Леонард коэн биография личная жизнь
Биография
Леонард Коэн сначала прославился как поэт и писатель и только после, став известной личностью в литературных кругах, вышел на сцену в качестве исполнителя авторских песен. В конце 60-х певец покорил публику глубоким, бархатным и невыразимо печальным голосом. Коэн стал одним из основоположников фолк-музыки. Не утратил поклонников даже за годы пребывания в дзен-буддийском центре.
Детство и юность
Родной город Коэна – Уэстмаунт, пригород Монреаля. Он родился в 1934 году в семье удачливого еврейского коммерсанта. Родители будущего поэта и музыканта прибыли в Канаду из Европы. Отец приехал из Польши. Мать Мария Клоницкая родилась и провела ранние годы в Литве.
Певец Леонард Коэн
В роду Коэнов не было ни музыкантов, ни поэтов, тем не менее творческие порывы Леонарда в семье поощрялись. До 13 лет сын монреальского бизнесмена не имел навыков игры ни на одном музыкальном инструменте. Знакомство с музыкой произошло в связи с первой влюбленностью. Дабы произвести впечатление на девушку, Леонард освоил пару гитарных аккордов.
Учителей у Леонарда не было. Первые шаги в музыке он делал самостоятельно, по зову души. Удивительно, но спустя два года стал лучшим гитаристом в округе. Время от времени подросток выступал на сценах местных кафе. Примерно в это время в руки Леонарду попал сборник стихов Гарсия Лорки. Юный гитарист-самоучка вдруг осознал: музыка и поэзия неразрывно связаны. И принялся сочинять песни. Но первый концерт состоялся много лет спустя.
Молодой Леонард Коэн
В детстве Коэн посещал еврейскую школу. Затем продолжил образование в учебном заведении города Уэстмаунта. Здесь Коэн изучал музыку, поэзию, участвовал в театральных постановках и даже основал студенческую фолк-группу. Любовь к музыке Леонард унаследовал от матери.
«Она обладала музыкальностью. Я брал гитару, а мать пела. Эти песни проникали в душу» – так Коэн скажет позже о Марии Клоницкой.
Леонард часто бывал на бульваре Сен-Лоран. Здесь, в маленьком прокуренном питейном заведении, по вечерам собирались поклонники искусства, люди одухотворенные и непрактичные. Коэн часто выступал перед ними. Но не исполнял песен. Он читал стихи и прозу. К концу 50-х приобрел известность в литературных кругах. Благодаря отцовскому завещанию молодой поэт не нуждался в деньгах и предавался творчеству, не отвлекаясь на мысли о хлебе насущном.
Леонард Коэн
Коэн всю жизнь страдал депрессией. Хандра отступала время от времени, но неизменно возвращалась. Быть может, благодаря хронической депрессии канадскому музыканту и поэту удалось создать песни, ставшие классикой жанра. Композиции музыканта угрюмы и печальны, но запоминаются навсегда.
Коэн имел широкий круг общения. Но стоило нахлынуть депрессии, превращался в затворника. Первый затворнический период в биографии Коэна приходится на начало 60-х. Это было плодотворное время. На острове Идра поэт и писатель провел семь лет и написал две книги: «Любимая игра», «Прекрасные неудачники». О Коэне как о музыканте публика узнала в 1967 году.
Музыка
В начале литературного пути Коэн прославился прозаическими произведениями. Но стихи писал всегда, начиная с юности. В 1967 году канадский писатель уехал в Штаты, здесь и начал музыкальную карьеру. Популярным в те годы направлениям он отдал предпочтение фолк-року. «Сюзанна», которая относится к раннему творчеству Коэна, стала хитом. Впервые песня прозвучала в исполнении звезды 60-х Джуди Коллинз. Спустя несколько лет «Сюзанну» записал Ноэль Харрисон.
