Любовь орлова биография личная жизнь и сталин

Любовь орлова биография личная жизнь и сталин thumbnail

​«После того как первого мужа Орловой вынули штыками из супружеской постели, она не могла заснуть в одной кровати ни с одним мужчиной», — рассказал «АиФ» адвокат Александр Добровинский, который недавно стал обладателем архива и дачи легендарной творческой пары — Любови Орловой и Григория Александрова.

Подвиг женщины

Валентина Оберемко, «АиФ»: Александр Андреевич, как к вам попали архив и дача Орловой и Александрова? Вы с ними в родстве?

Григорий Александров.

— Нет. Я с 5-летнего возраста знал внука Григория Александ­рова, тоже Гришу. Потом мы учились вместе во ВГИКе, дружили. После Гриша переехал во Францию, а я как раз оттуда вернулся в Россию, но всё равно мы остались близкими людьми. К сожалению, он многие годы страдал от алкогольной зависимости. Несколько лет назад Гриша приехал в Москву и попросил, чтобы я заехал к нему на дачу. Увидел — и ужаснулся: дача буквально разваливалась на глазах. Посреди этой разрухи сидел мой бедный друг Гриша, вокруг него валялись какие-то бумаги. Оказалось, это фотографии, письма, дневники Орловой и Александрова. Гриша рассказал, что продал почти все участ­ки, рядом с дачей оставалось совсем немного земли. И спросил, не хочу ли я приобрести что-нибудь из семейного архива. Я посмотрел на всё это и решил: архив нужно спасти. Денег заплатил много, но Гриша — парень гулящий, всё спустил. Через какое-то время он мне снова позвонил, сказал, что ему ещё нужны средства. Я понял, что дом надо тоже спасать, заплатил ему и за дом. Так я стал обладателем дачи и архива.

Любовь Орлова на подмосковной даче. 1955 год

Любовь Орлова на подмосковной даче. 1955 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев 

— Говорят, прошлые хозяева называли эту дачу виллой.

Любовь орлова биография личная жизнь и сталин

— Вообще-то Александров, будучи в конце 20-х гг. за границей, засматривался на виллу Чарли Чаплина в Голливуде, поэтому свою дачу они строили по этому образцу. Там было много недоступного простому советскому человеку: настоящий камин, висящая терраса, ванна, утопленная в пол. Дачу действительно называли «виллой Орловой», но на самом деле это был подарок Сталина не ей, а Александрову.

— Про Сталина вы нашли что-нибудь в её дневниках? Говорят, что она его очень не любила.

— Она не то что его не любила — она его ненавидела. Думаю, что единственный человек, которого любила Орлова, — это её первый муж Андрей Берзин. Во время ареста его в прямом смысле штыками вынули из их супружеской кровати. После этой трагедии у Орловой развилась патологическая ненависть к Сталину. Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго влюблён в неё. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил её на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать. В общем-то, тогда Орлова совершила настоящий женский подвиг.

Никита Хрущев и народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова во время приема деятелей искусства и литературы. 1959 год

Никита Хрущев и народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова во время приема деятелей искусства и литературы. 1959 год. Фото: РИА Новости

— Говорите, единственный человек, которого она любила, — первый муж. А как же Александров?

— К Александрову у неё тоже была любовь, но другого рода. Александров — тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Их сексуальные отношения — вообще отдельная история. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову.

Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной

Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной. Фото: Из личного архива

— Об их отношениях ещё в те годы судачили: мол, это фиктивный брак ради искусства.

— Не думаю, что это был фиктивный брак. Я видел их личные, можно сказать, интимные фотографии, которые люди, не влюблённые друг в друга, никогда бы не сделали. С Александровым Орлова знала, на что шла. У неё до него в 1932 г. случился безумный роман с военным атташе Германии. Понятно, что после такого она не дожила бы в славе и богатстве до преклонных лет, если бы не встретила Александрова. Да и у самого Александрова до неё были бурные романы, один из них — с режиссёром Сергеем Эйзен­штейном.

— А после свадьбы были верны друг другу?

— На 100%. Орлова была настолько умна, что не задавала Александрову вопросов о том, что было до неё, боясь вызвать в нём комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам никогда не говорил с ней о своём прошлом.

Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год

Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год. Фото: РИА Новости

— Несмотря на счастливый брак, у Орловой не было детей. Кто-то говорит, что она не хотела. Кто-то — что не могла родить.

— Абсолютно уверен: она не хотела детей. Я нашёл её переписку с профессором, гинекологом № 1 в СССР. Там в основном вещи физиологического характера, но они свидетельствуют о том, что Любовь Орлова одной из первых женщин в СССР для контрацепции поставила спираль или что-то вроде этого.

Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова. 1950 год

Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова. 1950 год. Фото: РИА Новости

— Но у самого Александрова от первого брака был сын Дуглас. Как к нему относилась Любовь Петровна?

— Дугласа Любовь Петровна не очень любила по многим причинам — отчасти и потому, что он сидел в тюрьме. Дуглас был частью «золотой молодёжи», слыл большим космополитом, за что и попал в застенки, из которых вышел уже… Васей.

Читайте также:  Светлана светикова биография личная жизнь

— А Дугласом-то он как стал в Советском Союзе?

— В те времена в молодой России, как ни странно, в кинотеатрах шло очень много американских фильмов. Одной из ярчайших звёзд в них был Дуглас Фэрбенкс. И вот в 1926 г. в Москву приехали муж и жена, голливудские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, а в это время как раз рожала первая жена Александрова. Так на свет появился Дуглас Александров.

Были миллионерами

— Говорят, Александров после смерти сына оформил брак с его женой Галиной. Разве за такое не осуждали по партийной линии?

— Это правда. Много людей об этом знало и осуждало, но не официально. Александров уже был очень пожилой человек, поэтому союз и браком-то назвать было нельзя. В основном это было сделано для того, чтобы уберечь имущество — ведь Орлова и Александров в СССР одни из немногих были «миллионерами» по меркам того времени.

— Но как же так получилось, что у наследников такой знаменитой и богатой пары настолько не сложилась жизнь?

«Мусоргский». Любовь Орлова в роли Татьяны Платоновой. 1951 год.

— Последние годы Орлова тянула семью на себе — содержала дом, давала концерты, работала в театре. Александров же ничего не делал. Снял один фильм «Скворец и Лира», который никуда не пошёл. Когда Любовь Петровна скончалась, сложилась безвыходная в финансовом плане ситуация. Вскоре умер Дуглас-Вася, который часто выпивал. Все заботы свалились на плечи жены Дугласа-Васи, Галины. Григорий Васильевич считал: она должна заменить Орлову в семье. Но у неё самой был сын Гриша, который пил и ничего не делал. Галя тоже довольно быстро ушла… Так у меня на руках остался этот Гриша, крест на всю жизнь.

— Вы упомянули последний фильм Александрова «Скворец и Лира». Орлова снималась в нём незадолго до смерти и в одном из эпизодов появилась в траурном платье. Это был такой символичный жест прощания?

— Не совсем так. Если вы по­смотрите все фильмы Орловой, то увидите, что она начиная с «Весёлых ребят» и до «Скворца и Лиры» предстаёт на экране во всевозможных нарядах. Не было модного по тем временам платья, костюма, шляпки, в чём Орлова не показалась бы перед зрителем. И вдруг выяснилось: единственное, чего никогда не было в картинах с Орловой, — траурного платья с вуалью. И Александров придумал эпизод, в котором умирает герой фильма, только для того, чтобы показать свою любимую в чёрном платье.

Любовь орлова биография личная жизнь и сталин

Любовь Орлова в роли разведчицы в фильме кинорежиссера Григория Александрова «Скворец и Лира». 1973 год.

— В фильме она в 70 играла молодую женщину. Неужели не переживала, что зритель заметит такое несоответствие возрасту? Или надеялась на 90 пластиче­ских операций, которые ей приписывали?

— Очень переживала. Ей было легче играть в театре — там ей давали возрастные роли. А в «Скворце и Лире» ей в 70 лет пришлось изображать 25-летнюю девушку. Никакой грим не спасал, поэтому Александров придумал, что героиня попадает в пожар — из-за этого у неё обгорелые кисти рук, скрытые под перчатками, и она выглядит старше. Что касается 90 пластических операций, я не нашёл этому подтверждения. Напротив, Орлова боялась хирургических вмешательств. Чтобы убрать морщины, постоянно делала специальные маски и обжигания кожи. Кроме того, старалась вести такой образ жизни, который, по её мнению, дольше сохранил бы молодость. Утром выпивала рюмку коньяка — считала, это разглаживает морщины.

Источник

Любовь Орлова (фотография начала 1950-х)

8 марта 1935 года Иосиф Сталин пригласил актрису Любовь Орлову на тайную встречу в своём загородном имении. Не прошло и получаса, как вождь народов помрачнел, сухо распрощался и поспешно вышел из банкетного зала.

Эта история началась за 9 лет до роковой встречи. В 1926 году Любовь Орлова вышла замуж за Андрея Берзина – экономиста, заместителя начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия, который был старше её на 10 лет. Брак был крепким, счастливым. Муж зарабатывал хорошие деньги, поэтому Любовь Петровна не задумывалась о собственной карьере, она работала хористкой в Музыкальном театре им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко, не претендуя на главные роли.

Любовь Орлова (фотография 1916 года)

В 1930-м году прокатилась волна первых сталинских репрессий. В кабинетах НКВД была изобретена новая антисоветская политическая организация – «Трудовая крестьянская партия», к которой приписывали всех, кто был не угоден генеральному секретарю. Андрей Берзин, подобно сотни других молодых и прогрессивных чиновников, был арестован в 4 часа утра в собственной квартире и сослан в Казахстан, где был устроен на работу экономистом-плановиком. В 1938 году Берзин сам стал заключенным. Отсидев более 10 лет, он переехал в Латвию, где вскоре умер.

Кадр из фильма «Весёлые ребята»

Для Любови Орловой началась другая жизнь. Зарплаты хористки не хватало даже на продукты, а на главные роли режиссеры выбирали более юных актрис. Знакомство с молодым только что вернувшимся из США учеником Сергея Эйзенштейна – Григорием Александровым спасло её от разорения. В 1933 году они поженились, в 1934 выпустили совместный фильм «Весёлые ребята», имевший огромный успех, как в СССР, так и заграницей. Только в квартире, а позже в собственном доме Любови Петровны и Григория Васильевича было две спальни.

Григорий Александров и Любовь Орлова (фотография начала 1960-х)

Владелец полного архива писем и документов Любови Орловой и Григория Александрова – Александр Добровинский пишет:

«Александров — тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову».

11 февраля 1935 года в квартире Орловой раздался звонок, приятный мужской голос предупредил: «Не вешайте трубку, сейчас с Вами будет разговаривать товарищ Сталин». Сталин поздравил Орлову, поблагодарил за отличную работу и назначил тайную встречу у себя в загородном доме 8 марта.

Любовь Орлова на даче (1955 год)

Читайте также:  Бойко биография личная жизнь фото

Роскошный банкетный зал, вино, свечи, никого кроме них двоих. Сталин был весел, словоохотлив, он честно признался, что влюблён в Орлову, следит за её карьерой в театре и кино. Наконец он перешел к своему любимому номеру, заявил: «Проси, что хочешь, я все для тебя сделаю!». То, что случилось далее, Александр Добровинский описывает так:

«Тогда она спросила у вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать. В общем-то, тогда Орлова совершила настоящий женский подвиг».

Григорий Александров и Любовь Орлова (фотография начала 1960-х)

В 2015 году издательством ООО «Яуза-пресс» были выпущены поддельные мемуары Любови Орловой «О Сталине с Любовью», в которых подробно рассказывалось о регулярных встречах актрисы и генерального секретаря с 1935 по 1940 год. В этой книге Орлова называет Сталина мужественным, стойким, замечательным человеком, хорошим другом. В жизни ничего подобного не происходило, их разделяла непреодолимая, жгучая ненависть. Единственной любовью великой советской актрисы остался её первый муж – талантливый экономист Андрей Гаспарович Берзин.

Источник

https://ria.ru/20120211/562277402.html

Любовь Орлова между Сталиным и народом

Любовь Орлова между Сталиным и народом

Советский Союз был во многом страной мифов, и одним из таких мифов стали героини народной артистки СССР Любови Орловой. Человеку, который подарил миллионам советских зрителей несколько красивых киносказок о том, что нет другой страны, “где так вольно дышит человек”, 11 февраля исполнилось бы 110 лет.

2012-02-11T10:19

2012-02-11T10:19

2012-02-10T17:09

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn21.img.ria.ru/images/sharing/article/562277402.jpg?2738997051328879393

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2012

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

мнение – авторы

Советский Союз был во многом страной мифов, и одним из таких мифов стали героини народной артистки СССР Любови Орловой. Человеку, который подарил миллионам советских зрителей несколько красивых киносказок о том, что нет другой страны, “где так вольно дышит человек”, 11 февраля исполнилось бы 110 лет.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Советский Союз был во многом страной мифов, и одним из таких мифов стали героини народной артистки СССР Любови Орловой. Человеку, который подарил миллионам советских зрителей несколько красивых киносказок о том, что нет другой страны, “где так вольно дышит человек”, 11 февраля исполнилось бы 110 лет.

Оказаться в нужном месте и в нужное время

Физиологи знают, что положительные эмоции способствуют выработке так называемых гормонов счастья, которые подавляют боль и улучшают состояние больных. Таким “гормоном счастья” для советского общества 1930-1940-х годов несомненно были лучшие фильмы Григория Александрова – “Веселые ребята”, “Цирк”, “Волга-Волга”, главным украшением которых стала ослепительно красивая и очень талантливая актриса из скромной дворянской семьи.

Страна надрывалась на бесконечных стройках социализма и беломорканалах, зловещие “воронки” по ночам увозили очередную порцию арестованных “врагов народа”, а в кинотеатрах счастливые зрители наслаждались музыкальными комедиями с участием Любови Орловой.

Почему именно она стала главной советской киноактрисой? По мнению кинорежиссера Владимира Наумова, Орлова просто попала в нужное место в нужное время.

“Она была очень красивой женщиной, артистична, талантлива – обстоятельства, которые очень редко сходятся в одном человеке”, – рассказал Наумов в интервью РИА Новости. По своей женской ауре Орлова напоминает Владимиру Наумову знаменитую американскую актрису Мэрилин Монро, но при этом он считает Любовь Петровну намного более интересной личностью.

Главный заказчик

Читайте также:  Глафира тарханова биография личная жизнь дети алексей фадеев

Впрочем, говоря о “нужном месте” нельзя забывать и о главном “кинопродюсере” 1930-1950-х годов – Иосифе Сталине, который зорко курировал советский кинематограф, справедливо видя в нем мощный агитационный ресурс. А ресурсу требовался новый киногерой – энергичная и обаятельная личность, весело шагающая в светлое будущее.

Любовь Орлова, которая, вдобавок к своей красоте, отлично играла на музыкальных инструментах, великолепно танцевала и сама выполняла различные трюки, в том числе, акробатические, стала ярким символом нового советского общества.

Неудивительно, что вождь народов сразу же оценил по достоинству ее таланты и изысканный артистизм. В 1934 году, когда был убит Сергей Киров и в стране начал раскручиваться маховик массовых репрессий, у публики появилась развеселая Анюта из “Веселых ребят”.

Но родилась самая яркая советская кинозвезда после просмотра “Веселых ребят” лично Генеральным секретарем ЦК ВКП (б). В ходе камерного киносеанса тогдашний нарком обороны Клим Ворошилов сообщил вождю, что уже смотрел фильм и “смеялся до упаду”. В ответ Сталин заметил, что “картина эта дает возможность интересно, занимательно отдохнуть. Испытали ощущение – точно после выходного дня. Первый раз я испытываю такое ощущение от просмотра наших фильмов, среди которых были весьма хорошие”.

Напоследок Сталин заявил, что марш из кинофильма (“Нам песня строить и жить помогает”) несомненно пойдет в массы, и отдал распоряжение, чтобы песни из “Веселых ребят” были записаны на граммофонные пластинки.

Невидимые миру слезы

Занимательно отдыхала публика и в дальнейшем. К 1936 году, когда зловещий карлик, нарком внутренних дел Николай Ежов приступил к осуществлению большого террора, а многим репрессированным клеили стандартное обвинение в шпионаже, советский обыватель сострадал бедной американке Марион Диксон из кинофильма “Цирк”, которую жестокий импресарио фон Кнейшиц третировал из-за наличия у нее чернокожего сына.

Картина получилась просто гимном доброты и тепла. Особенно ее финал, где простые советские люди передавали друг другу милого негритенка, спасая его от злобного импресарио, и напевали ему на разных языках ласковые колыбельные песни. А самой мощной точкой ленты стала “Песня о Родине” Василия Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского с ее жизнеутверждающим началом “Широка страна моя родная!”.

Позднее, в перестроченные годы, этот музыкальный панегирик СССР удостоился от пересмешников пародии: “Я другой такой страны не знаю,//Где так вольно, смирно и кругом!”

В 1938 году, когда уже состоялись расстрельные процессы над троцкистами-зиновьевцами и высшим руководством Красной Армии во главе с Михаилом Тухачевским, на экраны страны вышла “Волга-Волга”, где Орлова сыграла, пожалуй, самую знаковую и узнаваемую свою роль – задорную письмоносицу Дуню Петрову по прозвищу Стрелка.

Почти никто не знал, что одному из авторов сценария, Николаю Эрдману, вернувшемуся из ссылки, было запрещено проживать в столице; что оператор Владимир Нильсен, снявший большую часть фильма, был обвинен в шпионаже и расстрелян; а первый муж Орловой Андрей Берзин повторно отправлен в ГУЛАГ.

Все эти невидимые миру слезы обнаружились лишь спустя десятилетия, а тогда фильм был с восторгом встречен широкими трудящимися массами. Остался доволен им и главный заказчик, который в годы войны подарил копию фильма президенту США Франклину Рузвельту. Сама же Орлова удостоилась в 1941 году Сталинской премии за исполнение роли Марион Диксон в “Цирке” и Стрелки в “Волга-Волга”.

Эталон стареть не может

“Да, это наивные тексты, но посмотрите, какая энергия, какой чистый глаз, никаких насмешек, народ был счастлив”, – рассказал в интервью РИА Новости народный артист РСФСР Валентин Гафт. По его словам, зрители 1930-х воспринимали Орлову как актрису-мечту, а ее фильмы – как рассказ “о великой жизни замечательно красивых, свободных людей, которые строят что-то необыкновенно хорошее, человеческое. И в этом трагедия этого времени”.

И в чем-то это личная трагедия Любови Орловой. После смерти Сталина ее ослепительная кинокарьера оборвалась. Потом было всего лишь несколько фильмов, которые современники расценили как неудачные. В итоге, звезда экрана вернулась туда, откуда и пришла в кинематограф – в театр.

По мнению актера и режиссера Василия Ливанова, дело не только в изменении политической конъюнктуры. В интервью РИА Новости он подчеркнул, что каждое время выдвигает свое собственное представление о женской красоте, главным выразителем которого является кино.

“Она не была актрисой, которая играла разные роли. Она всегда была собой, кого бы ни играла. Ее ждали, такую Орлову, эталон женской красоты. А эталон стареть не может”, – рассказал Ливанов.

Красивые, но наивные сказки повзрослевшему зрителю были уже неинтересны, а актриса-мечта уже была не той, прежней. Заканчивалось ее время, наступало бессмертие.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник