Левон оганезов биография личная жизнь

Левон Оганезов (Леон Оганезов)
Левон Саркисович Оганезов (настоящее имя – Леонтий Сергеевич). Родился 25 декабря 1940 года в Москве. Советский и российский музыкант, пианист, композитор, актер театра и кино, телеведущий. Заслуженный артист РФ (1993). Народный артист РФ (2010).
Леонтий Оганезов, ставший известным как Левон Оганезов, родился 25 декабря 1940 года в Москве.
Отец – Саркис Артёмович Оганезов, мастер-обувщик.
Мать – Мария Сергеевна (Мариам Саркисовна) Оганезовa (в девичестве Карумова, 1904-1981), домохозяйка.
Племянник – Карен Кавалерян, поэт-песенник и драматург.
Его детство прошло в Перове. Музыкой начал заниматься с 4-х лет. Сначала учился у преподавателя, затем 10 лет обучался в Центральной музыкальной школе. Окончил Музыкальное училище им Ипполитова-Иванова.
Далее в 1967 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано как классический пианист. Неоднократно побеждал на фортепианных конкурсах.
С 1959 года работал в Москонцерте, начинал как “дежурный концертмейстер”.
Как аккомпаниатор работал со многими известными артистами, такими как Клавдия Шульженко, Олег Анофриев, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Андрей Миронов, Владимир Винокур, Лариса Голубкина, Капитолина Лазаренко, Галина Ненашева, Аркадий Арканов и др. Аккомпанировал практически всем поющим драматическим актерам.
Левон Оганезов в молодости
«Без бемолей и диезов вам сыграет Оганезов», – говорил о нем Аркадий Арканов.
Сам Левон Оганезов говорил о том, с кем ему нравилось работать больше всего так: “Мне очень нравилось работать с Андрюшей Мироновым. Мы дружили многие годы. У него был большой напор – то, что называют актерским пением. Андрей всегда выстраивал песню драматургически, и наблюдать за этим процессом было большим удовольствием. А рисунки рояля на стене в моем нынешнем доме – очень хорошая цветная графика – мне подарил Иосиф Кобзон на день рождения. С ним мы тоже много сотрудничали. Кобзон – очень профессиональный артист. С ним было бы полезно всем музыкантам поработать. У Иосифа Давыдовича есть то, что является основой нашей профессии, – точность, правильная интонация и хорошая дикция. То, что в пении считается незыблемым”.
В 1970 году им была подготовлена большая программа романсов с Николаем Никитским. Этим концертом открывался сезон в Театре эстрады. Потом были гастроли с цыганскими коллективами и работа с артистами театра «Ромэн», которые дали ему возможность изучить цыганскую музыкальную культуру.
Играл в спектакле Владимира Винокура «Выхожу один я…» (автор А. Арканов, реж. А. Ширвиндт). Также как актер участвовал в спектакле Московского театра сатиры «Прощай, конферансье!».
Заслуженный артист Российской Федерации (1993).
В начале и середине 1990-х проживал в США, где преподавал в музыкальной школе, аккомпанировал на всех концертах артистам из России, а по вечерам играл в ресторане. В конце 1990-х, получив предложение от Игоря Угольникова стать соведущим телепередачи, в 1997 году вернулся в Москву.
Был соведущим телевизионных программ «Белый попугай», «Суета вокруг рояля», «Добрый вечер с Игорем Угольниковым».
Снимался в кино. Оганезова можно было видеть в фильмах «Певучая Россия», «Как в старом кино», «След дождя», «Несравненная», «Ключ от спальни», «Продаётся дача», «Рельсы счастья», «Большие девочки», «Бульварное Кольцо» и др.
Вел вместе с Михаилом Швыдким программу «Жизнь прекрасна» на телеканале Домашний.
Активно выступал с сольными концертами. Гастроли Левона Оганезова проходили во многих городах России и за рубежом. В составе программы «Парад пародистов» гастролировал в США.
В 1998 году стал лауреатом премии «Золотой Остап» за юмор в музыке.
В 2003 году совместно с Александрой Гришкиной был подготовлен цикл старинных русских городских и цыганских романсов, а также концертная программа из арий и вокальных циклов Дж. Россини.
