в небольшое село Бикбарда (ныне Куединский район, Пермский край). Там и прошло детство Павла. В деревне он поступил и окончил школу крестьянской молодёжи. Там же определилось главное его увлечение – рисование. Любовь к живописи ему прививала мать, грамотная и умная женщина.
В 1927 году семья вернулась в Ленинград, где отец получил работу на заводе «Красный путиловец». Павел же продолжил свои занятия живописью. Он поступил на изобразительное отделение в детскую художественную студию. Мечтал, что когда вырастет, станет художником. Однако этому не суждено было сбыться – серьёзно заболел отец, и ему пришлось заботиться о семье. Он ушёл из школы и устроился учеником слесаря на завод «Красный путиловец».
Учёба
Занятий живописью не бросил и продолжал ходить в художественную студию. Там, в 1929 году, и состоялось его знакомство с театром. Павла заметил режиссёр А. Авдеев, который руководил там театральной студией. Для одной из постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно и азартно, что сразу же был принят в театральную студию, а потом получил роль в спектакле.
На следующий год А. Авдеев привёл Павла к режиссёру Б. В. Зону, набиравшему курс в театральном техникуме при Ленинградском ТЮЗе (ныне – имени А. А. Брянцева). Прослушав Павла, режиссёр взял его на свой курс (1931), хотя в то время юноша не успел закончить среднюю школу. Всего через полгода театральный техникум был расформирован. Курс Б. В. Зона почти полностью перевели в техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Ему было лишь 15 лет. Тем не менее, среди старших товарищей он не затерялся. Наоборот, выделялся как одеждой (Павел форсил: носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением исполнять неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц.
В 1932 году Татьяна Никитина, которая училась вместе с Павлом в техникуме на режиссёрском отделении, родила от него сына Константина.
Театр
В 1935 году закончил техникум и стал актёром созданного Б. В. Зоном Нового ТЮЗа, где работал в 1935-1944 годах. Его первой ролью стал Лель в «Снегурочке» А. Н. Островского. Роль Купавы играла актриса Розалия Котович. Совместная работа вскоре привела к их браку.
В ТЮЗе играл самые различные роли: сказочных героев, белогвардейцев, но лучше всего ему удавались животные. Один из спектаклей, где Павел играл ужа, увидел драматург Е. Л. Шварц. Ему так понравился актёр, что специально для него он написал роль Сказочника в спектакле «Снежная королева» по сказке Х. К. Андерсена. Ему поручали и эпические, возрастные роли. В трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина он играл летописца Пимена. Работа в театре всё больше увлекала молодого актёра. Роль следовала за ролью.
С 1935 по 1938 год работал педагогом по технике речи в Центральном театральном училище (ныне Российский государственный институт сценических искусств)[2].
Кино
В 1935 году начал сниматься в кино. Первой работой в кино стала эпизодическая роль Михася в картине «Несовершеннолетние». Самому актёру его появление на экране не понравилось. После этого дебюта принял решение больше никогда не сниматься в кино.
В 1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссёр С. И. Юткевич. Ему понравился юноша, и режиссёр предложил ему роль в своей картине «Человек с ружьём». Помня о своём первом неудачном опыте, Павел хотел было отказаться, но повлиял авторитет режиссёра. Юноша принял предложение и сыграл молодого солдата. С этой роли и началась его длительная работа в кино.
Уже в следующей картине С. И. Юткевича «Яков Свердлов» сыграл сразу две роли – рабочего паренька Лёньку и писателя Максима Горького. При утверждении ролей художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру актёра на роль Горького, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил Павла отправиться в соседнюю комнату и загримироваться. Через несколько минут актёр вновь предстал перед авторитетной комиссией. Члены комиссии не верили своим глазам: настолько он был похож на пролетарского писателя. После этого был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.
Роль Горького принесла актёру большую популярность, и в 1940 году его пригласил кинорежиссёр А. В. Ивановский на главную роль в музыкальной мелодраме «Антон Иванович сердится». Съёмки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день началась война.
Павел Кадочников вспоминал: «Каждый приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актёрам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны были защищать Родину. Эти мысли не давали покоя». В конце июля он подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали. «Ты снимаешься в «Обороне Царицына» и «Походе Ворошилова». На «Ленфильме» сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию» – ответили ему.
После завершения съёмок в двухсерийной ленте «Оборона Царицына», актёра пригласил к себе С. М. Эйзенштейн. Режиссёр предложил актёру роль Владимира Старицкого в картине «Иван Грозный». Владимир Старицкий – одна из главных трагических фигур картины.
Мастерство актёра так впечатлило С. М. Эйзенштейна, что тот решил снять его ещё в двух ролях – Сигизмунда и царского духовника Евстафия. Предполагалось, что эти роли Павел сыграет в третьей серии. Но этому так и не суждено было воплотиться, третья серия так и не была снята. Тем не менее, эти три года актёр считал самой большой жизненной школой. В 1944 году он навсегда ушёл из театра и целиком посвятил себя работе в кино.
В конце декабря 1944 года в семье актёра на станции «Кавказская» в окрестностях Тбилиси (Грузия) родился сын Пётр.
Вернувшись в Ленинград, узнал, что театр, в котором он работал, распался. Несмотря на ряд достаточно лестных предложений от руководителей разных театральных коллективов, актёр выбрал работу в кино. Он отправился в Киев сниматься в картине «Подвиг разведчика» режиссёра Б. В. Барнета. Роль майора принесла ему поистине всенародную популярность и стала его своеобразной визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. А знаменитая фраза Федотова «Вы болван, Штюбинг!» стала любимым выражением мальчишек той поры.
В следующем, 1947 году, приступил к съёмкам в новой картине А. Б. Столпера «Повесть о настоящем человеке». Актёру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Маресьева, потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, отказался от услуг дублёров. В течение четырёх месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге картина имела огромный зрительский успех. Эпизод киносъёмок в лесу с участием актёра и «свирепой» медведицы подробно и красочно описан В. В. Чаплиной в рассказе «Марьям и Джек» (из цикла «Питомцы зоопарка»). Отдав должное самообладанию и чувству юмора актёра, В. В. Чаплина отмечала, что у ручной медведицы Марьям был на редкость предсказуемый, добродушный нрав[3].
После картины «Далеко от Москвы» (1950) актёра не приглашали сниматься в кино в течение четырёх лет.
Вновь о нём вспомнили в 1954 году. Режиссёр А. В. Ивановский, который уже снимал Павла в своём фильме «Антон Иванович сердится», пригласил актёра в новую картину. Это была совместная работа А. В. Ивановского и Н. Н. Кошеверовой «Укротительница тигров». Роль мотогонщика Фёдора Ермолаева стала одной из его главных удач в 1950-е годы. В ней талант мастера открылся для зрителей с неожиданной стороны, он смог на равных сыграть в ансамбле актёров ярко выраженного комедийного плана – Л. Ф. Быкова и С. Н. Филиппова. Участие в фильме принесло и новую волну славы. Актёра вновь стали заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы.
В последующие годы много и напряжённо снимался, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями.
В 1956-1958 годах был художественным руководителем студии киноактёра при киностудии «Ленфильм».
В 1967 году стал членом КПСС[4].
Режиссёрская деятельность
И всё же эти роли не могли удовлетворять талантливого актёра. Он решил попробовать себя в режиссуре. В 1965 году вышел его первый фильм, снятый им в качестве режиссёра, приключенческая комедия «Музыканты одного полка», в котором он сыграл роль Чулковского. В 1968 году он поставил фильм-сказку «Снегурочка», где сыграл роль царя Берендея.
Уход в режиссуру имел ещё одну причину: в середине 1960-х годах он попал в немилость к высшему руководству. Режиссёры перестали приглашать его сниматься, не давали новых работ актёру и в театре. Единственным его заработком были концерты, с которыми он ездил по всей стране.
1970-е – 1980-е годы
Могила Кадочникова на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
В середине 1970-х годов Н. С. Михалков предложил ему роль в своём фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Эта роль принесла актёру новый виток популярности. Его вновь стали приглашать сниматься. Однако теперь он подходил к выбору каждой роли намного тщательнее. Наиболее заметной работой тех лет стала роль Вечного деда в фильме А. С. Кончаловского «Сибириада».
В 1978 году актёр снялся вместе со своим взрослым сыном Петром в киноповести Б. Б. Мансурова «Сюда не залетали чайки». Это была последняя совместная работа отца и сына. Вскоре Пётр погиб при весьма странных обстоятельствах. Летом 1981 года он отправился отдохнуть в Прибалтику на озёра. Через два дня после отъезда пришло сообщение о его гибели. По словам дочери Петра Кадочникова:
У папы с детства была фирменная «фишка». Он залезал на берёзу, и, держась за ветки, начинал раскачиваться. То же самое он решил проделать и в Игналине. Только не учёл, что полез в тот раз на сосну, а сосна не гибкая. Ветка не выдержала его веса, сломалась, папа упал и разбился о землю. У него была тяжелейшая черепно-мозговая травма, все ребра переломаны
В бессознательном состоянии «Скорая» увезла папу в местную больницу. Бабушка с дедом примчались в Игналину на следующий же день. Ни с ними, ни с мамой папа не простился, он так и не пришёл в сознание. Через три дня после падения его не стало. Из-за какой-то нелепости мы с сестрой лишились отца, мама – мужа, а дед с бабушкой – сына.
