Как называют пушкина
На премьере спектакля присутствовал только один автор-балладник — Василий Жуковский, а также его друзья-литераторы Дмитрий Дашков, Александр Тургенев, Дмитрий Блудов, Степан Жихарев, Филипп Вигель. Публика восприняла эти строки как насмешку над Жуковским в частности и поэтами-романтиками в целом, творчество которых воспевало исключительность человеческой личности и было устремлено к таинственным, неизведанным мирам. Вигель вспоминал: «Можно вообразить себе положение бедного Жуковского, на которого обратилось несколько нескромных взоров! Можно себе представить удивление и гнев вокруг него сидящих друзей его! Перчатка была брошена; еще кипящие молодостью Блудов и Дашков спешили поднять ее».
Так многочисленные друзья поэта объединились против комедиографа Шаховского, а также против литературного общества «Беседа любителей русского слова», в которое входил драматург, и создали знаменитый «Арзамас». Название выбрали в честь провинциального города, который арзамасцы провозгласили центром своего творческого пребывания. Участники называли себя «безвестными гениями» и противостояли архаистам, приверженцам классической литературной эстетики, и с творческим азартом стали разрушать жесткие академические принципы. В частности, вопреки засилью в отечественной литературе и устной речи французского языка, первыми начали писать как стихотворения, так и письма только по-русски. А еще утвердили собственный критерий творчества — эстетический вкус.
Встречи «Арзамаса» куда больше походили на дружеские трапезы, чем на традиционные заседания, полные высокопарных речей. У общества был собственный ритуал: ни одно собрание не обходилось без поедания жирного арзамасского гуся. Эта традиция символизировала уничтожение гордыни, воплощением которой в мифологии многих народов всегда был именно гусь.
Арзамасцы стали именовать себя «гусями», свое братство — «гусятником», а учителей — «почетными гусями». Так, титулом «почетного гуся» наградили писателя и историографа Николая Карамзина, чьи взгляды для членов дружеского общества были непререкаемы. Карамзин вместе с первыми русскими поэтами-романтиками отстаивал позицию естественного развития языка — в противовес архаистам, которые предлагали все иностранные слова заменить русскими аналогами. Например, министр народного просвещения Александр Шишков считал, что вместо заимствованного слова «калоши» использовать нужно русский аналог «мокроступы», вместо «фонтана» — «брызгомет», а вместо «статуи» — «каменную бабу».
Прозвище в «Арзамасе» носил не только Карамзин. Жуковский предложил участникам в знак поддержки баллад принять новые имена, взятые из романтических произведений. Себя он стал именовать Светланой в честь собственного известного сочинения, Константина Батюшкова прозвали Ахиллом («Ах! Хил!»), Петра Вяземского — Асмодеем, Василий Пушкин получил прозвище Вот («Вот я вас и Вотрушку»), а его племянник Александр стал Сверчком.
Основными документами общества были шутливые протоколы, которые заполнял Жуковский. Так, в первом протоколе 1815 года поэт записал: «Месяца Паздерника в 22 день по обыкновенному летоисчислению 1815 года, от Липетского потопа в лето первое, от Видения в месяц первый… был первый ординарный Н о в ы й А р з а м а с». Под «паздерником» подразумевался октябрь — так этот месяц в древности называли славяне, а под «Липетским потопом», который стал точкой отсчета «нового времени», — «потопление» баллад Жуковского в комедии Шаховского.
Асмодей — Вяземский писал: «Протоколы заседаний, которые всегда кончались ужином, где непременным блюдом был жареный гусь, составлены были Жуковским, в них он давал полный разгул любви и отличной гениальности своей и способности нести галиматью». Причем арзамасская галиматья была не просто забавной чушью и бессмыслицей, а целым стилистическим явлением, основанным на пародировании текстов литературных оппонентов.
Так, преодолевая напыщенную академичность, члены «Арзамаса» разрушали жесткие рамки классической эстетики, боролись с литературной безвкусицей и создавали русский литературный язык.
Источник
Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Львовича и Надежды Осиповны Ганнибал. Его мать была внучкой знаменитого “арапа Петра Великого” Абрама Ганнибала — крестника императора, сделавшего в России головокружительную карьеру. Поскольку Ганнибал был выходцем из Африки, до сих пор весьма широко распространено убеждение, что и сам Александр Пушкин был темнокожим.
В действительности это было не так. Сохранилось немало прижизненных портретов Пушкина и описаний его внешности, сделанных разными людьми. Пушкин имел немного смуглый оттенок кожи и голубые (по другим описаниям — серо-синие) глаза. В юности же поэт и вовсе имел светло-русый цвет волос, но с годами они потемнели. Младший брат Пушкина, Лев, по описаниям современников, был блондином.
