Княжна мария жена грозного
Черкесская княжна по имени Кученей, дочь кабардинского князя Темрюка, в 1561 году стала второй по счёту женой русского царя Ивана Грозного. Перед свадьбой она перешла в христианство и приняла имя Мария. У этой царицы не самая лучшая репутация: в российских исторических хрониках она представляется жестокой и мстительной особой, которая распаляла в государе его худшие качества. Справедлива ли такая оценка и на чём основываются наши представления о черкешенке, вступившей в брак с русским царём?
Кадр из фильма “Царь” режиссёра Павла Лунгина (2009 год). Актриса Рамиля Искандер в роли Марии Темрюковны.
Происхождение
В некоторых исторических сочинениях Мария Темрюковна предстаёт некой экзотической дикаркой, на которой русский царь женился по непонятной для его окружения прихоти. Такое представление, разумеется, не соответствует действительности. Союз Ивана IV с кабардинской княжной был обычным для того времени династическим браком, преследовавшем среди прочего политические цели.
Черкесы — общее название группы народов (кабардинцев, шапсугов и др.), по сей день проживающих на территории Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Ставрополья и других российских регионов. В XVI веке крупнейшим государственным образованием черкесов была Кабарда — родина Марии Темрюковны. Кабардинские князья имели прочные династические связи соседними ханствами и могли помочь Московскому государству в укреплении позиций на востоке.
О надменности и жестокости
Описание Марии Темрюковны в российских исторических трудах основываются на отзывах современников — а они относились к царице крайне негативно. “Современники пишут, что сия Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, ещё более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его, скоро простывшей“, — так писал о царице историк Николай Карамзин.
Правда, поначалу окружение русского царя отмечало “скромность и застенчивость” юной невесты государя. Однако впоследствии мнение бояр изменилось. По словам историка Сергея Нечаева, “когда Мария Темрюковна вышла после венчания из Благовещенского собора, она и тоном своим, и манерами дала всем понять, что теперь она царица, и никто, кроме её мужа, не смеет становиться на одну ступеньку с нею“.
В дальнейшем упрёки в высокомерии переходят в более серьёзные обвинения. Тот же Нечаев писал: “Жена мастерски умела настраивать царя против других, подталкивала его к жестоким публичным расправам, за которыми потом сама с удовольствием наблюдала с высоты кремлёвских стен“. Крайне предвзято описывает черкешенку Эдвард Радзинский: “Восточная красота, тёмная чувственность и бешеная вспыльчивость […]. Во дворец пришла Азия. Восточная деспотия, насилие — азиатское проклятие России“.
Молва приписывала Марии Темрюковне и побуждение Ивана Грозного к репрессиям, и участие в развратных оргиях, и даже идею о создании опричнины — что не подтверждается никакими надёжными источниками. Часто тиражируемые сведения о том, что именно вторая супруга Ивана IV придумала опричнину, содержатся в “Записках о Московии” Генриха фон Штадена — немецкого авантюриста, ставшего одним из опричников Ивана Грозного. Однако это сочинение полно ошибок и неточностей, так что к информации оттуда стоит относиться с осторожностью. Многие россказни современников о царице носили совсем уж фантастический характер. “Поговаривают, что она не только чувственная, порочная, лживая, злая, но и вообще ведьма. Святая вода так и не смогла омыть её душу”, пересказывает распространённые при московском дворе сплетни французский биограф Ивана Грозного Анри Труайя.
Такой размах наговоров заставляет усомниться в объективности имеющихся у нас сведений о царице-черкешенке. Можно предположить, что бояре склонны были искать внешние причины пробудившейся в царе свирепости — и находили удобное объяснение во влиянии чужестранки, загадочной и оттого пугающей.
“Мрачность” или “царственная сдержанность”?
Такой версии придерживаются некоторые современные историки, которые считают Марию Темрюковну несправедливо оклеветанной. По их словам, царица вела замкнутый образ жизни, что способствовало распространению всевозможных домыслов. При этом “надменность и мрачность” государыни может объясняться особенностями черкесского воспитания: “Демонстрировать свои эмоции на людях у черкесов было не принято, особенно — женщине, тем более — княгине. То, что москвины, более открытые эмоционально, принимали за мрачность — лишь следствие сдержанности кавказских женщин“.
