Княгиня ольга орлова биография личная жизнь
Имя
Княгиня Орлова Ольга Константиновна
Девичья фамилия
Княжна Белосельская-Белозерская
Дата рождения
12 ноября 1872 г.
Место рождения
Карлсруэ
Вероисповедание
Православная
Отец
Князь Константин Эсперович Белосельский-Белозерский (Париж, 16[28].06.1843 – Нёйи-сюр-Сен, Франция, 26.05.1920), генерал-адъютант (1906), крупный землевладелец и заводчик Российской империи.
Был наиболее значимым меценатом Петербургского речного яхт-клуба. Передал клубу в вечное пользование земельный участок на берегу Крестовского острова.
В зрелом возрасте перешел в католичество (1908).
Мать
Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская, урожд. Скобелева (08.07.1847 – Лондон, сентябрь 1920).
Сестра генерала М.Д. Скобелева. После смерти брата, Надежда Дмитриевна стала его наследницей. Возглавила комитет «Скобелевского общества», в организации которого приняла самое деятельное участие.
По словам современника, была одной из первых красавиц своего времени и славилась своим чудным контральто. Будучи видной петербургской дамой, Белосельская много принимала в своем доме на Невском, у Аничкова моста, а летом — в своем дворце на Крестовском острове.
Кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (меньшого креста).
Брак с 1866 г.
Братья / сестры
В семье было два сына и три дочери:
- Князь Сергей Константинович (13[25].07.1867 – Тонбридж, Кент, Великобритания, Tonbridge; 20.04.1951), генерал, участник Белого движения, член МОК (1900 – 1908), крупный землевладелец; женат на Сьюзен Такер (Susan Tucker Whittier; Бостон, США, 18.06.1874 – Тонбридж, Кент, Великобритания, 7.12.1934), два сына;
- Княжна Елена Константиновна (5.08.1869 – Париж, 23.01.1944), с 1892 г. замужем за князем Виктором Сергеевичем Кочубеем (Алупка, 11.10.1860 – Висбаден, 4.12.1923), генералом, адъютантом наследника цесаревича Николая, начальником Главного управления уделов Министерства Императорского Двора и Уделов, одним из членов-учредителей Императорского Православного Палестинского Общества; один сын и две дочери;
- Князь Эспер Константинович (Санкт-Петербург, 26.09[8.10].1870 или 1871 – Париж, 5.01.1921), яхтсмен, капитан 2 ранга, входил в олимпийскую сборную России по яхтенному спорту (1912); первым браком с 1898 г. женат на Ольге Александровне Базилевской (? – ?), один сын и одна дочь; вторым браком, возможно, неофициальным, женат на француженке Магдалене (Магдалине Яковлевне) Мулен (Madeleine Julie Thérèse Moulin; Люксембург, 31.12.1890 – Хельсинки, 20.07.1973 или 17.07.1974), два сына;
- Княжна Ольга Константиновна (Карлсруэ, 12.11.1872 – Париж, 26.10.1923), фрейлина;
- Княжна Мария Константиновна (Санкт-Петербург, 1882 или 28.02.1883 – Брюссель, 6.03.1931), с 1906 г. замужем за Борисом Егоровичем (Георгиевичем) Гартманом (Нижний Новгород, 6.06.1878 – Ментона, 29.04.1950), генерал-майором Свиты Е.И.В., командиром лейб-гвардии Конного полка (1914 – 1917).
Сергей Константинович
Эспер Константинович
Елена Константиновна с мужем и детьми
Мария Константиновна
Учебное заведение
?
Дата выпуска
?
Муж
Князь Владимир Николаевич Орлов (Брюссель, 31.12.1868[12.01.1869]– Le Chateau de Bellefontaine à Fontainebleau, близ Парижа, 29.08.1927), генерал-лейтенант (1915), начальник Военно-походной канцелярии императора Николая II (1906 – 1915).
