Леонид дьячков биография личная жизнь
Леонид Дьячков
Леонид Николаевич Дьячков. Родился 7 мая 1939 года в Ленинграде – умер 25 октября 1995 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1980).
Леонид Дьячков родился 7 мая 1939 года в Ленинграде.
Отец воевал в Финской войне, в начале Великой Отечественной попал под трактор, работая на Кировском заводе. Семью эвакуировали в Свердловск, где отец работал начальником цеха по производству танковых двигателей.
С пяти лет выступал перед ранеными с концертами – читал стихи.
В 1961 году окончил Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского, курс Б.В. Зона.
После окончания вуза был принят в труппу Театра им. Ленсовета, среди его работ: Анохин – «Микрорайон» по Л. Карелину; Алексей Чешков – «Человек со стороны» И. Дворецкого; Двадцатилетний – «Щедрый вечер» В. Блажека; Алексей Лапин – «Первый встречный» Ю. Я. Принцева; Леонидик – «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова; Оленский – «Через сто лет в березовой роще» В. Н. Коростылева; Малышев – «Жестокость» по П. Ф. Нилину; Люченцио – «Укрощение строптивой» У. Шекспира; Раскольников – «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому; Габриэль Фастос – «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика; Лопахин – «Вишневый сад» А. П. Чехова; Мякишев – «Спешите делать добро» М. М. Рощина; Турковский – «Нечаянный свидетель» («Воспоминание») Арбузова.
В 1984 году актёр ушёл из Театра имени Ленсовета, бросив на прощание фразу: «Я актёр голливудского масштаба, а тут у вас…». На работу в другой театр он тогда не устроился, стал числиться на «Ленфильме», но снимать в кино его практически перестали.
В 1984-1986 годах – актёр киностудии «Ленфильм».
В 1988-1995 годах – актёр театра им. А. С. Пушкина (ныне – Александринский театр), среди его работ: Сталин – «Вожди».
С 1956 года снимался в кино, дебютировав в фильме «Дорога правды».
Первую главную роль сыграл в 1962 году в картине «Принимаю бой» режиссера Сергея Микаэляна, где исполнил роль Михаила Валетова.
Леонид Дьячков в фильме “Принимаю бой”
В 1969 году исполнил главную роль в трагикомедии Александра Митты «Гори, гори моя звезда» (Охрим).
Леонид Дьячков в фильме “Гори, гори моя звезда”
Его снимали лучшие молодые режиссеры того времени – Шепитько, Климов, Тодоровский, Митта. К началу 1970-х Леонид Дьячков известен кинозрителям всей страны.
В 1971-м сыграл главную роль в фильме режиссёра Ларисы Шепитько «Ты и я» (Петр), где его партнёрами стали Юрий Визбор и Алла Демидова.
Леонид Дьячков в фильме “Ты и я”
Среди заметных работ – «Сергеев ищет Сергеева» (Юрий Николаевич Сергеев), «Самый жаркий месяц» (Виктор Лагутин), «Премия» (Виктор Николаевич Черников), «Только вдвоём» (Борис Антонович Воронин), «Середина жизни» (Дмитрий Юсупов), «Холостяки» (Яша), «Вкус хлеба» (Юрий Григорьевич Калашников), «Опасный человек» (Григорий Павлович Павлов), «Васька» (Константин Яковлевич Куницкий).
Леонид Дьячков в фильме “Середина жизни”
Леонид Дьячков в фильме “Холостяки”
Гибель Леонида Дьячкова
В 1987 году актёр получил сотрясение от удара по голове упавшей балкой, позже развилась опухоль головного мозга. Его третья жена Татьяна Томашевская рассказывала: “Несколько лет назад на концерте в “Октябрьском”, Лёню за кулисами по голове балкой ударило. Было лёгкое сотрясение, потом вроде прошло. А там оказалась опухоль в мозгу. Весной 95-го лёг он в больницу, вышел успокоенный, всё молился. Вообще, был глубоко верующим человеком, он ещё до того, как церкви в моду вошли, веровал. Был талантлив во всём… В ночь перед самоубийством мы долго разговаривали, он всё повторял: “Гореть мне в геене огненной”. В один из самых тяжёлых дней всё стоял, смотрел на Троицкий собор из окна. Я ему говорю – сходи, помолись, побудь один с Богом. Он вернулся из собора и говорит, что нам надо обвенчаться. Так и не успели”.