Леонард Коэн на сцене
До 1970 года поэт, писатель и музыкант издал четыре альбома. Исполнить свои песни на сцене впервые ему довелось в 1967. Это произошло в Ньюпорте, на фестивале, посвященном фолк-року. Дебют оказался успешным. Харизматичный исполнитель с низким глубоким баритоном произвел на публику неизгладимое впечатление. Через два месяца состоялся концерт в Нью-Йорке. В кассе были распроданы все билеты.
В 70-е Коэн начал давать концерты, организовал турне по Европе и Америке. В 1979 году музыкант записал альбом «Недавние песни». Исполнение канадского певца поражало оригинальностью и простотой. В музыкальном сопровождении использовались различные инструменты: и гитара, и цыганская скрипка, и мандолина.
После издания «Недавних песен» наступил пятилетний перерыв. Когда же музыкант вернулся на сцену, в его творчестве поклонники обнаружили философские и религиозные мотивы.
В 1984 году Леонард Коэн записал песню «Аллилуйя». К тому времени популярность певца несколько упала. Американские звукозаписывающие компании боялась сотрудничать с Коэном. Впрочем, альбом, в который вошла песня «Аллилуйя», получил популярность в Канаде и Европе.
«Я поражён скромностью, с которой компании США рекламирует мои записи» – сказал Леонард Коэн после очередного отказа.
К концу 80-х религиозные мотивы отошли на второй план. В песнях появился сарказм. На концертах он все чаще использовал синтезатор. Главной темой в творчестве канадского исполнителя стало социальное неравенство, лицемерие, предательство.
В середине 90-х Коэн снова исчез. На этот раз увлекся философией буддизма. Вернуться к поклонникам 70-летнего поэта вынудило безденежье: менеджер Келли Линчи похитила со счетов знаменитости пять миллионов.
Певец записал альбом «Десять новых песен», в который вошли спокойные, меланхоличные композиции. Уйти со сцены в 90-х Коэна вынудил очередной стресс. Он выпивал ежедневно по три бутылки вина, выкуривал по пачке сигарет. Голос стал еще ниже, приобрел новые оттенки. «Тысяча поцелуев» – песня с незамысловатым мотивом – зазвучала исключительно благодаря хриплому коэновскому голосу. Клип к песне снят на основе «Малены» – драмы с Моникой Беллуччи в главной роли.
В 2008 году в Лондоне Коэн записал Live in London. Заглавная песня альбома – «Танцуй со мной до конца любви» – стала хитом. Примерно в это время певец объявил поклонникам о долгожданном туре. Коэн посетил города Канады и Европы. В 2010 году в первый и последний раз приехал в Россию. Famous Dlue Raincoat и Nevermind – еще две популярные песни последних лет.
Личная жизнь
В молодости Коэн вел богемный образ жизни. Пытался приобщиться к семейному бизнесу, но безуспешно. К тому же литературное творчество приносило небольшой доход. Правда, в конце 60-х обсуждались не так книги Коэна, как его эксцентричные выходки.
Леонард Коэн и Марианна Илен
В отношениях с женщинами писатель не проявлял постоянства. Регулярно менял возлюбленных. Дабы взбодриться, иногда употреблял ЛСД. Препарат тогда ещё не запретили, с ним экспериментировали поэты, музыканты, режиссеры и прочие творческие личности.
Леонард Коэн и Сюзанна Элрод
В 60-е годы у Коэна была романтическая связь с Марианной Илен, которой он посвятил одну из своих ранних песен. Затем в жизни музыканта появилась Сюзанна Элрод, ставшая его женой. Вопреки общепринятому мнению, хит «Сюзанна» посвящен другой женщине.
Леонард Коэн и Доминик Иссерман
Коэн и Элрод расстались в 1979 году. У музыканта двое детей: Лорка и Адам. Дочь, названная в честь любимого поэта, стала фотографом. Сын – музыкант, вокалист группы Low Millions.
Леонард Коэн и Ребекка де Морней
В 80-е у Коэна был роман с фотографом Доминик Иссерман. Француженка принимала участие в съемках клипов. Изображение Доминик украшает обложку «Музыки незнакомца» – книги Коэна, вышедшей в 1993 году. Последняя женщина в жизни исполнителя – Ребекка де Морней.