Участник летних Олимпийских играх 1900 г. в конном спорте.
Дата вступления в брак
29 апреля 1894 г. Развод в 1918 г.
Дети
В семье был один сын:
- Князь Николай Владимирович (Санкт-Петербург, 12.03.1896 – Нью-Йорк, 30.05.1961), с 1917 г. был женат на княжне императорской крови Надежде Петровне Романовой (Санкт-Петербург или Дюльбер (?), 3[15].03.1898 – Шантийи, Франция, 21.04.1988), две дочери, развод в 1940 г.
Дата назначения фрейлиной
21 апреля 1891 г.
Награды
?
Дата смерти
26 октября 1923 г.
Место смерти
Париж
Место захоронения
Похоронена на кладбище в Нейи-сюр-Сен.
Обстоятельства смерти
?
Комментарии
По словам современников, «самая элегантная женщина Петербурга», «первейшая при дворе дама». Княгиня была одной их наиболее заметных светских дам столицы.
Портрет работы В.А. Серова
В Санкт-Петербурге жила по адресу: набережная реки Мойки, д. 90.
«Ольга Орлова <…> любила приемы у себя на Мойке. Особняк этот по внутренней обстановке походил на музей. У нее собирались дипломаты и дамы, щеголявшие в платьях от лучших портных Парижа».
А.Н. Бенуа писал о ней:
«Она была особой «милой», любезной, добродушной, но не особенно «содержательной»… Она знала толк в нарядах, которые всегда (и несмотря на своё парижское происхождение) отличались какой-либо, иногда и очень смелой оригинальностью. В этом причина, почему именно она пользовалась большим фавором среди художников».
Предположительно, в честь Ольги Константиновны названа Ольгина улица на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Название улицы известно с 1908 г.
В эмиграции с апреля 1919 г. Жила во Франции.
Ссылки
https://goo.gl/mUZFra
https://goo.gl/etBxBJ
https://goo.gl/FGcgqy
https://goo.gl/by8Tr4
https://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=510
https://www.angelfire.com/realm/gotha/gotha/belosselsky.html
https://www.artsait.ru/foto.php?art=s/serov/img/72
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_sp/3770/Ольгина#sel=
https://pochit.ru/pravo/2991/index.html?page=27
https://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopic=31588
См. также: Незабытые могилы, том. 5, стр. 255
Последние новости. – Париж, 1923, 27 окт., №1078
Horace Rumbold. Recollections of a diplomatist, Edward Arnold, London, 1902; Further Recollections of a Diplomatist, Edward Arnold, London, 1903; Final recollections of a diplomatist [1885-1900], Edward Arnold, London, 1905
Буду благодарен за любые дополнения, комментарии, замечания.
Источник
Не обладая особыми талантами, умом и даже красотой, княгиня Орлова (урожденная Белосельская-Белозерская) была, как говорится, “дамой приятной во всех отношениях”. Изящество и изысканный вкус, а также немалое состояние сделали ее заметной фигурой в Петербургском свете и весьма желанной моделью для художников, стремящихся передать аромат эпохи.
“Она не могла стоять, ходить, сидеть, говорить без особых ужимок, подчеркивавших, что она не просто какая-нибудь рядовая аристократка, а… первейшая при дворе дама”, – писал об Ольге Орловой Грабарь.
Кстати, Серов для княгини был только модным портретистом, которого толпа ее поклонников сочла достойным чести увековечить ее облик. Ситуация позирования, “игры на публику” доведена в этом портрете до той черты, где модель уподобляется едва ли не манекену, существующему для того, чтобы на нем демонстрировались роскошные наряды. Княгиня Зинаида Юсупова однажды осведомилась у Серова, почему в этом портрете такую заметную роль играет шляпа, на что художник с улыбкой ответил: “Иначе ведь не была бы княгиня Орлова…” Серов “представил ее одетой как бы для выхода в шляпе и в манто и лишь “присевшей” в ожидании автомобиля… вот-вот услышит она, что “машина подана”, она вскочит и быстрыми шагами своих длинных ног побежит вниз по лестнице. В лице же представлена известная нервная досада, что приходится ждать, а несколько лупоглазый взор полон нетерпеливого недоумения”, – писал Александр Бенуа. В этой ситуации нетерпеливого ожидания, в одиночестве Орлова пребывает в вычурной позе, держит надменную осанку, гордо запрокинув голову – и эта вызывающая надменность граничит почти с вульгарностью, изысканность – с манерностью глянцевой картинки из дамского журнала. Жест Орловой обманчиво-двусмыслен – она одновременно играет длинным жемчужным ожерельем и в то же время указывает на себя как на самую ценную вещь среди окружающих ее дорогих вещей. Портрет разочаровал поклонников красоты и изящества Орловой, Серова обвиняли в несправедливости к модели. Так, князь Щербатов писал: “Как было не использовать исключительно нарядный облик княгини… Что бы сделали из нее Тициан, Веронез?.. И что же у Серова? Черная шляпа, черное платье, но главное – поза: вместо того, чтобы подчеркнуть стройную высокую фигуру, Серов посадил княгиню Орлову на такое низкое сидение, что колени на портрете были выпячены вперед…”
Кроме несомненных живописных достоинств, портрет может служить своеобразным учебным пособием по истории моды эпохи заката модерна. На княгине Орловой светлое шелковое с глубоким декольте – так называемая “нагая мода” 1910-1914 годов. Легкая, струящаяся ткань не скрывает отсутствия обременительных нижних юбок, которые наконец отступили под воздействием реформы белья, начавшейся в 1890-1900-х годах. Меховой палантин выполнен волосом наружу, тогда как в XIX веке мех обращали вовнутрь, а сверху покрывали бархатом или парчой.
В 1910-1911 годах юбки стали настолько узкими, что их пришлось укоротить, чтобы прекрасная половина хотя бы мелкими, семенящими шагами, но все же могла передвигаться. Поэтому обуви и чулкам стали уделять особое внимание. На княгине Орловой модные остроносые лакированные туфли с пряжками и тонкие шелковые “паутиновые” чулки, заменившие ажурные 1907-1908 годов, которые, по замечанию одного из модных журналов того времени, “теперь носят все горничные”.
о Серове
текст отсюда
статья в лирушном дневникеla_belle_epoque
Источник
Цитата сообщения TimOlya
Княгиня Ольга Александровна Орлова, урождённая Жеребцова.
Графиня (1826), княгиня (1856) О́льга Алекса́ндровна Орло́ва, урождённая Жеребцова (1807—25 августа 1880) — супруга видного николаевского вельможи А. Ф. Орлова; статс-дама, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (меньшого креста)[1]. Хозяйка и устроительница великолепного готического дворца в Стрельне. Была известна своим увлечением нумизматикой.
Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова.
Пётр Федорович Соколов
Единственный ребёнок в семье генерал-майора Александра Александровича Жеребцова (1781—1832) от брака с княжной Александры Петровны Лопухиной (1788—1852) — младшей сестры фаворитки Павла I. В девичестве — полная тёзка своей бабушки, знаменитой придворной-авантюристки.
Ольга Александровна Жеребцова
Вуаль, Жан Луи
Ольга Александровна Жеребцова
Вуаль, Жан Луи
****
Получила домашнее воспитание. В детстве и юности много времени проводила с матерью за границей. Они путешествовали по Италии и подолгу жили во Флоренции с братом матери, князем П. П. Лопухиным. В молодости чуть не вышла замуж за герцога Монтебелло, ставшего в 1860 году французским посланником при русском дворе, сына маршала Ланна. И как невеста, уже носила на браслете портрет жениха, но почему-то свадьба не состоялась[2]. Насчёт их пары в обществе даже придумали каламбур.
Флоренция
Светлейший князь Павел Петрович Лопухин (1788 – 1873). Миниатюра работы неизвестного автора.
****
Вышла замуж 14 мая 1826 года за приближённого Николая I, тогда ещё графа, Алексея Фёдоровича Орлова (1786—1861). Свадьба была в Петербурге в присутствии всего двора. Посаженным отцом жениха был император[4]. После свадьбы Орловы поселились в доме княгини А. П. Голицыной, который прилегал к зданию Главного почтамта.
Император Николай I
Доу, Джордж
Орлов Алексей Федорович (1786-1861) – российский государственный деятель, граф, с 1856 г. князь, генерал-адъютант. Внебрачный сын графа Ф. Г. Орлова.
1825 год
Княгиня Александра Петровна Голицына(1774-1842), племянница статс-дамы А.С.Протасовой, в замужестве за князем А. А. Голицыным.
****
В приданое от отца Ольга Александровна получила родовое имение Жеребцовых в селе Кикино Смоленской губернии, где было около 1000 душ крепостных крестьян, однако в архивах имеется указание на то, что уже в 1830 году имением владел её муж[6]. Вотчину эту получил за многочисленные заслуги в 1757 году от императрицы Елизаветы Петровны ещё её прадед, генерал-поручик А. Г. Жеребцов. На средства нескольких поколений Жеребцовых в Кикино был построен каменный храм во имя Св. Архистратига Михаила, руины которого сохранились до наших дней. Там же доживал свои годы после отставки её отец.
Кикино. Церковь Михаила Архангела
***
Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте супругов, брак их был вполне удачным. Разделяя с мужем его возвышение и почести, летом 1826 года графиня Орлова была удостоена чести сопровождать императрицу Александру Фёдоровну на коронацию в Москву. В феврале 1830 года была пожалована орденом св. Екатерины меньшего креста; в 1847 году получила придворное звание статс-дамы; в 1856 году вместе с мужем и сыном вступила в княжеское достоинство.
Коронационный портрет императрицы Александры Фёдоровны
Джордж ДОУ
Ольга Александровна Орлова,урожденная Жеребцова
****
По отзыву Ф. Ф. Вигеля, в характере Алексея Орлова было много «догадливости, смышлености и сметливости, он имел лицо Амура и стан Аполлона Бельведерского»[9], и до старости сохранял юношескую живость и привлекательность. Ольга Александровна имела в обществе репутацию женщины чрезвычайно умной, одаренной едким остроумием, из-за чего её весьма не любили в свете.
Крюгер, Франц. Портрет А.Ф. Орлова.Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
****
Её вердикта в обществе многие боялись, одним словом она могла сделать или омрачить репутацию человеку. В книге «Былое и думы» Герцен рассказывает, как Орлова пыталась по просьбе бабушки облегчить его положение; в итоге её муж выхлопотал Герцену разрешение выехать из николаевской России за границу.
Александр Иванович Герцен
***
Пользуясь полным доверием своего мужа, графиня Орлова знала больше чем кто-либо в Петербурге много государственных и общественных тайн, но никто не мог обвинить её в нескромности или нетактичности. Не любя княгиню Д. Х. Ливен, она открыто называла её тайным агентом и шпионкой, и презирала за то, что она делала свою грязную работу за деньги. Император Николай I графиню Орлову отличал и высоко ценил за её строгие принципы и преданность царскому дому. По словам современников, императрица Александра Фёдоровна робела перед ней, а великие княжны боялись.
Графиня, позже ее высочество Принцесса Доротея фон Ливен
***
В 1833 году супруги Орловы начали строительство загородного дворца в неоготическом стиле в Стрельне, который им стоил 450 тысяч рублей. Ольга Александровна сама наблюдала за ходом всех работ в доме и, по словам современницы, доказала, что имеет хороший вкус. В Стрельне она принимала весь двор и избранную часть общества. Графиня Орлова покровительствовала итальянскому художнику Козрое Дузи, приехавшему в Петербург в 1840 году. По его словам, она была к нему очень добра, хлопотала о заказах и устраивала протекции По воспоминаниям графа Бутурлина, в последующие годы Орлова оставила двор и предпочитала вести самую уединенную жизнь.
Готическая башня дачи Орлова
Ворота усадьбы
Башня-развалина в Орловском парке
Дом привратника (восстановлен в 1951-52)
Туфовый мостик на «Остров любви»
***
После смерти мужа в 1861 году, княгиня Орлова уехала в Италию, чего якобы требовало её слабое здоровье. Она поселилась во Флоренции, где купила палаццо с большим садом, бывший Скиоцци, на улице Ла Скала, который отделала с современным комфортом и роскошью, даже с мебелью петербургской фабрики Гамбса. По словам княгини Е. Радзивилл, там «в царственной обстановке Орлова провела оставшуюся часть своей жизни. Она был очень умной и грозной старушкой, которая оказывала дружественные приемы и участие только тем, кого любила. Её отношения с князем А. А. Ржевуским (её отчимом), были весьма сердечными. Он восторгался своей падчерицей, но всегда чувствовал какое-то стеснение в её присутствии».
Княгиня Екатерина Радзивилл (1858—1941)
Адам Адамович Ржевуский
****
Умерла под Парижем в имении сына Бельфонтен[15] близ Фонтенбло в 1880 году и была похоронена на кладбище Samois-sur-Seine[16]. В браке имела сына Николая (1827—1885; генерал-лейтенант и дипломат) и дочь Анну (1828—1829).
Николай Алексеевич (1827—1885), принимал участие в Крымской войне, при штурме Силистрии был ранен девять раз, лишился левого глаза, кисть левой руки была раздроблена. После оставил военное поприще и перешёл на дипломатическую службу, где был послом в Брюсселе, Париже и Берлине. Был дружен с великим князем Константином Николаевичем. Женат на княжне (Екатерине Николаевне Трубецкой 1840—1875), сыновья Алексей (1867—1916) и Владимир (1868—1927).
Граф Николай Алексеевич Орлов (1827-1885)
Николай Алексеевич Орлов
Художник В. И. Гау, 1846 год
Екатерина Николаевна Орлова, ур Трубецкая (1840—1875)
Франц Ксавер Винтерхальтер
****
Женщина-нумизмат
Княгиню Орлову отличало исключительно редкое увлечение среди русских аристократок того времени — коллекционирование монет. Известный русский нумизмат того времени Г. И. Лисенко (1784—1842) в своих записках так и называет её — «женщина-нумизмат». О серьёзности увлечения говорит то, что в завещании, обнародованном после смерти Лисенко, именно княгиня была названа первым из трёх претендентов на покупку его бесценного собрания, потеснив при этом самого императора Николая I и графа С. Г. Строганова, тоже страстных коллекционеров. В конце концов, князь Орлов от имени супруги объявил, что она отказывается от этой сделки[17]. Судьба собственной нумизматической коллекции Ольги Александровны неизвестна.
Серия сообщений “***Орловы”:
Часть 1 – Михаил Федорович Орлов: дипломат, декабрист, герой…
Часть 2 – Анна Орлова – дочь Алексея Орлова
…
Часть 18 – Поволжская усадьба “Усолье” Орловых-Давыдовых
Часть 19 – Заброшенная усадьба Кэти Орловой, последней любви Отто Бисмарка
Часть 20 – Княгиня Ольга Александровна Орлова, урождённая Жеребцова.
Источник
В. Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911. Фрагмент | Фото: virtualrm.spb.ru
19 января исполняется 152 года со дня рождения знаменитого русского художника, классика мировой живописи Валентина Серова. В его творческом наследии преобладала портретная живопись, он был одним из самых модных портретистов конца XIX – начала ХХ вв. Знатные аристократки выстраивались к нему в очередь, несмотря на то, что Серов был и самым беспощадным художником – если ему не нравилась модель, он превращал ее портрет практически в шарж, хотя во многих случаях заказчики об этом не догадывались. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом.