В последнюю декаду октября 1995 года по Центральному телевидению было показано несколько старых фильмов с участием Дьячкова. Посмотрев их, он впал в депрессию. Вечером 24-го он посмотрел фильм «Ты и я», в котором его герой стоял на охоте перед выбором – жить или не жить. На следующее утро – 25 октября 1995 года – Леонид Дьячков шагнул вниз с балкона четвёртого этажа в доме № 7 по Измайловскому проспекту в Санкт-Петербурге.
На листке, который он положил в свой рабочий стол, он написал: «Пора…».
На похоронах было мало артистов. Новое руководство Александринского театра, в котором он работал, не отменило репетицию, и актёры не смогли прийти на кладбище. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Актриса Алиса Фрейндлих говорила: “Леня был одним из самых талантливых на нашем курсе. Мы вместе учились в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Наш руководитель, профессор Борис Вольфович Зон, очень его любил. И очень за него боялся. Ведь Леня был «вещью в себе». Он все свои провалы и неудачи переживал в себе. А когда долго копишь обиды, взрыв неизбежен…”.
Личная жизнь Леонида Дьячкова:
Трижды был женат
Первая жена – Елена Маркина, заслуженная артистка России. Познакомились в театральном институте. На последних курсах поженились. А 1964 году Елена переходит работать в тот же театр имени Ленсовета, где играл её муж.
У пары родилось двое детей – Филипп (1962 г.р.) и Степан (1975 г.р.). В 1980 супруги со скандалом развелись. Сын Филипп окончил театральный, но в 1986 году в возрасте 24 лет разбился в автокатастрофе.
Елена Маркина – первая жена Леонида Дьячкова
Вторая жена (гражданский брак) – актриса Инна Варшавская, умерла от рака в 1990 году.
Инна Варшавская – вторая жена Леонида Дьячкова
Третья жена – художник по костюмам Татьяна Томошевская.
Фильмография Леонида Дьячкова:
1956 – Дорога правды – Киселёв (нет в титрах)
1963-1965 – Принимаю бой – Михаил Валетов
1964 – Хоккеисты – эпизод (нет в титрах)
1965 – Похождения зубного врача – Костя, жених Маши
1965 – Иду на грозу – Анатолий Полтавский
1966 – Крылья – Митя Грачёв, военный лётчик, разбившийся на горящем самолёте
1967 – Фокусник – Павел, следователь
1967 – В огне брода нет – эпизод (нет в титрах)
1968 – Дон Кихот ведёт бой (фильм-спектакль) – Егор Седой
1969 – Мёртвые души (фильм-спектакль) – автор
1969 – Гори, гори моя звезда – Охрим
1970 – Счастье Анны – Яков
1970 – Городской романс – отец Анечки, вертолётчик
1971 – Ты и я – Пётр
1972 – За твою судьбу – Фёдор
1973 – Алиса Фрейндлих. Избранное (документальный)
1973 – Укрощение строптивой (фильм-спектакль) – Люченцио
1974 – Сергеев ищет Сергеева – Юрий Николаевич Сергеев, инженер
1974 – Самый жаркий месяц – Виктор Лагутин, сталевар
1974 – Премия – Виктор Николаевич Черников, начальник строительного управления
1975 – Я – Водолаз-2 – Леонид Криницкий, водолазный старшина
1975 – Что такое хорошо и что такое плохо (короткометражный) – директор совхоза
1975 – Ковалёва из провинции (фильм-спектакль) – Алексей Алексеевич Мещеряков, хирург
1976 – Только вдвоём – Борис Антонович Воронин, главный редактор
1976 – Середина жизни – Дмитрий Юсупов
1976 – Воскресная ночь – Трубчак, председатель колхоза
1977 – Вторая попытка Виктора Крохина – Николай Иванович Глынов, боксёр
1978 – Антонина Брагина – Степан Брагин
1979 – Старосветские помещики (фильм-спектакль) – рассказчик
1979 – Крутой поворот – Владимир Петрович Бильбасов, капитан судна
1979 – Вкус хлеба – Юрий Григорьевич Калашников
1979 – Бал (фильм-спектакль)
1980 – Холостяки (короткометражный) – Яша
1980 – Последний побег – Николай Чернов, отец Виктора
1980 – В поте лица своего (фильм-спектакль) – Голота
1981-1982 – Полесская хроника
1981 – Фронт в тылу врага (Fronta v týlu nepřítele) – Виктор Иванович Шумский, инженер-майор
1981 – На чужом празднике – Виктор Иванович
1981 – Други игрищ и забав (короткометражный) – Худяков
1983 – Пятый десяток (фильм-спектакль) – Пушкин Игорь Николаевич
1984 – Без семьи – Жером Барберен, приёмный отец (озвучил Игорь Ефимов)
1985 – Расследует бригада Бычкова (фильм-спектакль) – Коптельцев
1985 – Перед самим собой – Василий Степанович Полоницын
1986 – Мост через жизнь – Курдюмов, профессор ПГУПСа
1987 – На исходе ночи (Im Morgengrauen) – врач на немецком судне
1987 – Мой боевой расчёт – начальник госпиталя
1987 – Встречным курсом – судовой врач
1988 – Провинциальная история – отец Майки, директор химзавода
1988 – Опасный человек – Григорий Павлович Павлов
1988 – Лапта (короткометражный) – Пятницкий, доцент
1989 – Круглянский мост – отец Мити
1989 – Высокая кровь (Высокая кроў) – Молчанов, конюх
1989 – Васька – Константин Яковлевич Куницкий, отец Таты, профессор
1992 – Вишнёвые ночи – Свиридов, офицер НКВД, командир Вячеслава
1993 – Чёрный аист – Петрович, бизнесмен
1993 – Аляска Кид (Złoto Alaski) – хозяин гостиницы (нет в титрах)
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дьячков.
Леони́д Никола́евич Дьячко́в (7 мая 1939, Ленинград – 25 октября 1995, Санкт-Петербург) – советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (05.08.1980).
Биография[править | править код]
Родился 7 мая 1939 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского (1961). Сразу после его окончания попал в труппу Театра имени Ленсовета. В 1984-1986 годах – актёр киностудии «Ленфильм», в 1988-1995 годах – актёр театра им. А. С. Пушкина (ныне – Александринский театр).
В кино дебютировал в роли Валетова в фильме Сергея Микаэляна «Принимаю бой», снятом в 1962 году, но вышедшем на экраны в 1966 году. На съёмках фильма «Крылья» он работал вместе с кинорежиссёром Ларисой Шепитько, которая пригласила Дьячкова на главную роль в своём фильме «Ты и я» (1971), где его партнёрами стали Юрий Визбор и Алла Демидова, Наталья Бондарчук и Леонид Марков. Интересны актёрские работы Дьячкова в производственных лентах, вышедших в 1974 году: «Премия» и «Самый жаркий месяц». Хотя незаурядный актёр в дальнейшем снимался во многих фильмах, ему редко доставались главные роли.
В 1984 году он ушёл из Театра имени Ленсовета, бросив на прощание фразу: «Я актёр голливудского масштаба, а тут у вас…» На работу в другой театр он тогда не устроился, стал числиться на «Ленфильме», но снимать в кино его практически перестали.
В 1987 году получил сотрясение от удара по голове упавшей балкой; из-за этого развилась опухоль головного мозга.
В 1988 году Леонид Дьячков пришёл в ЛАТД имени А. С. Пушкина, где и работал до своей смерти.
Личная жизнь[править | править код]
Первая жена – Елена Маркина, заслуженная артистка России. Леонид и Елена познакомились в театральном институте. На последних курсах они поженились. А 1964 году Елена переходит работать в тот же театр имени Ленсовета, где играл её муж:
Я выбрала даже не театр Владимирова, а театр, где работал Леонид Дьячков, потому что я была в то время безумно, патологически влюблена в мужа.
У Елены и Леонида родилось двое детей – Филипп (1962) и Степан (1975). В 1980 супруги очень болезненно развелись. Филипп, так же, как и его родители, окончил театральный, но в 1986 году в возрасте 24 лет разбился в автокатастрофе[1]. Вторая (фактическая) жена – актриса Инна Варшавская, умерла от рака в 1990 году. Третья жена – художник по костюмам Татьяна Томошевская.
Смерть[править | править код]
Весной 1995 года лежал в больнице из-за опухоли в мозгу. В последнюю декаду октября 1995 года по Центральному телевидению было показано несколько старых фильмов с участием Л. Н. Дьячкова. Посмотрев их, он впал в депрессию. Вечером 24-го он смотрел фильм «Ты и я», в котором его герой стоял на охоте перед выбором – жить или не жить. На следующее утро – 25 октября 1995 года – Леонид Дьячков шагнул вниз с балкона четвёртого этажа в доме № 7 по Измайловскому проспекту в Санкт-Петербурге. На листке, который он положил в свой рабочий стол, он написал: «Пора…». На похоронах было мало артистов; руководство Александринского театра, в котором он работал, не отменило репетицию, и актёры не смогли прийти на кладбище.
Похоронен был на Волковском православном кладбище[2].
Признание и награды[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (4 ноября 1971).
- Народный артист РСФСР (5 августа 1980).
Фильмография[править | править код]
Примечания[править | править код]
Источник
Леонид Дьячков полностью отдавался актерской профессии и был готов на все, чтобы показать зрителям высокое искусство. Однако его идеи не совпадали с видением руководства Театра Ленсовета. Когда конфликт с режиссером Игорем Владимировым достиг апогея, Дьячкова уволили. Не лучше дела обстояли и с кинематографом: поначалу Леонид Николаевич получал яркие роли, – Валетова в «Принимаю бой», Охрима в «Гори, гори, моя звезда», Черникова в «Премии» – но с годами интерес драматургов поутих, и лишь второстепенные персонажи пополняли фильмографию артиста.
7 мая актеру могло исполниться 81, но почти четверть века назад он трагически умер. Леонид Дьячков прожил насыщенную, но сложную жизнь, в которой столкнулся с тяготами военного времени, потерей любимых и несправедливостью окружающих. Почему же судьба оказалась столь жестока к человеку, старавшемуся изменить мир к лучшему?
«ВЫДАВЛЕННЫЙ» ИЗ ПРОФЕССИИ
С юности Дьячков мечтал стать актером
Детство Дьячкова выпало на непростое время: он родился в 1939-м. Едва его отец вернулся с советско-финской войны, грянула Великая Отечественная. Однако второй раз на фронт мужчина не пошел – попал под трактор, работая на Кировском заводе Ленинграда, и получил серьезную травму. Семью эвакуировали в Свердловск, где папа Леонида стал начальником цеха по производству двигателей. Уже тогда пятилетний Леня выступал перед ранеными солдатами, читая стихи.
