Кторов биография личная жизнь

Кторов биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Викторов.

Анато́лий Петро́вич Кто́ров (настоящая фамилия Ви́кторов; 12 (24) апреля 1898, Москва — 30 сентября 1980, там же) — советский актёр театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1952). Народный артист СССР (1963).

Биография[править | править код]

Анатолий Викторов родился в Москве в старокупеческой семье: его дед держал лавку на Никольской улице[2]. Отец, однако, выбрал профессию инженера-технолога, впоследствии став крупным учёным-химиком[3]. Анатолий обучался в частной гимназии Страхова[2]. Брат Александр погиб в 17 лет под колёсами трамвая[4].

Когда Анатолию было пять, на его глазах загорелся соседский дом; он испытал шок и с тех пор заикался[3]. Что не помешало ему в 1916 году поступить в Школу-студию под руководством Фёдора Комиссаржевского, которую он окончил в 1919 году. Тогда же он излечился от заикания и сократил свою фамилию, став Кторовым[4].

Уже на втором курсе начал играть на сцене московского Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, созданном на основе студии, где служил с 1917 по 1919 год. После закрытия год служил в Государственном Показательном театре Василия Сахновского, но и он был закрыт. Тогда в 1921 году он поступил в 3-й театр РСФСР. Комедия, более известный как Театр Корша, в котором служил вплоть до 1933 года.

Его ближайшим другом был Игорь Ильинский, одногрупник по Школе-студии[5]. Яков Протазанов снял их дуэт в своих популярных кинокомедиях «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926) и «Праздник святого Иоргена» (1930), благодаря которым слава Кторова вышла далеко за пределы Москвы; его имя ставили первым на афише, и даже бытовало выражение «улыбаться, как Кторов»[2]. Уже один снялся в драматической роли Сергея Паратова в «Бесприданнице» Протазанова.

После роспуска Театра Корша Владимир Немирович-Данченко пригласил Кторова, его жену Веру Попову и Бориса Петкера во МХАТ СССР им. М. Горького, где он служил всю оставшуюся жизнь[4]. По мнению Виталия Вульфа, мог сыграть гораздо больше. Его с женой рассматривали как «коршевцев», актёров другой школы, исповедовавших другую идеологию, и им не предлагали крупных ролей[4]. Предпочтение отдавали Марку Прудкину, выступавшему в схожих амплуа, и Кторов был вынужден дублировать его[6].

В июне 1941-го года театр был на гастролях в Минске, когда началась война. Актёрам пришлось добираться до Можайска, смешавшись с толпами беженцев, а оттуда на товарном поезде — до Москвы. В ноябре 1942 года МХАТ эвакуировали в Саратов, где состоялась премьера спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова, где Кторов исполнил роль главного антагониста, фашистского генерала Розенберга[2].

В 1962 году Ангелина Степанова предложила руководству поставить пьесу «Милый лжец» Джерома Килти, где она бы исполнила роль Стэллы Патрик Кэмпбелл, а Кторов — роль Бернарда Шоу. Это была «внеплановая» постановка, однако результат был с восторгом принят и худсоветом, и зрителями, а роль Шоу стала главным успехом артиста[4][6]. Спектакль шёл более 400 раз[2]. Его с триумфом показывали и на гастролях в Англии[4].

В середине 1960-х годов после долгого перерыва вернулся на экраны: Сергей Бондарчук пригласил его на роль старого князя Болконского в «Войну и мир». Именно игру Кторова впоследствии особо выделяли критики. Последней кинематографической удачей Кторова стала блистательная роль короля в фильме «Посол Советского Союза».

За шесть десятилетий творческой деятельности сыграл 99 ролей. Искусство Кторова как актёра, обретая с годами отточенность и зрелость, не испытывало сложной эволюции; хорошие внешние данные и природный артистизм, мастерство сценического диалога уже в первые годы работы выдвинули его в число известных молодых актёров.

В последние годы испытывал большие проблемы с памятью, Степановой приходилось работать за двоих, и она отказалась играть в «Милом лжеце»[4].

Анатолий Петрович Кторов скончался 30 сентября 1980 года во сне в своей квартире[2]. Похоронен в семейной могиле на Введенском кладбище (7 уч.)[7].

Семья[править | править код]

  • Жена — Вера Николаевна Попова (1889—1982), актриса, вместе работали в Театре Корша, во МХАТе.

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

  • 1919 — «Ванька-ключник и паж Жеан» Ф. К. Сологуба — паж Жеан

Московский драматический театр (бывший Театр Корша)[править | править код]

  • 1921 — «Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского — Петлиц
  • 1922 — «Мера за меру» У. Шекспира — Люцио
  • 1923 — «Иудейская вдова» Г. Кайзера — Навуходоносор
  • 1923 — «Легкомысленная комедия для серьёзных людей» О. Уайльда — Элджернон
  • 1924 — «Чёрная месса» В. Г. Шершеневича по В. Сарду — Сын короля
  • 1927 — «Пурга» Д. А. Щеглова — Генри
  • 1929 — «Инженер Мерц» Л. В. Никулина — поручик Печерский
  • 1932 — «Бесприданница» А. Н. Островского; режиссёр В. Г. Сахновский — Карандышев
  • 1932 — «Попутчики» Л. Н. Сейфуллиной — писатель Шевелев

МХАТ[править | править код]

  • 1933 — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Блюменшен
  • 1934 — «Егор Булычов и другие» М. Горького — Звонцов
  • 1935 — «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса — Сэм Уэллер
  • 1936 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Леонид Юрьевич Шервинский
  • 1937 — «Земля» Н. Е. Вирты — отец Иона
  • 1938 — «Достигаев и другие» М. Горького — Звонцов
  • 1940 — «Школа злословия» Р. Шеридана — Джордж Сэрфес
  • 1941 — «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого — Тушкевич
  • 1943 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Долгоруков
  • 1943 — «Русские люди» К. М. Симонова — Розенберг
  • 1947 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Александр Владимирович Серебряков
  • 1948 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Дульчин
  • 1949 — «Домби и сын» по Ч. Диккенсу — Кэркэр
  • 1950 — «Враги» М. Горького — Николай Скроботов
  • 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Коко
  • 1952 — «Залп „Авроры“» М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели — Бьюкенен
  • 1953 — «Дачники» М. Горького — Суслов
  • 1953 — «Ангел-хранитель из Небраски» А. М. Якобсона — Анкер Анкерсен
  • 1956 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — иностранный писатель
  • 1956 — «Осенний сад» Л. Хеллман — Эдуард Кроссмен
  • 1958 — «Зимняя сказка» У. Шекспира — Автолик
  • 1962 — «Убийца» И. Шоу — Муссе
  • 1962 — «Милый лжец» Дж. Килти — Бернард Шоу
  • 1965 — «Дон Кихот ведёт бой» В. Н. Коростылёва — Суворин
  • 1967 — «Чрезвычайный посол» П. Л. Тура А. С. Тур — король
  • 1968 — «Враги» М. Горького (возобновление) — Николай Скроботов
  • 1970 — «Обратный счёт» Е. Г. Рамзина — Альберт Эйнштейн
  • 1973 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — инженер Забелин
  • 1974 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Дубельт
  • 1977 — «Чеховские страницы» А. П. Чехова — Нюхин

Роли в кино[править | править код]

  1. 1925 — Закройщик из Торжка — городской повеса Толя
  2. 1925 — Его призыв — Владимир Заглобин, эмигрант
  3. 1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — оштрафованный гражданин
  4. 1926 — Процесс о трёх миллионах — Каскарилья
  5. 1927 — Круг — Владимир Полонский, растратчик
  6. 1927 — Кто ты такой? — Друммонд, профессор-социолог
  7. 1930 — Праздник святого Иоргена — Коркис, вор
  8. 1931 — Железная бригада — инженер Грич, саботажник
  9. 1934 — Марионетки — До, принц
  10. 1936 — Бесприданница — Сергей Сергеевич Паратов
  11. 1965 — 1966 — Война и мир — Николай Андреевич Болконский, князь
  12. 1969 — Посол Советского Союза — Король Густав V

Озвучивание[править | править код]

  1. 1956 — Чёрные скалы — Дамиров (роль М. А. Марданова)
  2. 1958 — Не пойман — не вор — Леон де Шавиль (роль Р. Армонтеля)
  3. 1962 — Как быть любимой — Томаш (роль А. Млодницкого)

Телеспектакли[править | править код]

  1. 1952 — Школа злословия — Джозеф Сэрфес, племянник
  2. 1962 — Рабочий день В.И. Ленина — Л.К. Мартенс
  3. 1963 — Верните плату за обучение — директор гимназии
  4. 1964 — Минута истории 
  5. 1965 — Учитель словесности — Шебалдин, директор городского кредитного общества
  6. 1976 — Милый лжец — Бернард Шоу
  7. 1978 — Чеховские страницы (по рассказу А. П. Чехова «Лекция о вреде табака») — Нюхин
  8. 1980 — Альманах сатиры и юмора (по рассказу А. П. Чехова «Дорогая собака»)

Звания и награды[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР (1938)
  • Народный артист РСФСР (1948)
  • Народный артист СССР (1963)[8]
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за роль Коко в спектакле «Плоды просвещения»
  • Орден Ленина (1967)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1973, 1978)
  • Медаль «За оборону Москвы» (1945)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Рудницкий К.Л. Анатолий Кторов // Актёры советского кино. Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1973. — С. 136—153.
  • Полежаева Е. А. Анатолий Кторов. — Искусство, 1978. — 236 с. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экз.

Источник

Анатолий Кторов (Викторов) фотографии

24 апреля 1898, Москва — 30 сентября 1980, Москва.

Заслуженный артист РСФСР (1938).
Народный артист РСФСР (1948).
Народный артист СССР (1963).

В 1919 году окончил студию под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского при театре имени В.Ф. Комиссаржевской.
В 1917-1918 годах и в 1923 году — актёр Театра имени В.Ф. Комиссаржевской;
В 1919-1920 годах — актёр Государственного Показательного театра;
В 1921 году и в 1923-1933 годах — актёр Театра Корша.

С 1933 года — актёр МХАТа. С этого момента в судьбе Кторова многое изменилось, и, в частности, артист надолго — почти на три десятилетия — оставил кинематограф. В большой труппе МХАТ Кторов далеко не сразу обрёл себя.
Тем не менее он не остался без ролей.

Знаменательным событием для актёра стала роль Бернарда Шоу в пьесе Джерома Килти «Милый лжец» (1962). Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, на долгие годы войдя в репертуар актёра.

В 1965 году зрители снова увидели Кторова на экране, в фильме Сергея Бондарчука “Война и мир”.

В театре за шесть десятилетий творческой деятельности Анатолий Петрович Кторов сыграл девяносто девять ролей, в кино — всего двенадцать (лучшие из них — в фильмах Я.А. Протазанова), никогда не считая кинематограф главным делом своей жизни. Зрителям герои Кторова нравились, но сам он в конце 1930-х годов без сожаления прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х годов, чтобы сыграть Николая Андреевича Болконского («Война и мир» режиссёра С.Ф. Бондарчука, 1966) — величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утёс.

Похоронен актёр на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.

Жена – актриса Вера Николаевна Попова, с которой вместе работал на разных сценах (театр Корша, МХАТ).

«Ванька-ключник и паж Жеан» Ф. К. Сологуба, 1919 — паж Жеан
«Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского, 1921 — Петлиц
“Мера за меру” Шекспира, 1922 – Люцио
«Легкомысленная комедия для серьёзных людей» О. Уайльда, 1923 — Элджернон
“Иудейская вдова” Кайзера, 1923 – Навуходоносор
«Чёрная месса» В. Г. Шершеневича, 1924 — Сын короля
“Пурга” Щеглова, 1927 – Генри
“Инженер Мерц” Никулина, 1929 – поручик Печерский
“Попутчики” Сейфуллиной, 1932 – писатель Шевелев
“Бесприданница” А. Островского, 1932 – Карандышев
“Егор Булычев и другие” М. Горького, 1934 – Звонцов
«Пикквикский клуб» Ч. Диккенса, 1935 — Сэм Уэллер
«Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1936 — Леонид Юрьевич Шервинский
“Земля” Н. Вирты, 1937 – отец Степан
“Достигаев и другие” М. Горького, 1938 – адвокат Звонцов
«Школа злословия» Р. Шеридана, 1940 – Джозеф Сэрфес
“Русские люди” К. М. Симонова, 1943 – Розенберг
“Пушкин” М. Булгакова, 1943 – Петр Долгоруков
«Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1947 — Александр Серебряков
«Последняя жертва» А. Н. Островского,1948 — Дульчин
“Домби и сын” по Ч. Диккенсу, 1949 – Керкер
«Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 1952 — Коко, барон Клинген
“Дачники” М. Горького, 1953 – Суслов
“Осенний сад” Л. Хелман, 1956 – Кроссман
«Зимняя сказка» Шекспира, 1958 — Автолик
“Убийца” И. Шоу, 1961 – политикан Муссе
«Милый лжец» Дж. Килти, 1962 — Бернард Шоу
«Обратный счёт» А. Гельмана — Альберт Эйнштейн
“Дон-Кихот ведёт бой” В. Коростылёва – Суворин

Сталинская премия первой степени (1952) — за роль Коко в спектакле «Плоды просвещения».
Орден Ленина (27.10.1967)
Два ордена Трудового Красного Знамени (25.04.1973, 02.04.1978)
Медаль «За оборону Москвы» (1945)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946
Медаль «В память 800-летия Москвы»

последнее обновление информации: 07.12.19

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Анатолий Кторов: новости >>

Лев Толстой и мы с вами

11 ноября 2007

Сергей Бондарчук решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик.

Начало киноэпопеи "Война и мир"

28 января 2007

Американо-итальянская киноверсия «Войны и мира» (1955), а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения стали теми побудительными мотивами, чтобы в Советском Союзе сняли свой вариант толстовского романа.

У Корша каждую неделю была премьера...

4 сентября 2006

В 1882 году была ликвидирована монополия императорских театров в обеих столицах. Актеры московского Пушкинского театра Модест Писарев и Василий Андреев-Бурлак решили организовать частный театр на товарищеских основах и привлекли к своему начинанию известного театрального деятеля и антрепренера Федора Корша.

Театр на войне...

22 июня 1941

В начале лета 1941 года начались традиционные летние гастроли театров.
Московский Художественный театр им. Горького привез на гастроли в Минск спектакли «На дне», «Дни Турбиных», «Школа злословия» и «Тартюф».

Источник

Анатолий Кторов_Фото 2_Актеры советского и российского кино

Фото

Анатолия Кторова

Фильмография:

1925 Его призыв
1925 Закройщик из Торжка
1925 Шахматная горячка – короткометражный
1926 Процесс о трёх миллионах
1927 Кто ты такой?
1927 Круг
1930 Праздник святого Йоргена
1930 Железная бригада
1933 Марионетки
1936 Бесприданница
1952 Школа злословия – фильм-спектакль
1962 Рабочий день В.И. Ленина – фильм-спектакль
1963 Верните плату за обучение – фильм-спектакль
1964 Минута истории – фильм-спектакль
1965 Учитель словесности – фильм-спектакль
1965-1967 Война и мир
1969 Посол Советского Союза
1976 Милый лжец – фильм-спектакль
1977 Чеховские страницы – фильм-спектакль
1980 Альманах сатиры и юмора – фильм-спектакль

КТОРОВ
Анатолий Петрович

24.04.1898, Москва – 30.09.1980, Москва

Народный артист РСФСР (1948)
Народный артист СССР (1963)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1952, за роль Коко в спектакле «Плоды просвещения»)
Кавалер Ордена Ленина (1967)
Кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени (1973, 1978)
Награждён медалями «За оборону Москвы» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946), «В память 800-летия Москвы»

Детство

Анатолий Кторов (настоящая фамилия Викторов) родился в 1968 году в Москве, в обеспеченной семье. Его дед имел собственную лавку на Никольской улице. Отец был инженером. Родители снимали квартиру Чистых прудов, Анатолий учился неподалёку в частной гимназии Страхова.

Отец Анатолия был человеком творческим, увлекался музыкой. При его непосредственном участии были рождены несколько ранних песен Вертинского. Видимо, от родителей Анатолию и передалась тяга к искусству. В юном возрасте он увидел спектакль «Братья Карамазовы» с Леонидовым в главной роли, после чего заболел театром.

А ещё отец привил Анатолию любовь к футболу. Первый раз он взял сына с собой на матч в 1911 году, и с тех пор тот стал ярым болельщиком. Анатолий и сам весьма не плохо играл в футбол, уже в зрелые годы регулярно выступая за команду МХАТа.

Учёба

В 1916 году Анатолий Кторов (тогда ещё Викторов) поступил в  театральную студию Федора Комиссаржевского при Театре имени Веры Федоровны Комиссаржевской. Надо отметить, что если бы не катастрофическая нехватка мужчин (в то время в самом разгаре шла Первая Мировая война), юношу вряд ли приняли. Всё дело в том, что Анатолий заикался. На втором курсе его даже хотели отчислить, но за студента вступился преподававший в студии выдающийся актёр Илларион Певцов. Он верил в Анатолия и был убеждён, что заикание у него не органическое и со временем пройдёт. Певцов, сыгравший важнейшую роль в становлении Кторова, оказался прав. Уже на втором курсе Анатолий играл роли в постановках, не заикаясь. Как ему удалось этого добиться, Кторов впоследствии и сам не мог объяснить.

Обе революции 1917 года прошли как-то мимо Анатолия Кторова. Он учился в театральной студии, играл на сцене Театра имени В.Ф. Комиссаржевской, и ему было не до политики. Нуждаясь в деньгах, начинающий актёр был вынужден летом 2018 года подрабатывать в небольшом театре  Фореггера на Малой Никитской. А чтобы не навлечь недовольства руководства Театра им. Комисаржевской, он взял себе псевдоним «Кторов», укоротив свою фамилию «Викторов».

Тяжёлые годы

В 1919 году Анатолий Кторов окончил театральную студию. Некоторое время он продолжал работать в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской. Благодаря аристократической внешности, у него сразу сформировалось амплуа отрицательного персонажа. В основном ему доставались роли всевозможных обольстительных негодяев и мерзавцев, изящных повес и всяческих неблагонадёжных элементов.

Тем временем, ситуация в стране ухудшалась, в Москве голодали, и в 1920 году Анатолий Кторов решил выехать на юг на гастроли в составе труппы Государственного Показательного театра. Во время гастролей театр распался, и Анатолий вернулся обратно в столицу. Там он узнал о трагической гибели своего младшего брата Александра, сорвавшегося с переполненного трамвая…

Театр Корша

В начале 20-х в Москве существовало множество всевозможных театров, в которых нередко играли любители. Поэтому найти работу Анатолию Кторову не составляло труда. Мало того, ему удалось устроиться в один из лучших столичных театров того времени – Театр Корша.

Здесь Анатолий познакомился с Верой Николаевной Поповой. Она была старше Анатолия на девять лет и уже тогда являлась известной актрисой. Но это не помешало вспыхнувшей между ними любви, а затем и заключению официального брака. Эти чувства Кторов и Попова пронесли через всю жизнь,  относясь друг к другу с любовью и уважением, поддерживая в трудные минуты.

В Театре Корша карьера Кторова поначалу не задалась. Его амплуа, сочетавшее в себе аристократичную внешность героя и данные комика, оказалось не востребованным. Дошло до того, что в 1922 году Кторов решил даже бросить сцену и поступил на факультет общественных наук. Однако лекции не доставляли ему никакого удовольствия, и актёром овладело отчаяние.

Спустя год Кторова вновь позвали в труппу Театра Корша. Актёр включился в работу с энтузиазмом. И хотя роли оставляли желать лучшего, он ни от чего не отказывался. Да, ему хотелось драматических ролей, но опять доставались разные повесы и хлыщи. Петлиц в спектакле «Канцлер и слесарь» по Луначарскому, Люцио в спектакле «Мера за меру» по Шекспиру, Элджернон в спектакле «Легкомысленная комедия для серьёзных людей» по Оскару Уайльду, Навуходоносор в спектакле «Иудейская вдова» по Кайзеру, Сын короля в спектакле «Чёрная месса» по Шершеневичу, Генри в спектакле «Пурга» по Щеглову – вот некоторые из ролей, сыгранные им в 20-е годы. Как писали в то время критики: «У Кторова светлые личности выходят хуже, чем темные». Как же они заблуждались в возможностях его таланта.

