Картина мой бывший муж

Картина мой бывший муж thumbnail

«Неравный брак» – картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) впервые экспонировалась на академической выставке 1863 года. Своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением она сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За неё Академия наградила его званием профессора.

Предыстория[править | править код]

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Святейшего Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте[1].

Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг-художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками[1].

Работа над картиной[править | править код]

Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст[1].

Описание[править | править код]

На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. Среди полумрака церкви падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным[2] выражением морщинистого лица. У него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствующая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид, и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.

Фигура священника в ризе изображена сгорбленной со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

Среди гостей выделяется фигура шафера, изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание[2].

Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы – группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо, сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Прототипы картины[править | править код]

Версия Николая Варенцова[править | править код]

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника, молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым[2]. Согласно этой версии Сергей Варенцов[комм. 1] был влюблён в 24-летнюю[1] Софью Николаевну Рыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего[1], на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера[3]. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова – Николаем[4].

Согласно версии вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине[5], так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя[2].

Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню – дочку купца Рыбникова – и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, – Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

– Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое.

Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство[2] с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя[6]. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине – это сам В. В. Пукирев, как живой»[7].

Читайте также:  Если работаешь с бывшим мужем
Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»Картина Пукирева «В мастерской художника».

На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор

Андрей Александрович Карзинкин.

Фотография конца XIX века.

Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.

1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля[править | править код]

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем[6], на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:

Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник – живое лицо. Невеста рядом с ним – портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками – это сам В. В. Пукирев, как живой.

Согласно этой версии, прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева[8] – Прасковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского[1]. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»[1].

В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство[9]. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова[10], Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове[2], а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых[11]. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда – от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, – от Цицианова, венчик седых волос – от повара Владимира Ивановича[2].

На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером изображён друг Пукирева, художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины[1]. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было»[6].

Голова старика.

Этюд для картины «Неравный брак».

На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Циціанова».

Портрет А. М. Полторацкого работы Пукирева. 1861 годПётр Михайлович Шмельков (1819-1890)Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Дальнейшие события[править | править код]

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее.

На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке[12]. В то же время прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налёт сентиментализма и мелодраматичности, снижающий её художественное значение.

В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь[13]. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Приём приданого по росписи» и «Прерванное венчание».

Картина Пукирева «Двоеженец, или Прерванное венчание». 1877 годКартина Пукирева «Приём приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

Интересные факты[править | править код]

  • «Неравный брак» – один из рассказов Михаила Зощенко (1935)[14]. В начале рассказа приводится описание картины Пукирева.
  • В оформлении обложки альбома «Клубника со льдом» группы «Крематорий» использована картина Василия Пукирева «Неравный брак». Картину создатели оформления дополнили фигурой в белом халате.

Комментарии[править | править код]

  1. ↑ Сергей Михайлович Варенцов (1833-1874) – московский купец II гильдии (торговал москательным товаром) был гильдейским старостой Купеческой управы в 1867-1869 годах, попечителем мещанского училища. Женился на Ольге Никитичне Урусовой, также происходившей из купеческой семьи.
  2. ↑ Софья Николаевна Рыбникова (1836-1911) – дочь богородского купца, владельца суконной фабрики в Чудинках близ Купавны Николая Абрамовича Рыбникова. В браке с А. А. Карзинкиным она родила троих детей: дочь Елена – окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей и вышла замуж за писателя Телешова, старший сын Александр – являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях, дружил с П. М. Третьяковым. Софья Николаевна много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулёзом и туберкулёзный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища.
  3. ↑ По одним данным[1], это её девичья фамилия, и она приходилась однофамилицей Сергею Варенцову. По другим[2], её девичья фамилия не известна, а позже она была выдана замуж за друга художника Сергея Варенцова

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Картина на сайте государственной Третьяковской галереи
  • Неравный брак
  • Неравный брак
  • Семь тайн Третьяковской галереи
  • Пародия

Источник

Подавляющее большинство браков в XIX веке заключалось из материальной выгоды. И в середине века остро встал вопрос положения девушек-бесприданниц, которых против их воли, буквально силком, выдавали замуж за мужчин состоятельных, но вместе с тем старых, если не дряхлых. В живописи мотив неравного брака пришел из литературы, а в литературу – из жизни.

В литературе тему неравного брака освещал и А.С. Пушкин в “Дубровском”, и А.Н. Островский в “Грозе”, “Бедной невесте”, и Н.А. Некрасов в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”. В живописи же первым дерзнул поднять эту тему Василий Пу́кирев.

Автопортрет Василия Владимировича Пукирева

Интересные и загадочные детали картины, до сих пор не имеющие точной трактовки

Василий Пукирев Неравный брак. 1862. Третьяковская галерея

С первым планом картины всё предельно ясно: юная, как цветок, девушка с глубоко печальным и обречённым взором; дряхлый старик с звездой и орденом на груди, полный важности и строгости; священник, склонившийся в льстивом поклоне, который вот-вот отдаст молодую невесту в руки старого богатого жениха.

Дальний же план до сих пор вызывает вопросы. Взгляните на пространство слева от жениха. Сразу же бросается в глаза зловещая старуха со странным для её возраста украшением. Не уж-то это такое же венчальное украшение, как и у юной невесты, только менее богатое? И точное такое же на голове у другой старухи, что стоит позади священника. Как это понимать?

“Неравный брак”. Фрагмент

Искусствовед Людмила Полозова выдвинула теорию, что эти старухи – бывшие жёны жениха. Вот только непонятно, “в отставке” они или спроважены в мир иной? Скорее всего, второй вариант, а иначе что им делать на свадьбе. И в случае второго варианта, выходит, что это призраки. В принципе на это похоже, потому что живописец только их изобразил такими тусклыми и даже полупрозрачными.

