Картинки гончарова наталья

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА

По – ангельски кротко,

по – дьявольски томно

Шлёт взор из – под век,

А в грации шеи таится надломно

Тюльпана побег.

Изящной головки слегка озадачен

Прелестный бутон.

Кого осчастливил, кому предназначен

Сей дивный поклон?

Открытое платье всем кажет несмело

Обрушенность плеч.

Простите ей, люди.

Она не сумела супруга сберечь.

Когда довелось, не страшась катафалка,

Под дулом стоять,

Поэт посчитал –

за Такую не жалко

Жизнь богу отдать.

Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.

­

Наталья Гончарова. Неизвестный художник.

Начало 1820-х. Бумага. Акварель

А вот что записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной:

«Натали еще девочкой-подростком­ отличалась редкой красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. Участвовала она и в прелестных живых картинах, поставленных у генерал-губернатора кн. Голицына и вызвала всеобщее восхищение. Место первой красавицы Москвы оставалось за нею. Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех».

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки».

«В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой».

(А.П. Арапова)

­

А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1831-1832 г. Бумага, акварель.

“При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его – Александр Брюллов – смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет). Все последующие акварельные ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества. Автор их – Вильгельм Гау – с 1840 года придворный художник. Его многочисленные портреты Натальи Николаевны – более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 – 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство”. из статьи Римской Корсаковой https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8910.php

Владимир Гау создал пять акварельных портета Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: “Вы власть, Вы могущество в обществе… Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать… Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели”. Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.

­

А.С.Пушкин.Профиль Натали

­

В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной

­

В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1841

­

В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842. Акварель

­

К. П. Мазер Наталья Николаевна Пушкина.

­

В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель

­

В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849

­

В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849.

Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым – молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну “заняться” её портретом, так как “сквозил характер лица”. “Чрезвычайно изящная картина”, написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: “…это один из лучших моих портретов… я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож”.

­

И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949

Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение “Мадонна”.

­

H. Н. Пушкина-Ланская. Конец 1850-начало 1860-х г.г. Фотография

­

Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­

Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­

Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.

­

И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963

На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.

­

T. Нефф(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)

Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины – это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.

Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.

И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: “От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов… В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин”.

Е. Павлова

История создания портрета К. Лаша широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне»13. В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.

­

К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856

На портрете К. Лаша Наталье Николаевне неполных 45 лет. На ней черное закрытое платье и черная кружевная косынка на голове. Освежают лицо жемчужные серьги с бусами и белый кружевной воротничок. Несколько странно выглядит темно-зеленый бант, приколотый поверх воротничка, который, возможно, делал бледное лицо более розовым. Некоторую «траурность» портрета скрашивают пурпурные складки спущенной с плеч то ли бархатной накидки, то ли драпировки. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет.

оригинал:Великая Княжна Мария Николаевна здесь

Источник

А. П. Брюллов – Портрет Н. Н. Пушкиной – 1831-1832

Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором – Ланская (1812, поместье Кариан, Тамбовская губерния – 1863, Санкт-Петербург) – супруга Александра Сергеевича Пушкина. Её роль в жизни Пушкина и событиях, предшествующих его последней дуэли, является предметом дискуссий до настоящего времени. С открытием новых документальных и эпистолярных материалов представления о личности Натальи Николаевны были пересмотрены.

Ее личность и у современников, и в наше время всегда вызывала крайне противоречивые оценки: ее называли и злым гением, погубившим великого поэта, и оклеветанной жертвой. О ней судили по тем 6-ти годам, которые она провела в браке с Пушкиным, однако последующие 27 лет ее жизни позволяют составить куда более полное и верное представление о том, какой на самом деле была одна из первых красавиц высшего света начала XIX века.

В. Гау – Портрет Натальи Николаевны Ланской – 1844

Перед смертью Александр Сергеевич ее просил: “Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека”. Она выполнила его просьбу, но замуж вышла не через два года, а через семь лет. В 25 лет Наталья Пушкина осталась вдовой с 4 детьми. Многие считали ее виновной в смерти поэта и называли легкомысленной и пустой светской красавицей.

В. Гау – Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, урожденной Гончаровой – 1843

Храм Христа Спасителя в усадьбе Гончаровых. Полотняный завод – 1900

Через две недели после смерти Пушкина Наталья с детьми отправилась к брату Дмитрию, в их фамильное имение Полотняный Завод. Там она вела затворнический образ жизни и почти никого, кроме родственников, не принимала. Конечно, после столичного блеска, великосветских балов и приемов эта жизнь казалась ей скучной и однообразной, но приносила внутреннее равновесие:

“Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве, – признавалась она. – Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома, приносят мне облегчение. Тогда я снова обретаю душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали”.

