Княгиня ольга орлова биография личная жизнь

Княгиня ольга орлова биография личная жизнь thumbnail

Имя

Княгиня Орлова Ольга Константиновна

Девичья фамилия

Княжна Белосельская-Белозерская

Дата рождения

12 ноября 1872 г. 

Место рождения

Карлсруэ

Вероисповедание

Православная

Отец

Князь Константин Эсперович Белосельский-Белозерский (Париж, 16[28].06.1843 – Нёйи-сюр-Сен, Франция, 26.05.1920), генерал-адъютант (1906), крупный землевладелец и заводчик Российской империи.

Был наиболее значимым меценатом Петербургского речного яхт-клуба. Передал клубу в вечное пользование земельный участок на берегу Крестовского острова.

В зрелом возрасте перешел в католичество (1908).

Мать

Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская, урожд. Скобелева (08.07.1847 – Лондон, сентябрь 1920).

Сестра генерала М.Д. Скобелева. После смерти брата, Надежда Дмитриевна стала его наследницей. Возглавила комитет «Скобелевского общества», в организации которого приняла самое деятельное участие. 

По словам современника, была одной из первых красавиц своего времени и славилась своим чудным контральто. Будучи видной петербургской дамой, Белосельская много принимала в своем доме на Невском, у Аничкова моста, а летом — в своем дворце на Крестовском острове. 

Кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (меньшого креста).

Брак с 1866 г.

Братья / сестры

В семье было два сына и три дочери:

  • Князь Сергей Константинович (13[25].07.1867 – Тонбридж, Кент, Великобритания, Tonbridge; 20.04.1951), генерал, участник Белого движения, член МОК (1900 – 1908), крупный землевладелец; женат на Сьюзен Такер (Susan Tucker Whittier; Бостон, США, 18.06.1874 – Тонбридж, Кент, Великобритания, 7.12.1934), два сына;
  • Княжна Елена Константиновна (5.08.1869 – Париж, 23.01.1944), с 1892 г. замужем за князем Виктором Сергеевичем Кочубеем (Алупка, 11.10.1860 – Висбаден, 4.12.1923), генералом, адъютантом наследника цесаревича Николая, начальником Главного управления уделов Министерства Императорского Двора и Уделов, одним из членов-учредителей Императорского Православного Палестинского Общества; один сын и две дочери;
  • Князь Эспер Константинович (Санкт-Петербург, 26.09[8.10].1870 или 1871 – Париж, 5.01.1921), яхтсмен, капитан 2 ранга, входил в олимпийскую сборную России по яхтенному спорту (1912); первым браком с 1898 г. женат на Ольге Александровне Базилевской (? – ?), один сын и одна дочь; вторым браком, возможно, неофициальным, женат на француженке Магдалене (Магдалине Яковлевне) Мулен (Madeleine Julie Thérèse Moulin; Люксембург, 31.12.1890 – Хельсинки, 20.07.1973 или 17.07.1974), два сына;
  • Княжна Ольга Константиновна (Карлсруэ, 12.11.1872 – Париж, 26.10.1923), фрейлина;
  • Княжна Мария Константиновна (Санкт-Петербург, 1882 или 28.02.1883 – Брюссель, 6.03.1931), с 1906 г. замужем за Борисом Егоровичем (Георгиевичем) Гартманом (Нижний Новгород, 6.06.1878 – Ментона, 29.04.1950), генерал-майором Свиты Е.И.В., командиром лейб-гвардии Конного полка (1914 – 1917).

Сергей Константинович

Эспер Константинович

Елена Константиновна с мужем и детьми

Мария Константиновна

Учебное заведение

?

Дата выпуска

?

Муж

Князь Владимир Николаевич Орлов (Брюссель, 31.12.1868[12.01.1869]– Le Chateau de Bellefontaine à Fontainebleau, близ Парижа, 29.08.1927), генерал-лейтенант (1915), начальник Военно-походной канцелярии императора Николая II (1906 – 1915).

Участник летних Олимпийских играх 1900 г. в конном спорте.

Дата вступления в брак

29 апреля 1894 г. Развод в 1918 г.

Дети

В семье был один сын:

  • Князь Николай Владимирович (Санкт-Петербург, 12.03.1896 – Нью-Йорк, 30.05.1961), с 1917 г. был женат на княжне императорской крови Надежде Петровне Романовой (Санкт-Петербург или Дюльбер (?), 3[15].03.1898 – Шантийи, Франция, 21.04.1988), две дочери, развод в 1940 г.

Дата назначения фрейлиной

21 апреля 1891 г.

Награды

?

Дата смерти

26 октября 1923 г.

Место смерти

Париж

Место захоронения

Похоронена на кладбище в Нейи-сюр-Сен.

Обстоятельства смерти

?

Комментарии

По словам современников, «самая элегантная женщина Петербурга», «первейшая при дворе дама». Княгиня была одной их наиболее заметных светских дам столицы.

Портрет работы В.А. Серова

В Санкт-Петербурге жила по адресу: набережная реки Мойки, д. 90.

«Ольга Орлова <…> любила приемы у себя на Мойке. Особняк этот по внутренней обстановке походил на музей. У нее собирались дипломаты и дамы, щеголявшие в платьях от лучших портных Парижа».

А.Н. Бенуа писал о ней:

«Она была особой «милой», любезной, добродушной, но не особенно «содержательной»… Она знала толк в нарядах, которые всегда (и несмотря на своё парижское происхождение) отличались какой-либо, иногда и очень смелой оригинальностью. В этом причина, почему именно она пользовалась большим фавором среди художников».

Предположительно, в честь Ольги Константиновны названа Ольгина улица на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Название улицы известно с 1908 г.

В эмиграции с апреля 1919 г. Жила во Франции.

Ссылки

https://goo.gl/mUZFra

https://goo.gl/etBxBJ

https://goo.gl/FGcgqy

https://goo.gl/by8Tr4

https://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=510

https://www.angelfire.com/realm/gotha/gotha/belosselsky.html

https://www.artsait.ru/foto.php?art=s/serov/img/72

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_sp/3770/Ольгина#sel=

https://pochit.ru/pravo/2991/index.html?page=27

https://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopic=31588

См. также: Незабытые могилы, том. 5, стр. 255

Последние новости. – Париж, 1923, 27 окт., №1078

Horace Rumbold. Recollections of a diplomatist, Edward Arnold, London, 1902; Further Recollections of a Diplomatist, Edward Arnold, London, 1903; Final recollections of a diplomatist [1885-1900], Edward Arnold, London, 1905

Буду благодарен за любые дополнения, комментарии, замечания.

Источник

10:18 am – княгиня Орлова

Не обладая особыми талантами, умом и даже красотой, княгиня Орлова (урожденная Белосельская-Белозерская) была, как говорится, “дамой приятной во всех отношениях”. Изящество и изысканный вкус, а также немалое состояние сделали ее заметной фигурой в Петербургском свете и весьма желанной моделью для художников, стремящихся передать аромат эпохи.
“Она не могла стоять, ходить, сидеть, говорить без особых ужимок, подчеркивавших, что она не просто какая-нибудь рядовая аристократка, а… первейшая при дворе дама”, – писал об Ольге Орловой Грабарь.
Кстати, Серов для княгини был только модным портретистом, которого толпа ее поклонников сочла достойным чести увековечить ее облик. Ситуация позирования, “игры на публику” доведена в этом портрете до той черты, где модель уподобляется едва ли не манекену, существующему для того, чтобы на нем демонстрировались роскошные наряды. Княгиня Зинаида Юсупова однажды осведомилась у Серова, почему в этом портрете такую заметную роль играет шляпа, на что художник с улыбкой ответил: “Иначе ведь не была бы княгиня Орлова…” Серов “представил ее одетой как бы для выхода в шляпе и в манто и лишь “присевшей” в ожидании автомобиля… вот-вот услышит она, что “машина подана”, она вскочит и быстрыми шагами своих длинных ног побежит вниз по лестнице. В лице же представлена известная нервная досада, что приходится ждать, а несколько лупоглазый взор полон нетерпеливого недоумения”, – писал Александр Бенуа. В этой ситуации нетерпеливого ожидания, в одиночестве Орлова пребывает в вычурной позе, держит надменную осанку, гордо запрокинув голову – и эта вызывающая надменность граничит почти с вульгарностью, изысканность – с манерностью глянцевой картинки из дамского журнала. Жест Орловой обманчиво-двусмыслен – она одновременно играет длинным жемчужным ожерельем и в то же время указывает на себя как на самую ценную вещь среди окружающих ее дорогих вещей. Портрет разочаровал поклонников красоты и изящества Орловой, Серова обвиняли в несправедливости к модели. Так, князь Щербатов писал: “Как было не использовать исключительно нарядный облик княгини… Что бы сделали из нее Тициан, Веронез?.. И что же у Серова? Черная шляпа, черное платье, но главное – поза: вместо того, чтобы подчеркнуть стройную высокую фигуру, Серов посадил княгиню Орлову на такое низкое сидение, что колени на портрете были выпячены вперед…”

