Лев бакст биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бакст.
Лев (Леон) Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич Розенберг; 27 января (8 февраля) 1866[5], Гродно — 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) — белорусский и российский художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.
Биография[править | править код]
Почтовая марка Беларуси, посвящённая 150-летию со дня рождения Л. Бакста. 2016 г.
Детство и семья[править | править код]
Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье[6]. Отец, Израиль Самуил Барух Хаимович Рабинович, был биржевым коммерсантом и знатоком Талмуда, а мать — Басия Пихусовна — дочерью купца первой гильдии Пинхуса Хаймовича Розенберга. В молодости дед Пинхус жил в Париже и работал там портным, вращался в светском обществе, организовал успешное предприятие по поставке сукна для русской армии и заработал значительный капитал. Его жена Ривка З. Моргенштерн была родом из Вильно. Она отказалась последовать за мужем в Санкт-Петербург, «убоявшись железной дороги», но муж всё-таки уехал, получил статус почётного гражданина и продолжил успешную карьеру коммерсанта. Дед «много жертвовал приютам для бедных и сам царь Александр II жал ему руку»[7]. Согласно семейным архивам, от второго брака в 1870 году у Пинхуса Розенберга родился мертворожденный сын, отчаявшийся дождаться наследника мужского пола Пинхус испросил высочайшего разрешения у императора и усыновил мужа дочери, Самуила Баруха, таким образом избавив его от воинской повинности и дав возможность вступить в наследство[7][8].
В Петербурге Пинхус Розенберг жил в квартире № 4 в доме Гамбса на Невском проспекте. Она была обставлена с большим вкусом и выдержана в духе салона Второй империи, наполнена антиквариатом, изысканными вещами и произведениями искусства[9]. Проведённые в петербургском доме деда годы в значительной степени сформировала у мальчика интерес к искусству[10][7]. Способности к живописи проявились у Льва рано, важный вклад в его интерес к художеству внёс его педагог в Шестой Санкт-Петербургской гимназии Андрей Дмитриевич Лосев. Первый успех случился в старших классах: в 1883 году был объявлен конкурс на лучший портрет Жуковского, Лев победил в нём, мастерски скопировав гравюру. В том же году он прервал обучение в гимназии и поступил вольнослушателем в Академию художеств, где прошёл все курсы, от рисунков с гипса до натурных занятий. Не удалось закончить академию из-за скандала, вызванного его работой на Серебряную медаль: «Оплакивание Христа» в исполнении Льва была слишком экспрессивной и новаторской для членов комиссии, только заступничество Серова и нескольких других педагогов позволило исключить его «по причине плохого зрения»[11][12].
Родители Льва развелись и вскоре создали новые семьи. Лев, его брат Исай и сёстры София и Розалия начали жить в общей квартире на Вознесенском проспекте. Хотя сёстры давали уроки, а Исай занимался театральной критикой, основные средства зарабатывал Лев — с 1888 года он занимался книжной и журнальной иллюстрацией[13].
На первой своей выставке в 1889 году Лев взял псевдоним Бакст, существует как минимум три версии его происхождения. По воспоминаниям Александра Бенуа, «Лёвушка дал довольно путаное объяснение — будто он избрал такой псевдоним в память уже почившего своего родственника, не то дяди, не то деда». Племянница Бакста Мария Клячко утверждала, что Бакстер, а не Розенберг, — девичья фамилия матери. Третья версия от исследовательницы И. Пружан гласит, что фамилию Бакстер носила бабушка по материнской линии[7].
Ранний период творчества[править | править код]
В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. С 1891-го он начал путешествовать, совершая длительные поездки в Европу. В 1893-м Бакст получил крупный заказ на создание картины о прибытии адмирала Авелана и русских моряков в Париж, для работы он переехал в столицу Франции. В ней он продолжил обучение — сначала в студии Жана-Леона Жерома, затем в академии Рудольфа Жулиана и у Альберта Эдельфельта. Вплоть до 1897 года Бакст жил в Париже, но часто возвращался в Санкт-Петербург[14].