В. Гау – Портрет Н. Н. Пушкиной – 1842

К ней неоднократно сватались богатые и титулованные женихи, но все они получали отказ: никто из них не был готов принять ее четверых детей. Ей предлагали устроить их в престижные учебные заведения подальше от дома, но она отвечала:

“Кому в тягость мои дети, тот мне не муж”.

Через 2 года Наталья Пушкина снова приезжает в Петербург, но в свете появляется редко и занимается воспитанием детей.

В. Гау – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – 1849 (акварель)

В. Гау – Портрет П. П. Ланского – 1847 – Альбом лейб-гвардии Конного полка (акварель)

И.К. Макаров – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – около 1849

Наталья Николаевна вышла замуж через 7 лет после смерти Пушкина, в 1844 году. Ее избранником стал небогатый, но искренне любящий ее Петр Ланской – генерал-лейтенант, сослуживец ее брата. На тот момент ей было 32 года, ему – 45. Церемония бракосочетания была тихой и скромной, на свадьбу пригласили только близких родственников. Ее детей он принял, как своих. В этом браке родилось еще трое дочерей. Кроме своих семерых, Наталья воспитывала еще 4-х детей родственников.

“Мое призвание – быть директрисой детского приюта, – пишет она Ланскому. – Бог посылает мне детей со всех сторон …”.

И. К. Макаров – Портрет Наталии Николаевны Ланской – 1849

К. Лаш – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – 1856

И. К. Макаров – Портрет Натальи Николаевны Ланской – 1863

В последние годы жизни Наталья Николаевна часто болела. Она перестала выходить в свет и часто уезжала за границу на лечение. Она скончалась на 52-м году жизни от воспаления легких. Петр Ланской пережил супругу на 14 лет.

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова

Фото конца 1850-х – начала 1860-х годов

Н. Н. Пушкина-Ланская

Фото начала 1860-х годов

Наталья Николаевна Гончарова – жизнь после Пушкина

Источник

По нынешним меркам Наталья Пушкина стала вдовой в очень юном возрасте – в 24 года. В наследство от брака с поэтом ей досталась лишь дурная слава да четверо погодков – два мальчика и две девочки. Старшей дочери на тот момент было неполных пять лет, младшей – восемь месяцев.

По наказу мужа она с сестрой Александрой уезжает в деревню на два года

С сестрой Екатериной, ставшей женой Дантеса, они навеки прощаются. Сёстры плачут, понимая, что их пути расходятся навсегда.

Два года Наталья Николаевна проводит траур у матери в калужском имении Полотняный завод. За это время она лишь раз выбирается в Михайловское, чтобы поставить памятник на могиле мужа.

Спустя обещанное время Наталья Николаевна возвращается в Петербург, но не спешит появляться в свете

Покупка шляпок и шитьё модных туалетов отходит в прошлое. Опекунский совет вручает жене поэта 50 тысяч рублей за посмертное издание произведений Пушкина, и она не берёт оттуда ни копейки, желая дать на эти деньги образование детям.

Лишь спустя ещё четыре года Наталья Пушкина начнёт появляться на балу. Но теперь цели вдовы поэта не будут иметь ничего общего с прежними развлечениями. Понимая, что её усилий недостаточно, она хочет напомнить о себе и заручиться покровительством сильных мира сего.

Почти все портреты Натальи Николаевны этого времени созданы по инициативе П. А. Вяземского, в то время сильно увлечённого вдовой Пушкина. На этих акварелях, датированных 1841-1849 годами, Наталья Николаевна разная, и хоть она по-прежнему прекрасна, однако строга и холодна.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842

Когда вдовству Натальи Николаевны исполнилось пять лет (момент запечатлён на портретах выше и ниже этого отрывка текста), ей пристально заинтересовался князь Голицын. Через доверенное лицо он предложил ей руку и сердце на одном лишь условии: её дети должны были расти на отдалении от их супружеского гнезда. Материальные издержки не проблема, но наследники поэта должны были переехать в закрытый пансион.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842-1843

Наталья Николаевна раздосадована и отвечает, что кому её дети в тягость, тот ей не муж! Тут становится понятно, что жена Пушкина вовсе не холодная пустышка, которую интересуют лишь наряды и балы.

Среди поклонников вдовы был и Николай Аркадьевич Столыпин, и упомянутый выше женатый Пётр Андреевич Вяземский, и неаполитанский дипломат граф Грифео… Но выходит она за небогатого генерала Петра Петровича Ланского, сослуживца своего брата Ивана. Грязные слухи не заставляют себя ожидать. В свете говорят, что этот брак – лишь прикрытие романа вдовы с императором, а для ни разу не женатого генерала – средство продвижения по карьерной лестнице.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1844 г. В. Гау. Портрет П. П. Ланского. 1847 г. (?) Райт Томас, Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская), бумага, акварель, 1844 г. Примерно такой видит Наталью Николаевну убеждённый холостяк Пётр Петрович Ланской

Время расставляет всё по своим местам. Пётр Ланской оказался добр не только к жене, но и официально взял опекунство над её старшими детьми. У Натальи Николаевны и Петра Петровича одна за другой рождаются три дочери. Кроме своих семерых детей Ланские удочеряют Софью, дочь умершего родственника Ланского.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель,

1849г. Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, картон, акварель, белила,

1849 г.

Под влиянием жены в 1847 году генерал-майор Ланской учреждает в своем полку детский приют для солдатских сирот. Другим детям из бедных семей приют помогает материально.

Дети от двух браков Натальи Николаевны дружны, а в конце 40-х годов дом Ланских часто навещают дети друзей. Наталья Николаевна дорожит семейным счастьем и не даёт ни единого повода для сплетен.

В последние годы жизни Наталью Николаевну Ланскую мучили приступы кашля. Осенью 1863 года, возвращаясь с крестин внука, Наталья Николаевна подхватила очередную простуду, которая быстро переросла в воспаление легких. Измотанная постоянными болезнями, женщина не смогла оправиться и вскоре умерла. Ей был 51 год.

Берегите близких!

Ваша К. С.

Ставьте лайк, чтобы видеть больше таких публикаций! Подписывайтесь на мой канал!

Жизнь Натальи Гончаровой и Александра Сергеевича Пушкина в пяти графических портретах

Источник

Погружение Натальи Гончаровой в традиционное искусство было столь глубоким, что ее работы смотрятся как произведения народных ремесленников. Яркие образы, которые очаровывали художницу в молодости, позже, были, увы, практически вытеснены тотальным партийным соцреализмом. Но та безудержная, смелая и новаторская для искусства живопись Гончаровой, к счастью, сохранилась. Сегодня ей отдает должное лондонская галерея Tate Modern, впервые в Великобритании представив крупнейшую ретроспективу работ. Мы подготовили факты о художнице, повлиявшей на главные течения в искусстве ХХ века.

Наталья Гончарова, фрагмент работы.

Предваряя подробности, напомним, что художница Наталья Гончарова – двоюродная правнучка супруги Пушкина, Натали Гончаровой.

Автопортрет с желтыми лилиями. Наталья Сергеевна Гончарова, 1907

1. От скульптуры к живописи: когда три дня решают все

Первым, кто разглядел в Наталье Гончаровой художественный гений, стал Михаил Ларионов. У них было много общего: родились в один год, в один год их семьи переехали в Москву, в один год будущие художники поступили в училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь и познакомились. Гончарова училась на скульптора, Ларионов – на живописца. И Ларионов стал первым, кто сказал Гончаровой: вы живописец, «у вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» – так описывает историю перехода художницы от скульптурных к живописным образам Марина Цветаева.

Наталья Гончарова. «Феникс» (полиптих «Жатва»), 1911

Гончарова услышала, почувствовала, и действительно «раскрыла глаза» на цвет – устроив, впрочем, Ларионову небольшой скандал. Но в те три дня после размолвки, пока художники не виделись, из скульптора родился живописец. Заполнив свою комнату огромным количеством рисунков, Гончарова не могла остановиться – она рисовала, наслаждаясь цветом, формой, возможностью немедленного выражения мысли и чувств. Всего три дня решили судьбу всей ее дальнейшей жизни, ее – и его. Придя к Гончаровой, увидев множество рисунков и картин, восхищенный Ларионов спросил Гончарову: «Кто же все это сделал?» И услышал в ответ: «Я!»

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Фото 1910 года (фрагмент) Наталья Гончрова. «Садоводство». 1908

2. Всёчество как творческое мировоззрение

«Все, что до меня – мое», – утверждала Гончарова, которая не ограничивала себя в источниках вдохновения, стилях работы и направлениях. Импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, лучизм, картины на религиозные темы, порицаемые церковью многочисленные неканонические изображения святых – «всёчество»! Отвергая эклектику, Гончарова заявляла: «Эклектизм – одеяло из лоскутов, сплошные швы. Раз шва нет – мое. Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того я смотрела, чтобы забыть».

Наталья Гончарова. Полиптих «Жатва» (фрагмент). 1911

3. Скандальное авангардное ню

Можно считать, что Наталья Гончарова была первой российской женщиной-авангардисткой – неслыханное сочетание понятий в дореволюционной России. Ее первая персональная выставка закончилась скандалом: художницу арестовали, равно как и несколько ее картин, которые были объявлены… «порнографическими»!

Наталья Гончарова. «Божество плодородия». 1909−1910 Государственная Третьяковская галерея

Не то, чтобы обнаженных женщин раньше не изображали, но чтобы женщина-художница отважилась открыто представить «срамоту»?! Невиданное доселе здесь дело. Заключение продлилось недолго: Гончарову оправдали на следующий же день под предлогом того, что «выставка закрытая» – формальность, за которую «зацепился» адвокат. Заметим, что выставка не позиционировалась как открытое для широкой публики мероприятие, но при этом проходила в Обществе свободной эстетики – одной из самых популярных культурных площадок, куда попасть было проще простого.

Велосипедист. Наталья Сергеевна Гончарова, 1913

4. Все ради успеха

В 1913 году Наталья Гончарова готовила свою крупную выставку в «Художественном салоне» на Большой Дмитровке. Художница и ее близкие друзья, в том числе Михаил Ларионов и Давид Бурлюк, всячески «разогревали» публику в преддверии открытия экспозиции. Эпатажный Ларионов, разрисовывающий дамам обнаженную грудь, прогуливающиеся по улицам города раскрашенные футуристы… Впрочем, не только в антураже дело. Сергей Дягилев отлично сформулировал, в чем особенность, свежесть и неповторимость того, что делала тогда Гончарова: «Если бы Гончарова просто красила себе щеки, мне стало бы скучно. Гончарова не морщины закрашивала, она розы рисовала».

Наталья Гончарова в футуристическом гриме. Фото 1912 года

5. Биография-мистификация

Естественно, что каждую эскападу радостно подхватывала пресса – то, что и требовалось. Но художнице и этого было мало: после открытия выставки в «Художественном салоне» посетителям преподносилась воистину завораживающая биография художницы. И что была в Париже, и работала под персональным руководством Моне, Ренуара, Ван Гога. На Таити была, потом училась у Гогена. Возвращение в Россию и написание религиозных картин в одном из монастырей. А потом – Мадагаскар, раскопки, скульптуры! Публика ахала, верила… Но все было мистификацией чистой воды – Гончарова на тот момент из России не выезжала. На выставке было представлено беспрецедентно большое количество картин – 761 произведение Гончаровой за 13 лет работы. И все «PR усилия» были не зря – они усилили эффект от экспозиции и ее популярность, и в целом выставка изменила отношение не только к Наталье Гончаровой, но и к авангарду в целом. Несколько картин художницы приобрела Третьяковская галерея – успех несомненный.

Сбор яблок. Наталья Сергеевна Гончарова, 1909

6. “Золотой петушок” и 51 телеграмма

Познакомиться с искусством Гончаровой и Ларионова в Москву приехали Михаил Фокин, Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Именно Бенуа предложил Дягилеву рассмотреть Наталью Гончарову в качестве оформителя для его балета «Золотой петушок». И эта встреча стала поворотным событием в судьбе семьи художников. В 1915 году Сергей Дягилев отправил Наталье Гончаровой 50 телеграмм с предложениями о сотрудничестве, и на все получил отказ. Наконец в 51-й он додумался написать, что приглашает их с Ларионовым вдвоем. И они поехали – уже навсегда, хотя и не подозревали об этом.

Наталья Гончарова. Дизайн костюма крестьянки для оперы-балета «Золотой петушок», 1937

Дягилев не прогадал: художники сообща трудились над декорациями, лично их расписывая. Костюмы вызывали восторг, а узоры повторяли в своих нарядах парижские модницы. «Русские сезоны» снова ждал большой успех. Яркость, искренность, не имитация, не стиль «а ля рюс» – но подлинность, тонкое чувство деталей. «Золотой петушок» стал событием, а гончаровские декорации открыли новую главу в декоративном искусстве.

Эскиз декорации к спектаклю «Золотой петушок». Наталья Сергеевна Гончарова, 1914

7. Законодательница моды

Двоюродная правнучка пленительной Натали Гончаровой, художница на балах не блистала, однако проявила себя на поприще моды. Именно с ее легкой руки дамы в России облачились в платья-рубашки, а брюки и кепи Гончарова начала носить одной из первых, бросая серьезный вызов обществу. В Москве Наталья Гончарова делала эскизы для российского Дома моды Надежды Ламановой. После отъезда в Европу, в 1924 году Наталья Сергеевна сотрудничала со знаменитым в то время доме моды «Мырбор», который возглавляла жена французского сенатора Мария Куттоли. Художница создала для «Мырбора» ряд эскизов, вместе с ней над коллекциями работали такие знаменитости, как Пабло Пикассо и Фернан Леже.

Наталья Гончарова. Эскиз текстильного дизайна для Дома мод «Мырбор», 1925−1928

Сотрудничала Гончарова и с Домом моды Шанель, а эскизы созданных ею нарядов публиковали журналы Vanity Fair и Vogue.

Эскиз платья La Phenicienne. Наталья Сергеевна Гончарова, 1922

8. Стихи, о которых не знала Марина Цветаева

Марина Цветаева и Наталья Гончарова познакомились летом 1928 года в Париже. Первая встреча была назначена в кафе «У маленького Сен-Бенуа», где часто собирались поэты, художники, журналисты. Итогами встречи и последующего общения стало эссе «Наталья Гончарова», написанное восхищенной Цветаевой, в котором переплетались две судьбы двух Наталий Гончаровых – художницы и ее двоюродной прабабушки, жены Александра Пушкина. Эссе впервые было напечатано в пражском журнале «Воля России» в 1929 году. Однако Цветаева и представить себе не могла, что Наталья Гончарова пишет… стихи. «Вот Гончарова, никогда стихов не писавшая, в стихах не жившая, поймет, потому что глядела и видела…» – считала Цветаева. А стихи – были. Наталья Сергеевна писала и на русском, и на французском. Четыре тетради с поэзией были обнаружены в архивах Третьяковки искусствоведом Ольгой Фурман и впервые опубликованы в журнале «Наше наследие» в 2014 году. Вот один из них:

Я несу то, что дал

мне Господь.

Я стучала у всех дверей,

Я под окнами всеми молила

И взывала на всех площадях:

Я несу в себе Господа дар,

Я несу с собой ветер весны,

Я несу с собой летние грозы,

Я несу с собой осени поздней

Златую листву,

И метели и иней зимы.

Но закрыты и ставни и двери,

Ваши уши не слышат,

Не видят глаза.

В волосах моих иней блестит.

И столетья вам скажут:

Вы нищи, презренны –

Вы Господень презрели дар.

Цветы. Наталья Сергеевна Гончарова, 1912

9. Гончарова и рекордный “лучизм”

«Лучистые» картины Натальи Гончаровой рождались из горнила творческого и любовного союза с Михаилом Ларионовым, который и придумал новое направление – «лучизм», ставший предвестником русского абстракционизма. Формальный век лучизма был недолгим: после промелькнувшей в 1909 году картины Ларионова «Стекло» лишь в 1913 году на организованной обществом «Ослиный хвост» выставке «Мишень» были представлены и лучистые картины. Свои работы показали Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю и Каземир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко. Много лет спустя, в 2008 году лучи с натюрморта «Цветы» Натальи Гончаровой превратились в лучи славы. На лондонских торгах аукциона Christie’s картина ушла за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой русской художницей – рекорд не побит и по сей день.

А в феврале 2010 года на торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Натальи Гончаровой «Испанка» (1916) была продана за 10 млн 216 тысяч 148 долларов США

10. Картины и высокие отношения

«Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались», – говорила Наталья Гончарова. Ларионов очень гордился ее успехами и куда серьезнее к ним относился, чем к собственным. Их жизни объединило нечто большее, чем любовь. Что это было – призвание, искусство, душевная близость? Как это ни назови, фактом останется одно: даже когда у Ларионова появилась его Шурочка (Александра Томилина, любовница Ларионова на протяжении 30 лет, а после смерти Натальи Гончаровой – его вторая жена), а у Натальи Гончаровой – Орест Розенфельд (эмигрант из России, французский социалист) – это не нарушило согласия, которое царило между ними. Лишь в 1955 году Наталья Гончарова вышла замуж за Ларионова – ради того, чтобы картины, в случае кончины одного из них, оставались в семье.

Наталья Гончарова. Полиптих «Жатва» (фрагмент). 1911. © ADAGP, Paris and DACS

В заключение – о масштабе нынешнего показа в Тейт. Более 160 работ Натальи Гончаровой предоставлены Третьяковской галереей и Русским музеем, а также рядом других собраний и частных коллекций.

Экспозиция, которая будет работать до 8 сентября 2019 года, затрагивает практически все новаторские направления, в которых работала художница – футуристический боди-арт и монументальную религиозную живопись, авангардный кинематограф и книжную графику, оформление спектаклей и работы для модных домов Москвы и Парижа.

Автор: Рита Лозинская, artchive.ru

Источник