Леонид оболенский биография личная жизнь

Леони́д Леони́дович Оболе́нский (21 января 1902 года, Арзамас, Нижегородская губерния — 19 ноября 1991 года, Миасс, Челябинская область) — советский киноактёр, режиссёр немого кино, звукорежиссёр, художник-декоратор, педагог, журналист. Народный артист РСФСР (1991).
Биография[править | править код]
1911—1920[править | править код]
Родился в семье банковского служащего Л. Л. Оболенского. До 1917 года воспитывался в прочном укладе девятнадцатого столетия. В 1911 году поступил в гимназию в Нижнем Новгороде. В 1915 году семья переехала в Пермь. В 1918 году шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта.
В августе 1919 года в Екатеринбурге познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву. Как актёр дебютировал в 1920 году в фильме Л. Кулешова «На красном фронте».
1920—1936[править | править код]
В 1920—1922 годах учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК) в мастерской Л. Кулешова. Первым своим учителем актёрской профессии Оболенский называл В. Гардина. Танцу и пантомиме учился у театрального теоретика С. Волконского. В первые послереволюционные годы играл в театре «Кривой Джимми» (ныне Московский театр сатиры, 1922—1924), а также в театре Красной Армии.
В 1920-е годы много выступал на эстраде как танцовщик. В. Э. Мейерхольд пригласил популярного чечёточника поставить танцы в спектакле «Великодушный рогоносец». Тогда Оболенский познакомился с молодым режиссёром пролеткультовского театра Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова.
В 1925—1927 годы преподавал актёрское мастерство и сценическое движение в киноактёрской студии имени Б. Чайковского. С 1925 года — режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (позднее киностудия им. Горького), был ассистентом Л. Кулешова и С. Эйзенштейна, сам поставил несколько фильмов, в том числе очень популярную тогда ленту «Кирпичики», «Эх, яблочко», «Альбидум», «Торговцы славой», снимался в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Луч смерти».
Увлёкшись звуковым кино, серьёзно занялся вопросами кинозвука и в 1929—1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел» и познакомился с Марлен Дитрих. С 1930 года принимал участие в создании картин «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933), «Марионетки» (1934), «Путёвка в жизнь».
Продолжал сниматься в качестве актёра — в фильмах «Потомок Чингисхана», «Праздник святого Иоргена» и других. Последний режиссёрский опыт — фильм «Побег Кропоткина» — не завершен в производстве. Спасая от обвинений в формализме Л. В. Кулешова, в 1934 году поставил своё имя в титрах фильма «Кража зрения» в качестве режиссёра-постановщика (художественный руководитель — Л. В. Кулешов), однако, усугубив положение Кулешова, сам подвергся нападкам (фильм на экраны не вышел).
1936—1941[править | править код]
В 1936 году, опасаясь ареста, уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем, режиссёром и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества, преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем на Ашхабадской киностудии. В 1938 году был арестован и находился в предварительном заключении в ашхабадской тюрьме ГПУ[a]. После падения Ежова дело было прекращено и Оболенский вернулся в Москву[1]. В 1939—1940 годах работал художником-декоратором на киностудии «Союздетфильм».
Перед войной, будучи доцентом ВГИКа, по совету Эйзенштейна работал над диссертацией о звуковом кино. Л. Кулешов так характеризовал Оболенского: «Человек всесторонних интересов — актёр, режиссёр, танцор, инженер, лингвист, историк искусств, фотограф, оператор».
1941—1945[править | править код]
Закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 году вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен. Был заключенным концлагеря в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формировали из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский стал «хиви» («добровольным помощником») и в феврале 1943 года был зачислен в электротехническую бригаду ветеринарной роты 306-й немецкой пехотной дивизии, получив более свободный режим передвижения и денежное довольствие.
После войны был арестован и осуждён на 10 лет лагерей по так называемой Особенной части УК УССР по статье за «контрреволюционные действия» (соответствует Особенной части УК РСФСР 1927 года)[2].
Из приговора Военного трибунала Кишинёвского гарнизона в закрытом судебном заседании от 2 ноября 1945 года[3]:
С июня по июль 1943 года Оболенский-Судейкин работал секретарем у представителя «РОА» при штабе 306-й п.д. Яруцкого. Помогал Яруцкому в составлении фашистских листовок, разбрасываемых потом в расположении частей Красной Армии.
В июле 1943 года в районе дер. Есауловка Оболенский-Судейкин, будучи на переднем крае немецких войск, по поручению Яруцкого выступил перед микрофоном с антисоветской речью, обращенной к личному составу Красной Армии. В этом же месяце Оболенский-Судейкин был снова переведен на службу в ветеринарную роту 306 п.д., а в июле 1944 года командиром этой дивизии генералом Келлером был назначен на должность завхоза «дома отдыха», в который направлялись добровольцы немецкой армии из числа военнопленных. По заданию Келлера Оболенский-Судейкин вел наблюдения за политическим настроением отдыхающих и выявлял среди них кадры для комплектования школы ефрейторов и школы пропагандистов «РОА».
В августе 1944 года, видя поражение немецкой армии, Оболенский-Судейкин отстал от немецкого обоза, переоделся в штатское и, с целью избежать ответственности за свои преступления, в сентябре 1944 года поступил послушником в Кицканский монастырь, где в марте 1945 года постригся в монахи под именем Лаврентий.
1945—1972[править | править код]
Будучи в заключении, Оболенский строил железную дорогу на Севере, работал в ведомственном театре НКВД в Печоре, затем жил на поселении в Минусинске, работал режиссёром в местном драматическом театре. В 1952 году был амнистирован со снятием судимости. В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссёра и второго режиссёра.
Принимал участие в создании фильмов «Во власти золота» и «Одна строка» в постановке незадолго до того реабилитированного режиссёра И. К. Правова (1899—1971). После двадцатипятилетнего перерыва был вторым режиссёром (и актёром) на фильме «Очередной рейс». В дальнейшем ставил научно-популярные фильмы — «Люди пытливой мысли», «Пленник железного кристалла» и другие.
В начале 1960-х годов увлёкся телевидением и в 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения, вёл журналистские программы. Под давлением местных руководителей перешёл на внештатную работу в Свердловске, Челябинске, Миассе. В 1972 году переехал в Миасс на окончательное местожительство, где работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей».
1972—1991[править | править код]
К актёрской работе Оболенский вернулся после долгого перерыва лишь в 1970-х годах. Среди фильмов, в которых он снимался, «Вид на жительство», «Молчание доктора Ивенса», «Чисто английское убийство», «Красное и чёрное», «Ореховый хлеб», «Чужая», «Ларец Марии Медичи», «Подросток», «Миллион в брачной корзине».
За небольшие, но запоминающиеся роли величественных стариков его называли королём эпизодов. За работу в фильме «На исходе лета» Леонид Оболенский был отмечен в 1980 году премией «Золотая нимфа» на XX международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло за лучшее исполнение мужской роли.
Травма в 1988 году прервала актёрскую деятельность Оболенского.
В 1991 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Умер в Миассе 19 ноября 1991 года на 90-м году жизни.
Память[править | править код]
О жизни и творчестве Леонида Оболенского сняты документальные фильмы «Визит к счастливому человеку» (ВГИК, 1980 год, дипломный фильм режиссёра Петра Солдатенкова); «Ваш уходящий объект — Леонид Оболенский»[4], получивший главный приз на международном фестивале неигрового кино в Швейцарии; «Таинство брака» (режиссер Сергей Мирошниченко).
21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Л. Л. Оболенского.
18 октября 2005 года был полностью реабилитирован (посмертно) «за отсутствием состава преступления» Высшей судебной палатой Республики Молдова, в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (ч. 1 ст. 11).
Правомерность реабилитации Оболенского в Молдавии, то есть по месту репрессий, также подтверждена письмом Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.05 № 7уа 1334-48, где сказано: «Документы о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах — бывших союзных республиках СССР, имеют силу на территории Российской Федерации»[5].
Семья[править | править код]
- Отец — Оболенский, Леонид Леонидович (1873—1930), советский государственный и партийный деятель, один из первых советских дипломатов.
- Дед — Оболенский, Леонид Егорович (1845—1906), русский писатель, поэт, философ, публицист, критик, издатель.
Фильмография[править | править код]
Актёр[править | править код]
Режиссёр[править | править код]
- 1925 — Кирпичики
- 1926 — Эх, яблочко…
- 1928 — Альбидум
- 1929 — Торговцы славой
- 1958 — Очередной рейс (второй режиссёр)
Сценарист[править | править код]
- 1929 — Торговцы славой
Художник[править | править код]
- 1940 — Сибиряки
Звукорежиссёр[править | править код]
- 1932 — Горизонт
- 1932 — Две встречи
- 1933 — Великий утешитель
- 1933 — Окраина
- 1934 — Марионетки
Литература[править | править код]
- В. И. Мальцев. Конвейер ГПУ. — Ялта, 1943.
Примечания[править | править код]
Примечания
- ↑ Следователи считали Оболенского князем, потомком декабриста Е. П. Оболенского. Эту версию поддерживал и сам Л.Л. Оболенский, указывая на то, что что его «прадеда» лишил княжеского титула Николай I, а ГПУ преследует его как бывшего «князя»[1]
Источники
Ссылки[править | править код]
- Леонид Оболенский на сайте «Кино-Театр. Ру»
- Л.Оболенский в «Энциклопедии отечественного кино»
- Оболенский, Леонид. Наедине с воспоминаниями: Из книги «Этюд для импровизации» // Киноведческие записки. 2002. № 44.
- Евгения Тирдатова, Петр Черняев. Необычайные приключения Леонида Оболенского в стране большевиков // «Советский экран» : журнал. — 1990. — № 15. — С. 25.
- «Крепостной» князь. Воспоминания о Леониде Оболенском
- Мемориал. Красноярск
- Пентюхов В. Пленники печальной судьбы, Красноярск, 2008
- Владимир Пентюхов. Раб красного погона
- Мурзина М., Хороший отечественный фильм и всего за 5 руб., Известия, 31.03.1992
- Рояль без ножек, бричка без колес, Заря последней не бывает, Красноярский рабочий, 29.12.1992
- Шерешевский Л., Труд, Москва, 12.03.1989
- Хомяков О., Человек-легенда, Урал, 7, 1993, с. 270
- Штильмарк Р., Падшие ангелы, Душанбе, 1992
- Миасский рабочий, 26.11.1991, 18.1.1992.
- Пентюхов В., Артист крепостного театра, Красноярский комсомолец, 24.08.1989
- Виктор Евграфов. «Арестованный» театр”. «Вечерний Красноярск», 08.10.1993
- Владимир Пентюхов. Князь, в лагерь извольте…, Красноярский рабочий, 16.10.1993
- Владимир Пентюхов. Узники «крепостного театра», Речник Енисея, 17-23.03.2000
- Владимир Пентюхов. Лебединая песня «крепостного» театра, Красноярский рабочий, 11.02.2003
- Владимир Пентюхов. Крепостной театр в Заполярье, Красноярский рабочий, 12.08.2005
- Эдуард Русаков. Владимир Пентюхов: «Графы и князья учили меня искусству!..», Красноярский комсомолец, 09.08.2007
- Л. Оболенский. От чечетки к психологии движения. // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974, с. 150—159.
- Л. Оболенский. «Это невозможно рассказать». «Красноярский рабочий», 29.12.1992
- Ридель А., и др. Путешествие в историю
- Болдырев Н.Ф. Под сенью инока Лаврентия // Болдырев Н.Ф. Пушкин и джаз. Эссе. Внутренние ландшафты. Транскрипции. [Челябинск] : Урал LTD, [1998]. C. 372-392.
Источник
Потомственный князь
Леонид Оболенский (дед его был издателем журнала «Русское богатство», отец — красным
дипкурьером, после революции — первым директором Эрмитажа) в титрах фильма «Звезда
пленительного счастья» обозначен как консультант по этикету. Он пришел в кино
17-летним юношей, провёл в нём 72 года жизни, был педагогом ВГИКа, другом и
соратником Льва Кулешова, Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина. Полжизни
прожил на Урале, из них 10 лет в Челябинске. Был удивительной Личностью с
непростой судьбой, о которой расскажет заведующая библиотекой №17 Любовь Приходько.
Возможно, для многих наших
соотечественников, особенно для молодых людей, имя патриарха советского
кинематографа Леонида Оболенского неизвестно или совсем мало знакомо. Его
называли «пленником печальной судьбы», «последним князем кинематографа», «человек-эпоха», «человек-миф».
Известный кинорежиссер Лев Кулешов так характеризовал Оболенского: «Человек всесторонних интересов —
актёр, режиссёр, танцор, инженер, лингвист, историк искусств, фотограф,
оператор». Оболенский был и режиссером, и актером. Его по праву можно назвать первым
советским звукорежиссером, который привез в 30-х годах из Германии в СССР
звукозаписывающую аппаратуру. Снялся в более полусотни фильмов, таких, как
«Чисто английское убийство», «Красное и черное», «Ларец Марии Медичи», «Миллион
в брачной корзине» и сыграл множество запоминающихся эпизодических ролей. Он
танцевал с Марлен Дитрих на съемках «Голубого ангела». Достаточно назвать круг его общения:
Луначарский, Эйнштейн, Эйзенштейн, Кулешов, Барнет, Мейерхольд, Пырьев, Орлова,
Платонов, Бабель, Маяковский, Есенин, Айседора Дункан, Изабелла Юрьева…
Всегда подтянутый, элегантный, спина
прямая, стремительная походка, неизменная бабочка, а
в цилиндре напоминающий английского лорда, – это Леонид Оболенский. Долгие
годы имя Оболенского привычно «выпадало» из истории советского кино, о нем
почти не писали… В 1991 году ему было присвоено звание Народного артиста
РСФСР, а 21 января 1999 года в Челябинске в доме, где жил Л.Л.Оболенский, по улице
Сони Кривой, 38 открылась мемориальная квартира Л. Л. Оболенского, которая
преобразовалась в Кинообразовательный центр им. Л.Оболенского. В день 115-летия
со дня рождения хочется вспомнить этого великого человека, его жизнь, «лихо и
страшно закрученную вихрями драм и трагедий минувших эпох».
Леонид Леонидович Оболенский родился 21
января 1902 года в Арзамасе. Известно, что дед Леонид
Егорович Оболенский был издателем либерального журнала «Русское богатство»,
печатал В.Гаршина и Г.Успенского. Отец был банковским служащим, выпускник
Петербургского университета, но еще и учился композиции у Римского-Корсакова.
После революции отец стал казначеем 3-й армии Восточного фронта, замнаркома
финансов, послом в Польше и директором Эрмитажа.
В 1911
году Леонид поступил в гимназию в Нижнем Новгороде. В 1915 году семья переехала в Пермь. В
1919 году в Екатеринбурге Оболенский познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки
кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом
Тиссэ и был откомандирован в Москву.
В годы гражданской войны шестнадцатилетний
юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии
Восточного фронта.
Как актер дебютировал в
1920 году в фильме «На красном фронте», также снялся в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в
стране большевиков» и «Луч смерти». Говорят, картину «На
красном фронте» посмотрел Ленин и распорядился — размножить, сделали вторую
копию.
Оболенский учился в Первой
Киношколе (ВГИК), в мастерской Л.Кулешова и С.Эйзенштейна. С 1920 года играл в
московских театрах. В эти годы он много выступал на
эстраде как танцовщик. Танцу и пантомиме учился у театрального
теоретика С. Волконского. Оболенский, прекрасный танцор-чечеточник, был
постановщиком танцев в спектакле В.Э.Мейерхольда «Великодушный рогоносец». Эйзенштейн будет вспоминать, как он обучался чечетке и «долбил
ее добросовестно и безнадежно под руководством несравненного и очаровательного
Леонида Леонидовича Оболенского, тогда еще танцора-эстрадника».
В 1925—29-м режиссер Леонид Оболенский сделал несколько игровых
картин («Кирпичики», «Эх, яблочко!», «Альбидум», «Торговцы славой»), среди
которых безотказным зрительским успехом пользовались «Кирпичики» (совместно с М.
Доллером) — поистине тогдашний бестселлер.
В 1928 г. Леонид Оболенский оформлял
первый звуковой фильм «Путевка в жизнь» (1931).
На рубеже тридцатых, когда экран
осваивал звук, Оболенский был командирован за границу для приобретения
аппаратуры и ознакомления с опытом работы над звуковым фильмом. Он становится
одним из ранних профессиональных советских звукооператоров и «звукооформителей»,
выпуская первые говорящие картины — «Горизонт» с Николаем Баталовым в главной
роли, «Великий утешитель», где вновь блистала Александра Хохлова, а также
лирическую, задушевную «Окраину» Бориса Барнета, жемчужину нашего экрана
тридцатых годов. Эти фильмы по сей день остаются
образцами работы со звуком в мировом кино.
Почти 20 лет Оболенский преподавал во
ВГИКе, с первых дней института. Сначала вел занятия в режиссерских мастерских
Кулешова и Эйзенштейна, затем преподавал технологию звукового кино. В 1940 г.
стал доцентом кафедры режиссуры по технике и теории звукооформления, преподавал
актерское мастерство и сценическое движение в киноактерской студии им.
Б.Чайковского.
Он продолжается сниматься в качестве
актёра — в фильмах «Потомок Чингисхана» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930) и других.
Из-за всесторонности интересов и
чрезвычайной образованности над Леонидом Оболенским постоянно висела угроза
ареста. Спасаясь, он ненадолго уехал в Ашхабад, где работал художественным
руководителем оперной студии Дома народного творчества. Преподавал сценическое
движение в театре, был звукооформителем Ашхабадской киностудии. Но в 1938 г.
его все равно арестовали. Правда, ненадолго – меньше чем на год.
Перед войной Оболенский — доцент ВГИКа,
по совету Эйзенштейна работал над диссертацией о звуковом кино. Закончить
диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 году вместе с другими
преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском
окружении попал в плен и концлагерь в Баварии. В 1943 году гитлеровцы
формировали из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного
фронта. Оболенский дал согласие стать «хильфсвиллиге» («доброволец-помощник») и
был зачислен в электротехническую бригаду ветеринарной роты, получил более
свободный режим передвижения и денежное довольствие.
Наконец, ему удаётся бежать из плена.
Больного, его приютили в монастыре под Бендерами, там он и скрывался около года
до освобождения Молдавии. В монастыре «мирским» находиться не положено, и ему
пришлось постричься в монахи под именем Лаврентий. После войны он был арестован
в 1945 году по так называемой Особенной части УК УССР по статье за
«контрреволюционные действия» (соответствует Особенной части УК РСФСР 1927
года) и приговорен к 10 годам лишения свободы за измену Родине с поражением в
правах сроком на 5 лет и с конфискацией имущества.
Л.Оболенский строил дорогу
Салехард-Игарка, попав в 501-й отряд. Но командир отряда полковник Баранов
оказался человеком тоже необычным. Он предложил Оболенскому, кроме прокладки
рельсов, заняться театром, ставить спектакли с заключенными. Играли «Укрощение
строптивой», «Последнюю жертву», «Хозяйку гостиницы», «Холопку»… Срок ему
определили в десять лет, но началась «оттепель» и его выпустили на три года
раньше. Жил на поселении в Минусинске, где работал художником в Минусинском
театре, делал декорации, ставил свет и играл.
Л.Л. Оболенский был амнистирован со
снятием судимости, но не был реабилитирован. В 1956 году, не имея права на
жительство в Москве и ряде других городов СССР, переехал в Свердловск. В
Свердловске режиссер с именем стал работать звукорежиссером и вторым
режиссером, звукооператором Свердловской
киностудии, режиссёром студии научно-популярных фильмов.
После
двадцатипятилетнего перерыва Оболенский снялся в фильме «Очередной рейс» (1958).
Также он
поставил научно-популярные фильмы «Люди пытливой мысли» (1961), «Пленник
железного кристалла» (1962) и другие.
Оболенский
увлекся телевидением, создавал научно-популярные и документальные картины,
руководил клубами кинолюбителей. В 1962 году Леонид Оболенский приехал в Челябинск, где в течение
10 лет работал оператором и ведущим
программ Челябинской студии телевидения.
В 1972 г. он
переехал в Миасс на окончательное местожительство и больше никогда уже не покидал Урала. Здесь, в уральском
городке, Оболенский работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей
Дворца культуры «Прометей». Леонид Оболенский создал настоящий центр любителей
искусства, где мастер рассказывал своим ученикам не только о премудростях
фотодела, но и о живописи, литературе, театре. Это был человек больших
энциклопедических знаний.
Последние десять лет жизни рядом с ним была его молодая жена
Ирина. Об этой любви документалист Сергей Мирошниченко сделал фильм «Таинство
брака» (1993). Фильм, задумывавшийся как фильм о забытом актёре, стал
кинорассказом о бесконечности любви, её таинстве и достоинстве, которыми
наполнено одиночество человека.
Леонид Леонидович Оболенский умер в
Миассе 19 ноября 1991 года в возрасте 89 лет. Похоронили его
на местном кладбище, написав на могильном деревянном кресте «Инок Лаврентий».
Леонид Оболенский был
посмертно реабилитирован в октябре 2005 года.
Сниматься в кино Леонид
Оболенский начинал ещё в 1920-е гг. вновь к актёрской работе он вернулся после
долгого перерыва лишь в 1970-х. Это
были годы второго рождения Оболенского-актера.
На склоне лет сыграл еще два десятка
ролей в кино, получил в Монте-Карло «Золотую нимфу», приз ХХ МКФ телефильмов за лучшее исполнение мужской роли в фильме «На
исходе лета» (1980).
Среди фильмов, в
которых снимался актёр: фантастический фильм «Молчание доктора Ивенса» (1974) –
Зор, двухсерийный телевизионный фильм «Чисто английское убийство» (1976) – лорд
Томас Уорбек, «Красное и чёрное» (1976) – католический епископ, «Ореховый хлеб»
(1978), «Ларец Марии Медичи» (1980) – епископ Бертран, «Подросток» (1983) –
князь Сокольский, «Миллион в брачной корзине» (1986) – барон, Бертран
д’Ан Мартин, «Зудов, вы уволены!» (1984) – Клепиков, «Россия молодая» (1982) – отец Дэс-Фонтейнеса.
Просматривая эти фильмы, испытываешь какое-то
редкостное ощущение при появлении в высшей степени одухотворенного лица, при
звуке голоса — тихого, надтреснутого… У него в силу происхождения,
воспитания, образованности такой уровень культуры речи, какой сейчас — явление
почти уникальное.
О жизни и творчестве Леонида Оболенского
сняты документальные фильмы: «Визит к счастливому человеку» (ВГИК, 1980 год,
дипломный фильм режиссёра Петра Солдатенкова); «Ваш уходящий объект — Леонид
Оболенский», получивший главный приз на международном фестивале неигрового кино
в Швейцарии; «Таинство брака», реж. Сергей Мирошниченко.
В Челябинске в 2012 году был проведен фестиваль,
приуроченный 110-летию Л.Л.Оболенского, с девизом «Виват Оболенский!» На
фестивальную акцию пионера отечественного кино были приглашены известные
мастера экрана: Сергей Соловьев, Сергей Мирошниченко, Лариса Удовиченко и
другие творческие личности.
«Последний
князь кинематографа» — так величали Леонида Леонидовича Оболенского. Его талант
был всесторонним, что затрудняет однозначно определить его профессию. Конечно,
в сознании зрителей он остается актером. Для кого-то — молодым и пластичным
героем комедий 20-х годов, для большинства же — стройным, благородным старцем,
принесшим в кинематограф высокую культуру, скромную аристократичность, тонкий
вкус. Молодой Эйзенштейн считал его типичным эксцентриком. Высокому,
элегантному, спортивному Оболенскому «грозила» легкая актерская судьба, но он
обрек себя на бесконечный поиск.
Это был
человек, с которым всегда было легко, потому что он был неисправимый мечтатель.
«Боже мой, когда я перестану мечтать? А может быть, нельзя перестать мечтать?
Не нужно? Счастье – это когда я могу поделиться с кем-нибудь своим неповторимым
миром, отдать эту частицу. А если не возьмут? Ну и пусть! Радость отдать. Вот
сейчас я собрал полные пригоршни звездочек с синего зимнего неба. Ну и что мне
делать с ними? Возьми, поиграй, пересыпай с ладони на ладонь и улыбнись! Ваш
Леонид Оболенский»
В
библиотеках города и в библиотеке №17 вы можете найти собрание сочинений
К.А.Шишова и в 5-м томе публикацию «Последний князь, или Судьба песчинки на
ветру», рассказывающую о жизни Леонида Леонидовича Оболенского.
