Клод мон биография личная жизнь

Клод Моне – биография
Картины Клода Моне были настолько необычными в глазах его современников, что зачастую их не брали даже на выставки, а уж покупались вообще с большой неохотой, да и к тому же за бесценок. Темы его полотен – разрозненные фрагменты жизни, в которых реальные формы как будто растворялись в мазках и пятнах. Сейчас полотна Клода Моне продаются за баснословные деньги, а при жизни он был вынужден копить, чтобы купить жилье и содержать семью.
Детство
Родился Оскар Клод Моне 14 ноября 1840 года в Париже. Он был вторым сыном бакалейщика Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины. Клод был пятилетним мальчишкой, когда родители сменили место жительства. Семья поселилась в Нормандии, в небольшом городке Гавр. Школу Клод не любил, он вообще мало признавал дисциплину. Больше всего на свете ему нравилось рисовать, хотя отец надеялся, что он продолжит семейное дело и тоже будет бакалейщиком. Рисовать Моне начал рано, в основном это были карикатуры на друзей и учителей. Он даже пробовал продавать свои шедевры, и дело пошло. В витрине салона, где торговали художественными принадлежностями, красовались его рисунки, их мог купить любой желающий за 20 франков. Родители почти не давали ему денег на карманные расходы, и только благодаря своим карикатурам, мальчик сумел скопить 2000 франков.
В этом же салоне состоялось знакомство Моне и художника Эжена Будена, который похвалил парня, отметил, что у него, несомненно, есть талант. Именно он настоял на том, чтобы Клод продолжал рисовать, только переходил к чему-то более серьезному, например, к пейзажам.
Клод Моне портрет в молодости
Отец Клода не собирался принимать выбор сына, но на помощь пришла родная тетя, которая заботилась о парне после смерти мамы.
Моне начал заниматься с Буденом, и вскоре нашел свое настоящее призвание – пейзажи. В 1859-м Моне уехал в Париж, начал работать в студии вместе с другими бедными художниками. Чтобы больше узнать о живописи, молодой человек бывает на выставках и в галереях. Но тут в его творческую биографию вмешалась армия. В 1861-м он оказался в кавалерийских войсках и был командирован в Алжир.
Моне должен был служить семь лет, но спустя два года заболел тифом. После выздоровления ему нужно было опять вернуться в строй, но тут снова в его судьбу вмешалась тетя, заплатила кому нужно три тысячи франков, чтобы ее племянника полностью освободили от службы. Набравшийся сил после болезни, Клод становится студентом университета. Он выбрал факультет искусств, но очень быстро разочаровался в учебе. Моне был противником такого подхода к живописи, который царил в вузе.
Начало
Моне по-прежнему хотел учиться, поэтому вскоре пришел в студию Шарля Глейра. Именно там он впервые встретил Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, Фредерика Базиля. Потом среди его знакомых появляются Сезанн и Писарро. Они были практически одногодками, с аналогичными взглядами на мир искусства и живописи. Из них и получился тот костяк, вокруг которого объединились импрессионисты.
Картина Моне «Завтрак на траве»
Первая известность пришла к художнику в 1866-м, после того, как в салоне появился портрет Камиллы Донсье. В 1865-1866 годах Моне трудится над полотном «Завтрак на траве». Точно такое же название дал своей картине Эдуард Мане, только его полотно было раза в 4 меньше, чем у Клода. Композиция этого полотна очень незамысловата – полянка рядом с лесом, на которой расположились нарядные мужчины и женщины.
При взгляде на работу Клода, создавалось впечатление, будто с нее веет свежим ветерком, воздух движется, шевеля листочки на деревьях. Это впечатление создавали фактурные мазки. В выставке картина Моне не участвовала, он просто не успел ее дописать. В то время художник испытывал финансовые трудности, поэтому просто продал картину, рассчитался с долгами и хотя бы на время забыл, что такое чувство голода. Вместо этого полотна на выставку отправилась «Дама в зеленом».
«Дама в зеленом»
Чтобы создать свой следующий двухметровый шедевр, Моне постоянно находился на пленэре. Чтобы добиться нужного освещения, ему пришлось рыть целую траншею, в котором холст можно было то поднимать вверх, то опускать вниз. Клод часами ждал нужное освещение, и, дождавшись, хватался за кисть. Эта работа на выставку тоже не попала, жюри ее просто отклонило.
Импрессионизм
Именно в то время и началось зарождение импрессионизма, направления, которое полностью изменило представление о живописи. Представители этого направления старались прочувствовать сиюминутность момента и запечатлеть его на холсте. Моне стал одним из основоположников импрессионизма и самым ярким его представителем. Так как он привык работать на пленэре, он умел видеть это сиюминутное состояние природы и окружающих его вещей и очень тонко передать его в своих картинах.
В 1869 году Моне и Ренуар уехали в Бужевиль, где собирались поработать на пленэре. Клод пишет свои картины в совершенно новой манере, он перестает смешивать оттенки и наносит на холст крупные мазки разных цветов. Его картины характеризует использование чистого света, мастер открывает новую технику и особенности передачи света и тени. Так зародился и начал развиваться импрессионизм, абсолютно новое направление в живописи.
Когда грянула франко-прусская война, Моне уехал в Англию. Он не хотел снова попасть под призыв, к тому же не считал себя поклонником наполеоновской политики. Скорее наоборот, он ее абсолютно не принимал. В Англии Клод встретил продавца картин Поля Дюрана-Рюэля, с которым подружился, и который стал основным покупателем его картин, созданных в те годы.
Поднакопив немного денег, художник смог обзавестись собственным домиком в Аржантее, где жил спокойно и даже счастливо вплоть до 1878-го. Те годы стали очень продуктивными, Моне много пишет, его картины становятся все более одухотворенными. Именно в тот период появилось известное полотно художника – «Впечатление. Восход солнца». Картина участвовала в выставке 1974 года в Париже.
Достаточно часто Клод создает серийные композиции, на которых изображены Лондон, Стог, Руанский собор. В технике импрессионизма он представляет разную освещенность, погоду, даже время суток. Каждое состояние имеет свою тональность, передает даже настроение художника. Чтобы описать его картины, слов мало, их нужно просто хоть раз увидеть и прочувствовать.
Живерни
Благодаря продаже картин, Моне удалось накопить немного денег. Теперь его финансовыми делами занимается бизнесмен Эрнест Гошеде. Но вскоре он обанкротился, и две семьи вынуждены объединиться, чтобы как-то выйти из затруднительного положения. Они поселяются в деревне Ветей, и вскоре художник хоронит жену, а потом и старшего сына. В 1883-м Клод снова сменил место жительства, теперь он с семьей живет в деревне Живерни, которая раскинулась прямо на берегу Сены. Его полотна начали хорошо продаваться, что помогло подкопить приличное состояние. Большую часть денег художник вкладывает в свой сад.
Клод Моне в своем саду
Моне расширял свой сад целых 43 года. Ему доставляло удовольствие не только возиться с растениями и потом пожинать плоды своего труда. Сад стал тем местом, где он черпал творческое вдохновение, особенно в предсмертный период своей биографии. Он выходил с мольбертом в сад и рисовал, рисовал, рисовал.
Художник называл себя рабом своего дела, он хотел постичь совершенство и научиться передавать на полотно окружающее его великолепие.
В то время Моне начинает работать в новой технике, которая заключается в одновременном написании нескольких полотен. Художник стремится передать всю переменчивость освещения. Он мог трудиться над одним холстом полчаса, потом приняться за другой, чтобы успеть ухватить сиюминутность момента. Примером служит серия полотен, где изображен мыс Антиб. Клод смог передать утреннее, полуденное, летнее, весеннее и осеннее освещение.
Личная жизнь
Первый раз художник женился на Камилле Донсье, которая позировала ему для картины «Дама в зеленом», и еще многих других полотен. В этом браке родились два сына Моне, причем с интервалом в одиннадцать лет. После того, как его любимая супруга умерла, в личной жизни Клода появляется Алиса Гошеде. Однако эти отношения сразу носили неофициальный характер. Влюбленные узаконили их только тогда, когда умер муж Алисы – Эрнест. Алиса умерла в 1911-м, а в 1914 году художника постигла еще одна утрата, умер его первенец Жан.
Клод Моне с Алисой Гошеде
Клода Моне считают одним из трех живописцев, картины которых продаются по баснословным ценам. В среднем одна картина художника «тянет» почти на восемь миллионов долларов. Самым дорогим произведением Моне считаются «Водяные лилии», картина, которую он создал в 1905 году. Ее стоимость – 43 миллиона долларов. Полотна великого мастера есть почти во всех мировых музеях. Наследие художника принадлежит Великобритании, России, США.
Смерть
Несмотря на все беды, лишения, нищету, Моне прожил достаточно долго. Ему два раза делали операцию на глазах, удаляли катаракту. Именно эти операции спровоцировали нарушение цветовосприятия художника. Теперь ультрафиолет ему кажется лиловым или голубым. Это в полной мере отразилось на его работах, которые он писал в послеоперационный период. Лучше всего это проявляется в полотне «Водяные лилии». Моне практически постоянно находится в саду, нанося на полотно красоту потрясающего водяного мира и растений. Последние работы мастера посвящены изображению самых разных прудов и кувшинок.
Сердце художника перестало биться 5 декабря 1926 года. Он умер в той же деревне Живерни, в возрасте 86 лет. К тому времени на свете уже не было многих людей, которыми он дорожил. Причиной смерти стала онкология – доктора диагностировали у Моне рак легких. Перед смертью Клод настаивал, чтобы его похороны были немноголюдными. Так и случилось, провести художника в последний путь пришло 50 человек. Местом упокоения гения импрессионизма стало церковное кладбище.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Клод Моне – великий художник, который стал основателем французского импрессионизма. Его живописная манера в настоящее время считается классикой. Для нее характерны отдельные мазки чистого цвета, помогающие точно передать богатство воздушной среды.
Детство, юность
Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Он рос в семье бакалейщика и отец хотел, чтобы сын продолжил семейное дело. Когда Клоду было 5 лет, его семья переехала в Гавр. Будущий художник не отличался примерным поведением и часто прогуливал школу. Он разрисовывал скалы, камни и на обложках школьных тетрадей рисовал карикатурные портреты учителей. На этом поприще он преуспел и вскоре получил известность. В городе его считали лучшим карикатуристом.
Родители Клода Моне не не очень охотно давали ему карманные деньги, поэтому юный художник принял решение продавать свои картины. И их охотно покупали. В картинной лавке он познакомился с Эженом Буденом, который стал его учителем и открыл для него мир пейзажной живописи.
Карьера
Эжен Буден убедил Клода Моне в необходимости пройти обучение и Моне отправился в Париж, где учился в школе для бедных художников, посещал выставки, галереи. В 1861 году его призвали на военную службу в кавалерийские войска и отправили в Алжир. Из 7 положенных лет на службе он пробыл всего 2, а потом заболел брюшным тифом и вернулся домой после лечения.
Желание учиться и рисовать что-то более серьезное привело Моне в студию Шарля Глейера. Там он познакомился с несколькими талантливыми художниками того времени, имеющими взгляды на живопись, схожие с его собственными. Первыми картинами Моне стали:
- “Завтрак на траве”;
- “Дама в зеленом”;
- “Женщина в саду”.
Картину “Завтрак на траве” художник планировал представить на выставке, но из-за тяжелого финансового положения работу пришлось продать и вместо нее представить на суд жюри “Даму в зеленом”. Интересно то, что эта работа жюри не понравилось и ее даже не допустили к конкурсу, а впоследствии она была продана за большие деньги.
Импрессионизм
Клод Моне стал одним из основоположников нового направления в живописи – импрессионизма. Главная цель художников-импрессионистов – почувствовать красоту момента и выразить это на полотне. Они писали крупными мазками, использовали чистые цвета, отказываясь от привычного смешивания.
Клод Моне пренебрегал линиями и заменял их отдельными короткими мазками. Он любил наблюдать за тем, как менялась природа в зависимости от погодных условий, и старался передать это на полотнах. Глядя на его картины, можно даже прочувствовать едва уловимое движение ветра.
С началом Франко-прусской войны Моне уехал в Англию, где познакомился с человеком, который продавал картины. Это знакомство привело к долгосрочному сотрудничеству. Клоду Моне удалось решить материальные проблемы, купить домик на родине в Аржантее. Там он прожил несколько счастливых лет. В этот период ему удалось написать одни из самых удачных своих произведений:
- “Впечатление. Восход солнца”;
- “Поле маков у Аржантея”.
Клод Моне любил рисовать целые серии произведений. Это были полотна, объединенные общей темой. Написание нескольких картин позволяло художнику лучше раскрыть красоту каких-либо мест, либо характер человека. Одни из самых знаменитых серий:
- “Стога” (1881-1891 годы, 22 картины);
- “Тополя” (1892 год, 20 картин);
- “Руанский собор” (1895 год,30 картин);
- “Нимфеи. Пейзажи воды” (1900 год, 25 панно).
Чуть позже художником была написана вторая серия “Нимфеи”. Пейзажи воды получались у него удивительно хорошо. Картины быстро продавались на самых престижных аукционах.
Жизнь в Живерни
Поднакопив денег, Клод Моне решил переехать в деревню Живерни, расположенную на берегу Сены. В этот период в жизни художника произошли трагические события, связанные со смертью жены и старшего сына. Но в финансовом плане все было очень неплохо, так как картины его пользовались большим спросом.
В Живерни Клод Моне не только продолжал творить, но и значительно расширил свой сад. Художник был еще и отличным садовником. Ему нравилось созерцать результат своих трудов, отдыхать в тени деревьев. В своем саду он творил. Там же он освоил новую технику написания шедевров. Он писал сразу несколько картин и мог уделить пару часов на написание одной работы, затем перейти к другой. Это позволяло поймать разное освещение и воплотить на полотне. Также он пробует передавать нюансы освещения в сериях картин. Например, серия картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.
Личная жизнь
Первой женой Клода Монье стала Камилла Донсье. Эта девушка позировала ему для “Дамы в зеленом” и некоторых других картин. Она была его постоянной натурщицей и в браке родила двоих сыновей с разницей в возрасте 11 лет. После смерти супруги у художника завязались отношения с Алисой Гошеде. Но на тот момент она была замужем и оформили брак они только после смерти ее мужа.
Клод Моне прожил долгую жизнь. Он пережил две операции по удалению катаракты, что отразилось на его цветовом восприятии. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом и голубом цвете и такие изменения можно заметить, взглянув на самые поздние его картины. Ярким примером служит картина “Водяная лилия”, которая была признана самой дорогой работой художника. Клода Моне не стало в 1926 году. Он умер от рака легких в возрасте 86 лет. Похоронили Моне на церковном кладбище.
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Моне.
Прослушать введение в статью |
Оска́р Клод Моне́ (фр. Oscar-Claude Monet; 14 ноября 1840, Париж, Франция – 5 декабря 1926, Живерни, Франция) – французский живописец, один из основателей импрессионизма (что с французского “impression” означает “впечатление”, это слово подходило к работам Моне, так как через них художник передавал свое непосредственное впечатление от увиденного)
Биография[править | править код]
Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года[7] в Париже. Он был вторым ребёнком бакалейщика Клода Адольфа Моне и Луизы Жюстины (урождённой Обре)[8]. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии[9], по существу, была юностью бродяги. Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой. Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей, и использовал их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства. В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист[10]. Он настолько упрочил свою репутацию, что со всех сторон его осаждали просьбами сделать карикатурные портреты. Изобилие подобных заказов и недостаточная щедрость родителей внушили ему смелое решение, которое шокировало его семью: за свои портреты Моне брал по двадцать франков, таким образом он скопил около 2000 франков.
Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе. В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд, и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости». Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными». Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден, и, ещё не зная этого человека, Моне возненавидел его. Он отказался познакомиться с ним через владельца лавки, но однажды, зайдя в неё, не заметил, что в задней половине находится Буден. Владелец лавки воспользовался случаем и представил ему Моне как молодого человека, у которого такой большой талант к карикатуре. Как вспоминал Моне:
Буден тотчас же подошёл ко мне, похвалил меня своим мягким голосом и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы – это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом[11]. |
Но, признавался сам Моне, призывы Будена не имели эффекта. В конечном счёте этот человек понравился Моне. Он был убеждённым, искренним, но Моне не мог «переварить» его живопись, и когда Буден приглашал его с собой поработать на открытом воздухе, Моне всегда находил повод вежливо отказаться. Настало лето; Моне, устав сопротивляться, наконец сдался, и Буден охотно взялся за его обучение. «Глаза мои наконец раскрылись, – вспоминал Моне, – я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её»[11].
Моне объявил отцу, что желает стать художником и поедет учиться в Париж. Отец Моне не был решительно настроен против этой идеи, тем более, что мадам Лекадр, тётка Моне в Гавре, сама немного рисовала и разрешила племяннику в свободное время работать в её мастерской (там Моне обнаружил маленькую картинку Добиньи, которой так восхищался, что тётка ему её подарила). Хотя родители Моне видели талант своего сына, они отчасти не хотели, а отчасти и не имели возможности оказывать ему материальную поддержку.
Отец Моне разрешил ему кратковременную поездку в Париж, для того, чтобы сын мог посоветоваться с другими художниками и побывать в Салоне, который должен был закрыться в июне. Перед отъездом Моне получил от некоторых любителей картин, посещавших Будена, рекомендательные письма к различным более или менее известным художникам.
Женщина с зонтиком, повёрнутая влево (1886).
Моне спросил Труайона и Можино, куда бы они рекомендовали ему поступить. Оба высказались за Кутюра, но Моне решил не слушаться их совета, потому что ему не понравились работы Кутюра. Вместо этого Моне посещал собрания в «Кабачке мучеников», где нашёл то, чего ему недоставало в Гавре: воодушевляющую компанию и оживлённые споры. По истечении двух месяцев Моне решил остаться в Париже на неопределённое время. Родители, пожалуй, согласились бы на это, если бы он не отказался поступать в Школу изящных искусств. Отец прекратил выплачивать ему содержание, и Моне был вынужден жить на свои сбережения, которые ему пересылала тётя.
В 1860 году Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел брюшным тифом, финансовое вмешательство тётушки помогло художнику откупиться от воинской повинности, и он вернулся домой уже в 1861 году[12]. Отец откупить его от армии отказался. Вернувшись в Гавр, он познакомился с Яном Бартолдом Йонгкиндом.
Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсье, написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось двое сыновей: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года).
После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам. После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».
Клод Моне. Камилла в японском кимоно
С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантее, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, популярном для воскресных прогулок парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ. В 1874 году он на короткое время вернулся в Нидерланды.
В 1880-1881 годах к нему обратился Дюран Рюэль, с предложением постоянно заниматься покупкой и продажей его произведений, после чего дела Моне стремительно пошли в гору.
В 1883 году купил дом в Живерни. В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́ (фр. Hoschedé) (1844-1911). Алисе тогда было 48 лет. Ещё до этого Алиса помогала художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1893 году Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Они прожили в браке 18 лет.
Дети[править | править код]
Жан Моне (фр. Jean Monet) (род. 8 августа 1867 – ум. 10 февраля 1914 года) был старшим сыном французского импрессиониста Клода Моне и Камиллы Донсье Моне. Когда Жан был маленьким ребёнком, его мать и отец бежали из Франции во время франко-прусской войны. Они вернулись к лету 1872 года, когда Клод нарисовал своего пятилетнего сына на лошади-хобби в саду дома, которую семья арендовала в Аржантее под Парижем. Клод Моне сохранил картину и никогда не демонстрировал её на протяжении всей своей жизни. Женился на своей сводной сестре Бланш Ошеде в 1897 году. Учился на химика в Швейцарии, работал у своего дяди Леона Моне в качестве химика и жил также в Бомон-ле-Роже до 1913 года. Умер после продолжительной болезни 10 февраля 1914 года. Похоронен на кладбище Живерни. Его жена Бланш, её отец и брат Мишель также похоронены там же.
Мишель Моне (фр. Michel Monet) – (род.17 марта 1878 года – ум. 3 февраля 1966 года).