Кино

В середине 20-х громко стартовала кинокарьера Виктора Кторова, которая, в отличие от театральной, принесла ему всенародную известность и славу. А открыл зрителям удивительного актёра режиссёр Яков Протазанов. Всё началось с роли опять же повесы в комедии «Закройщик из Торжка» в 1925 году, где Кторов снялся вместе с Игорем Ильинским. Фильм имел большой успех у зрителей. А уже год спустя Кторов и Ильинский с блеском исполнили главные роли в авантюрной комедии «Процесс о трёх миллионах». Кторов создал образ вора-джентльмена Каскарильи, который отличали проницательный взгляд, изысканные манеры, выдержка, помноженные на ум и изобретательность. Герой Ильинского был противоположностью – мелкий, недалёкого ума воришка, он выделялся своей неповторимой мимикой и подвижностью. Вместе же дуэт Кторова-Ильинского выглядел ярко и искромётно.

Через несколько лет – в 1930 году – Анатолий Кторов и Игорь Ильинский вновь появились вместе на съёмочной площадке Якова Протазанова в его в комедии «Праздник Святого Йоргена». И, хотя они сыграли других героев (воры Коркис и  Шульц), но, по сути, актёры повторили знакомые миллионам зрителей образы. Коркис Кторова вновь был  изобретательным мошенником, мозгом аферы, а Шульц Ильинского выступал в качестве его недалёкого подельника.

Словом, к началу 30-х Анатолий Кторов был чрезвычайно популярен. Его орлиный профиль с холодной улыбкой красовался на многочисленных афишах, украсивших Москву. При этом актёра нередко сравнивали со знаменитым Иваном Мозжухиным, что самому Кторову очень не нравилось. Он вообще довольно равнодушно относился к славе и тем более к кинематографической  известности, предпочитая экрану сцену. Несколько лет он вообще не снимался в кино, а затем в 1937 году появился опять же у Протазанова в его «Бесприданнице».

Анатолий Кторов, ещё 1932 году сыгравший в Театре Корша в спектакле «Бесприданница» роль Карандышева, был уверен, что и у Протазанова ему доведётся создавать тот же образ. Однако Протазанов, в отличие от других режиссёров, сумел разглядеть мощное драматическое дарование Кторова и доверил ему сложную роль Паратова. «Карандышевых я найду сколько угодно, а вот где мне найти Паратова, кроме вас», –  признался ему режиссёр.

Как же прав был Протазанов! Роскошный, высокомерный и обольстительный Паратов, созданный Кторовым, на долгие годы стал эталоном исполнения этой роли. К сожалению, это была последняя их совместная работа. После «Бесприданницы» Кторов на долгие годы ушёл из кинематографа.

МХАТ. Довоенные годы

В 1933 году Театр Корша, являвшийся на тот момент  единственным частным театром в столице, был закрыт. Его здание с инвентарём приказом Наркомпроса перешло МХАТу, а актёры распределены между московскими театрами. В МХАТ перешли Анатолий Кторов, Вера Попова и Борис Петкер.

Вера Попова была признанной театральной актрисой, в этом качестве она и пришла в труппу МХАТа. Кторов же был более известен, как киноактёр, а «киношников» руководство МХАТа не жаловало. В труппе его приняли настороженно. И, если в Театре Корша он играл много (пусть далеко не те роли, которые ему хотелось бы), то на новом месте Кторову роли давать не спешили. А то, что давали удачи не приносило. Роль в  спектакле «У жизни в лапах» окончилась провалом. Спектакль «Егор Булычев и другие»,  в котором Кторов сыграл  Звонцова, недолго шёл театре и затем был снят с репертуара.

За Кторовым закрепилось положение дублёра актёров первого состава. Он вводился на роли Сэма Уэллера в «Пикквикский клуб» по Диккенсу, Леонида Юрьевича Шервинского в «Дни Турбиных» по  Булгакову, прокурора Скроботова во «Врагах», Джозефа Сэрфеса в «Школе злословия» Шеридана. Безусловно, его талант и способности требовали большего, но актёр не жаловался, молча перенося не слишком удачную театральную карьеру. Как бы то ни было, но в 1938 году Анатолию Петровичу было присуждено звание Заслуженного артиста РСФСР.