Кроме того, упрёки в “азиатской жестокости” основываются скорее на стереотипах, чем на исторических фактах. Исследователи сходятся в том, что в общественном укладе черкесских народов не прослеживалось никакой чрезмерной жестокости. Вплоть до XIX века у черкесов даже не применялась смертная казнь: преступления перед обществом наказывались изгнанием, а личные обиды разрешались в равном поединке; убить безоружного считалось позором. Так что едва ли кабардинскую княжну можно назвать воплощением “азиатского проклятия России”.
Наконец, среди современников Марии Темрюковны были и те, кто отзывался о ней вполне благожелательно. Митрополит Макарий, лично крестивший черкесскую невесту государя, в 1563 году в предсмертном обращении называл её “боголюбивой и христолюбивой царицей“.
Болезнь и смерть
В русских летописях сохранились сведения о том, что Мария Темрюковна много раз совершала поездки по монастырям (иногда вместе с Иваном Грозным и его детьми от первого брака), пытаясь вымолить благополучную беременность и роды. За восемь лет брака она родила только одного ребёнка, который скончался в младенчестве. В этом, кстати, может быть причина охлаждения Ивана IV к супруге, которое отмечали многие наблюдатели.
В 1569 году во время очередной поездки по монастырям Мария Темрюковна заболела и вскоре умерла. Иван Грозный, однако, полагал, что царицу отравили; в убийстве государыни обвинили двоюродного брата царя, Владимира Старицкого. Его в итоге казнили вместе с женой и дочерью.
Наследие
Для современных кабардинцев Мария Темрюковна является важной исторической фигурой, символом многовековых черкесско-российских связей. Княжне Кученей (или Гуащэней) посвящено множество литературных произведений, в том числе на кабардино-черкесском языке. В центре Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, Марии Темрюковне установлен памятник с подписью: “Навеки с Россией”.
Памятник княжне Гуащэней / царице Марии Темрюковне в Нальчике.
Источник
15-летняя Мария Темрюковна стала второй женой царя Ивана Грозного. Ей приписывают дурное влияние на государя, княжна не только потакала порочности и жесткости мужа, но и сама могла соревноваться с ним в этом. От юной красавицы ожидали благотворного влияния, какое оказывала на Ивана его первая жена Анастасия Романовна. Но надежды не оправдались. Если Анастасии приписывали все возможные женские добродетели, то Марию считали её полной противоположностью. Для простого народа и бояр Черкасская княжна была слишком необычной и непривычной, возможно, что и в этом причина такого отношения к Марии Темрюковне.
Мария Темрюковна
В 1560 году первая и самая любимая жена царя Ивана Грозного 29-летняя Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева скончалась. Государь был сильно опечален и подавлен, но уже через несколько дней начал подыскивать новую избранницу. Бояре тоже спешили с поиском невесты, ведь оставшись вдовцом Иван словно обезумел, стал чрезвычайно подозрительным, везде ему мерещились измены и заговоры. Анастасия умела успокоить мужа, поэтому надеялись, что и новая жена сможет благотворно повлиять на царя.
Иван Грозный
Первую жену Анастасию Иван Грозный самолично выбрал на смотре невест из большого количества претенденток. Теперь же он решил уступить боярам и поискать невесту самого высокого происхождения. Поначалу государь хотел жениться на польской принцессе Екатерине, но не смог договориться с её отцом. Тогда было решено было остановить свой выбор на дочери кабардинского князя Темрюка Кученей, она славилась своей красотой, а для Ивана Грозного это было едва ли не главным требованием к невесте.
Анастасия Романовна
Княжка прибыла в Москву летом 1561 года и своей необычайной красотой не разочаровала царя. Условием брачного союза было крещение Кученей. Сменив веру девушка сменила и имя на более благозвучное для русского народа Мария. Но ожидаемого эффекта на мужа, к разочарованию и бояр и простых людей, княжна не оказала. Даже наоборот, с Марией Темрюковной он стал ещё более раздражительным, вспыльчивым, подозрительным и жестоким. Народная молва приписала это дурному влиянию чужеземной жены, ведь при Анастасии такого не было.
Золотое блюдо Марии Темрюковны, весом 3 кг
Дикая нравом и жестокая душой, так говорили о новой царице в народе. Хоть княжна и сменила веру, но все же некоторые языческие обычаи у неё остались. Ей приписывали и возникновение опричников. Хоть у царя и было два сына, но от молодой жену он ожидал ещё наследников. И не дождался. Единственный сын супругов Василий родился в 1563 году, но прожил всего несколько недель. Вскоре после этого Мария Темрюковна наскучила мужу, он всё чаще тосковал и вспоминал первую жену Анастасию Романовну.
