Лев иванов биография личная жизнь

Лев иванов биография личная жизнь thumbnail

Inanov-LV_1Иванов Лев Васильевич
Народный артист Литовской ССР (1960)
Лауреат Государственной премии Литовской ССР (1960)
Родился 20 февраля (5 марта) 1915 года.
Умер 1 октября 1990 года.

Сегодня имя артиста Льва Иванова фактически забыто. Вспоминают о нём лишь в связи с актрисой Евгенией Ханаевой, с которой у него был многолетний роман. При этом никто не говорит об Иванове как о прекрасном глубоком артисте, который прошёл интересный творческий путь. Свои первые шаги в искусстве он сделал в Камерном театре под началом Александра Яковлевича Таирова, который оказал на него большое влияние как на актёра. Затем следовал долгий плодотворный период работы в Вильнюсе, множество первых ролей, получение звания Народного артиста Литовской ССР, переезд в Москву, служение сцене Художественного театра, роли в кино. Всё это нельзя не брать в расчёт. Те, кто пытаются принизить Иванова как творческую личность и на первый план выдвинуть лишь его связь с Ханаевой, глубоко ошибаются. Остались фильмы, телеспектакли, посмотрев которые можно легко понять, что Лев Васильевич был интересным, разносторонним актёром. А его личная судьба заслуживает отдельного исследования. В рамках этого короткого очерка я попытаюсь рассказать основные этапы его жизни, которые до сего дня оставались неизвестными.

Родился Лев Иванов в Москве, на Сивцевом Вражке. Его отец Василий Иванович, по профессии инженер, до революционных событий 1917 года работал на заводе «Кольберг», затем – во Всероссийском главном штабе, Московском коммунальном хозяйстве, Главном управлении шоссейных дорог НКВД, Министерстве иностранных дел, Московской авторемонтной базе. Прекрасный автомеханик, он пользовался большим уважением, был постоянно востребован, что позволяло ему неплохо зарабатывать и обеспечивать свою семью. Будучи хорош собою, Василий Иванович всю жизнь прожил с женой-инвалидом, которой требовался постоянный внимательный уход. У Анны Уваровны из-за полученной в юности травмы развился тяжёлый тромбофлебит, обезобразивший её ноги. Она постоянно жила на обезболивающих лекарствах, перенесла тридцать две операции, с трудом передвигалась на костылях. При этом родила мужу пятерых детей, которые ещё больше сплотили их нерушимое семейное счастье. Лев был третьим ребёнком. После него на свет появились две сестры – Ираида и Маргарита, разница в возрасте между которыми составила шестнадцать лет. На рождение последнего ребёнка Анна Уваровна решилась по совету врачей, которые обещали, таким образом, облегчение ее состояния. Однако чудо не случилось, но зато остались прекрасные дети. Старшая дочь Зоя была замужем за военным и встретила войну в Бресте: муж погиб, а она на руках с ребёнком пришла пешком в Москву. Впоследствии проживала в Риге, затем в Феодосии. Судьба второго сына, Николая, трагична, он умер в детстве от болезни. Предпоследняя, Ираида, хорошо рисовала и шила, некоторое время работала художницей по росписи тканей. Она стала хорошей женой, матерью троих детей. Младшая Маргарита была маленького роста, с дефектом осанки, при этом горячо любимая всеми своими родными. Детей у неё не было, но она реализовалась в профессии, стала хорошим металлургом, работала всю жизнь на авиационном заводе «Сатурн» под руководством академика А.М. Люльки.