В 2007 году в соавторстве с Александром Хаминским запатентовал полезную модель «Электрический клавишный музыкальный инструмент», имеющую функцию смены раскладки клавиатуры, что позволяет использовать её как праворуким, так и леворуким исполнителям.
В 2010 году ему присвоено почетное звание Народный артист Российской Федерации.
В 2012 году выступил автором музыкальной концепции мюзикла «Времена не выбирают» в Театре мюзикла.
В том же 2012 году стал лауреатом Российской национальной актерской премии «Фигаро» имени Андрея Миронова в номинации «Специальный приз».
Репертуар музыканта включает классические произведения Моцарта, Бетховена, Шопена и Листа, а также сотни романсов, песен и джазовых номеров совместно с российским саксофонистом Игорем Бутманом.
Левон Оганезов в программе “Мой герой”
Личная жизнь Левона Оганезова:
Женат – Софья Вениаминовна Оганезовa (в девичестве Паперман).
Познакомились, когда он возвращался из Минска с гастролей с большим чемоданом. В автобусе девушка поинтересовалась содержимым его чемодана, на что он ответил: «Фрукты везу продавать!». Они разговорились, девушка дала ему свой телефон. Это была его будущая жена Софья. Оганезов говорил: “Я всегда слушаю свой внутренний голос, а он в тот раз подсказал, что «вот эта женщина может быть твоей женой». Я даже не спрашивал ее, нравлюсь ли я ей. Мне было достаточно того, что она мне нравится”.
Они поженились в 1969 году, несмотря на то, что родители были против. Семья Левона не принимала невестку в семью даже после свадьбы. И только после рождения дочери, которую назвали в честь матери Левона, Софья смогла найти общий язык со свекровью.
В браке родились две дочери: в 1970 году Мария (в замужестве Шкловер), а в 1980-м – Дарья (в замужестве Король).
Старшая дочь Мария после окончания Гнесинского училища уехала в Америку, окончила там университет по специальности «международный бизнес и финансы», имеет свое продюсерское агентство, занимается организацией гастролей.
Младшая дочь Дарья в США окончила Университет Клара в сфере PR и международных отношений, занимается организацией фестивалей в крупной компании.
Внучки: Вероника и Наталья.
Левон Оганезов и жена Софья
Фильмография Левона Оганезова:
1986 – Певучая Россия
1989 – Как в старом кино
1991 – След дождя – бармен
1993 – Несравненная – Станислав Сонки, преподаватель вокала
1997 – Это несерьезно
2003 – Ключ от спальни – эпизод
2004 – Чердачная история – Тапер в ресторане
2005 – Продаётся дача – Левон
2006 – Рельсы счастья – композитор
2006 – Большие девочки – дедок
2009 – Владимир Спиваков. Без фрака (документальный)
2013 – Бульварное Кольцо – эпизод (нет в титрах)
2016 – Анна Герман. Дом любви и солнца (документальный)
2017 – Тайны кино. Гусарская баллада (документальный)
2017 – Тайны кино. Три плюс два (документальный)
2017 – Пётр Лещенко. Моё последнее танго (документальный)
2018 – Тайны кино. Старики-разбойники (документальный)
Работы Левона Оганезова в кино как композитора:
1999 – Ужин в четыре руки
2006 – Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи (документальный)
Источник
Левон Саркисович Оганезов – советский и российский музыкант, композитор, актер театра и кино, концертмейстер, Заслуженный и Народный артист России. Биография Левона Оганезова не перестает интересовать ценителей его творчества.
Детство
Левон Саркисович, при рождении был назван Леонтием. Такие метаморфозы с именем в семье были связаны с происхождением. Родственники мигрировали в Россию из Закавказья во время местных революций. Отца звали Саркис Артемович Оганезов, всю жизнь мужчина проработал мастером по изготовлению обуви, мать – Мария (Мариам) Сергеевна Оганезова (в девичестве Карумова) была домохозяйкой.