“Нервный брак” . Фрагмент

Теперь взгляните на человека за невестой, который смотрит прямо на нас, зрителей. Его взор очень неоднозначный. Вроде бы ощущение, что он сочувствует молодой невесте, но в то же время взгляд какой-то недобрый. Тем не менее есть версия, что образ списан с товарища художника по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества – Петра Шмелькова. В принципе, похож, посмотрите сами.

Пётр Шмельков

И наконец обратите внимание на ещё одного человека за невестой, статного молодого человека, который скрестил руки. Он смотрит на жениха так, словно сверлит его взглядом. Примечательно, что в нём узнается сам художник. Выходит, история автобиографическая? А если ещё знать, что эту картину он написал очень быстро, а затем спешно уехал за границу, не посетив Осеннюю выставку в 1863 году в Академии художеств, где выставлялась эта картина и будоражила зрителей.

“Нервный брак” . Фрагмент

Эту версию делает возможной ещё один факт. Существует карандашный рисунок Владимира Сухова, который был сделан в 1907 году. Третьяковская галерея выкупила его в 2002 году. Рисунок подписан:

Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне

Владимир Сухов. Портрет Прасковьи Варенцовой

Пазл начинает складываться, не так ли, дорогой читатель? Молодой Пукирев влюбился в юную Прасковью. Но жениться на ней ему не разрешили. Родные выбрали для девушки более “завидного” жениха – богатого старого купца Варенцова. По-видимому, она пережила мужа, в браке с которым едва ли была счастлива, ведь остаток своей жизни она провела в богадельне.

И снова пазл распадается, когда мы берём во внимание ещё одну историю. В Третьяковской галере помимо оригинала “Неравного брака” также хранится эскиз этой картины.

Эскиз “Неравного брака”

Что мы видим? У невесты за спиной стоит совсем другой мужчина со скрещенными руками. Это не автопортрет Пукирева! И что более удивительно, в этой версии фигурирует эта же фамилия – Варенцов. Совпадение? Или мы что-то не знаем?

А дело в том, что у Василия Пукирева был друг – Сергей Варенцов, который влюбился в некую Софью Рыбникову. Оба они были выходцами из одного сословия – купеческого. Но Софья предпочла ему другого мужчину – Андрея Карзинкина. Этот человек был очень богат и, конечно же, старше и Софии, и Сергея Варенцова. Но разница в возрасте была всего 13 лет. На свадьбе Сергей был шафером, ведь семьи Варенцовых и Карзинкиных были связаны дружескими узами. Поэтому-то он и изображён у невесты за спиной.

Фрагмент эскиза “Неравного брака”

Видимо, эта история, рассказанная Сергеем Варенцовым, вдохновила Пукирева на написание картины с таким же сюжетом. Но спустя некоторое время страсти улеглись, и Сергей решил жениться на другой девушке, в которую был страстно влюблён. А тут Пукирев со своим “Неравным браком”, где увековечил его страдания прошлой неразделённой любви. Тогда-то Сергей и вспыхнул. Пукирев не стал менять название и сюжет картины, но убрал друга с полотна. И вместо Сергея поместил себя, ведь у него самого произошла подобная любовная драма. Как видим, пазл вновь складывается. Кстати, Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь

Илья Ефимович Репин – Н. А. Мудрогель в позе П. М. Третьякова в залах галереи. 1904

Это всё вполне логично ещё и потому, что Софья, несостоявшаяся невеста Сергея Варенцова, вступила отнюдь не в «неравный» брак, а в очень счастливый. Всю жизнь с Андреем Карзинкиным она прожила в любви и согласии.

Критика

Что и говорить, полотно встретили с восторгом и даже с осмыслением. Так, историк Николай Костомаров однажды поделился откровением: увидев эту картину, он отказался от мысли жениться на молодой девушке. А вот что писал русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов:

Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни … одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы

Критик Владимир Стасов. Источник: Гугл картинки Критик Владимир Стасов. Источник: Гугл картинки

Однако несколько иного мнения придерживался, например, А.Н. Дмитриев, который писал в «Современной летописи:

У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке – не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического

Как сложилась дальнейшая судьба Василия Пукирева?

Обзавестись семьёй у художника так и не получилось. Дела совсем не ладились, удача, словно, отвернулась от него. Он продолжал писать новые картины, но покупатели не находились, а зритель не встречал их с таким же восторгом, с каким когда-то встретил “Неравный брак”. Это, конечно, было большим ударом для Пукирева, как художника. Он начал пить, бросил преподавательскую деятельность, хотя был профессором в Академии художеств, остался без квартиры. Остатки дней жил на подачки друзей. Умер 1 июня 1890 года в безвестности.

В итоге мы знаем Пукирева как художника одной картины. Но в мире искусства такое случалось. Например, Этель Лилиан Войнич и её “Овод”.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх 🙂 Подписывайтесь на канал Записки КульТуристки, впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!

Вам может быть интересно:

Тайна старой картины. “Монахиня” Репина, кто она? Маленькая месть Репина своей модели

Как Фердинанд Блох-Бауэр решил отомстить жене за измену, или история создания картины “Золотая Адель” Густава Климта

“Танец жизни” Эдварда Мунка. Разбор картины. Роковая любовная связь, едва ли не убившая художника

Неужели женщина может согласиться, чтобы её нарисовали такой некрасивой?

Что гениального в «Джоконде»?

Источник

Читайте также:  Как отвернуть бывшего мужа от ребенка