Родители поэта приходились друг другу дальними родственниками: Сергей Львович был троюродным дядей Надежды Осиповны. В их браке родилось восемь детей, но выжили только трое. Александр всегда уделял огромное внимание своей родословной, что нашло отражение и в его произведениях. По материнской линии его предком был Ганнибал, по отцовской — ещё один знаменитый сподвижник Петра адмирал Головин (также являвшийся предком Льва Толстого).
Впрочем, порой он откровенно легендировал биографии своих предков, дабы произвести большее впечатление. Так, он утверждал, что его дед Лев Пушкин был одним из немногих, кто остался верен Петру III и не присягнул Екатерине, за что попал под арест. А потом в припадке ревности повесил некоего венецианского преподавателя, которого заподозрил в связях с супругой — её он запер в домашней тюрьме и уморил. Однако на самом деле Пушкин очень сильно приукрасил имевший место скандал. Его дед не вешал венецианца, а просто побил, и не запирал жену в тюрьму. Что касается отказа от присяги Екатерине, то и эта история не подтверждается документально.
Арина Родионовна
Надежда Осиповна довольно холодно относилась к старшему сыну — всеобщим любимцем семьи был младшенький, Лев, родившийся шестью годами позже. Каждое лето юного Александра отправляли к бабушке по материнской линии, Марии Алексеевне. В действительности именно она сильно повлияла на Пушкина в первые годы жизни. Однако уже после смерти поэта эту заслугу стали приписывать Арине Родионовне — няне, — а в советские времена это утверждение окончательно превратилось в неоспариваемый канон, поскольку няня из народа, оказавшая огромное влияние на гения национальной литературы, для пропаганды была более предпочтительна, чем богатая аристократка.
Например, стихотворение “Наперсница волшебной старины” ошибочно интерпретируется как посвящённое Арине Родионовне, тогда как Пушкин явно пишет о своей бабушке, что становится ясно, если дочитать до конца:
“Вся в локонах, обвитая венком, // Прелестницы глава благоухала; // Грудь белая под жёлтым жемчугом // Румянилась и тихо трепетала…”
Совершенно очевидно, что дворовая женщина (разряд крепостных крестьян, не имевших земли и выполнявших функции прислуги) точно не имела возможности носить украшения из жемчуга, а вот аристократка — легко. Тем более что няню Пушкин точно не мог видеть в молодости, а бабушкины портреты — вполне.
Кроме того, в стихотворении есть и другие строки, которые позволяют уверенно идентифицировать бабушку, а не няню:
“Я ждал тебя; в вечерней тишине // Являлась ты веселою старушкой…”
В ранние годы Пушкина Арина Родионовна была ещё относительно молодой женщиной — ей исполнился всего 41 год, когда он родился. Она ещё кормила грудью его старшую сестру. А вот Мария Алексеевна была старше на 13 лет. Конечно, “старушка” здесь может быть лишь фигурой речи, но логичнее предположить, что речь всё же идёт о бабушке, которая тогда была в соответствующем возрасте.
Что касается Арины Родионовны, то она была лишь одной из нянь в доме Пушкиных и в большей степени занималась воспитанием его сестры Ольги. Была ещё няня по имени Ульяна Яковлевна, но она не оставила следа в творчестве поэта, как и Никита Козлов.
С Ариной Пушкин сблизился только в годы ссылки в Михайловском. Именно тогда Пушкин пишет два знаменитых стихотворения: “Зимний вечер” и “Няне”.
Царскосельский лицей
В 12-летнем возрасте Пушкина отправили учиться в Царскосельский лицей. Прежде он получал домашнее “французское воспитание”. В те времена французский язык был обязателен для любого образованного человека. Он был не только языком межнационального общения, но и “окном в мир”. Если человек хотел знакомиться с произведениями европейских писателей, он обязан был знать язык, чтобы читать их на французском, поскольку именно в этой стране была наиболее развитая на тот момент литература, а русских произведений и переводов в принципе было очень мало.
Пушкин рос на французской литературе и свои первые стихи в юношеском возрасте писал именно на этом языке. В лицей он попал благодаря дяде, который был хорошо знаком с могущественным тогда Сперанским — вдохновителем и организатором школы.
Царскосельский лицей был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Поначалу даже предполагалось, что в нём будут учиться младшие братья императора, но этого не случилось. Ученикам давали всестороннее образование для последующей государственной службы. Это было одно из немногих учебных заведений в мире на тот момент, где запрещались физические наказания учеников.
