Лариса шепитько биография личная жизнь

Лариса шепитько биография личная жизнь thumbnail

Биография

Кинорежиссер Лариса Шепитько яркой кометой пронеслась по небосклону советского кинематографа и угасла так же неожиданно, как и вспыхнула. Судьба отмерила этой талантливой, внешне и внутренне красивой женщине чуть больше сорока лет жизни.

Лариса ШепитькоЛариса Шепитько

Пик популярности режиссера пришелся на 1970-е. Искушенные кинолюбители ставят имя Ларисы Шепитько в один ряд с культовыми режиссерами Андреем Тарковским, Алексеем Германом, Элемом Климовым. Фильмы Шепитько сегодня назвали бы артхаусом. Они непонятны и неинтересны обывателям, зато интеллектуалы черпают в них глубинные и новые смыслы и в наше время.

Детство и юность

Родилась Лариса Ефимовна Шепитько в 1938 году, в городе Артемовске (с 2015-го – Бахмут) Донецкой области. Мама будущей кинозвезды, Ефросинья Ткач, окончила местный педагогический вуз и работала учительницей. Женщина сама поставила на ноги троих детей – муж оставил семью. Лариса вычеркнула отца из памяти, не простив предательства.

Кинорежиссер Лариса ШепитькоКинорежиссер Лариса Шепитько

Споры о национальности Ларисы Шепитько не стихают. По общепринятой версии, которую поддерживала режиссер, отец был персом. Но после смерти Шепитько инициативная группа провела расследование и вышла на Владимира Березина, чиновника комиссии Артемовского горсовета по культуре. Березин утверждал, что в городском архиве сохранилась копия свидетельства о рождении Ларисы Ефимовны, из которого следует, что Ефим Шепитько – украинец.

В послевоенные годы Ефросинью Ткач с детьми занесло во Львов, где Лариса в 1954 году окончила школу. Любовью к кинематографу Шепитько заразилась, попав на съемки драмы «Овод», проходившие во Львове. Девушка наблюдала за процессом рождения фильма, но интересовала ее не актерская игра, а режиссерская работа.

Лариса Шепитько в молодостиЛариса Шепитько в молодости

Лариса Шепитько нацелилась на режиссерский факультет ВГИК и после вручения школьного аттестата отправилась в Москву. Мама называла мечту дочери блажью и просила поскорей вернуться домой, после провала экзаменов. Но Лариса поступила.

Приемная комиссия с недоверием смотрела на юную девушку, пожелавшую учиться на «мужском» факультете. Но отказывать стройной украинской красавице не спешили – предложили стать актрисой. Каким же было удивление членов комиссии, когда они услышали твердый ответ не по годам взрослой (Ларисе едва исполнилось 16) девушки:

«Это рабская профессия, это не для меня».

Тысячи советских девушек мечтали стать звездами кино, а эта странная абитуриентка твердым шагом направилась к двери. Ларису Шепитько приняли на режиссерский факультет. Полтора года она училась на курсе Александра Довженко, кумира и светоча советского кинематографа. Лариса, самая юная на курсе, стала любимицей мэтра. На втором курсе, после смерти педагога, Шепитько едва не покинула ВГИК, приняв в штыки нового руководителя курса – Михаила Чиаурели.

Фильмы

Стройную зеленоглазую девушку, первую красавицу ВГИКа, еще в студенчестве заметили режиссеры. Эльдар Рязанов снял Ларису в эпизоде «Карнавальной ночи», а Александр Довженко доверил крошечную роль в «Поэме о море» (после смерти мэтра съемки картины закончила его вдова Юлия Солнцева). В 1960-м в кинобиографии Шепитько появились еще две эпизодические роли – в картинах «Обыкновенная история» и «Таврия».

Кинорежиссер Лариса ШепитькоКинорежиссер Лариса Шепитько

Но целеустремленную девушку актерство интересовало исключительно как режиссера. В институте Лариса Шепитько сняла две короткометражки: в 1956 году – ленту «Слепой кухарь», в 1957-ом – «Живую воду». Курсовые работы стали свидетельством рождения новой звезды советской режиссуры, яркой, с нестандартным мышлением и желанием снимать кино «не для всех».

Дебютный полнометражный фильм «Зной» Ларисы Шепитько вышел на экраны в 1963 году. В сюжет ленты легла повесть Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Молодой режиссер снимала картину в Киргизии, на киностудии «Киргизфильм». Первая художественная лента 24-летней выпускницы ВГИКа продемонстрировала волевой характер и целеустремленность Шепитько. Хрупкая девушка без ропота и жалоб трудилась в 40-градусную жару, в знойной степи, а после рабочего дня едва добиралась до постели.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»

Драма «Зной» принесла начинающему режиссеру Ларисе Шепитько первые в кинематографической биографии награды – премии Международного кинофестиваля в Карловых Варах и I Всесоюзного кинофестиваля в городе на Неве.

Спустя 3 года, в 1966-ом, состоялась премьера второй картины Шепитько – драмы «Крылья». Главную героиню ленты – бывшую военную летчицу Петрухину – сыграла Майя Булгакова. Фильм тепло приняли зрители и кинокритики, а Булгакова стала актрисой года. Картину высоко оценил мэтр советской режиссуры Сергей Герасимов. Ему вторили десятки маститых коллег.

Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»

Шепитько отправилась с картиной в Париж, где тотчас оценили и фильм, и молодую красавицу-режиссера, назвав ее новой Гретой Гарбо. Лайза Минелли признала Ларису Шепитько красивейшей женщиной Европы. Талантом русского режиссера восхищались Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе, с которыми Лариса общалась на равных. Окрыленная успехом «Крыльев», Лариса Шепитько взялась за новый проект – кинодраму «Родина электричества».

К фильму, снятому по рассказу Андрея Платонова, сценарий написала сама. Но советская цензура «зарубила» картину, усмотрев в ней насмешку над политическим строем и религиозную пропаганду. Чиновники распорядились смыть отснятый фильм с пленок. «Родину электричества», снятую в 1967 году, зрители увидели спустя 20 лет: по счастливой случайности, один экземпляр картины сохранился. Но Лариса Шепитько об этом не узнала: ее детище, которым она так гордилась, вышло после смерти режиссера.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи»Кадр из фильма Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи»

Спустя 2 года Шепитько сняла новогоднюю музыкальную картину «В тринадцатом часу ночи», в которую пригласила Георгия Вицина, Анатолия Папанова, Спартака Мишулина и Зиновия Гердта. Но и этот проект не попал на экраны. Разочарование и усталость от неудач преследовали Ларису Шепитько. 30-летняя режиссер чувствовала, как песком сквозь пальцы утекает драгоценное время, а с ним – запал и энергия.

В 1971 году мастер экранизировала драму «Ты и я». Главную героиню ленты должна была сыграть Белла Ахмадулина, но художественный совет вычеркнул кандидатуру. Беллу заменила Алла Демидова. Цензоры искромсали ленту до неузнаваемости, вырезав «неправильные» кадры.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Ты и я»Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Ты и я»

Долгожданный триумф пришел в середине 1970-х: Лариса Шепитько сняла культовую картину «Восхождение», в основу которой легла повесть Василя Быкова. Кинокритики написали, что режиссер позвала зрителя «на свидание с совестью». Главным героем фильма стал актер Анатолий Солоницын, сыгравший Андрея Рублева в культовой кинодраме Тарковского. Дебютировавшие в фильме Борис Плотников и Владимир Гостюхин проснулись знаменитыми.

Лариса Шепитько на съемках фильма «Восхождение»Лариса Шепитько на съемках фильма «Восхождение»

От участи предыдущих проектов ленту Ларисы Шепитько спас первый секретарь компартии Белоруссии, фронтовик. После просмотра «Восхождения» Петр Машеров плакал, не скрывая слез. Фильм вышел в прокат и получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале и первый приз на Венецианском биеннале. В 1974 году Лариса Шепитько стала заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Спустя 5 лет Шепитько взялась за съемки последнего фильма, основанного на повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Лариса Ефимовна написала сценарий и приступила к работе. Но закончить не успела. После смерти жены картину закончил Элем Климов, назвав ее «Прощание». Премьера состоялась в 1981 году.

Личная жизнь

Лариса Шепитько и Элем Климов познакомились во ВГИКе. Две яркие личности, талантливые и удивительно красивые, вызывали зависть и восхищение. В 1963 году у супругов родился единственный сын Антон.

Лариса Шепитько и Элем КлимовЛариса Шепитько и Элем Климов

Жизнь Ларисы Шепитько пронизана мистикой. Женщина верила в приметы и знамения, в реинкарнацию и переселение душ. Она уверяла, что пришла в этот мир не в первый раз. Элем Климов рассказал удивительный случай, произошедший в старинном замке, в Чехословакии. Лариса, войдя в старинный зал, обронила, что уже была здесь.

Лариса Шепитько с сыном АнтономЛариса Шепитько с сыном Антоном

Указав на стол, твердо заявила, что на нем играли в покер. Сдернув скатерть, увидели зеленое сукно. Поднявшись в фамильную галерею замка, Климов увидел портрет жены: вне всякого сомнения, на картине была изображена Лариса в платье XVIII-го века. Позже Элем Германович заказал художнику копию портрета, который висел в его доме до конца жизни.

Смерть

За год до смерти Лариса Шепитько побывала в Болгарии и навестила провидицу Вангу. Та предсказала женщине скорую смерть в автокатастрофе. 2 июля 1979 года Элем Климов проснулся на рассвете от кошмара: ему привиделось, что «Волга», на которой едет жена, врезалась в грузовик. На часах было 5.18 утра. Спустя несколько часов Климову сообщили, что Лариса погибла при столкновении «Волги», в которой ехала со съемочной группой на съемки «Матеры», и внезапно выехавшего грузового автомобиля.

Могила Ларисы ШепитькоМогила Ларисы Шепитько

Время ее гибели совпало со временем, когда он проснулся. Без матери остался 6-летний сын Антон. Элем Климов так и не женился. Он пережил жену на 24 года. До конца жизни Элем Климов казнил себя, что смерть любимой женщины – месть Григория Распутина за фильм, снятый Климовым.

«Не надо было Гришку трогать», – повторял режиссер.

Похоронили Ларису Шепитько на старейшем московском кладбище – Кунцевском. Ее могила расположена на 10 участке. На ней – гранитная фигура режиссера в полный рост.

Фильмография

  • 1956 — «Слепой кухарь»
  • 1957 — «Живая вода»
  • 1963 — «Зной»
  • 1966 — «Крылья»
  • 1967-1987 — «Родина электричества»
  • 1969 — «В тринадцатом часу ночи»
  • 1971 — «Ты и я»
  • 1976 — «Восхождение»
  • 1981 — «Прощание»

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шепитько.

Лари́са Ефи́мовна Шепи́тько (6 января 1938, Артёмовск — 2 июля 1979, Калининская область) — советский кинорежиссёр, сценарист и актриса. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1979, посмертно).

Биография[править | править код]

Лариса Шепитько родилась в Артёмовске Донецкой области Украинской ССР (ныне Бахмут, Украина) в семье школьных учителей. Мать — Ефросинья Яновна Ткач, выпускница Учительского института, позже с детьми переехала в Киев, где училась в Высшей партийной школе[4]. Отец — Ефим Анисимович Шепитько, бросил жену с тремя детьми, чего Лариса не простила ему[5]. По распространённой версии, он был персом, что дало повод для дальнейших слухов: якобы Ефим Анисимович служил в иранской армии; однако в свидетельстве о рождении он записан как украинец, а сын Ларисы Шепитько, Антон Климов, назвал эту информацию ошибкой, интерпретацией семейной легенды, согласно которой одна из прапрабабок была персиянкой[5][6].

В 1954 году окончила среднюю школу во Львове. В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Александра Довженко (после его смерти мастерскую вёл Михаил Чиаурели), которую окончила в 1963 году[7]. Её сокурсниками были Баадур Цуладзе, Отар Иоселиани, Георгий Шенгелая, Виктор Туров.

Ещё в студенческие годы снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в «Поэме о море» (1958), начатой Довженко и завершённой его супругой Юлией Солнцевой.

Дипломная работа «Зной» (1963) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» снималась в Киргизии, где незадолго до этого была реорганизована киностудия «Киргизфильм». На этапе монтажа ей помогал студент Элем Климов, с которым они вскоре поженились. «Зной» был удостоен премии за дебют на Кинофестивале в Карловых Варах (1964) и премии I Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру[7].

Большой успех ей принёс второй фильм «Крылья» (1966) о послевоенной судьбе боевой лётчицы Надежды Петрухиной (роль Майи Булгаковой)[7]. Он с успехом был показан за рубежом (в частности, на Неделе работ молодых режиссеров национальных республик СССР в Париже[8]), однако на Родине вызвал острую дискуссию среди критиков. Как позднее говорила сама Шепитько, «у меня было ощущение, что в рецензиях на Крылья речь идёт о ком-то или о чём-то совсем другом. Либо о другом фильме, либо о другом режиссёре». При этом и зрители, и сами авторы приняли картину очень близко к сердцу[4].

Следующий фильм «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова снимался в селе Сероглазово Астраханской области; в картине были заняты многие непрофессиональные исполнители из числа местных жителей[8]. Фильм вместе с новеллами «Ангел» Андрея Смирнова и «Мотря» Генриха Габая должен был войти в киноальманах «Начало неведомого века», который студия «Мосфильм» готовила к 50-летию Октябрьской революции, однако по цензурным соображениям не был выпущен на экран (картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет, в 1987 году)[9].

В 1969 году Шепитько сняла свой первый цветной фильм «В тринадцатом часу ночи» — новогоднее ревю с такими артистами, как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и другими. После этого она вместе с Вадимом Труниным приступила к работе над сценарием фильма «Белорусский вокзал», однако, по собственным словам, к сюжету «прирасти не могла, корректируемая сценарная форма не совпадала с тем, чего я хотела…»[4]. В итоге в титрах ленты была указана только фамилия Трунина.

Мемориальная доска в Москве

Фильм «Ты и я» (1971) по сценарию Шепитько и Геннадия Шпаликова был посвящён поколению тридцатилетних. Герои фильма — Пётр и Саша, талантливые учёные-медики, которые «ради случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив… отложили свой талант на время (как они полагали) и устремились в мир материально-деловых завоеваний»[10]. Главные роли в фильме исполнилии Юрий Визбор и Алла Демидова, хотя роль изначально писалась под Беллу Ахмадулину (её не утвердил худсовет)[8].

Картина была прохладно принята, а сама Шепитько считала, что испортила её несущественными, как ей казалось, правками, на которые пошла по просьбе худсовета и, в частности, Михаила Ромма: «Надо сказать, что мне тогда предложили переделать один важный эпизод и я, поддавшись мощному потоку влияний Михаила Ильича, не заметила, как изуродовала картину сразу и окончательно»[11]. Тем не менее, на Венецианском кинофестивале 1972 года Шепитько была удостоена за фильм Серебряного приза программы «Венеция — молодежь»[8].

Вскоре начались съёмки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников», экзистенциальной драмы о вере и предательстве, где свои первые большие роли сыграли Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова[9]. Он был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на Берлинском кинофестивале получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри[7]. В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение в жюри Берлинского кинофестиваля.

По воспоминаниям сына, на Западе очень серьёзно относились к его матери как к режиссёру. Она общалась с Милошем Форманом, Бернардо Бертолуччи, Фрэнсисом Фордом Копполой, дружила с Лайзой Минелли и гостила у неё одно время. При этом сама Шепитько «была в шоке от нравов Голливуда»[12].

В последний год готовила сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Съёмки должны были проходить на озере Селигер, куда была запланирована киноэкспедиция в начале июня 1979 года.

Смерть[править | править код]

Ранним утром 2 июля 1979 года киносъёмочная «Волга»-пикап врезалась в грузовик. Из книги Аллы Демидовой «Бегущая строка памяти»:

Её гибель тоже закручена в её судьбу и силу её воли. Она начала снимать новый фильм — «Матёра». Выезжать на выбор натуры надо было очень рано. А до этого у кого-то из группы был день рождения, и они просили Ларису выехать позже. «Нет. Раз назначено — надо». И они выехали. Шофёр заснул. Милиционер видел, как мчалась по параболе «Волга», в которой все спали, он хотел её остановить, но не успел. «И, — рассказывал шофер грузовика, — я увидел, как на меня мчится «Волга». Я свернул к обочине, потом я практически встал. Больше мне некуда было…» Грузовик был с прицепом, гружённым кирпичами, «Волга» со всего размаха врезалась в прицеп, и эти кирпичи накрыли общую могилу. Характер Шепитько — и в её фильмах, и в её гибели[13].

