Кокто жан биография личная жизнь

Кокто жан биография личная жизнь thumbnail

Биография

Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же сексуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания – гипнотическим транс-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.

Детство и юность

Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет смерть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.

Жан Кокто в молодостиЖан Кокто в молодости

Воспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.

Творчество

Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.

Стихи Жана Кокто

Творческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».

В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до смерти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.

Книги Жана КоктоКниги Жана Кокто

В художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.

В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».

Жан Кокто и Эдит ПиафЖан Кокто и Эдит Пиаф

Участие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.

Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Петух и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».

Портрет Жана Кокто в молодостиПортрет Жана Кокто в молодости

Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.

В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений практически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».

Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:

«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».

Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.

Жан КоктоЖан Кокто

В круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:

«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».

Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.

Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.

Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»

Затем сел в кресло постановщика только после войны. Писатель создал фильм по мотивам сказки «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. В фильмографию вошли картины «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Последняя лента примечательна тем, что это автопортрет автора и ее финансировал Франсуа Трюффо, ярый поклонник Кокто.

Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и пространство. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.

Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»

За несколько месяцев до смерти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.

Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.

Личная жизнь

Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был бисексуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой смерти состоял в отношениях с Жаном Маре.

Жан Кокто и Наталья ПалейЖан Кокто и Наталья Палей

История любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.

Жан Кокто и Жан МареЖан Кокто и Жан Маре

Благодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.

Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.

Смерть

Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.

К смерти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Характер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после смерти обязательно вернется.

В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.

Библиография

  • 1918 – «Петух и Арлекин»
  • 1919 – «Потомак»
  • 1923 – «Самозванец Тома»
  • 1926 – «Призыв к порядку»
  • 1929 – «Ужасные дети»
  • 1935 – «Портреты-воспоминания»
  • 1962 – «Реквием»

Цитаты

«С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».

«Надо быть и живым человеком, и посмертным художником одновременно».

«Секрет всегда имеет форму уха».

«Время от времени следует отдохнуть от безделья».

«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».

Источник

Жан Кокто - Stone Forest

Жизнь некоторых людей настолько невероятна и удивительна, что гораздо больше похожа на вымысел, чем если бы такую удивительную историю и впрямь пытались придумать. Жан Кокто – известный писатель, поэт, драматург, художник, режиссер и человек, повлиявший на многих деятелей XX века. Он прожил исключительно невероятную жизнь.

Режиссер Жан Кокто - Stone Forest

Истоки любви к творчеству

Родился Жан Кокто (Jean Maurice Eugène Clément Cocteau) в 1889 году во Франции. Его отец покончил с собой, когда Жану было 9 лет. Воспитанием мальчика занялся дед, который привил будущему деятелю любовь к искусству. В 1910-1920 годы Жан сформировался как поэт, отдавая дань уважения дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». С середины 1910-х годов он вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.

Актер Жан Кокто - Stone Forest

Кокто сочинял поэзию, прозу, пьесы и критику, поставил несколько фильмов, нарисовал тысячи скетчей и картин, оформлял балеты Дягилева, сотрудничал с такими композиторами, как Стравинский, Сати, Мийо, Пуленк, Онеггер и Менотти, играл в кино и в театре, стал одним из основателей Фестиваля проклятых фильмов, который состоялся в Биаррице в 1949 году, играл джаз в нескольких парижских клубах и лично натренировал конченого боксёра из Панамы по имени Эл Браун до титула чемпиона мира в весовой категории «петуха».

Единственной формой визуального искусства, которую он не практиковал, была фотография. Однако сам Кокто позировал величайшим фотографам мира — Анри Картье-Брессону, Жаку-Анри Лартигу, Мэну Рэю, Ирвингу Пенну. Он вёл кипучую деятельность, при этом производя впечатление абсолютного бездельника. А в жизни чаще бывает совершенно наоборот.

Яркая жизнь и влияние на видных деятелей

Кокто стал человеком, которого ненавидела и преследовала вся Франция, и в этом была лишь щепотка его параноидальной мании величия. Постоянный налёт скандальности из-за употребления наркотиков и обвинений в развращении молодых людей никогда не покидал его. Он первым открыто занимался такими вещами, как самопиар и самораскрутка, став первым медийным самопиарщиком двадцатого столетия.

В 1930 году он дебютировал с кинофильмом «Кровь поэта», хотя, по собственному признанию, совершенно ничего не понимал в кино.

«Мои ошибки впоследствии были приняты за находки и открытия», — признавался он позже.