С середины 1890-х годов примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир искусства». Также Бакст сотрудничал с другими популярными тогда изданиями — «Золотое руно», «Аполлон», «Весы»[10]. В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноимённого издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу. Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Александра Бенуа (1899), Филиппа Малявина (1899), Василия Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус, Сергея Дягилева (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира Александровича. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».
В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч. С 1899 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга.
Расцвет карьеры[править | править код]
Зрелый период творчества Бакста начинается с 1900-х — к тому моменту он уже является признанным виртуозом в книжной иллюстрации, театральной декорации, как станковист и живописец[7].
В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко[15][16]. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом. Брак с Любовью Павловной Третьяковой быстро распался, возобновился в 1906 году, и вновь окончательно распался в 1907 году, до рождения сына Андрея[15].
В 1906—1910 годах Бакст совместно с Добужинским руководил художественной школой-студией Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге[17]. Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон». Преподавал в школе Е. Н. Званцевой. Впервые Бакст принял участие в парижском Осеннем салоне в 1905 году, а с 1906-го был принят в пожизненные члены салона[18]. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал. За демонстративное возвращение в иудаизм из христианства в 1909 году Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство[19].
С 1910 года жил в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Вошёл в историю как автор художник-постановщик спектаклей Русского балета Дягилева «Клеопатра» (1909); «Карнавал», «Шахерезада» и «Жар-птица» (1910); «Нарцисс» и «Видение розы» (1911), «Послеполуденный отдых фавна» и «Дафнис и Хлоя» (1912), декорации и костюмы к которым вызвали настоящий фурор и стали «революцией» в мире моды[20]. Стилизации Бакста, его творческое переосмысление античных и восточных мотивов создали в Европе моду на тюрбаны, шаровары, кимоно, персидскую вышивку и орнаменты[21][22][23].
Во время приезда в Россию в 1912 году Бакст получил от властей официальное предписание покинуть Санкт-Петербург, так как недавно принятый закон запрещал евреям проживать в северной столице. Бакст подал личное прошение императору и отправился обратно в Париж, где в 1914-м году получил Орден Почётного Легиона и продолжил успешную карьеру. В том же году был избран действительным членом Академии художеств, однако получил отказ в поданном прошении о праве проживать в Петербурге[23].
В 1912 году после лондонских гастролей труппы Российского Императорского балета Бакст стал настоящей звездой в Англии, любимцем группы «Блумсбери» и повлиял на становление целого круга молодых британских художников. Выставка Бакста в «Обществе изящных искусств» прошла с огромным успехом, после неё супруги Ротшильды пригласили Леона создать интерьер их особняка. Для Ротшильдов Бакст создал серию портретов-эскизов и семь панелей панно на тему «Спящей красавицы», моделями для персонажей которой выступили члены семьи[24].
В 1918 году разорвал отношения с Дягилевым и его антрепризой. В конце 1917-го, не оплатив предыдущих работ (балета «Шутницы») и не назвав заранее точных сроков сдачи эскизов, Дягилев фактически вынудил Бакста разработать декорации к балету «Волшебная лавка». Ради этого проекта Баксту пришлось отложить массу дорогих заказов, на которую он потратил более года; однако, не уведомив художника, Дягилев принял работу Андре Дерена и провёл премьеру в Лондоне 5 июля 1919 года. Чтобы скрыть возможный конфликт, он заказал в прессе целую кампанию по критике искусства Бакста как «устаревшего и утратившего привлекательность». После тридцатилетнего сотрудничество и 16 совместных балетов поступок Дягилева стал ударом для Бакста[25][26]. В 1921 году он предпринял попытку возобновить сотрудничество и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку. В 1924 году, незадолго до смерти, Лев Самойлович Бакст был снова удостоен высшей награды Франции — ордена Почетного легиона[10].
Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто, Андрея Белого и др.[27]
После революции Бакст помог бывшей супруге и детям выехать из России[23].