Читайте также:  Дмитрий брусникин биография личная жизнь жена дети

Кроме несомненных живописных достоинств, портрет может служить своеобразным учебным пособием по истории моды эпохи заката модерна. На княгине Орловой светлое шелковое с глубоким декольте – так называемая “нагая мода” 1910-1914 годов. Легкая, струящаяся ткань не скрывает отсутствия обременительных нижних юбок, которые наконец отступили под воздействием реформы белья, начавшейся в 1890-1900-х годах. Меховой палантин выполнен волосом наружу, тогда как в XIX веке мех обращали вовнутрь, а сверху покрывали бархатом или парчой.

В 1910-1911 годах юбки стали настолько узкими, что их пришлось укоротить, чтобы прекрасная половина хотя бы мелкими, семенящими шагами, но все же могла передвигаться. Поэтому обуви и чулкам стали уделять особое внимание. На княгине Орловой модные остроносые лакированные туфли с пряжками и тонкие шелковые “паутиновые” чулки, заменившие ажурные 1907-1908 годов, которые, по замечанию одного из модных журналов того времени, “теперь носят все горничные”.

о Серове
текст отсюда
статья в лирушном дневникеla_belle_epoque

Источник

Цитата сообщения TimOlya

Княгиня Ольга Александровна Орлова, урождённая Жеребцова.

Графиня (1826), княгиня (1856) О́льга Алекса́ндровна Орло́ва, урождённая Жеребцова (1807—25 августа 1880) — супруга видного николаевского вельможи А. Ф. Орлова; статс-дама, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (меньшого креста)[1]. Хозяйка и устроительница великолепного готического дворца в Стрельне. Была известна своим увлечением нумизматикой.

Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова.

Пётр Федорович Соколов

Единственный ребёнок в семье генерал-майора Александра Александровича Жеребцова (1781—1832) от брака с княжной Александры Петровны Лопухиной (1788—1852) — младшей сестры фаворитки Павла I. В девичестве — полная тёзка своей бабушки, знаменитой придворной-авантюристки.

Ольга Александровна Жеребцова

Вуаль, Жан Луи

Ольга Александровна Жеребцова

Вуаль, Жан Луи

****

Получила домашнее воспитание. В детстве и юности много времени проводила с матерью за границей. Они путешествовали по Италии и подолгу жили во Флоренции с братом матери, князем П. П. Лопухиным. В молодости чуть не вышла замуж за герцога Монтебелло, ставшего в 1860 году французским посланником при русском дворе, сына маршала Ланна. И как невеста, уже носила на браслете портрет жениха, но почему-то свадьба не состоялась[2]. Насчёт их пары в обществе даже придумали каламбур.

Флоренция

Светлейший князь Павел Петрович Лопухин (1788 – 1873). Миниатюра работы неизвестного автора.

****

Вышла замуж 14 мая 1826 года за приближённого Николая I, тогда ещё графа, Алексея Фёдоровича Орлова (1786—1861). Свадьба была в Петербурге в присутствии всего двора. Посаженным отцом жениха был император[4]. После свадьбы Орловы поселились в доме княгини А. П. Голицыной, который прилегал к зданию Главного почтамта.

Император Николай I

 Доу, Джордж

Орлов Алексей Федорович (1786-1861) – российский государственный деятель, граф, с 1856 г. князь, генерал-адъютант. Внебрачный сын графа Ф. Г. Орлова.

1825 год

Княгиня Александра Петровна Голицына(1774-1842), племянница статс-дамы А.С.Протасовой, в замужестве за князем А. А. Голицыным.

****

В приданое от отца Ольга Александровна получила родовое имение Жеребцовых в селе Кикино Смоленской губернии, где было около 1000 душ крепостных крестьян, однако в архивах имеется указание на то, что уже в 1830 году имением владел её муж[6]. Вотчину эту получил за многочисленные заслуги в 1757 году от императрицы Елизаветы Петровны ещё её прадед, генерал-поручик А. Г. Жеребцов. На средства нескольких поколений Жеребцовых в Кикино был построен каменный храм во имя Св. Архистратига Михаила, руины которого сохранились до наших дней. Там же доживал свои годы после отставки её отец.

Кикино. Церковь Михаила Архангела

***

Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте супругов, брак их был вполне удачным. Разделяя с мужем его возвышение и почести, летом 1826 года графиня Орлова была удостоена чести сопровождать императрицу Александру Фёдоровну на коронацию в Москву. В феврале 1830 года была пожалована орденом св. Екатерины меньшего креста; в 1847 году получила придворное звание статс-дамы; в 1856 году вместе с мужем и сыном вступила в княжеское достоинство.

Читайте также:  Оксана калетник фото биография личная жизнь

Коронационный портрет императрицы Александры Фёдоровны

Джордж ДОУ 

Ольга Александровна Орлова,урожденная Жеребцова

****

По отзыву Ф. Ф. Вигеля, в характере Алексея Орлова было много «догадливости, смышлености и сметливости, он имел лицо Амура и стан Аполлона Бельведерского»[9], и до старости сохранял юношескую живость и привлекательность. Ольга Александровна имела в обществе репутацию женщины чрезвычайно умной, одаренной едким остроумием, из-за чего её весьма не любили в свете.

Крюгер, Франц. Портрет А.Ф. Орлова.Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

****

Её вердикта в обществе многие боялись, одним словом она могла сделать или омрачить репутацию человеку. В книге «Былое и думы» Герцен рассказывает, как Орлова пыталась по просьбе бабушки облегчить его положение; в итоге её муж выхлопотал Герцену разрешение выехать из николаевской России за границу.

Александр Иванович Герцен

***

Пользуясь полным доверием своего мужа, графиня Орлова знала больше чем кто-либо в Петербурге много государственных и общественных тайн, но никто не мог обвинить её в нескромности или нетактичности. Не любя княгиню Д. Х. Ливен, она открыто называла её тайным агентом и шпионкой, и презирала за то, что она делала свою грязную работу за деньги. Император Николай I графиню Орлову отличал и высоко ценил за её строгие принципы и преданность царскому дому. По словам современников, императрица Александра Фёдоровна робела перед ней, а великие княжны боялись.

Графиня, позже ее высочество Принцесса Доротея фон Ливен

***

В 1833 году супруги Орловы начали строительство загородного дворца в неоготическом стиле в Стрельне, который им стоил 450 тысяч рублей. Ольга Александровна сама наблюдала за ходом всех работ в доме и, по словам современницы, доказала, что имеет хороший вкус. В Стрельне она принимала весь двор и избранную часть общества. Графиня Орлова покровительствовала итальянскому художнику Козрое Дузи, приехавшему в Петербург в 1840 году. По его словам, она была к нему очень добра, хлопотала о заказах и устраивала протекции По воспоминаниям графа Бутурлина, в последующие годы Орлова оставила двор и предпочитала вести самую уединенную жизнь.

Готическая башня дачи Орлова

Ворота усадьбы

Башня-развалина в Орловском парке

Дом привратника (восстановлен в 1951-52)

Туфовый мостик на «Остров любви»

***

После смерти мужа в 1861 году, княгиня Орлова уехала в Италию, чего якобы требовало её слабое здоровье. Она поселилась во Флоренции, где купила палаццо с большим садом, бывший Скиоцци, на улице Ла Скала, который отделала с современным комфортом и роскошью, даже с мебелью петербургской фабрики Гамбса. По словам княгини Е. Радзивилл, там «в царственной обстановке Орлова провела оставшуюся часть своей жизни. Она был очень умной и грозной старушкой, которая оказывала дружественные приемы и участие только тем, кого любила. Её отношения с князем А. А. Ржевуским (её отчимом), были весьма сердечными. Он восторгался своей падчерицей, но всегда чувствовал какое-то стеснение в её присутствии».

Княгиня Екатерина Радзивилл (1858—1941)

Адам Адамович Ржевуский

****

Умерла под Парижем в имении сына Бельфонтен[15] близ Фонтенбло в 1880 году и была похоронена на кладбище Samois-sur-Seine[16]. В браке имела сына Николая (1827—1885; генерал-лейтенант и дипломат) и дочь Анну (1828—1829).

Николай Алексеевич (1827—1885), принимал участие в Крымской войне, при штурме Силистрии был ранен девять раз, лишился левого глаза, кисть левой руки была раздроблена. После оставил военное поприще и перешёл на дипломатическую службу, где был послом в Брюсселе, Париже и Берлине. Был дружен с великим князем Константином Николаевичем. Женат на княжне  (Екатерине Николаевне Трубецкой 1840—1875), сыновья Алексей (1867—1916) и Владимир (1868—1927).

Граф Николай Алексеевич Орлов (1827-1885)

Николай Алексеевич Орлов

Художник В. И. Гау, 1846 год

Екатерина Николаевна Орлова, ур Трубецкая (1840—1875)

Франц Ксавер Винтерхальтер

****

Женщина-нумизмат

Княгиню Орлову отличало исключительно редкое увлечение среди русских аристократок того времени — коллекционирование монет. Известный русский нумизмат того времени Г. И. Лисенко (1784—1842) в своих записках так и называет её — «женщина-нумизмат». О серьёзности увлечения говорит то, что в завещании, обнародованном после смерти Лисенко, именно княгиня была названа первым из трёх претендентов на покупку его бесценного собрания, потеснив при этом самого императора Николая I и графа С. Г. Строганова, тоже страстных коллекционеров. В конце концов, князь Орлов от имени супруги объявил, что она отказывается от этой сделки[17]. Судьба собственной нумизматической коллекции Ольги Александровны неизвестна.

Серия сообщений “***Орловы”:
Часть 1 – Михаил Федорович Орлов: дипломат, декабрист, герой…
Часть 2 – Анна Орлова – дочь Алексея Орлова

Часть 18 – Поволжская усадьба “Усолье” Орловых-Давыдовых
Часть 19 – Заброшенная усадьба Кэти Орловой, последней любви Отто Бисмарка
Часть 20 – Княгиня Ольга Александровна Орлова, урождённая Жеребцова.

Источник

В. Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911. Фрагмент | Фото: virtualrm.spb.ru

В. Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911. Фрагмент | Фото: virtualrm.spb.ru

19 января исполняется 152 года со дня рождения знаменитого русского художника, классика мировой живописи Валентина Серова. В его творческом наследии преобладала портретная живопись, он был одним из самых модных портретистов конца XIX – начала ХХ вв. Знатные аристократки выстраивались к нему в очередь, несмотря на то, что Серов был и самым беспощадным художником – если ему не нравилась модель, он превращал ее портрет практически в шарж, хотя во многих случаях заказчики об этом не догадывались. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом.

Читайте также:  Владимир гусев актер личная жизнь дети фото биография

Княгиня Орлова с супругом на костюмированном балу 1903 г. | Фото: kleinburd.ru и liveinternet.ru

Княгиня Орлова с супругом на костюмированном балу 1903 г. | Фото: kleinburd.ru и liveinternet.ru

На первый взгляд, все в этом портрете совершенно – изображена представительница высшего света, которая слыла самой модной дамой Петербурга, в роскошном наряде, во всем блеске и великолепии своей красоты. Создается ощущение, что она присела лишь на минутку, готовая ехать на очередное светское мероприятие. Поэтому так неустойчива ее поза – она очень занята, ее уже где-то ждут, она остановилась на мгновение и вскоре упорхнет.

Л. Бакст. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, 1909 | Фото: artchive.ru

Л. Бакст. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, 1909 | Фото: artchive.ru

Однако при более детальном изучении картины становятся заметны и другие немаловажные детали. Художник запечатлел модель в момент ее сборов на очередной бал, в ее образе подчеркнута присущая ей легковесность мыслей и чувств, пустое высокомерие и напыщенность, за которыми нет ни глубины переживаний, ни интеллекта. Все ее помыслы сосредоточены исключительно на предстоящих удовольствиях и развлечениях. При этом художник не может сдержать улыбки и даже насмешки: как же бессмысленно и ничтожно такое существование!

В. Серов. Эскиз к портрету княгини Ольги Константиновны Орловой, 1910 | Фото: vserov.ru

В. Серов. Эскиз к портрету княгини Ольги Константиновны Орловой, 1910 | Фото: vserov.ru

Серов намеренно уходит от любования стройностью и грациозностью модели – он изобразил ее сидящей на низком пуфике, да так, что ее острые колени торчали вверх и вперед. Княгиня будто невзначай играет ниткой жемчуга на шее, но этот жест – не что иное, как указание на себя, подчеркивание значительности и важности собственной персоны. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова, и мне все позволено, и все, что я делаю, хорошо».

В. Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911 | Фото: virtualrm.spb.ru

В. Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911 | Фото: virtualrm.spb.ru

Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. За спиной княгини стоит большая ваза, тень от которой на стене намеренно искажена – она повторяет очертания модели в огромной шляпе. Критики отмечали: это тонкий намек на то, что княгиня так же пуста, как и ваза у нее за спиной.

В. Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911. Фрагмент | Фото: virtualrm.spb.ru

В. Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911. Фрагмент | Фото: virtualrm.spb.ru

А. Бенуа о княгине Орловой писал: «Она была особо “милой”, любезной, порой даже добродушной, но не особенно “содержательной”. <…> Она знала большой толк в нарядах, которые всегда отличались какой-либо, иногда и очень смелой, оригинальностью». И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». По отзывам современников, Орлова не интересовалась искусством, ее занимала исключительно мода и светская жизнь. Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья.

С. Сорин. Портрет княгини Ольги Орловой, 1918 | Фото: artpoisk.info

С. Сорин. Портрет княгини Ольги Орловой, 1918 | Фото: artpoisk.info

Часто при работе над заказными портретами Серов не испытывал вдохновения, особенно если заказчик не вызывал у художника симпатии. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Серов знал о надменности и высокомерии гранд-дамы в сочетании с недалеким умом и самовлюбленностью. Поэтому именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета.

С. Сорин. Портрет княгини Ольги Орловой, 1918. Фрагмент | Фото: artforspb.ru

С. Сорин. Портрет княгини Ольги Орловой, 1918. Фрагмент | Фото: artforspb.ru

Серов сам не раз сознавался в том, что его интересует в первую очередь не внешность человека, а его сущность, проявляющаяся во внешних чертах. Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих, и для их знакомых. Художника часто упрекали в том, что он создает шаржи, а не портреты, на что он отвечал: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, я-то чем виноват? Я только высмотрел, подметил».

Княгиня Орлова на костюмированном балу 1903 г. | Фото: hermitagemuseum.org

Княгиня Орлова на костюмированном балу 1903 г. | Фото: hermitagemuseum.org

Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели, и это не могло скрыться от наблюдательных глаз. Несмотря на то, что художник со всем тщанием изобразил и складки дорогого платья, и переливы меха, и шикарную обстановку вокруг модели, чувствовалось его ироничное отношение к позирующей. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.

Супруги Орловы (справа) на свадьбе сына | Фото: liveinternet.ru

Супруги Орловы (справа) на свадьбе сына | Фото: liveinternet.ru

История с Орловой не была единственной: почему русские дворяне опасались заказывать портреты у Серова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник