Любовь добржанская биография личная жизнь
Биография
Один из популярнейших шуточных вопросов по истории советского кинематографа — братья ли Юрий Деточкин и Женя Лукашин. Роли матерей обоих персонажей культовых комедий Эльдара Рязанова стали самыми известными в фильмографии Любови Добржанской — прославленной театральной актрисы, лауреата Сталинской премии.
Детство и юность
«Мировая мама» родилась в конце 1905 года в Киеве. По легенде, во время выдачи паспорта с пера чиновницы упала клякса, и цифра 5 превратилась в восьмерку. Любовь Ивановна не стала спорить и «помолодела» благодаря описке на 3 года. Так что фразу «Бывают такие случаи, когда лучше соврать» в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» актриса произносила вполне искренне.
Отца Любы, царского офицера, после революции репрессировали, хотя с Красной армией мужчина не воевал (вышел в отставку до Октябрьского переворота). После пятилетки, проведенной в лагере на Соловках, бывший штаб-ротмистр не имел права жить в больших городах и работал пастухом в Казахстане. Причиной смерти Ивана Добржанского в 1941-м стал инфаркт миокарда. Приехав на гастроли в Караганду, актриса в середине 60-х годов безуспешно пыталась найти могилу отца.
Любовь Добржанская в молодости
После ареста отца мать Любови, дворянка, выпускница гимназии, хваталась за любую работу. Была и бухгалтером и прачкой, и швеей. На руках у Ольги Васильевны Добржанской остались двое детей и трое племянников.
Люба была старшей и помогала матери в ведении домашнего хозяйства. Девушка успевала заниматься и в театральной студии. Страсть к сцене у Добржанской от дяди — оперного певца Романа Романова-Добржанского, которому композитор Рейнгольд Глиэр посвятил романс «Ночь и буря» на стихи Николая Огарева. В 1924 году юную актрису приняли в труппу Киевского театра русской драмы, который сейчас носит имя Леси Украинки.
Личная жизнь
В личной жизни Добржанской было множество трагедий. Смерть актриса встретила трижды вдовой, так и не познавшей счастья материнства.
В молодости Любовь Ивановна поспешила выйти замуж за тезку отца и коллегу по сцене, носившего фамилию Червинский. Монологи супруга за игрой в преферанс сочли антисоветскими, и мужчину арестовали. Не выдержав допросов, Иван Червинский повесился в камере.
На молодую вдову обратил внимание еще один коллега — актер и режиссер Владимир Нелли-Влад. Именно второй муж поставил в Театре русской драмы спектакль по пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», в котором блистала Любовь Ивановна. Добржанская — первая исполнительница роли Комиссара. Брак актрисы и режиссера распался после переезда женщины в Москву.
Любовь Добржанская и Осип Шахет (кадры из фильмов «Учитель танцев» и «Пятый океан»)
Жизнь третьего супруга Любови Ивановны, актера Осипа Шахета, еврея по национальности, игравшего в Театре Красной армии Адольфа Гитлера в спектакле «Южный узел», оборвал инфаркт. Мужчину, вышедшего на балкон, чтобы сделать утреннюю зарядку, сразил сердечный приступ. Сын Осипа Александровича от первого брака также стал актером. Георгий Шахет прославился ролью пана Марека в «Кабачке “13 стульев”».
Год провдовствовав, Любовь Ивановна вновь вышла замуж. На этот раз сердце актрисы покорил цыган Виктор Кручинин — гитарист и драматический актер.
С четвертым мужем Добржанская прожила четверть века, однако в 1975 году артистка вновь овдовела. Кончину Виктора Яковлевича Любовь Ивановна переживала очень тяжело: мужчина был не только супругом, но и аккомпаниатором актрисы. Под гитару Кручинина Добржанская исполняла на концертах романсы.
«Вероятно, надо мной висит проклятие», — говорила Добржанская в редких интервью.
Театр и фильмы
Еще в столице Украинской ССР Любовь Ивановна стала звездой. Чтобы увидеть игру Добржанской, киевляне раскупали билеты даже на такие непримечательные в остальных отношениях спектакли, как «Фиолетовая щука» по пьесе Александра Корнейчука и «Яблоневый плен» по произведению Ивана Днепровского.
В Центральном театре Красной армии, в который актриса перешла в 1934 году по приглашению режиссера Алексея Попова, на Любовь Ивановну зрители стали ходить после роли Катарины в постановке комедии Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». За игру в спектакле по произведению английского классика уроженке Киева вручили ключи от двухкомнатной квартиры, куда артистка перебралась из гримерки театра.
Другая яркая роль Любови Ивановны на тех же подмостках — Фелисиана в «Учителе танцев» Лопе де Веги. Партнер Добржанской по спектаклю, перенесенному на пленку, Владимир Зельдин дожил до 101 года, получив статус старейшего в мире действующего артиста.
Любовь Добржанская и Андрей Мягков в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Довелось Любови Ивановне играть и в других московских театрах. В 70-х годах XX века актриса приняла участие в наимоднейшем тогда «Современнике». Зрителям запомнились образы, созданные Добржанской, в спектакле «Восхождении на Фудзияму», поставленном по произведениям Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова, и инсценировке «Эшелона» Михаила Рощина.
К кинематографу артистка долго относилась настороженно, тем более первая лента, в эпизоде которой она снялась (пропагандистская картина Сергея Юткевича «Свет над Россией»), так и не вышла на экраны. Вновь подтолкнуть Добржанскую к съемкам смог Эльдар Рязанов. В комедии «Берегись автомобиля» Любовь Ивановна создала образ душевной и ласковой матери, хотя в жизни была строгим и резким человеком.
Амплуа ласковой пожилой женщины потом эксплуатировали другие кинорежиссеры, работавшие с Добржанской. Исключением стал Алексей Баталов, фильм которого «Игрок» по произведению Федора Достоевского украсила игра Любови Ивановны. Интересный опыт актриса получила, участвуя в картине Алексея Коренева «Адам и Хева». Действие разворачивалось в высокогорном дагестанском ауле, а главные роли исполняли Фрунзик Мкртчян и Екатерина Васильева.
Смерть
Последние годы жизни Добржанской были очень тяжелыми. Актриса, в молодости осваивавшая роль за 2 недели, в старости потеряла память и способность узнавать знакомых. Умерла Любовь Ивановна в ноябре 1980 года. На гражданской панихиде по Добржанской в Театре Советской армии звучала музыка из спектакля «Вишневый сад» — запись «Печального вальса» в исполнении Виктора Кручинина.
Любовь ДОБРЖАНСКАЯ
(24.12.1905 – 03.11.1980)Опубликовано Михаилом Максимовым Среда, 23 декабря 2015 г.
Любовь Добржанская в старости
Актриса похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с четвертым мужем.
Про биографию Добржанской был снят фильм из серии «Как уходили кумиры». В открывшемся в 2020 году Музее театра Российской армии значительную часть экспозиции занимают фото из спектаклей с участием Любови Ивановны.
Фильмография
- 1947 — «Свет над Россией»
- 1952 — «Учитель танцев»
- 1966 — «Берегись автомобиля»
- 1968 — «Урок литературы»
- 1969 — «Адам и Хева»
- 1970 — «Две улыбки»
- 1970 — «А. П.Чехов. Дядя Ваня»
- 1972 — «Игрок»
- 1974 — «Осенние грозы»
- 1975 — «Ирония судьбы, или С легким паром!»
- 1977 — «В четверг и больше никогда»
Источник
Любовь Добржанская
Любовь Ивановна Добржанская. Родилась 24 декабря 1905 года в Киеве – умерла 3 ноября 1980 года в Москве. Советская актриса театра и кино, певица. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Заслуженная артистка РСФСР (1944). Народная артистка РСФСР (1954). Народная артистка СССР (1965). Исполнительница ролей мамы Деточкина в фильме «Берегись автомобиля» и мамы Жени Лукашина в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Любовь Добржанская родилась 24 декабря 1905 года в Киеве. В паспорте был указан 1908-й год рождения.
Имела дворянское происхождение.
Отец – Иван Андроникович Добржанский (1879-1941), штабс-ротмистр 166-го пехотного Ровенского полка Русской императорской армии, кавалер орденов Святого Владимира с мечами и бантом, Святой Анны с мечами, креста Георгия Победоносца и солдатского георгиевского креста. После революции был репрессирован, на 5 лет сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. После освобождения работал пастухом. Умер в 1941 году от инфаркта миокарда в Казахстане. Двадцать лет спустя во время гастролей в Караганде Любовь Ивановна взяла машину и одна поехала в Семипалатинск искать могилу отца, но безуспешно.
Мать – Ольга Васильевна Добржанская, выпускница дворянской гимназии, после революции работала прачкой, нянькой, швеей, бухгалтером.
Брат – Дмитрий Добржанский, жил в Киеве.
Дядя – Роман Андроникович Романов-Добржанский, оперный певец (баритон), вокальный педагог.