Уникальность этого учебного заведения заключалась также в том, что его полный курс приравнивался к университетскому и был гораздо более насыщенным, чем в других школах и гимназиях.
Ученики жили в лицее на полном пансионе, не уезжая домой даже на выходные и каникулы. Находясь без присмотра родителей, лицеисты, разумеется, предавались всевозможным шалостям. Однажды они сварили “гогель-могель” из рома, сахара и яиц, но один из лицеистов так сильно опьянел, что своим поведением выдал всех.
Молодой повеса
Став постарше, они много времени проводили в компании гусар, расквартированных неподалёку от лицея. С юных лет Пушкин стал завсегдатаем публичных домов и даже весьма откровенно описывал их быт в стихах (“Сводня тихо за столом…”).
После завершения учёбы 18-летний Пушкин в чине коллежского секретаря поступил на службу чиновником Коллегии иностранных дел. Но работал он не слишком охотно, предпочитая развлекаться на всю катушку.
Приятель Пушкина по литературном обществу “Арзамас” Тургенев писал их общему другу Вяземскому: “Пушкин простудился, дожидаясь у дверей одной б…, которая не пускала его в дождь к себе для того, чтобы не заразить его своею болезнью. Какая борьба великодушия, любви и разврата!”
Лицейский товарищ Пушкина барон Корф вспоминал: “В лицее он превосходил всех чувственностью, а после в свете предался распутствам всех родов, проводя дни и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий. Должно дивиться, как здоровье и талант его выдержали такой образ жизни, с которым естественно сопрягались и частые гнусные болезни, низводившие его часто на край могилы. У него господствовали только две стихии: удовлетворение чувственным страстям и поэзия; и в обоих он ушёл далеко. Вечно без копейки, вечно в долгах, иногда почти без порядочного фрака, с беспрестанными историями, частыми дуэлями, в близком знакомстве со всеми трактирщиками, непотребными домами и прелестницами петербургскими, Пушкин представлял тип самого грязного разврата”.
Впрочем, надо отметить, что Корф всю жизнь питал к поэту стойкую неприязнь, так что вполне мог сгустить краски.
Сам Пушкин в описании своих похождений был краток. В письме Мансурову он написал: “Исторически буду говорить тебе о наших — всё идёт по-прежнему; шампанское, слава богу, здорово, актрисы также, — то пьётся, а те е… — аминь, аминь, так и должно”.
В конце концов в 1820 году в связи с неподобающим поведением государственного чиновника (дело было не только в “гусарстве”, но и в едких политических эпиграммах) Пушкина перевели на службу в Кишинёв. Впрочем, там он тоже не утруждал себя государственной службой. Новое начальство было весьма лояльно к молодому и талантливому автору, и ему разрешались регулярные отлучки и поездки в другие города.
Картёжник
Как и многие выдающиеся русские писатели, Пушкин имел слабость к азартным играм. Это роднит его с Некрасовым и Достоевским. Но если Некрасов свою слабость превратил в преимущество и играл очень расчётливо, порой выигрывая сотни тысяч рублей у незадачливых соперников, то Достоевский и Пушкин себя сдерживать не умели.
Достоевский в своей лудомании дошёл до того, что проигрывал вещи жены и даже те деньги, которые занимал на выплату старых игорных долгов. Пушкин проигрывал не только деньги, но и свои собственные рукописи, которые ставил на кон, когда у него не оставалось денег.
Своему приятелю Никите Всеволжскому Пушкин умудрился проиграть свою первую книгу, уже готовую к продаже. В те времена книжный бизнес действовал по другим законам и книги распространялись по подписке. То есть читатели заранее оплачивали книгу, а автор печатал её в нужном количестве экземпляров и рассылал покупателям. 21-летний Пушкин проиграл в карты рукопись, уже готовую к изданию. Только через пять лет он смог выкупить её обратно.
В письме Вяземскому Пушкин жаловался: “Вместо того чтобы писать седьмую главу Онегина, я проигрываю в штос (популярная карточная игра. — Прим. ред.) четвёртую”. Впрочем, позднее он отыграл её назад.
В отличие от Некрасова, сколотившего за карточным столом целое состояние, Пушкин был неудачлив в картах. Необузданный азарт зачастую приводил к тому, что, пытаясь отыграть небольшую сумму, он проигрывал огромную и часто вынужден был немало хлопотать, чтобы расплатиться по долгам. Однажды Пушкин проиграл в карты колоссальную по тем временам сумму — 25 тысяч рублей. После этого он несколько охладел к картам и остепенился, став играть реже.