Семья переживала непростые времена в пору рождения Левона. Саркиса Артемовича в 1936 г. посадили в тюрьму за политическое преступление, мужчину в числе многих признали причастным к организации убийства Кирова. Но в 1940 г. Саркис вернулся к родным, в этом году родился мальчик Левон, став шестым ребенком в семье.
Родителям на тот момент было за 40. Семья проживала в Москве, но после рождения младшего сына мама вместе с ним и сестрой уехала в Грузию. Там они прожили до 1943 года, потом вернулись в столицу. Левон вспоминал это время и с теплотой, описывал в интервью дворик в Тбилиси.
Дети семьи Оганезовых имели талант к музыке, дома ребята занимались на старом пианино “Шредер”. Первые навыки игры детям дала Нелли-ханум, просто соседка семьи. Левон с 4 лет занимался игрой дома, затем учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей, ее выпускниками в свое время были Геннадий Рождественский и Александра Пахмутова.
Левон Оганезов в юности
Юные годы
После окончания школы последовали музыкальное училище и Московская консерватория имени Чайковского, которую Левон окончил в 1967 году. Учился юноша на классического пианиста, во время учебы побеждал на конкурсах и участвовал в многочисленных фестивалях. Талант и обаяние молодого человека не могли не обратить внимание метров искусства.
Первый успех
Для того чтобы Левон влился в музыкально-эстрадный мир, понадобилась воля случая. В возрасте 17 лет он уже работал в Доме союзов, в один из дней пришлось подменить заболевшего Наума Вольтера.
Выступление было в колонном зале, и считается отправной точкой для карьеры Левона как аккомпаниатора. Тогда талант оценили, и Левон начал работать в театре как дежурный концертмейстер.
Признание
Талантливый концертмейстер, аккомпаниатор Левон Саркисович участвовал во многих теле и радиопроектах. В свое время музыкант аккомпанировал известным артистам:
- Клавдии Шульженко;
- Валентине Толкуновой;
- Ларисе Голубкиной;
- Иосифу Кобзону;
- Олегу Анофриеву;
- Владимиру Винокуру;
- Андрею Миронову.
С последним у Левона Оганезова сложились особые теплые отношения. Музыкант описывал манеру исполнения Миронова, как «актерское пение», т.е. Андрей к каждой песне или романсу подходил со стороны драматургии, проигрывал и проживал каждый номер, что покоряло зрителей.
Оганезов с Кобзоном
Неизгладимый след в карьере Левона оставил Иосиф Кобзон. Оганезов руководил оркестром Иосифа Давыдовича. Рисунки рояля в доме Левона – подарок от Кобзона на день рождения.
Если в Россию приезжали именитые артисты, им аккомпанировал Оганезов, например, Радмиле Караклаич, Бубе Кикабидзе и многим другим. С Николаем Никитским в 1970 году Левон Саркисович составил концертную программу, которой открывался сезон в Театре Эстрады.
Далее были многочисленные гастроли по стране и за пределами. Левон Оганезов сотрудничал с цыганским театром «Ромэн», что дало ему возможность близко познакомиться с ромской культурой, позволило использовать эти знания в дальнейшей работе.
1992-1993
Период оказался невероятно насыщенным для Левона Саркисовича:
- Оганезов участвовал в гастрольном туре «Парад пародистов» по территории США.
- Помимо деятельности, как концертмейстер, метр участвовал в театральных постановках.
- Левон был актером спектакля Владимира Винокура «Выхожу один я…», автором которого стал Аркадий Арканов, а режиссером Александр Ширвиндт.
- Принял участие в интересной постановке Московского театра сатиры «Прощай, конферансье!».
В 1993 году Оганезову дали звание Заслуженного артиста.
В Америке
В девяностых годах Левон Саркисович уехал со всей семьей в Америку вслед за старшей дочерью. Там он работал преподавателем в музыкальной школе, подрабатывал вечерами музыкантом в ресторане и аккомпанировал всем российским артистам, которые были на гастролях в Америке. Так продолжалось до 1997 года, когда Левона позвал вернуться на Родину Игорь Угольников для участия в телепередаче.
1998 – 2012
В 1998 году на фестивале сатиры и юмора «Золотой Остап» были отмечены заслуги Левона Оганезова за юмор в музыке. В 2003 году в соавторстве с Александрой Гришкиной, музыкантом был собран цикл и концертная программа из старинных русских и цыганских романсов. Здесь сыграл значительную роль опыт работы в театре «Ромэн».
В 2007 году был запатентован «Электрический клавишный музыкальный инструмент», его авторство принадлежит Оганезову и А. Хаминскому. Модель позволяет играть праворуким и леворуким музыкантам за счет смены раскладки клавиатуры.
В 2010 году мэтр получает звание Народного артиста России. В 2012 году создал музыкальную концепцию мюзикла «Времена не выбирают», который проходит в Театре мюзикла. Тогда же Левон получил специальный приз премии «Фигаро». Премия имени Андрея Миронова, учрежденная в 2010 году, вручается за достижения в области актерского искусства.
Телепроекты
Левона Саркисовича вся страна помнит, как соведущего телепроекта «Добрый вечер с Игорем Угольниковым». Яркий образ пианиста не оставлял равнодушным, с ним были связаны остальные телепроекты «Суета вокруг рояля» и «Белый попугай». На телеканале «Домашний» Леон вел передачу «Жизнь прекрасна» совместно с Михаилом Швыдким.
Счастливый день Левона и Софьи
Фильмография
Левон Оганезов снимался в кино весьма успешно, чаще это были эпизодические, но довольно яркие роли. Их было больше десятка, например, «Продается дача», «Ключ от спальни», «Как в старом кино» и другие. Среди них были и документальные ленты «Тайны кино. Три плюс два» и «Пётр Лещенко. Моё последнее танго», вышедшие в 2017 году.
Личная жизнь
25 декабря 2020 года известному артисту стукнуло 80 лет, Левон вместе с женой присутствовал на программе «Андрей Малахов. Прямой эфир». Их супружеская жизнь длится уже 50 лет, история крепкого и счастливого брака очень интересная.
Левон Саркисович в молодости был очень обаятельным молодым человеком, заговорить мог любую и пользовался успехом у девушек. Эффектная кавказская внешность, музыкальный талант и артистичность не оставляли женщин равнодушными, но все романы были серьезными.
Благодаря двум сестрам музыкант хорошо понимал женскую психологию, мог безболезненно для обеих сторон прекратить роман. Каждую девушку Оганезов мысленно оценивал со стороны своей мамы.
В семье были строгие правила, и невестка должна была обязательно понравиться свекрови. Ни одна из девушек внутренний экзамен не прошла, но потом все изменилось, когда Левон встретил Софью. Здесь Левон не обращал внимания на чье-либо мнение и сразу понял, что хочет жениться и связать жизнь с этой девушкой.
Знакомство
Момент встречи был знаменательным. После гастролей из Минска Оганезов возвращался домой с огромным чемоданом, но не взял такси, у шоферов не было сдачи. Тогда Левон воспользовался автобусом и сел на место кондуктора.
35 лет вместе
В салон вошла Софья, юноша уступил ей место и завязал разговор, в течение которого Левон Саркисович уже для себя решил, что эта девушка может стать его женой, и ему абсолютно безразлично, как отреагирует мама. Взяв у девушки телефон, Левон даже не подумал, нравится ли он Софье.
Девушка не понимала, почему Левон так настаивает на свадьбе, ведь на тот момент ей нравился абсолютно другой типаж мужчин. Но упорство принесло плоды, девушка стала его женой. Против союза были обе пары родителей: со стороны невесты приняли жениха после предоставления им диплома об окончании консерватории.
А вот Мария Сергеевна категорически отказывалась признавать невестку и после свадьбы, которая состоялась в 1969 году. Растопить сердце свекрови удалось, когда в честь бабушки назвали старшую дочь – Марией. В семье воцарилось согласие, и Софья стала желанной гостьей в доме старших Оганезовых. Мама Левона передавала ей секреты приготовления кавказских блюд и с удовольствием сплетничала на кухне.
Мария родилась в 1970 году, а следом и Дарья. Обе девочки имеют талант к музыке, но выбрали для себя другой путь.
Девушки получили образование в США и работают там же. Левон Саркисович окружен только прекрасными дамами, дочери подарили ему еще трех внучек.
Семейное фото Оганезовых
Интересные факты
- Когда родилась старшая дочь Оганезова Мария, Оганезов был на гастролях. Но жена Левона Саркисовича сообщила мужу по телефону, что, если он лично не заберет их с дочерью из роддома, то ребенка не увидит.
- Левон, конечно же, примчался на самолете, встретил жену из роддома, а потом отправился обратно. В недавнем интервью артист отметил, что из супружеской жизни вынес истину, что с женой спорить нельзя.
- С особой теплотой Оганезов вспоминает работу с Андреем Мироновым. Пять лет они вместе гастролировали. Смерть Андрея стала для всех неожиданностью – на следующий день был запланирован концерт. Билеты на концерт, который так и не состоялся, люди не стали сдавать, а несли к портрету артиста вместе с цветами.
Часто задаваемые вопросы
Пользователи интернета интересуются национальностью артиста. Сам Левон Саркисович отмечает, что не сможет проследить детально генеалогическое древо, но оно имеет корни в Персии. Отец рассказывал, что они родом из Грузии, города Телави.
Однако присутствие и армянской крови дает возможность называть их грузинскими армянами, хотя такой национальности и нет. Дед, отец и братья занимались выделкой кожи. Они даже открыли свой бутик в Москве, но после того как новая экономическая политика себя исчерпала, дело пришлось закрыть.
Навыки отца помогли ему избежать длительного тюремного заключения, в неволе он также занимался тем, что шил обувь для тюремного начальства и их жен, благодаря чему мужчина освободился в 1940 году. Так появился сын Левон.
В социальных сетях
Оганезов не является активным пользователем соцсетей, человек старой закалки не ведет своих страничек. Однако он активно раздает интервью и в курсе последних актуальных событий. В интервью для РЕН-ТВ Левон прокомментировал высказывание Виктории Бони по поводу повышения МРОТ для Россиян. Назвал бывшую участницу Дом-2 «падшей душой».
Виктория обозвала россиян, пользующихся дотациями от правительства, лентяями и алкоголиками, которые не хотят работать. Позже Левон Саркисович призвал пожалеть девушку и не обращать внимания на столь опрометчивые высказывания.
Левон Оганезов с Андреем Анкудиновым
Левон Оганезов сегодня
Левон Саркисович не оставляет творческую концертную деятельность. Является действующим артистом Московского театра сатиры, участвует во многих телепередачах, выступает в дуэтах с отечественными звездами или дает концерты с собственным ансамблем.
Оганезов – частый гость на первом канале в программе «Доброе утро», там артист встречает утро с телезрителями канала и делится полезными советами.
На передаче «Жить здорово» артист поделился историей боли в пояснице, выпуск от 29.06.2018, позже участвовал еще в нескольких выпусках. Несколько раз был гостем программы «Вечерний Ургант». 24 января 2021 года вышел выпуск «Когда все дома» с Тимуром Кизяковым с участием Левона Оганезова.
Источник
О трамвае на Арбатской площади, о том, как пекли и продавали пирожные прямо во дворах в Столешниковом переулке и о жизни на самоизоляции.
Я родился…
До 1939 года мои родители жили на Новослободской улице, как раз напротив метро «Новослободская». Потом рядом стали строить дом, и их дом снесли. В числе других переселенцев из центра родителям дали участок в районе, который назывался Перово Поле. Там в 1940 году я и родился. У нас был большой дом, сад, огород – жили как на даче. В честь моего рождения папа посадил пирамидальный тополь, который до сих пор жив. Вижу его сейчас, когда проезжаем мимо. Однажды даже вышел и подержался за ствол, хотя, конечно, в мистику не верю.
Учился…
В 1945 году мы вернулись из эвакуации, и я пошел в школу при Московской консерватории (ЦМШ). Мне было четыре с половиной года, поэтому определили сначала в подготовительный класс. Ежедневный маршрут выглядел так: на 34-м или 2-м трамвае до метро «Сталинская» (сейчас «Семеновская») либо до метро «Измайловский парк», потом до Арбата и Собиновского (сейчас Малый Кисловский) переулка и до Консерватории.
На углу теперешнего Арбата были одноэтажные строения, где собирались родители детей, обучающихся в ЦМШ. Помню, как мама на большую перемену приносила бутерброд с «Любительской» колбасой и французской булкой. Мы ели его напополам с моим товарищем и запивали лимонадом.
После окончания школы было училище, потом Консерватория, которую я окончил в 1965 году.
Москва моей юности…
Помню, как по Арбатской площади ходил трамвай, как сносили дома. Так что арбатские переулки строились на моих глазах.
Вообще на Арбате было много наших закутков: какой-то садик, скамейки. Сравнивая с Парижем, где до сих пор есть скамейка Бальзака, на которой он любил сидеть, могу сказать, что грибоедовских, пушкинских, нащокинских скамеек у нас нет. Но есть таблички, которые обидно читать, например: «На этом месте стоял дом, куда приходил в гости к Нащокину Пушкин» или «На этом месте стоял дом Шаляпина».
Родные места остались, но часть из них уже стала чужой.
Любимые места в Москве…
Плотников переулок, где жил мой товарищ. Пушкинская площадь в том месте, где стоял раньше памятник Пушкину, то есть со стороны Бронных.
Мне всегда нравилась улица Горького (сейчас Тверская). В 14-15 лет мы с друзьями очень любили гулять в тех местах. Заходили в кафе-мороженое, в котором нужно было отстоять длиннющую очередь, прежде чем выбрать мороженое. Но каким оно было изумительным!
А в Столешниковом переулке мы с мамой или сестрой покупали пирожные, которые пекли там же, во дворе. За ними тоже была длинная очередь, но вкуснее этих пирожных я в жизни никогда ничего не пробовал! Ни в Бельгии, ни во Франции, ни где бы то ни было еще!
Замечательным было место на углу ресторана «Прага» с кулинарией и кафе. Брали там какао и вкуснейшие слоеные пирожки с мясом.
На «Пушкинской» по адресу улица Горького, 16, располагалось Всесоюзное театральное общество (ВТО). Когда мне исполнилось 18 лет, я уже работал в театре на Малой Бронной. Играл в оркестре. Семен Соколовский, потрясающий артист театра, проторил нам дорожку в ресторан ВТО со словами, обращенными к метрдотелю: «Так, вот это мои ребята, пропускайте их!» Почему так сложно? Туда не всех пускали! А какие там были люди!!! Все сплошь народные: Михаил Яншин, Алексей Грибов, Николай Плотников. У них даже был целый ритуал, связанный с рестораном ВТО и официантом по имени Семен. Сразу при входе раздавалось: «Семеооооон!» Официант на маленьком подносе выносил каждому по 110-граммовой рюмке водки, соленому огурцу и бутерброду с маслом и килькой, а затем по стаканчику боржоми. И только после уже можно было раздеться и пройти за столик.
Если гулять по Москве, то…
В Пушкинском скверике, конечно!
Люблю Таганку, много времени там провел. Правда, этот район очень сильно изменился. Раньше там можно было присесть на каждом углу, съесть мороженое, а сейчас как-то все не для людей сделано, больше для проезжей части.
Арбатские переулки и особенно Никитский бульвар, во дворах которого сейчас спрятан старый памятник Николаю Васильевичу Гоголю работы скульптора Андреева. Говорят, снесли памятник после того, как Сталин, проехав мимо, сказал: «А что у нас Гоголь такой грустный?» В 1951 году на это место поставили новый памятник. Но есть разговоры о том, что работа Андреева все-таки займет свое прежнее место. Это было бы логично, так как вся балюстрада, фонари сделаны под него.
Мне нравится проезжать по Краснопресненской набережной.
Мне не нравится в Москве…
Метро, потому что оно переполнено чужими, толкающими друг друга людьми с огромными сумками. Я любил трамваи, троллейбусы. И мне не нравится, что троллейбусы сейчас убрали. Начинаю перечислять и получается как будто «враги сожгли родную хату», так что лучше не будем об этом.