Смерть
В октябре 2016 года вышел последний альбом – You Want Darker. Канадский музыкант умер от лейкоза через три недели после релиза. Похоронен в родном городе.
Могила Леонарда Коэна
Спустя два месяца после смерти поэта и музыканта в Монреале прошел концерт, посвященный его творчеству.
Дискография
- 1967 – Songs of Leonard Cohen
- 1974 – New Skin for the Old Ceremony
- 1977 – Death of a Ladies’ Man
- 1984 – Various Positions
- 1992 – The Future
- 2001 – Ten New Songs
- 2009 – Live in London
- 2010 – Songs from the Road
- 2014 – Popular Problems
- 2016 – You Want It Darker
Источник
Леонард Коэн
Леонард Норман Коэн (Leonard Norman Cohen) — канадский бард, поэт и писатель, легенда фолк-музыки. Отличительная черта его творчества — откровенная депрессивность текстов, преобладающие мотивы тоски и одиночества. Самые известные песни — Suzanne и Hallelujah, неоднократно перепевались другими музыкантами.
Детство
Леонард Норман Коэн появился на свет 21 сентября 1934 года в Вестмаунте, Канада, в ортодоксальной еврейской семье. Его дед со стороны матери, раввин Соломон Кляйн, сбежал из Польши в Канаду во время еврейских погромов в 1923 году. Дед по отцовской линии, бизнесмен и денди Лион Коэн, был одним из основателей первой канадской газеты для евреев The Jewish Times. Мать, Мария Клоницкая, была эмигранткой из Литвы.
Леонард рос в традициях иудаизма, посещая еврейскую школу и, когда подошел срок, прошел бар-мицву, еврейский обряд взросления.
Отец Леонарда умер, когда ему было 9 лет. Именно тогда мальчик начал писать стихи. Он был вдохновлен поэзией Уитмана, творчеством Йетса и Миллера.
Еще одним его увлечением была музыка. В 17 лет он купил себе первую гитару за 12 долларов. По воспоминаниям Коэна, это был ужасный инструмент с металлическими струнами, которые резали пальцы до крови. Тогда не было ни поп-культуры, ни телевидения, всему приходилось учиться самому. Только спустя годы Леонард узнал, что есть гитары с более мягкими нейлоновыми струнами. «Гитары нравятся девушкам», – думал юноша, создавая группу «Buckskin Boys».
В 1951 году Леонард стал студентом Университета МакГилла в Монреале, где изучал английскую литературу. В университете он выиграл приз Честера МакНотона за творческое сочинение из 4 поэм.
После университета Коэн собирался стать юристом, и даже отучился год в Колумбийском университете. Но знакомство с культурой битников, творчеством Джека Керуака и фолк-музыкой вернуло его на творческую стезю.
Писательская деятельность
Первый поэтический сборник Коэна, посвященный памяти отца томик под названием «Сравним мифологии», вышел в 1956 году. Публикация не принесла ему ни славы, ни денег, ни так желанных им женщин.
Леонард решил перейти на прозу. В 1963 году он опубликовал роман «Любимая игра», вскоре вышли «Прекрасные неудачники», которую Роберт Фулфорд из Toronto Daily News назвал «самой отвратительной книгой, написанной в Канаде». Другие критики сравнивали Коэна с Берроузом, Джойсом и Томасом Пинчоном. Повествование велось от лица полностью разочаровавшегося в жизни, усталого и циничного человека.
Коэн работал над книгой на греческом острове Гидра, ведя почти затворнический образ жизни. Он писал по 20 часов в сутки, подбадривая себя большими дозами ЛСД. В последнюю неделю работы с ним случился нервный срыв, к тому же он получил солнечный удар, и 2 недели провалялся в бреду с температурой под 40 градусов.
Еще один роман Коэна, «Балет прокаженных», так и не был опубликован. Он хранится в библиотеке редких книг Томаса Фишера в Университете Торонто.
Музыкальная карьера
В 1966 году Коэн окончательно понял, что заработать в Канаде писательством невозможно. Он переехал в Нью-Йорк, с целью сделать музыкальную карьеру. Ему было уже 32 года. Все музыкальные промоутеры говорили ему, что «он уже слишком стар для таких игр».
Леонард поселился в отеле «Челси», где жили Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс и Боб Дилан. Коэн по телефону напел свою песню «Suzanne» фолк-исполнительнице Джуди Коллинз. Она пообещала сделать кавер на эту песню, но Коэн посчитал это шуткой. Однако песня действительно появилась на ее альбоме In My Life (1966).
Летом 1967 года Леонарда пригласили выступить на Нью-портском фолк-фестивале, где его заметил продюсер Боба Дилана Джон Хэммонд. В номере «Челси» Хэммонд прослушал 7 песен автора, после чего предложил ему контракт с лейблом Columbia Records.
27 декабря 1967 вышел дебютный альбом Коэна The Songs of Leonard Cohen. Диск занял 13 место в хит-параде Великобритании. Начинающий певец жутко боялся сделать что-нибудь не так, но Хэммонд вел себя очень великодушно. В студии он все время читал газету, не обращая внимания на Коэна, отчего тот почувствовал себя свободнее и увереннее.
В США диск не добрался до первой сотни Billboard, как и все последующие работы Коэна. Он так и не стал значимой величиной в Соединенных Штатах. Поколению детей цветов были не нужны меланхоличные песни зрелого мужчины в костюме и шляпе. Коэн не соответствовал духу времени.
В интервью он не раз говорил, что «60-е были великим временем, которое длилось минут одиннадцать, а потом пришли торгаши». Подобные заявления не принесли ему популярности у молодежи.
В 1973 году, в разгар конфликта Израиля с коалицией стран арабского мира, известного как Война Судного дня, Коэн прилетел на землю обетованную и попросил, чтобы его записали добровольцем на фронт. Встретив отказ, он внес свой вклад в борьбу, выступая перед солдатами ЦАХАЛ.
Альбом Death of A Ladie’S Man (1977) стал единственной работой Коэна с великим продюсером Филом Спектором. По воспоминаниям певца, это было сущее безумие. Спектор приходил в студию с бандой вооруженных телохранителей и отметал все предложения певца касательно записи. В конце концов бард махнул на все рукой. На выходе получился ужасный диск с сырыми партиями вокала.
Самой известной работой Коэна стал альбом The Future (1992), который помогала записывать актриса Ребекка Де Морней. Трент Резнор включил заглавный трек и песню Waiting For The Miracle в саундтрек к фильму Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». Трек Democracy звучал на инаугурации Билла Клинтона. Неожиданно для себя Коэн получил признание в тот момент, когда уже собирался завязать с музыкой.
Леонард Коэн – Waiting For The Miracle
Вскоре вышел трибьют I’m Your Fan, на котором песни Леонарда исполняли Джон Кейл, R.E.M и The Pixies. В любви к творчеству канадца признавался и Курт Кобейн.
В 1996 году Коэн на 5 лет ушел в дзен-буддийский монастырь неподалеку от Лос-Анджелеса. Пять лет он возил на машине своего наставника Роси, медитировал, готовил еду для членов общины. Все это помогло Коэну победить депрессию и обрести душевное равновесие. На вопросы, как в его мировоззрении сочетаются иудаизм и дзен-буддизм, Коэн отвечал: «В дзене нет религиозного поклонения и молитв, а это значит, что теологически иудаизм и дзен не противоречат друг другу».
В 2008 году певец вернулся с мировым туром, в ходе которого 7 октября 2010 впервые выступил в России, в Государственном Кремлевском Дворце. Критик Роман Егоров из Classic Rock описывал выступление так: «Коэн на сцене наделен абсолютной властью, но он ей не злоупотребляет. Леонард выразителен и убедителен в каждом лаконичном жесте».
Выступление Леонарда Коэна в Москве
В 2010 году Коэн получил «Грэмми» за пожизненные достижения в музыке. В 2015 году песня Nevermind появилась во вступительных титрах второго сезона сериала «Настоящий детектив».
Личная жизнь Леонарда Коэна
Леонард Коэн никогда не был женат. Из-за образа ловеласа, который бард создавал в своих песнях, многие считали, что у него десятки женщин. В конце жизни он признался, что этого никогда не было. Каждое десятилетие было отмечено для него долгим романом с одной женщиной.
Леонард Коэн. Документальный фильм
В 60-е его спутницей была скандинавка Марианна Илен. Пара жила на острове Гидра без автомобилей, электричества и водопровода. Она умерла в 2016 году, за три месяца до Леонарда.
В 70-е музой поэта стала художница Сюзанна Элрод, родившая ему двух детей. Сын Адам стал фронтменом группы Low Millions. Дочь Коэн назвал Лоркой в честь поэта Федерико Гарсия Лорки. Лорка – фотограф, а во время мирового тура отца подбирала видеоряд для концертов.
В 90-е спутницей Леонарда была актриса Ребекка Де Морней. Она стала последней женщиной в жизни певца.
У Коэна было три внука: Адам подарил ему Кассия, а Лорка — Виву и Леона.
В детстве Леонард увлекался гипнозом. Сначала он опробовал его на животных, а потом на домработнице: будущий сердцеед заставил ее раздеться.
В жизни барда всегда огромную роль играла религия. Он утверждал, что медитация может дать намного больше, чем слава, богатство, вино и женщины. Однако, продюсер Стивен Мачат ставил под сомнение религиозность канадца, называя его лицемером. По словам Стивена, Коэн на людях притворялся скромным и набожным бессеребреником, а в деловой сфере бегал от уплаты налогов и жестко судился из-за авторских отчислений.
Некоторые критики сомневались и в искренности творчества Коэна: на концертах он делал одни и те же движения, из раза в раз повторялись одни и те же шутки, и даже на колени он вставал в одних и тех же моментах.
Смерть
Последний альбом Леонарда Коэна «You Want It Darker» увидел свет в октябре 2016 года. Одна из композиций называлась «Hineni, my Lord», что переводится как «вот он я, господь». Почитатели творчества Коэна усмотрели в этом намеки на скорую кончину музыканта, но Леонард во время пресс-конференции развеял страхи: «Я намерен протянуть до 120 лет».
Но ночью 7 ноября 2016 года Леонард Коэн ушел из жизни в своем лос-анджелесском особняке. Смерть настигла его во сне. Причиной смерти медики называли лейкемию. Певца похоронили по еврейскому обряду в родном Монреале, 10 ноября.
9 ноября 2017 года в Монреальском музее современного искусства проходила интерактивная выставка, посвященная творчеству певца.
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Коэн.
| |
Основная информация | |
---|---|
Имя при рождении | англ. Leonard Norman Cohen[1][2] |
Полное имя | Леонард Норман Коэн |
Дата рождения | 21 сентября 1934[3][4][…] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 7 ноября 2016[6][4][…](82 года) |
Место смерти |
|
Похоронен |
|
Страна |
|
Профессии | певец автор песен поэт, писатель |
Годы активности | 1956—2016 |
Певческий голос | бас |
Инструменты | гитара, фортепиано |
Жанры | Фолк, фолк-рок, рок, spoken word, блюз |
Лейблы | Columbia Records |
Награды | «Грэмми» Премия Принца Астурийского |
leonardcohen.com | |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Леона́рд Но́рман Ко́эн (англ. Leonard Norman Cohen; 21 сентября 1934, Монреаль, Канада — 7 ноября 2016, Лос-Анджелес, США[11]) — канадский поэт, писатель, певец и автор песен. Первый поэтический сборник опубликован в 1956 году, первый роман — в 1963 году.
В ранние годы песни Коэна основывались на фолк-музыке, в 1970-х тяготели к поп-музыке и кабаре. С 1980-х годов Коэн пел низким голосом под сопровождение музыки с синтезаторами и женским бэк-вокалом. Его песни часто эмоционально тяжёлые и со сложными текстами. Среди тем, о которых пел Коэн: религия, одиночество, сексуальность, сложные отношения между людьми.
Песни и поэзия Коэна оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. Леонард Коэн введён в «Канадский музыкальный зал славы»; с 19 апреля 1991 года являлся офицером ордена Канады, а с 10 октября 2002 года — компаньоном ордена Канады, что является высшей наградой для гражданина Канады[12]. На его песни существует множество кавер-версий.
Биография
Юность
Коэн родился в 1934 году в Монреале (Квебек, Канада) в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Натан Коэн (1891—1943), выходец из Польши, был владельцем известного магазина одежды и умер, когда Леонарду было девять лет. Мать, Маша Клоницкая (1905—1978)[13], эмигрантка из Литвы, была дочерью ковенского раввина Соломона (Шлойме-Залмана) Клоницкого (1868—?), талмудиста, автора трудов по древнееврейской грамматике, сотрудника ряда периодических изданий на идише. Дед со стороны отца — первый президент Канадского еврейского конгресса Лион Коэн (1868—1937), сооснователь первой англоязычной еврейской газеты в Канаде Canadian Jewish Times[14][15]. Родные Леонарда, как и другие евреи с фамилиями Коэн, Кац и Каган, считаются потомками храмовых священнослужителей. Сам Коэн вспоминает об этом так: «У меня было очень мессианское детство. Мне сказали, что я потомок первосвященника Аарона». Он ходил в еврейскую школу, где учился вместе с поэтом Ирвингом Лайтоном<span title=”Статья «Лайтон, Ирвинг» в русском разделе отсутствует”>ru</span>en. Будучи подростком, Коэн научился играть на гитаре и сформировал фолк-группу под названием Buckskin Boys. Отцовское завещание обеспечило Коэну небольшой постоянный доход, достаточный для того, чтобы осуществить свои литературные амбиции.
Занятия поэзией
В 1951 году Коэн поступил в университет Макгилла, где стал президентом Канадского университетского общества межколлегиальных дебатов. В то время наибольшее влияние на него имели такие поэты, как Уильям Йейтс, Уолт Уитмен и Генри Миллер. Его первый сборник поэзии, Let Us Compare Mythologies («Давайте сравним мифологии»), был выпущен в 1956 году, второй — The Spice-Box of Earth («Коробка пряностей земли») — вышел в 1961 году и принёс некоторую известность в литературных кругах. Окончив университет, Коэн проучился один семестр в юридической школе Макгилла и один год в Колумбийском университете.
В начале 1960-х годов Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий остров Идра, он опубликовал романы The Favourite Game («Любимая игра») и Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»). Первый из них представляет собой автобиографический роман воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание книг.
Музыкальное творчество
1960—1970-е
В 1967 году Коэн переехал в США, где началась его карьера фолк-музыканта. Он был заметной фигурой в компании американского художника Энди Уорхола. Сам Уорхол позднее утверждал, что одна из его протеже, певица Нико, сильно повлияла на музыкальный стиль Коэна. Одна из первых и наиболее известных песен Коэна, Suzanne («Сюзанна») стала хитом в исполнении Джуди Коллинз.
В том же году, после выступлений на нескольких фолк-фестивалях, он познакомился с продюсером Джоном Хаммондом и получил возможность записать свой первый альбом Songs of Leonard Cohen («Песни Леонарда Коэна»), куда, среди прочих песен, вошла и «Сюзанна», уже в исполнении самого Коэна. Альбом был восторженно принят в фолк-кругах и его композиции продержались в топе американских чартов более года, хотя и не принесли Коэну большого коммерческого успеха. За этим последовали альбомы Songs from a Room («Комнатные песни» с известными композициями Bird on the Wire — «Птица на проводе» и The Partisan — «Партизан»), Songs of Love and Hate («Песни любви и ненависти»), Live Songs («Живые песни»), и New Skin for the Old Ceremony («Новая кожа для старой церемонии»).