Друг императора
Хотя в советское время было чрезвычайно распространено убеждение, что Пушкина убил “царизм”, это совершенно не так. Император Николай был покровителем Пушкина, поэт был одним из немногих людей, кто имел прямой канал связи с императором.
В 1824 году Пушкин был отправлен в имение своей матери по распоряжению императора Александра. Там он провёл почти два года. После коронации Николая к Пушкину прибыл фельдъегерь со срочным повелением императора немедленно явиться к нему.
Пушкин ехал, одолеваемый сомнениями. Совсем недавно закончилось следствие по делу декабристов, по которому проходили в том числе и несколько его приятелей. И Пушкин подозревал, что его вызвали ко двору по этому делу.
Но император Николай оказал Пушкину радушный приём, с глазу на глаз пообщавшись с поэтом, пообещал ему своё покровительство и поддержку. Когда Пушкин пожаловался на то, что цензоры чинят препятствия некоторым его произведениям, Николай сказал, что будет личным цензором всех его произведений, и попросил присылать каждое новое произведение ему. Это была высшая честь, которую мог получить автор в то время. Пушкин был настолько тронут таким вниманием первого лица государства, что вышел от императора в слезах счастья и пообещал оставить старые привычки.
Пушкин вернулся в Москву в качестве звезды. Когда он впервые пришёл в театр, вся публика на протяжении представления смотрела не на сцену, а на него. Император сдержал слово и стал покровителем Пушкина, которому позволялось больше, чем другим. Даже если в произведениях Пушкина цензоры находили излишнее вольнодумство, эти дела закрывались без последствий для поэта.
Пушкин стал одним из немногих людей, кто мог легко обратиться к императору через шефа жандармов Бенкендорфа, который был посредником в их переписке. Пушкин был принят на службу придворным историографом.
Император даже помог Пушкину устроить личную жизнь, когда тот без памяти влюбился в юную звезду московских балов Наталью Гончарову, уже имевшую множество поклонников. Однако её мать рассчитывала на более выгодную партию, учитывая красоту дочери. А Пушкин имел в те годы весьма скандальную славу. Поэтому первая попытка сватовства поэта к Гончаровой провалилась. Её мать уклонилась от окончательного ответа, но Пушкин всё понял.
В отчаянии он даже уехал на Кавказ, где пытался попасть в армию. Но прославленный Паскевич ужаснулся, узнав, что на фронт приехал любимец императора, и, не желая нести ответственность за гибель знаменитого литератора, всеми правдами и неправдами добился того, чтобы Пушкин уехал.
Узнав об этом, Николай решил помочь любимцу и через Бенкендорфа порекомендовал Пушкину ещё раз попытать счастья, намекнув, что на этот раз Гончаровы будут более благосклонны к нему. И действительно, после того как сам Николай замолвил за жениха слово, будущая тёща согласилась на брак.
Дуэлянт
Пушкин имел славу заядлого дуэлянта и по любому случаю нарывался на дуэль. Известно о более чем 20 дуэлях с участием Пушкина, в большинстве из которых он был инициатором. Впрочем, почти во всех случаях дело до стрельбы не доходило и завершалось примирением или же сознательной стрельбой мимо. Фактически последняя пушкинская дуэль с Дантесом была единственной настоящей дуэлью поэта.
Поводы для дуэлей Пушкин находил разнообразные. Так, в 20-летнем возрасте он вызвал на дуэль майора Денисевича. Поводом для этого стало замечание, которое ему сделал военный. Пушкин любил ходить в театр и нередко встречался с актрисами, но в этот раз постановка ему не понравилась и он начал откровенно хулиганить: издавал различные громкие звуки, выкрикивал с места всё, что он думал об этой постановке, шумел и мешал смотреть соседям.
Сидевший рядом с ним Денисевич пытался его успокоить, но Пушкин продолжал хулиганить. После спектакля он выяснил у военного место его жительства и на следующий день явился с двумя приятелями вызывать его на дуэль за то, что тот посмел сделать ему замечание. Ошеломлённый Денисевич не знал, что сказать, но один из соседей объяснил ему, что этот молодой человек — Александр Пушкин, любимец самого Жуковского, и дуэль с ним станет концом карьеры Денисевича. Майор даже извинился перед Пушкиным за то, что сделал ему замечание, и пытался пожать руку, но довольный моральной победой Пушкин убрал её и гордо удалился.