Сейчас живу…
На Кутузовском проспекте, в доме, где располагается театр «Мастерская Петра Фоменко».
Но если бы не работа, связанная с гастролями и поездками в центр на запись, жил бы себе в пригороде, подстригал бы шиповник вместо роз.
Москва изменилась…
Полностью. Начиная от контингента жителей и заканчивая архитектурой. Никогда не забуду, как мама подводила меня шестилетнего к трамваю и просила взрослых, чтобы присмотрели за мальчиком во время поездки, чтобы я сел в метро в нужном направлении. Так вот, двадцать человек держали меня за руки и провожали до вагона метро. А на «Арбатской» мне говорили: «Сынок, тебе надо выходить!» Сейчас попробуй выпустить ребенка одного!
Особенно чувствовалось какое-то всеобщее братство после войны. Все друг друга любили и уважали. Нагрубить человеку на улице было делом немыслимым! Пьяных днем с огнем не встретишь! А уж если случалось такое, то два-три человека этого несчастного поднимали, очищали от грязи, провожали до дома.
Изменения в принятом поведении людей начались в шестидесятые годы. В молодых людях появился прагматизм, которого раньше не было. Изменился язык. Но даже если сейчас заговорить так, как говорили тогда, тебя просто не поймут.
Помню, меня не было в Москве, жил в Америке. Через три года приезжаю, читаю «Московский комсомолец» и не могу расшифровать и половины употреблявшихся выражений. Как сказал в свое время Аркадий Арканов, «все меньше русских слов в русском языке». И эта тенденция продолжается. Например, сейчас читаешь и понимаешь, что те же глаголы можно свободно перевести на русский, но нет, почему-то пишут и говорят переделанными на английский манер словами. И какой русский язык мы получим через некоторое время? Его же просто не станет?
Классика в музыке всегда неизменна, но что происходит с классической литературой? Где наши писатели и поэты? Куда они делись? Вдруг почему-то оказывается, что Льва Толстого необязательно проходить в школе. Какая гадость! Кто это придумал? И дело тут даже не в содержании его романов, дело в языке и в том, как он выражал свои мысли. А если прочитать первые три страницы «Идиота» Достоевского, то сразу появится ощущение, что вы живете во второй половине ХIХ века. Это же гениально!
А еще раньше в каждом уважающем себя доме совершенно изумительно умели печь. Было невозможно оторваться. Сейчас дома пекут редко, больше покупают. Это как с харчо. Если ты пробовал настоящий харчо, то тебя уже не обмануть в ресторане – «откуда ослу знать вкус хурмы?»
Различия между москвичами и жителями других городов…
Если говорить о тех, кто родился и живет в Москве, то таких осталось мало. Раньше считалось шиком жить в Москве. Сейчас не так. Люди ценят не место жилья, а место работы. Вот, например, моя старшая дочь. Жила себе в Нью-Йорке, вдруг ей по работе потребовалось поехать в Чикаго. Она, ни секунды не сомневаясь, сняла в Чикаго квартиру, переехала и работает сейчас там.
Я, как коренной москвич, очень люблю этот город. И у меня есть гражданский патриотизм. Смотрю из окна, вижу набережную Шевченко и мне не стыдно. Мне нравится, что я родился и живу в Москве.
Но, к сожалению, далеко не все приезжие ценят красоту города. Они держатся за свое рабочее место, им сейчас не до сантиментов. Когда езжу в далекие спальные районы, например Южное Бутово, удивляюсь, как продумана там инфраструктура. Есть детские сады и школы, пиццерии, в магазинах – все необходимое. И жители таких районов в центре города могут и не бывать, потому что живут своей жизнью, им не до центра.