В родной город Дьячков вернулся после войны. Окончив школу, юноша не сомневался, в какой вуз пойти учиться: Ленинградский театральный институт имени Островского был его детской мечтой. В дальнейшем выпускнику повезло и с местом работы – Театр Ленсовета, где блистал новый режиссер Игорь Владимиров и его муза Алиса Фрейндлих, казался самым прогрессивным в 60-х. Талантливому артисту сразу доверили главные роли в пьесах Зорина и Арбузова – спектаклях о сегодняшнем дне.
не пропустите«Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель»: фаворитки бывшего мужа Алисы Фрейндлих
Леонида называли мощным современным актером, а с дебютом в кино – «социальным артистом»: как правило, его герои имели сложные и запутанные судьбы. После фильма «Принимаю бой» Дьячков был нарасхват и с удовольствием брался за разноплановые роли. В «Крыльях» Ларисы Шепитько он играл летчика, в картине «Ты и я» – нейрохирурга, у Элема Климова – незадачливого жениха.
«Это был новый, востребованный в оттепельные годы тип. Не очень красивый актер, похожий на Гоголя, довольно немногословный, мрачный, все внутри, подводная часть айсберга. Какая-то значительность внутренняя. И снимали его лучшие молодые режиссеры», – анализировал Лев Лурье в программе «Культурный слой» Пятого канала.
Актер не боялся разноплановых ролей
В 70-е он был популярен и востребован, снимался в фильмах «Гори, гори, моя звезда», «Премия», «Вкус хлеба». Артист «с бурей внутри», на сцене он словно провоцировал зрителя, выводил на диалог. Особенно это прослеживалось в пьесе «Человек со стороны», где Дьячков сыграл Алексея Чешкова, этакого героя своего времени. Но с годами становилось все более очевидно, что Леонид Николаевич тяготеет к классике, сложным, мрачным персонажам, которых в Театре Ленсовета ему почти не давали.
Кроме того, актер заинтересовался режиссурой и сам поставил спектакль «Преступление и наказание». Это была серьезная и достойная работа, вот только в репертуар театра не вписывалась. Между Владимировым и Дьячковым разгорелся конфликт: артисту казалось, что драматург «облегчает» разговор с публикой, делая ставку на развлекательную программу.
Режиссерские проекты Дьячкова в «Ленсовете» рубили на корню. Ролей у него становилось все меньше, обстановка накалялась. Уверенный в том, что театр погибает, Леонид Николаевич обивал пороги Управления культуры, требуя разобраться в ситуации и назначить его худруком. В результате артиста признали профнепригодным и уволили с «волчьим билетом».
не пропуститеАлександр Домогаров со скандалом ушел из МХАТ им. Горького
«Сейчас, может быть, никто себе не представляет, что это такое, когда ты понимаешь, что работу ближе Новгорода ты не найдешь, а туда тебе никак не доехать, потому что нет машины. Автомобилей тогда не было ни у кого. В результате, Леня не мог устроиться ни в один театр, снимался на Свердловской киностудии, которую теперь мало кто знает, в Минске, еще где-то. С точки зрения заработка – это полный кошмар», – пояснял брат артиста Илья.
ЛИЧНЫЕ ТРАГЕДИИ
Первой женой Дьячкова стала актриса Елена Маркина
Загадочный, обаятельный, интеллектуал – неудивительно, что женщин как магнитом тянуло к актеру. Вот только в любви ему катастрофически не везло. Первой избранницей Дьячкова стала актриса Елена Маркина, с которой он учился. На последнем курсе вуза студенты поженились, а в середине 60-х Елена перешла вслед за мужем в Театр Ленсовета.
У супругов появились сыновья Филипп и Степан, казалось, что еще нужно для счастья? Но постепенно отношения между Еленой и Леонидом ухудшились, и в 1980-м они развелись. Беда не приходит одна, и вот уже некогда успешный артист оказался на обочине жизни, буквально выдавленный из профессии и родного театра. А не успел он порадоваться успехам старшего наследника, окончившего актерский вуз, как тот погиб в автокатастрофе…
не пропуститеСмерть мужа и авария внука: за что корит себя Галина Польских
После развода Леонид Николаевич нашел утешение в объятьях актрисы Инны Варшавской. Но и тут его ожидала трагедия: после нескольких лет совместной жизни возлюбленная скончалась от рака. Возмущенный жестокостью судьбы, артист ушел в себя, писал картины, создавал пьесы, которые никто никогда не поставит… Осмысляя собственную историю, он издал мемуары под названием «Внутренний монолог актера на социальные роли».