27 декабря 1924 года умер в Рюэй-Мальмезон от отёка лёгких.
Бакст оставил богатое литературное наследие — в течение всей жизни он состоял в переписке со многими друзьями и коллегами, публиковал статьи и эссе на трёх языках в литературных и художественных журналах, писал прозу, выступа автором каталогов к выставкам и критических статей[28].
Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) — советский историк Альберт Захарович Манфред.
Сын — Андрей Львович Бакст (1907—1972), художник театра и кино[29].
Имя Льва Бакста носит одна из улиц в Гродно.
Адреса в Санкт-Петербурге[править | править код]
- 1893—1894 — Владимирский проспект, 4 — Стремянная улица , 2[источник?];
- 1894—1895 — Спасская (улица Рылеева с 1923), 10[источник?];
- 1897—1899 — Невский проспект, 55[30];
- 1899—1903 — Звенигородская улица, 22[источник?];
- 1903—1906 — Спасская (улица Рылеева с 1923), 2[источник?];
- 1906—1910 — Кирочная улица, 24[источник?].
Наиболее известные работы[править | править код]
Картины[править | править код]
Ужин, 1902
Театральные работы[править | править код]
Особую славу Бакста составили его 16 работ для Русских сезонов Дягилева, а также для труппы Иды Рубинштейн.
«Нарцисс» (балет Николая Черепнина)
Наследие[править | править код]
Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица» (1922)
В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис[31]. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращённых на его родину — в Беларусь[32] (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета „Спящая красавица“» (1922)[33].
На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2 ноября 2015 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Белоруссии (при поддержке Российской Федерации)[34]. В 2016 году в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста»[35]. В том же году прошла выставка Бакста в Санкт-Петербурге в Русском музее.
Фильмография[править | править код]
- 2014 — «Лев Бакст. Мастер линии», документальный фильм Олега Лукашевича.
Примечания[править | править код]
- ↑ Кругосвет — 2000.
- ↑ 1 2 Бакст Лев Самойлович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ Léon Nikolaevich Bakst
- ↑ Свидетельство о смерти
- ↑ Бакст / Кулаков В. А. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
- ↑ Бакст Лев Самойлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 1 2 3 4 5 Усова, 2016, с. 73.
- ↑ Елена Теркель. Лев Бакст. Семья и творчество 63. «Третьяковская галерея», № 1 (2008). Дата обращения: 3 мая 2017.
- ↑ Голынец, 2014, с. 71.
- ↑ 1 2 3 Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 28. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
- ↑ Голынец, 2014, с. 74.
- ↑ Мирошкин А. Театрал и каллиграф // «Читаем вместе». — 2016. — № 3.
- ↑ Голынец, 2014, с. 76—77.
- ↑ Усова, 2016, с. 84.
- ↑ 1 2 Бакст Л. С.. «Прошлый Век». Дата обращения: 3 мая 2017.
- ↑ Бондарь, Б. Лев Бакст в Санкт-Петербурге: от портретов и пейзажей до тканей и костюмов. Artchive. Дата обращения: 10 декабря 2020.
- ↑ Лунина, Л. В полном расцвете стиля. «Огонёк» (22 февраля 2016). Дата обращения: 13 декабря 2020.
- ↑ Беспалова, 2014, с. 236.
- ↑ Бакст Леон — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Беспалова, 2014, с. 236—241.
- ↑ Лапик, 2015, с. 92.
- ↑ Яншина, Курамшина, 2014, с. 246.
- ↑ 1 2 3 Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Artchive. Дата обращения: 10 декабря 2020.
- ↑ Шагивалеева, 2016, с. 98—99.
- ↑ Беспалова, 2014, с. 260—264.
- ↑ Бавильский, Д. Три Бакста. The Art Newspaper Russia (23 июня 2017). Дата обращения: 13 декабря 2020.
- ↑ Наседкина, 2016, с. 64—71.
- ↑ Боулт, 2008, с. 78—80.