В 1971 году музыка Коэна была использована в фильме Роберта Олтмена «Маккейб и миссис Миллер». Песни Коэна звучали в фильме настолько органично, что многие ошибочно полагали, будто они были написаны специально для него.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов Коэн устроил турне по США, Канаде и Европе. Критики высоко оценили его совместные выступления с пианистом Джоном Лиссауэром, но ни одно из них не было записано на плёнку. Тогда же началось его сотрудничество с певицей Дженнифер Уорнс.
В 1977 году Коэн выпустил альбом Death of a Ladies’ Man («Смерть дамского угодника»), а год спустя сборник поэзии с очень похожим названием Death of a Lady’s Man. Альбом был записан при участии продюсера Фила Спектора, изобретателя технологии т. н. «звуковой стены». Этот подход очень сильно отличался от техники Коэна, предпочитавшего минимальное инструментальное сопровождение, поэтому запись альбома проходила нелегко. Говорят, что Спектор переписывал альбом на секретных студийных сессиях, а сам Коэн утверждает, что однажды Спектор угрожал ему арбалетом.
В 1979 году был записан альбом с незатейливым названием Recent Songs («Недавние песни»), выдержанный в более традиционном стиле. В его записи участвовала джаз-фьюжн группа, использовались некоторые восточные инструменты, как, например, уд, мандолина и цыганская скрипка.
После «Recent Songs» Коэн замолчал на целых пять лет, и появился снова с фильмом «Отель» в качестве режиссёра, автора сценария и музыки (фильм получил Золотую розу Международного телефестиваля в Монтре), «Книгой милосердия» и альбомом «Various Positions» (1985), песни из которого «Hallelujah», «The Law», «If It Be Your Will» звучат так, словно это современные псалмы. Никогда ещё религиозные мотивы в его творчестве не были так отчётливы и прямолинейны.
1980-е
В 1984 году мир услышал один из крупнейших коэновских хитов — песню Hallelujah («Аллилуйя») с альбома Various Positions («Разные позиции»). Звукозаписывающая студия Columbia Records отказалась распространять альбом в США, где популярность Коэна в последние годы была не слишком высокой. Вообще, с течением времени музыка Коэна стала пользоваться большим спросом в Европе и Канаде. Однажды он иронически заметил, что потрясён той скромностью, с которой американские компании рекламировали его записи.
В 1986 году Коэн сыграл в одном из эпизодов телесериала «Полиция Майами».
В 1988 году, с выходом альбома I’m Your Man («Я твой мужчина»), стиль Коэна радикально изменился. На первый план вышли синтезаторы, а лирика сменилась сарказмом, горечью и критикой окружающей действительности. Этот альбом стал самым успешным со времён Songs of Leonard Cohen, а три песни оттуда — титульная, First We Take Manhattan («Вначале мы захватим Манхэттен») и Everybody Knows («Об этом знают все») — вошли в число его наиболее популярных композиций.
В Everybody Knows, написанной совместно с Шэрон Робинсон, Коэн поёт о социальном неравенстве, царящих в мире лицемерии, лжи и предательстве:
Все знают, что война окончена,
Все знают, что наши проиграли,
Все знают, что битва была предрешена,
Бедные остались бедными, богатые стали ещё богаче.
Вот как это происходит.
Все знают.
…
Все знают, что лодка дала течь,
Все знают, что капитан солгал,
У всех есть это странное чувство,
Будто их отец или собака умерли.
…
Все знают, что вы в беде,
Все знают, через что вы прошли,
От кровавого креста на вершине Голгофы
До пляжей Малибу…
и делает мрачные прогнозы на будущее (мотив, который получит своё развитие в песне The Future):
Все знают, что грядёт чума,
Все знают, что она движется быстро,
Все знают, что обнажённые мужчина и женщина,
Всего лишь сияющий артефакт прошлого,
Все знают, что всё мертво,
Но на твоей кровати будет установлен счётчик,
Который раскроет то,
Что все знают и без него.
1990-е
После того как песня Everybody Knows прозвучала в фильме «Врубай на полную катушку», Коэном заинтересовались широкие массы. Большим спросом пользовался альбом The Future («Будущее»), три песни с которого — Waiting for the Miracle («В ожидании чуда»), Anthem («Псалом») и титульная — вошли в скандально известный фильм Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы».
В заглавной песне Коэн, возможно, находясь под впечатлением от Лос-Анджелесского бунта 1992 года, предсказывает политический и социальный коллапс в духе библейских пророчеств: «Я видел будущее, брат мой, там — убийство. Всё расползётся по всем направлениям, ничто нельзя будет измерить. Вселенский смерч уже пересёк черту и разметал людские души». В песне Democracy («Демократия») Коэн говорит о своей любви к Америке, но критикует американцев за отсутствие интереса к политике и зависимость от телевидения: «Я не левый и не правый, сегодня вечером я просто останусь дома и затеряюсь в этом безнадёжном маленьком экранчике». «Democracy» использовалась в предвыборной кампании демократической партии США, и звучала на инаугурации Билла Клинтона[когда?].
В 1995 году Коэн высказал оригинальную идею о предстоящем референдуме об отделении Квебека от Канады[16]:
Пять лет, с 1994 по 1999 год, Коэн провёл в уединении в дзэн-буддийском центре Mount Baldy возле Лос-Анджелеса[16]. Там он принял имя Jikhan, означающее «молчание», и стал дзэнским монахом[17].
2000-е
Коэн вернулся в музыку только в 2001 году с альбомом Ten New Songs («Десять новых песен»), написанный в соавторстве с Шэрон Робинсон. Это, возможно, его самый меланхоличный и спокойный альбом. Dear Heather — альбом 2004 года — стал результатом сотрудничества с джазовой певицей и музыкантом Анджани Томас, Шерон Робинсон также участвовала в написании нескольких мелодий. В этом альбоме, настолько же светлом, насколько тёмным был предыдущий, отразилось изменение настроения Коэна: в своих интервью он признался, что дзэн-буддизм унял депрессию, мучавшую его на протяжении многих лет. Dear Heather — наиболее экспериментальный и шутливый альбом Коэна, разочаровавший многих его поклонников. Сам Коэн заявил, что этот альбом был чем-то вроде черновика, за которым должен был последовать более формальный вариант. Однако этого не произошло из-за юридических разборок с бывшим менеджером Коэна Келли Линч, которая, по словам музыканта, незаконно присвоила свыше 5 миллионов долларов из его пенсионного фонда[18].
Blue Alert («Синяя тревога») — альбом песен, написанных Коэном и Томас, в исполнении последней вышел в 2006 году. По словам одного из обозревателей, при его прослушивании возникает ощущение, будто «произошла реинкарнация Коэна в женское тело. Хотя он не спел ни одной ноты, его голос обволакивает альбом, как дым». В том же году Коэн впервые после долгого перерыва появился на публике на мероприятии в книжном магазине в Торонто. Он спел две свои ранние песни So Long, Marianne («Пока, Марианна») и Hey, That’s No Way To Say Goodbye («Эй, так не прощаются») в сопровождении рок-группы Barenaked Ladies и Рона Сексмита.
В 2008 году Коэн объявил о начале давно ожидаемого концертного тура, первого за последние 15 лет. Он стартовал во Фредериктоне, продолжился в различных городах Европы и Канады, включая выступления на фестивале The Big Chill и джазовом фестивале в Монреале, и получил восторженные отзывы критиков. Подлинную овацию вызвало исполнение песни Hallelujah на Глэстенберийском фестивале во время заката. 7 октября 2010 года состоялся единственный концерт Леонарда Коэна в России, с огромным успехом прошедший в Кремле. Перед началом концерта у Кутафьей башни была давка, а в Александровском саду очередь на вхо?