Инна Варшавская умерла от рака спустя несколько лет совместной жизни с Дьячковым
Сцена все же вернулась в жизнь Дьячкова: он устроился в Академический театр драмы имени Пушкина. В 80-е учреждение пребывало в состоянии глубокого кризиса – ни интересного репертуара, ни внятной режиссуры. Но это была работа, так или иначе.
не пропуститеСмерть жены от рака и новая любовь: трудное счастье Константина Хабенского
В 1989-м артист сделал третью попытку построить личную жизнь и женился на художнике по костюмам Татьяне Томошевской. Избранница гордилась талантами мужа и с горечью осознавала, как его недооценивают в звездных кругах. «Он считал себя режиссером. В Театре эстрады поставил спектакли «Не доверяй судьбу белой ночи», «Людоед». Спонсором был его брат», – отмечала она.
ПЕЧАЛЬНЫЙ КОНЕЦ
Татьяна Томошевская считала, что Дьячков был недооценен коллегами
Супруги переехали в новую квартиру близ Троицкого собора, что показалось Дьячкову знаком. Он стал часто ходить в храм молиться, пытаясь докопаться до сути: почему же его жизнь пошла под откос?
Кризис в театре становился все более явным, и Леонид Николаевич был вынужден искать работу где-то еще. Выходом из ситуации стала постановка «Маленькие трагедии» в Пушкинском Центре Владимира Рецептера.
не пропуститеБывшая жена Романа Абрамовича ушла в религию после развода с олигархом
«Артисты рассказывали, как он репетировал, как это было интересно. Я приехала, а он прямо на сцене встал на колени и начал молиться Богу, кричал какие-то слова Ельцину, понятно было: что-то с ним случилось, – вспоминала Томошевская. – Потом в больнице сказали, что он перенес инсульт на ногах, какая-то гематома давит на сосуды. Он неделями не спал ночами, а только говорил: высказывал все обиды на Владимирова, на то, что творилось в театре. Остановить это было невозможно, он не ел, не пил, только говорил».
До конца дней актер держал обиду на Игоря Владимирова
Сперва Дьячков угодил в психиатрическую клинику, затем последовал год лечения в Мариинской больнице. Выяснилось, что причина страданий актера кроется в опухоли мозга: однажды на концерте в «Октябрьском» его ударило за кулисами балкой по голове. Последствия травмы оказались более чем серьезными, хотя артист и не подозревал об этом.
не пропуститеВыживаемость 5%: первое официальное подтверждение диагноза Анастасии Заворотнюк
Осенью 1995-го артист выписался из клиники. Супруга была уверена, что ему стало лучше: спокойный, сдержанный, он не жаловался на недомогание и боли. «Потом вдруг сказал: «Меня скоро не будет, а тебе от твоей сестры достанется!». Через два года Тоня и ее муж умерли, а их дети остались со мной, – делилась Татьяна. – То есть он как бы предвидел… В тот роковой день с утра он спал. Я подумала: «Какое счастье!». Тихо на цыпочках вышла, оставила записку: «Буду в 11».
Больше супругам не довелось поговорить: 25 октября 1995-го Леонид Николаевич покончил с собой, чем вдребезги разбил возлюбленной сердце. Но и спустя годы в память о муже Татьяна пересматривала фильмы с его участием, последним из которых стал «Черный аист».
Фото: архив театра, Vk.com, кадры из фильмов «Антонина Брагина», «Ты и я», «Самый жаркий день», «Первые радости»
Источник