Княгиня Орлова с супругом на костюмированном балу 1903 г. | Фото: kleinburd.ru и liveinternet.ru
На первый взгляд, все в этом портрете совершенно – изображена представительница высшего света, которая слыла самой модной дамой Петербурга, в роскошном наряде, во всем блеске и великолепии своей красоты. Создается ощущение, что она присела лишь на минутку, готовая ехать на очередное светское мероприятие. Поэтому так неустойчива ее поза – она очень занята, ее уже где-то ждут, она остановилась на мгновение и вскоре упорхнет.
Л. Бакст. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, 1909 | Фото: artchive.ru
Однако при более детальном изучении картины становятся заметны и другие немаловажные детали. Художник запечатлел модель в момент ее сборов на очередной бал, в ее образе подчеркнута присущая ей легковесность мыслей и чувств, пустое высокомерие и напыщенность, за которыми нет ни глубины переживаний, ни интеллекта. Все ее помыслы сосредоточены исключительно на предстоящих удовольствиях и развлечениях. При этом художник не может сдержать улыбки и даже насмешки: как же бессмысленно и ничтожно такое существование!
В. Серов. Эскиз к портрету княгини Ольги Константиновны Орловой, 1910 | Фото: vserov.ru
Серов намеренно уходит от любования стройностью и грациозностью модели – он изобразил ее сидящей на низком пуфике, да так, что ее острые колени торчали вверх и вперед. Княгиня будто невзначай играет ниткой жемчуга на шее, но этот жест – не что иное, как указание на себя, подчеркивание значительности и важности собственной персоны. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова, и мне все позволено, и все, что я делаю, хорошо».
В. Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911 | Фото: virtualrm.spb.ru
Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. За спиной княгини стоит большая ваза, тень от которой на стене намеренно искажена – она повторяет очертания модели в огромной шляпе. Критики отмечали: это тонкий намек на то, что княгиня так же пуста, как и ваза у нее за спиной.
В. Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911. Фрагмент | Фото: virtualrm.spb.ru
А. Бенуа о княгине Орловой писал: «Она была особо “милой”, любезной, порой даже добродушной, но не особенно “содержательной”. <…> Она знала большой толк в нарядах, которые всегда отличались какой-либо, иногда и очень смелой, оригинальностью». И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». По отзывам современников, Орлова не интересовалась искусством, ее занимала исключительно мода и светская жизнь. Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья.
С. Сорин. Портрет княгини Ольги Орловой, 1918 | Фото: artpoisk.info
Часто при работе над заказными портретами Серов не испытывал вдохновения, особенно если заказчик не вызывал у художника симпатии. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Серов знал о надменности и высокомерии гранд-дамы в сочетании с недалеким умом и самовлюбленностью. Поэтому именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета.
С. Сорин. Портрет княгини Ольги Орловой, 1918. Фрагмент | Фото: artforspb.ru
Серов сам не раз сознавался в том, что его интересует в первую очередь не внешность человека, а его сущность, проявляющаяся во внешних чертах. Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих, и для их знакомых. Художника часто упрекали в том, что он создает шаржи, а не портреты, на что он отвечал: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, я-то чем виноват? Я только высмотрел, подметил».
Княгиня Орлова на костюмированном балу 1903 г. | Фото: hermitagemuseum.org
Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели, и это не могло скрыться от наблюдательных глаз. Несмотря на то, что художник со всем тщанием изобразил и складки дорогого платья, и переливы меха, и шикарную обстановку вокруг модели, чувствовалось его ироничное отношение к позирующей. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.
Супруги Орловы (справа) на свадьбе сына | Фото: liveinternet.ru
История с Орловой не была единственной: почему русские дворяне опасались заказывать портреты у Серова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник