Кокто жан биография личная жизнь
Биография
Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же сексуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания – гипнотическим транс-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.
Детство и юность
Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет смерть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.
Жан Кокто в молодости
Воспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.
Творчество
Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.
Стихи Жана Кокто
Творческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».
В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до смерти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.
Книги Жана Кокто
В художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.
В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».
Жан Кокто и Эдит Пиаф
Участие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.
Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Петух и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».
Портрет Жана Кокто в молодости
Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.
В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений практически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».
Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:
«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».
Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.
Жан Кокто
В круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:
«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».
Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.
Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.
Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»
Затем сел в кресло постановщика только после войны. Писатель создал фильм по мотивам сказки «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. В фильмографию вошли картины «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Последняя лента примечательна тем, что это автопортрет автора и ее финансировал Франсуа Трюффо, ярый поклонник Кокто.
Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и пространство. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.
Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»
За несколько месяцев до смерти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.
Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.
Личная жизнь
Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был бисексуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой смерти состоял в отношениях с Жаном Маре.
Жан Кокто и Наталья Палей
История любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.
Жан Кокто и Жан Маре
Благодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.
Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.
Смерть
Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.
К смерти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Характер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после смерти обязательно вернется.
В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.
Библиография
- 1918 – «Петух и Арлекин»
- 1919 – «Потомак»
- 1923 – «Самозванец Тома»
- 1926 – «Призыв к порядку»
- 1929 – «Ужасные дети»
- 1935 – «Портреты-воспоминания»
- 1962 – «Реквием»
Цитаты
«С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
«Надо быть и живым человеком, и посмертным художником одновременно».
«Секрет всегда имеет форму уха».
«Время от времени следует отдохнуть от безделья».
«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».
Источник
Жизнь некоторых людей настолько невероятна и удивительна, что гораздо больше похожа на вымысел, чем если бы такую удивительную историю и впрямь пытались придумать. Жан Кокто – известный писатель, поэт, драматург, художник, режиссер и человек, повлиявший на многих деятелей XX века. Он прожил исключительно невероятную жизнь.
Истоки любви к творчеству
Родился Жан Кокто (Jean Maurice Eugène Clément Cocteau) в 1889 году во Франции. Его отец покончил с собой, когда Жану было 9 лет. Воспитанием мальчика занялся дед, который привил будущему деятелю любовь к искусству. В 1910-1920 годы Жан сформировался как поэт, отдавая дань уважения дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». С середины 1910-х годов он вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
Кокто сочинял поэзию, прозу, пьесы и критику, поставил несколько фильмов, нарисовал тысячи скетчей и картин, оформлял балеты Дягилева, сотрудничал с такими композиторами, как Стравинский, Сати, Мийо, Пуленк, Онеггер и Менотти, играл в кино и в театре, стал одним из основателей Фестиваля проклятых фильмов, который состоялся в Биаррице в 1949 году, играл джаз в нескольких парижских клубах и лично натренировал конченого боксёра из Панамы по имени Эл Браун до титула чемпиона мира в весовой категории «петуха».
Единственной формой визуального искусства, которую он не практиковал, была фотография. Однако сам Кокто позировал величайшим фотографам мира — Анри Картье-Брессону, Жаку-Анри Лартигу, Мэну Рэю, Ирвингу Пенну. Он вёл кипучую деятельность, при этом производя впечатление абсолютного бездельника. А в жизни чаще бывает совершенно наоборот.
Яркая жизнь и влияние на видных деятелей
Кокто стал человеком, которого ненавидела и преследовала вся Франция, и в этом была лишь щепотка его параноидальной мании величия. Постоянный налёт скандальности из-за употребления наркотиков и обвинений в развращении молодых людей никогда не покидал его. Он первым открыто занимался такими вещами, как самопиар и самораскрутка, став первым медийным самопиарщиком двадцатого столетия.
В 1930 году он дебютировал с кинофильмом «Кровь поэта», хотя, по собственному признанию, совершенно ничего не понимал в кино.
«Мои ошибки впоследствии были приняты за находки и открытия», — признавался он позже.
И ставка на кино сработала: в наше время редко увидишь выставку картин Кокто в музеях или его пьесу в театре, даже книг на прилавках магазинов что-то не видно. Зато фильмы Кокто (от «Крови поэта» до «Завещания поэта») можно отыскать без труда и употребить именно в том виде, в котором они были задуманы и исполнены самим Кокто. Его картины оказали прямое и непосредственное влияние на всю без исключения Новую волну (Годар, Трюффо, Варда, Рене) и на таких режиссёров, как Мельвиль, Пазолини, Бертолуччи, Энгер, Гринуэй, Фассбиндер и Джармен. То есть на любого из когорты «священных чудовищ» и «проклятых поэтов» кино. А «Кровь поэта» Кокто ни много ни мало дала начало альтернативной ветке арт-кино, последней из ярких работ в которой стоит киноцикл Мэтью Барни «Кремастер».
Внутри Кокто, как у многих людей творчества и художников, противоборствовали прямо противоположные и несовместимые наклонности и стремления. Всю жизнь он страдал от опиумной наркозависимости (в середине 1930-х Кокто выкуривал 30 трубок опиума в день), которая плохо сочеталась с его превалирующей гомосексуальностью, и еще меньше — с непоколебимой католической верой. И всё это отражалось весьма причудливо в его работах. Хотя Кокто не делал секрета из своей гомосексуальности, он так и не написал никогда неприкрыто гомосексуального текста и даже в мемуарах аккуратно обходил эту тему.
За несколько месяцев до своей смерти Жан Кокто снял свой последний фильм. Это была 25-минутная короткометражка под названием «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». На ней изображен сам режиссер, который обращался к потомкам. Когда послание для XXI века было отснято, плёнку спрятали в коробку, запечатали и отправили по почте с тем условием, что открыто оно должно быть не раньше 2000 года. Умер Жан Кокто 11 октября 1963 года, оставив немалый след в истории и творчестве.
Источник
Жан Кокто. Король богемы. Принц поэтов. Певец сюрреализма. Законченный наркоман. Истинный католик. Скандальный гомосексуал. Гениальный музыкант, драматург, режиссер, художник…
«Я правда и вымысел одновременно», — говорил о себе Жан Кокто. Он во всем стремился быть первым, чтобы стать единственным. И ему это удалось.
Вундеркинды, как правило, дети родителей с богатым воображением.
(Жан Кокто / НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ )
Родился Жан Морис Эжен Клеман Кокто 5 июля 1889 года в Мэзон-Лаффит, недалеко от Парижа. В буржуазной, вполне культурной и импонирующей искусству семье, принадлежащей к среднему классу. Отец работал адвокатом, но считал себя художником и немного музыкантом. Мать и дня не могла прожить без театральной премьеры или другого светского мероприятия. Про отца активно ходил слух о его нетрадиционной сексуальной ориентации. И о том, что он вообще не был ничьим отцом. Впрочем, отца (или не отца) своего Жан почти не знал и не видел. Поскольку детство провел в огромном доме своего деда, окруженный любовью и заботой многочисленных тетушек, братьев и сестер.
А затем, когда мальчику было 9 лет, его экстравагантный родитель покончил с собой. Тем самым оказав сыну огромную услугу. Мальчик настолько тяжело переживал эту потерю, что тема Смерти, которую он назвал «своей возлюбленной», всю оставшуюся жизнь будоражила его воображение, давая импульс для творчества.
В школе Кокто учился отвратительно. И все, что он вынес их стен учебного заведения, свелось к образу его смазливого одноклассника Пьера Даржело, который стал для Жана эталоном мужской красоты, выявил его нетрадиционные сексуальные предпочтения, и был запечатлен практически в каждом его юношеском произведении.
Нормального образования Жан Кокто, в итоге, так и не получил. В 15 лет разругался с матушкой, которая, по его мнению, слишком жестко его контролировала, покинул отчий дом и решил стать поэтом.
Активно писать стихи Кокто начал с 1906 года. А уже через два года дебютировал, как профессиональный поэт: «Лампа Аладдина» (1908),
За год до смерти, в 1962 году, Жан Кокто издал поэму «Реквием», в которой старательно и скрупулезно собрал воедино все основные мотивы своего творчества. Чтобы потомки ничего не упустили.
Стиль – это простой способ говорить сложные вещи.
(Жан Кокто / ЛИТЕРАТУРНЫЙ СТИЛЬ)
На «белом коне» поэзии ворвался Кокто в мир литературы, а заодно и музыки, театра, изобразительного искусства и кино. Он оказался многогранной личностью. К тому же, умеющей сводить знакомство с «нужными» людьми.
Знаменитый актер Эдуард де Макс, Марсель Пруст, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский, поэт Гийом Аполлинер и, наконец, Сергей Дягилев. Такого рода мега-звезды находились «на службе» многочисленных талантов Кокто, всячески его пиаря и продюссируя.
Говорят, что Сергей Дягилев, «Русские сезоны» которого свели с ума Париж в 10-е годы XX века, создал Жана Кокто, сказав ему свое знаменитое: «Жан, удиви меня!»
Жан удивил. Свел с ума Францию и весь мир. И не переставал удивлять всех до самой смерти. Удивив Дягилева, Кокто стал работать на него. Сделал афиши с портретами Нижинского и Карсавиной, начал сочинять либретто. «Первый блин» — либретто к балету «Синий бог» — был совсем плох. Но Кокто тут же реабилитировался, придумав ни на что не похожие «Парад» и «Голубой экспресс».
Это стало началом эпохи сюрреализма. «Парад» был клубком диких и невиданных идей. Балет не имел сюжета — зазывалы перед балаганом показывали фрагменты своих номеров, но главного, того, что происходит внутри, возмущенной публике так и не давали увидеть. Музыка композитора «нового времени» Эрика Сати представляла собой обработку уличных мелодий, сопровождавшуюся какофоническими шумами: стуком пишущей машинки, ревом двигателей. Движения, имевшие слабое отношение к танцу, придумал сам Кокто. Костюмы и декорации к сему действу сделал Пабло Пикассо.
Зрители неистовствовали, скандалили, кричали «Русские — боши!», но не уходили. А три года спустя, и вовсе привыкли и стали принимать спектакль с таким восторгом, что Дягилев навсегда оставил его в своем репертуаре.
А Жан Кокто начал свою карьеру великого фокусника и мистификатора, для которого нет ничего святого, не исключая и собственных творений.
Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем.
(Жан Кокто / ИСКУССТВО И ХУДОЖНИК )
Авангардистский «Парад» сменяет фарс «Бык на крыше». Затем следует пародия на авангард и на себя самого, пантомима «Новобрачные с Эйфелевой башни». Следующая мистификация — «Давид» на музыку Стравинского, «Антигона», «Эдип».
Но тут в юноше просыпается талант художника. Вдохновленный эксцентричными полотнами Пикассо, Жан заявляет о себе как график.
В 20-х годах выходит альбом рисунков Жана Кокто, который Пабло Пикассо подписал: «Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».
Кокто прекрасно чувствует себя в амплуа художника. Он выпускает книги рисунков, делает афиши и декорации к спектаклям, а помимо того — удивительно расписывает несколько церквей в окрестностях Парижа и в Лондоне.
Но в рамках одного и даже двух видов искусств Жан Кокто существовать не способен. И он начинает писать пьесы. Творения Кокто-драматурга нередко сопровождались скандалами и всегда — шумом. Собирали лучших актеров: Шарля Дюллена, Жана Маре, Ивонн де Бре, Жанну Моро.
Удивительно, но слава преследовала Жана Кокто во всех его начинаниях. Зачастую – скандальная, но всегда грандиозная.
Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство.
(Жан Кокто / ТЕАТР И РЕЖИССУРА )
Новое и чрезвычайно плодотворное поле деятельности он обрел в кинематографе, сняв в 1930 году свой первый фильм «Кровь поэта», ставший «фундаментом» его личной мифологии.
Сегодня крайне мало людей знает Кокто-поэта, еще меньше слышали произведения Кокто-музыканта и выдели работы Кокто-художника. Но Кокто-режиссера и сценариста знают все. Кроме того, не раз он выступал и как актер.
Помимо фильмов, снятых им по собственным сценариям: «Орфей» (1950) и «Завещание Орфея» (1959), Кокто стал сценаристом для Жана Деланнуа и Робера Брессона. Его роман «Ужасные дети» экранизирован Мельвилем. Позже сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощен Бертолуччи в фильме «Мечтатели».
В искусстве, Жан Кокто игнорировал «запретные темы». Мало того, бравировал ими. Откровенная эротика, традиционно и нетрадиционно ориентированная, переплеталась в его пьесах и сценариях с самыми романтическими моментами. Жизнь сутенеров, проституток и мальчиков с панели, щедро сдобренная опиумом и кокаином, без малейшей фальши вписывалась в самые светлые и проникновенные тексты. И никакого надрыва или апломба. Никаких видимых усилий, нравственной борьбы и мук творчества. Необыкновенная легкость. Непосредственность, граничащая с детскостью. «Вечный гамен», не повзрослевший ребенок, внешне, даже в старости, похожий на вихрастого мальчишку.