Лев Иванов по окончании восьмилетки в 1931 году поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при 1-м шарикоподшипниковом заводе, окончил её и остался работать на том же заводе в качестве лекальщика. Через год он решился сменить механическую, малопривлекавшую его работу на более созвучную его сердцу творческую стихию. В 1933 году Иванов выдержал вступительные испытания в студию Камерного театра и был принят в число её студентов. Параллельно он стал обучаться на вечернем актёрском отделении Института повышения квалификации работников искусств при КПДИ, который окончил в 1938-м, через год после студии. Как артист-практикант Иванов начал выходить на сцену Камерного театра уже со второго курса, а в 1937 году был принят в основной состав труппы. Здесь он соприкоснулся с замечательными мастерами, составлявшими основной костяк театра: Алисой Коонен, Сергеем Цениным, Николаем Чаплыгиным, Иваном Александровым, Николаем Новлянским, Виктором Ганшиным, Вячеславом Новиковым, играл с ними в одних спектаклях. К началу войны в его послужном списке было уже около десяти ролей. Среди них: Рябой («Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского), актёр Регино и Сант-Яго («Алькасар» Г.Д. Мдивани), Надир («Честь» Г.Д. Мдивани), Николай Носарь («Кочубей» А.А. Первенцева), Приходько («Очная ставка» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина), Теодор («Мадам Бовари» по Г. Флоберу), Фернандо («Обманутый обманщик» Р. Шеридана) и другие.

Когда на страну Советов напала фашистская Германия, Лев Васильевич, не раздумывая, пошёл в военкомат, чтобы встать в ряды защитников Родины. И это несмотря на то, что накануне, 30 июня 1941 года, он вступил в брак с актрисой Марией (Милицей) Фёдоровной Гермаевой (1912–1994). В тот момент всё личное отошло на второй план. Как и все вокруг, Иванов стремился помочь Отчизне. Сначала он служил в 44-м запасном пехотном полку, затем – в армейском театре при миномётном училище города Арзамаса. Туда же, желая быть ближе к мужу, приехала работать в эвакогоспиталь методистом по лечебной физкультуре и Мария Гермаева. Так, фактически бок о бок, они вместе прошли войну. В апреле 1945 года Льва Иванова перевели в Москву в состав Центрального театра Красной армии, где он и встретил Победу.

После демобилизации в октябре 1945 года Лев Иванов был приглашён во вновь организованный Русский драматический театр в Вильнюсе, куда отправился вместе с супругой Марией Гермаевой. Параллельно Иванов прощупывал почву относительно возвращения в Камерный театр. Сохранились письма к нему Николая Чаплыгина, в которых тот уведомлял, что Александр Таиров готов взять его и Гермаеву обратно в труппу. Но пока длились переговоры, их положение в Вильнюсе укрепилось, и они не стали рисковать достигнутыми успехами. И, как показала история, не прогадали. Камерный театр в 1949 году был закрыт, его артисты разбрелись по разным театрам. Иванов и Гермаева же очень успешно играли на сцене Вильнюсского театра. Лев Васильевич фактически вёл на себе репертуар, показав себя в разных амплуа – от социального героя до героя-любовника. Мария Фёдоровна славилась прекрасными характерными ролями, умела находить смешное и эксцентричное в каждом образе. За шестнадцать лет Львом Ивановым было сыграно около трёх десятков ролей. Среди них: Незнамов в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Кавалер Риппофрата в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, Гарри Смит в «Русском вопросе» К.М. Симонова, полковник Кузьмин в «Губернаторе провинции» Бр. Тур, Жадов в «Доходном месте» А.Н. Островского, Мануэль в «Даме-невидимке» П. Кальдерона, Швандя в «Любови Яровой» К.А. Тренёва, Теодоро в «Собаке на сене» Л. де Вега, Отелло в «Отелло» В. Шекспира, Овод в «Оводе» по Э.Л. Войнич, Черкун в «Варварах» М. Горького, Лаврецкий в «Дворянском гнезде» по И.С. Тургеневу, Эзоп в «Лисе и винограде» Г. Фигейредо и многие другие. В 1960 году за исполнение роли Бахирева в спектакле «Битва в пути» по роману Г.Е. Николаевой Иванов был удостоен Государственной премии Литовской ССР. Также в период, когда в театре отсутствовал главный режиссёр (1953 год), Лев Васильевич исполнял его обязанности. Им были поставлены: «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Весна в Москве» В.М. Гусева и «Домовой» Э. Вильде. Также актёр занимался общественной деятельностью: избирался секретарём партбюро театра, членом пленума горкома, депутатом горсовета.

