Леонид енгибаров личная жизнь дети

15 марта могло бы исполниться 84 года со дня рождения знаменитого советского мима Леонида Енгибарова. Он выступал в амплуа “грустный клоун”, покорив зрителей в 1960-1970-х годах. В 1972 году артист скоропостижно скончался в возрасте всего 37 лет. Его личная жизнь сложилась непросто, порой, можно сказать, трагически. Он тщательно скрывал от окружающих любые подробности. В этой статье мы расскажем о его судьбе и преждевременной кончине.
Всесоюзная популярность
Популярность Енгибарова в СССР была невероятной, он считался любимым артистом генерального секретаря Леонида Брежнева. Он регулярно выступал перед сотнями зрителей, бывало, даже по несколько раз за день. При этом его личная жизнь была тайной за семью печатями.
Его работами восхищался Василий Шукшин, который приглашал Енгибарова сниматься в своих фильмах. Владимир Высоцкий, когда узнал о его смерти, горько заплакал. Об этом вспоминала еще его супруга Марина Влади.
За полгода до смерти он отправился на гастроли по всему Советскому Союзу, исполнив 210 спектаклей за 240 дней. Многие считали, что именно эта работа на износ окончательно подорвала его здоровье.
В том же году на экраны вышла комедия Василия Шукшина “Печки-лавочки”, в которой он исполнил одну из эпизодических ролей, что принесло ему дополнительную популярность. Ведь фильм имел шумный успех, а сам Шукшин считал его лучшим в своей карьере.
Скрывать в личной жизни Енгибарову приходилось многое. В первую очередь, роман с иностранкой. Если бы о нем стало известно массам, это могло принести артисту и его семье серьезные проблемы.
Роман в молодости
В молодости у Енгибарова был роман с иностранкой. В 1964 году Леонид познакомился с журналисткой Ярмилой Галамковой, когда находился на гастролях в Чехословакии. Это была любовь с первого взгляда, причем взаимная.
Уже через год у пары родилась дочь, которую назвали Барбара. Они жили счастливо, но были вынуждены не регистрировать официально свои отношения. Даже рождение девочки Енгибарову приходилось скрывать и от многочисленных друзей, и от коллег по цирковому цеху.
Несмотря на это, они жили хорошо, пока в их жизни не наступила черная полоса. Трагическим ударом стала смерть клоуна в 37 лет от сердечного приступа. Всего через пять лет после этого в автокатастрофе погибла Ярмила.
Попытки потомков воссоединиться
Непросто складывалась и жизнь потомков клоуна. В популярной телевизионной программе “Пусть говорят” недавно выступала племянница знаменитого клоуна, которая призналась, что пыталась сблизиться после смерти дяди с его дочерью Барбарой, но та наотрез отказалась идти хоть на какой-то контакт.
У Енгибарова было два единокровных старших брата. Сам он родился, когда его отец (шеф-повар гостиницы “Метрополь” в Ереване Георгий Саркисович) женился в третий раз.
Оба брата стали известными творческими деятелями. Михаил уехал в Одессу, где прославился в качестве скульптора, а Рачья возглавил Ереванский драматический театр, стал народным артистом СССР.
Племянница клоуна рассказывала, что ее отец всегда настаивал на том, чтобы Барбара жила с ними в Ереване. Но она приехала только на короткое время, а потом стала проситься обратно, в результате уехала на родину матери в Чехословакию. После этого связь между родней стала ослабевать с каждым годом. Родственники Енгибарова из Еревана знали только, что у Барбары родились дети.
Проклятие “грустного клоуна”
Когда стало известно о трагической личной жизни Енгибарова, многие его поклонники заговорили о проклятье “грустного клоуна”. В своем мнении они убедились после того, как стало известно о трагедии в семье его дочери.
У Барбары родились два сына – сиамские близнецы. Они появились на свет сросшимися в районе живота. Врачи предрекали им скорую гибель. В результате девушке пришлось делать, пожалуй, самый сложный выбор в своей жизни: решать, кому из своих детей сохранить жизнь. Близнецов можно было разделить, но в таком случае спасти можно было только кого-то одного.
Трагедия Барбары
Дочь Енгибарова сделала выбор. В живых остался ее сын Петер. Но после этого она не смогла с ним общаться, постоянно обвиняя и его, и себя в смерти второго ребенка.
Со временем стало известно, что Барбара вскоре после того, как оставила жизнь только одному сыну, фактически лишилась рассудка от горя.
На внука клоуна Петера с самого детства навалилось много испытаний. Но он оказался сильным человеком, решив пойти по стопам своего прославленного деда.
Внук
Когда Петер узнал, что он внук великого Леонида Енгибарова, ему было около 12 лет. Эта новость его поразила и искренне удивила, такого он не мог и представить себе. В тот момент он и не думал о карьере циркового артиста.
Данное осознание приходило к нему постепенно. Когда он вырос, то понял, что мечтает только об одном: выступать на цирковой сцене.
У выросшего Петера оказалось много дополнительных проблем. Он тоже стал участником того самого выпуска программы “Пусть говорят”. Но не все из гостей шоу поверили, что Петер действительно родственник клоуна, посчитав, что он хочет просто нажиться на громком имени артиста.
Оказалось, что внук Енгибарова не в первый раз подвергается критике в свой адрес. Он старается ее игнорировать, хоть это и не всегда просто. В своем же происхождении сам он не сомневается.
Тайная дочь
Еще одну тайну Леонид Енгибаров унес с собой в могилу. В последнее время стало известно о том, что у него была внебрачная дочь.
Об этом рассказал его давний друг директор Ереванского цирка Иосиф Петросян. Он признался, что несколько лет назад к нему обратилась журналистка, которая хотела расспросить его о цирке.
Прямо во время беседы девушка начала плакать. Конечно, Петросян был в шоке. Когда ему удалось немного ее успокоить, призналась, что она – дочь Енгибарова. Сейчас она живет в Ереване, ее зовут Евгения Филатова. Кто ее мать, директор цирка выяснить так и не смог.
Трагическая смерть клоуна
Смерть Енгибарова многими звездами того времени была воспринята как личная трагедия. Все произошло в середине лета 1972 года. Официально клоун находился в отпуске, но все же приехал в Москву, чтобы приступить к работе над новым спектаклем.
В тот месяц в столице стояла небывалая жара. Из-за горящих торфяных болот в Подмосковье город накрыл смог. Человека нельзя было рассмотреть в нескольких метрах от себя.
24 июля Енгибаров приехал к матери в квартиру из Зеленого театра. У него уже давно была ангина, но он не стал брать больничный, решив в очередной раз перенести болезнь на ногах. Это решение стало роковым.
На следующее утро ему стало плохо, он не смог встать с постели. К вечеру артист попросил вызвать скорую. Когда медики приехали, Енгибарову стало лучше, он даже стал отпускать комплименты в адрес медсестры.
Врачи уехали, но через два часа артисту вновь стало плохо. Леонид попросил мать вновь вызвать медиков, а пока дать ему бокал ледяного шампанского. Как потом выяснилось, алкоголь сузил сосуды, чем только усугубил его состояние.
Врачи, приехавшие на вызов, застали клоуна при смерти. Они начали оказывать ему экстренную помощь, но ничего уже не смогли поделать. Сердце клоуна остановилось. Эксперты пришли к выводу, что причиной его гибели стала ишемическая болезнь сердца, которая была у артиста хронической.
Как пояснили матери, внезапная смерть наступила из-за тромба, который образовался как раз из-за того, что после гастролей он не стал лечить ангину, решив переносить болезнь на ногах.
Артиста похоронили на Ваганьковском кладбище.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник
Фото: соцсети
Его творчеством восхищался сам Брежнев, Василий Шукшин снимал его в своих фильмах, а Владимир Высоцкий заплакал, когда в 1972 году узнал о смерти великого клоуна. Несмотря на всесоюзную популярность, артист цирка Леонид Енгибаров все равно умудрялся держать в тайне перипетии своей личной жизни. А скрывать ему приходилось многое. Например, заграничную любовницу, роман с которой мог обернуться большими проблемами.
В 1964 году он познакомился с журналисткой Ярмилой Галамковой во время гастролей в Чехословакии и мгновенно влюбился. Уже через год у пары родилась дочь Барбара, но радостное событие приходилось держать в секрете и от коллег, и от многочисленных друзей знаменитого клоуна. Несмотря на это, пара была счастлива. Правда недолго — вскоре началась черная полоса.
В 1972 году 37-летний Енгибаров неожиданно скончался из-за проблем с сердцем, а спустя пять лет в автокатастрофе погибла и Ярмила.
В эфире программы «Пусть говорят» племянница знаменитого клоуна рассказала, что мечтала сблизиться с дочерью Енгибарова Барбарой, но девочка отказалась идти на контакт.
«Мой отец, брат Леонида Енгибарова, настаивал на том, чтобы Барбара жила с нами в Ереване. Она приехала на какое-то время, но потом стала проситься обратно. В результате, уехала в Чехию. Связь после этого начала прерываться, но я знала, что у нее родились дети», — рассказала племянница прославленного клоуна.
Артист отдал 17 лет жизни цирку
Фото: соцсети
Как оказалось, «проклятие» Енгибарова распространилось и на его дочь. Повзрослев, Барбара родила сиамских близнецов. Мальчикам, сросшимся в районе живота, грозила скорая гибель. Именно поэтому избраннику дочери знаменитого клоуна пришлось выбирать, кому из сыновей сохранить жизнь.
Трагедия сильно повлияла на наследницу Енгибарова — Барбара не могла общаться со спасенным сыном Петером, обвиняя и себя, и его в смерти второго ребенка. В студии «Пусть говорят» родственники клоуна раскрыли страшную тайну: дочь Енгибарова оставила мальчика, а позже практически сошла с ума от горя.
Несмотря на испытания, свалившиеся на него с самого рождения, Петер решил пойти по стопам прославленного деда.
«Мне было где-то 12 лет, когда я узнал, что являюсь внуком Енгибарова. Конечно, я был удивлен, но тогда не думал стать артистом цирка. Это осознание пришло ко мне постепенно. Теперь хочу заниматься только этим», — признался Петер.
Родственники Енгибарова уверены, что внук невероятно похож на него
Фото: кадр из программы
Однако далеко не все присутствующие в студии поверили в то, что молодой человек действительно является наследником прославленного артиста цирка. Некоторые из гостей программы решили, что Петер пытается нажиться на громком имени Леонида Енгибарова. Сам же предполагаемый внук давно привык к критике в свой адрес. Он старается не обращать на нее внимания, а в своем происхождении и вовсе не сомневается.
Еще одну тайну, казалось, унес Енгибаров с собой в могилу — наличие внебрачной дочери.
«Где-то два года назад ко мне обратилась журналистка, хотела взять интервью о цирке. И вот во время разговора она внезапно заплакала. Я был в шоке. Когда она немного успокоилась, призналась, что является дочерью Леонида Енгибарова. Зовут ее Евгения Филатова, живет сейчас в Ереване», — поделился давний друг клоуна.
Давний друг Енгибарова знал многие его семейные тайны
Фото: кадр из программы
Источник
Леонид Енгибаров был клоуном. Но тех, кто приходил на его выступления повеселиться и посмеяться, ждало разочарование.
Миниатюры Леонида заставляли размышлять и осмысливать, грустить и радоваться, плакать и смеяться. Его называли «думающим клоуном».
Многие призывали Енгибарова сменить репертуар, но Леонид не предавал свои убеждения в угоду публике.
Он оставался самим собой, раскрывая свою душу на сцене, и вскоре приобрёл миллионы восторженных почитателей.
В поисках себя
Леонид Георгиевич Енгибаров появился на свет в Москве 15 марта 1935 года. Его отец был армянином, работал шеф-поваром в крупном столичном ресторане. Мать была русской, занималась домашним хозяйством. Семья жила в небольшом деревянном доме в Марьиной роще.
На пути к делу своей жизни Леонид «примерял» на себя разные профессии. Он учился в институтах рыбного хозяйства и физкультуры, профессионально занимался боксом.
Но в 1955 году Енгибаров сделал окончательный выбор и стал студентом отделения клоунады Государственного училища циркового искусства. Уже во время учёбы его любимым амплуа стала пантомима.
Клоун с осенью в душе
После окончания училища Леонид уехал в Ереван и стал актёром армянского циркового коллектива. В то время существовал некий «стандарт» для выступления клоуна – набор шуток, сценок и трюков, которые должны были веселить публику.
Енгибаров сломал все устои и стал создателем нового жанра – «поэтической клоунады». Его миниатюры заставляли размышлять, испытывать всю гамму сильных чувств и эмоций.
Енгибаров выступал в образе немного грустного человека, потрясающе владел искусством пантомимы и паузы.
Его мини-спектакли не только смешили зрителей, но и несли в себе глубокий философский смысл. Почитатели таланта Леонида называли его «клоуном с осенью в душе».
Енгибаров много гастролировал и приобрёл широкую известность.Он выступал в цирке и на эстраде, снимался в кино, ездил на гастроли за рубеж. Народная популярность «грустного клоуна» росла с каждым годом.
Личная жизнь
Енгибаров по-настоящему любил только двух женщин. Первой была Ада Шереметьева, актриса из Ленинграда. Леонид был пылким романтиком, умел ухаживать. Между ними разгорелся бурный роман.
Енгибаров убедил Шереметьеву оставить театр ради цирка. Но манеж не принёс актрисе желанного богатства и славы. Вскоре пара рассталась.
Второй любовью Леонида стала Ярмила Галамкова, чешская журналистка и художница. Она часто бывала в Москве в гостях у Енгибарова, родила от него дочь Барбару.
После оккупации Чехословакии советскими войсками в 1968 году влюблённым сложно было оставаться вместе, и они перестали общаться.
Ярмила погибла в автокатастрофе вскоре после смерти Леонида. Её внук, сын Барбары Петер, в 12 лет узнал о своём происхождении. После этого он загорелся идеей стать клоуном, как и его знаменитый дед.
Безвременный уход
Московское лето 1972 года было жарким. 25 июля Енгибаров почувствовал недомогание и попросил свою мать вызвать врача. Медик поставил диагноз «отравление», выписал лекарство и уехал.
Енгибарову стало хуже, и он решил выпить бокал холодного шампанского, не подозревая о том, что такой напиток приведет к сужению сосудов. Выпив половину бокала, он мгновенно скончался от разрыва сердца. Великому клоуну было всего 37 лет.
Леонид Енгибаров не произносил на сцене ни единого слова, но ярко и живо, мягко и трогательно рассказывал о важных вещах.
Мы продолжаем и сегодня пересматривать записи его гениальных мини-спектаклей. Эти истории о любви и предательстве, близости и одиночестве, сердечности и суете проникают в сердце каждого зрителя и остаются там навсегда.
© Biografia.Ru, 2018 г.
Источник
Леонид Енгибаров родился в начале весны, когда в Москве еще лежит снег. 15 марта 1935 года.
«Главное для меня в жизни — чувствовать ответственность за все совершающееся вокруг нас». Леонид Енгибаров. «Автобиография»
Почти всю жизнь Енгибаров прожил в деревянном одноэтажном доме в Марьиной Роще, районе Москвы к северу от Садового кольца. Его отец Георгий Саркисович Енгибаров работал шеф-поваром в ресторане гостиницы «Метрополь». Мать Антонина Андриановна Кудрявцева была домохозяйкой, подрабатывала портнихой.
До выхода на арену цирка будущий легендарный клоун занимался боксом и акробатикой. На ринге он достиг больших успехов. На первенстве Москвы по боксу в сезоне 1952/1953 Леонид Енгибаров одержал девять побед и потерпел одно поражение. Начав в 1952 году с 3-го разряда, он в 1954-м имел уже 1-й разряд по боксу.
«Девять лет провел на ринге. Заповедь „ударили по правой щеке, подставь левую“ считаю в корне ошибочной. Сменил множество профессий, и в двадцать два года мне оставалось только стать актером», — рассказывает о себе Леонид Георгиевич в «Автобиографии».
В 1955 году Леонид Енгибаров поступил в Государственное училище циркового искусства на отделение клоунады. Уже в студенческие годы стал выступать на сцене в качестве мима.
Окончив училище в 1959 году, Енгибаров отправился в Ереван и поступил в труппу армянского циркового коллектива. Профессиональная цирковая арена открывает перед ним занавес, а он в свою очередь создает на ней новый мир. Первые же его номера отличались от номеров большинства других клоунов. Журналист и писатель Федор Раззаков в статье, посвященной Енгибарову, пишет, что он «наверное, впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять».
В 1963 году на экраны вышел первый в истории армянского кинематографа фильм в цвете «Путь на арену», снятый на киностудии «Арменфильм» режиссерами Левоном Исаакяном и Генрихом Маляном. Картина строится на отдаленных мотивах творческой биографии Леонида Енгибарова, который и исполнил в ней главную роль.
Вскоре звезда Леонида Енгибарова зажглась и на международной цирковой арене. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил 1-ю премию — кубок имени Э. Басса. Следуют гастроли по городам СССР и за границей. Его встречают в Румынии, Польше, Чехословакии.
Важными событиями в жизни Леонида Енгибарова был наполнен 1971 год. Он участвует в съемках фильма-притчи Тенгиза Абуладзе «Ожерелье для моей любимой».
В 1971 году Леонид Енгибаров вместе со своим педагогом режиссером Юрием Беловым, у которого он учился в Цирковом училище, создает спектакль «Звездный дождь». Они показывают его в Ереване и Москве. Енгибаров вынужденно покидает Союзгосцирк после того, как его партнера Белова не выпустили вместе с ним на зарубежные гастроли. Он создает свой театр, где режиссером стал Юрий Белов. За пять месяцев был поставлен спектакль «Причуды клоуна». В Ереване выходит первая книга новелл Енгибарова «Первый раунд». Он был талантлив не только как артист, но и как писатель. Сам Василий Шукшин отзывался о его писательском таланте.
С октября 1971-го по июнь 1972 года Леонид Енгибаров гастролирует со своим театром по всей стране. За 240 дней было сыграно 210 спектаклей.
В документальном фильме «Сердце на ладони» (2005), посвященном Леониду Енгибарову, Народный артист СССР Василий Лановой говорит: «Он был Моцарт для циркачей. Так мне кажется. Вот он из циркачей — Моцарт». Самобытность и иное видение на искусство клоунады и пантомимы. Это выделяло Енгибарова. Леонид Георгиевич говорил: «Я выхожу не для того чтобы смешить публику, а для того чтобы говорить с ней». А ведь чтобы говорить с кем-то, нужно видеть его лицо, его глаза. Енгибаров почти не использовал грим, лишь немного подводил глаза для выразительности и начинал свою беседу со зрителями.
В своих репризах Леонид Енгибаров часто прибегал к цирковым трюкам и эквилибристике. Его кумиром был Бастер Китон, один из величайших комиков немого кино. Китон — профессиональный каскадер: почти все трюки в известной сцене погони с проносящимся поездом в фильме «Шерлок-младший» (1924) он выполнил сам.
«Что представляли собой миниатюры Енгибарова? Конечно, описывать их — дело неблагодарное, их нужно видеть. Вот описание миниатюры под названием „Жажда“. В ней героя Енгибарова мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Естественно, он пытается до него добраться, однако дается ему это не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднимается, и так несколько раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берет его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его страдания. И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин, внезапно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин, просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой сценки является то, как реагирует клоун на этот поступок девочки: он начинает… улыбаться. „Клоун с осенью в душе“ — так называли Енгибарова благодарные зрители» (Федор Раззаков).
Часто цирковое искусство, жанр комедии так или иначе обращаются к Чарли Чаплину и его герою Бродяге Чарли. Есть параллель между сценой его фильма «Цирк» (1928) и номером Енгибарова «Канатоходец».
В «Цирке» Бродяга Чарли выделывает невероятные трюки на канате. После ряда неожиданно возникших препятствий ему удается добраться до конца каната и пересесть на велосипед, на котором он с бешеной скоростью вылетает из цирка. Канатоходец Енгибарова также исполняет разные трюки на канате, но его канат не растянут под куполом цирка, он растянулся прямо на манеже. Но все же канатоходцу приходится балансировать, а потом даже идти на ощупь с завязанными глазами.
Енгибаров в одном из интервью говорил: «Пантомима для меня — искусство веселое, обязательно жизнерадостное, обязательно смешное. Пантомима для меня ассоциируется еще с одним видом искусства, который я безумно люблю, — это мультипликация. Пантомима сродни мультипликации. Ну, например, где еще, как не в пантомиме или в мультипликации, можно сыграть эпизод, как человек влезает в пасть к тигру со спичкой в руках и ищет свою шляпу, которая там осталась? Пантомима прекрасна тем, что она заставляет человека думать, она как бы доверяет ему и возвышает его в собственных глазах. Это как рисунок без подписи: когда человек угадывает, что ему показывают, то это его поднимает в собственных глазах» (из книги Владимира Шахиджаняна «Мне интересны все люди»).