Такт в дерзости – это умение почувствовать, до какого предела можно зайти слишком далеко. (Жан Кокто / УХАЖИВАНЬЕ )
После войны Жан Кокто посвятил свою жизнь и творчество своему молодому любовнику Раймону Радриге, талантливому юноше, написавшему в 15 лет гениальный роман. Но счастье длилось недолго. Вскоре Радиге умер от тифа в двадцать лет, и это стало огромным потрясением для Кокто. То, что он пережил, он назвал потом «операцией без хлороформа». Стараясь преодолеть боль утраты, Жан Кокто увлекся курением опиума. Да так, что угодил в наркологическую клинику, выйдя из которой, опубликовал эссе «Опиум» с собственными иллюстрациями, выполненными в манере экспрессионизма.
А потом Жан Кокто встретил Жана Маре.
История — это правда, которая становится ложью. Миф — это ложь, которая становится правдой. (Жан Кокто / МИФЫ )
История о двух необыкновенных людях — Жане Маре и Жане Кокто, которых парижане называли «Два Жанно» — до сих пор популярна в Париже. Один был великим поэтом, драматургом и режиссером. Второй стал великим артистом благодаря помощи и любви Жана Кокто. Когда они встретились впервые, Кокто было 48, а Маре всего 24 года. Кокто заинтересовался Маре, стал помогать ему репетировать роль. Все получалось, и вдруг…
Кокто позвонил и сказал:
— Случилась катастрофа.
Маре в ужасе примчался к нему.
— Случилась катастрофа, — повторил Кокто, когда Маре вошел. — Я влюбился в вас.
Они были вместе 26 лет. Кокто писал для Маре пьесы, ставил фильмы, посвящал ему стихи. Возил по всему миру. Кокто разгадал глубокий драматический талант актера. В фильмах и спектаклях, поставленных Кокто, Жан Марэ был загадочным, поэтичным ангелом во плоти.
Этот нетривиальный союз, над которым сначала посмеивались, потом стали уважать, стал союзом душ и творческим содружеством, где каждый из них вдохновлял другого.
Если ты знаменитость, неприятно, что все кругом тебя знают, и совершенно ужасно, когда тебя не узнают. (Жан Кокто / СЛАВА )
Кокто сочинил тома поэзии, прозы, написал множество пьес и критики, нарисовал тысячи скетчей и картин. Он оформлял балеты Дягилева, сотрудничал с такими композиторами, как Стравинский, Сати, Мийо, Пуленк, Онеггер и Менотти, играл в кино и в театре, ставил спектакли, снимал кино, играл джаз в парижских клубах и очень любил фотографироваться.
Французы хулили за его непостоянство, называя «общественным хамелеоном», фривольным эстетом. Франция ненавидела и преследовала его, сотрясаясь в конвульсиях гомофобии, презирала его богемный стиль жизни. Постоянный флёр скандальности из-за употребления наркотиков и развращенности никогда не покидал его. Он всегда был на виду.
Он открыл самопиар и самораскрутку и стал первой медийной персоной двадцатого столетия.
Главным творением Кокто был его собственный публичный образ, над которым он работал так же скрупулезно и вдохновенно, как над своими пьесами и сценариями.
Сделайте вид, что вы плачете, друзья мои, потому что поэт только делает вид, что он мертв. ( Жан Кокто/ ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ )
В 1955 Жан Кокто стал членом Французской Академии. Затем Королевской Академии Бельгии. Он был командором ордена Почетного легиона, членом Академии Малларме, почетным президентом Каннского кинофестиваля, Академии джаза и других. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, открыт его дом-музей.
11 октября 1963 года в день своей смерти, Жан Кокто сказал: «С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
А за несколько месяцев до этого, в августе, Кокто снял свой последний фильм, 25-минутную короткометражку под названием «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год» . Она состоит из всего лишь одного плана — Кокто лицом к камере обращается с речью к потомкам.
Жан Кокто был похоронен в часовне XII века возле своего дома среди фресок, специально созданных им ко дню своей смерти. Андре Моруа назвал похороны Кокто настоящим шедевром.
В качестве эпитафии на надгробии — выбранная самим Кокто фраза: «Я остаюсь с вами».
© Елена Атай
Источник