Племянница – Софья Добржанская, известная украинская пианистка, педагог.
В 1923-1924 годах училась в театральной студии при Втором театре Украинской советской республики им. В. И. Ленина (с 1926 – Русская государственная драма, ныне – Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки) в Киеве. С 1924 года – актриса его труппы. На сцене этого театра сыграла в спектаклях: «Страх» А. Н. Афиногенова – Валя; «Таланты и поклонники» А. Н. Островского – Негина; «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского – Комиссар (первая исполнительница роли); «Вредный элемент» В. В. Шкваркина – Зина; «Фиолетовая щука» А. В. Корнейчука; «Яблоневый плен» И. Днепровского.
Любовь Добржанская в молодости
С 1926 по 1927 год недолго работала в Днепропетровске.
С 1934 года – актриса Центрального театра Советской Армии в Москве, где большое влияние на её искусство оказал А. Д. Попов.
Театральные работы Любови Добржанской в Центральный театр Советской Армии:
1935 – «Варвары» М. Горького – Татьяна;
1935 – «Васса Железнова» М. Горького – Рашель;
1936 – «Слава» В. М. Гусева – Лена;
1937 – «Укрощение строптивой» У. Шекспира – Катарина;
1939 – «Падь Серебряная» Н. Ф. Погодина – Таня;
1942 – «Давным-давно» А. К. Гладкова – Шура Азарова;
1946 – «Учитель танцев» Л. де Вега – Фелисиана;
1949 – «Голос Америки» Б. А. Лавренёва – Фелисиана;
1950 – «Флаг адмирала» А. П. Штейна – леди Гамильтон;
1952 – «Мастерица варить кашу» Н. Г. Чернышевского – Карелина;
1953 – «Извините, пожалуйста» А. Е. Макаенка – Ганна Чихнюк;
1954 – «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу – Миссис Уоррен;
1954 – «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского;
1955 – «Варвары» М. Горького – Надежда Монахова;
1956 – «Титанник-вальс» Т. Мушатеску – Дачия;
1957 – «Моя семья» Э. де Филиппо – Елена Стильяно;
1958 – «Средство Макропулоса» К. Чапек – Эмилия Марти;
1958 – «Всеми забытый» Н. Хикмета – мать слепого мальчика;
1958 – «Добряки» Л. Г. Зорина – Гребешкова;
1959 – «Любка-любовь» З. Дановской – Прасковья;
1960 – «Якорная площадь» И. В. Штока – Анна Петровна;
1961 – «Каса Маре» И. П. Друце – Василуца;
1961 – «Левониха на орбите» А. Е. Макаенка – Лушка;
1962 – «Под одной из крыш» З. М. Аграненко – Анастасия;
1963 – «Физики» Ф. Дюрренматта, режиссёр Б.В. Эрин – доктор Матильда фон Цанд, врач–психиатр;
1965 – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Раневская;
1967 – «Влюблённый лев» Ш. Дилейни – Кит;
1968 – «Два товарища» В. Н. Войновича – Бабушка;
1969 – «Дядя Ваня» А. П. Чехова – Войницкая;
1973 – «Птицы нашей молодости» И. П. Друце – тётушка Руца;
1976 – «Экзамены никогда не кончаются» Э. де Филиппо, режиссёр П. Н. Фоменко – графиня Мария;
1976 – «Странствия Билли Пилигрима» по роману Бойня номер пять, или Крестовый поход детей К. Вонегута – мать Билли;
1977 – «Фантазии Фарятьева» А. Н. Соколовой – тётка Фарятьева.
Любовь Добржанская в спектакле “Вишнёвый сад”
Играла в других театрах Москвы. Московский театр «Современник»: «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова – Айша-Апа; «Из записок Лопатина» К. М. Симонов – Актриса; «Эшелон» М. М. Рощина – Старуха. Драматический театр им К . С. Станиславского: «Материнское поле» Ч. Айтматова – Толгоной.
Для актрисы, обладавшей замечательным даром перевоплощения, выразительным голосом, сильным темпераментом, характерны ироничность, острота психологического рисунка, яркость сценической формы. Выступала в комических и драматических ролях. Всего ею было создано более 120 ролей в театре.
Обладала прекрасным голосом. Пению специально не училась, но хорошо справлялась с исполнением вокальных произведений в ролях. Участвовала в концертах. Романсы, исполненные ею, пользовались огромным успехом.
По просьбе певицы З. Рождественской Добржанская сочинила стихи к инструментальной пьесе А. Триллинга, музыканта джаз-оркестра Л. Утёсова. Так родилась песня «Под весенней листвой» (она же «Над заливом»). Иногда в авторах этой песни можно встретить псевдонимы «Н. Добржанская» или «О. Добржанская».
Сыграла несколько заметных ролей в кино, в котором начала сниматься с 1947 года.
Первая широкая известность пришла к ней после роли мамы Деточкина в популярной комедии «Берегись автомобиля» режиссёра Эльдара Рязанова.
Любовь Добржанская в фильме “Берегись автомобиля”
В 1975 году снялась в другом знаменитом фильме Эльдара Рязанова – «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», в котором сыграла Марью Дмитриевну, маму Жени Лукашина.
Любовь Добржанская в фильме “Ирония судьбы, или С лёгким паром!”
Последней работой в кино стала главная роль в драме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда». Она сыграла Екатерину Андреевну, мать Сергея (Олег Даль). По сюжету молодой московский врач перед свадьбой решает навестить мать, живущую при заповеднике. Но там, куда летит Сергей, его ждет и любит Варя (Вера Глаголева) – его бывшая подруга, ждущая от него ребёнка. Предстоит встреча и мучительный разговор. Сергей предлагает Варе избавиться от ребенка, так как не собирается связывать с ней свою жизнь. Попытки матери объяснить сыну чудовищность его поведения оборачиваются катастрофой – от переживаний мать умирает. А Сергей уезжает в Москву.
Любовь Добржанская в фильме “В четверг и больше никогда”
С 1 мая 1978 года – персональная пенсионерка союзного значения.
Смерть Любови Добржанской
В декабре 1978 года в связи с 70-летием Добржанской в Большом зале ЦТСА состоялся торжественный вечер с театрализованной программой. Театр отдавал дань признательности своей ведущей актрисе. Но этот вечер стал и вечером прощания Добржанской с театром.
Актриса тяжело заболела, медицина оказалась бессильна. Умирала мучительно.
3 ноября 1980 года Любовь Ивановна Добржанская скончалась. Когда закончилась панихида, гроб с телом пронесли через сцену и зрительный зал, звучал печальный вальс из “Вишнёвого сада” – так завещала она сама. Мелодию в этом вальсе вела гитара ее четвертого мужа Виктора Кручинина.
Похоронена на Ваганьковском кладбище (участок № 21) рядом с могилой мужа Виктора Яковлевича Кручинина.
Личная жизнь Любови Добржанской:
Четыре раза была замужем.
Первый муж – Иван Иванович Червинский, актёр, сын священника. Его арестовали вместе с отцом Любови Добржанской по доносу (по сути, за “разговоры за преферансом”). Червинский испытаний тюрьмы не выдержал и вскоре покончил с собой в камере.
Второй муж – Владимир Александрович Нелли-Влад (1895-1980), режиссёр, заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1946).
Третий муж – Осип Александрович Шахет (1905-1949), актёр, заслуженный артист РСФСР (1946).
Четвёртый муж – Виктор Яковлевич Кручинин (умер в 1975 году), гитарист, из знаменитой цыганской семьи, неизменный аккомпаниатор Добржанской на концертах.
Любимым занятием Добржанской был пасьянс.
Фильмография Любови Добржанской:
1947 – Свет над Россией – эпизод (нет в титрах)
1952 – Учитель танцев (фильм-спектакль) – Фелисиана
1966 – Берегись автомобиля – мама Деточкина
1968 – Урок литературы – Анна Тюрина, писательница
1969 – Адам и Хева – Айбала, жена Хамадара
1970 – Две улыбки (киноальманах) – бабушка
1972 – Игрок (Hráč) – бабушка Антонида Васильевна
1972 – А.П. Чехов. Дядя Ваня (фильм-спектакль) – Войницкая
1974 – Осенние грозы – Замфира
1975 – Ирония судьбы, или С лёгким паром! – Марья Дмитриевна, мама Жени
1975 – Из записок Лопатина (фильм-спектакль) – актриса
1977 – В четверг и больше никогда – Екатерина Андреевна, мать Сергея
Награды и звания Любови Добржанской:
Заслуженная артистка РСФСР (1944);
Народная артистка РСФСР (1954);
Народная артистка СССР (1965);
Сталинская премия второй степени (1951) – за исполнение роли леди Гамильтон в спектакле «Флаг адмирала» А. П. Штейна;
Орден Ленина;
Орден Трудового Красного Знамени (1968);
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945);
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948).
Источник
Кадр из фильма «Ирония судьбы или с легким паром»
Работать актером — неблагодарное дело. Оглушительный успех может смениться забвением, а в памяти зрителей из десятка серьезных образов останутся только две второстепенные роли.