И ставка на кино сработала: в наше время редко увидишь выставку картин Кокто в музеях или его пьесу в театре, даже книг на прилавках магазинов что-то не видно. Зато фильмы Кокто (от «Крови поэта» до «Завещания поэта») можно отыскать без труда и употребить именно в том виде, в котором они были задуманы и исполнены самим Кокто. Его картины оказали прямое и непосредственное влияние на всю без исключения Новую волну (Годар, Трюффо, Варда, Рене) и на таких режиссёров, как Мельвиль, Пазолини, Бертолуччи, Энгер, Гринуэй, Фассбиндер и Джармен. То есть на любого из когорты «священных чудовищ» и «проклятых поэтов» кино. А «Кровь поэта» Кокто ни много ни мало дала начало альтернативной ветке арт-кино, последней из ярких работ в которой стоит киноцикл Мэтью Барни «Кремастер».

Жан Кокто и биография - Stone Forest

Внутри Кокто, как у многих людей творчества и художников, противоборствовали прямо противоположные и несовместимые наклонности и стремления. Всю жизнь он страдал от опиумной наркозависимости (в середине 1930-х Кокто выкуривал 30 трубок опиума в день), которая плохо сочеталась с его превалирующей гомосексуальностью, и еще меньше — с непоколебимой католической верой. И всё это отражалось весьма причудливо в его работах. Хотя Кокто не делал секрета из своей гомосексуальности, он так и не написал никогда неприкрыто гомосексуального текста и даже в мемуарах аккуратно обходил эту тему.

За несколько месяцев до своей смерти Жан Кокто снял свой последний фильм. Это была 25-минутная короткометражка под названием «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». На ней изображен сам режиссер, который обращался к потомкам. Когда послание для XXI века было отснято, плёнку спрятали в коробку, запечатали и отправили по почте с тем условием, что открыто оно должно быть не раньше 2000 года. Умер Жан Кокто 11 октября 1963 года, оставив немалый след в истории и творчестве.

Источник

Жан Кокто. Король богемы. Принц поэтов. Певец сюрреализма. Законченный наркоман. Истинный католик. Скандальный гомосексуал. Гениальный музыкант, драматург, режиссер, художник…
«Я правда и вымысел одновременно», — говорил о себе Жан Кокто. Он во всем стремился быть первым, чтобы стать единственным. И ему это удалось.

Вундеркинды, как правило, дети родителей с богатым воображением.
(Жан Кокто / НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ )

Родился Жан Морис Эжен Клеман Кокто 5 июля 1889 года в Мэзон-Лаффит, недалеко от Парижа. В буржуазной, вполне культурной и импонирующей искусству семье, принадлежащей к среднему классу. Отец работал адвокатом, но считал себя художником и немного музыкантом. Мать и дня не могла прожить без театральной премьеры или другого светского мероприятия. Про отца активно ходил слух о его нетрадиционной сексуальной ориентации. И о том, что он вообще не был ничьим отцом. Впрочем, отца (или не отца) своего Жан почти не знал и не видел. Поскольку детство провел в огромном доме своего деда, окруженный любовью и заботой многочисленных тетушек, братьев и сестер.

А затем, когда мальчику было 9 лет, его экстравагантный родитель покончил с собой. Тем самым оказав сыну огромную услугу. Мальчик настолько тяжело переживал эту потерю, что тема Смерти, которую он назвал «своей возлюбленной», всю оставшуюся жизнь будоражила его воображение, давая импульс для творчества.

В школе Кокто учился отвратительно. И все, что он вынес их стен учебного заведения, свелось к образу его смазливого одноклассника Пьера Даржело, который стал для Жана эталоном мужской красоты, выявил его нетрадиционные сексуальные предпочтения, и был запечатлен практически в каждом его юношеском произведении.

Нормального образования Жан Кокто, в итоге, так и не получил. В 15 лет разругался с матушкой, которая, по его мнению, слишком жестко его контролировала, покинул отчий дом и решил стать поэтом.
Активно писать стихи Кокто начал с 1906 года. А уже через два года дебютировал, как профессиональный поэт: «Лампа Аладдина» (1908),
За год до смерти, в 1962 году, Жан Кокто издал поэму «Реквием», в которой старательно и скрупулезно собрал воедино все основные мотивы своего творчества. Чтобы потомки ничего не упустили.