Для Павла и Розалии Кадочниковых потеря их единственного совместного сына стала трагедией. Единственным спасением для актёра была работа. И он окунулся в неё. Ещё до смерти сына сыграл заметную роль графа Орлова в картине «Рассказ неизвестного человека» режиссёра В. П. Жалакявичуса. А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль Поля Лафарга в картине режиссёра С. И. Юткевича «Ленин в Париже». Стоит отметить также работу в детективе «Пропавшие среди живых» – здесь актёр совместил традиционный образ интеллигента с совершенно нехарактерным для себя амплуа злодея. Спустя два года сыграл небольшую роль майора Шолто в детективе «Сокровища Агры» из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
В 1987 году на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны», рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андрееве. Это была последняя режиссёрская работа П. Кадочникова.
Член Союза кинематографистов СССР.
Автор книги «Оставайтесь молодыми».
2 мая 1988 года Павел Кадочников скончался на 73-м году жизни из-за острой сердечной недостаточности в городской больнице Ленинграда. Похоронен на Серафимовском кладбище (15 участок) рядом с могилой сына Петра (1944-1981).
Спустя 12 лет на экраны вышел сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», на основе ранее снятых телефильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (в том числе и ««Сокровищ Агры»», где снимался актёр).
Личная жизнь
- Сын – Константин Павлович Кадочников (1932-1984), актёр. Его мать Татьяна Николаевна Никитина, театральный режиссёр, училась вместе с П. Кадочниковым в техникуме сценических искусств на режиссёрском отделении.
- Жена – Розалия Ивановна Котович (1913-2001), актриса.
- Сын – Пётр Павлович Кадочников (1944-1981), актёр.
Звания и награды
- Герой Социалистического Труда (1985)
- Заслуженный артист РСФСР (1950)
- Народный артист РСФСР (1965)
- Народный артист СССР (1979)
- Сталинская премия второй степени (1948) – за исполнение роли майора Алексея Федотова в фильме «Подвиг разведчика» (1947)
- Сталинская премия второй степени (1949) – за исполнение роли Алексея Мересьева в фильме «Повесть о настоящем человеке» (1948)
- Сталинская премия первой степени (1951) – за исполнение роли Алексея Николаевича Ковшова в фильме «Далеко от Москвы» (1950)
- Орден Ленина (1985)
- Орден Трудового Красного Знамени (1967)
- Орден Дружбы народов (1975)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
- После просмотра фильма «Подвиг разведчика» И. Сталин прислал из кремлёвской канцелярии актёру бумагу с Гербом СССР, где было написано: «Павлу Петровичу Кадочникову, артисту киностудии “Ленфильм”, присваивается почётное звание майора всех родов войск СССР. Сталин, Ворошилов»[5].
Театральные работы
Ленинградский Новый ТЮЗ
- 1935 – «Снегурочка» А. Н. Островского – Лель
- 1935 – «Музыкантская команда» Д. Дэля – Куракин
- 1936 – «Продолжение следует» А. Я. Бруштейн – Лауэр
- 1936 – «Брат и сестра» Е. Л. Шварца – дед Тарас
- 1937 – «Сказки Пушкина»:
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – Богатырь
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди – Коршун
- 1937 – «Красная Шапочка» Е. Л. Шварца – Уж
- 1938 – «Борис Годунов» А. С. Пушкина – летописец Пимен
- 1939 – «Снежная королева» Е. Л. Шварца по мотивам сказки Х. К. Андерсена – Сказочник
- 1941 – «День живых» А. Я. Бруштейн – Портной
- 1943 – «Бессмертный» А. Н. Арбузова и А. К. Гладкова – Иванцов
Фильмография
Режиссёрские работы
- 1964 – Победительный марш
- 1965 – Музыканты одного полка (совместно с Г. С. Казанским)
- 1968 – Снегурочка
- 1983 – Я тебя никогда не забуду
- 1987 – Серебряные струны (совм. с О. И. Дашкевичем)
Сценарист
- 1968 – Снегурочка (совм. с Л. С. Любашевским)
- 1983 – Я тебя никогда не забуду
- 1987 – Серебряные струны (совм. с Г. Смирновым)
Озвучивание
- 1972 – Когда умирают легенды
- 1972 – Леди Каролина Лэм
- 1975 – Мой друг - человек несерьёзный – Эдгар Циекурс (роль А. А. Михайлова)
- 1978 – Вожди Атлантиды
- 1980 – Асфальт
Участие в фильмах
- 1975 – Рядом с другом (документальный)
- 1976 – Съездили (документальный)
- 1986 – Народом признанный (документальный)
Архивные кадры
- 2006 – Павел Кадочников (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
Память
В Санкт-Петербурге, на доме №2 по Каменноостровскому проспекту, где актёр жил в 1952-1988 годах, установлена мемориальная доска
Примечания
Библиография
- Павлова М. И. Павел Кадочников. М.: Искусство, 1991, стр. 192, 30 000 зкз.
Ссылки
- Кадочников, Павел Петрович. Сайт «Герои страны».
- Павел Кадочников в Энциклопедии отечественного кино
Источник