В мировую литературу образ клоуна, да и вообще образ человека, связанного с искусством, вошел как индикатор честности, неподвластности внешним навязанным обстоятельствам. Они честны перед окружающими, перед своим временем и, самое главное, перед собой. Один из самых ярких и пронзительных литературных образов клоуна — это Ганс Шнир из романа немецкого писателя Генриха Бёлля «Глазами клоуна».
Его родители вынудили сестру Ганса записаться в добровольный полк зенитчиц. Генриетта погибла на войне. Родители перестали для него существовать: «После смерти моей сестры Генриетты родители как родители перестали для меня существовать. Уже семнадцать лет, как Генриетта умерла. Ей было шестнадцать, когда кончилась война, — прелестная девочка, белокурая, лучшая теннисистка от Бонна до Рема-гена. Тогда объявил, что молодые девушки должны пойти в войска ПВО, и в феврале 1945 года Генриетта подала заявление». Его родители конформисты. Была одна власть — они следовали ее призывам. Война кончилась — «в моде» стали иные идеалы.
«Мои родители, правоверные протестанты, поддавшись послевоенной моде примирения всех вероисповеданий, определили меня в католическую школу». Ганс же жил своим разумом, по зову своего сердца. Наверное, поэтому, он и оказывается за бортом «комфортной» жизни. «Я — клоун, официальное наименование моей профессии — комический актер, ни к какой церкви не принадлежу, мне двадцать семь лет, и один из моих номеров так и называется: «Приезд и отъезд»; это такая (может быть, слишком длинная) пантомима, когда зритель до последней минуты путает — отъезд это или приезд…»
Леонида Енгибарова не стало летом 1972 года. Ему было 37 лет. Как и Александру Пушкину. Он часто повторял «шутку»: «Если я гений, то, как Пушкин, умру в 37 лет».
Тяжело переживал смерть друга Владимир Высоцкий, говоривший о нем: «Среди моих любимых артистов есть один, нежность к которому безгранична. Его зовут Енгибаров». Боль от потери друга Высоцкий выразил в стихотворении «Енгибарову — от зрителей».
Владимир Высоцкий
Енгибарову — от зрителей
Шут был вор: он воровал минуты —
Грустные минуты тут и там.
Грим, парик, другие атрибуты
Этот шут дарил другим шутам.
В светлом цирке между номерами,
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
Иногда в дурацком колпаке.
Зритель наш шутами избалован —
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: «Да разве это клоун?!
Если клоун — должен быть смешной!»
Вот и мы… Пока мы вслух ворчали:
«Вышел на арену — так смеши!» —
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.
Мы опять в сомненье — век двадцатый:
Цирк у нас, конечно, мировой,
Клоун, правда, слишком мрачноватый —
Невеселый клоун, не живой.
Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя.
Только — балагуря, тараторя —
Всё грустнее становился мим,
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.
Тяжелы печали, ощутимы —
Шут сгибался в световом кольце,
Делались всё горше пантомимы,
И — морщины глубже на лице.
Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас,
Будто многим обезболил роды,
А себе — защиты не припас.
Мы теперь без боли хохотали,
Весело по нашим временам:
«Ах, как нас прекрасно обокрали —
Взяли то, что так мешало нам!»
Время! И, разбив себе колени,
Уходил он, думая своё.
Рыжий воцарился на арене,
Да и за пределами её.
Злое наше вынес добрый гений
За кулисы — вот нам и смешно.
Вдруг — весь рой украденных мгновений
В нём сосредоточился в одно.
В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь — и тишина…
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего — и сломана спина.
Зрители — и люди между ними —
Думали: вот пьяница упал…
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался — и переиграл.
Он застыл — не где-то, не за морем —
Возле нас, как бы прилёг, устав,—
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав.
Я шагал вперёд неукротимо,
Но успев склониться перед ним.
Этот трюк уже не пантомима:
Смерть была — царица пантомим!
Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут. Он воровал минуты —
Грустные минуты у людей.
Многие из нас бахвальства ради
Не давались: проживём и так!
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно — на руках…
Сгинул, канул он — как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?
Только я колпак ему — придумал,
Этот клоун был без колпака.
Леонид Енгибаров: «Этот клоун был без колпака»
Источник