- ↑ Бакст Андрей Львович. Искусство и архитектура русского зарубежья (28 января 2011). Дата обращения: 3 мая 2017.
- ↑ Весь Петербург (1894 – 1917), интерактивное оглавление..
- ↑ Sale 1161. Lot 114. Leon Bakst. Costume design for Firebird (англ.). Christie’s (25 November 2013). Дата обращения: 6 октября 2014.
- ↑ Белгазпромбанк приобрел на аукционных торгах Christie‘s в Лондоне работы трех художников, выходцев из Беларуси. TUT.BY (15 января 2014). Дата обращения: 6 октября 2014.
- ↑ Альбом эскизов для балета «Спящая красавица» дягилевских «Русских сезонов» вернулся на родину своего создателя, в Беларусь. TUT.BY (17 декабря 2014). Дата обращения: 1 декабря 2015.
- ↑ ЮНЕСКО. Генеральная конференция. 38-я сессия. 2015. Предложения государств-членов о памятных датах в 2016-2017 гг., в праздновании которых ЮНЕСКО могла бы принять участиеPDF
- ↑ Открытие выставки «Художники Парижской школы – уроженцы Гродненщины». Арт-Беларусь (30 ноября 2015). Дата обращения: 2015-29-12.
Литература[править | править код]
- Беспалова Е. Р. Бакст и модернизм // Искусствознание. — 2014. — Вып. 3—4. — С. 235—275.
- Беспалова Е. Р. Бакст в Париже. — М.: БуксМАрт, 2016. — ISBN 978-5-906190-48-2
- Боулт, Дж. Э., Ковалёва, О., Теркель, Е., Чернухина, А. “Волшебные слова”: литературное наследие Л. С. Бакста // Третьяковская галерея. — 2008. — Вып. 1. — С. 78-80.
- Голынец С. В. Л. С. Бакст, 1866—1924. — Л., 1981.
- Джон Э. Боулт, Ольга Ковалева, Елена Теркель, Анна Чернухина. «Волшебные слова»: литературное наследие Л. С. Бакста // Журнал «Третьяковская галерея», #1 2008 (18)
- Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. — Л., 1975.
- Счастный В. Г. Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы. — Минск, Четыре четверти, 2016. — ISBN 978-985-581-014-9
- Шагал М. З. Моя жизнь. — СПб., Азбука, 2000. — ISBN 5-267-00200-3
- Lewinson A. The story of Leon Bakst’s life. — B., 1922.
- Alexandre A., Cocteau J. L’art decoratif de Leon Bakst. — P., 1913.
- Бакст Л. Моя душа открыта. — Москва, Искусство XXI век, 2016. — ISBN 978-5-98051-159-3
- Léon Bakst, Serov et moi en Grèce, traduction et introduction d’Olga Medvedkova, préface de Véronique Schiltz, TriArtis Editions, 2015, 128 p., 24 illustrations (ISBN 978-2-916724-56-0)
- Усова Н. М. «Трехфамилие» Бакста: Рабинович, Розенберг, Бакст. От Лейбы Рабиновича до Леона Бакста (рус.) // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. — 2016. — Вып. 5 (46). — С. 72—82.
- Голынец С. В. Рабинович — Розенберг — Бакст // С. П. Дягилев и современная культура : материалы Международного симпозиума «Дягилевские чтения» / сост. и науч. ред. О. Р. Левенков. — Пермь: Книжный Мир, 2014. — Май. — С. 70. — ISBN 978-5-90-48-90-28-5.
- Лапик Н. А. Проблема интерпретации темы античности в эскизах театрального костюма Леона Бакста и модной иллюстрации начала ХХ в. (рус.) // Вестник СПбГУКИ. — 2015. — Июнь (вып. 2 (23)). — С. 90—93.
- Яншина С. В., Курамшина Ю. В. Мода как отражение действительности (на примере творчества П. Пуаре) (рус.) // Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2014. — Т. 27 (66), вып. 1. — С. 242—246.
- Наседкина Е. В. «Меня опять пишет Бакст…» Портреты Андрея Белого: история создания и интерпретаций // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. — 2016. — Вып. 5 (46). — С. 64—71.
- Шагивалеева Д. И. Наследие Льва Бакста в художественной культуре Англии // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. — 2016. — Вып. 5 (46). — С. 93—100.
Ссылки[править | править код]
- Самуил Кур. Блистательный Бакст и его эпоха // chayka.org
- Леон Бакст. Биография и творчество художника // artonline.ru
- Лев Самойлович Бакст. Биография и работы // silverage.ru
- Бакст, Лев Самойлович в библиотеке «Старатель»
- Биография и 67 работ Леона Бакста
- Яна Жиляева. Театр одного художника. Искусствовед Елена Беспалова о загадках биографии Льва Бакста, великих музах художника и дягилевских балетных сезонах // Независимая газета. — 2016. — 3 июня.
- Лев Бакст на сайте Проекта1917
Источник
Первыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж», и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.
Учитель рисования в императорской семье
Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно в еврейской семье. При рождении его назвали Лейб-Хаим Розенберг. Когда семья переехала в столицу, мальчик часто гостил у своего деда, модного портного — в старинной изысканной квартире в самом центре Петербурга. Леон Бакст много читал, ставил детские кукольные постановки и слушал рассказы родителей и деда о театре. С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору Марку Антокольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи.
Леон Бакст поступил вольнослушателем в Академию художеств, но не окончил ее. Он брал уроки у Александра Бенуа и подрабатывал, создавая иллюстрации для детских книг. На первой выставке своих работ в 1889 году Лейб-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст.
В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжал учиться живописи, а картины стали единственным источником дохода молодого художника. В письме к другу Бакст писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».
Во время одного из приездов в Петербург Леон Бакст стал бывать в кружке Александра Бенуа. В него входили художники, писатели и любители искусства, которые позже образовали художественное объединение «Мир искусства». Когда мирискусники стали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре его пригласил к себе великий князь Владимир Александрович — давать уроки рисования детям.
В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан.
«Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».
Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». О знаменитой картине «Ужин» Василий Розанов писал: «Стильная декадентка конца века, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины».
Леон Бакст. Древний ужас. 1908. Государственный Русский музей
Леон Бакст. Ужин. 1902. Государственный Русский музей
Леон Бакст. Элизиум. 1906. Государственная Третьяковская галерея
«Париж подлинно пьян Бакстом»
В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
В том же году художник женился — на Любови Третьяковой. Павел Третьяков дал согласие на брак с одним условием: Бакст должен был сменить вероисповедание. Художник принял лютеранство. В 1907 году супруги расстались, и Бакст — теперь это была его официальная фамилия — вновь принял иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.
Леон Бакст отправился в Грецию — вместе с художником Валентином Серовым. Он сделал там этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые позже стали фрагментами новых театральных декораций.
С 1910 года Леон Бакст вновь поселился в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями — объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для его парижских Русских сезонов — «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».
По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров — Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн. Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж», а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом».
Леон Бакст. Эскиз костюма Сильвии для постановки Мариинского театра. 1901. Государственный Русский музей
Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы для антрепризы Сергея Дягилева. 1910. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Леон Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн. 1908. Государственная Третьяковская галерея
Леон Бакст. Эскиз «ассиро-египетского» костюма для Тамары Карсавиной. 1907. Государственный Русский музей
Модный дизайнер, известный всему миру
Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках».
В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.
Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.
Леон Бакст. Эскиз ткани. Фотография: russkiymir.ru
Леон Бакст. Модели, созданные во время сотрудничества с Полем Пуаре. Фотография: artchive.ru
Леон Бакст. Эскиз ткани. Фотография: russkiymir.ru
В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Он стал для сценографа последней крупной постановкой. В 1924 году художника не стало — он умер во время работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн. Леона Бакста похоронили на парижском кладбище Батиньоль.
Источник