Памятник Марии Темрюковне в Нальчике
Мария Темрюковна пробыла царицей всего восемь лет, а потом заболела и ушла в мир иной 6 сентября 1569 года. Молодой, красивой и никогда не жаловавшейся на здоровье княжне было всего 23 года. Это дало основание Ивану Грозному ещё больше уверовать в плетущиеся вокруг него заговоры. Многие попали под опалу, хотя сам царь был уже давно равнодушен к жене. Он не сомневался, сначала Анастасия Романовна, а затем Мария Темрюковна стали жертвами интриг бояр. Погрустив немного, Иван Грозный объявил о поиске новой жены, на этот раз он сам хотел выбрать на смотре невест красавицу, которая пришлась бы государю по душе.
Было интересно? Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал
Источник
кадр из фильма “Царь”, в роли Марии – Рамиля Искандер, фото с сайта www.yandex.ru
После смерти Анастасии Романовой сразу же начались разговоры о том, кто станет новой царицей. Как бы ни горевал Иван IV Грозный по умершей жене, а окружение его подталкивало к новому браку. Здесь работает то же правило, что и в фразе: «Умер король. Да, здравствует король!», свято место пусто не бывает. Конечно, каждый боярин хотел бы видеть на месте царицы свою дочь или родственницу. Ведь это был самый простой и верный путь к возвышению, что показывал пример Захарьиных – Юрьевых (Романовых), которые были родственниками первой жены царя.
Но царь Иван уже не рассматривал боярских дочерей, в качестве возможных невест, он метил выше. И жениться царь захотел на дочери польского короля – Екатерине. Однако, свадьба не состоялась, ибо отец невесты требовал в качестве подарка Псков, Смоленск и Новгород. Дороговато выходила такое родство и Иван IV эту идею отринул.
Бояре вздохнули с облегчением, это опять же давало шансы их дочерям. Но Иван, подозревавший приближенных в отравлении царицы Анастасии, решил поступить иначе. В 1560 году он послал сватов на Кавказ.
кадр из фильма “Царь”, в роли Марии – Рамиля Искандер, фото с сайта www.yandex.ru
15.07.1561 года в Москву приехали дети кабардинского князя Темрюка: сын – Салтанкул и дочь – княжна Кученей. Кученей переводится с кабардинского как — «глаза княжны», красивое имя. На момент приезда в Москву княжне Кученей было около 16 лет, она родилась примерно в 1545 – 1546 годах. Девушка она была красивая, что отмечают современники.
Она пленила царя красотой
Княжна царю приглянулась и вскоре была крещена Марией, во имя святой Марии Магдалины. После крещения княжне были вручены богатые дары.
А 21.08.1561 года состоялось венчание Марии и Ивана. При этом современники отмечали, что некоторые обряды на свадьбе были странными и языческими. Видимо, царь захотел сделать приятное невесте, и соблюл какие-то свадебные кабардинские обычаи. Невесте было 16 лет, а жениху 31 год, вдвое старше.
Этот брак предсказуемо возвысил родственников новой царицы князей Черкасских. Боярам это, конечно, не нравилось, и сама царица им была не симпатична.
В феврале – марте 1563 года царица родила Ивану сына Василия, но мальчик прожил только два месяца.
кадр из фильма “Царь”, в роли Марии – Рамиля Искандер, фото с сайта www.yandex.ru
Царица сопровождала царя в богомольях, ездила с ним по монастырям, поэтому нет оснований полагать, что брак был тягостен для Ивана. Ведь если бы он не захотел взять Марию с собой в поездку, она бы осталась в Москве. К тому времени нрав Ивана становится еще круче и жестче.
Многие винят царицу Марию в том, что она потакала дурным наклонностям мужа, была злой, черствой и жестокой. Но царь был взрослым мужчиной, которому шел четвертый десяток, а жене его еще и не было двадцати лет. Я сомневаюсь в сильном влиянии злого нрава Марии на Ивана. Просто на момент первого брака, царь был значительно моложе, с женой Анастасией они были практически ровесниками, и она могла где-то его одернуть, где-то успокоить. А шестнадцатилетняя девчонка, скорее всего, его просто боялась, тем более невеста была с Кавказа, где женщины не могут ослушаться мужчину.
Видимо, царь Иван просто к тридцати годам «созрел», он находился в постоянной конфронтации с боярами. Его нрав проявился «во всей красе», а царица Мария не считала необходимым его смягчать. Родственники её были в фаворе, видимо, внушали ей, что царя злить нельзя, иначе семье будет плохо.