Годы войны

Известие о начале Великой Отечественной войны Анатолий Кторов встретил, находясь с труппой МХАТ на гастролях в Минске. Уже в первый день войны город бомбили фашисты. Для эвакуации работникам МХАТ была выделена лишь одна машина, и по всеобщей договорённости её отдали женщинам. Актёры-мужчины добирались до столицы своим ходом – на попутках, пешком вместе с толпами других беженцев….

До ноября 1942 года  Кторов находился в Москве, а затем отправился с труппой МХАТ в эвакуацию в Саратов. Там МХАТ продолжили свою деятельность, ставя новые спектакли. Работа актёров в военные годы имела важное психологическое значение для советского народа, поскольку поднимала их дух, укрепляла веру в будущую победу. В таком ключе был поставлен спектакль «Русские люди» по пьесе Симонова, в котором Кторов исполнил роль фашистского генерала Розенберга. Вскоре эту постановку осуществляли уже все театры страны. Там же, в Саратове, Кторов исполнил роль Петра Долгорукова в спектакле «Пушкин» по пьесе Михаила Булгакова.

Послевоенные и 50-е годы

Роль Розенберга на какое-то время наложила на Анатолий Кторова определённое клеймо, закрыв ему возможность играть положительные образы. Сегодня это выгладит абсурдно, но тогда к этому относились серьёзно – актёр, сыгравший фашиста, по определению не мог играть героические роли. Лишь после войны ситуация для Кторова стала понемногу меняться. Он сыграл Александра Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня» по пьесе Чехова, Дульчина в спектакле «Последняя жертва» по пьесе Островского, Крекера в спектакле «Домби и сын» по Диккенсу. Тем не менее, это были совсем не те роли, которые могли бы принести ему большой успех.

Можно было бы назвать успехом его роль барона Клингена в спектакле «Плоды просвещения», поставленном по комедии Льва Николаевича Толстого. За неё Кторов был в 1952 году удостоен Сталинской премии. Вот только роль эта была эпизодической, буквально трёхминутной.

Не лучше дела обстояли и в дальнейшем. Ролей было мало, и масштаб их был незначительным, а перерывы между ними большими. В 50-е годы Кторов появлялся на сцене в роли Суслова в постановке пьесы Горького «Дачники», Кроссмана в спектакле «Осенний сад» по Хелману, Автолика в «Зимней сказке» Шекспира. Актёр переживал, считал себя «чужаком» в театре, несколько раз был на грани ухода, но чувство долго и привязанность к МХАТу перевешивали.

«Милый лжец»

Роль, достойная его таланта, досталась Анатолию Кторову лишь в 1962 году. Инициатором спектакля «Милый лжец» по пьесе Джерома Килти стала актриса МХАТ Степанова. 64-летний Кторов должен был сыграть Бернарда Шоу, чему был безмерно рад. «Такая роль выпадает один раз в жизни. Через нее я могу, наконец, высказать свое мироощущение, свои мысли и отношение к жизни», – говорил он.

Рождалась эта постановка вне мхатовского графика. Степанова и Кторов репетировали дома, в гримёрках. Зато премьера получилась поистине триумфальной, став знаменательным событием в театральной жизни столицы. Спектакль не был обычным в своём понимании – в нём отсутствовал как таковой сюжет, не было внешнего воздействия, вместо этого два человека в течение долгого времени читали со сцены письма. Ну, разве можно этим удержать зрителя? Оказалось – можно! Актёры купались в своих ролях, заражали своим обаянием зал, заставляя зрителей, затаив дыхание, то плача, то смеясь, искренне сопереживать героям. Это был высочайший класс! Анатолий Эфрос впоследствии в своей книге «Репетиция – любовь моя» писал: «Кто бы мог подумать, что с такой потрясающей силой именно во МХАТе будет прочтено прямо в зрительный зал письмо Бернарда Шоу и что это полное трагизма письмо прочтет артист, никогда или почти никогда, кажется, не выступавший в драматических ролях».

Премьера «Милого лжеца» вдохнула новую жизнь в Анатолия Кторова. Роль Бернарда Шоу на долгие годы стала основной в его репертуаре. С этим спектаклем МХАТ даже выезжал в Англию, и там «Милый лжец» был принят с восторгом.

Был, правда, момент, когда Анатолий Кторов вновь попытался уйти из МХАТа. Случилось это в 1964 году, когда руководство театра решило отправить на пенсию ряд актёров. В их число вошла и супруга Кторова 75-летняя Вера Николаевна Попова. Кторов, преданный своей супруге, тут же подал заявление об уходе. Для дирекции театра, это был сильный удар – «Милый лжец» постоянно шёл при переполненных залах. Сколько было предпринято сил, чтобы его оставить! Да и сама Вера Николаевна, смирившаяся со своим уходом, уговаривала Кторова остаться. Он, в результате, поддался уговорам, и ещё много лет радовал зрителей своей игрой.

Спектакль «Милый лжец» шёл на сцене МХАТа четырнадцать лет. Последний раз Кторов вышел на сцене в образе Бернарда Шоу в октябре 1976 года. К тому времени ему уже тяжело было играть, он часто болел и стал забывать текст…

Снова кино

60-е годы ознаменовались для Кторова не только триумфом на сцене, но и возвращением в кинематограф. Долгое время – почти тридцать лет! – он вообще не снимался в кино. Лишь телезрители могли периодически видеть его в фильмах-спектаклях. Наконец, в 1965 году, Сергей Бондарчук пригласил именитого актёра в свою постановку всемирно известного романа Льва Толстого «Война и мир» на роль князя Николая Андреевича Болконского.

Сам Кторов отнёсся к приглашению скептически, к тому же пробы к фильму прошли неудачно. Может быть, из-за того, что в свои 67 лет актёр впервые участвовал в кинопробах. Словом, после этого Анатолий Петрович наотрез отказался сниматься в фильме. Однако Бондарчук был настойчив и сумел-таки его уговорить. Режиссёр чувствовал, что именно Кторов сумеет, как никто другой, создать этот образ. Чутьё не подвело Бондарчука, – гордый и величественный, исполненный подлинного аристократизма Николай Андреевич  в исполнении Кторова стал украшением фильма. Для всех неожиданно стало ясно, какого же великого актёра «проморгал» кинематограф!

К сожалению, дальнейшего продолжения кинокарьера Анатолия Петровича не получила. В 1969 году он ещё раз снялся в кино, сыграв роль короля Швеции Густава V в фильме «Посол Советского Союза». После чего лишь несколько раз появлялся на телеэкранах в постановках фильмов-спектаклей.

Последние годы

Анатолия Петровича всегда отличали высокая порядочность, требовательность к себе, выдержка, скромность. Как бы тяжело ему не было, он никогда не позволял себе каких-либо жалоб. Он был сильным и стойким человеком, всегда был строг и подтянут. Его отличал настоящий, без грамма фальши и наигранности, аристократизм, который ощущался в движениях, осанке, манерах. Рассказывают, что он, например, никогда не позволял себе сидеть в присутствии женщин, и это, опять же, было для него вполне естественным, не показным. 

Последние годы жизни Анатолий Петрович и Вера Николаевна провели вместе, поддерживая друг друга. Жили в скромной, старенькой квартире. Вера Николаевна почти ничего не видела, и Анатолий Петрович водил гулять её на улицу. В сентябре 1980 года супруги ездили отдыхать на дачу. По возвращении Анатолию Петровичу стало плохо, и его положили на обследование в больницу. Там он пробыл недолго, попросив, чтобы его выписали домой. В понедельник 29 сентября его выписали, а во вторник, сидя у телевизора, он уснул и не проснулся.

Вера Николаевна пережила супруга на два года. Могилы супругов находятся рядом – на Введенском кладбище в Москве.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Дмитрий Щеглов, «Чужак», «Совершенно секретно», No.9/172, 1 Сентября 2003
Кторов Анатолий Петрович. Биография, https://chtoby-pomnili.net

Источник