В результате этой автокатастрофы погибли Лариса Шепитько и члены съёмочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).

Работу над фильмом «Матёра» завершил Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (1981). Он также снял документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с коллегами.

Похоронена Лариса Шепитько на Кунцевском кладбище.

Семья[править | править код]

Муж (с 1963 по 1979 год) — кинорежиссёр Элем Германович Климов (1933—2003).

Сын — Антон Климов (род. 1973), российский журналист, пиарщик, продюсер, имя получил в честь Антона Чехова[12][14][15]. Во время беременности Шепитько упала, получила сильное сотрясение мозга и травму позвоночника, после чего долгое время пролежала в больнице; врачи были категорически против родов, которые в итоге прошли тяжело, но успешно[4][12].

Фильмография[править | править код]

Известные адреса[править | править код]

Москва, Комсомольский проспект

Примечания[править | править код]

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #13018070X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. ↑ Find a Grave (англ.) — 1995.
  3. ↑ Internet Movie Database (англ.) — 1990.
  4. 1 2 3 4 5 Климов Э. Г. Лариса. Книга о Ларисе Шепитько. — М.: Искусство, 1987. — С. 13—18, 179—185. — 290 с.
  5. 1 2 Елизавета Гончарова. Тайны рождения, восхождения и гибели Ларисы Шепитько. donbass.ua (10 января 2013).
  6. Светлана Хохрякова. Советский кинорежиссер Лариса Шепитько стала персиянкой. Московский комсомолец (6 июля 2015).
  7. 1 2 3 4 Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 499, 81. — 640 с.
  8. 1 2 3 4 Анна Смертина. Лариса Шепитько. Проект «Чапаев» журнала «Сеанс».
  9. 1 2 Ирина Ивойлова. Восхождение. Труд (5 января 2003).
  10. ↑ Юрий Визбор. Когда все были вместе
  11. Интервью вёл Лев Рыбак. Самая важная картина. Проект «Чапаев» журнала «Сеанс».
  12. 1 2 3 Анжелика Заозерская. Антон Климов: «Дело не в любви, а в людях, к которым она приходит». Труд (3 июля 2008).
  13. Демидова А. С. Бегущая строка памяти. — М.: Эксмо-Пресс, 2003. — С. 453. — 512 с. — ISBN 5-04-005402-5.
  14. Дмитрий Мельман. Пиар персона. Московский комсомолец (4 сентября 1999).
  15. ↑ Антон Климов. Сноб.

Ссылки[править | править код]

  • Лариса Шепитько на сайте russiancinema
  • Наше кино — Лариса Шепитько
  • RUSKINO.RU — Лариса Шепитько
  • KM.RU Энциклопедия кино — Лариса Шепитько
  • ЭКЦ Бахмат — Лариса Шепитько
  • Шепитько Лариса Ефимовна: подборка материалов (часть 1) (часть 2) (часть 3)
  • Шепитько Лариса Ефимовна (недоступная ссылка)
  • Юрий Визбор. Когда все были вместе — О съёмках фильма «Ты и я»
  • Виктория Никифорова — Лариса Шепитько
  • Ирина Бутыльская — Лариса Шепитько: «Я хотела дать надежду тем, кто останется после меня…»
  • Анна Гайворонская — Просто Лариса // Вечерний Донецк, № 27 (7699) от 19.02.2003.
  • Белла Езерская — Postmortem: Элем Климов и Лариса Шепитько
  • Лариса Шепитько: «Обязана перед собой и перед людьми». Интервью (ИК, 1988)
  • Джемма Фирсова. Предупреждение. О Ларисе Шепитько // Искусство кино : журнал. — 2006. — № 12.
  • Лариса Шепитько. Булка. Рассказ // Искусство кино : журнал. — 2006. — № 12.

Источник