Уже через год, будучи в Кишинёве, Пушкин вновь нарвался на скандал с офицерами. С полковниками Орловым и Алексеевым, а также сопровождавшим его Липранди Пушкин пошёл играть в бильярд. За игрой они начали пить жжёнку (разновидность пунша, очень популярная в то время), Пушкин опьянел больше всех и начал дурачиться и мешать играть остальным. Полковники назвали Пушкина школьником, что ему не понравилось, и он вызвал обоих на дуэль. На следующий день все трое помирились благодаря Липранди.
В 1822 году он не поладил с молдавским чиновником Балшем. Пушкин поспорил с его женой, после чего направился к Балшу и вызвал его на дуэль — на том основании, что с женщиной он стреляться не может. Балш расспросил жену и вернулся в недоумении, поскольку она сказала, что Пушкин первый начал грубить. Пушкин решил перевести конфликт в другое русло и попытался ударить его, но их разняли. За это Пушкин был посажен под домашний арест.
Буквально через несколько недель Пушкин повздорил с офицером Рутковским. Тот за обедом рассказал, что видел град весом в три фунта (около 1,5 кг). Пушкин в это не поверил и стал громко хохотать. Обиженный офицер спросил, почему другие должны верить Пушкину, если сам он не верит никому. В ответ Пушкин назвал офицера подлецом, а тот его — мальчишкой. Закончилось всё тем, что Пушкина вместо дуэли снова отправили под домашний арест на непродолжительный срок.
Но все эти дуэли не несли серьёзной опасности для Пушкина. Когда он был молод, его соперники охотно шли на перемирие, не желая связываться с почти ещё мальчишкой, к тому же пользующимся расположением известных людей. А в более зрелом возрасте, когда Пушкин уже значительно реже нарывался на неприятности, тем более никто не собирался из-за пустяков стреляться с любимцем императора и хоронить свою карьеру.
Так было, пока Пушкин не сошёлся с Жоржем Дантесом — хотя и он предпринимал шаги к примирению. В конце 1836 года Пушкин получил анонимный “патент на звание рогоносца”, который привёл его в ярость. Александр Сергеевич вообще был очень ревнив, а его жена блистала на балах. В светском обществе ходили разные слухи, тем более что ей явно оказывал знаки внимания молодой и красивый Дантес, а точнее Геккерн (в некоторых источниках Геккерен) — именно такую фамилию он носил, после того как был усыновлён голландским посланником в России.
Пушкин сразу же решил, что послание написано Геккерном-Дантесом, и вызвал его на дуэль. В настоящее время большинство исследователей считают, что Геккерн не был причастен к этому письму, хотя настоящий автор послания так и не установлен.
Однако первый конфликт удалось замять благодаря вмешательству Жуковского и самого императора. Дантес-Геккерн даже сделал предложение сестре супруги Пушкина, и теперь дуэль уже была невозможна.
Пушкин смирился, но всем видом давал понять, что Геккернов презирает. Через несколько месяцев конфликт вновь перешёл в горячую фазу. Подлинные причины его описываются по-разному. Одни современники утверждают, что на одном из балов Дантес-Геккерн отпустил по адресу супруги Пушкина некий каламбур, другие, что он “компрометировал её взглядами и намёками”. По всей видимости, и сам Пушкин искал повод для нового конфликта, поскольку через несколько дней после этого события отправил Геккернам крайне оскорбительное письмо, в котором называл Дантеса сифилитиком и намекал на его трусость, когда он предпочёл помириться после первого вызова, а также грозился устроить скандал и похоронить карьеру обоих. Письмо было столь грубым, что не оставляло никаких путей для примирения. Поскольку Геккерн-старший был дипломатическим работником, он не мог вызвать Пушкина на дуэль, и это сделал его приёмный сын. Дантес-Геккерн настоял на самом жёстком варианте дуэли — до смерти.
Предотвратить поединок не могло ничто. Все предыдущие дуэли Пушкина либо заканчивались так и не начавшись, либо его соперники не стремились попасть в поэта, понимая, что поводом к дуэли послужили сущие пустяки. Но в данном случае смертельно оскорблёнными считали себя оба соперника.
8 февраля 1837 года состоялась последняя дуэль Пушкина. Оба дуэлянта не промахнулись, но рана Пушкина оказалась значительно тяжелее. Император прислал поэту своих лучших медиков, однако они оказались бессильны. Пушкин прожил ещё два дня и за это время успел устроить все дела и даже попрощаться с императором, который позаботился о пушкинской семье, взяв их на казенное содержание и выплатив все пушкинские долги.
Источник