кадр из фильма “Царь”, в роли Марии – Рамиля Искандер, фото с сайта www.yandex.ru
Но один совет царица Ивану всё же дала (по крайне мере он один точно сохранился в истории), совет состоял в том,
чтобы он отобрал для себя из своего народа 500 стрелков и щедро пожаловал их одеждой и деньгами и чтобы повседневно и днём, и ночью они ездили за ним и охраняли его.
Так началась опричнина.
06.09.1569 года Мария Темрюковна умерла. Что стало причиной смерти неизвестно, ей не исполнилось даже 24 лет, и всего 8 лет Мария пробыла царицей. Царь по традиции подозревал бояр в отравлении жены.
Мария Темрюковна была похоронена в Вознесенском соборе у западной стены храма рядом с царицей Анастасией Романовной (слева от её захоронения). Значит, царь одинаково почитал обеих покойных жен. В духовной грамоте царь просил сыновей поминать Марию, что опять же свидетельствует о нежных чувствах к супруге.
Марию Темрюковну не забывают, в 1957 году в центре Нальчика ей был установлен памятник в честь 400-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России.
фото памятника, источник сайт www.yandex.ru
Надеюсь, статья была интересна) Если это так – ставьте лайк и подписывайтесь на канал)
Жены царя Ивана Грозного: Анастасия Романова
Жены царя Ивана Грозного: Марфа Васильевна Собакина
Жены царя Ивана Грозного: Анна Алексеевна Колтовская
Жены царя Ивана Грозного: княжна Мария Долгорукая (Долгорукова)
Жены царя Ивана Грозного: Анна Григорьевна Васильчикова
Жены царя Ивана Грозного: Василиса Мелентьева
Жены Ивана Грозного: Мария Фёдоровна Нагая
Королева Изабелла – «Французская Волчица» (часть 1)
Шесть жен Генриха VIII: Екатерина Арагонская – жена № 1
Елизавета Йоркская – «Белая принцесса»
Жакетта – мать королевы, обвиняемая в колдовстве
Маргарет Поул – еще одна жертва Генриха VIII
Анна Невилл – королева Англии и дочь «делателя королей»
Источник
Второй женой Ивана IV стала кабардинка Кученей (1545/1546—1569), дочь князя Темрюка. В историю она вошла, как Мария Темрюковна. Имя будущей царице дали в ходе таинства обряда православного крещения в честь святой Марии Магдалины.
Оригинальное имя Кученей (кабард.-черк. Гуэщэнэ, Гуэщэней) переводится с кабардинского как — «глаза княжны».
В былинах упоминается как Мария Демрюковна (Добрюковна), Крыльская царица, Крымская поляница
Свадьба
Разговоры о новой женитьбе Ивана начались на восьмой день после кончины Анастасии Романовны. «Митрополит, Святители, Бояре торжественно предложили ему искать невесты: законы пристойности были тогда не строги» (Википедия). Царь был готов взять в жены Екатерину, сестру короля Польши, но тот потребовал отдать ему Новгород, Псков и Смоленск в ответ на благословение.
В 1560 году было решено искать невесту у Черкасских князей, куда и отправились Мякинин с Вокшериным в качестве сватов. Шестнадцатилетняя княжна Кученей «из черкас пятигорских девица» прибыла в Москву в сопровождении брата в середине июля 1561 года и поселилась неподалеку от Кремля. Вскоре писаная красавица, не знавшая русского языка, была представлена царю, который незамедлительно признал ее своей невестой, подарив кольцо и платок, расшитый жемчугами.
«Господине Теврюге! Аще сицевая доброта дщери твоея, а нашия великия государыни Марии Теврюговны, то государю нашему царю и великому князю Ивану Васильевичу любима будетъ, а нас онъ, государь, за сие великое дѣло жаловать станетъ, а сия дщерь твоя с нимъ, государемь, царствовать въ велицѣй славе станетъ». — Повесть о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне
Венчание Ивана Грозного и Марии Темрюковны пришлось на 21 августа и состоялось в Успенском соборе. Свадьба была ознаменована присоединением Кабардино-Балкарии к России.
Видимо, свадебным подарком было блюдо из Оружейной палаты (диаметр — 42,3 см, вес — почти 3 кг), декорированное чернью, на котором, вероятно, ей поднесли свадебный головной убор. Изготовленное из трёхкилограммового куска золота свадебное блюдо Марии Темрюковны считается одним из шедевров, сделанных русскими мастерами золотого дела.
Брак Ивана, заключённый вскоре после кончины его первой жены Анастасии Романовны, привёл к возвышению родственников Марии — князей Черкасских, в дальнейшем игравших большую роль в русской истории. Один из её племянников — Хорошай-мурза, во св. крещении Борис Камбулатович, был женат на родной сестре патриарха Филарета Никитича, Марфе.
«После этого (смерти Анастасии) он (Иван) женился на одной из черкесских княжен, от которой, насколько известно, у него не было потомства. Обряды и празднества, сопровождавшие эту женитьбу, были столь странными и языческими, что трудно поверить, что всё это происходило в действительности». — английский дипломат Джером Горсей.
Семейная жизнь
Во втором браке у Ивана родился царевич Василий (1563 год), но прожил всего два месяца и больше у супругов детей не было, по крайней мере, исторически зафиксированных.
Мария не интересовалась домашними делами, она любила всюду сопровождать мужа: в объездах по монастырям, на охоте, в военных походах, на публичных казнях и медвежьих травлях. Не отставала царица от Ивана IV и в плане распутства. Летописи сохранили слова, характеризующие главные черты нрава второй жены Ивана Грозного: «На злые дела падущая». В отличие от добродетельной Анастасии Романовны, Мария Темрюковна не старалась утихомирить буйный нрав мужа и даже потакала ему. Согласно воспоминаниям Генриха Штадена, именно Мария Черкасская Горская подсказала супругу создать опричнину:
Некоторые [из прежних великих князей] заводили было опричные порядки, но из этого ничего не выходило. Также повелось и при нынешнем великом князе, пока не взял он себе в жёны княжну, дочь князя Михаила Темрюковича из Черкасской земли. Она-то и подала великому князю совет, чтобы отобрал он для себя из своего народа 500 стрелков и щедро пожаловал их одеждой и деньгами и чтобы повседневно и днём, и ночью они ездили за ним и охраняли его. С этого и начал великий князь Иван Васильевич всея Руси и отобрал из своего народа, а также и из иноземцев особый избранный отряд. И так устроил опричных и земских.
Восемь лет этого брака оставили в памяти народа бесконечную череду казней и репрессий. Государством правила жестокость.
Кроме своей красоты, девушке нечем было удерживать интерес Ивана, который быстро к ней охладел и не обращал внимания на ее разгульную жизнь, окружив себя наложницами.
Смерть Марии Темрюковны
Вторая супруга Ивана Грозного скончалась вскоре после возвращения в Александрову слободу из Вологды. Климат российского севера стал губительным для горячей черкешенки. Дата ее смерти – спорный вопрос. Одни историки указывают на 1 сентября 1569 года, другие склоняются к 6 сентября. Марию Темрюковну похоронили слева от могилы царицы Анастасии Романовны, в Вознесенском соборе.
И вновь, Иван высказал свои подозрения о том что Мария «злокозньством отравлена бысть», подозревая в этом бояр. По словам Карамзина:
«1 Сентября 1569 года скончалась супруга Иоаннова, Мария, едва ли искренно оплаканная и самим Царём, хотя для соблюдения пристойности вся Россия долженствовала явить образ глубокой печали: дела остановились; Бояре, Дворяне, Приказные люди надели смиренное платье, или траур (шубы бархатные и камчатные без золота), во всех городах служили панихиды; давали милостыню нищим, вклады в монастыри и в церкви; показывали горесть лицемерную, скрывая истинную, общую, производимую свирепством Иоанна, который чрез десять дней уже мог спокойно принимать иноземных Послов во дворце Московском, но спешил выехать из столицы, чтобы в страшном уединении Александровской Слободы вымыслить новые измены и казни. Кончина двух супруг его, столь несходных в душевных свойствах, имела следствия равно несчастные: Анастасия взяла с собою добродетель Иоаннову; казалось, что Мария завещала ему превзойти самого себя в лютых убийствах. Распустив слух, что Мария, подобно Анастасии, была отравлена тайными злодеями, он приготовил тем Россию к ужаснейшим исступлениям своей ярости».
Памятник Марии-Кученей в г. Нальчик
Духовная грамота царя Ивана Васильевича (июнь-август 1572 г.) упоминает покойных Марию Темрюковну и следующую жену Марфу Собакину с просьбой царевичам Ивану и Фёдору поминать их: «А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери [Анастасию Романовну], поминали во всём по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно»
Loading…
Источник