Если творческая жизнь Льва Иванова складывалась с нарастающим успехом, то жизнь личная протекала довольно болезненно и проблематично. Уже в конце 1940-х гг. Мария Фёдоровна стала проявлять пристрастие к алкоголю, что со временем вылилось в серьёзную зависимость. К этому прибавилась скрытая шизофрения, которая сначала не была ярко выраженной. Пока Гермаева работала в театре, никто не замечал её недуга. Да и после, когда уже пара переехала в Москву, для всех окружающих, в том числе самых близких, у них всё всегда было хорошо. Лев Васильевич никого не впускал в свою частную жизнь, оставляя семейные проблемы за закрытой дверью. А беспокоиться, видимо, было о чём. Отсутствие детей из-за неудачного аборта, всё сильнее проявляющая странности супруга, за который теперь требовался постоянный надзор, омрачали счастливый ход жизни Иванова. Поэтому когда у него в Вильнюсе вспыхнул неожиданный роман с молодой и красивой женой известного музыканта, он не стал ему противиться. Их отношения продолжались несколько лет и закончились рождением ребёнка. Поскольку Алиса была замужней дамой, новорожденную девочку записал на себя её супруг. Позднее их семья вместе с дочерью эмигрировала в Израиль, но на этом её общение с Ивановым не оборвалось. Они переписывались. Последнее письмо от неё пришло уже после смерти Льва Васильевича – в него была вложена фотография красивой молодой женщины с двумя сыновьями. Это были внуки Льва Иванова. Мария Гермаева о его романе знала, но никогда публично на данную тему не высказывалась.

Весной 1961 года Льву Васильевичу поступило заманчивое предложение перейти в труппу Московского художественного театра. Думаю, он прекрасно осознавал все подводные камни данного шага, но, всё же, решился оставить Вильнюсский театр и фактически уехать в неизвестность. Перспектива работы в столице, да ещё на сцене первого театра страны была слишком заманчивой. Не смутило и отсутствие жилья. На первые полгода ему с Марией Фёдоровной пришлось поселиться у младшей сестры Ираиды, затем у них появилась собственная квартира в Сокольниках, откуда они позднее переехали в более комфортабельное жильё на Проспекте Мира.

Как оказалось, место в труппе Художественного театра нашлось только для Льва Иванова. Марию Гермаеву там никто не ждал. С этого момента она стала вести образ жизни затворницы, ещё более усугубивший её недуги. Закрытая в четырёх стенах, лишённая работы, она находила утешение в алкоголе и чрезмерной любви к братьям меньшим. Из-за этого их уютная квартира превратилась в прибежище для бездомных животных. Домой приносились все найденные на улице кошки и собаки, что влекло за собой наличие неприятных запахов и отсутствие надлежащей чистоты. Оставшись в детстве без родителей, пройдя через одиннадцать детских домов, Мария Гермаева так и не научилась вести хозяйство. Лев Васильевич разрывался между работой и домом, поскольку не мог надолго оставлять супругу одну. В свою квартиру, кроме самых близких, он никого не пускал, да и им подобная честь выпадала крайне редко. На семейные посиделки Иванов приходил ненадолго, всегда торопился, ссылаясь на плохое самочувствие Марии Фёдоровны. И, похоже, с возрастом оно действительно ухудшалось. Гермаева состояла на учёте в психоневрологическом диспансере, должна была употреблять облегчающие её болезнь лекарства. Их было много, и чтобы в его отсутствие она не перепутала очерёдность приёма, Лев Васильевич на дверцах шкафа наклеил подробные пояснительные инструкции.