Так произошло и с Любовью Добржанской, родительницей Жени Лукашина из новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром».
«У тебя мировая мама», — говорит невеста главного героя Галя. Телезрители с бокалами шампанского в руках соглашаются и даже не догадываются, что прима театра Советской Армии Любовь Добржанская была не только «мировой мамой», но и театральной актрисой мирового уровня.
«Звезда» подмостков
Люба родилась в Киеве в смутное дореволюционное время. Если в царской России фамилия ее отца была уважаемой, то после переворота 1917 года она стала красной тряпкой для коммунистов.
После ареста Ивана Добржанского Любе пришлось стать помощницей для матери, на руках которой осталось двое своих детей и трое племянников.
Но даже при большой домашней загруженности девушка не забывала про занятия в любимой театральной студии при Доме культуры. Потом ее охотно приняли в студию имени Леси Украинки, а по ее окончании сразу же взяли в Театр русской драмы.
Десять лет службы в этом храме искусства были десятью годами творческого триумфа Любови Добржанской.
Очереди за билетами на ее спектакли растягивались на сотни метров от театральных касс. Не один спекулянт разбогател на таланте актрисы.
Ее заметили московские режиссеры и однажды позвали в столичный Театр Советской Армии. Решение уехать из Киева от родных и своей публики далось нелегко. Но Москва манила перспективами, и Любовь решилась.
В Первопрестольной были свои «звезды» и заезжую актрису поначалу даже не заметили. Но на гастролях в Харькове родные стены помогли ей.
Спектакль «Укрощение строптивой» с Добржанской в главной роли имел оглушительный успех. Он повторился и на столичных подмостках.
Еще одна знаковая роль досталась ей путем отчаянной борьбы. Почти уже 40-летняя Добржанская претендовала на роль 20-летней Шурочки Азаровой из пьесы «Давным-давно». Главреж Театра Советской Армии Попов скрепя сердце решил рискнуть.
В Свердловске, где состоялась премьера спектакля, публика безумствовала от восторга.
Город, заполненный беженцами, эвакуированными и горожанами, уставшими от изнуряющей работы на нужды тыла (это был 1942 год) словно получил инъекцию адреналина — настолько потрясающей оказалась игра актеров и Любови Добржанской, в первую очередь.
Четыре брака и одинокая старость
В молодости Любовь Ивановна была не просто красивой женщиной, она умела нравиться мужчинам. Не удивительно, что первое замужество актрисы случилось рано — в 19 лет.
Молодой актер Иван Червинский служил с ней в киевском театре. Одно неосторожное слово и молодой супруг Добржанской оказался в тюрьме. Усугубило его положение то, что он был сыном священника и мужем дочери репрессированного.
В застенках психика молодого человека не выдержала и он повесился. Потрясенная известием, Любовь не знала, что ее главные испытания еще впереди.
Следующим мужем актрисы был режиссер Владимир Нелли. Его она довольно быстро разлюбила, развелась и уехала покорять Москву.
В столице в нее влюбился главный режиссер Театра Советской Армии Александр Попов. Он стоял перед выбором — семья, дети или украинская красавица-актриса. Сочувствие к больной жене удержало Попова от развода.
Затем в судьбе Любови Добржанской появился актер Осип Шайхед. Возможно, вместе они прожили бы долго, если бы не скоропостижная смерть мужчины на балконе собственной квартиры — остановилось сердце.
Злой рок преследовал актрису. Четвертым браком она связала себя тоже с актером, гитаристом и цыганом Виктором Кручининым.
В это время в жизни театральной примы появилось кино. Сначала зрители отметили ее роль матери героя Иннокентия Смоктуновского в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Потом случилась мама в «Иронии судьбы». И самая последняя роль актрисы в кино тоже была образом матери в фильме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда».
Кстати, рассказывают, что в жизни Добржанская не стремилась обзавестись потомством. Не жаловала она и домашних животных.
В конце своей талантливой и трагичной жизни она осталась одна. Сначала умерла мама, потом ушел из жизни и супруг.
Коллеги, которые иногда навещали актрису, рассказывали, что ее строгий прямолинейный характер стал мягче. Она уже ничего не имела против детей и четвероногих.
Любовь Добржанская умерла в больнице в начале ноября 1980 года. А уже через два месяца «мировая мама», благодаря бессмертной «Иронии судьбы», снова пришла в каждый советский дом…
© Biografia.Ru, 2018 г.
Источник