На базе мемориальной квартиры-музея Л. Л. Оболенского возник Молодежный
киноклуб и продолжил свое существование в рамках Кинообразовательного центра
им. Л. Л. Оболенского. Его адрес: г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 38 (вход с
торца, высокое крыльцо). Телефон: 264-35-73. Вход свободный. Кроме того,
ВКонтакте всех интересующихся работой Киноклуба им. Оболенского приглашают
принять участие. Приходите в клуб – здесь вас ждут!
Посетив квартиру, где Леонид Оболенский прожил несколько лет, я увидела
много для себя интересного – фотографии, личные вещи, фототехника, книги и
сделала несколько снимков.
А в ближайшее время мы организуем экскурсию в квартиру-музей для членов
нашего клуба «Наша память».
Любовь Приходько
Штрих к портрету
Когда
мы готовили пост про Оболенского, оказалось, что наша коллега Елена была
знакома с Леонидом Леонидовичем. И мы попросили ее рассказать как это было…
В
детстве я была знакома с Леонидом Леонидовичем Оболенским. Причём познакомилась
с ним сама, когда мне было года три-четыре. Что-то я помню сама, что-то с
рассказов мамы…
Я
была симпатичным и о-о-чень подвижным ребёнком. Наши прогулки с мамой выглядели
так: едва мы выходим за ворота дома, я пулей уношусь вперёд по улице, а моя
красавица-мама на каблуках-шпильках бежит за мной, умоляюще крича: «Алёнушка,
осторожно, там машины!» Иногда я убегала за несколько кварталов. Во время
одного их таких «побегов», маленькую комету остановил высокий седой старый (для
меня, малявки) человек. Это и был Оболенский. Он тогда жил и работал в
Челябинске. Леонид Леонидович любил детей. Обеспокоенный тем, что маленький
ребёнок явно один, он начал меня расспрашивать: не потерялась ли я, где живу… Я
ему всё рассказала, уже через 5 минут мы были друзьями и пошли искать мою маму.
Леонид Леонидович узнал, что у меня нет дедушки, он погиб на войне и спросил:
«А хочешь, называй меня дедом». Я, конечно, согласилась – он мне очень понравился
– дети ведь интуитивно чувствуют людей. Тут и запыхавшаяся мама подоспела. Новоиспечённый
«дед» проводил нас до дома, тем боле, что и он жил неподалёку на улице Сони
Кривой с женой тётей Нюрой (так называли её потом мы с мамой). Мама моя была
интересным, общительным, творческим человеком, с широким кругозором. Леонид
Леонидович стал частенько бывать у нас дома, с удовольствием общаясь как с
«приёмной внучкой», так и с мамой и её друзьями. Он рисовал для меня, сделал
несколько замечательных фотографий – в этом он был выдающимся мастером.
Одной
из любимых игр у меня в детстве была игра «в черепашки». Я ползала на
четвереньках, подползала к кому-нибудь, кивала головой и говорила:
«Здравствуйте, я маленькая черепашка». Дед с удовольствием ползал со мной по
полу. Однажды должны были прийти в гости мамины друзья-музыканты. Им не терпелось
познакомиться – ещё бы, знаменитый Оболенский. Гости вошли в дверь, тут
выползаю я, говорю: «Здравствуйте, я маленькая черепашка». Ну, это их не
удивило, но следом за мной из-за шторы выползает на четвереньках Дед, видит
новопришедших и, нисколько не растерявшись (актёр ведь!) важно говорит:
«Здравствуйте, я тоже маленькая черепашка». Мы с ним разворачиваемся и чинно
уползаем за штору. Гости в шоке! Потом уже он вышел и, улыбаясь, поздоровался с гостями… Они много лет
вспоминали этот эпизод…
Когда
он уехал в Миасс, отношения постепенно угасли. Я выросла и перестала быть
маленьким обаятельным непосредственным ребёнком. Но тёплую память о «приёмном»
деде сохранила на всю жизнь…
Источник