Стиль – это простой способ говорить сложные вещи.
(Жан Кокто / ЛИТЕРАТУРНЫЙ СТИЛЬ)

На «белом коне» поэзии ворвался Кокто в мир литературы, а заодно и музыки, театра, изобразительного искусства и кино. Он оказался многогранной личностью. К тому же, умеющей сводить знакомство с «нужными» людьми.
Знаменитый актер Эдуард де Макс, Марсель Пруст, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский, поэт Гийом Аполлинер и, наконец, Сергей Дягилев. Такого рода мега-звезды находились «на службе» многочисленных талантов Кокто, всячески его пиаря и продюссируя.

Говорят, что Сергей Дягилев, «Русские сезоны» которого свели с ума Париж в 10-е годы XX века, создал Жана Кокто, сказав ему свое знаменитое: «Жан, удиви меня!»

Жан удивил. Свел с ума Францию и весь мир. И не переставал удивлять всех до самой смерти. Удивив Дягилева, Кокто стал работать на него. Сделал афиши с портретами Нижинского и Карсавиной, начал сочинять либретто. «Первый блин» — либретто к балету «Синий бог» — был совсем плох. Но Кокто тут же реабилитировался, придумав ни на что не похожие «Парад» и «Голубой экспресс».

Это стало началом эпохи сюрреализма. «Парад» был клубком диких и невиданных идей. Балет не имел сюжета — зазывалы перед балаганом показывали фрагменты своих номеров, но главного, того, что происходит внутри, возмущенной публике так и не давали увидеть. Музыка композитора «нового времени» Эрика Сати представляла собой обработку уличных мелодий, сопровождавшуюся какофоническими шумами: стуком пишущей машинки, ревом двигателей. Движения, имевшие слабое отношение к танцу, придумал сам Кокто. Костюмы и декорации к сему действу сделал Пабло Пикассо.
Зрители неистовствовали, скандалили, кричали «Русские — боши!», но не уходили. А три года спустя, и вовсе привыкли и стали принимать спектакль с таким восторгом, что Дягилев навсегда оставил его в своем репертуаре.
А Жан Кокто начал свою карьеру великого фокусника и мистификатора, для которого нет ничего святого, не исключая и собственных творений.

Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем.
(Жан Кокто / ИСКУССТВО И ХУДОЖНИК )

Авангардистский «Парад» сменяет фарс «Бык на крыше». Затем следует пародия на авангард и на себя самого, пантомима «Новобрачные с Эйфелевой башни». Следующая мистификация — «Давид» на музыку Стравинского, «Антигона», «Эдип».
Но тут в юноше просыпается талант художника. Вдохновленный эксцентричными полотнами Пикассо, Жан заявляет о себе как график.
В 20-х годах выходит альбом рисунков Жана Кокто, который Пабло Пикассо подписал: «Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».

Кокто прекрасно чувствует себя в амплуа художника. Он выпускает книги рисунков, делает афиши и декорации к спектаклям, а помимо того — удивительно расписывает несколько церквей в окрестностях Парижа и в Лондоне.
Но в рамках одного и даже двух видов искусств Жан Кокто существовать не способен. И он начинает писать пьесы. Творения Кокто-драматурга нередко сопровождались скандалами и всегда — шумом. Собирали лучших актеров: Шарля Дюллена, Жана Маре, Ивонн де Бре, Жанну Моро.
Удивительно, но слава преследовала Жана Кокто во всех его начинаниях. Зачастую – скандальная, но всегда грандиозная.

Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство.
(Жан Кокто / ТЕАТР И РЕЖИССУРА )

Новое и чрезвычайно плодотворное поле деятельности он обрел в кинематографе, сняв в 1930 году свой первый фильм «Кровь поэта», ставший «фундаментом» его личной мифологии.
Сегодня крайне мало людей знает Кокто-поэта, еще меньше слышали произведения Кокто-музыканта и выдели работы Кокто-художника. Но Кокто-режиссера и сценариста знают все. Кроме того, не раз он выступал и как актер.
Помимо фильмов, снятых им по собственным сценариям: «Орфей» (1950) и «Завещание Орфея» (1959), Кокто стал сценаристом для Жана Деланнуа и Робера Брессона. Его роман «Ужасные дети» экранизирован Мельвилем. Позже сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощен Бертолуччи в фильме «Мечтатели».

В искусстве, Жан Кокто игнорировал «запретные темы». Мало того, бравировал ими. Откровенная эротика, традиционно и нетрадиционно ориентированная, переплеталась в его пьесах и сценариях с самыми романтическими моментами. Жизнь сутенеров, проституток и мальчиков с панели, щедро сдобренная опиумом и кокаином, без малейшей фальши вписывалась в самые светлые и проникновенные тексты. И никакого надрыва или апломба. Никаких видимых усилий, нравственной борьбы и мук творчества. Необыкновенная легкость. Непосредственность, граничащая с детскостью. «Вечный гамен», не повзрослевший ребенок, внешне, даже в старости, похожий на вихрастого мальчишку.