Вообще все меняется. Боюсь, скоро потеряем эту хрупкую греко-римскую цивилизацию, которой мы пользуемся. Куда делась интеллигенция? Она же всегда была в Москве! Носители языка, культуры! Мамина подруга, тетя Нелли, помню, восклицала: «Левочка, как ты держишь вилку!» Или: «Запивать еду водой не принято, Левочка!» Когда ходили в театр, не наряжались в бриллианты, но всегда одевались достойно. Зато после спектакля московская интеллигенция всегда давала оценку этому самому спектаклю. Такие люди могли заходить за кулисы, они несли знания, с их мнением считались. Среди московской интеллигенции была такая Берта Давыдовна, за кулисами она могла сказать Андрею Миронову: «Андрюшечка, а Вы не должны были в этом месте кричать. У Достоевского этот человек спокоен». Сейчас таких людей очень мало, к сожалению. Учителя в школе, выросшие не в интеллигентных условиях, преподают свой предмет, знают его, но зачастую просто не обладают необходимыми сопутствующими знаниями. Некоторое время назад после концерта у меня было обсуждение с одной такой учительницей. Зашел разговор о репертуаре, я упомянул Марка Бернеса. А мне в ответ: «Бернес – это кто?» И мне стыдно. Американцы, которых у нас почему-то считают дураками, знают все старые песни, знают, кто их пел. Начинаешь играть и петь – поют вместе с тобой. Если скажешь «Джеффри Чосер», то американцы сразу тебе продекламируют на староанглийском начало «Кентерберийских рассказов». Они это проходили в школе.
К сожалению, сейчас не учат так, как учили раньше, поэтому это наше знание умрет вместе с нами. Мои дочки стараются вложить в своих детей и русскую литературу, и русский язык. Алиса, моя внучка, ходит в русский драмкружок. Пригодится или нет – не знаю. Но это точно бальзам для души, потому что превращаться в роботов не хотелось бы. Когда нам было лет по тринадцать, мы с ребятами собирались и играли в буриме, так что теперь на любой день рождения я могу сочинить памфлет или шутливые восемь строчек, мне это не трудно. Я не поэт, но мышца шутливого рифмовщика у меня есть. А ведь раньше это умел делать каждый. Помню, как мои тетушки приходили и читали поздравления в стихах, которые сами сочинили.
Сейчас…
Сижу на самоизоляции. Но так как артист я пока еще действующий, занимаюсь на рояле, чтобы руки не были вялыми. Читаю с листа клавиры. Все время слушаю музыку. Хороших исполнителей, конечно. Потому что тратить время на плохих – портить свои уши и вкус. Из пианистов слушаю Григория Соколова, Марту Аргерич, Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Татьяну Николаеву, Марию Гринберг.
Когда хочешь показать ученику, как надо играть сонату Бетховена, обязательно дашь послушать и посмотреть, как играли Гилельс и Гринберг. Шаг влево, шаг вправо допустим, но, главное, не отступать от основной линии. Надо понимать, что в исполнении Бетховена есть традиция, которая 200 лет формировалась разными людьми. Те, кто ее ломает, должны объясниться. А иначе люди встают и уходят, потому что у Бетховена все прописано, он был настоящим «подробником». И если все соблюдать, особенно в редакции Александра Гольденвейзера, то получится именно то, что хотел вложить в произведение сам Бетховен. Вот Шопена можно играть по-разному. Была такая пианистка Галина Черны-Стефаньска, которая играла вальсы Шопена почти без педали, сухо. И выяснилось, что это правильное исполнение вальсов. Не надо придавать романтике то, что уже само по себе является романтикой. Иначе получится масло масляное.
Если не Москва, то…
Где родился, там и пригодился. Мне, например, очень нравится Мехико. Там я чувствую свою стихию. Город дружелюбный, огромный. Ему уже пять веков, но там ничего над тобой не нависает, наоборот, сплошная дружелюбность. Студенты со значками могут подойти на улице и по-испански или по-английски с тобой заговорить, спросить, чем могут помочь. Это приятно. Но жить там я бы не хотел.
Мне нравится Нью-Йорк, Торонто. Но летаю за океан только потому, что у меня там дети.
Раньше мне нравилось бывать в Париже, но когда на каждом шагу стал встречать арабскую агрессию, Париж мне разонравился.
Я люблю Питер, Киев, Харьков, люблю потрясающий Львов и изумительную Одессу. Но Москву ни на что не променяю, потому что здесь у меня часть души. Здесь моя биосфера. Так что у меня без вариантов: жить и умереть в Москве.
Фото: Сергей Кузнецов/МИА «Россия сегодня»
Источник