Болезнь жены заставила Льва Иванова с ещё большим рвением относиться к работе, поскольку она была единственной его кормилицей. Придя во МХАТ, он сразу же был введён в ряд спектаклей: «Осенний сад» Л. Хеллмана (Кроссмен), «Убийца» И. Шоу (Андре Вокэн), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (Джордж Тальбот) и другие. Положения первого актёра Иванов там не добился, но и без ролей не остался. Играл как в классическом, так и современном репертуаре. К его послужному списку добавились: Фердиш («Дом, где мы родились» П. Когоута), Агатов («Иду на грозу» Д.А. Гранина), Ягмин («Возмездие» Л. Кручковского), Чичерин («Шестое июля» М.Ф. Шатрова), Федоровский («Вдовец» А.П. Штейна), Егерс («Утоление жажды» Ю.В. Трифонова, А.А. Галича и А.Г. Морова), Людовик («Жил-был каторжник» Ж. Ануя), доктор Эдгар Брэгге («Юпитер смеётся» А. Кронина), Сатин («На дне» М. Горького), Варламов («Сталевары» Г.К. Бокарева), Арриэта («Сон разума» А. Вальехо), Дорн («Чайка» А.П. Чехова), отец Алёши («Муж и жена снимают комнату» М.М. Рощина), Друг («Всё кончено» Э. Олби), профессор («Так победим» М.Ф. Шатрова) и другие. Наиболее значимой ролью Иванова на сцене МХАТа стал Иван Коломийцев в постановке пьесы М. Горького «Последние» (1971), в которой в полной мере раскрылся его своеобразный драматический дар.

Кино, в отличие от театра, не стало преобладающим в творческой биографии Иванова. Впервые он снялся в 1962 году в фильме Ивана Правова «Цепная реакция». В этой слабой картине, основанной на плохом драматургическом материале, все персонажи выглядели надуманно. И только один герой Льва Иванова – профессор Муромцев казался живым и понятным зрителю. Спасающий людей от смерти, он сам был неизлечимо болен и признавался в этом случайно встреченному незнакомцу. Столько глубины и боли отражалось в его взгляде, что Муромцев невольно вызывал сочувствие. Глаза, взгляд, в итоге стали главными инструментами актёрской индивидуальности Иванова. Всё всегда читалось в их глубинах: внутренние переживания, переполняющие эмоции, сила духа, темперамент. Именно такими, духовно наполненными, выглядели Вершинин в экранизации чеховских «Трёх сестёр» Самсона Самсонова и генерал Раевский в «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля, ставшими лучшими ролями в не слишком насыщенной кинобиографии Иванова.

Работая в Художественном театре, Лев Васильевич обратил внимание на Евгению Никандровну Ханаеву, далеко не красавицу, но при этом блестящую актрису и интересного человека. У них завязались романтические отношения, продолжавшиеся много лет. Уделять друг другу внимание они могли лишь на гастролях, в столице же встречались нечасто. Иванов был ограничен своим положением, не позволявшим ему сделать решительный шаг. Порядочный, благородный человек, Лев Васильевич не хотел оставлять беспомощную жену на произвол судьбы, поэтому терпеливо и внимательно за ней ухаживал, покупал лекарства, выгуливал её многочисленных собак.

Конец 1980-х годов стал тяжёлым испытанием для Льва Иванова. Раздел Художественного театра, смерть Евгении Ханаевой изрядно подкосили его здоровье. Попав в труппу Татьяны Дорониной, он продержался там только год, затем покинул театр и в дальнейшем вёл образ жизни обычного пенсионера. В один из сентябрьских дней 1990 года, выгуливая собак, Лев Васильевич почувствовал себя плохо, но сумел-таки самостоятельно добраться до дома. Приехавшая «скорая» госпитализировала актёра в больницу, где он вроде бы пошёл на поправку. Навещавшие Иванова родные заставали его весёлым, в хорошем расположении духа. Врачи обещали скорую выписку, но 1 октября Лев Васильевич неожиданно скончался от инфаркта. Похоронили его на Бабушкинском кладбище недалеко от могилы сестры и родителей. На прощании присутствовали лишь несколько актёров и близкие родственники. Те из них, кто пришли на поминки к нему в квартиру, были шокированы той обстановкой нищеты, в которой жил актёр.

После кончины Льва Иванова заботы о Марии Гермаевой перешли к его близким. Только тогда они узнали правду о состоянии её здоровья, поскольку Лев Васильевич тщательно всё от всех скрывал. Мария Фёдоровна пережила мужа на неполных четыре года. Скончалась 28 февраля 1994 года. Упокоилась рядом с ним на Бабушкинском кладбище.

Фильмы и роли:

1962: «Цепная реакция» (Муромцев); 1964: «Три сестры» (Вершинин); 1966: «В город пришла беда», тв (работник министерства), «Дикий мёд» (Савичев), «Иду искать» (Богомолов), «Коммунары», тв (председатель губисполкома); 1968: «Поэма о топоре», тв (директор завода); 1971: «Заговор», тв (Скотт); 1972: «Львы уходят в океан», тв (Борисов), «Последние», тв (Коломийцев); 1973: «Царская милость», тв (роль); 1974: «Соколово» (зам. наркома иностранных дел), «Чайка», тв (Дорн); 1975: «Звезда пленительного счастья» (Н.Н. Раевский); 1981: «20-е декабря», тв (Краснов); 1984: «Этот фантастический мир. Знак Саламандры», тв (Фред Клемент, профессор).

Фотографии из личного архива Льва Иванова

Источник

Эксперт + домашний мастер   + психолог   + экономист

6745

44 подписчика

Спросить

6 февраля 2020

В историю русского балета хореограф и танцовщик Лев Иванов вошел как автор мирового шедевра – танца маленьких лебедей. Русский артист не только исполнял ведущие партии в классических постановках. В его репертуаре были и характерные роли. Заслуженно балетного педагога называют реформатором мировой хореографии.

В своем творчестве Лев Иванович Иванов всегда считал главнейшей составляющей музыку. Поэтому все его постановки отличаются поразительной гармоничностью и образностью.

Биография будущего деятеля началась с 1834 года. Ребенок появился на свет в Москве 2 марта. В семье мальчик был старшим. С ранних лет он проявлял способности к танцу. Видевшие его дарование родители отдали сына в столичное балетное училище. Оттуда талантливого ученика перевели для получения образования в Петербург.

На новом мечте преподаватели сразу оценили способности новичка. Его отличали также абсолютный слух и великолепная память. Правда, увлечение музыкой педагоги считали излишним: ученик отвлекался от изучения остальных предметов. Дебют на сцене состоялся в 1850.

Шестнадцатилетний воспитанник танцевал в балете «Мельники» классическое па-де-де. Премьера прошла великолепно, начинающий артист постоянно участвовал в постановках. В 1852 одаренный артист был принят в труппу Большого театра в Петербурге. Поначалу новичка зачислили в кордебалет.

Однако там на него сразу обратили внимание ведущие балерины Андрианова и Смирнова. Они оценили талант юноши и выбирали своим партнером на сцене именно его. Лев исполнял характерные и классические партии. В его репертуаре были и второстепенные роли. Перевели его в солисты в 1956. Иванов исполнял Колена в «Тщетной предосторожности», был Фебом в «Эсмеральде», Конрадом в «Корсаре».

Танцовщик был первым исполнителем партии рыбака Таора в балете «Дочь Фараона» на музыку Цезаря Пуни, поставленном Петипа. Им также блистательно исполнена роль Солора в балете «Баядерка».

Счастливо поначалу складывалась и личная жизнь артиста. Его избранницей стала танцовщица Вера Лядова, дочь известного русского композитора. Молодые люди стали мужем и женой. Вскоре Вера ушла в оперетту.

Ее творчество было высоко оценено современниками. Артистку называли русской опереточной дивой. С момента признания ее на новом поприще брак дал трещину. Счастливый союз распался.

Начиная с шестидесятых, артист приступил к работе хореографа, начал преподавательскую деятельность. В 1872 он вышел на пенсию, однако руководство театра уговорило его остаться и продолжить творчество. В 1882 Иванов получил назначение на пост режиссера петербургского балета.

Спустя три года его перевели вторым балетмейстером к Петипа. В обязанности Льва Ивановича входило возобновление старых спектаклей, постановка танцев. Также Иванов создавал дивертисменты и ставил одноактные балеты для Каменноостровского театра.

Как преподаватель балетмейстер вел старший класс воспитанниц училища. В 1887 он представил свой первый спектакль «Очарованный лес». Постановка создавалась в расчете на премьеру в училище.

В том же периоде появились «Гарлемский тюльпан», «Шалость Амура» и «Севильская красавица». Иванов снискал славу опытного профессионала. Триумфальной были признана его постановка «Половецких плясок» для оперы «Князь Игорь» Бородина в 1890. Позднее исследователи называли работу Льва Ивановича подготовкой к перевороту в характерном танце.

Творчество Бородина вызывало у балетмейстера огромное уважение. В сложном построении своей танцевальной сюиты хореографу удалось передать нарастание напряженности. Танцевальные сцены в стане половцев высоко оценивались критиками. К началу лета 1892 Петипа начал работу над балетом «Щелкунчик» на музыку Чайковского.

Однако продолжать деятельность не смог. Его заменил Иванов. Перед Львом Ивановичем встала непростая задача. Балетмейстер всеми силами стремился оставить без изменений эстетику предшественника и выполнить все условия сценария. Новаторство в полной силе проявилось в углубляющей действие сцене вальса снежных хлопьев.

Эту работу назвали триумфом крупного художника. Именно творчество Чайковского дало мастеру возможность определиться с образностью, ставшей причиной всех дальнейших достижений хореографа. Его неудачи либо успехи полностью зависели от музыки. Для него она стала главной составляющей постановки.

Весна 1893 стала премьерой для школьной версии комического балета «Волшебная флейта». В память об ушедшем из жизни 25 октября Петре Чайковском дирекцией императорских театров было принято решение ставить «Лебединое озеро». Руководство посчитало, что новый балет найдет своих поклонников.

Вторая картина в постановке Иванова впервые была показана в феврале 1894. На тот момент работой занимался Лев Иванович единолично, однако он не смог отвергнуть блистательную задумку Петипа с противопоставлением нежной Одетте темпераментной Одиллии. Однако прославили спектакль именно «маленькие лебеди» Иванова.

Премьерный показ состоялся в 1895, 15 января. По мнению хореографа, все крылатые существа необязательно должны были на сцену выходить в костюмах с крыльями за спиной. Именно Иванов предложил идею отказа от огромных и нередко неудобных деталей. Вопреки существовавшему до него канону хореограф заменил их придуманными им самим имитирующими взмахи крыла движениями рук.

Перестали служить своеобразной декорацией и все массовые сцены. Гениальной находкой Иванова стал символический язык таких явлений, вторящий позам и жестам главной героини, как бы отражая переживания Одетты.

В 1896 была представлена новая работа хореографа, одноактный спектакль «Ацис и Галатея». В 1897 публика увидела балет «Дочь микадо» в нескольких актах. В 1899 он завершил и написание мемуаров. В октябре 1900 дивертисмент последнего акта «Конька-Горбунка» был дополнен второй рапсодией Листа. Критика называла ее хореографической поэмой. Успех объясняли и типичная для Иванова музыкальная трактовка, и характерный симфонизированный танец.

Работа стала последним шедевром мастера. Из жизни знаменитый балетмейстер ушел в 1901 году, 11 (24) декабря.

Источники:

  • Лев Иванович Иванов
  • Лев Иванов
  • Лев Иванов

Источник