Такт в дерзости – это умение почувствовать, до какого предела можно зайти слишком далеко. (Жан Кокто / УХАЖИВАНЬЕ )

После войны Жан Кокто посвятил свою жизнь и творчество своему молодому любовнику Раймону Радриге, талантливому юноше, написавшему в 15 лет гениальный роман. Но счастье длилось недолго. Вскоре Радиге умер от тифа в двадцать лет, и это стало огромным потрясением для Кокто. То, что он пережил, он назвал потом «операцией без хлороформа». Стараясь преодолеть боль утраты, Жан Кокто увлекся курением опиума. Да так, что угодил в наркологическую клинику, выйдя из которой, опубликовал эссе «Опиум» с собственными иллюстрациями, выполненными в манере экспрессионизма.
А потом Жан Кокто встретил Жана Маре.

История — это правда, которая становится ложью. Миф — это ложь, которая становится правдой. (Жан Кокто / МИФЫ )

История о двух необыкновенных людях — Жане Маре и Жане Кокто, которых парижане называли «Два Жанно» — до сих пор популярна в Париже. Один был великим поэтом, драматургом и режиссером. Второй стал великим артистом благодаря помощи и любви Жана Кокто. Когда они встретились впервые, Кокто было 48, а Маре всего 24 года. Кокто заинтересовался Маре, стал помогать ему репетировать роль. Все получалось, и вдруг…
Кокто позвонил и сказал:
— Случилась катастрофа.
Маре в ужасе примчался к нему.
— Случилась катастрофа, — повторил Кокто, когда Маре вошел. — Я влюбился в вас.
Они были вместе 26 лет. Кокто писал для Маре пьесы, ставил фильмы, посвящал ему стихи. Возил по всему миру. Кокто разгадал глубокий драматический талант актера. В фильмах и спектаклях, поставленных Кокто, Жан Марэ был загадочным, поэтичным ангелом во плоти.
Этот нетривиальный союз, над которым сначала посмеивались, потом стали уважать, стал союзом душ и творческим содружеством, где каждый из них вдохновлял другого.

Если ты знаменитость, неприятно, что все кругом тебя знают, и совершенно ужасно, когда тебя не узнают. (Жан Кокто / СЛАВА )

Кокто сочинил тома поэзии, прозы, написал множество пьес и критики, нарисовал тысячи скетчей и картин. Он оформлял балеты Дягилева, сотрудничал с такими композиторами, как Стравинский, Сати, Мийо, Пуленк, Онеггер и Менотти, играл в кино и в театре, ставил спектакли, снимал кино, играл джаз в парижских клубах и очень любил фотографироваться.
Французы хулили за его непостоянство, называя «общественным хамелеоном», фривольным эстетом. Франция ненавидела и преследовала его, сотрясаясь в конвульсиях гомофобии, презирала его богемный стиль жизни. Постоянный флёр скандальности из-за употребления наркотиков и развращенности никогда не покидал его. Он всегда был на виду.
Он открыл самопиар и самораскрутку и стал первой медийной персоной двадцатого столетия.

Главным творением Кокто был его собственный публичный образ, над которым он работал так же скрупулезно и вдохновенно, как над своими пьесами и сценариями.

Сделайте вид, что вы плачете, друзья мои, потому что поэт только делает вид, что он мертв. ( Жан Кокто/ ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ )

В 1955 Жан Кокто стал членом Французской Академии. Затем Королевской Академии Бельгии. Он был командором ордена Почетного легиона, членом Академии Малларме, почетным президентом Каннского кинофестиваля, Академии джаза и других. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, открыт его дом-музей.
11 октября 1963 года в день своей смерти, Жан Кокто сказал: «С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
А за несколько месяцев до этого, в августе, Кокто снял свой последний фильм, 25-минутную короткометражку под названием «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год» . Она состоит из всего лишь одного плана — Кокто лицом к камере обращается с речью к потомкам.
Жан Кокто был похоронен в часовне XII века возле своего дома среди фресок, специально созданных им ко дню своей смерти. Андре Моруа назвал похороны Кокто настоящим шедевром.
В качестве эпитафии на надгробии — выбранная самим Кокто фраза: «Я остаюсь с вами».

© Елена Атай

Источник