Мишель Моне женился на Габриель Бонавентура в 1927 году. У пары не было детей. Габриэль умерла 2 февраля 1964 года. Когда отец Клод Моне умер в 1926 году, будучи его единственным наследником, Мишель унаследовал все имущество. Мишель никогда не проводил время в Живерни, а Бланш Оседе Моне, его сводная сестра и невестка, стала сторожем дома и сада до самой своей смерти в 1947 году. В 1966 году Мишель Моне оставил в музее Marmottan Monet свою коллекцию работы своего отца, создав самую большую в мире коллекцию картин Моне.
Мишель Моне, был автомобильным энтузиастом и погиб в автокатастрофе в Верноне 3 февраля 1966 года, за несколько недель до своего 88-летия.
Мишель Моне похоронен в хранилище Клода Моне на кладбище Живерни, которое примыкает к церкви Св. Радегонда. В хранилище Клода Моне похоронены Клод, его вторая жена Алиса, его сын Жан, первый муж Алисы Эрнест Ошед, жена Мишеля Габриель и невестка Клода Бланш.
Смерть[править | править код]
В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Но он не оставил занятий рисованием. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрёл зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми.
Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Последнюю картину он написал в 84 года. Художник перед смертью настоял, чтобы прощание с ним было простым, таким образом, всего 50 человек посетили церемонию.
Творчество художника[править | править код]
«Кувшинки» (фр. Nymphéas) – цикл из приблизительно 250 картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, выполненных в технике масляной живописи. Картины, изображающие кувшинки различных цветов усадьбы Моне в Живерни, составляли главный предмет творческих усилий художника в последние тридцать лет его жизни[13].
Склонность Моне к созданию серий картин, объединённых общей темой и перспективой, стала проявляться с 1877 года. Наиболее известными циклами картин Моне являются:
- 1877 г. серия «Вокзал Сен-Лазар» написано 12 полотен. Вокзал является первой серией картин Моне.
- 1889 г. серия «Долина Грёз», написано 10 картин, позже выставленных в галерее Жоржа Пети.
- 1889-1891 г. серия «Стога», написано 22 картины.
- 1892 г. серия «Тополя» написано 11 картин.
- 1895 г. серия «Руанский собор» написано 30 картин.
- 1900 г. серия «Кувшинки, пейзажи воды» написано 25 панно.
- 1904 г. серия «Лондон» написано 98 картин маслом и 26 пастелей.
- 1903-1908 г. создана вторая серия «Кувшинок» из 48 полотен, выставленных в 1909 году.
- 1912 г. серия «Венеция» – 28 картин.
В 1920-е годы в музее Оранжери за государственный счёт были построены два овальных зала для постоянного хранения восьми панно Моне с Нимфеями. Выставка открылась для публики 16 мая 1927 года, через несколько месяцев после смерти Моне.
В 1999 году в музее Оранжери состоялась специальная выставка «Кувшинок» Моне, для которой со всего мира было собрано 60 картин.
Картины цикла хранятся во многих музеях мира, включая Мармоттан-Моне, и Орсе в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Чикагский институт искусств, Сент-Луисский художественный музей, Национальный музей Уэльса, Музей изящных искусств в Нанте, художественный музей Кливленда, Портлендский художественный музей в Орегоне.
19 июня 2007 года одна из «Кувшинок» Моне была продана на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 18,5 миллионов фунтов стерлингов. 24 июня 2008 года другая картина из серии, «Пруд с Кувшинками» (Le Bassin Aux Nymphéas), продана за 41 миллион фунтов стерлингов на аукционе «Кристис» в Лондоне, почти в два раза превысив стартовую цену лота. 23 июня 2010 года на торги в «Кристис» были выставлены «Кувшинки» 1906 года, ожидаемая цена продажи которых колебалась от 30 до 40 миллионов фунтов стерлингов, однако ставки на картину не поднялись выше 29 миллионов, и в итоге картина была снята с аукциона. Последний раз «Кувшинки» 1907 года выставлялись на торгах в «Кристис» в мае 2014 года и были проданы за относительно скромную сумму в 27 миллионов долларов.
Лилии в творчестве художника[править | править код]
В Живерни (фр. Giverny) Клод Моне прожил 25 лет. Художник создал пруд в японском стиле, сам занимался организацией и дизайном сада, создав мостик и украсив поверхность пруда кувшинками и лилиями, заботливо подбирая и высаживая семена, как местные, так и из других стран: Южной Америки и Египта.
Мир водной глади с цветами становится его единственной темой в поздних работах. Тема с водяными лилиями, которые Моне называл пейзажами-отражениями, была неизменной на протяжении последних 26 лет его жизни. Один и тот же пейзаж художник писал в различных вариантах более двухсот раз, обращаясь к этой теме вновь и вновь. В 1898−1908 годах он написал серию картин с изображением воды, мостика и цветов, которая затем была выставлена в парижской галерее Дюран-Рюэля в 1909 году.[14]
Картина «Водяные лилии» в 2015 году стала главным лотом аукционного дома Sotheby’s и была продана за рекордную сумму – $54 миллиона.[15]
Сад Моне в Живерни существует и в настоящее время, оставаясь неизменным местом паломничества туристов и поклонников его творчества.[16]
Пруд Клода Моне в Японии[править | править код]
В префектуре Гифу (Япония) есть городок Секи, возле которого стоит небольшой синтоистский храм с прудом. Водоём был ничем не примечателен, на протяжении долгих лет снабжая водой рисовые поля. В настоящее время он также стал местом паломничества туристов, так как в нём были посажены кувшинки и лилии: так водоём получил имя художника и стал отражением его картин. Местные жители развели в пруду живописных рыбок, теперь это любимое место почитателей таланта Клода Моне и многочисленных путешественников.[17]
Память[править | править код]
- В честь Моне назван кратер[en] на Меркурии.
- Английская писательница Ева Файджес в своем романе «Свет» описывает один день из жизни Клода Моне: от рассвета до заката.
- «Завтрак на траве» – советский музыкальный художественный двухсерийный телефильм (1979), название которого, вероятно, дано по одноимённой картине Клода Моне из альбома импрессионистов, подаренного пионервожатым Иваном Ковалёвым юному карикатуристу-сюрреалисту Диме Мурашкину.
- Ресторан, фигурирующий в сериале «Кухня», носит название «Claude Monet» (Клод Моне) – это действующий ресторан Москвы «Champagne Life»[18].
- В фильме «Титаник» мы также можем видеть картину Моне «Водяные лилии».
- В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой похищает из музея картину Моне «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках»[19]; в фильме представлена и другая его картина «Стога сена (Конец лета)»[20].
- В фильме «Фальсификатор» (англ. The Forger, 2012) главный герой подделывает картину Моне 1874 года и подменяет ею оригинал.
Галерея Медичи в Лувре[править | править код]
«Гавань», 1874
Примечания[править | править код]
Библиография[править | править код]
- Богемская К. Г. К. Моне. – М., 1984.
- Георгиевская Е. Б. К. Моне // Альбом – 2-е изд. – М., 1974.
- Кулаков В. А. Клод Моне [Альбом]. – М., 1989.
- Ревалд, Дж. История импрессионизма. / Пер. П. В. Мелковой – М.; Л.: Искусство, 1959. – 455 с.
- Рейтерсверд О. Клод Моне, [пер. со швед.] – М., 1965.
- Тайландье И. Клод Моне [Альбом]. – М., 1995.
- Сапего И. К. Моне // Альбом. – Л., 1969.
- Соч.: Письма, пер. с франц. // предисл. и прим. Н. В. Яворской, в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 1. – М., 1969.
- Christoph, Heinrich. Claude Monet. – Koeln: Tashen GmbH, 2007. – 96 p. – ISBN 978-3-8228-6368-8 (англ.)
- Fels M. de La vie de Claude Monet. Paris, 1929.
- Forge A. Monet. Chicago, 1995. (англ.)
- Geffroy G. Claude Monet, sa vie, son oeuvre. Paris, 1924, v. I, ch. IV.
- Hoschedé J.P. Claude Monet, се mal connu, v. 1-2, Gen., 1960. (фр.)
- Wildenstein D. Claude Monet. (англ.)
Ссылки[править | править код]
- Музей Клода Моне в Живерни
- Картины Клода Моне на сайте музея Орсэ
Источник